Предисловие
аналогично для каждого следующего текста или знака работы “Оккультно-мифологический Зодиак”
аналогично для каждого следующего текста или знака работы “Оккультно-мифологический Зодиак”
Про своеобразие Вселенной и элементы начал, мудрые догадывались с начала времён. Обладая искренним сердцем и пытливым умом, они, критически оценивая действительность и преодолевая сомнения, тянулись к истине, нащупывали зёрна священного знания и посвящали поиску всю свою жизнь.
На протяжении тысячелетий, постигая пространство и окружающий Космос, не переставая удивляться величию мироздания, выстраивалась система связей и противоречий, закономерностей и циклов, характеризующих основные положения энергий, небесных сфер, тел и самого человека.
Руководствуясь принципами своевременности передачи накопленного знания, большинство ценных источников были обличены в иносказательные формы. Они легко передавались из поколения в поколения, но их суть обреталась только избранными и в исключительных случаях. Положения и ритуалы, связанные с тайнами определялись уставами, которых строго придерживались эзотерические общества. Правила хранили и исполняли, а в ученики и последователи выбирали по особым качествам и критериям.
В связи с духовной необходимостью и положительной прогрессивной динамикой развития человечества, сложилась ситуация, когда многие сокрытые знания прошлого приобрели насущность быть представленными для широкого использования. Часть раритетов и наследий тайных союзов о Законах, стали экзотерическими источниками мысли, рассуждений и интерпретаций открытой оккультной и естественной философии, доступных любому человеку. Многое ещё не исследовано, но часть материалов уже рассмотрено и вызвало немало противоречивых суждений.
Большое значение имеет доверие к источникам информации. Только доверие к их авторам даёт нам возможность окунуться в увлекательный мир герменевтики или творчества по извлечению смысла из текстов, покрытых пеленой времени и загадок, прикоснуться к истине, не имеющей срока давности.
Одним из наиболее популярных сакральных приёмов ряда жреческих школ являлся и является иносказательный цикл. На его основе гармонично выстраиваются важные закономерности, а в описании отражаются качества всего того, что необходимо представить. Использование в сюжете происходящих с героем событий, достаточно, чтобы дать ищущему и пытливому уму ясное представление о связях и отношениях, распаде и возрождении, начале и конце, последовательности и бесконечности, излагая те или иные умопостигаемые и непостижимые конструкции Сущего.
Знаменитым текстом такого рода является и цикл подвигов Геракла, дошедший до нас из мифологии древних эллинов, но, скорее всего, имеющий корни в более ранних источниках, на территории Египта или даже Индии. Циклическим построением, над которым главенствовало бы иносказательное повествование, вполне мог явиться образ небесной архитектуры из области астрологии. Соответствующему построению и описанию весьма подходит круг Зодиака или цикл зодиакальных знаков.
Как известно, Зодиак это элемент космогонического умозрительного образования, одна из предполагаемых моделей божественной метаморфозы, в которой всё преднамеренно и взаимосвязано. С другой стороны, мифологическое повествование подвигов Геракла, демонстрируя связанные сюжетные переходы и глубокие мысли, тоже наводит нас на мысль о чём-то более величественном и сакральном, чем банальное описание жизни вымышленного персонажа. Сюжетная канва произведения образно выражает отдельные сектора воображаемого небесного образования, наделяет смыслами процессы, характеризует те или иные символы и знаки, соотносит с ними планетарных управителей и подчиняет элементам стихий. Хочется отметить, что сам выше обозначенный зодиакальный цикл в эзотерическом ключе, не столько некое структурное построение для отображения движения космических тел, сколько законспирированное знание о взаимовлиянии энергий и сил, образующих сущее, космос и самого человека.
Что удалось интерпретировать, расскажу в порядке последовательности, определяющей совершенствование духовной жизни человека, его постепенного внутреннего взросления и трансформации. Важно понимать зодиакальную архитектуру, но более ценным положением, в том числе и для оккультной философии, является не геометрия, а антропология.
И всё же, задачей данного исследования является Зодиак и характеристики его знаков, следующие из текстов связанных с подвигами, этапами возмужания или совершенствования ученика. Процесс определения соответствия того или иного подвига конкретному знаку Зодиака примечателен тем, что, рассматривая сюжет можно встретить что-то необычное. Касаясь неведомого, у нас есть шанс открыть неожиданное и почерпнуть для себя что-то очень важное. Это увлекательно и интересно.
О В Е Н
Духовное устремление на основе импульса божественных Сил и Идеи.
Получение от Иерарха завета о стремлении к совершенству.
Движение к осознанию существующего порядка мироздания.
Приятие циклического развития.
