Особое место в «Тайной доктрине», в священных текстах и легендах, а также в исторических произведениях древних авторов уделяется Гиперборее и всему, что с ней связано. И ныне ученые всего мира уделяют этой загадочному материку довольно много внимания, постепенно укрепляя широко распространенную уже гипотезу, что именно с него начинается путь всей индоевропейской группы народов.
Сознаемся, это и наша точка зрения, только мы хотели бы расширить зону обсуждения, или дополнить, что корректнее, осветив вопрос существования или не существования легендарного материка с точки зрения древних эзотерических знаний, привлекая для этого непривычные пока для традиционных исследователей источники. Сама по себе Гиперборея интересна нам как место, где, предположительно, проживали наши генетические предки, разработавшие систему ценностей, которую мы знали как Правь-Навь-Явь, или как изначальную Северную Традицию, или как древнее Универсальное знание, или Примордиальную Традицию, можно выбрать по вкусу, хотя, по существу, это одно и то же. Наиболее подробно и глубоко тема о Гиперборее освещена Еленой Петровной Блаватской в «Тайной доктрине». Там Гиперборея вписана в историю человечества как материк, на котором развилась самостоятельная Вторая Раса*. Древняя «Книга Дзиан», таинственный манускрипт, оказавшийся в распоряжении Блаватской благодаря восточным Махатмам, говорит о 7-ми человеческих Расах, которым соответствуют семь материков, сменяющих друг друга в результате всемирных катастроф. Мы приведем названия и краткие характеристики пяти из этих семи материков в порядке очередности их всплытия, так как в дальнейшем это нам пригодится.
1. Условно первый материк можно назвать «Несокрушимая Священная Страна». О нем мало что можно сказать. Это «Тот материк, который в Вендидад’е, например, упоминается как Ариана Ваэджо, на котором был рожден первоначальный Зороастр, называется в Пуранической литературе Швета-Двипа, Гора Меру, Обитель Вишну и т. д. В Тайной Доктрине он назван просто «Страною Богов», управляемой их Главами, «Духами этой Планеты». [Это первая твердь, на которой была развита божественными Прародителями Первая Раса]».
2. Гиперборейский. «Это будет наименованием, — говорится далее в «Тайной Доктрине», — избранным для второго Материка; страна, которая простерла свои мысы в южном и западном направлении от Северного Полюса, чтобы принять Вторую Расу, и вмещавшая все, что известно сейчас как Северная Азия. Таково было наименование, данное древнейшими греками далекой и таинственной области, куда, по их преданию, ежегодно путешествует Аполлон Гиперборейский. Страна гиперборейцев, страна, распространявшаяся за Бореем, Богом замерзшего сердца, Богом снегов и вихрей, любящим дремать на горной цепи Рипеус (Урал), не была идеальной, воображаемой страной, как это предполагалось мифологами. Это был настоящий Материк — страна, не знавшая зимы в те ранние дни, так же как ее печальные останки, даже и ныне, не имеют более одной ночи и одного дня в течение года. Ночные тени никогда не спускаются на нее, говорили греки; ибо это «Страна Богов», любимая обитель Аполлона, Бога Света, и жители ее — любимейшие священнослужители и слуги его». [Северная Азия — современница Второй Расы, Коренной материк человечества, впоследствии оторвавшийся, можно сказать, от полярных земель. Уже во время Второй Расы из вод поднялись новые земли, образуя очередной материк].
3. Лемурия. «Начинаясь на обоих полушариях на линии над самой северной частью Шпицбергена, — повествует Е. П. Блаватская, — по проекции Меркатора, на нашей стороне, они могли включать на стороне Америки места, ныне занятые Баффиновым заливом и соседствующими островами и мысами. Там земля едва достигала 70° широты в южном направлении; здесь она образовывала материк, в виде лошадиной подковы, о котором говорят Комментарии; из двух концов которого один включал Гренландию с отростком, пересекавшим 50° немного юго-западнее, а другой Камчатку, и оба конца эти соединялись тем, что в настоящее время представляет северную кайму берегов Восточной и Западной Сибири. Этот Материк разъединился и исчез. Лемурия образовалась в ранний период Третьей Расы. Когда она, в свою очередь, разрушилась, появилась Атлантида».
4. «Атлантида. Так называем мы четвертый Материк. Он был бы первой исторической страной, если бы на предания Древних было обращено больше внимания, нежели это делалось до сих пор. Знаменитый остров этого имени, упоминаемый Платоном, был лишь остатком этого обширного Материка»**. Географически Материк располагался между западным побережьем Африки и восточным побережьем Американского континента. На этом континенте развилась Четвертая Раса атлантов, которая доминировала не только на континенте, но и на обоих побережьях Атлантического океана, пока не случился Потоп — воды Атлантики накрыли разрушенную Атлантиду, похоронив «атлантов, почерневших от греха», как сказано в одном из Комментариев.
5. Евразия. Ее мы можем лицезреть на картах мира. Этот великий Континент принял и развил нынешнюю, Пятую Расу, Арийскую.
Как ни велик соблазн привести множество научных фактов и убедительных теорий, подтверждающих существование Гипербореи и «счастливого народа, который называется гиперборейцами», по определению Плиния Старшего, мы все же ограничим себя древними манускриптами, эзотерическими, по сути, так как мало кто к ним обращается и еще меньше тех, кто к ним серьезно относится. Хотя, по нашему убеждению, изучение истории по древним манускриптам, священным текстам, высказываниям великих Учителей Востока в совокупности с имеющимися научными достижениями — перспективный метод в силу расширения охвата источников палеоисторических сведений.
«В одном из Комментариев», — как выразилась Е. П. Блаватская, есть следующее: «При первом начале [человеческой] жизни, единственная сухая земля находилась на правом конце [Северный Полюс] Сферы, где она [Глобус] неподвижна [дневной оборот минимален]. Вся Земля была одной огромной водной пустыней и воды были теплые… Здесь родился человек на семи зонах бессмертной, нерушимой части на Манвантару [В Оккультизме утверждается, что страна или остров, который увенчивает Северный Полюс, подобно шапке, является единственным, который остается на протяжении всех семи Кругов-Циклов. Все центральные материки и страны выступят со дна морского поочередно, но эта земля никогда не изменится].
Вечная весна царствовала в сумраке. [Но] то, что есть сумрак для человека нашего времени, было светом для человека на заре его. Там Боги отдыхали, и Фохат [Свет Логоса] царствует с тех пор… Так Мудрые Отцы говорят, что человек рожден в голове своей Матери [Циркумполярная область]
Во время Первой и Второй [Рас] пояс [экватор] был покрыт великими водами. [Но] Великая Матерь трудилась под волнами, и новая земля была присоединена к первой, которую наши мудрецы называют головным убором [шапкою]. Она еще сильнее потрудилась для Третьей [Расы], и ее торс и пуп поднялись над водою. Это и был пояс, священный Гимават, простирающийся вокруг Мира [Гималайская цепь]. Она разбилась по направлению к заходящему Солнцу, от своей шеи [от внутреннего моря, ныне находящегося за пределами непроходимых ледовых заграждений] вниз [к Юго-западу] на многие земли-острова, но Вечная Земля [шапка] не разбилась. Земля-Суша покрыла поверхность тихих вод по направлению к четырем сторонам Мира. Все они погибли [каждая в свою очередь]. Тогда появилась обитель злобных [Атлантида]. Вечная Земля теперь стала скрытой, ибо воды стали твердыми [замерзшими] под дыханием ее ноздрей и пагубных ветров из пасти Дракона и т. д.»***.
