Укрощение внутреннего волнения сознанием и волей.
Искушение воплощением и погружением в материю.
Ощущение энергоинформационного канала связи с материей.
Отделение от макрокосмической общности и устремление к объективному.
Искушение воплощением и погружением в материю.
Ощущение энергоинформационного канала связи с материей.
Отделение от макрокосмической общности и устремление к объективному.
Понимание непрерывности связей каналов различных уровней.
Усвоение необходимости гармоничного сосуществования.
КРИТСКИЙ БЫК
“Чтобы выполнить... поручение Эврисфея, Гераклу пришлось покинуть Грецию и отправиться на остров Крит. Эврисфей поручил ему привести в Микены критского быка. Этого быка царю Крита Миносу, сыну Европы, послал колебатель земли Посейдон; Минос должен был принести быка в жертву Посейдону. Но Миносу не хотелось приносить в жертву такого прекрасного быка — он оставил его в своем стаде, а в жертву Посейдону принес одного из своих быков. Посейдон разгневался на Миноса и наслал на подаренного быка бешенство. По всему острову носился бык и уничтожал все на своем пути. Геракл поймал быка и укротил. Он сел на широкую спину быка и переплыл на нем через море с Крита на Пелопонес. Геракл привел быка в Микены, но Эврисфей побоялся оставить быка Посейдона в своем стаде и пустил его на волю. Почуяв опять свободу, понесся бешеный бык через весь Пелопонес на север и наконец прибежал в Аттику, на Марафонское поле. Там его убил афинский герой Тесей”.
***
Начнём рассмотрение сюжета со слова (имени) Остров…
Слово Остров, в процессе оккультной герменевтики, по одним параметрам сопоставимо со словосочетанием «Критский бык», по другим параметрам со словом «Телец». Значит, одним из определений духовно–символического корня критского быка может быть слово Остров.
Остров — символ, имеющий несколько значений.
По Юнгу, это — убежище в опасном потоке “моря” бессознательного, то есть синтез сознания и воли. Это — место метафизической силы, где укрощаются волны безмерного и непостижимого. Остров символизирует изоляцию, одиночество, смерть. В определенном смысле можно было бы сравнить, с одной стороны, остров с женщиной, а с другой, с чудовищем и завоевателем. То есть, это может быть кротость и покорность, но, в определённом положении, зверство и необузданная ярость.
Рассматривая слово (имя) Крит, отмечу, что по ряду символических параметров оно соотносится со словами: Ехидна, Великан и Север.
Ехидна — женщина в виде змеи.
Женщина плюс Змея обозначает символическое возрождение, а женщина или первоженщина может означать мать всего сущего. Ева противоположна Деве Марии, или духовной материи. Ева — Natura naturans (мать всего сущего). Вообще же символ женщины имеет три основные аспекта:
– чудовищное существо, очаровывающее, отвлекающее и уводящее мужчин от пути эволюции;
– мать или Magna mater (родина, родной город, мать-природа), соотносимая с аспектом направленных вод и бессознательным;
– девица - незнакомка, возлюбленная.
Особенно интересны те символы, где женщина выступает в ассоциации с фигурой какого–либо животного, например, женщина–лебедь в кельтской и германской мифологии или женщина с козлиным копытом в испанском фольклоре. В обоих случаях женщина исчезает, как только исполняется ее материнская миссия.
Египетская богиня Сехмет, характеризуемая своей разрушительностью, имела тело женщины и голову (следовательно, и душу) льва (как и у Пахт, ранее).
Остановимся на рассмотрении богини Сехмет (Сахмет, Сохмет или Баст), как показательном примере в данном контексте интерпретации мифа и знака Зодиака.
Функция Сехмет. Богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся ее жрецами. Охраняла фараона. Обладала характером, не поддающимся контролю. Носила эпитет "могучая" или "могущественная". Носила имена Великая и Владычица пустыни. Была хранительницей мира и защитницей людей. К ней обращались в минуты опасности. Считалось, что ее гнев приносил мор и эпидемии и, когда в Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов.
Генеалогия. Дочь Ра (его грозное Око), в другом варианте - дочь Нут и Геба, жена Птаха, мать Нефертума.
Иконография. Изображалась в виде женщины с головой львицы.
Священное животное. Львица.
Центр культа. Мемфис. Храмы воздвигались на краю пустыни, где бродили дикие львы. Богине поклонялись в храме Гелиополиса, где жрецы держали священных львов.
В контексте данного мифологического сюжета, примечательна иная ипостась богини – Баст.
Баст или Бастет — в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, её изображали в виде львицы. Отец её - Солнце; мать – Хатор - Луна. Нут, богиня небес, - сестра ей, а брат её - Хонсу, изгоняющий злых духов.
Включение женских морфологических элементов в построение таких традиционных символов, как сфинкс, всегда служит намеком на природный фон, перегруженный проекцией представления или даже космической интуицией. Символика женщины может отражать как самые возвышенные и чистые, так и инстинктивные, и эмоциональные качества. В первом случае она стоит на уровень выше мужчины, во–втором — ниже. В низшем статусе она выступает как соблазнительница, Ewig Weibliche (“вечная женственность”), влекущая все за собой вниз. Змея в этом случае может играть аналогичную роль, то есть увлекающей за собой (обвивающей) жертву и, по Бейли, скрывающей мудрость и тайны сущности. В Египте змея — символ “искушения”, встающего на пути перед теми, кто преодолел ограничения материи и проник в реальность чистого духа.
Для Геракла, вставшего на путь духовного учения, все это очень актуально. Его духовная практика наталкивается на препятствия в виде искушений материального мира.
По Е. Блаватской, змея символизирует обольщение силы материей, что соответствует зодиакальному знаку Тельца. Примерами подобного действия, связанного с женщиной, могут служить повествования о Ясоне и Медее, Геракле и Омфале, Адаме и Еве. В них отражен процесс эволюции и то, как низшее может скрываться в высшем или как предшествующее может существовать в рамках последующего.
Связь змеи и женщины в символизме прослеживается очень четко. Примером тут может выступать фигура Лилит — врага и искусительницы Евы. Символ Змеи отмечается в мифах, связанных с землей, водой, а также огнем и светом. Первородное чудовище — Змей, разделяясь на две части (например, небо и землю), противопоставляет затем их друг другу. Этот символ может говорить о процессе взаимодействия стихий или о соединении Верха и Низа, выступая в нем связующим звеном.
