ПО ЗАКОНУ Бога, данному через Моисея, нужно было поститься лишь в ежегодный день искупления. Закон требовал, чтобы в этот день израильтяне ‘смиряли души свои’, то есть постились (Левит 16:29—31; 23:27, НМ; Псалом 34:13). Но поститься следовало не для того, чтобы соблюсти формальность. Соблюдение дня искупления побуждало народ Израиля к большему осознанию своей греховности и необходимости искупления. Они постились в этот день также для того, чтобы выразить сожаление о своих грехах и раскаяние перед Богом.
Это был единственный обязательный пост, который требовался по Моисееву закону, однако израильтяне постились и в других случаях (Исход 34:28; 1 Царств 7:6; 2 Паралипоменон 20:3; Ездра 8:21; Есфирь 4:3, 16). Они, например, постились добровольно, когда хотели выразить раскаяние. Иегова призывал грешников Иудеи: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании». Это следовало делать не для проформы, потому что дальше Бог говорит: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши» (Иоиль 2:12—15).
Со временем многие стали поститься напоказ, ради формальности. Такой неискренний пост был отвратителен Иегове, поэтому он вопрошал лицемерных израильтян: «Таков ли тот пост, который Я избрал,— день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?» (Исаия 58:5). Необходимо было, чтобы эти своенравные люди не постились напоказ, а творили дела, приличествующие раскаянию.
Некоторые посты евреев Бог не одобрял с самого начала. Например, одно время жители Иудеи постились четыре раза ежегодно в память бедственной осады Иерусалима и опустошения VII века до н. э. (4 Царств 25:1—4, 8, 9, 22—26; Захария 8:19). После освобождения евреев из вавилонского плена Иегова сказал через пророка Захарию: «Когда вы постились... семьдесят лет,— для Меня ли вы постились? для Меня ли?» Бог не одобрял эти посты, потому что евреи постились, сожалея о судах самого Иеговы. Они постились, скорбя о несчастье, которое их постигло, а не о своих грехах, которые привели к нему. После того как евреи возвратились на родину, настало время радоваться, а не оплакивать прошлое (Захария 7:5).
Следует ли поститься христианам?
Хотя Иисус Христос никогда не повелевал своим ученикам поститься, сам он и его ученики постились в день искупления, потому что следовали Моисееву закону. Кроме того, некоторые ученики Иисуса постились добровольно и по другим случаям, так как Иисус не запретил им поститься вообще (Деяния 13:2, 3; 14:23). Однако им нельзя было ‘принимать на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися’ (Матфея 6:16). Внешняя набожность могла вызвать восхищение и одобрение людей. Но Бог не одобрял дел напоказ (Матфея 6:17, 18).
Правда, Иисус сказал, что его последователи будут поститься по случаю его смерти. Но, говоря это, он не учреждал ритуального поста. Скорее он просто указал на реакцию своих учеников — глубокое горе, которое им предстояло пережить. После воскресения он вновь соединился с ними, и причина для поста отпала (Луки 5:34, 35).
Моисеев закон утратил свою силу, когда ‘Христос, однажды принес Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих’ (Евреям 9:24—28). И с упразднением Закона утратило свою силу и повеление поститься в день искупления. Так был отменен единственный обязательный пост, упомянутый в Библии.
А как же Великий пост?
На чем основывается обычай христианского мира проводить Великий пост? Этот пост признаю́т и католические и протестантские церкви, хотя соблюдают его в разных церквах по-разному. Некоторые во время 40-дневного периода, предшествующего Пасхе, едят один раз в день. Другие голодают целыми сутками, но лишь в день покаяния и в пятницу на страстно́й неделе. Некоторые в Великий пост воздерживаются от мяса, рыбы, яиц и молочных продуктов.
Полагают, что обычай соблюдать Великий пост основывается на примере Иисуса, который, крестившись, постился 40 дней. Учредил ли он тем самым ритуал, которому надлежит ежегодно следовать? Вовсе нет. Это явствует из того, что в Библии не говорится о таком обычае ранних христиан. Впервые Великий пост стали соблюдать в IV веке н. э. — после Христа. Подобно многим другим учениям христианского мира, этот обычай заимствован из язычества.