Итак, первая суша, согласно Комментариям, появилась на Северном Полюсе и является «Вечной Землей», то есть до скончания века не разрушится, но теперь находится под ледяным панцирем. Говорится и о том, что эта «шапка» была Обителью Богов, а вот сейчас обитаемость «шапки» да и существование самой Несокрушимой Священной Земли — вопрос открытый. Надо его прояснить для того, чтобы рассуждения наши в дальнейшем приобрели логику, но осуществить это можно только нетривиально, с точки зрения традиционного сознания. Придется вспомнить, что Е. П. Блаватская в своих работах, и особенно в «Тайной Доктрине» неоднократно уточняла, что люди Первой Расы имели эфирные тела, а «твердь» соответствовала этим телам, то есть мы, нынешние, этих людей и саму твердь не увидели бы физическими глазами.
О Второй Расе сказано, что, согласно таинственной Книге Дзиан, она была плотнее Первой, и была плотью от плоти Первой Расы, которая исчезла во Второй Расе, как переходят некоторые низшие жизни и растения в свое потомство. Человек этой Расы назывался Чхаи, Тень в переводе. Далее уточнялось, что Тени имели тела из уплотненного астрала, и были бы для нас едва различимыми серыми пятнами на фоне земной тверди в нынешнем ее состоянии. Это подтверждается и в приведенной выше цитате: «Вечная весна царствовала в сумраке. [Но] то, что есть сумрак для человека нашего времени, было светом для человека на заре его». Астральным Светом, уточним. Новый Материк, названный греками Гипербореей, был тоже Тенью, хотя для самих людей-полубогов и богов он был именно твердью, такой же, какой является ныне для нас земля. Объясняется это древними Учителями тем, что человек в тонком теле ощущает окружающий его Тонкий Мир так же реально, как мы в физическом теле ощущаем физический мир.
Это важный вывод для понимания дальнейшей судьбы Гипербореи, невидимо-видимой, существование которой было засвидетельствовано разнообразными способами, от карты Герарда Меркатора (1569 г.), где четко прорисован материк на Северном Полюсе в окружении северных оконечностей материков в нынешних их границах, до упоминания о нем во всех архаичных Писаниях и многочисленных свидетельств очевидцев. Особенно интересны рассказы путешественников, собственными глазами видевших Остров Счастья. При этом непременным условием рассказа были свет самосиянный, гора хрустальная или ледяная, то есть прозрачная, вода белая, как молоко, млечный оттенок (астральная «вода»), драгоценные камни-самоцветы и тому подобное, что совпадает с описанием Беловодья, как совпадает и с рассказами ясновидцев о высших слоях астрального мира. Вот, например, отрывок из памятника ХIV века «Послание Василия Новгородского ко владыке Тверскому Феодору о земном рае», приведенный в книге В. Н. Демина «Гиперборея, исторические корни русского народа»:
«И видеша на горе… той свет бысть в месте том самосиянен, яко не мощи человеку исповедати; и пребыше долго на месте том, а солнце не видеша, но свет бысть многочастный, светлуяся паче солнца, а на горах тех ликования много слыхашут, и веселия гласы вещающа».
Еще один рассказ помора-очевидца из вышеназванной книги В. Н. Демина: «Посреди Матки [Новая Земля] города есть, не нашим земным городам чета. Церкви в эфтом городу ледяные, дома тоже. А живут там на просторе, в таком захолустье, куда живой душе не добраться, все охотнички да ловцы, что на Матке исчезли… Видел я, братцы, великое чудо. Быд-то висит посреди Матки гора ледяная, а на эфтой горе все церкви да церкви, и сколько эфтих церквей, поди, не сосчитать, — одна другой выше, одна другой краше. Колоколенки — словно стеклянные, тонкие да прозрачные такие. И только я стою, вдруг со всех эфтих колоколен звон поднялся. Я обмер да скорее назад»****.
Описание тех мест есть и в русских Ведах:
«За полями широкими Бармы, за лесами дремучими Сивы, да за Дыевыми горами, да за реченьками бурливыми есть Священный Край сына Вышня.
В той земле, что Крышню [Кришне] подвластна, не заходит солнце полгода, а зайдет — так спит по полгода. В том блаженном северном крае слышны песни — там вечный праздник, там текут молочные реки и впадают в Белое море.
Как во том Окияне-море подымались из волн три острова. Первый остров Фаворский Белый, следом Тульский и Алатырский.
Тот священный остров Фаворский недоступен даже для мысли, неподвластен ничьим веленьям. Он покрыт садами чудесными, там цветут левкои и розы. И по тем цветущим садам ходят-бродят дивные звери, там поют ирийские птицы.
И по острову по Фаворскому там гуляет сам Вышний Крышень. У него-то, у светлоокого, золотом сияет головушка. Он поет, играет на дудочке — на волшебной той самогудочке.
Прилетают, услышав песню, к Крышню в сад Гамаюн и Финист. Прилетает и Алконост, а за ней прилетает Сирин, следом — все ирийские птицы. Оперенье у птиц тех разное. И одни перышки золотые, а другие перья — багряные, третьи — синие и зеленые. Прилетают и белые голуби — оперенье у них как снег.
И щебечут птицы ирийские. И поют они громким голосом, а другие щебечут тихо, третьи тонко, иные нежно, и поют они так согласно, как никто вовеки не слышал.
А на острове Алатырском — и земля, и камни из золота. Там растут золотые яблони, а на яблонях — златы яблочки. Там ручьи текут и речки струятся да по камушкам золотым. Среди златых ветвей и цветов там поют ирийские птицы и сияют златыми перьями…
А у Ильма на Тульском острове из железа выстроен замок. В замке Ильма Тульского — кузница. Ильм кует оружье волшебное: Меч Сварожий и Лук с Громовой Стрелой. Он кует и бьет мощным молотом, и очаг его пышет пламенем, разлетаются искры по всей Земле, свод небесный гром сотрясает»*****.
Надо отметить, что все эти рассказы и предания, в которых обильно упоминаются признаки астрального мира, имели в виду Заполярье и Северный Полюс. Там же располагали древние индусы Швета-Двипу, персы Ариану Ваэджо, славяне Беловодье и Белый Остров, монголы Северную Шамбалу******, и все описывали эту местность как Рай и Остров Блаженства. Казалось бы, что нам до этих рассказов полусказок? Расы, сменяющие друг друга, Материки, «шапка», давно покрытая километровой толщей льда. Однако, если взять за основу точку зрения исчезающе малого количества людей, принявших Тайную Доктрину и Традицию в целом, то по мере погружения в материал появляется стойкое ощущение, что именно так все и было, что представления древних о мире, его устройстве, целях, идеалах в высшей степени убедительны, что в истории человечества, в его эволюции появляется логика и ясный смысл, и что столь необычная трактовка дает надежный ключ к пониманию всех известных нам Учений.
Традиция, подробно описанная в «Тайной Доктрине» Е. П. Блаватской, весьма щедра на годы, отведенные прошлому. Их счет ведется на сотни миллионов лет, окончательно покончив с доктринальным упрямством священников, настаивавших еще сотню лет назад на цифре в 6 с лишним тысяч лет со дня сотворения мира. В пользу Традиции говорит вся наука двадцатого столетия, но лишь сейчас человек стал привыкать к большим числам при обсуждении вопросов эволюции человека. Так, говоря о Расах, Тайная Доктрина отводит им срок жизни до полутора миллиона лет, а всех семи Рас свыше двадцати миллионов лет с учетом Пралайи. И в этом неторопливом циклическом движении человечества по ступеням эволюции просматривается интеллектуальная стройность и духовная оправданность. Можно со всей определенностью сказать даже, что мы имеем дело с новой наукой, изучающей человечество в контексте всего Космоса и излагающей свой взгляд на феномены, сопровождающие человека на всем протяжении его жизни, которые традиционная наука даже не пытается объяснить.
