Много столетий люди восхищались игрой теней на мерцающем мраморе, и даже сейчас, точно зная, что античные статуи и здания не были белыми, нам очень трудно отказаться от этого эстетического заблуждения.
Самым известным автором статуй был архитектор и скульптор Фидий.
Самым известным автором статуй был архитектор и скульптор Фидий.
Он создал ряд известных статуй и оказал влияние на скульпторов последующих периодов. Но до наших дней сохранились лишь некоторые статуи того времени, как правило, в частичном виде и из чистого белого камня. В период Возрождения были обнаружены первые античные статуи и творцами того времени скульптура из чистого белого камня стала трактоваться как классическая. Микеланджело и другие авторы стали воспевать в своих работах чистоту и натуральность материала, создавая парадигму древнегреческой эстетики. В конце 18-го начала 19-го веков проводились регулярные и интенсивные археологические раскопки, которые пополняли мировую сокровищницу новыми образцами древнегреческой культуры. Некоторые из них содержали цветные фрагменты и литературе Древней Греции встречались упоминания о цветных статуях, но в спорах о внешнем виде Древней Греции все также побеждала классическая стереотипная точка зрения.
Впервые следы краски были обнаружены на древних статуях еще в конце 18 века. Однако признать этот факт люди просто не могли – ведь белоснежный мрамор древних скульптур в 18-19 веках был своеобразным символом достатка, роскоши, безупречного вкуса. Художники не могли позволить лишить благородный белый идеал его мраморного сияния и сами ездили на раскопки в Геркуланум, чтобы убедиться в своей правоте. Ведь яркие краски всегда ассоциировались с Африкой и Востоком, а допустить, что белоснежные идеалы греческой культуры имеют что-то общее с наскальными росписями было обществу просто не под силу. В результате многоцветность древних статуй намеренно игнорировалась даже в научных работах историков.
Но древнегреческие скульпторы раскрашивали свои творения. Конечно, краски исчезли со временем, но обнаружить их следы, при помощи современного оборудования, все еще возможно.
Такой ложной и кропотливой работой вот уже 25 лет занимаются, со своей командой, немецкие археологи профессор Винцент Бринкмана и Ульрике Кох-Бринкман. Мельчайшие следы краски становятся видны в ультрафиолетовом свете, а исследование скульптур с помощью рентгена и инфраскопии позволяет определить, из чего именно были сделаны краски и какой цвет они имели.
Остатки различимых пигментов были изучены с помощью химических анализов и таким образом установлены их состав и цвет. С помощью специальных ультрафиолетовых ламп, направленных под определенным углом, удалось определить, так называемые, "цветные тени". Некоторые пигменты разрушаются быстрее, чем остальные. Потому сама поверхность камня тоже изнашивается с разной скоростью под действием атмосферы и природных явлений. Такой подход дает возможность получить достаточно достоверные результаты.
С помощью 3D-сканера были получены копии статуй, которые были вручную разукрашены с помощью красок с использованием минеральных и органических пигментов того времени: зеленый на основе малахита, синий на основе азурита, желтый и охра на основе соединений мышьяка, красный на основе киновари, черный на основе сжигаемых костей и винограда.
Результаты оказался впечатляющим и многое поведать о, как древние греки и римляне представляли свой мир. Волосы скульптур были коричневыми или желтыми, одежда не только раскрашена в яркие цвета, но и расписана богатейшим орнаментом, а чтобы придать открытым участкам тела статуй живой вид, их покрывали краской, смешанной с воском.
Знаменитый лучник с западного фронтона храма Афайи на о. Эгина (ок. 500 г. до н. э) изображает троянского принца Париса в плотно облегающем его тело одеянии. В результате новейших исследований учёные обнаружили великолепные узоры на его штанах, куртке и рукавах. На ультрафиолетовом рефлектографе были обнаружены зигзагообразные орнаменты на ногах и изображения зверей на куртке Париса.
Нередко в росписи использовались не естественные, а символические цвета – гривы коней, например, могли быть зелеными или красными, а рыба – золотой или фиолетовой.
Не всегда краски были кричащими, со временем мода на раскраску менялась. Фигуры с фронтона храма Афайи были созданы ок. 500 г. до н. э. цвета, использованные в их оформлении, были многоцветными и яркими. Скульптуры классического периода (480—320 гг. до н. э.) выполнялись также полихромно, но краски зачастую смягчались белым и отвечали мягкому элегантному вкусу.
В эпоху эллинизма (начиная с 320 г. до н. э.) возникла иная цветовая гамма. Плавно переходящие из одного в другой коричневые, тёмно-красные и фиолетовые тона составляли основу цветовой палитры, нарушавшейся кричащими розовыми и ярко-голубыми красками. Образец искусства камнерезов – белоснежный Парфенон – был в древности раскрашен в яркие цвета.