Накопление опыта постижения причины бытия
КЕРИНЕЙСКАЯ ЛАНЬ
“Эврисфей знал, что в Аркадии живет керинейская лань, посланная богиней Артемидой в наказание людям. Лань эта опустошала поля. Эврисфей велел Гераклу поймать ее и живой доставить в Микены. Эта лань была необычайно красива: рога у нее были золотые, а ноги медные. Подобно ветру, носилась она по горам и долинам Аркадии, не зная никогда усталости. Целый год преследовал Геракл керинейскую лань. Она неслась через горы, через равнины, прыгала через пропасти, переплывала реки. Все дальше и дальше на север бежала лань. Не отставал от нее герой, он преследовал ее, не упуская из виду. Наконец Геракл достиг в погоне за ланью Крайнего Севера — страны гипербореев и истоков Истра. Здесь лань остановилась. Герой хотел схватить ее, но ускользнула она и как стрела понеслась назад, на юг. Опять началась погоня. Только в Аркадии удалось Гераклу настигнуть лань. Даже после столь долгой погони не потеряла она сил. Отчаявшись, Геракл прибег к своим не знающим промаха стрелам. Он ранил златорогую лань стрелой в ногу и только тогда поймал ее. Геракл взвалил чудесную лань на плечи и хотел уже нести ее в Микены, как предстала перед ним разгневанная Артемида и сказала:
— Разве не знал ты, Геракл, что лань эта моя? Зачем оскорбил ты меня, ранив мою любимую лань? Разве не знаешь, что не прощаю я обиды? Или ты думаешь, что ты могущественней богов–олимпийцев?
С благоговением склонился Геракл перед прекрасной богиней и ответил:
— О великая дочь Латоны, не вини меня! Никогда не оскорблял я бессмертных богов, живущих на светлом Олимпе; всегда чтил я небожителей богатыми жертвами и никогда не считал себя равным им, хотя и сам я — сын громовержца Зевса. Не по своей воле преследовал я твою лань, а по повелению Эврисфея. Сами боги повелели мне служить ему, и не смею я ослушаться Эврисфея!
Артемида простила Гераклу его вину. Великий сын громовержца Зевса принес живой в Микены керинейскую лань и отдал ее Эврисфею”.
***
Таким образом, мы видим, что Эврисфей знал, про керинейскую лань, посланную богиней Артемидой (египт. Пакхет или Пахт*) в наказание людям и опустошающую поля.
*В Египетской священной классификации Пахт богиня 16-го верхнеегипетского нома Мех Махедж, имеющего штандарт в виде Белого сернобыка. Богиня (Дух нома) с головой льва впоследствии отождествлялась с Сехет и Баст. Интуитивно Пахт представляется, как:
“Воительница с львиной головою, в одеждах белых и с разящим луком, на правый берег Нила взоры устремляет и быстроногой серной спешит к волнам, чтоб приложить там силу, поддержку оказать”.
Греки сопоставили Пахт с Артемидой и назвали местность с ее культом, Пехи — Σπέος Άρτέμιδος. При Сете I тут был выстроен в скале храм в её честь.
Как известно из греческой мифологии, богиня Артемида дочь Зевса и богини Латоны (рим. или Лето, греч.), сестра Апполона — бога Солнца (света). Девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах. Артемида символ передачи солнечной энергии, отраженного света Солнца, и поэтому она символически соотносится с Луной. Луна, это её лук, а стрелы – лучи Солнца, которые она направляет в поддержку, в том числе и роженицам (считается, что именно ночью происходит наибольший выброс гормонов влияющих на начало процесса родов).
Знак астероида с названием Артемида имеет индекс, состоящий из Луны совмещённой со стрелой - сочетание символа Марса и лунного серпа. При совмещении символов образуется знак Стрельца, под которым Зевс по-родственному покровительствует и направляет её деятельность.
Астрологически, Солнце входит в северное полушарие в знаке Овна, год поворачивается к лету, появляется лань (сернобык) Артемиды и это начало Зодиака, начало пути, точка отсчёта совершенствования. Интересно, что у древних египтян Север концентрировал в себе энергию всего цикла, оттуда шла космическая нить, связывающая все сферы бытия.
“...лань, посланная... Артемидой в наказание людям...”
Наказание — наказ — завет — урок.
От Артемиды (посредницы Всевышнего) исходит завет, который был дан всем, но постичь его было не каждому под силу. Гераклу (духовному Ученику) предстояло освоить это в первую очередь.
Артемида символически предстаёт Ангелом, или энергоинформационным потоком, который транслирует послание человечеству.
Лань – символ Цикла и само послание, задача постижения.
То есть, “поймать лань” значит осознать цикличность мира, цикличность процессов, происходящих в нем, и некоторые следующие из этого закономерности, дающие понятие предыдущим и последующим этапам собственного развития. Это, по всей видимости, и есть начальный урок, который предстояло усвоить Гераклу.
К цикличности нас подводит и понятие года.
“Целый год преследовал...”
Год, возможно, иносказательно берётся за единицу цикла, при котором идет постижение закономерностей в духовном совершенствовании. Если посмотреть на это с точки зрения геометрии и календаря, то в 3000 году до н. э. в Египте, в его Древнем царстве, год состоял из 360 дней и определялся по наводнениям от разлива Нила и восходу Сириуса. Тоже значение, но в 360 градусов находится в окружности, составляющей геометрическую основу зодиакального построения.
Акцент на золотые рога Лани не случаен, так как золото — символ Солнца, а цикл солнца укладывается в систему годичного календарного исчисления.
“Лань эта опустошала поля”
Если Лань — цикл, что же тогда значат “поля” и какие аналогии связаны со словом “Опустошала”?