Все перечисленные варианты говорят о том, что духовное воплощение в виде посева заключается в форму, где происходит торможение энергии предшествующего импульса.
Остров Крит, таким образом, являет собой укрощение сил безмерного, непостижимого, бессознательного. Преодолевая поглощающую энергетику физического плана (обольщение и соблазн), идет процесс постижения духовной эволюции и инволюции (совершенствование). Происходит объединение Духа и Материи, связь Верха и Низа (подключение к энергоинформационной структуре Земли). Практически это — процесс соединения энергетики Космоса и энергии Земли в единую систему. Данный принцип иллюстрирует Мандорла8 — миндалевидная фигура, образованная двумя пересекающимися кругами, — союз двух миров или область их пересечения и взаимопроникновения (мир явлений). По иконографическим канонам ее вертикальное изображение рассматривается так: левый круг — Материя, правый круг — Дух.
Теперь обратимся к слову “Великан”.
Это имя создаёт ощущение массивности, плотности, весомости и характеризует материальный мир. Интерпретируя, обратим внимание на то, что слово может иметь составной смысл. Часть его (ВЕЛИК-) говорит о величии, великолепии, о мощи или тяжести. Оставшиеся две буквы А и Н могут быть рассмотрены через символизм: А — начало; Н — накрытие, “небо”, низвержение. Буква Н (небо, низвержение) противостоит М (М — материнство, материя, “земля”).
Таким образом, Великан — поглощение в материальный мир нематериальной субстанции – оплодотворение Небом - плод Неба. Великан подобен Титану. А как известно, Титаны (др.-греч. Τιτάν) — в древнегреческой мифологии дети Урана (неба) - отца и Геи (земли) - матери.
Рассматривая слово “Север”, отметим его символический характер замедления, как следствие замерзания (завязи). Вместе с понятием холода, оно олицетворяет стремление к одиночеству или обособлению. Интерпретация слова может говорить об индивидуальности, избирательности, отделении от общности или от своей Обители.
В начале интерпретации текста уже проявились характеристики и качества, указывающие на стихию Земли и астрологический знак Тельца. Однако, этого недостаточно и для большей уверенности следует рассмотреть ещё несколько ключевых элементов текста данного подвига.
Вначале рассмотрим имя-титул правителя острова Крит, а именно - Царь.
Кого можно называть царем, и что вложено в это слово?
На Руси говорили “Царь-Батюшка”.
Это словосочетание, в нумерологическом выражении через систему Таро соответствует Аркану “Верховный Жрец” (“Папа”), астрологическое соответствие — Телец.
Если “Батюшку” по смыслу заменить словом “Отец”, получим, что сочетание Царь-Отец сопоставимо слову Батюшка, а последнее и слову Бог. В древности считали, что Царь есть ставленник Бога. Само же слово “Царь”, через формулы оккультной герменевтики, сочетается со словами “Конец” и “Знаток”. Вспомним государственную пирамиду или пирамиду социального устройства древнего государства. Верхнюю ее точку (оконечность) занимает положение Царя. Царь — высшее и конечное должностное лицо в пирамиде общественного устройства. Его положение наиболее близко к божественным силам. На вершине такой пирамиды должен находиться не просто Царь (приближенный к Богу — самый близкий), а Знаток (мудрец) — предводитель общества. Такое положение отвечало бы желаниям всего народа и, по–видимому, поощрялось бы Божественными силами. Через него (верховную власть) Высшие силы транслируют свои указания. Царь — первая ступенька лестницы между Макро– и Микрокосмом, находящаяся в физическом (материальном) царстве. Одна нога у него как бы в материальном мире, а другая в мире нематериальном. Задача его не просто быть посредником, а выполнять свои функции на благо общества, всех людей, которые находятся под ним в иерархической пирамиде земного общества. Царь должен служить и в этом его главная задача.
Теперь разберемся с именем самого царя, словом “Минос”.
Используя формулы оккультной интерпретации, определяем, что слово Минос являет подобие таким словам, как “Число”, “Оценка”, “Семя”, “Галактика”.
Слово “Число” представляет силу особого характера.
Все числа следуют из единицы. Единица, как цифра, фигурировала в предыдущем, первом подвиге, но тут проявляется число, которое является составным. Число, образованное из единицы, все глубже погружается в материю, в усложняющиеся процессы, в феноменальный мир. Идет процесс укоренения. Тем ни менее, первые десять цифр в греческой эзотерической системе (в восточной традиции 12) имеют отношение к Духу. Они — сущности, архетипы и символы. Остальные — продукт их комбинаций.
Слово “Семя” еще больше дает вид этого укоренения, определяя его форму. Семя — посев — погружение в почву для последующего роста (выращивания). Символически семя характеризуется направленностью сил непредвиденных возможностей (м.б. тайных), присутствие которых является основой надежды на благополучие. Эти потенциальные возможности характеризуют и мистический Центр — невидимую точку, в которой берут свое начало каждая ветка, каждый росток великого Мирового Древа. Иначе говоря, семя — это сила из Макрокосма, которая обладает потенцией для выращивания Подобной силы в Микрокосме, то есть на Земле, в человеке.
Слово “Галактика”. Древние называли этим именем все то, что находилось вне планеты Земля, все, что вокруг нее в космосе, все, что имеет внешнюю (надлежащую) силу.
Слово (имя) “Минос” почти ассоциативно слову “Минус”, которое, в свою очередь, подобно словам “Ноль” или “Нуль”. Буквы “О” в слове ноль и “У” в слове нуль, в данном случае показательны. “О” может выступать как символ поверхности, грани какого-либо Мира (вспомним, хотя бы, про Мандорлу, которая образована двумя “О”). “У” представляется углубленностью во что–то или проникновением вглубь. Недаром форма буквы “У” происходит от финикийского знака “Вав”, который означает “гвоздь”. С учетом мистических манипуляций характеристиками букв “О” и “У”, слово (имя) Минос претендует на представление в феноменальном мире.
