Глава 2
Сосредоточение. Упражнение в нем
2.1 Самообуздание, изучение и посвящение плодов труда богу называется крийя-йога.
2.2 /Она служит подготовкой/ к упражнению в самадхи и уменьшает число препятствий, связанных со страданием.
2.3 Связанные со страданием препятствия суть: Неведение, ложное самосознание /пристрастие/ отвращение и привязанность к жизни.
2.4 Неведение есть источник всех остальных, в каком бы ни были они состоянии: Скрытом, ослабленном, подавленном или распространенном.
2.5 Неведение есть принятие невечного, нечистого, мучительного и не составляющего настоящего “я” за вечное, чистое, счастливое, атман /сущее “я”/.
2.6 Ложное самосознание есть отождествление зрящего с орудием зрения.
2.7 Пристрастие есть устремление сознания к удовольствию.
2.8 Отвращение есть реакция на страдания.
2.9 Привязанность к жизни проникает самую ее природу и присуща даже мудрому.
2.10 Посредством размышления устраняются видоизменения /вритти/.
2.11 Они, чтобы быть управляемы противоположными видоизменениями, должны быть тонкими.
2.12 Деяние /действующий/ имеет корень в связанных со страданием препятствиях, испытываемых в этой видимой жизни или в невидимой.
2.13 При наличии корня наступает плодоношение в виде чувственных образов, жизни, ощущения удовольствия и страдания.
2.14 Они приносят плоды в виде радости или страдания, производимых добродетелью или пороком.
2.15 Для распознающего все мучительно, как потому, что все приносит страдание, или своими последствиями, или опасением их, или состоянием, которое призводят в нем впечатления, так и вследствие противодействия качеств /борьбы противоположностей/.
2.16 Несчастье, еще не наступившее, должно быть устраняемо.
2.17 Причина того, что должно быть устранено, есть слияние зрящего со зримым /т.Е. Неведение, неразличение/.
2.18 Испытываемое /превращение/ состоит из элементов и органов и по своей природе /бывает/ просветленное, деятельное и инертное /саттва, раджас и тамас/. Его назначение – приобретение опыта и освобождение /испытывающего/.
2.19 Состояния качеств суть: Определенное, не определенное, только намеченное и лишенное признаков.
2.20 Зрящий есть только разум и, хотя он чист, видит сквозь окраску сознания.
2.21 Природа испытываемого – для него.
2.22 Хотя она разрушается для того, кто достиг цели, она однако же не уничтожается, оставаясь присущею другим.
2.23 Слияние /”я” и “не-я”/ есть следствие осуществления природы обеих сил, как испытываемого, так и его владыки.
2.24 Неведение – его причина.
2.25 При отсутствии этого /неведения/ бывает отсутствие слияния, которое /слияние/ и есть то, чего следует избегать: В этом независимость зрящего.
2.26 Средство уничтожения неведения есть непрерывное упражнение в распознавании.
2.27 Знание его принадлежит семикратно высшему основанию.
2.28 С уничтожением, посредством упражнения в различных частях йоги, нечистоты, знание становится озаренным до распознавания.
2.29 Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхиана, самадхи – суть органы йоги.
2.30 Непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого и непринятие даров называется яма.
2.31 Эти, ненарушаемые временем, местом, намерением и кастой /законы/ суть всеобщие великие обеты.
2.32 Внутреннее и наружное очищение, умиротворенность, самообуздание, изучение писания и поклонение богу составляют нияму.
2.33 Для заграждения доступа мыслям, враждебным йоге, должны быть вызваны противоположные мысли.
2.34 Препятствия к йоге суть: Убийство, ложь и прочее, совершенные, вызванные и одобренные вследствие алчности, гнева или неведения, будут ли они слабые, средние или значительные.
2.35 В присутствии утвердившегося в непричинении вреда, прекращается всякая вражда /в других/.
2.36 Утверждением в правдивости йог приобретает силу пользоваться для себя и для других плодами дел без их совершения.
2.37 Утверждением в неприсвоении чужого все богатства достигаются йогом.
2.38 Утверждением в воздержании приобретается энергия.
2.39 Утвердившись в непринятии даров, он /йог/ получает воспоминание о прошедшей жизни.
2.40 С утверждением внутренней и наружной чистоты возникает равнодушие к собственному телу и несообщение с другими телами.
2.41 Возникает также очищение саттвы, веселое расположение духа, сосредоточенность, победа над чувственностью и способность самопознания.
2.42 Из довольства происходит высшее счастье.
2.43 Следствием самообуздания является изощрение органов чувств и тела через уничтожение нечистоты.
2.44 Повторением мантр достигается восприятие присутствия призываемого божества.
2.45 Принесением всего в жертву ишваре достигается самадхи.
2.46 Положение тела /асана/ есть то, которое твердо и приятно.
2.47 Путем легкого усилия и размышления о беспредельном /положение тела становится твердым и приятным/.
2.48 Когда овладели сидением, противоположности перестают мешать.
2.49 Затем следует управление движением вдыхания и выдыхания.
2.50 Видоизменения /праны/ бывают наружные, внутренние и неподвижные, определяемые местом, временем и числом, продолжительные и короткие.
2.51 Четвертая /ступень/ есть подчинение праны направлением ее на внешние и внутренние предметы.
2.52 Этим ослабляется заслонение света читтой.
2.53 Сознание становится способно к дхаране.
2.54 Сосредоточение органов производится посредством отречения от соответствующих им предметов и принятия формы материи сознанием.