Вполне возможно поставить равенство между словами “поле” и “долина”. Рассматривая символическое значение “долины”, нужно отметить, что она представляет собой нейтральную зону, пригодную для творения, для любого прогрессивного делания, в том числе и в приращении материального в мире.
Характерное плодородие этих мест, как природное явление, контрастирует с природой пустыни (символического места очищения). Следовательно, “опустошать”, в этом смысле, не уничтожать, а очищать пространство - просветлять. Просветляя и очищая, каждый раз, цикл за циклом, даётся понятие и привносится ощущение нового этапа, но этапа основанного на предыдущем и завершённом. “Опустошать поля” символически означает “обновлять жизнь”, а цикл заключает это обновление в весьма конкретные рамки протяженности.
Анализируя “цикличность”, обратимся к самому движению лани.
“Она неслась через горы, через равнины, прыгала через пропасти, переплывала реки”.
Если вспомнить о последовательности расположения знаков в зодиакальном круге и их соответствии стихиям: Горы — Огонь; Равнины — Земля; Пропасти — Воздух; Реки — Вода, многое становится понятным. Прослеживается соответствие описываемого ландшафта порядку стихий в зодиакальном круге: Овен — Огонь; Телец — Земля; Близнецы — Воздух; Рак — Вода и т.д.
Движение лани, включает в себя все элементы, которые встречаются на ее пути. Подвижность — прогресс, просветление сознания и духовная эволюция. Таким образом, продвижение циклами — закономерность постижения высшего сакрального знания, говорящего о длительности и нескончаемости Пути.
У Бейли читаем: “Солнце восходит в сердцах людей; да, день наступает, и тени в панике убегают; и приходит Христос, подобно быстрой косуле и молодому оленю, скачущему по горам”13.
Гора — опора, духовная высота и устремленность в постижении. В Египетской символической традиции гора (Джу), символ, изображающий два холма, между которыми расположена долина Нила. Египтяне верили, что именно небесная горная цепь поддерживает небосвод, не позволяя ему упасть. Эта горная цепь состояла из двух горных пиков – западного, который именовался Ману, и восточного, называвшегося Баху. На эти вершины опиралось небо. Ману и Баху охраняли два божества в виде львов, которые защищали Солнце во время восхода и заката.
Цикл или год начинается с устремлённости.
Начало отсчета в Зодиаке — точка Весеннего равноденствия и это происходит на границе с Овном. Получается, что первоидея или начальный импульс связаны со стихией Огня. Знак Овна в зодиакальном круге начинает цикл обновления и совершенствования.
Равнина (долина) — символ явленной жизни.
Пропасть (бездна) имеет двойной смысл: это символ смерти и символ зла. Древние отождествляли проломы поверхности земли (или морские глубины) с бездной (у кельтов). Символически, как Аид – бог подземного царства, так и Меркурий — проводник душ в царство смерти – управляют зодиакальными знаками стихий Воздуха и Земли.
Река — амбивалентный символ, поскольку он соответствует как созидательной, так и разрушительной силе природы. С одной стороны, это — плодородие и прогрессивность орошения почвы, а с другой — необратимое течение времени и, как следствие, потеря или забвение. Река содержит в себе поток, и звери, выходящие из него, означают силы бессознательного. А такое, связанное с водой явление, как потоп — финальная стадия цикла, — совпадает с зодиакальным знаком Рыб.
Комплексно, в цикл входит:
духовное устремление к воплощению на основе первоидеи и импульса божественных сил; воплощение через переход духа от “небесной” до “земной” обители; постижение материального мира и осознание его движения (развития); набор духовного опыта на данном этапе; готовность к завершению цикла совершенствования, осознание смерти как закономерности физической жизни (готовность новому).
Каким образом и посредством чего идет постижение цикличности?
“Только в Аркадии настиг Геракл лань”
Лань движется упорно и быстро, что подобно характеристике бога Марса. Управитель знака Овен — Марс, характеризует действие, агрессивность порыв, инициативу, энергию.
Когда лань сделала целый круг (как Солнце в Зодиаке), прошла полный цикл, то не потеряла силы, ибо впереди был новый этап.
Геракл применил свои стрелы и “ранил златорогую лань... в ногу...”.
Лук — концепция напряжения, напряженной работы, жизненных и духовный сил (по Гераклиту8).
Стрела – луч — сила, направленная на что–то, в данном случае на постижение и познание, развитие и совершенствование. Стрела, как в Греции, так и в доколумбовой Америке, означала солнечный луч. Она могла иметь и фаллическое значение, особенно когда изображалась напротив символа “мистического Центра” (женского по характеру), такого, как сердце — символ соединения. Именно лучи солнца сравнивают со ступнями ног (свастика). Нога же играет роль поддержки физического тела, но в символике ряд исследователей придают ей значение души (нога, поддерживая тело, не позволяет ему пасть). В Каббале нога - символ уверенности и процветания. В греческих мифах (легендах) хромота или изъян ноги символизирует какой–либо существенный духовный изъян (Гефест, Виланд Кузнец и Мани страдали хромотой).
Поражая Лань в ногу, Геракл напряжением своих сил идет на соединение с информационными духовными потоками, открывая их для себя и обретая уверенность. Он начинает путь совершенствования и набора опыта.