Символически характеризуя царя Миноса, можно говорить о совокупности неких сил Макро- и Микрокосма. В этом имени отражено взаимопроникновение энергий высшего импульса в тело, а физических сил навстречу семени (импульсу). Все эти действия объединяют духовный и физический миры, закрепляют взаимодействие, доводя его до стабильного функционирования. Все это происходит на уровне Микрокосма или чуть ниже Макрокосма — в нижних его слоях.
Таким образом, Минос символизирует погружение энергии Макрокосма в нижние свои слои до слияния с энергетикой Микрокосмических сил (тел), неся при этом импульс и потенции для совершенствования и развития материи. Соединяясь, оба этих потока создают устойчивую систему энергоинформационного взаимодействия (энергоинформационный скелет), что способствует не только обмену информацией, но и коррекции развития низших сфер со стороны высших.
Царь Минос первым принял, как высшее звено пирамиды социума (посредник на физическом плане), энергоинформационный поток (информацию) но, по сюжету мифа, не трансформировал его. По велению Высшей иерархии он не принес соответствующее полученное надлежащее в жертву необходимым объемом и качеством (потенциалом), что привело к необратимым процессам (бешенству быка), нестабильности и увеличению разности потенциалов сфер — напряжению. Гераклу было дано задание ликвидировать это напряжение. Поймать быка и отвести его Эврисфею, что фактически означало возвращение баланса энергий в системе “низ”–”верх”. Геракл поймал и укротил быка. Баланс был восстановлен, и нормальное течение на какое-то время стабилизировалось. На это было и благословение — Эврисфей, он отпустил Быка на свободу, на Землю, то есть обеспечил свободное течение энергоинформационного потока, чего не смог сделать царь Крита.
Через систему символов Таро слово Минос можно охарактеризовать как Юпитер в Близнецах. Это говорит о правителе острова, как о поверхностном, необязательном и недалеком во взглядах царе.
Рассматривая полное словосочетание “Царь Крита Миноса”, следует отметить, что одно из его нумерологических значений ориентирует на прообраз Лунного месяца, имеющего 28 календарных дней. Это признак покровительства Луны (сферы бессознательного) - характеристика всем деяниям правителя и знака Тельца, как области Зодиака, в которой Луна находится в превосходной степени, в своей экзальтации.
И ещё раз о соотношении миров и взаимопроникновении энергий…
Система энергоинформационного взаимодействия хорошо показана в тексте мифа:
“...быка царю Крита Миносу... послал колебатель земли Посейдон; Минос должен был принести быка в жертву Посейдону”.
Как видим, тут идет вполне обычный взаимообмен. Иерархия или высшие силы, дают (быка), а нижние должны через определенные ритуалы (жертвоприношение) вернуть его обратно.
Обратимся к скрытому смыслу слова Жертвоприношение и слову Жертва. Считается, что жертвовать — осуществлять процесс пожертвования собой как физическим телом, при котором приобретаемая посредством этого духовная энергия пропорциональна значимости того, что потеряно.
Если так, тогда понятен смысл ритуала жертвоприношения Быка.
Одними из значений, характеризующих противоположный смысл слова Жертва, в контексте оккультной герменевтики, являются слова Телец и Мать.
Мать (женщина) — хранительница очага оберегает свой плод (детей).
Телец, по астрологическим канонам, — знак фиксированного креста, он не предрасположен к трансформации - статичен.
Эти слова, характеризуя стабилизирующие и сберегающие функции материи, говорят об обратном процессе жертвоприношению. Следовательно, из данных слов видно, что жертва — это некая “пища” или продукт поглощения, но поглощение не прямое, а через изменение свойств поглощаемого продукта, то есть через мистическую трансформацию или превращение материальной (плотной) составляющей объекта в духовную (разуплотненную) субъективную составляющую.
Интересно слово “Посейдон”.
Символически его можно разделить на две части — “Посей-” и “-Дон”, то есть “сеющего на дно”. А поскольку Посейдон занимает иерархическую ступень выше, чем материальные земные существа, то, вполне вероятно, в его функции входило передавать (сеять) информацию Иерархии в пределы деятельности людей (на дно). Недаром говорят, что жизнь появилась на земле из воды, а вода — вещество космическое. Вероятно, умирая, человек как бы приносит себя в “жертву” этой космической макроструктуре. Он отдает то, что страданиями и лишениями или радостью и счастьем накопил в течение жизни через рост или падение своей духовной составляющей — трансформацию и совершенствование своего “Я”.
Чтобы ощутить полную картину скрытого мифического действа, выясним, что же такое слово (имя) Бык?
В символизме бык связан с Тельцом, и мы можем сделать вывод, что отказ Миноса от жертвования дареного быка вполне объясним символической противоположностью Жертвоприношения с Тельцом при желании обособления и закрепления (быка) в нижних микрокосмических слоях. Энергоинформационные потоки иерархии высшего порядка мощны и великолепны, но и отдача должна, по–видимому, быть адекватной, поддерживающей всеобщий баланс. Минос нарушил этот баланс, принеся в жертву одного из своих быков, что, естественно, не адекватно обретённому от Высших сфер.
Отметим также, что в древности бык подпадал под лунное изображение настолько же часто, как и под солнечное. Так что он мог означать принцип Земли, Матери, “влажного”, а также Грома, Отца, Неба. Так, месопотамский лунный бог Син часто принимал облик быка. Египетского лунного бога Осириса, вероятно, представлял бык Апис. Ведический бог Ширья — солнечный бык. Согласно ассирийским верованиям, бык родился от солнца. Некоторые исследователи считают это не противоречием, а закономерностью при смене более древнего культа Луны на культ Солнца. Однако бык может быть первым, главным лунным символом и потому, что морфологически он подобен луне из–за сходства с месяцем (в сходстве с солнечным символом он уступает льву). Такую точку зрения выразил Элиаде, предположивший, что бык представляет, скорее, не какое–либо астральное тело, но оплодотворяющее небо, а также, что и бык, и гром в качестве символов связывались с атмосферными божествами (рев быка ассоциировался с раскатами грома). Шнайдер замечает, что, поскольку бык соответствует переходной зоне, он символизирует узы, связывающие небо и землю8.
Таким образом, из ассоциативных рассуждений следует, что бык в мифологии — это связующий элемент двойного действия.