Сосредоточение. Упражнение в нем
2.1 Самообуздание, изучение и посвящение плодов труда богу называется крийя-йога.
2.2 /Она служит подготовкой/ к упражнению в самадхи и уменьшает число препятствий, связанных со страданием.
2.3 Связанные со страданием препятствия суть: Неведение, ложное самосознание /пристрастие/ отвращение и привязанность к жизни.
2.4 Неведение есть источник всех остальных, в каком бы ни были они состоянии: Скрытом, ослабленном, подавленном или распространенном.
2.5 Неведение есть принятие невечного, нечистого, мучительного и не составляющего настоящего “я” за вечное, чистое, счастливое, атман /сущее “я”/.
2.6 Ложное самосознание есть отождествление зрящего с орудием зрения.
2.7 Пристрастие есть устремление сознания к удовольствию.
2.8 Отвращение есть реакция на страдания.
2.9 Привязанность к жизни проникает самую ее природу и присуща даже мудрому.
2.10 Посредством размышления устраняются видоизменения /вритти/.
2.11 Они, чтобы быть управляемы противоположными видоизменениями, должны быть тонкими.
2.12 Деяние /действующий/ имеет корень в связанных со страданием препятствиях, испытываемых в этой видимой жизни или в невидимой.
2.13 При наличии корня наступает плодоношение в виде чувственных образов, жизни, ощущения удовольствия и страдания.
2.14 Они приносят плоды в виде радости или страдания, производимых добродетелью или пороком.
2.15 Для распознающего все мучительно, как потому, что все приносит страдание, или своими последствиями, или опасением их, или состоянием, которое призводят в нем впечатления, так и вследствие противодействия качеств /борьбы противоположностей/.
2.16 Несчастье, еще не наступившее, должно быть устраняемо.
2.17 Причина того, что должно быть устранено, есть слияние зрящего со зримым /т.Е. Неведение, неразличение/.
2.18 Испытываемое /превращение/ состоит из элементов и органов и по своей природе /бывает/ просветленное, деятельное и инертное /саттва, раджас и тамас/. Его назначение – приобретение опыта и освобождение /испытывающего/.
2.19 Состояния качеств суть: Определенное, не определенное, только намеченное и лишенное признаков.
2.20 Зрящий есть только разум и, хотя он чист, видит сквозь окраску сознания.
2.21 Природа испытываемого – для него.
2.22 Хотя она разрушается для того, кто достиг цели, она однако же не уничтожается, оставаясь присущею другим.
2.23 Слияние /”я” и “не-я”/ есть следствие осуществления природы обеих сил, как испытываемого, так и его владыки.
2.24 Неведение – его причина.
2.25 При отсутствии этого /неведения/ бывает отсутствие слияния, которое /слияние/ и есть то, чего следует избегать: В этом независимость зрящего.
2.26 Средство уничтожения неведения есть непрерывное упражнение в распознавании.
2.27 Знание его принадлежит семикратно высшему основанию.
2.28 С уничтожением, посредством упражнения в различных частях йоги, нечистоты, знание становится озаренным до распознавания.
2.29 Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхиана, самадхи – суть органы йоги.
2.30 Непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого и непринятие даров называется яма.
2.31 Эти, ненарушаемые временем, местом, намерением и кастой /законы/ суть всеобщие великие обеты.
2.32 Внутреннее и наружное очищение, умиротворенность, самообуздание, изучение писания и поклонение богу составляют нияму.
2.33 Для заграждения доступа мыслям, враждебным йоге, должны быть вызваны противоположные мысли.
2.34 Препятствия к йоге суть: Убийство, ложь и прочее, совершенные, вызванные и одобренные вследствие алчности, гнева или неведения, будут ли они слабые, средние или значительные.
2.35 В присутствии утвердившегося в непричинении вреда, прекращается всякая вражда /в других/.
2.36 Утверждением в правдивости йог приобретает силу пользоваться для себя и для других плодами дел без их совершения.
2.37 Утверждением в неприсвоении чужого все богатства достигаются йогом.
2.38 Утверждением в воздержании приобретается энергия.
2.39 Утвердившись в непринятии даров, он /йог/ получает воспоминание о прошедшей жизни.
2.40 С утверждением внутренней и наружной чистоты возникает равнодушие к собственному телу и несообщение с другими телами.
2.41 Возникает также очищение саттвы, веселое расположение духа, сосредоточенность, победа над чувственностью и способность самопознания.
2.42 Из довольства происходит высшее счастье.
2.43 Следствием самообуздания является изощрение органов чувств и тела через уничтожение нечистоты.
2.44 Повторением мантр достигается восприятие присутствия призываемого божества.
2.45 Принесением всего в жертву ишваре достигается самадхи.
2.46 Положение тела /асана/ есть то, которое твердо и приятно.
2.47 Путем легкого усилия и размышления о беспредельном /положение тела становится твердым и приятным/.
2.48 Когда овладели сидением, противоположности перестают мешать.
2.49 Затем следует управление движением вдыхания и выдыхания.
2.50 Видоизменения /праны/ бывают наружные, внутренние и неподвижные, определяемые местом, временем и числом, продолжительные и короткие.
2.51 Четвертая /ступень/ есть подчинение праны направлением ее на внешние и внутренние предметы.
2.52 Этим ослабляется заслонение света читтой.
2.53 Сознание становится способно к дхаране.
2.54 Сосредоточение органов производится посредством отречения от соответствующих им предметов и принятия формы материи сознанием.
Обсуждения Патанджали. Йога-Сутра