Пожалуй, именно на тему этой статьи за всё время существования человечества было совершено больше всего манипуляций и спекуляций. Поэтому автор не будет преподносить своё восприятие Бога, как единственно верное, а попробует пролить свет на тему «Бог в сознании людей».
Начнём с самого простого – антропоморфный Бог:
Если быки, или львы, или кони имели бы руки
Или руками могли рисовать и ваять, как и люди,
Боги тогда б у коней с конями схожими были,
А у быков непременно быков бы имели обличье;
Словом, тогда походили бы боги на тех, кто их создал.
Черными пишут богов и курносыми все эфиопы,
Голубоокими их же и русыми пишут фракийцы.
(Автор стиха Ксенофан)
Древний философ очень хорошо сказал про антропоморфность Богов, которых мы сами себе создали. Всё лучшее, что есть в нас – до чего может дойти ум – воплощается вот в такого Бога-человека. Этакого Сильного и Могучего Начальника, давшего нам свод Законов, по которым необходимо жить. Начальник этот суров, но справедлив, и ещё Он беспредельно милостив. Однако из одних положительных черт Бога не создашь, и вот Он уже гневается, наказывает за хулу на себя и мучает тех, кто очень сильно провинился. Такой образ – самый примитивный, и всё же многие люди верят в него, а ещё больше тех, кто наделяет бога человеческими качествами, даже не замечая этого.
Бог есть любовь. Очень модное воззрение. Некая Абсолютная Любовь, из которой состоит весь Мир. Она не делит людей на правых и виноватых, злых и добрых – мы словно купаемся в Ней, и только слепец не замечает этого. Очень хорошая и правильная точка зрения на Мир. Увы, тут мы сталкиваемся с одной проблемой – Личность. Личность не может воспринять то, что безличностно. В Абсолютную Любовь можно верить до первой серьёзной трудности, а затем сон разума рождает чудовищ, которых нужно покарать. Получается, что есть Бог в виде Абсолютной Любви и есть Плохое или Зло, которое выражается в плохих дядях/тётях, войнах, нацизме, голоде, матах, спиртном, наркотиках, сглазах/порчах, нелюбимой работе и тому подобном. С таким же успехом можно верить в существование Эльфов (автор, безусловно, понимает, что их существование – неоспоримый факт), которые живут в лесу, однако не видимы для простых людей. Есть Эльфы – они так прекрасны…эх… а есть жизнь, и она, увы, пока далека от совершенства.
Бог, как состояние. Чуть более сложная система воззрений. Медитация или молитва способна остановить в человеке Личность, пусть и ненадолго. В этот момент можно «слиться с миром», ощутить нечто, для чего у Личности нет названия. То, что переживают люди в таком состоянии, некоторые называют Богом. Похоже, тут работает фактор – лишь бы как-нибудь назвать, а то как – без названия? Зачем нужно такое состояние как-то называть? Конечно же, понятно – чтобы было о чем поговорить или писать. В любом случае, достижение Его – не такая уж простая задача для «погрязших во грехе» или «увязших в сансаре». Такой Бог даёт меньше всего пищи для манипуляций, разве что по Его достижению.
Есть бесчисленное множество верований. Очень многие люди видели Бога. Но самые сильные рычаги убеждения в Его существовании – это чудеса и вечные вопросы.
Итак, чудеса. Божественные исцеления, знамение и прочее. Почему-то исцеление от приема внутрь таблеток Божественным не считается. Да и молния не вызывает у нас уже такого трепета, как пару тысяч лет назад. Всё потому, что мы можем это объяснить, а вот исцеление от посещения храма или прикосновения к иконе мы объяснить не можем, вот и видим в нём Божественность. Есть там она или нет – никто доподлинно не знает, зато срабатывает эффект «Европейца, взятого в плен дикарями». Племя собирается убить его и съесть, но вдруг происходит чудо – затмение, и умный европеец говорит, что это его рук дело, и если дикари его не отпустят, то солнца больше им не видать. Этакий дистрибьютор чуда, вовремя присвоивший его. Подобным образом некоторым явлениям служители культа просто вовремя дают нужное объяснение, а завороженные зрители верят им, как более просвещённым и авторитетным людям.