Бык — энергоинформационный обмен. С “неба” на “землю” идет оплодотворение, а с “земли” в “небо” через структурную перестройку — отдача оплодотворенной материи (конверсии физических тел) и распада после достижения определенного потенциала. Этот процесс может идти бесконечно, пока происходит смена Солнца Луной и Луны Солнцем.
Практика мистического сложения кодов букв слова Бык, даёт значение, ассоциируемое со значением слова Марс, о котором мы поговорим ниже.
Из этого можно заключить, что дисбаланс энергий Макро- и Микрокосмоса может вызывать стрессовое состояние физических тел (“Посейдон разгневался … и наслал на … быка бешенство ”). В масштабах планеты такой дисбаланс приводит к природной и социальной напряженности (катастрофам, вооруженным конфликтам, войнам), которые компенсируют (жертвуют) разрушениями, лишениями и даже смертью недостаток энергоинформационного потока от Микрокосмоса.
Становится ясен вывод, подсказанный мифом, — чтобы не было бешенства, катаклизмов, войн и других трагедий, следует научиться отдавать то, что мы получаем. Нужно увеличивать свой духовный потенциал и стремиться через высшие космические идеалы к естественной природе бытия. Именно этим должно быть пронизано все человечество. Только гармония верхних и нижних космических структур дает нормальный эволюционный процесс на планете, и будет способствовать положительному развитию не только материального мира, но и всей духовной иерархии в целом. Бешенство быка (неравенство потенциалов сторон энергоинформационного обмена) будет, по–видимому, до тех пор беспокоить материальный мир, пока мы не поймем, что только разумное и гуманное “жертвоприношение” (повышение своего духовного уровня и отдача) способно снять напряжение и восстановить баланс.
Чтобы через имя Быка еще глубже понять сущность энергоинформационных потоков, обратимся к равным по символическим отношениям аналогам данного слова.
Слово Бык, через формулы оккультной герменевтики сопоставимо со словами Пёс и Свод.
“Пес” (собака) — не только символ преданности, пришедший из средневековья (часто изображался у ног женщины на надгробиях). Это — и аллегория священника (собаки в охране стада). В более широком смысле он может выступать как проводник души в “Ночной Переправе”. Он имеет сходное значение, когда появляется в описаниях жертвоприношения быка Митрой. Пес (собака) — это характеристика энергоинформационного потока от материального мира к духовному, от “земли” к “небу” или “Ночная Переправа” после факта “жертвования”. Связь быка (его жертвоприношения) и собаки говорит о верности рассуждений8.
Слово “Свод”, по утверждению Лео Фробениуса, в доисторическом мышлении представляет союз бога Неба с богиней Земли (разделение двух этих божеств создало пустоту)8. Свод говорит о связи Высшего и Низшего. По аналогии с быком его можно представить потоком именно от “Неба” к “Земле” — от более “активной” янской составляющей к более “пассивной” — иньской.
И всё-таки, одно слово “Бык” еще не несет объемной информации для определённой привязки подвига к соответствующему знаку Зодиака.
Поэтому рассмотрим словосочетание — “Критский Бык”.
Фраза Критский бык, как символ того быка, которого послало “Небо”, по определённым символическим показателям, сопоставима с именем Телец и ориентирует на соответствующий зодиакальный знак. Почему?
Во-первых, ни один из знаков Зодиака по своим символическим параметрам не дает таких ассоциаций к словосочетанию “критский бык”, кроме как знак Тельца.
Во-вторых, словосочетание “критский бык” по одному из символических параметров выявленных в процессе оккультной герменевтики, с некоторым допущением, соотносится со словом Дьявол. В символике Таро Аркан “Дьявол” в прямом виде говорит о больших материальных побуждениях, погружении в материю и плотских желаниях. Эта характеристика еще раз подтверждает правильность мысли в определении зодиакального знака.
Хочется отметить, что с Арканом “Дьявол” по нумерологическим параметрам связано и слово Любовь. С богиней любви в алхимии сочетается планета Венера. Духовными значениями Венеры являются два аспекта: аспект духовной любви и аспект физического влечения. Некоторые исследователи однозначно считают подлинное символическое значение Венеры по своему характеру, как физическое и механическое. Однако, при более подробном и внимательном рассмотрении имени Любовь, можно вскрыть его двойственную природу. Скорее всего, понимание истинной, а не ложной любви (физического влечения) должно сформироваться после прохождения уроков, данных “Черным ангелом”. Примечательно, что именно любовь способна решить задачу энергоинформационного баланса Микро– и Макрокосмоса. Любовь - то, что идет “сверху” и то, что должно исходить “снизу” – символ энергоинформационного потока.
В зодиакальном знаке Тельца затрагивается материальная сторона бытия. Тут же происходит и проникновение божественной любви в сферы материального, в плотскую жизнь с программой воссоздания (созидания) с живущими на земле физическими телами структур обратной связи. Аспект взаимообмена — самый главный. Управляя знаком Тельца, Венера дает возможность трансформации от плотской к более высокой сфере бытия, духовности. Это — процесс выбора.
Дополнительно, рассматривая словосочетание “Критский бык”, отметим, что в системе Таро оно символизирует высшее благословение, нисхождение высшего на более низкий план и путь служения Господу. В том числе, по иным символическим параметрам, словосочетание соотносится с планетой Марс, что характеризует у Быка неукротимую мощь, буйный нрав, конфликтность, вспыльчивость и смятение. Это объяснимо, если учесть, что в знаке Тельца данная планета в изгнании и не проявляет себя гармонично, чувствуя изоляцию и отсутствие поддержки.
“Эврисфей побоялся оставить быка в своем стаде и отпустил на волю”.
Почуяв свободу, бык помчался на север, там его и убил (принес в жертву) Тесей.
Пришло время разобраться с иносказательной ролью Тесея.
Интерпретация показывает, что слово Тесей в своём проявленном ключе соотносится со словом Знание, а в скрытом ключе, со словами Этап и Зодиак.
При рассмотрении слова (имени) “Тесей” становится понятным, что может способствовать энергоинформационному балансу — что требуется от обычных людей, представителей социума. Главное — Знание и понимание именно духовных сфер и процессов. Это — Знание законов природы, космоса и систем их взаимосвязи на тонком уровне, а также осознание периодичности и цикличности, в том числе и зодиакальной.
