Глава 1
Сосредоточение. Его духовное значение
1.1 Вот об’яснение сосредоточения.
1.2 Йога есть удержание материи мысли /читта/ от обличения в различные образы /вритти/.
1.3 В это время /время сосредоточения/ зрящий /пуруша/ покоится в своем собственном /естественном/ состоянии.
1.4 В остальное время /вне сосредоточения/ зрящий сливается со своими видоизменениями.
1.5 Есть пять форм видоизменений, связанных со страданием и не связанных.
1.6 Таковы: Правильное знание, неразличение, устное заблуждение, сон и память.
1.7 Прямое восприятие, заключение и свидетельство компетентного лица суть доказательства /правильное знание/.
1.8 Неразличение есть ложное знание, не подтверждаемое действительностью.
1.9 Устное заблуждение происходит от слов, не имеющих /соответствующей/ реальности.
1.10 Сон есть вритти, обнимающее чувство пустоты.
1.11 Память есть следствие не исчезновения /вритти/ воспринятых предметов /впечатления от которых вновь возникают в сознании/.
1.12 Власть над ними /вритти/ достигается упражнением и отречением /отсутствием привязанностей/.
1.13 Постоянное усилие держать их /вритти/ в совершенном подчинении есть упражнение.
1.14 Его почва укрепляется продолжительными и постоянными усилиями, сопровождаемыми страстной любовью к достигаемой цели.
1.15 Результат, получаемый теми, которые отвергли жажду воспринимаемых зрением или слухом предметов и достигли господства над этими предметами, есть отречение.
1.16 Это крайнее отречение, отвергающее даже качества, показывает пурушу /настоящую природу его/.
1.17 Сосредоточение, называемое правильным знанием, есть то, за которым следует рассуждение, распознавание, блаженство, безкачественное “я”.
1.18 Есть другое самадхи, достигаемое постоянным упражнением в прекращении всякой умственной деятельности, в котором читта удерживает только непроявленные впечатления.
1.19 Самадхи, сопровождаемое крайним отречением, становится причиною новых явлений богов и тех, которые слились с природой.
1.20 Другими это самадхи достигается путем веры, энергии, памяти, сосредоточения и различения действительного.
1.21 Успех достигается быстро при наивысшей энергии.
1.22 Они /самадхи/ различны в зависимости от употребленных средств: Легких, средних и высших.
1.23 Или преданностью ишваре.
1.24 Ишвара /верховный правитель/ есть особый пуруша, непричастный страданию, следсвию действий или желаний.
1.25 В нем становится бесконечным то всеведение, которое в других только в зародыше.
1.26 Он, будучи неограничен временем, есть наставник самых древних учителей.
1.27 Выражающее его слово есть “ом”.
1.28 Повторение и размышление о его значении есть путь /к освобождению/.
1.29 Отсюда приобретается наука интроспекции /умение смотреть внутрь/ и уничтожение препятствий.
1.30 Болезнь, умственная ленность, сомнение, апатия, перерыв, ложные восприятия, неуспех в сосредоточении и падение с достигнутой высоты суть заграждающие /путь/ препятствия.
1.31 Скорбь, опутанность мыслей, дрожание тела, неправильное дыхание сопровождают неудержание сосредоточения.
1.32 Для излечения от этого следует упражняться в сосредоточении на одном.
1.33 Дружба, милосердие, радость, спокойствие, делание себя предметом размышления в связи с предметами счастливыми или несчастливыми, добрыми или злыми, смотря по условиям, успокаивают читту.
1.34 /Упражняются/ выдыхая и удерживая дыхание.
1.35 Те формы сосредоточения, которые приводят к необыкновенным чувствам восприятия, делают сознание настойчивым.
1.36 Или /размышление/ о лучезарном, который недоступен никаким страданиям.
1.37 Или /размышление/ о сердце, отказавшемся от всех привязанностей к чувственным предметам.
1.38 Или /размышление/ о знании, которое приходит во сне.
1.39 Или /размышление/ о чем бы то ни было, что привлекает как добро.
1.40 Сознание йогов, занятых таким размышлением, становится открытым как для атома, так и для бесконечного.
1.41 Йог, который вритти сделает таким образом бессильными /подчиненными/ достигает в получающем, посредствующем и полученном /сущем, сознании и внешних предметах/ сосредоточенности и тождества, подобно кристаллу /перед различными окращенными предметами/.
1.42 Звук, значение и вытекающее из них знание, будучи соединены, называется самадхи с рассуждением.
1.43 Самадхи, называемое “без рассуждения”, приходит, когда память очищена или освобождена от качеств и заключает в себе только значение /предмета размышления/.
1.44 Этим путем /сосредоточения/ с распознаванием и без распознавания также достигается знание о более тонких предметах.
1.45 Более тонкие предметы исчезают с прадханой.
1.46 Эти виды сосредоточения имеют семя.
1.47 Когда сосредоточение “без рассуждения” очищено, спокойствие читты прочно устанавливается.
1.48 Знание этого называется “исполненное истины”.
1.49 Знание, почрепнутое из свидетельств и заключений, относится к обыкновенным предметам. Знание же, получаемое от только что упомянутого самадхи, более высокого порядка: Оно способно проникать туда, куда заключение и свидетельство не могут достигать. 1.50 Впечатления, являющиеся следствием этого самадхи, исключают все другие впечатления.
1.51 Подавлением даже этого /впечатления, которое заграждает все другие впечатления/, когда все другие задержаны, достигается “лишенное семени” самадхи.