Если мы хотим понять логику Традиции, а, значит, и логику наших рассуждений, то нам не обойтись без разговора о том, чего средний человек не воспримет, но мы надеемся, что со временем ее воспримут люди, формирующие социальные идеи или политические программы и уже через них донесут смысл нашей работы, ее злободневность, как это ни парадоксально звучит. Да, да! В процессе изучения материала мы убедились, что великие творения древности, которым ныне придается так мало значения, имеют для современности практическое применение как в обычной жизни, так и в области духа человеческого, сегодня особенно остро нуждающегося в полновесных общечеловеческих идеях. В настоящем трактате мы хотим дать опыт такого практического применения, и в этих целях мы подробно останавливаемся на тех «сказках», которые «сочинили» величайшие умы древности.
Важно понять, с одной стороны, цикличность развития человечества, с другой, ниспадающее движение человечества по шкале духовности от самых высоких проявлений до нынешнего печального состояния, но, напротив, восходящее развитие интеллекта от его детскости до нынешней вполне взрослой изощренности. Дух и интеллект идут как бы в противоходе, и некоторые люди заблуждаются, принимая развитие ума за развитие духовности. На самом деле это диалектическая пара, и ее составляющие друг с другом борются. Как это отражено в Традиции? Так, возможно, как и было на самом деле, то есть первые люди на Земле были как боги в смысле духовности и как дети в смысле интеллекта. А руководили ими Наставники, уже прошедшие бесконечные Циклы от детского ума до такого, который люди назвали божественным. Оставим в стороне вопрос их происхождения, ибо это абстракции, начнем с того, что было увидено высокими духами и зафиксировано в людской памяти в виде мифов, манускриптов, передачи из уст в уста.
Первыми землю заселили, как говорит Традиция, эфирные существа, которых еще и людьми нельзя назвать. Это лишь прообразы будущих людей, безгрешные, ибо не обладали интеллектом, которым только и можно грешить. Заселили они легендарный Белый Остров на самом севере планеты, где обнаружили подходящую для себя твердь, названную в «Тайной Доктрине» Несокрушимой Священной Страной, остающейся невредимой на всем протяжении эволюции человечества. Ее Жители и составили Первую Расу, о которой можно лишь сказать, что увидеть их можно особым зрением, которым мы в наш Железный век не обладаем. Однако и нашим скудным зрением можно увидеть наглядный признак продолжения высшей жизни на Земле. Северное Сияние, по мнению знатоков, есть следствие этой жизни. В самом деле, оно так похоже на манифестации Света при молении великих духов, запечатленные свидетельствами очевидцев. «Дракон олицетворяет Северный Полюс, постепенно гнавший ранних лемурийцев из земель, которые становились все более и более гиперборейскими, и непригодными для жизни тех, кто развивались в физических людей, ибо теперь им приходилось считаться с климатическими изменениями», — резюмирует Е. П. Блаватская в «Тайной Доктрине», подтверждая наши предположения о природе Несокрушимой Священной Страны и ее обитателях.
_______
* В соответствии с Тайной Доктриной человечество проходит семь громадных по времени Циклов, каждый из которых соответствует определенной Расе. Так, мы проходим пятый Цикл из семи и принадлежим, значит, к Пятой Расе. Но это не расы в современном понимании, это чисто духовная градация.
** «Тайная Доктрина», Е. П. Блаватская, том 2. Электронный вариант книги в библиотеке сайта Иерархия
*** Там же, том 2.
**** Демин В. Н., «Гиперборея, исторические корни русского народа», Москва, Фаир-Пресс, 2003 г.
***** А. Асов «Святорусские Веды. Книга Коляды», стр. 88-90, Москва, ГРАН-ФАИР, 2003 г.
****** (Санскр.) Исключительно таинственное место, вследствие его связи с будущим. Город или селение, упомянутое в «Пуранах», откуда, как возвещает пророчество, появится Калки Аватар. «Калки» — это Вишну, Мессия на Белом Коне у браминов; Майтрейя Будда буддистов; Сосиош парсов и Христос христиан (см. «Откровение»). Одни говорят, что все эти «вестники» должны появиться «перед разрушением мира»; другие — что перед концом Кали Юги. Именно в Шамбале будет явлен грядущий Мессия.
3. Боги и люди
В Заполярье когда-то был благодатный климат. Если для Первой и Второй Расы это не было важно, они не имели грубо-физической формы, то для Третьей, Четвертой и нынешней Пятой Расы климат стал определяющим фактором для их жизни, так как они уже имели физическую форму и потому нуждались в комфортном климате. Нуждались они и в обширных землях для расселения. Таким образом, человек, получив физическую форму, вынужден был покинуть Рай и свою Альма-Матер, постепенно осваивая пригодные к жизни земли. Об этих людях очень мало известно, так как нас отделяет от них огромное количество лет, но все же кое-где они напоминают о себе, иногда самым неожиданным образом. Так ученый-языковед Л. П. Рыжков, исследуя истоки английского языка, на предмет наличия в нем праязыка, задался вопросом:
«И всё-таки, кто же они, долатинские, добританские, доанглийские, догерманские (датско-норманские), досаксонские древнейшие предки подлинных англичан, оставившие этот след праязыка в английском языке? Единственный источник, который может дать ответ на этот вопрос — это первые письменные и устные памятники англо-саксонско-кельтско-германской речи.
Наиболее древние из них — ирландские саги, повествуют о том, что высадившимся на Британские острова пришельцам, которые и составляли некоторое время (до прихода следующей волны иноземцев), слой аборигенного населения островов, пришлось выдержать трудную и кровопролитную борьбу за эти земли с «грозными и упорными великанами», «страшными и воинственными исполинами» — хозяевами этой земли, населявшими ее, когда славные пришельцы пришли здесь поселяться…
В сагах они называются ВЕЛИКАНАМИ — ФОМОРАМИ. Учитывая первый закон*,— это ПОМОРЫ, что является, по-видимому, самоназванием «грозных и ужасных» великанов. Вырезать этих великанов полностью благородным пришельцам не удалось. Согласно сагам, — они сели на корабли — и уплыли. А доказательством того, что давным-давно героям «нордических саг» пришлось вести войну с подлинными хозяевами Британских островов — эдакими большущими и грозными исполинами-ломоносовыми, и что это всё — не выдумка менестрелей, — в подбрюшье Англии разместились ФОМОРСКИЕ, т. е. ПОМОРСКИЕ острова. Так они до сих пор и называются: ФОМОРСКИЕ ОСТРОВА»**.
Обнаружив множество слов, образованных от древнерусского языка, автор делает вывод, что оставили их пришельцам в наследство именно поморы. Мы же добавим, что не только слова, но, возможно, и их знаменитый Стоунхендж, тоже дело рук этих самых поморов, так как много совпадений у двух памятников: Стоунхенджа и Аркаима, а последний уж точно дело рук наших пращуров, контролировавших Южный Урал и сакральный центр Евразии с незапамятных времен.
Примечательно, что все народы, как бы далеко они не удалялись от священного Белого Острова, названного в Ведах Фаворским, помнили о нем и слагали легенды о земном Рае и его блаженных обитателях. Постепенно, однако, по мере погружения человека в материальное, связь с Островом стала затруднительной, а потом и вовсе пропала. Четвертая Коренная Раса, духовно павшая до массового колдовства, вынудила Несокрушимую Священную Страну защититься от павшей Расы, превратив Северную Шамбалу, как еще называли Белый Остров, в недоступную твердыню. Люди практически потеряли духовную способность видеть свет самосиянный, глаз Дангмы закрылся, а те немногие, кто сохранил духовную способность видеть астральные построения в той или иной мере, вынуждены теперь жить в атмосфере недоверия.