Ноги у лани медные. Медь символически принадлежит Венере. Нога ранена, следовательно, и Венера в зодиакальном знаке должна быть ущербной. По классическим положениям, действительно в Овне планета Венера находится в изгнании (заточении).
Сопутствующие Гераклу устремления к духовному росту (по Юпитеру) и романтизм с идеализмом (по Нептуну) могут быть отнесены к положительным качествам знака. Европейская астрология характеризует эти планеты по их статусу в знаке Овна находящиеся в родстве.
Можно с долей уверенности сказать, что в описании данного подвига говорится о первом зодиакальном знаке, который характеризуется стихией Огня и говорит об энергичном действии при вступлении в северное полушарие. Знак Овна как нельзя более полно отвечает этому описанию.
Оправдание Геракла перед богиней Артемидой означает его искреннее чувство благодарности за возможность открытия истины в цикличности бытия, возможности совершенствования своей души в общем потоке цикла и за обретение чувства уверенности в своих силах (силе духа).
Шествуя по пути, предложенному Господом через иерархию “света”, необходимо понимать и учитывать “пороги”, предоставляемые “иерархией тьмы”, и сверять результаты решения задач с условиями и ответами “Божественной книги”.
“Артемида простила Гераклу его вину”
Она не могла не простить Геракла, поскольку он с честью выполнил задание и первое поручение Эврисфея.
В нумерологии Таро словосочетание “керинейская лань” может быть выражено символикой аркана “4” — Император, который в сумме может нести смыслы арканов “3” — Императрица и “1” — Маг.
Император — принцип власти (духа над формой), права, порядка (в оппозиции Хаосу и произволу) и рассудочности (дневной аркан). Он характеризует осознанность, стабильность, перспективу, реализм, объективность, ответственность, самообладание. Символическое значение по Вронскому: “Наступает утро, воздух чист, прозрачен и звонок...” 15.
“4” — число земной реальности и основополагающей структуры. Приверженцы Каббалы говорят, что центральная, четвертая сифира подобна Древу жизни. В Таро, это мужская карта, обозначенная женским числом (четным). Это — напоминание о древнем матриархате. В скандинавской мифологии древние боги плодородия Ваны, соотносимые с матриархальным строем, были вытеснены богами, имевшими патриархальный уклад и связанными не с земледелием, а с войной, — Ассами. Аркан “Император” — это Ас (Асир), военный вождь, глава большого племени, которому принадлежит будущее. Астрологический знак аркана — Овен.
Нумерологические составляющие Императора:
Маг — где главенствует цифра 1 — это “Я” (в мир пришла личность). Это — воля к поступку, порыв, самовыражение, наложение неповторимого отпечатка своей индивидуальности на все, к чему прикасаются руки. Это — мудрец и тиран. Маг полон созидательной мужской силы. Его можно ассоциировать с Солнцем, на более низком уровне — с Марсом (что соответствует Овну). Маг может быть описан мифом о том, как Бог сотворил Адама по образу и подобию своему. Маг может быть выражен как беспредельный эгоцентризм. Архетип — Небесный Отец.
Аркан Таро “Императрица” обладает числовым кодом — 3. Дочь великой Праматери — сама великая мать. Она открыта и прозрачна и всегда готова создать что–то новое, соединяя внешнее и внутреннее, то есть осуществить Духовный посев.
Разбирая соответствия символики арканов Таро данному подвигу Геракла, можно отметить, что Аркан “Император” символизирует главенство, активное внешнее проявление, эгоцентризм и выражение “Я”. Он всегда готов к новому созидательному действию.
Обращая внимание на саму символику первого зодиакального знака, отметим, что в начале цикла он не случаен. У древних славян был значок, напоминающий греческую букву “альфа”, который обозначал рыбу. Знак Овна подобен ему и характерен двумя составными частями: “каплей” — началом потока духовного воплощения и “воронкой” — открытостью высшему знанию при энергоинформационном потоке, направленном вниз. В совокупности этот символ может представляться незаконченной “восьмеркой” — бесконечностью, но бессознательной, не ведающей все до конца. Чтобы познать всё до конца, нужно спуститься вниз и пройти цикл за циклом весь путь совершенства. Знак Овна говорит о том, что он вышел из знака Рыб (Акаши — “первичных вод”) и являет собой первопричину или первый импульс.
“Все вещи до рождения сокрыты
В Едином и Великом Бытии;
Откуда при рождении исходят,
В него по смерти снова погружаясь”.
Сейчас уже никто не может точно сказать, где и когда зародилась идея духовного Возрождения. Сорок веков назад она была весьма распространена в Индии, куда, вероятно, попала из Халдеи. В древнеегипетском документе, датируемом III веком до н.э., читаем: “Кто нам дарует Возрождение? — Сын Божий, Единственный Человек, по воле Божьей”. В том же документе утверждается, что никто не может обрести спасение иначе, как через Возрождение; что не следует путать материальное тело человека, воспринимаемое органами чувств, с его духовным и первичным телом; что для обретения Возрождения необходимо совершенство физических органов чувств, развитие внутренних способностей души и огромное усилие воли, с помощью которого “родится Божественное”. “Разве ты не знаешь, — продолжает древнеегипетский философ, — что ты родился Богом, Сыном Единственного?” Этот древний гимн возрождению надлежало декламировать под открытым небом, обратив взор на юго-запад во время заката солнца и на восток во время его восхода, причем сама суть этого учения хранилась в тайне.