С учетом порядка расположения знаков по зодиакальному кругу и определённому нами существу и положению зодиакального знака Тельца, становится понятным направление цикла - движение от Овна к Близнецам — “...все дальше на север...”, где и настиг быка Тесей.
Усвоение необходимости гармоничного сосуществования.
КРИТСКИЙ БЫК
“Чтобы выполнить... поручение Эврисфея, Гераклу пришлось покинуть Грецию и отправиться на остров Крит. Эврисфей поручил ему привести в Микены критского быка. Этого быка царю Крита Миносу, сыну Европы, послал колебатель земли Посейдон; Минос должен был принести быка в жертву Посейдону. Но Миносу не хотелось приносить в жертву такого прекрасного быка — он оставил его в своем стаде, а в жертву Посейдону принес одного из своих быков. Посейдон разгневался на Миноса и наслал на подаренного быка бешенство. По всему острову носился бык и уничтожал все на своем пути. Геракл поймал быка и укротил. Он сел на широкую спину быка и переплыл на нем через море с Крита на Пелопонес. Геракл привел быка в Микены, но Эврисфей побоялся оставить быка Посейдона в своем стаде и пустил его на волю. Почуяв опять свободу, понесся бешеный бык через весь Пелопонес на север и наконец прибежал в Аттику, на Марафонское поле. Там его убил афинский герой Тесей”.
***
Начнём рассмотрение сюжета со слова (имени) Остров…
Слово Остров, в процессе оккультной герменевтики, по одним параметрам сопоставимо со словосочетанием «Критский бык», по другим параметрам со словом «Телец». Значит, одним из определений духовно–символического корня критского быка может быть слово Остров.
Остров — символ, имеющий несколько значений.
По Юнгу, это — убежище в опасном потоке “моря” бессознательного, то есть синтез сознания и воли. Это — место метафизической силы, где укрощаются волны безмерного и непостижимого. Остров символизирует изоляцию, одиночество, смерть. В определенном смысле можно было бы сравнить, с одной стороны, остров с женщиной, а с другой, с чудовищем и завоевателем. То есть, это может быть кротость и покорность, но, в определённом положении, зверство и необузданная ярость.
Рассматривая слово (имя) Крит, отмечу, что по ряду символических параметров оно соотносится со словами: Ехидна, Великан и Север.
Ехидна — женщина в виде змеи.
Женщина плюс Змея обозначает символическое возрождение, а женщина или первоженщина может означать мать всего сущего. Ева противоположна Деве Марии, или духовной материи. Ева — Natura naturans (мать всего сущего). Вообще же символ женщины имеет три основные аспекта:
– чудовищное существо, очаровывающее, отвлекающее и уводящее мужчин от пути эволюции;
– мать или Magna mater (родина, родной город, мать-природа), соотносимая с аспектом направленных вод и бессознательным;
– девица - незнакомка, возлюбленная.
Особенно интересны те символы, где женщина выступает в ассоциации с фигурой какого–либо животного, например, женщина–лебедь в кельтской и германской мифологии или женщина с козлиным копытом в испанском фольклоре. В обоих случаях женщина исчезает, как только исполняется ее материнская миссия.
Египетская богиня Сехмет, характеризуемая своей разрушительностью, имела тело женщины и голову (следовательно, и душу) льва (как и у Пахт, ранее).
Остановимся на рассмотрении богини Сехмет (Сахмет, Сохмет или Баст), как показательном примере в данном контексте интерпретации мифа и знака Зодиака.
Функция Сехмет. Богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся ее жрецами. Охраняла фараона. Обладала характером, не поддающимся контролю. Носила эпитет "могучая" или "могущественная". Носила имена Великая и Владычица пустыни. Была хранительницей мира и защитницей людей. К ней обращались в минуты опасности. Считалось, что ее гнев приносил мор и эпидемии и, когда в Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов.
Генеалогия. Дочь Ра (его грозное Око), в другом варианте - дочь Нут и Геба, жена Птаха, мать Нефертума.
Иконография. Изображалась в виде женщины с головой львицы.
Священное животное. Львица.
Центр культа. Мемфис. Храмы воздвигались на краю пустыни, где бродили дикие львы. Богине поклонялись в храме Гелиополиса, где жрецы держали священных львов.
В контексте данного мифологического сюжета, примечательна иная ипостась богини – Баст.
Баст или Бастет — в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, её изображали в виде львицы. Отец её - Солнце; мать – Хатор - Луна. Нут, богиня небес, - сестра ей, а брат её - Хонсу, изгоняющий злых духов.
Включение женских морфологических элементов в построение таких традиционных символов, как сфинкс, всегда служит намеком на природный фон, перегруженный проекцией представления или даже космической интуицией. Символика женщины может отражать как самые возвышенные и чистые, так и инстинктивные, и эмоциональные качества. В первом случае она стоит на уровень выше мужчины, во–втором — ниже. В низшем статусе она выступает как соблазнительница, Ewig Weibliche (“вечная женственность”), влекущая все за собой вниз. Змея в этом случае может играть аналогичную роль, то есть увлекающей за собой (обвивающей) жертву и, по Бейли, скрывающей мудрость и тайны сущности. В Египте змея — символ “искушения”, встающего на пути перед теми, кто преодолел ограничения материи и проник в реальность чистого духа.
Для Геракла, вставшего на путь духовного учения, все это очень актуально. Его духовная практика наталкивается на препятствия в виде искушений материального мира.
По Е. Блаватской, змея символизирует обольщение силы материей, что соответствует зодиакальному знаку Тельца. Примерами подобного действия, связанного с женщиной, могут служить повествования о Ясоне и Медее, Геракле и Омфале, Адаме и Еве. В них отражен процесс эволюции и то, как низшее может скрываться в высшем или как предшествующее может существовать в рамках последующего.
Связь змеи и женщины в символизме прослеживается очень четко. Примером тут может выступать фигура Лилит — врага и искусительницы Евы. Символ Змеи отмечается в мифах, связанных с землей, водой, а также огнем и светом. Первородное чудовище — Змей, разделяясь на две части (например, небо и землю), противопоставляет затем их друг другу. Этот символ может говорить о процессе взаимодействия стихий или о соединении Верха и Низа, выступая в нем связующим звеном.