Итак, Шамбала совместилась в легендах с Приполярными областями, но надо сказать, что она в легендах и древних писаниях помещалась и в других географических точках. Известна, например, легенда о Шамбале на Острове, располагавшемся посреди нынешней пустыни Гоби, когда она еще была морем. Автор диссертации приводит дополнительные сведения об иных местонахождениях ее на севере Шотландии и Ирландии (Ир-ленд, земля Ирия), на Альпах. Ныне Шамбала, по свидетельствам множества людей, в том числе и семьи Рерихов, находится в Гималаях, высоко в горах, по-прежнему недоступная для обыкновенных людей. Есть огромное количество указаний и на то, что до Гималаев Рай (Ирий) — Святая Земля — Шамбала была на южном Урале (Рифее), куда летал отдыхать греческий Аполлон и, как предполагают некоторые исследователи, откуда родом был Зороастр, Автор Авесты. Однако ж, как это совместить с указаниями на Несокрушимую Священную Землю, которая никуда не делась, что подтверждают индийские Веды (именно туда направился Кришна после ухода 5 тысяч лет тому назад из северной Индии), и которая называется часто Северной Шамбалой?
Возникает нешуточная проблема, как же все это свести вместе, — Белый Остров, существующий на протяжении всех семи Рас, называемый еще Северной Шамбалой, и описываемый как Рай-Ирий, имеющий весьма опосредованную связь с землей, и легенды о Шамбалах, перемещающихся из одной сакральной точки в другую и тоже представляющих собой Рай-Ирий, - их описания точно совпадают с рассказами о Рае на Белом Острове? Легче всего объявить эти таинственные цитадели духа лишь плодом воображения народов, создающих каждый свою «сказку» о Шамбале, что и делают с легким сердцем многие исследователи, не признающие легенды, как источник правдивого отражения реальных исторических событий. Всплывшая из небытия Арта вносит свою лепту в эту неопределенность, ибо она тоже увязывается с Шамбалой и требует теперь от нас географических и исторических привязок. К счастью, она же и подсказывает пути разрешения этой непростой задачи.
Изучая «Агарту» и сопоставляя ее с другими источниками, поневоле приходишь к выводу, что разделение перемещающихся Шамбал и Белого Острова (Швета Двипы) довольно условно, на самом деле подвижная Шамбала неразрывно связана со Швета Двипой, только последняя — Обитель Вышня-Крышня — есть высшая небесная сфера творческого строительства, к земле отношения не имеющая, сама же Шамбала является связующим звеном между небесными сферами и земными, представляя область, где идет активное строительство, как в тонком мире, так и на земном плане. Можно выдвинуть гипотезу о том, что Шамбала есть земное отражение Швета-Двипы, то есть место, где соединяется земное и небесное, и она, не прерывая единства с астрально-эфирным Белым Островом, может перемещаться в соответствии с Планом эволюции. Известно, что Шамбалу может достичь даже человек во плоти, если он накопил для этого достаточно духовных знаний. В этом Рае-Ирии-Шамбале обитают творящие боги, деятельные, непосредственно руководящие эволюционными процессами на земле в рамках Прави, то есть Закона. Проще говоря, Швета-Двипа и Шамбала разделены небесными сферами, но едины по принадлежности к Сварге, у которой, как известно, восемь сфер. Так как там нет расстояний и времени, человеческое сознание не видит различия между Белым Островом и Шамбалой, что вносит большую неопределенность и путаницу при чтении древних и современных текстов, посвященным этим двум сакральным центрам.
Шамбала и ее столица Агарта, это то, что можно, выражаясь фигурально, пощупать. Периодически туда попадают особо одаренные люди, ее можно найти на карте, следы покинутых Агарт остаются в недрах гор в качестве подземных городов. В действующих Шамбалах доминирует, как нетрудно догадаться, Арта, которая воплощена в священный Огонь Атар-Азар, поддерживаемый жрецами Арты. Власть Арты распространяется радиально от Агарты до границ круга, называемым нами магическим вследствие того, что внутри круга воздействие Арты поистине магическое. За его пределами, соответственно, преобладают силы, принадлежащие Анарте.
Сущность Арты можно выяснить, если обратиться к индийской философии, где наиболее рельефно и определенно с научной логикой описаны как сами боги, так и их взаимодействие. «Наиболее полно олицетворяет Арту древнейший бог Бхаратии Шива. Славяне почитали его в женской ипостаси, как мать всех русских, жену Свентовита Живу или Сиву, богиню жизненной энергии. Шива — это чистое знание, энергия любви и правды, струящаяся сквозь Вселенную. Из этого света сотканы души людей и все материальные тела»***, — пишет Автор «Агарты», и далее он говорит: «Если Рта у бхаратов — это Арта Вселенной, то Арта земной политики и экономики — это Артха. Артха означает цель, сущность политики и экономики. Ученые-материалисты, политики и предприниматели-атеисты называются в Ведах артха-артхами, т. е. нацеленными на материальные цели. Стремясь к личным артхам-целям, артха-артхи не ведают, что содействуют высшей Артхи-Цели Вселенной и Бога, служат осуществлению всеобщего божественного плана Шивы, Абсолютного Предопределения»***.
То есть существует Арта Вселенной, она же Дхарма, и Арта земной политики Артха, при этом Дхарма сливается по смыслу с Правью, а Артха — являет жизненную энергию материального строительства и политики, и эти две ипостаси одного целого Автор обозначает как Правь-Арта, где Арта в высшем аспекте есть почти Правь, с той лишь разницей, что Правь неизменна, ибо Закон, а Арта подвержена циклическим изменениям. В низшем аспекте Арта-Артха, представляет собой, фактически, энергию деятельного строительства, основанного на творчестве интеллекта. Эта энергия неоднородна, в первых фазах цикла она стимулирует одухотворенное творчество, преобразование окружающего мира в соответствии с установками Дхармы-Прави, а в заключительных фазах верх берет низкая, грубая ипостась Артхи, или фактически, противоположность Арты, Анарта. Как следствие, перемещается идейная доминанта с равновесия духовного и материального Полюсов в сторону материального, в сторону строительства потребительской цивилизации с Мамоной в качестве идеала. Эволюционное развитие в этом случае приобретает направление к абсолютному Злу, и цивилизация в самом пике ее развития пресекается. Иными словами, Анарта, незаметно для ниспадающего по шкале духовности сознания, вступает в свои права и уводит эволюционное развитие на ложную тропу эгоизма и разделения. Этим заканчивается любой сколько-нибудь значимый цикл, изживая самого себя и подготавливая условия для своего смещения новым циклом на другом уровне эволюционной спирали.
Если вернуться к Швета Двипе и Шамбале, то нам представляется, что Правь соотносится со Швета Двипой, а Арта с Шамбалой и потому можно еще раз констатировать, что тождества между Артой и Правью нет, хотя в каком-то самом высоком смысле Арта и Правь могут сливаться, ибо в целом Обитель Вышня-Крышня и Обитель деятельных богов более низкого порядка представляют единое целое.
Итак, неопределенность, которую мы обозначили выше, разрешается следующим образом: есть Белый (Фаворский) остров, или Обитель богов, не творящих в земной сфере, но имеющих свое деятельное и, значит, более низкое отражение на земле — Шамбалу, в которой действуют не сами боги Швета-Двипы, а их эманации — активные, строительные, призванные развивать человека в материальном плане, и прежде всего, обогащать интеллект. Земная Шамбала может менять месторасположения в зависимости от плана эволюции, а Белый Остров неизменен все семь человеческих Рас. Швета-Двипа соотносится с Правью, а Шамбала соотносится с Артой.
Ясным подтверждением наших выводов являются слова «одного тибетского ламы», как его представил Николай Рерих:
«Великая Шамбала находится далеко за океаном. Это могущественное небесное владение. Она не имеет ничего общего с нашей землей. Как и зачем вы, земные люди, интересуетесь ею? Лишь в некоторых местах, на Крайнем Севере, вы можете различить сияющие лучи Шамбалы. Поэтому не говори мне только о небесной Шамбале, но говори и о земной; потому что ты, так же, как и я, знаешь, что земная Шамбала связана с небесной. И именно в этом месте объединяются два мира»****.