"Когда люди называют эти статуи китчем, меня это раздражает, – признается Винсенс Брикмен – Но я этому не удивлен. И я не сторонник восстановления прежнего вида античных статуй. Состояние оригиналов не позволит их раскрасить. Если бы речь шла о реставрации существующего цвета, то это другая ситуация. К тому же мы уже достаточно отдалились от того времени и привычный образ сохранится с нами на всю жизнь. Любой врач-психолог сможет рассказать насколько сложно будет людям приспособиться к новому виду. Но это скорее мои личные чувства, чем научные убеждения".
Исследования Винцента Бринкмана и Ульрике Кох-Бринкмане щё не окончены благодаря улучшенным методикам и техническому оснащению, приводящим ко всё более точным результатам. Передвижная выставка "Разноцветные боги" дополняется от музея к музею.
Впервые следы краски были обнаружены на древних статуях еще в конце 18 века. Однако признать этот факт люди просто не могли – ведь белоснежный мрамор древних скульптур в 18-19 веках был своеобразным символом достатка, роскоши, безупречного вкуса. Художники не могли позволить лишить благородный белый идеал его мраморного сияния и сами ездили на раскопки в Геркуланум, чтобы убедиться в своей правоте. Ведь яркие краски всегда ассоциировались с Африкой и Востоком, а допустить, что белоснежные идеалы греческой культуры имеют что-то общее с наскальными росписями было обществу просто не под силу. В результате многоцветность древних статуй намеренно игнорировалась даже в научных работах историков.
Но древнегреческие скульпторы раскрашивали свои творения. Конечно, краски исчезли со временем, но обнаружить их следы, при помощи современного оборудования, все еще возможно.
Такой ложной и кропотливой работой вот уже 25 лет занимаются, со своей командой, немецкие археологи профессор Винцент Бринкмана и Ульрике Кох-Бринкман. Мельчайшие следы краски становятся видны в ультрафиолетовом свете, а исследование скульптур с помощью рентгена и инфраскопии позволяет определить, из чего именно были сделаны краски и какой цвет они имели.
Остатки различимых пигментов были изучены с помощью химических анализов и таким образом установлены их состав и цвет. С помощью специальных ультрафиолетовых ламп, направленных под определенным углом, удалось определить, так называемые, "цветные тени". Некоторые пигменты разрушаются быстрее, чем остальные. Потому сама поверхность камня тоже изнашивается с разной скоростью под действием атмосферы и природных явлений. Такой подход дает возможность получить достаточно достоверные результаты.
С помощью 3D-сканера были получены копии статуй, которые были вручную разукрашены с помощью красок с использованием минеральных и органических пигментов того времени: зеленый на основе малахита, синий на основе азурита, желтый и охра на основе соединений мышьяка, красный на основе киновари, черный на основе сжигаемых костей и винограда.
Результаты оказался впечатляющим и многое поведать о, как древние греки и римляне представляли свой мир. Волосы скульптур были коричневыми или желтыми, одежда не только раскрашена в яркие цвета, но и расписана богатейшим орнаментом, а чтобы придать открытым участкам тела статуй живой вид, их покрывали краской, смешанной с воском.
Знаменитый лучник с западного фронтона храма Афайи на о. Эгина (ок. 500 г. до н. э) изображает троянского принца Париса в плотно облегающем его тело одеянии. В результате новейших исследований учёные обнаружили великолепные узоры на его штанах, куртке и рукавах. На ультрафиолетовом рефлектографе были обнаружены зигзагообразные орнаменты на ногах и изображения зверей на куртке Париса.
Нередко в росписи использовались не естественные, а символические цвета – гривы коней, например, могли быть зелеными или красными, а рыба – золотой или фиолетовой.
Не всегда краски были кричащими, со временем мода на раскраску менялась. Фигуры с фронтона храма Афайи были созданы ок. 500 г. до н. э. цвета, использованные в их оформлении, были многоцветными и яркими. Скульптуры классического периода (480—320 гг. до н. э.) выполнялись также полихромно, но краски зачастую смягчались белым и отвечали мягкому элегантному вкусу.
В эпоху эллинизма (начиная с 320 г. до н. э.) возникла иная цветовая гамма. Плавно переходящие из одного в другой коричневые, тёмно-красные и фиолетовые тона составляли основу цветовой палитры, нарушавшейся кричащими розовыми и ярко-голубыми красками. Образец искусства камнерезов – белоснежный Парфенон – был в древности раскрашен в яркие цвета.
"Когда люди называют эти статуи китчем, меня это раздражает, – признается Винсенс Брикмен – Но я этому не удивлен. И я не сторонник восстановления прежнего вида античных статуй. Состояние оригиналов не позволит их раскрасить. Если бы речь шла о реставрации существующего цвета, то это другая ситуация. К тому же мы уже достаточно отдалились от того времени и привычный образ сохранится с нами на всю жизнь. Любой врач-психолог сможет рассказать насколько сложно будет людям приспособиться к новому виду. Но это скорее мои личные чувства, чем научные убеждения".
Исследования Винцента Бринкмана и Ульрике Кох-Бринкмане щё не окончены благодаря улучшенным методикам и техническому оснащению, приводящим ко всё более точным результатам. Передвижная выставка "Разноцветные боги" дополняется от музея к музею.
Обсуждения Пестрые боги белоснежной Эллады