Все перечисленные варианты говорят о том, что духовное воплощение в виде посева заключается в форму, где происходит торможение энергии предшествующего импульса.
Остров Крит, таким образом, являет собой укрощение сил безмерного, непостижимого, бессознательного. Преодолевая поглощающую энергетику физического плана (обольщение и соблазн), идет процесс постижения духовной эволюции и инволюции (совершенствование). Происходит объединение Духа и Материи, связь Верха и Низа (подключение к энергоинформационной структуре Земли). Практически это — процесс соединения энергетики Космоса и энергии Земли в единую систему. Данный принцип иллюстрирует Мандорла8 — миндалевидная фигура, образованная двумя пересекающимися кругами, — союз двух миров или область их пересечения и взаимопроникновения (мир явлений). По иконографическим канонам ее вертикальное изображение рассматривается так: левый круг — Материя, правый круг — Дух.
Теперь обратимся к слову “Великан”.
Это имя создаёт ощущение массивности, плотности, весомости и характеризует материальный мир. Интерпретируя, обратим внимание на то, что слово может иметь составной смысл. Часть его (ВЕЛИК-) говорит о величии, великолепии, о мощи или тяжести. Оставшиеся две буквы А и Н могут быть рассмотрены через символизм: А — начало; Н — накрытие, “небо”, низвержение. Буква Н (небо, низвержение) противостоит М (М — материнство, материя, “земля”).
Таким образом, Великан — поглощение в материальный мир нематериальной субстанции – оплодотворение Небом - плод Неба. Великан подобен Титану. А как известно, Титаны (др.-греч. Τιτάν) — в древнегреческой мифологии дети Урана (неба) - отца и Геи (земли) - матери.
Рассматривая слово “Север”, отметим его символический характер замедления, как следствие замерзания (завязи). Вместе с понятием холода, оно олицетворяет стремление к одиночеству или обособлению. Интерпретация слова может говорить об индивидуальности, избирательности, отделении от общности или от своей Обители.
В начале интерпретации текста уже проявились характеристики и качества, указывающие на стихию Земли и астрологический знак Тельца. Однако, этого недостаточно и для большей уверенности следует рассмотреть ещё несколько ключевых элементов текста данного подвига.
Вначале рассмотрим имя-титул правителя острова Крит, а именно - Царь.
Кого можно называть царем, и что вложено в это слово?
На Руси говорили “Царь-Батюшка”.
Это словосочетание, в нумерологическом выражении через систему Таро соответствует Аркану “Верховный Жрец” (“Папа”), астрологическое соответствие — Телец.
Если “Батюшку” по смыслу заменить словом “Отец”, получим, что сочетание Царь-Отец сопоставимо слову Батюшка, а последнее и слову Бог. В древности считали, что Царь есть ставленник Бога. Само же слово “Царь”, через формулы оккультной герменевтики, сочетается со словами “Конец” и “Знаток”. Вспомним государственную пирамиду или пирамиду социального устройства древнего государства. Верхнюю ее точку (оконечность) занимает положение Царя. Царь — высшее и конечное должностное лицо в пирамиде общественного устройства. Его положение наиболее близко к божественным силам. На вершине такой пирамиды должен находиться не просто Царь (приближенный к Богу — самый близкий), а Знаток (мудрец) — предводитель общества. Такое положение отвечало бы желаниям всего народа и, по–видимому, поощрялось бы Божественными силами. Через него (верховную власть) Высшие силы транслируют свои указания. Царь — первая ступенька лестницы между Макро– и Микрокосмом, находящаяся в физическом (материальном) царстве. Одна нога у него как бы в материальном мире, а другая в мире нематериальном. Задача его не просто быть посредником, а выполнять свои функции на благо общества, всех людей, которые находятся под ним в иерархической пирамиде земного общества. Царь должен служить и в этом его главная задача.
Теперь разберемся с именем самого царя, словом “Минос”.
Используя формулы оккультной интерпретации, определяем, что слово Минос являет подобие таким словам, как “Число”, “Оценка”, “Семя”, “Галактика”.
Слово “Число” представляет силу особого характера.
Все числа следуют из единицы. Единица, как цифра, фигурировала в предыдущем, первом подвиге, но тут проявляется число, которое является составным. Число, образованное из единицы, все глубже погружается в материю, в усложняющиеся процессы, в феноменальный мир. Идет процесс укоренения. Тем ни менее, первые десять цифр в греческой эзотерической системе (в восточной традиции 12) имеют отношение к Духу. Они — сущности, архетипы и символы. Остальные — продукт их комбинаций.
Слово “Семя” еще больше дает вид этого укоренения, определяя его форму. Семя — посев — погружение в почву для последующего роста (выращивания). Символически семя характеризуется направленностью сил непредвиденных возможностей (м.б. тайных), присутствие которых является основой надежды на благополучие. Эти потенциальные возможности характеризуют и мистический Центр — невидимую точку, в которой берут свое начало каждая ветка, каждый росток великого Мирового Древа. Иначе говоря, семя — это сила из Макрокосма, которая обладает потенцией для выращивания Подобной силы в Микрокосме, то есть на Земле, в человеке.
Слово “Галактика”. Древние называли этим именем все то, что находилось вне планеты Земля, все, что вокруг нее в космосе, все, что имеет внешнюю (надлежащую) силу.
Слово (имя) “Минос” почти ассоциативно слову “Минус”, которое, в свою очередь, подобно словам “Ноль” или “Нуль”. Буквы “О” в слове ноль и “У” в слове нуль, в данном случае показательны. “О” может выступать как символ поверхности, грани какого-либо Мира (вспомним, хотя бы, про Мандорлу, которая образована двумя “О”). “У” представляется углубленностью во что–то или проникновением вглубь. Недаром форма буквы “У” происходит от финикийского знака “Вав”, который означает “гвоздь”. С учетом мистических манипуляций характеристиками букв “О” и “У”, слово (имя) Минос претендует на представление в феноменальном мире.
Символически характеризуя царя Миноса, можно говорить о совокупности неких сил Макро- и Микрокосма. В этом имени отражено взаимопроникновение энергий высшего импульса в тело, а физических сил навстречу семени (импульсу). Все эти действия объединяют духовный и физический миры, закрепляют взаимодействие, доводя его до стабильного функционирования. Все это происходит на уровне Микрокосма или чуть ниже Макрокосма — в нижних его слоях.