Если Великий пост — это подражание посту Иисуса в пустыне после его крещения, почему его соблюдают в те недели, которые предшествуют Пасхе, когда Иисус, как полагают, воскрес? Иисус не постился во дни перед своей смертью. В Евангелиях сообщается, что всего за несколько дней перед смертью Иисуса он и его ученики ходили в Вифании в гости и вкушали пищу. Кроме того, вечером перед своей смертью Иисус ел пасхальный ужин (Матфея 26:6, 7; Луки 22:15; Иоанна 12:2).
Но то, что Иисус постился после своего крещения, может нас кое-чему научить. Ему предстояло приступить к важному служению. В служение включалось оправдание владычества Иеговы и забота о будущем всего человечества. Необходимо было все обстоятельно продумать и в молитве попросить у Иеговы помощи и руководства. Поэтому Иисус тогда постился. Это говорит о том, что пост может быть полезным, если проводится из правильных побуждений и при подходящем случае. (Сравните Колоссянам 2:20—23.)
Это был единственный обязательный пост, который требовался по Моисееву закону, однако израильтяне постились и в других случаях (Исход 34:28; 1 Царств 7:6; 2 Паралипоменон 20:3; Ездра 8:21; Есфирь 4:3, 16). Они, например, постились добровольно, когда хотели выразить раскаяние. Иегова призывал грешников Иудеи: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании». Это следовало делать не для проформы, потому что дальше Бог говорит: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши» (Иоиль 2:12—15).
Со временем многие стали поститься напоказ, ради формальности. Такой неискренний пост был отвратителен Иегове, поэтому он вопрошал лицемерных израильтян: «Таков ли тот пост, который Я избрал,— день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?» (Исаия 58:5). Необходимо было, чтобы эти своенравные люди не постились напоказ, а творили дела, приличествующие раскаянию.
Некоторые посты евреев Бог не одобрял с самого начала. Например, одно время жители Иудеи постились четыре раза ежегодно в память бедственной осады Иерусалима и опустошения VII века до н. э. (4 Царств 25:1—4, 8, 9, 22—26; Захария 8:19). После освобождения евреев из вавилонского плена Иегова сказал через пророка Захарию: «Когда вы постились... семьдесят лет,— для Меня ли вы постились? для Меня ли?» Бог не одобрял эти посты, потому что евреи постились, сожалея о судах самого Иеговы. Они постились, скорбя о несчастье, которое их постигло, а не о своих грехах, которые привели к нему. После того как евреи возвратились на родину, настало время радоваться, а не оплакивать прошлое (Захария 7:5).
Следует ли поститься христианам?
Хотя Иисус Христос никогда не повелевал своим ученикам поститься, сам он и его ученики постились в день искупления, потому что следовали Моисееву закону. Кроме того, некоторые ученики Иисуса постились добровольно и по другим случаям, так как Иисус не запретил им поститься вообще (Деяния 13:2, 3; 14:23). Однако им нельзя было ‘принимать на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися’ (Матфея 6:16). Внешняя набожность могла вызвать восхищение и одобрение людей. Но Бог не одобрял дел напоказ (Матфея 6:17, 18).
Правда, Иисус сказал, что его последователи будут поститься по случаю его смерти. Но, говоря это, он не учреждал ритуального поста. Скорее он просто указал на реакцию своих учеников — глубокое горе, которое им предстояло пережить. После воскресения он вновь соединился с ними, и причина для поста отпала (Луки 5:34, 35).
Моисеев закон утратил свою силу, когда ‘Христос, однажды принес Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих’ (Евреям 9:24—28). И с упразднением Закона утратило свою силу и повеление поститься в день искупления. Так был отменен единственный обязательный пост, упомянутый в Библии.
А как же Великий пост?
На чем основывается обычай христианского мира проводить Великий пост? Этот пост признаю́т и католические и протестантские церкви, хотя соблюдают его в разных церквах по-разному. Некоторые во время 40-дневного периода, предшествующего Пасхе, едят один раз в день. Другие голодают целыми сутками, но лишь в день покаяния и в пятницу на страстно́й неделе. Некоторые в Великий пост воздерживаются от мяса, рыбы, яиц и молочных продуктов.
