Глава 3
О силах
О силах
3.1 Дхарана есть утверждение мысли на каком-нибудь определенном предмете.
3.2 Непрерывное течение познавания этого предмета есть дхиана.
3.3 Когда оно, отвергая все образы, отражает только их смысл, это самадхи.
3.4 Эти три, /когда в них упражняются/ по отношению к одному предмету, составляют самьяму.
3.5 Достижением этого приобретается свет знания.
3.6 Им следует пользоваться постепенно.
3.7 Эти три ближе, чем предыдущие.
3.8 Но даже они внешни относительно лишенной семени самадхи.
3.9 Подавлением беспорядочных видоизменений сознания и пробуждением контроля и управления, сознание достигает сдерживающих видоизменений, следующих за управляющими силами сознания.
3.10 Течение его укрепляется привычкою.
3.11 Когда убираются всевозможные предметы и сосредотачиваются на одном, эти две силы попеременно то исчезают, то проявляются; читта же подвергается видоизменению, называемому самадхи.
3.12 Читта достигает одно-полярности, обнимая в одно прошедшее и настоящее.
3.13 Этим об’ясняется превращение формы, времени и состояния в тонкую или грубую материю и в органы чувств.
3.14 То, на что действует превращение, прошлое, настоящее или то, которое еще должно проявиться, есть условное.
3.15 Последовательность перемен есть причина многообразной эволюции.
3.16 Совершением самьямы над тремя родами изменений приобретается знание прошлого и будущего.
3.17 Совершением самьямы над словом, значением и знанием, которые обыкновенно смешаны, приобретается понимание всех звуков животных.
3.18 Различием впечатлений – знание прошлой жизни.
3.19 Совершением самьямы над признаками чужого тела – знание его сознания.
3.20 Но не содержание чужого сознания, так как оно не было предметом самьямы.
3.21 Совершением самьямы над формою тела, при устранении способности восприятия образов и отделении способности проявления в глазу, тело йога становится невидимым.
3.22 Карма бывает двух родов, приносящая плоды рано и поздно.
3.23 Совершением самьямы над дружбою и прочим, приобретаются различные силы.
3.24 Совершением самьямы над силою слона и т.П., Йогом приобретается соответствующая сила.
3.25 Совершением самьямы над тем лучезарным светом приобретается знание утонченного, сокрытого и удаленного.
3.26 Совершением самьямы над солнцем – познание миров.
3.27 Над луной – знание созвездий.
3.28 Над полярной звездой – движение звезд.
3.29 Над кругом пупка – познание телесного организма.
3.30 Над углублением у горла – прекращение голода.
3.31 Над нервом, называемом курма – устойчивость тела.
3.32 Над сиянием около вершины головы – лицезрение сиддхов.
3.33 Над силою пратибха – всеведения.
3.34 Над сердцем – знание мыслей.
3.35 Отсюда возникает приобретение слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния, присущих пратибхе.
3.36 Обладание достигается через неразличение очень сдержанной души и саттвы; оно действует на других: Самьяма над этим дает знание пуруши.
3.37 Это препятствия для самадхи, но они суть силы в земном состоянии.
3.38 Когда причина связи ослаблена, йог, посредством своего знания проявления через органы, входит в чужое тело.
3.39 Победою над током, называемым удана, йог не погружается в воду или болото и может ходить по остриям.
3.40 Победою над током самана он окружается светом.
3.41 Совершением самьямы над отношением слуха к акаше, приобретается божественный слух.
3.42 Совершением самьямы над отношением акаши и тела, йог становится легким как пух и может ходить по воздуху.
3.43 Совершением самьямы над внешними реальными видоизменениями сознания, называемыми великой бестелестностью, достигается исчезновение заслоняющего свет.
3.44 Совершением самьямы над элементами, начиная с грубых и кончая самыми тонкими, приобретается господство над элементами.
3.45 Отсюда происходит утонченность и прочее, прославление тела и неразрушаемость телесных свойств.
3.46 Прославление тела состоит в красоте, цвете кожи, силе, подобной алмазной крепости.
3.47 Совершением самьямы над об’ектом, знанием и самосознанием органов постепенно достигается победа над ними.
3.48 Отсюда происходит просветление сознания, сила органов, независимость от тела и покорение природы.
3.49 Совершая самьяму над саттвой, тот, кто различает разум от пуруши, приобретает вездесущность и всеведение.
3.50 Отречением даже от этих последних разрушается самое семя зла; он /йог/ достигает кайвалья.
3.51 Требуется полное отвержение наслаждения и искушений со стороны небесных существ, под страхом возобновления зла.
3.52 Совершением самьямы над частицею времени и ее кратными, приобретается распознавание.
3.53 То, что не может быть различаемо по видам, признакам и месту, даже то будет распознано вышеуказанной самьямой.
3.54 Спасающее знание есть то знание распознавания, которое обнимает все предметы и все средства.
3.54 Равенством чистоты саттвы и пуруши достигается кавайлья /высшее единство “я” и абсолюта/.
Обсуждения Патанджали. Йога-Сутра