Вечные вопросы. Зачем я живу? В чём смысл жизни? Кто всё это создал? Почему в мире так много зла? Где же справедливость? Пытаясь разгадать их, множество людей «пришло к Богу». И всё потому, что учения о Боге, дают пусть какие-никакие, но ответы. Вечные вопросы часто приводят человека к внутренним конфликтам, к ощущению неправильности мира, а служители культа тут как тут, готовы успокоить и обо всем поведать заблудшему. Чтобы не заблудится, нужно понять простое – заблудится вам попросту негде. Всё эти вопросы возникают только в уме, и в уме же имеют решения, а поскольку наш ум и реальность – очень разные вещи, то ответы на них могут быть любыми. Главное в них – успокаивающий эффект. Любые «Зачем?», «Кто?», «Почему?» – порождения ума, который, как писал В. Пелевин, в данном случае работает, словно «Шлем Ужаса» – дробя единственное «то, что есть» на множество «того, чего нет».
Для большинства людей Бог – просто ловушка для ума, не важно, есть он для них или нет. Не попасть в неё очень просто и сложно одновременно – нужно не застаиваться на месте. Если вы поняли, что вот он – Бог – вы в ловушке. Если вы поняли, что вот он – Путь к Богу – вы в ловушке.
Если быки, или львы, или кони имели бы руки
Или руками могли рисовать и ваять, как и люди,
Боги тогда б у коней с конями схожими были,
А у быков непременно быков бы имели обличье;
Словом, тогда походили бы боги на тех, кто их создал.
Черными пишут богов и курносыми все эфиопы,
Голубоокими их же и русыми пишут фракийцы.
(Автор стиха Ксенофан)
Древний философ очень хорошо сказал про антропоморфность Богов, которых мы сами себе создали. Всё лучшее, что есть в нас – до чего может дойти ум – воплощается вот в такого Бога-человека. Этакого Сильного и Могучего Начальника, давшего нам свод Законов, по которым необходимо жить. Начальник этот суров, но справедлив, и ещё Он беспредельно милостив. Однако из одних положительных черт Бога не создашь, и вот Он уже гневается, наказывает за хулу на себя и мучает тех, кто очень сильно провинился. Такой образ – самый примитивный, и всё же многие люди верят в него, а ещё больше тех, кто наделяет бога человеческими качествами, даже не замечая этого.
Бог есть любовь. Очень модное воззрение. Некая Абсолютная Любовь, из которой состоит весь Мир. Она не делит людей на правых и виноватых, злых и добрых – мы словно купаемся в Ней, и только слепец не замечает этого. Очень хорошая и правильная точка зрения на Мир. Увы, тут мы сталкиваемся с одной проблемой – Личность. Личность не может воспринять то, что безличностно. В Абсолютную Любовь можно верить до первой серьёзной трудности, а затем сон разума рождает чудовищ, которых нужно покарать. Получается, что есть Бог в виде Абсолютной Любви и есть Плохое или Зло, которое выражается в плохих дядях/тётях, войнах, нацизме, голоде, матах, спиртном, наркотиках, сглазах/порчах, нелюбимой работе и тому подобном. С таким же успехом можно верить в существование Эльфов (автор, безусловно, понимает, что их существование – неоспоримый факт), которые живут в лесу, однако не видимы для простых людей. Есть Эльфы – они так прекрасны…эх… а есть жизнь, и она, увы, пока далека от совершенства.
Бог, как состояние. Чуть более сложная система воззрений. Медитация или молитва способна остановить в человеке Личность, пусть и ненадолго. В этот момент можно «слиться с миром», ощутить нечто, для чего у Личности нет названия. То, что переживают люди в таком состоянии, некоторые называют Богом. Похоже, тут работает фактор – лишь бы как-нибудь назвать, а то как – без названия? Зачем нужно такое состояние как-то называть? Конечно же, понятно – чтобы было о чем поговорить или писать. В любом случае, достижение Его – не такая уж простая задача для «погрязших во грехе» или «увязших в сансаре». Такой Бог даёт меньше всего пищи для манипуляций, разве что по Его достижению.
