Патанджали. Йога-Сутра

Глава 1
Сосредоточение. Его духовное значение

1.1 Вот об’яснение сосредоточения.

1.2 Йога есть удержание материи мысли /читта/ от обличения в различные образы /вритти/.

1.3 В это время /время сосредоточения/ зрящий /пуруша/ покоится в своем собственном /естественном/ состоянии.

1.4 В остальное время /вне сосредоточения/ зрящий сливается со своими видоизменениями.

1.5 Есть пять форм видоизменений, связанных со страданием и не связанных.

1.6 Таковы: Правильное знание, неразличение, устное заблуждение, сон и память.

1.7 Прямое восприятие, заключение и свидетельство компетентного лица суть доказательства /правильное знание/.

1.8 Неразличение есть ложное знание, не подтверждаемое действительностью.

1.9 Устное заблуждение происходит от слов, не имеющих /соответствующей/ реальности.

1.10 Сон есть вритти, обнимающее чувство пустоты.

1.11 Память есть следствие не исчезновения /вритти/ воспринятых предметов /впечатления от которых вновь возникают в сознании/.

1.12 Власть над ними /вритти/ достигается упражнением и отречением /отсутствием привязанностей/.

1.13 Постоянное усилие держать их /вритти/ в совершенном подчинении есть упражнение.

1.14 Его почва укрепляется продолжительными и постоянными усилиями, сопровождаемыми страстной любовью к достигаемой цели.

1.15 Результат, получаемый теми, которые отвергли жажду воспринимаемых зрением или слухом предметов и достигли господства над этими предметами, есть отречение.

1.16 Это крайнее отречение, отвергающее даже качества, показывает пурушу /настоящую природу его/.

1.17 Сосредоточение, называемое правильным знанием, есть то, за которым следует рассуждение, распознавание, блаженство, безкачественное “я”.

1.18 Есть другое самадхи, достигаемое постоянным упражнением в прекращении всякой умственной деятельности, в котором читта удерживает только непроявленные впечатления.

1.19 Самадхи, сопровождаемое крайним отречением, становится причиною новых явлений богов и тех, которые слились с природой.

1.20 Другими это самадхи достигается путем веры, энергии, памяти, сосредоточения и различения действительного.

1.21 Успех достигается быстро при наивысшей энергии.

1.22 Они /самадхи/ различны в зависимости от употребленных средств: Легких, средних и высших.

1.23 Или преданностью ишваре.

1.24 Ишвара /верховный правитель/ есть особый пуруша, непричастный страданию, следсвию действий или желаний.

1.25 В нем становится бесконечным то всеведение, которое в других только в зародыше.

1.26 Он, будучи неограничен временем, есть наставник самых древних учителей.

1.27 Выражающее его слово есть “ом”.

1.28 Повторение и размышление о его значении есть путь /к освобождению/.

1.29 Отсюда приобретается наука интроспекции /умение смотреть внутрь/ и уничтожение препятствий.

1.30 Болезнь, умственная ленность, сомнение, апатия, перерыв, ложные восприятия, неуспех в сосредоточении и падение с достигнутой высоты суть заграждающие /путь/ препятствия.

1.31 Скорбь, опутанность мыслей, дрожание тела, неправильное дыхание сопровождают неудержание сосредоточения.

1.32 Для излечения от этого следует упражняться в сосредоточении на одном.

1.33 Дружба, милосердие, радость, спокойствие, делание себя предметом размышления в связи с предметами счастливыми или несчастливыми, добрыми или злыми, смотря по условиям, успокаивают читту.

1.34 /Упражняются/ выдыхая и удерживая дыхание.

1.35 Те формы сосредоточения, которые приводят к необыкновенным чувствам восприятия, делают сознание настойчивым.

1.36 Или /размышление/ о лучезарном, который недоступен никаким страданиям.

1.37 Или /размышление/ о сердце, отказавшемся от всех привязанностей к чувственным предметам.

1.38 Или /размышление/ о знании, которое приходит во сне.

1.39 Или /размышление/ о чем бы то ни было, что привлекает как добро.

1.40 Сознание йогов, занятых таким размышлением, становится открытым как для атома, так и для бесконечного.

1.41 Йог, который вритти сделает таким образом бессильными /подчиненными/ достигает в получающем, посредствующем и полученном /сущем, сознании и внешних предметах/ сосредоточенности и тождества, подобно кристаллу /перед различными окращенными предметами/.

1.42 Звук, значение и вытекающее из них знание, будучи соединены, называется самадхи с рассуждением.

1.43 Самадхи, называемое “без рассуждения”, приходит, когда память очищена или освобождена от качеств и заключает в себе только значение /предмета размышления/.

1.44 Этим путем /сосредоточения/ с распознаванием и без распознавания также достигается знание о более тонких предметах.

1.45 Более тонкие предметы исчезают с прадханой.

1.46 Эти виды сосредоточения имеют семя.

1.47 Когда сосредоточение “без рассуждения” очищено, спокойствие читты прочно устанавливается.

1.48 Знание этого называется “исполненное истины”.

1.49 Знание, почрепнутое из свидетельств и заключений, относится к обыкновенным предметам. Знание же, получаемое от только что упомянутого самадхи, более высокого порядка: Оно способно проникать туда, куда заключение и свидетельство не могут достигать. 1.50 Впечатления, являющиеся следствием этого самадхи, исключают все другие впечатления.

1.51 Подавлением даже этого /впечатления, которое заграждает все другие впечатления/, когда все другие задержаны, достигается “лишенное семени” самадхи.
×

По теме Патанджали. Йога-Сутра

Патанджали. Йога-Сутра

Глава 2 Сосредоточение. Упражнение в нем 2.1 Самообуздание, изучение и...
Религия

Патанджали. Йога-Сутра

Глава 3 О силах 3.1 Дхарана есть утверждение мысли на каком-нибудь определенном...
Религия

Патанджали. Йога-Сутра

Глава 4 Независимость 4.1 Сиддхи /силы/ приобретаются от рождения, химическими...
Религия

Йогу сутры Патанджали Индуизм

Глава первая о сосредоточении. Ом поклонение Ганеше да защитит вас тот, кто...
Религия

Восьмеричный Путь. Патанджали

Ступени совершенствования в йоге («Благородный Восьмеричный Путь»), изложенные...
Религия

Сутра Сердца Совершенной Мудрости Праджня-парамиты

ПРАДЖНЯ-ПАРАМИТА ХРИДАЙЯ СУТРА. Новый (2007 г.) русский перевод Великой Сутры...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Полезные сладости, которые не повредят зроровью
За активным умом есть неизменный фон осознания