_______
* Л. П. Рыжков предполагает, что праязыком являлся древнерусский язык, поэтому, зная, что в нем не было слов со звуком «Ф», и если слова заимствованы латынью, то правильно будет читать вместо «Ф» — «П», например: FLAME [флэйм] — ПЛАМЯ и так далее.
** Л. П. Рыжков, «О древностях русского языка», в эл. виде библиотека сайта Иерархия
*** «Агарта». В электронном виде ее можно найти в библиотеке сайта «Иерархия»
**** Демин В. Н. «Шамбала — северный исток всесветной мудрости», Литературная России, 1999 г., № 33.
Продолжение следует
1. Условно первый материк можно назвать «Несокрушимая Священная Страна». О нем мало что можно сказать. Это «Тот материк, который в Вендидад’е, например, упоминается как Ариана Ваэджо, на котором был рожден первоначальный Зороастр, называется в Пуранической литературе Швета-Двипа, Гора Меру, Обитель Вишну и т. д. В Тайной Доктрине он назван просто «Страною Богов», управляемой их Главами, «Духами этой Планеты». [Это первая твердь, на которой была развита божественными Прародителями Первая Раса]».
2. Гиперборейский. «Это будет наименованием, — говорится далее в «Тайной Доктрине», — избранным для второго Материка; страна, которая простерла свои мысы в южном и западном направлении от Северного Полюса, чтобы принять Вторую Расу, и вмещавшая все, что известно сейчас как Северная Азия. Таково было наименование, данное древнейшими греками далекой и таинственной области, куда, по их преданию, ежегодно путешествует Аполлон Гиперборейский. Страна гиперборейцев, страна, распространявшаяся за Бореем, Богом замерзшего сердца, Богом снегов и вихрей, любящим дремать на горной цепи Рипеус (Урал), не была идеальной, воображаемой страной, как это предполагалось мифологами. Это был настоящий Материк — страна, не знавшая зимы в те ранние дни, так же как ее печальные останки, даже и ныне, не имеют более одной ночи и одного дня в течение года. Ночные тени никогда не спускаются на нее, говорили греки; ибо это «Страна Богов», любимая обитель Аполлона, Бога Света, и жители ее — любимейшие священнослужители и слуги его». [Северная Азия — современница Второй Расы, Коренной материк человечества, впоследствии оторвавшийся, можно сказать, от полярных земель. Уже во время Второй Расы из вод поднялись новые земли, образуя очередной материк].
3. Лемурия. «Начинаясь на обоих полушариях на линии над самой северной частью Шпицбергена, — повествует Е. П. Блаватская, — по проекции Меркатора, на нашей стороне, они могли включать на стороне Америки места, ныне занятые Баффиновым заливом и соседствующими островами и мысами. Там земля едва достигала 70° широты в южном направлении; здесь она образовывала материк, в виде лошадиной подковы, о котором говорят Комментарии; из двух концов которого один включал Гренландию с отростком, пересекавшим 50° немного юго-западнее, а другой Камчатку, и оба конца эти соединялись тем, что в настоящее время представляет северную кайму берегов Восточной и Западной Сибири. Этот Материк разъединился и исчез. Лемурия образовалась в ранний период Третьей Расы. Когда она, в свою очередь, разрушилась, появилась Атлантида».
4. «Атлантида. Так называем мы четвертый Материк. Он был бы первой исторической страной, если бы на предания Древних было обращено больше внимания, нежели это делалось до сих пор. Знаменитый остров этого имени, упоминаемый Платоном, был лишь остатком этого обширного Материка»**. Географически Материк располагался между западным побережьем Африки и восточным побережьем Американского континента. На этом континенте развилась Четвертая Раса атлантов, которая доминировала не только на континенте, но и на обоих побережьях Атлантического океана, пока не случился Потоп — воды Атлантики накрыли разрушенную Атлантиду, похоронив «атлантов, почерневших от греха», как сказано в одном из Комментариев.
5. Евразия. Ее мы можем лицезреть на картах мира. Этот великий Континент принял и развил нынешнюю, Пятую Расу, Арийскую.
Как ни велик соблазн привести множество научных фактов и убедительных теорий, подтверждающих существование Гипербореи и «счастливого народа, который называется гиперборейцами», по определению Плиния Старшего, мы все же ограничим себя древними манускриптами, эзотерическими, по сути, так как мало кто к ним обращается и еще меньше тех, кто к ним серьезно относится. Хотя, по нашему убеждению, изучение истории по древним манускриптам, священным текстам, высказываниям великих Учителей Востока в совокупности с имеющимися научными достижениями — перспективный метод в силу расширения охвата источников палеоисторических сведений.
«В одном из Комментариев», — как выразилась Е. П. Блаватская, есть следующее: «При первом начале [человеческой] жизни, единственная сухая земля находилась на правом конце [Северный Полюс] Сферы, где она [Глобус] неподвижна [дневной оборот минимален]. Вся Земля была одной огромной водной пустыней и воды были теплые… Здесь родился человек на семи зонах бессмертной, нерушимой части на Манвантару [В Оккультизме утверждается, что страна или остров, который увенчивает Северный Полюс, подобно шапке, является единственным, который остается на протяжении всех семи Кругов-Циклов. Все центральные материки и страны выступят со дна морского поочередно, но эта земля никогда не изменится].
Вечная весна царствовала в сумраке. [Но] то, что есть сумрак для человека нашего времени, было светом для человека на заре его. Там Боги отдыхали, и Фохат [Свет Логоса] царствует с тех пор… Так Мудрые Отцы говорят, что человек рожден в голове своей Матери [Циркумполярная область]
Во время Первой и Второй [Рас] пояс [экватор] был покрыт великими водами. [Но] Великая Матерь трудилась под волнами, и новая земля была присоединена к первой, которую наши мудрецы называют головным убором [шапкою]. Она еще сильнее потрудилась для Третьей [Расы], и ее торс и пуп поднялись над водою. Это и был пояс, священный Гимават, простирающийся вокруг Мира [Гималайская цепь]. Она разбилась по направлению к заходящему Солнцу, от своей шеи [от внутреннего моря, ныне находящегося за пределами непроходимых ледовых заграждений] вниз [к Юго-западу] на многие земли-острова, но Вечная Земля [шапка] не разбилась. Земля-Суша покрыла поверхность тихих вод по направлению к четырем сторонам Мира. Все они погибли [каждая в свою очередь]. Тогда появилась обитель злобных [Атлантида]. Вечная Земля теперь стала скрытой, ибо воды стали твердыми [замерзшими] под дыханием ее ноздрей и пагубных ветров из пасти Дракона и т. д.»***.
Итак, первая суша, согласно Комментариям, появилась на Северном Полюсе и является «Вечной Землей», то есть до скончания века не разрушится, но теперь находится под ледяным панцирем. Говорится и о том, что эта «шапка» была Обителью Богов, а вот сейчас обитаемость «шапки» да и существование самой Несокрушимой Священной Земли — вопрос открытый. Надо его прояснить для того, чтобы рассуждения наши в дальнейшем приобрели логику, но осуществить это можно только нетривиально, с точки зрения традиционного сознания. Придется вспомнить, что Е. П. Блаватская в своих работах, и особенно в «Тайной Доктрине» неоднократно уточняла, что люди Первой Расы имели эфирные тела, а «твердь» соответствовала этим телам, то есть мы, нынешние, этих людей и саму твердь не увидели бы физическими глазами.