Есть бесчисленное множество верований. Очень многие люди видели Бога. Но самые сильные рычаги убеждения в Его существовании – это чудеса и вечные вопросы.
Итак, чудеса. Божественные исцеления, знамение и прочее. Почему-то исцеление от приема внутрь таблеток Божественным не считается. Да и молния не вызывает у нас уже такого трепета, как пару тысяч лет назад. Всё потому, что мы можем это объяснить, а вот исцеление от посещения храма или прикосновения к иконе мы объяснить не можем, вот и видим в нём Божественность. Есть там она или нет – никто доподлинно не знает, зато срабатывает эффект «Европейца, взятого в плен дикарями». Племя собирается убить его и съесть, но вдруг происходит чудо – затмение, и умный европеец говорит, что это его рук дело, и если дикари его не отпустят, то солнца больше им не видать. Этакий дистрибьютор чуда, вовремя присвоивший его. Подобным образом некоторым явлениям служители культа просто вовремя дают нужное объяснение, а завороженные зрители верят им, как более просвещённым и авторитетным людям.
Вечные вопросы. Зачем я живу? В чём смысл жизни? Кто всё это создал? Почему в мире так много зла? Где же справедливость? Пытаясь разгадать их, множество людей «пришло к Богу». И всё потому, что учения о Боге, дают пусть какие-никакие, но ответы. Вечные вопросы часто приводят человека к внутренним конфликтам, к ощущению неправильности мира, а служители культа тут как тут, готовы успокоить и обо всем поведать заблудшему. Чтобы не заблудится, нужно понять простое – заблудится вам попросту негде. Всё эти вопросы возникают только в уме, и в уме же имеют решения, а поскольку наш ум и реальность – очень разные вещи, то ответы на них могут быть любыми. Главное в них – успокаивающий эффект. Любые «Зачем?», «Кто?», «Почему?» – порождения ума, который, как писал В. Пелевин, в данном случае работает, словно «Шлем Ужаса» – дробя единственное «то, что есть» на множество «того, чего нет».
Для большинства людей Бог – просто ловушка для ума, не важно, есть он для них или нет. Не попасть в неё очень просто и сложно одновременно – нужно не застаиваться на месте. Если вы поняли, что вот он – Бог – вы в ловушке. Если вы поняли, что вот он – Путь к Богу – вы в ловушке.
Будь проклят «бог», живущий в моём сердце!
Будь проклят «бог», живущий у меня в уме!
Эти два чучела, как в храме иноверцы –
Мешают раствориться мне в Тебе.
Будь проклят «бог», живущий у меня в уме!
Эти два чучела, как в храме иноверцы –
Мешают раствориться мне в Тебе.
Любимый, вырви мне глаза и сердце,
Чтоб мог Тебя я видеть и любить!
Ведь очи и душа – две слишком узких дверцы,
И через них с Тобою мне себя не слить.
Открой ключом любви ворота тела,
Соедини внутри и вне сиянье Пустоты.
Чтоб оболочка в Истине сгорела,
Пройди путём Любви и Простоты.
Исчезни из всего, что существует.
Исчезни также из небытия.
Исчезни из исчезновения, и обует
Тогда Реальность всех, кроме тебя.
Уста пространства пусть тебе целуют голову,
И Пустота вылизывает ум.
Всего, что существует, станет поровну,
И ты в Бессмертие войдёшь через АУМ.
Чтоб мог Тебя я видеть и любить!
Ведь очи и душа – две слишком узких дверцы,
И через них с Тобою мне себя не слить.
Открой ключом любви ворота тела,
Соедини внутри и вне сиянье Пустоты.
Чтоб оболочка в Истине сгорела,
Пройди путём Любви и Простоты.
Исчезни из всего, что существует.
Исчезни также из небытия.
Исчезни из исчезновения, и обует
Тогда Реальность всех, кроме тебя.
Уста пространства пусть тебе целуют голову,
И Пустота вылизывает ум.
Всего, что существует, станет поровну,
И ты в Бессмертие войдёшь через АУМ.
(Автор стиха А. Лапин)
Обсуждения Бог