Сосредоточение. Его духовное значение
1.1 Вот об’яснение сосредоточения.
1.2 Йога есть удержание материи мысли /читта/ от обличения в различные образы /вритти/.
1.3 В это время /время сосредоточения/ зрящий /пуруша/ покоится в своем собственном /естественном/ состоянии.
1.4 В остальное время /вне сосредоточения/ зрящий сливается со своими видоизменениями.
1.5 Есть пять форм видоизменений, связанных со страданием и не связанных.
1.6 Таковы: Правильное знание, неразличение, устное заблуждение, сон и память.
1.7 Прямое восприятие, заключение и свидетельство компетентного лица суть доказательства /правильное знание/.
1.8 Неразличение есть ложное знание, не подтверждаемое действительностью.
1.9 Устное заблуждение происходит от слов, не имеющих /соответствующей/ реальности.
1.10 Сон есть вритти, обнимающее чувство пустоты.
1.11 Память есть следствие не исчезновения /вритти/ воспринятых предметов /впечатления от которых вновь возникают в сознании/.
1.12 Власть над ними /вритти/ достигается упражнением и отречением /отсутствием привязанностей/.
1.13 Постоянное усилие держать их /вритти/ в совершенном подчинении есть упражнение.
1.14 Его почва укрепляется продолжительными и постоянными усилиями, сопровождаемыми страстной любовью к достигаемой цели.
1.15 Результат, получаемый теми, которые отвергли жажду воспринимаемых зрением или слухом предметов и достигли господства над этими предметами, есть отречение.
1.16 Это крайнее отречение, отвергающее даже качества, показывает пурушу /настоящую природу его/.
1.17 Сосредоточение, называемое правильным знанием, есть то, за которым следует рассуждение, распознавание, блаженство, безкачественное “я”.
1.18 Есть другое самадхи, достигаемое постоянным упражнением в прекращении всякой умственной деятельности, в котором читта удерживает только непроявленные впечатления.
1.19 Самадхи, сопровождаемое крайним отречением, становится причиною новых явлений богов и тех, которые слились с природой.
1.20 Другими это самадхи достигается путем веры, энергии, памяти, сосредоточения и различения действительного.
1.21 Успех достигается быстро при наивысшей энергии.
1.22 Они /самадхи/ различны в зависимости от употребленных средств: Легких, средних и высших.
1.23 Или преданностью ишваре.
1.24 Ишвара /верховный правитель/ есть особый пуруша, непричастный страданию, следсвию действий или желаний.
1.25 В нем становится бесконечным то всеведение, которое в других только в зародыше.
1.26 Он, будучи неограничен временем, есть наставник самых древних учителей.
1.27 Выражающее его слово есть “ом”.
1.28 Повторение и размышление о его значении есть путь /к освобождению/.
1.29 Отсюда приобретается наука интроспекции /умение смотреть внутрь/ и уничтожение препятствий.
1.30 Болезнь, умственная ленность, сомнение, апатия, перерыв, ложные восприятия, неуспех в сосредоточении и падение с достигнутой высоты суть заграждающие /путь/ препятствия.
1.31 Скорбь, опутанность мыслей, дрожание тела, неправильное дыхание сопровождают неудержание сосредоточения.
1.32 Для излечения от этого следует упражняться в сосредоточении на одном.
1.33 Дружба, милосердие, радость, спокойствие, делание себя предметом размышления в связи с предметами счастливыми или несчастливыми, добрыми или злыми, смотря по условиям, успокаивают читту.
1.34 /Упражняются/ выдыхая и удерживая дыхание.
1.35 Те формы сосредоточения, которые приводят к необыкновенным чувствам восприятия, делают сознание настойчивым.
1.36 Или /размышление/ о лучезарном, который недоступен никаким страданиям.
1.37 Или /размышление/ о сердце, отказавшемся от всех привязанностей к чувственным предметам.
1.38 Или /размышление/ о знании, которое приходит во сне.
1.39 Или /размышление/ о чем бы то ни было, что привлекает как добро.
1.40 Сознание йогов, занятых таким размышлением, становится открытым как для атома, так и для бесконечного.
1.41 Йог, который вритти сделает таким образом бессильными /подчиненными/ достигает в получающем, посредствующем и полученном /сущем, сознании и внешних предметах/ сосредоточенности и тождества, подобно кристаллу /перед различными окращенными предметами/.
1.42 Звук, значение и вытекающее из них знание, будучи соединены, называется самадхи с рассуждением.
1.43 Самадхи, называемое “без рассуждения”, приходит, когда память очищена или освобождена от качеств и заключает в себе только значение /предмета размышления/.
1.44 Этим путем /сосредоточения/ с распознаванием и без распознавания также достигается знание о более тонких предметах.
1.45 Более тонкие предметы исчезают с прадханой.
1.46 Эти виды сосредоточения имеют семя.
1.47 Когда сосредоточение “без рассуждения” очищено, спокойствие читты прочно устанавливается.
1.48 Знание этого называется “исполненное истины”.
1.49 Знание, почрепнутое из свидетельств и заключений, относится к обыкновенным предметам. Знание же, получаемое от только что упомянутого самадхи, более высокого порядка: Оно способно проникать туда, куда заключение и свидетельство не могут достигать. 1.50 Впечатления, являющиеся следствием этого самадхи, исключают все другие впечатления.
1.51 Подавлением даже этого /впечатления, которое заграждает все другие впечатления/, когда все другие задержаны, достигается “лишенное семени” самадхи.
Обсуждения Патанджали. Йога-Сутра