О Второй Расе сказано, что, согласно таинственной Книге Дзиан, она была плотнее Первой, и была плотью от плоти Первой Расы, которая исчезла во Второй Расе, как переходят некоторые низшие жизни и растения в свое потомство. Человек этой Расы назывался Чхаи, Тень в переводе. Далее уточнялось, что Тени имели тела из уплотненного астрала, и были бы для нас едва различимыми серыми пятнами на фоне земной тверди в нынешнем ее состоянии. Это подтверждается и в приведенной выше цитате: «Вечная весна царствовала в сумраке. [Но] то, что есть сумрак для человека нашего времени, было светом для человека на заре его». Астральным Светом, уточним. Новый Материк, названный греками Гипербореей, был тоже Тенью, хотя для самих людей-полубогов и богов он был именно твердью, такой же, какой является ныне для нас земля. Объясняется это древними Учителями тем, что человек в тонком теле ощущает окружающий его Тонкий Мир так же реально, как мы в физическом теле ощущаем физический мир.
Это важный вывод для понимания дальнейшей судьбы Гипербореи, невидимо-видимой, существование которой было засвидетельствовано разнообразными способами, от карты Герарда Меркатора (1569 г.), где четко прорисован материк на Северном Полюсе в окружении северных оконечностей материков в нынешних их границах, до упоминания о нем во всех архаичных Писаниях и многочисленных свидетельств очевидцев. Особенно интересны рассказы путешественников, собственными глазами видевших Остров Счастья. При этом непременным условием рассказа были свет самосиянный, гора хрустальная или ледяная, то есть прозрачная, вода белая, как молоко, млечный оттенок (астральная «вода»), драгоценные камни-самоцветы и тому подобное, что совпадает с описанием Беловодья, как совпадает и с рассказами ясновидцев о высших слоях астрального мира. Вот, например, отрывок из памятника ХIV века «Послание Василия Новгородского ко владыке Тверскому Феодору о земном рае», приведенный в книге В. Н. Демина «Гиперборея, исторические корни русского народа»:
«И видеша на горе… той свет бысть в месте том самосиянен, яко не мощи человеку исповедати; и пребыше долго на месте том, а солнце не видеша, но свет бысть многочастный, светлуяся паче солнца, а на горах тех ликования много слыхашут, и веселия гласы вещающа».
Еще один рассказ помора-очевидца из вышеназванной книги В. Н. Демина: «Посреди Матки [Новая Земля] города есть, не нашим земным городам чета. Церкви в эфтом городу ледяные, дома тоже. А живут там на просторе, в таком захолустье, куда живой душе не добраться, все охотнички да ловцы, что на Матке исчезли… Видел я, братцы, великое чудо. Быд-то висит посреди Матки гора ледяная, а на эфтой горе все церкви да церкви, и сколько эфтих церквей, поди, не сосчитать, — одна другой выше, одна другой краше. Колоколенки — словно стеклянные, тонкие да прозрачные такие. И только я стою, вдруг со всех эфтих колоколен звон поднялся. Я обмер да скорее назад»****.
Описание тех мест есть и в русских Ведах:
«За полями широкими Бармы, за лесами дремучими Сивы, да за Дыевыми горами, да за реченьками бурливыми есть Священный Край сына Вышня.
В той земле, что Крышню [Кришне] подвластна, не заходит солнце полгода, а зайдет — так спит по полгода. В том блаженном северном крае слышны песни — там вечный праздник, там текут молочные реки и впадают в Белое море.
Как во том Окияне-море подымались из волн три острова. Первый остров Фаворский Белый, следом Тульский и Алатырский.
Тот священный остров Фаворский недоступен даже для мысли, неподвластен ничьим веленьям. Он покрыт садами чудесными, там цветут левкои и розы. И по тем цветущим садам ходят-бродят дивные звери, там поют ирийские птицы.
И по острову по Фаворскому там гуляет сам Вышний Крышень. У него-то, у светлоокого, золотом сияет головушка. Он поет, играет на дудочке — на волшебной той самогудочке.
Прилетают, услышав песню, к Крышню в сад Гамаюн и Финист. Прилетает и Алконост, а за ней прилетает Сирин, следом — все ирийские птицы. Оперенье у птиц тех разное. И одни перышки золотые, а другие перья — багряные, третьи — синие и зеленые. Прилетают и белые голуби — оперенье у них как снег.
И щебечут птицы ирийские. И поют они громким голосом, а другие щебечут тихо, третьи тонко, иные нежно, и поют они так согласно, как никто вовеки не слышал.
А на острове Алатырском — и земля, и камни из золота. Там растут золотые яблони, а на яблонях — златы яблочки. Там ручьи текут и речки струятся да по камушкам золотым. Среди златых ветвей и цветов там поют ирийские птицы и сияют златыми перьями…
А у Ильма на Тульском острове из железа выстроен замок. В замке Ильма Тульского — кузница. Ильм кует оружье волшебное: Меч Сварожий и Лук с Громовой Стрелой. Он кует и бьет мощным молотом, и очаг его пышет пламенем, разлетаются искры по всей Земле, свод небесный гром сотрясает»*****.
Надо отметить, что все эти рассказы и предания, в которых обильно упоминаются признаки астрального мира, имели в виду Заполярье и Северный Полюс. Там же располагали древние индусы Швета-Двипу, персы Ариану Ваэджо, славяне Беловодье и Белый Остров, монголы Северную Шамбалу******, и все описывали эту местность как Рай и Остров Блаженства. Казалось бы, что нам до этих рассказов полусказок? Расы, сменяющие друг друга, Материки, «шапка», давно покрытая километровой толщей льда. Однако, если взять за основу точку зрения исчезающе малого количества людей, принявших Тайную Доктрину и Традицию в целом, то по мере погружения в материал появляется стойкое ощущение, что именно так все и было, что представления древних о мире, его устройстве, целях, идеалах в высшей степени убедительны, что в истории человечества, в его эволюции появляется логика и ясный смысл, и что столь необычная трактовка дает надежный ключ к пониманию всех известных нам Учений.
Традиция, подробно описанная в «Тайной Доктрине» Е. П. Блаватской, весьма щедра на годы, отведенные прошлому. Их счет ведется на сотни миллионов лет, окончательно покончив с доктринальным упрямством священников, настаивавших еще сотню лет назад на цифре в 6 с лишним тысяч лет со дня сотворения мира. В пользу Традиции говорит вся наука двадцатого столетия, но лишь сейчас человек стал привыкать к большим числам при обсуждении вопросов эволюции человека. Так, говоря о Расах, Тайная Доктрина отводит им срок жизни до полутора миллиона лет, а всех семи Рас свыше двадцати миллионов лет с учетом Пралайи. И в этом неторопливом циклическом движении человечества по ступеням эволюции просматривается интеллектуальная стройность и духовная оправданность. Можно со всей определенностью сказать даже, что мы имеем дело с новой наукой, изучающей человечество в контексте всего Космоса и излагающей свой взгляд на феномены, сопровождающие человека на всем протяжении его жизни, которые традиционная наука даже не пытается объяснить.
Если мы хотим понять логику Традиции, а, значит, и логику наших рассуждений, то нам не обойтись без разговора о том, чего средний человек не воспримет, но мы надеемся, что со временем ее воспримут люди, формирующие социальные идеи или политические программы и уже через них донесут смысл нашей работы, ее злободневность, как это ни парадоксально звучит. Да, да! В процессе изучения материала мы убедились, что великие творения древности, которым ныне придается так мало значения, имеют для современности практическое применение как в обычной жизни, так и в области духа человеческого, сегодня особенно остро нуждающегося в полновесных общечеловеческих идеях. В настоящем трактате мы хотим дать опыт такого практического применения, и в этих целях мы подробно останавливаемся на тех «сказках», которые «сочинили» величайшие умы древности.