Руководствуясь принципами своевременности передачи накопленного знания, большинство ценных источников были обличены в иносказательные формы. Они легко передавались из поколения в поколения, но их суть обреталась только избранными и в исключительных случаях. Положения и ритуалы, связанные с тайнами определялись уставами, которых строго придерживались эзотерические общества. Правила хранили и исполняли, а в ученики и последователи выбирали по особым качествам и критериям.
В связи с духовной необходимостью и положительной прогрессивной динамикой развития человечества, сложилась ситуация, когда многие сокрытые знания прошлого приобрели насущность быть представленными для широкого использования. Часть раритетов и наследий тайных союзов о Законах, стали экзотерическими источниками мысли, рассуждений и интерпретаций открытой оккультной и естественной философии, доступных любому человеку. Многое ещё не исследовано, но часть материалов уже рассмотрено и вызвало немало противоречивых суждений.
Большое значение имеет доверие к источникам информации. Только доверие к их авторам даёт нам возможность окунуться в увлекательный мир герменевтики или творчества по извлечению смысла из текстов, покрытых пеленой времени и загадок, прикоснуться к истине, не имеющей срока давности.
Одним из наиболее популярных сакральных приёмов ряда жреческих школ являлся и является иносказательный цикл. На его основе гармонично выстраиваются важные закономерности, а в описании отражаются качества всего того, что необходимо представить. Использование в сюжете происходящих с героем событий, достаточно, чтобы дать ищущему и пытливому уму ясное представление о связях и отношениях, распаде и возрождении, начале и конце, последовательности и бесконечности, излагая те или иные умопостигаемые и непостижимые конструкции Сущего.
Знаменитым текстом такого рода является и цикл подвигов Геракла, дошедший до нас из мифологии древних эллинов, но, скорее всего, имеющий корни в более ранних источниках, на территории Египта или даже Индии. Циклическим построением, над которым главенствовало бы иносказательное повествование, вполне мог явиться образ небесной архитектуры из области астрологии. Соответствующему построению и описанию весьма подходит круг Зодиака или цикл зодиакальных знаков.
Как известно, Зодиак это элемент космогонического умозрительного образования, одна из предполагаемых моделей божественной метаморфозы, в которой всё преднамеренно и взаимосвязано. С другой стороны, мифологическое повествование подвигов Геракла, демонстрируя связанные сюжетные переходы и глубокие мысли, тоже наводит нас на мысль о чём-то более величественном и сакральном, чем банальное описание жизни вымышленного персонажа. Сюжетная канва произведения образно выражает отдельные сектора воображаемого небесного образования, наделяет смыслами процессы, характеризует те или иные символы и знаки, соотносит с ними планетарных управителей и подчиняет элементам стихий. Хочется отметить, что сам выше обозначенный зодиакальный цикл в эзотерическом ключе, не столько некое структурное построение для отображения движения космических тел, сколько законспирированное знание о взаимовлиянии энергий и сил, образующих сущее, космос и самого человека.
Что удалось интерпретировать, расскажу в порядке последовательности, определяющей совершенствование духовной жизни человека, его постепенного внутреннего взросления и трансформации. Важно понимать зодиакальную архитектуру, но более ценным положением, в том числе и для оккультной философии, является не геометрия, а антропология.
И всё же, задачей данного исследования является Зодиак и характеристики его знаков, следующие из текстов связанных с подвигами, этапами возмужания или совершенствования ученика. Процесс определения соответствия того или иного подвига конкретному знаку Зодиака примечателен тем, что, рассматривая сюжет можно встретить что-то необычное. Касаясь неведомого, у нас есть шанс открыть неожиданное и почерпнуть для себя что-то очень важное. Это увлекательно и интересно.
О В Е Н
Духовное устремление на основе импульса божественных Сил и Идеи.
Получение от Иерарха завета о стремлении к совершенству.
Движение к осознанию существующего порядка мироздания.
Приятие циклического развития.
Накопление опыта постижения причины бытия
КЕРИНЕЙСКАЯ ЛАНЬ
“Эврисфей знал, что в Аркадии живет керинейская лань, посланная богиней Артемидой в наказание людям. Лань эта опустошала поля. Эврисфей велел Гераклу поймать ее и живой доставить в Микены. Эта лань была необычайно красива: рога у нее были золотые, а ноги медные. Подобно ветру, носилась она по горам и долинам Аркадии, не зная никогда усталости. Целый год преследовал Геракл керинейскую лань. Она неслась через горы, через равнины, прыгала через пропасти, переплывала реки. Все дальше и дальше на север бежала лань. Не отставал от нее герой, он преследовал ее, не упуская из виду. Наконец Геракл достиг в погоне за ланью Крайнего Севера — страны гипербореев и истоков Истра. Здесь лань остановилась. Герой хотел схватить ее, но ускользнула она и как стрела понеслась назад, на юг. Опять началась погоня. Только в Аркадии удалось Гераклу настигнуть лань. Даже после столь долгой погони не потеряла она сил. Отчаявшись, Геракл прибег к своим не знающим промаха стрелам. Он ранил златорогую лань стрелой в ногу и только тогда поймал ее. Геракл взвалил чудесную лань на плечи и хотел уже нести ее в Микены, как предстала перед ним разгневанная Артемида и сказала:
— Разве не знал ты, Геракл, что лань эта моя? Зачем оскорбил ты меня, ранив мою любимую лань? Разве не знаешь, что не прощаю я обиды? Или ты думаешь, что ты могущественней богов–олимпийцев?