Таким образом, Минос символизирует погружение энергии Макрокосма в нижние свои слои до слияния с энергетикой Микрокосмических сил (тел), неся при этом импульс и потенции для совершенствования и развития материи. Соединяясь, оба этих потока создают устойчивую систему энергоинформационного взаимодействия (энергоинформационный скелет), что способствует не только обмену информацией, но и коррекции развития низших сфер со стороны высших.
Царь Минос первым принял, как высшее звено пирамиды социума (посредник на физическом плане), энергоинформационный поток (информацию) но, по сюжету мифа, не трансформировал его. По велению Высшей иерархии он не принес соответствующее полученное надлежащее в жертву необходимым объемом и качеством (потенциалом), что привело к необратимым процессам (бешенству быка), нестабильности и увеличению разности потенциалов сфер — напряжению. Гераклу было дано задание ликвидировать это напряжение. Поймать быка и отвести его Эврисфею, что фактически означало возвращение баланса энергий в системе “низ”–”верх”. Геракл поймал и укротил быка. Баланс был восстановлен, и нормальное течение на какое-то время стабилизировалось. На это было и благословение — Эврисфей, он отпустил Быка на свободу, на Землю, то есть обеспечил свободное течение энергоинформационного потока, чего не смог сделать царь Крита.
Через систему символов Таро слово Минос можно охарактеризовать как Юпитер в Близнецах. Это говорит о правителе острова, как о поверхностном, необязательном и недалеком во взглядах царе.
Рассматривая полное словосочетание “Царь Крита Миноса”, следует отметить, что одно из его нумерологических значений ориентирует на прообраз Лунного месяца, имеющего 28 календарных дней. Это признак покровительства Луны (сферы бессознательного) - характеристика всем деяниям правителя и знака Тельца, как области Зодиака, в которой Луна находится в превосходной степени, в своей экзальтации.
И ещё раз о соотношении миров и взаимопроникновении энергий…
Система энергоинформационного взаимодействия хорошо показана в тексте мифа:
“...быка царю Крита Миносу... послал колебатель земли Посейдон; Минос должен был принести быка в жертву Посейдону”.
Как видим, тут идет вполне обычный взаимообмен. Иерархия или высшие силы, дают (быка), а нижние должны через определенные ритуалы (жертвоприношение) вернуть его обратно.
Обратимся к скрытому смыслу слова Жертвоприношение и слову Жертва. Считается, что жертвовать — осуществлять процесс пожертвования собой как физическим телом, при котором приобретаемая посредством этого духовная энергия пропорциональна значимости того, что потеряно.
Если так, тогда понятен смысл ритуала жертвоприношения Быка.
Одними из значений, характеризующих противоположный смысл слова Жертва, в контексте оккультной герменевтики, являются слова Телец и Мать.
Мать (женщина) — хранительница очага оберегает свой плод (детей).
Телец, по астрологическим канонам, — знак фиксированного креста, он не предрасположен к трансформации - статичен.
Эти слова, характеризуя стабилизирующие и сберегающие функции материи, говорят об обратном процессе жертвоприношению. Следовательно, из данных слов видно, что жертва — это некая “пища” или продукт поглощения, но поглощение не прямое, а через изменение свойств поглощаемого продукта, то есть через мистическую трансформацию или превращение материальной (плотной) составляющей объекта в духовную (разуплотненную) субъективную составляющую.
Интересно слово “Посейдон”.
Символически его можно разделить на две части — “Посей-” и “-Дон”, то есть “сеющего на дно”. А поскольку Посейдон занимает иерархическую ступень выше, чем материальные земные существа, то, вполне вероятно, в его функции входило передавать (сеять) информацию Иерархии в пределы деятельности людей (на дно). Недаром говорят, что жизнь появилась на земле из воды, а вода — вещество космическое. Вероятно, умирая, человек как бы приносит себя в “жертву” этой космической макроструктуре. Он отдает то, что страданиями и лишениями или радостью и счастьем накопил в течение жизни через рост или падение своей духовной составляющей — трансформацию и совершенствование своего “Я”.
Чтобы ощутить полную картину скрытого мифического действа, выясним, что же такое слово (имя) Бык?
В символизме бык связан с Тельцом, и мы можем сделать вывод, что отказ Миноса от жертвования дареного быка вполне объясним символической противоположностью Жертвоприношения с Тельцом при желании обособления и закрепления (быка) в нижних микрокосмических слоях. Энергоинформационные потоки иерархии высшего порядка мощны и великолепны, но и отдача должна, по–видимому, быть адекватной, поддерживающей всеобщий баланс. Минос нарушил этот баланс, принеся в жертву одного из своих быков, что, естественно, не адекватно обретённому от Высших сфер.
Отметим также, что в древности бык подпадал под лунное изображение настолько же часто, как и под солнечное. Так что он мог означать принцип Земли, Матери, “влажного”, а также Грома, Отца, Неба. Так, месопотамский лунный бог Син часто принимал облик быка. Египетского лунного бога Осириса, вероятно, представлял бык Апис. Ведический бог Ширья — солнечный бык. Согласно ассирийским верованиям, бык родился от солнца. Некоторые исследователи считают это не противоречием, а закономерностью при смене более древнего культа Луны на культ Солнца. Однако бык может быть первым, главным лунным символом и потому, что морфологически он подобен луне из–за сходства с месяцем (в сходстве с солнечным символом он уступает льву). Такую точку зрения выразил Элиаде, предположивший, что бык представляет, скорее, не какое–либо астральное тело, но оплодотворяющее небо, а также, что и бык, и гром в качестве символов связывались с атмосферными божествами (рев быка ассоциировался с раскатами грома). Шнайдер замечает, что, поскольку бык соответствует переходной зоне, он символизирует узы, связывающие небо и землю8.
Таким образом, из ассоциативных рассуждений следует, что бык в мифологии — это связующий элемент двойного действия.
Бык — энергоинформационный обмен. С “неба” на “землю” идет оплодотворение, а с “земли” в “небо” через структурную перестройку — отдача оплодотворенной материи (конверсии физических тел) и распада после достижения определенного потенциала. Этот процесс может идти бесконечно, пока происходит смена Солнца Луной и Луны Солнцем.