Важно понять, с одной стороны, цикличность развития человечества, с другой, ниспадающее движение человечества по шкале духовности от самых высоких проявлений до нынешнего печального состояния, но, напротив, восходящее развитие интеллекта от его детскости до нынешней вполне взрослой изощренности. Дух и интеллект идут как бы в противоходе, и некоторые люди заблуждаются, принимая развитие ума за развитие духовности. На самом деле это диалектическая пара, и ее составляющие друг с другом борются. Как это отражено в Традиции? Так, возможно, как и было на самом деле, то есть первые люди на Земле были как боги в смысле духовности и как дети в смысле интеллекта. А руководили ими Наставники, уже прошедшие бесконечные Циклы от детского ума до такого, который люди назвали божественным. Оставим в стороне вопрос их происхождения, ибо это абстракции, начнем с того, что было увидено высокими духами и зафиксировано в людской памяти в виде мифов, манускриптов, передачи из уст в уста.
Первыми землю заселили, как говорит Традиция, эфирные существа, которых еще и людьми нельзя назвать. Это лишь прообразы будущих людей, безгрешные, ибо не обладали интеллектом, которым только и можно грешить. Заселили они легендарный Белый Остров на самом севере планеты, где обнаружили подходящую для себя твердь, названную в «Тайной Доктрине» Несокрушимой Священной Страной, остающейся невредимой на всем протяжении эволюции человечества. Ее Жители и составили Первую Расу, о которой можно лишь сказать, что увидеть их можно особым зрением, которым мы в наш Железный век не обладаем. Однако и нашим скудным зрением можно увидеть наглядный признак продолжения высшей жизни на Земле. Северное Сияние, по мнению знатоков, есть следствие этой жизни. В самом деле, оно так похоже на манифестации Света при молении великих духов, запечатленные свидетельствами очевидцев. «Дракон олицетворяет Северный Полюс, постепенно гнавший ранних лемурийцев из земель, которые становились все более и более гиперборейскими, и непригодными для жизни тех, кто развивались в физических людей, ибо теперь им приходилось считаться с климатическими изменениями», — резюмирует Е. П. Блаватская в «Тайной Доктрине», подтверждая наши предположения о природе Несокрушимой Священной Страны и ее обитателях.
_______
* В соответствии с Тайной Доктриной человечество проходит семь громадных по времени Циклов, каждый из которых соответствует определенной Расе. Так, мы проходим пятый Цикл из семи и принадлежим, значит, к Пятой Расе. Но это не расы в современном понимании, это чисто духовная градация.
** «Тайная Доктрина», Е. П. Блаватская, том 2. Электронный вариант книги в библиотеке сайта Иерархия
*** Там же, том 2.
**** Демин В. Н., «Гиперборея, исторические корни русского народа», Москва, Фаир-Пресс, 2003 г.
***** А. Асов «Святорусские Веды. Книга Коляды», стр. 88-90, Москва, ГРАН-ФАИР, 2003 г.
****** (Санскр.) Исключительно таинственное место, вследствие его связи с будущим. Город или селение, упомянутое в «Пуранах», откуда, как возвещает пророчество, появится Калки Аватар. «Калки» — это Вишну, Мессия на Белом Коне у браминов; Майтрейя Будда буддистов; Сосиош парсов и Христос христиан (см. «Откровение»). Одни говорят, что все эти «вестники» должны появиться «перед разрушением мира»; другие — что перед концом Кали Юги. Именно в Шамбале будет явлен грядущий Мессия.
3. Боги и люди
В Заполярье когда-то был благодатный климат. Если для Первой и Второй Расы это не было важно, они не имели грубо-физической формы, то для Третьей, Четвертой и нынешней Пятой Расы климат стал определяющим фактором для их жизни, так как они уже имели физическую форму и потому нуждались в комфортном климате. Нуждались они и в обширных землях для расселения. Таким образом, человек, получив физическую форму, вынужден был покинуть Рай и свою Альма-Матер, постепенно осваивая пригодные к жизни земли. Об этих людях очень мало известно, так как нас отделяет от них огромное количество лет, но все же кое-где они напоминают о себе, иногда самым неожиданным образом. Так ученый-языковед Л. П. Рыжков, исследуя истоки английского языка, на предмет наличия в нем праязыка, задался вопросом:
«И всё-таки, кто же они, долатинские, добританские, доанглийские, догерманские (датско-норманские), досаксонские древнейшие предки подлинных англичан, оставившие этот след праязыка в английском языке? Единственный источник, который может дать ответ на этот вопрос — это первые письменные и устные памятники англо-саксонско-кельтско-германской речи.
Наиболее древние из них — ирландские саги, повествуют о том, что высадившимся на Британские острова пришельцам, которые и составляли некоторое время (до прихода следующей волны иноземцев), слой аборигенного населения островов, пришлось выдержать трудную и кровопролитную борьбу за эти земли с «грозными и упорными великанами», «страшными и воинственными исполинами» — хозяевами этой земли, населявшими ее, когда славные пришельцы пришли здесь поселяться…
В сагах они называются ВЕЛИКАНАМИ — ФОМОРАМИ. Учитывая первый закон*,— это ПОМОРЫ, что является, по-видимому, самоназванием «грозных и ужасных» великанов. Вырезать этих великанов полностью благородным пришельцам не удалось. Согласно сагам, — они сели на корабли — и уплыли. А доказательством того, что давным-давно героям «нордических саг» пришлось вести войну с подлинными хозяевами Британских островов — эдакими большущими и грозными исполинами-ломоносовыми, и что это всё — не выдумка менестрелей, — в подбрюшье Англии разместились ФОМОРСКИЕ, т. е. ПОМОРСКИЕ острова. Так они до сих пор и называются: ФОМОРСКИЕ ОСТРОВА»**.
Обнаружив множество слов, образованных от древнерусского языка, автор делает вывод, что оставили их пришельцам в наследство именно поморы. Мы же добавим, что не только слова, но, возможно, и их знаменитый Стоунхендж, тоже дело рук этих самых поморов, так как много совпадений у двух памятников: Стоунхенджа и Аркаима, а последний уж точно дело рук наших пращуров, контролировавших Южный Урал и сакральный центр Евразии с незапамятных времен.
Примечательно, что все народы, как бы далеко они не удалялись от священного Белого Острова, названного в Ведах Фаворским, помнили о нем и слагали легенды о земном Рае и его блаженных обитателях. Постепенно, однако, по мере погружения человека в материальное, связь с Островом стала затруднительной, а потом и вовсе пропала. Четвертая Коренная Раса, духовно павшая до массового колдовства, вынудила Несокрушимую Священную Страну защититься от павшей Расы, превратив Северную Шамбалу, как еще называли Белый Остров, в недоступную твердыню. Люди практически потеряли духовную способность видеть свет самосиянный, глаз Дангмы закрылся, а те немногие, кто сохранил духовную способность видеть астральные построения в той или иной мере, вынуждены теперь жить в атмосфере недоверия.
Итак, Шамбала совместилась в легендах с Приполярными областями, но надо сказать, что она в легендах и древних писаниях помещалась и в других географических точках. Известна, например, легенда о Шамбале на Острове, располагавшемся посреди нынешней пустыни Гоби, когда она еще была морем. Автор диссертации приводит дополнительные сведения об иных местонахождениях ее на севере Шотландии и Ирландии (Ир-ленд, земля Ирия), на Альпах. Ныне Шамбала, по свидетельствам множества людей, в том числе и семьи Рерихов, находится в Гималаях, высоко в горах, по-прежнему недоступная для обыкновенных людей. Есть огромное количество указаний и на то, что до Гималаев Рай (Ирий) — Святая Земля — Шамбала была на южном Урале (Рифее), куда летал отдыхать греческий Аполлон и, как предполагают некоторые исследователи, откуда родом был Зороастр, Автор Авесты. Однако ж, как это совместить с указаниями на Несокрушимую Священную Землю, которая никуда не делась, что подтверждают индийские Веды (именно туда направился Кришна после ухода 5 тысяч лет тому назад из северной Индии), и которая называется часто Северной Шамбалой?