С благоговением склонился Геракл перед прекрасной богиней и ответил:
— О великая дочь Латоны, не вини меня! Никогда не оскорблял я бессмертных богов, живущих на светлом Олимпе; всегда чтил я небожителей богатыми жертвами и никогда не считал себя равным им, хотя и сам я — сын громовержца Зевса. Не по своей воле преследовал я твою лань, а по повелению Эврисфея. Сами боги повелели мне служить ему, и не смею я ослушаться Эврисфея!
Артемида простила Гераклу его вину. Великий сын громовержца Зевса принес живой в Микены керинейскую лань и отдал ее Эврисфею”.
***
Таким образом, мы видим, что Эврисфей знал, про керинейскую лань, посланную богиней Артемидой (египт. Пакхет или Пахт*) в наказание людям и опустошающую поля.
*В Египетской священной классификации Пахт богиня 16-го верхнеегипетского нома Мех Махедж, имеющего штандарт в виде Белого сернобыка. Богиня (Дух нома) с головой льва впоследствии отождествлялась с Сехет и Баст. Интуитивно Пахт представляется, как:
“Воительница с львиной головою, в одеждах белых и с разящим луком, на правый берег Нила взоры устремляет и быстроногой серной спешит к волнам, чтоб приложить там силу, поддержку оказать”.
Греки сопоставили Пахт с Артемидой и назвали местность с ее культом, Пехи — Σπέος Άρτέμιδος. При Сете I тут был выстроен в скале храм в её честь.
Как известно из греческой мифологии, богиня Артемида дочь Зевса и богини Латоны (рим. или Лето, греч.), сестра Апполона — бога Солнца (света). Девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах. Артемида символ передачи солнечной энергии, отраженного света Солнца, и поэтому она символически соотносится с Луной. Луна, это её лук, а стрелы – лучи Солнца, которые она направляет в поддержку, в том числе и роженицам (считается, что именно ночью происходит наибольший выброс гормонов влияющих на начало процесса родов).
Знак астероида с названием Артемида имеет индекс, состоящий из Луны совмещённой со стрелой - сочетание символа Марса и лунного серпа. При совмещении символов образуется знак Стрельца, под которым Зевс по-родственному покровительствует и направляет её деятельность.
Астрологически, Солнце входит в северное полушарие в знаке Овна, год поворачивается к лету, появляется лань (сернобык) Артемиды и это начало Зодиака, начало пути, точка отсчёта совершенствования. Интересно, что у древних египтян Север концентрировал в себе энергию всего цикла, оттуда шла космическая нить, связывающая все сферы бытия.
“...лань, посланная... Артемидой в наказание людям...”
Наказание — наказ — завет — урок.
От Артемиды (посредницы Всевышнего) исходит завет, который был дан всем, но постичь его было не каждому под силу. Гераклу (духовному Ученику) предстояло освоить это в первую очередь.
Артемида символически предстаёт Ангелом, или энергоинформационным потоком, который транслирует послание человечеству.
Лань – символ Цикла и само послание, задача постижения.
То есть, “поймать лань” значит осознать цикличность мира, цикличность процессов, происходящих в нем, и некоторые следующие из этого закономерности, дающие понятие предыдущим и последующим этапам собственного развития. Это, по всей видимости, и есть начальный урок, который предстояло усвоить Гераклу.
К цикличности нас подводит и понятие года.
“Целый год преследовал...”
Год, возможно, иносказательно берётся за единицу цикла, при котором идет постижение закономерностей в духовном совершенствовании. Если посмотреть на это с точки зрения геометрии и календаря, то в 3000 году до н. э. в Египте, в его Древнем царстве, год состоял из 360 дней и определялся по наводнениям от разлива Нила и восходу Сириуса. Тоже значение, но в 360 градусов находится в окружности, составляющей геометрическую основу зодиакального построения.
Акцент на золотые рога Лани не случаен, так как золото — символ Солнца, а цикл солнца укладывается в систему годичного календарного исчисления.
“Лань эта опустошала поля”
Если Лань — цикл, что же тогда значат “поля” и какие аналогии связаны со словом “Опустошала”?
Вполне возможно поставить равенство между словами “поле” и “долина”. Рассматривая символическое значение “долины”, нужно отметить, что она представляет собой нейтральную зону, пригодную для творения, для любого прогрессивного делания, в том числе и в приращении материального в мире.