Практика мистического сложения кодов букв слова Бык, даёт значение, ассоциируемое со значением слова Марс, о котором мы поговорим ниже.
Из этого можно заключить, что дисбаланс энергий Макро- и Микрокосмоса может вызывать стрессовое состояние физических тел (“Посейдон разгневался … и наслал на … быка бешенство ”). В масштабах планеты такой дисбаланс приводит к природной и социальной напряженности (катастрофам, вооруженным конфликтам, войнам), которые компенсируют (жертвуют) разрушениями, лишениями и даже смертью недостаток энергоинформационного потока от Микрокосмоса.
Становится ясен вывод, подсказанный мифом, — чтобы не было бешенства, катаклизмов, войн и других трагедий, следует научиться отдавать то, что мы получаем. Нужно увеличивать свой духовный потенциал и стремиться через высшие космические идеалы к естественной природе бытия. Именно этим должно быть пронизано все человечество. Только гармония верхних и нижних космических структур дает нормальный эволюционный процесс на планете, и будет способствовать положительному развитию не только материального мира, но и всей духовной иерархии в целом. Бешенство быка (неравенство потенциалов сторон энергоинформационного обмена) будет, по–видимому, до тех пор беспокоить материальный мир, пока мы не поймем, что только разумное и гуманное “жертвоприношение” (повышение своего духовного уровня и отдача) способно снять напряжение и восстановить баланс.
Чтобы через имя Быка еще глубже понять сущность энергоинформационных потоков, обратимся к равным по символическим отношениям аналогам данного слова.
Слово Бык, через формулы оккультной герменевтики сопоставимо со словами Пёс и Свод.
“Пес” (собака) — не только символ преданности, пришедший из средневековья (часто изображался у ног женщины на надгробиях). Это — и аллегория священника (собаки в охране стада). В более широком смысле он может выступать как проводник души в “Ночной Переправе”. Он имеет сходное значение, когда появляется в описаниях жертвоприношения быка Митрой. Пес (собака) — это характеристика энергоинформационного потока от материального мира к духовному, от “земли” к “небу” или “Ночная Переправа” после факта “жертвования”. Связь быка (его жертвоприношения) и собаки говорит о верности рассуждений8.
Слово “Свод”, по утверждению Лео Фробениуса, в доисторическом мышлении представляет союз бога Неба с богиней Земли (разделение двух этих божеств создало пустоту)8. Свод говорит о связи Высшего и Низшего. По аналогии с быком его можно представить потоком именно от “Неба” к “Земле” — от более “активной” янской составляющей к более “пассивной” — иньской.
И всё-таки, одно слово “Бык” еще не несет объемной информации для определённой привязки подвига к соответствующему знаку Зодиака.
Поэтому рассмотрим словосочетание — “Критский Бык”.
Фраза Критский бык, как символ того быка, которого послало “Небо”, по определённым символическим показателям, сопоставима с именем Телец и ориентирует на соответствующий зодиакальный знак. Почему?
Во-первых, ни один из знаков Зодиака по своим символическим параметрам не дает таких ассоциаций к словосочетанию “критский бык”, кроме как знак Тельца.
Во-вторых, словосочетание “критский бык” по одному из символических параметров выявленных в процессе оккультной герменевтики, с некоторым допущением, соотносится со словом Дьявол. В символике Таро Аркан “Дьявол” в прямом виде говорит о больших материальных побуждениях, погружении в материю и плотских желаниях. Эта характеристика еще раз подтверждает правильность мысли в определении зодиакального знака.
Хочется отметить, что с Арканом “Дьявол” по нумерологическим параметрам связано и слово Любовь. С богиней любви в алхимии сочетается планета Венера. Духовными значениями Венеры являются два аспекта: аспект духовной любви и аспект физического влечения. Некоторые исследователи однозначно считают подлинное символическое значение Венеры по своему характеру, как физическое и механическое. Однако, при более подробном и внимательном рассмотрении имени Любовь, можно вскрыть его двойственную природу. Скорее всего, понимание истинной, а не ложной любви (физического влечения) должно сформироваться после прохождения уроков, данных “Черным ангелом”. Примечательно, что именно любовь способна решить задачу энергоинформационного баланса Микро– и Макрокосмоса. Любовь - то, что идет “сверху” и то, что должно исходить “снизу” – символ энергоинформационного потока.
В зодиакальном знаке Тельца затрагивается материальная сторона бытия. Тут же происходит и проникновение божественной любви в сферы материального, в плотскую жизнь с программой воссоздания (созидания) с живущими на земле физическими телами структур обратной связи. Аспект взаимообмена — самый главный. Управляя знаком Тельца, Венера дает возможность трансформации от плотской к более высокой сфере бытия, духовности. Это — процесс выбора.
Дополнительно, рассматривая словосочетание “Критский бык”, отметим, что в системе Таро оно символизирует высшее благословение, нисхождение высшего на более низкий план и путь служения Господу. В том числе, по иным символическим параметрам, словосочетание соотносится с планетой Марс, что характеризует у Быка неукротимую мощь, буйный нрав, конфликтность, вспыльчивость и смятение. Это объяснимо, если учесть, что в знаке Тельца данная планета в изгнании и не проявляет себя гармонично, чувствуя изоляцию и отсутствие поддержки.
“Эврисфей побоялся оставить быка в своем стаде и отпустил на волю”.
Почуяв свободу, бык помчался на север, там его и убил (принес в жертву) Тесей.
Пришло время разобраться с иносказательной ролью Тесея.
Интерпретация показывает, что слово Тесей в своём проявленном ключе соотносится со словом Знание, а в скрытом ключе, со словами Этап и Зодиак.
При рассмотрении слова (имени) “Тесей” становится понятным, что может способствовать энергоинформационному балансу — что требуется от обычных людей, представителей социума. Главное — Знание и понимание именно духовных сфер и процессов. Это — Знание законов природы, космоса и систем их взаимосвязи на тонком уровне, а также осознание периодичности и цикличности, в том числе и зодиакальной.
С учетом порядка расположения знаков по зодиакальному кругу и определённому нами существу и положению зодиакального знака Тельца, становится понятным направление цикла - движение от Овна к Близнецам — “...все дальше на север...”, где и настиг быка Тесей.