Возникает нешуточная проблема, как же все это свести вместе, — Белый Остров, существующий на протяжении всех семи Рас, называемый еще Северной Шамбалой, и описываемый как Рай-Ирий, имеющий весьма опосредованную связь с землей, и легенды о Шамбалах, перемещающихся из одной сакральной точки в другую и тоже представляющих собой Рай-Ирий, - их описания точно совпадают с рассказами о Рае на Белом Острове? Легче всего объявить эти таинственные цитадели духа лишь плодом воображения народов, создающих каждый свою «сказку» о Шамбале, что и делают с легким сердцем многие исследователи, не признающие легенды, как источник правдивого отражения реальных исторических событий. Всплывшая из небытия Арта вносит свою лепту в эту неопределенность, ибо она тоже увязывается с Шамбалой и требует теперь от нас географических и исторических привязок. К счастью, она же и подсказывает пути разрешения этой непростой задачи.
Изучая «Агарту» и сопоставляя ее с другими источниками, поневоле приходишь к выводу, что разделение перемещающихся Шамбал и Белого Острова (Швета Двипы) довольно условно, на самом деле подвижная Шамбала неразрывно связана со Швета Двипой, только последняя — Обитель Вышня-Крышня — есть высшая небесная сфера творческого строительства, к земле отношения не имеющая, сама же Шамбала является связующим звеном между небесными сферами и земными, представляя область, где идет активное строительство, как в тонком мире, так и на земном плане. Можно выдвинуть гипотезу о том, что Шамбала есть земное отражение Швета-Двипы, то есть место, где соединяется земное и небесное, и она, не прерывая единства с астрально-эфирным Белым Островом, может перемещаться в соответствии с Планом эволюции. Известно, что Шамбалу может достичь даже человек во плоти, если он накопил для этого достаточно духовных знаний. В этом Рае-Ирии-Шамбале обитают творящие боги, деятельные, непосредственно руководящие эволюционными процессами на земле в рамках Прави, то есть Закона. Проще говоря, Швета-Двипа и Шамбала разделены небесными сферами, но едины по принадлежности к Сварге, у которой, как известно, восемь сфер. Так как там нет расстояний и времени, человеческое сознание не видит различия между Белым Островом и Шамбалой, что вносит большую неопределенность и путаницу при чтении древних и современных текстов, посвященным этим двум сакральным центрам.
Шамбала и ее столица Агарта, это то, что можно, выражаясь фигурально, пощупать. Периодически туда попадают особо одаренные люди, ее можно найти на карте, следы покинутых Агарт остаются в недрах гор в качестве подземных городов. В действующих Шамбалах доминирует, как нетрудно догадаться, Арта, которая воплощена в священный Огонь Атар-Азар, поддерживаемый жрецами Арты. Власть Арты распространяется радиально от Агарты до границ круга, называемым нами магическим вследствие того, что внутри круга воздействие Арты поистине магическое. За его пределами, соответственно, преобладают силы, принадлежащие Анарте.
Сущность Арты можно выяснить, если обратиться к индийской философии, где наиболее рельефно и определенно с научной логикой описаны как сами боги, так и их взаимодействие. «Наиболее полно олицетворяет Арту древнейший бог Бхаратии Шива. Славяне почитали его в женской ипостаси, как мать всех русских, жену Свентовита Живу или Сиву, богиню жизненной энергии. Шива — это чистое знание, энергия любви и правды, струящаяся сквозь Вселенную. Из этого света сотканы души людей и все материальные тела»***, — пишет Автор «Агарты», и далее он говорит: «Если Рта у бхаратов — это Арта Вселенной, то Арта земной политики и экономики — это Артха. Артха означает цель, сущность политики и экономики. Ученые-материалисты, политики и предприниматели-атеисты называются в Ведах артха-артхами, т. е. нацеленными на материальные цели. Стремясь к личным артхам-целям, артха-артхи не ведают, что содействуют высшей Артхи-Цели Вселенной и Бога, служат осуществлению всеобщего божественного плана Шивы, Абсолютного Предопределения»***.
То есть существует Арта Вселенной, она же Дхарма, и Арта земной политики Артха, при этом Дхарма сливается по смыслу с Правью, а Артха — являет жизненную энергию материального строительства и политики, и эти две ипостаси одного целого Автор обозначает как Правь-Арта, где Арта в высшем аспекте есть почти Правь, с той лишь разницей, что Правь неизменна, ибо Закон, а Арта подвержена циклическим изменениям. В низшем аспекте Арта-Артха, представляет собой, фактически, энергию деятельного строительства, основанного на творчестве интеллекта. Эта энергия неоднородна, в первых фазах цикла она стимулирует одухотворенное творчество, преобразование окружающего мира в соответствии с установками Дхармы-Прави, а в заключительных фазах верх берет низкая, грубая ипостась Артхи, или фактически, противоположность Арты, Анарта. Как следствие, перемещается идейная доминанта с равновесия духовного и материального Полюсов в сторону материального, в сторону строительства потребительской цивилизации с Мамоной в качестве идеала. Эволюционное развитие в этом случае приобретает направление к абсолютному Злу, и цивилизация в самом пике ее развития пресекается. Иными словами, Анарта, незаметно для ниспадающего по шкале духовности сознания, вступает в свои права и уводит эволюционное развитие на ложную тропу эгоизма и разделения. Этим заканчивается любой сколько-нибудь значимый цикл, изживая самого себя и подготавливая условия для своего смещения новым циклом на другом уровне эволюционной спирали.
Если вернуться к Швета Двипе и Шамбале, то нам представляется, что Правь соотносится со Швета Двипой, а Арта с Шамбалой и потому можно еще раз констатировать, что тождества между Артой и Правью нет, хотя в каком-то самом высоком смысле Арта и Правь могут сливаться, ибо в целом Обитель Вышня-Крышня и Обитель деятельных богов более низкого порядка представляют единое целое.
Итак, неопределенность, которую мы обозначили выше, разрешается следующим образом: есть Белый (Фаворский) остров, или Обитель богов, не творящих в земной сфере, но имеющих свое деятельное и, значит, более низкое отражение на земле — Шамбалу, в которой действуют не сами боги Швета-Двипы, а их эманации — активные, строительные, призванные развивать человека в материальном плане, и прежде всего, обогащать интеллект. Земная Шамбала может менять месторасположения в зависимости от плана эволюции, а Белый Остров неизменен все семь человеческих Рас. Швета-Двипа соотносится с Правью, а Шамбала соотносится с Артой.
Ясным подтверждением наших выводов являются слова «одного тибетского ламы», как его представил Николай Рерих:
«Великая Шамбала находится далеко за океаном. Это могущественное небесное владение. Она не имеет ничего общего с нашей землей. Как и зачем вы, земные люди, интересуетесь ею? Лишь в некоторых местах, на Крайнем Севере, вы можете различить сияющие лучи Шамбалы. Поэтому не говори мне только о небесной Шамбале, но говори и о земной; потому что ты, так же, как и я, знаешь, что земная Шамбала связана с небесной. И именно в этом месте объединяются два мира»****.
_______
* Л. П. Рыжков предполагает, что праязыком являлся древнерусский язык, поэтому, зная, что в нем не было слов со звуком «Ф», и если слова заимствованы латынью, то правильно будет читать вместо «Ф» — «П», например: FLAME [флэйм] — ПЛАМЯ и так далее.
** Л. П. Рыжков, «О древностях русского языка», в эл. виде библиотека сайта Иерархия
*** «Агарта». В электронном виде ее можно найти в библиотеке сайта «Иерархия»
**** Демин В. Н. «Шамбала — северный исток всесветной мудрости», Литературная России, 1999 г., № 33.
Продолжение следует
Обсуждения Трактат. Русские Боги и Новый Мировой Порядок II