Полагают, что обычай соблюдать Великий пост основывается на примере Иисуса, который, крестившись, постился 40 дней. Учредил ли он тем самым ритуал, которому надлежит ежегодно следовать? Вовсе нет. Это явствует из того, что в Библии не говорится о таком обычае ранних христиан. Впервые Великий пост стали соблюдать в IV веке н. э. — после Христа. Подобно многим другим учениям христианского мира, этот обычай заимствован из язычества.
Если Великий пост — это подражание посту Иисуса в пустыне после его крещения, почему его соблюдают в те недели, которые предшествуют Пасхе, когда Иисус, как полагают, воскрес? Иисус не постился во дни перед своей смертью. В Евангелиях сообщается, что всего за несколько дней перед смертью Иисуса он и его ученики ходили в Вифании в гости и вкушали пищу. Кроме того, вечером перед своей смертью Иисус ел пасхальный ужин (Матфея 26:6, 7; Луки 22:15; Иоанна 12:2).
Но то, что Иисус постился после своего крещения, может нас кое-чему научить. Ему предстояло приступить к важному служению. В служение включалось оправдание владычества Иеговы и забота о будущем всего человечества. Необходимо было все обстоятельно продумать и в молитве попросить у Иеговы помощи и руководства. Поэтому Иисус тогда постился. Это говорит о том, что пост может быть полезным, если проводится из правильных побуждений и при подходящем случае. (Сравните Колоссянам 2:20—23.)
Обсуждения Требует ли Бог, чтобы люди постились?
ПРОШЕЛ почти год с того времени, как в 30 году Иисус отмечал Пасху. Иоанн Креститель уже несколько месяцев находится в тюрьме. Он хотел, чтобы его ученики последовали за Иисусом, но это делают не все.
Некоторые из учеников Иоанна приходят к Иисусу и спрашивают: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» Для фарисеев пост — это религиозный обряд, совершаемый два раза в неделю. Подобного обычая придерживаются, по-видимому, и ученики Иоанна. Возможно, они постятся еще и потому, что огорчены арестом своего учителя. И их интересует, почему ученики Иисуса не горюют вместе с ними.
Иисус отвечает им: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься».
Ученики Иоанна должны помнить, что Иоанн сам назвал Иисуса Женихом. Поэтому Иоанн, как и ученики Иисуса, посчитал бы неуместным поститься, пока Иисус находится здесь. Позднее, когда Иисус умирает, его ученики печалятся и постятся. Но после воскресения Иисуса и его вознесения на небо, причина для печали и поста исчезает.
Затем Иисус поясняет свои слова наглядными примерами: «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи». Как эти примеры связаны с постом?
Иисус хотел помочь ученикам Иоанна Крестителя понять, что не стоило ожидать, что его последователи будут придерживаться древних обычаев иудаизма, например, обычая соблюдать ритуальный пост. Иисус пришел не для того, чтобы «приставить заплату» и продлить жизнь старой, уже отслужившей свое и близкой к уничтожению системы поклонения. Не следовало подгонять христианство под иудаизм тех дней, с присущими ему человеческими преданиями. Христианство не должно было уподобляться новой заплате на старой одежде или новому вину в старых мехах. Матфея 9:14—17; Марка 2:18—22; Луки 5:33—39; Иоанна 3:27—29.Иисуса спрашивают о посте
КАК-ТО один человек спросил Иисуса: «Господи! неужели мало спасающихся?» Что ответил Иисус? Сказал ли он: «Просто примите меня как своего Господа и Спасителя, и будете спасены»? Нет! Иисус сказал: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут» (Луки 13:23, 24).
Означает ли это, что Иисус не ответил на вопрос человека? Нет, этот человек не спрашивал, насколько трудно будет спастись, он спрашивал, будет ли число спасающихся маленьким. Поэтому Иисус просто показал, что гораздо меньше людей, чем можно было бы предположить, станут прикладывать усилия, чтобы получить такое прекрасное благословение.