Характерное плодородие этих мест, как природное явление, контрастирует с природой пустыни (символического места очищения). Следовательно, “опустошать”, в этом смысле, не уничтожать, а очищать пространство - просветлять. Просветляя и очищая, каждый раз, цикл за циклом, даётся понятие и привносится ощущение нового этапа, но этапа основанного на предыдущем и завершённом. “Опустошать поля” символически означает “обновлять жизнь”, а цикл заключает это обновление в весьма конкретные рамки протяженности.
Анализируя “цикличность”, обратимся к самому движению лани.
“Она неслась через горы, через равнины, прыгала через пропасти, переплывала реки”.
Если вспомнить о последовательности расположения знаков в зодиакальном круге и их соответствии стихиям: Горы — Огонь; Равнины — Земля; Пропасти — Воздух; Реки — Вода, многое становится понятным. Прослеживается соответствие описываемого ландшафта порядку стихий в зодиакальном круге: Овен — Огонь; Телец — Земля; Близнецы — Воздух; Рак — Вода и т.д.
Движение лани, включает в себя все элементы, которые встречаются на ее пути. Подвижность — прогресс, просветление сознания и духовная эволюция. Таким образом, продвижение циклами — закономерность постижения высшего сакрального знания, говорящего о длительности и нескончаемости Пути.
У Бейли читаем: “Солнце восходит в сердцах людей; да, день наступает, и тени в панике убегают; и приходит Христос, подобно быстрой косуле и молодому оленю, скачущему по горам”13.
Гора — опора, духовная высота и устремленность в постижении. В Египетской символической традиции гора (Джу), символ, изображающий два холма, между которыми расположена долина Нила. Египтяне верили, что именно небесная горная цепь поддерживает небосвод, не позволяя ему упасть. Эта горная цепь состояла из двух горных пиков – западного, который именовался Ману, и восточного, называвшегося Баху. На эти вершины опиралось небо. Ману и Баху охраняли два божества в виде львов, которые защищали Солнце во время восхода и заката.
Цикл или год начинается с устремлённости.
Начало отсчета в Зодиаке — точка Весеннего равноденствия и это происходит на границе с Овном. Получается, что первоидея или начальный импульс связаны со стихией Огня. Знак Овна в зодиакальном круге начинает цикл обновления и совершенствования.
Равнина (долина) — символ явленной жизни.
Пропасть (бездна) имеет двойной смысл: это символ смерти и символ зла. Древние отождествляли проломы поверхности земли (или морские глубины) с бездной (у кельтов). Символически, как Аид – бог подземного царства, так и Меркурий — проводник душ в царство смерти – управляют зодиакальными знаками стихий Воздуха и Земли.
Река — амбивалентный символ, поскольку он соответствует как созидательной, так и разрушительной силе природы. С одной стороны, это — плодородие и прогрессивность орошения почвы, а с другой — необратимое течение времени и, как следствие, потеря или забвение. Река содержит в себе поток, и звери, выходящие из него, означают силы бессознательного. А такое, связанное с водой явление, как потоп — финальная стадия цикла, — совпадает с зодиакальным знаком Рыб.
Комплексно, в цикл входит:
духовное устремление к воплощению на основе первоидеи и импульса божественных сил; воплощение через переход духа от “небесной” до “земной” обители; постижение материального мира и осознание его движения (развития); набор духовного опыта на данном этапе; готовность к завершению цикла совершенствования, осознание смерти как закономерности физической жизни (готовность новому).
Каким образом и посредством чего идет постижение цикличности?
“Только в Аркадии настиг Геракл лань”
Лань движется упорно и быстро, что подобно характеристике бога Марса. Управитель знака Овен — Марс, характеризует действие, агрессивность порыв, инициативу, энергию.
Когда лань сделала целый круг (как Солнце в Зодиаке), прошла полный цикл, то не потеряла силы, ибо впереди был новый этап.
Геракл применил свои стрелы и “ранил златорогую лань... в ногу...”.
Лук — концепция напряжения, напряженной работы, жизненных и духовный сил (по Гераклиту8).
Стрела – луч — сила, направленная на что–то, в данном случае на постижение и познание, развитие и совершенствование. Стрела, как в Греции, так и в доколумбовой Америке, означала солнечный луч. Она могла иметь и фаллическое значение, особенно когда изображалась напротив символа “мистического Центра” (женского по характеру), такого, как сердце — символ соединения. Именно лучи солнца сравнивают со ступнями ног (свастика). Нога же играет роль поддержки физического тела, но в символике ряд исследователей придают ей значение души (нога, поддерживая тело, не позволяет ему пасть). В Каббале нога - символ уверенности и процветания. В греческих мифах (легендах) хромота или изъян ноги символизирует какой–либо существенный духовный изъян (Гефест, Виланд Кузнец и Мани страдали хромотой).
Поражая Лань в ногу, Геракл напряжением своих сил идет на соединение с информационными духовными потоками, открывая их для себя и обретая уверенность. Он начинает путь совершенствования и набора опыта.
Ноги у лани медные. Медь символически принадлежит Венере. Нога ранена, следовательно, и Венера в зодиакальном знаке должна быть ущербной. По классическим положениям, действительно в Овне планета Венера находится в изгнании (заточении).