«Мне объясняли это по-другому»,— могут возразить некоторые читатели. Они могут процитировать Иоанна 3:16, где говорится: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». На это, однако, мы ответим: «Во что же, тогда, должны мы верить? В то, что Иисус действительно жил? Конечно. Что он — Сын Бога? Несомненно! А раз в Библии Иисус называется „Учителем“ и „Господом“, то разве не должны мы верить в то, чему он учил, слушаться его и следовать за ним?» (Иоанна 13:13; Матфея 16:16).
Следовать за Иисусом
Вот здесь-то и возникает проблема! Многие из тех, кому сказали, что они спасены, кажется, вовсе не собираются ни следовать за Иисусом, ни слушаться его. Действительно, один протестантский священник написал: «Конечно, нам следует продолжать верить в Христа. Но заявление о том, что это абсолютно необходимо или что обязательно нужно продолжать верить, никак не подтверждается Библией».
В Библии же, наоборот, перечисляются безнравственные дела, обычные для некоторых людей, полагающих, что они «спасены». В отношении тех, кто продолжает вести такой образ жизни, Библия повелевает христианам: «Извергните развращенного из среды вас». Конечно же Бог не хочет, чтобы развращенные люди оскверняли его христианское собрание (1 Коринфянам 5:11—13).
Что же тогда значит следовать за Иисусом и как мы можем это делать? А что делал Иисус? Был ли он безнравственным человеком? Блудником? Пьяницей? Лжецом? Был ли он нечестен в деловых отношениях? Конечно же нет! «Но,— возможно спрашиваешь ты,— должен ли я искоренить такие привычки из своей жизни?» Чтобы ответить на этот вопрос, прочитай Ефесянам 4:17—5:5. Там не говорится, что Бог примет нас, какими бы мы ни были. Вместо этого там сказано, чтобы мы отличались от мирских людей, которые ‘дошли до бесчувствия [«утратили чувство стыда», «Современный перевод»]... Но вы не так познали Христа... Отложите прежний образ жизни ветхого человека... Кто крал, вперед не кради... А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым... Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога’.
Следуем ли мы за Иисусом, если даже не пытаемся жить в соответствии с его примером? Разве нам не надо работать над тем, чтобы наша жизнь была больше похожа на жизнь Христа? Над этим важным вопросом редко задумываются, а то и вообще не задумываются люди, вторящие словам одного религиозного трактата: «Приди к Христу сейчас — прямо таким, каков ты есть».
Один из учеников Иисуса предупреждал, что нечестивые люди ‘обращали благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергали единого Владыку Бога и Господа нашего Иисуса Христа’ (Иуды 4). Как в действительности мы могли бы обратить милосердие Бога в «повод к распутству»? Мы могли бы сделать это, решив, что жертва Христа покрывает намеренные грехи, от которых мы не собираемся избавляться, а не грехи человеческого несовершенства, которых мы стараемся избегать. Безусловно, нам не хотелось бы соглашаться с одним из известнейших американских евангелистов, который сказал, что людям не надо «приводить свою жизнь в порядок, отказываться от чего-либо или изменяться к лучшему». (Сравни Деяния 17:30; Римлянам 3:25; Иакова 5:19, 20.)
Вера побуждает действовать
Многим людям говорят, что «вера в Христа» — это однократное действие и что нам не нужна настолько сильная вера, чтобы она побуждала нас к послушанию. Но это противоречит Библии. Иисус не говорил, что спасаются все люди, которые встают на христианский путь. Нет, он сказал: «Претерпевший же до конца спасется» (Матфея 10:22). В Библии наш христианский путь уподобляется состязанию в беге, и спасение — это награда, которая ждет нас в конце. Библия призывает: «Так бегите, чтобы получить» (1 Коринфянам 9:24).
Таким образом, «принять Христа» означает гораздо больше, чем просто получить благословения, которые приносит величайшая жертва Иисуса. Необходимо послушание. Апостол Петр говорит, что суд начинается «с дома Божия», и добавляет: «Если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» (1 Петра 4:17). Значит, от нас требуется больше, чем просто услышать и поверить. В Библии говорится, что мы должны быть «исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иакова 1:22).
тоесть этот ритуал вовсе не обязателен.. если есть желание, и возможность попоститься, тогда это приемлемо)
мне нравится такая позиция :)