Сопутствующие Гераклу устремления к духовному росту (по Юпитеру) и романтизм с идеализмом (по Нептуну) могут быть отнесены к положительным качествам знака. Европейская астрология характеризует эти планеты по их статусу в знаке Овна находящиеся в родстве.
Можно с долей уверенности сказать, что в описании данного подвига говорится о первом зодиакальном знаке, который характеризуется стихией Огня и говорит об энергичном действии при вступлении в северное полушарие. Знак Овна как нельзя более полно отвечает этому описанию.
Оправдание Геракла перед богиней Артемидой означает его искреннее чувство благодарности за возможность открытия истины в цикличности бытия, возможности совершенствования своей души в общем потоке цикла и за обретение чувства уверенности в своих силах (силе духа).
Шествуя по пути, предложенному Господом через иерархию “света”, необходимо понимать и учитывать “пороги”, предоставляемые “иерархией тьмы”, и сверять результаты решения задач с условиями и ответами “Божественной книги”.
“Артемида простила Гераклу его вину”
Она не могла не простить Геракла, поскольку он с честью выполнил задание и первое поручение Эврисфея.
В нумерологии Таро словосочетание “керинейская лань” может быть выражено символикой аркана “4” — Император, который в сумме может нести смыслы арканов “3” — Императрица и “1” — Маг.
Император — принцип власти (духа над формой), права, порядка (в оппозиции Хаосу и произволу) и рассудочности (дневной аркан). Он характеризует осознанность, стабильность, перспективу, реализм, объективность, ответственность, самообладание. Символическое значение по Вронскому: “Наступает утро, воздух чист, прозрачен и звонок...” 15.
“4” — число земной реальности и основополагающей структуры. Приверженцы Каббалы говорят, что центральная, четвертая сифира подобна Древу жизни. В Таро, это мужская карта, обозначенная женским числом (четным). Это — напоминание о древнем матриархате. В скандинавской мифологии древние боги плодородия Ваны, соотносимые с матриархальным строем, были вытеснены богами, имевшими патриархальный уклад и связанными не с земледелием, а с войной, — Ассами. Аркан “Император” — это Ас (Асир), военный вождь, глава большого племени, которому принадлежит будущее. Астрологический знак аркана — Овен.
Нумерологические составляющие Императора:
Маг — где главенствует цифра 1 — это “Я” (в мир пришла личность). Это — воля к поступку, порыв, самовыражение, наложение неповторимого отпечатка своей индивидуальности на все, к чему прикасаются руки. Это — мудрец и тиран. Маг полон созидательной мужской силы. Его можно ассоциировать с Солнцем, на более низком уровне — с Марсом (что соответствует Овну). Маг может быть описан мифом о том, как Бог сотворил Адама по образу и подобию своему. Маг может быть выражен как беспредельный эгоцентризм. Архетип — Небесный Отец.
Аркан Таро “Императрица” обладает числовым кодом — 3. Дочь великой Праматери — сама великая мать. Она открыта и прозрачна и всегда готова создать что–то новое, соединяя внешнее и внутреннее, то есть осуществить Духовный посев.
Разбирая соответствия символики арканов Таро данному подвигу Геракла, можно отметить, что Аркан “Император” символизирует главенство, активное внешнее проявление, эгоцентризм и выражение “Я”. Он всегда готов к новому созидательному действию.
Обращая внимание на саму символику первого зодиакального знака, отметим, что в начале цикла он не случаен. У древних славян был значок, напоминающий греческую букву “альфа”, который обозначал рыбу. Знак Овна подобен ему и характерен двумя составными частями: “каплей” — началом потока духовного воплощения и “воронкой” — открытостью высшему знанию при энергоинформационном потоке, направленном вниз. В совокупности этот символ может представляться незаконченной “восьмеркой” — бесконечностью, но бессознательной, не ведающей все до конца. Чтобы познать всё до конца, нужно спуститься вниз и пройти цикл за циклом весь путь совершенства. Знак Овна говорит о том, что он вышел из знака Рыб (Акаши — “первичных вод”) и являет собой первопричину или первый импульс.
“Все вещи до рождения сокрыты
В Едином и Великом Бытии;
Откуда при рождении исходят,
В него по смерти снова погружаясь”.
Сейчас уже никто не может точно сказать, где и когда зародилась идея духовного Возрождения. Сорок веков назад она была весьма распространена в Индии, куда, вероятно, попала из Халдеи. В древнеегипетском документе, датируемом III веком до н.э., читаем: “Кто нам дарует Возрождение? — Сын Божий, Единственный Человек, по воле Божьей”. В том же документе утверждается, что никто не может обрести спасение иначе, как через Возрождение; что не следует путать материальное тело человека, воспринимаемое органами чувств, с его духовным и первичным телом; что для обретения Возрождения необходимо совершенство физических органов чувств, развитие внутренних способностей души и огромное усилие воли, с помощью которого “родится Божественное”. “Разве ты не знаешь, — продолжает древнеегипетский философ, — что ты родился Богом, Сыном Единственного?” Этот древний гимн возрождению надлежало декламировать под открытым небом, обратив взор на юго-запад во время заката солнца и на восток во время его восхода, причем сама суть этого учения хранилась в тайне.