Глава первая о сосредоточении.
Ом поклонение Ганеше да защитит вас тот, кто оставит свою извечную форму, владычествует над миром живых существ различными способами выказывая ему свое благорасположение, уничтоживший свою совокупность аффектов.
Ом поклонение Ганеше да защитит вас тот, кто оставит свою извечную форму, владычествует над миром живых существ различными способами выказывая ему свое благорасположение, уничтоживший свою совокупность аффектов.
Обладатель страшного яда со множеством уст и прекрасным капюшоном, творец всеведения, змеиная свита, которого направляет к вечному блаженству, он божественный змей с белой незапятнанной кожей дарующей сосредоточение прибывающей в сосредоточении.
1. Итак наставления йоги
Итак здесь в значении сначала симантического изложения предмета, что следует понимать как начало авторитетного учения дающего изложения йоги. Йога есть сосредоточение которое выступает свойством сознания на всех его ступенях. Ступени сознания: блуждающее, тупое, произвольно направленное (викшита), собранное в точку, оставленное. Из них сосредоточение при сознание произвольно направленном не относится к области собственно йоги ибо оно размывается рассеянностью. Но то сосредоточение которое при сознании собранном в точку высвечивает объект как он есть в реальности уничтожает аффекты ослабляет путы кармы и ставит целью прекращение развертывания сознания оно то и получает название йоги сознания. Это йога связанна с возделыванием изберательности, рефлексии, блаженства и самости. Эти четыре модуса мы объясним в дальнейшем. Однако при прекращении всякого функционирования сознания возникает бессознательное сосредоточение т.е. йога собственного сознательного желая дать ее определение Патанджали избрал следущую формулировку сутры.
2.Йога есть прекращение деятельности сознания.
Комментарий к1. итак йога сутра патанджали повторюсь что если изучать йогу классическим методом, т.е. общаться с учеными, расспрашивать тех или иных специалистов востоковедов о системе йоги то рано или поздно человека отошлют к трактату патанджали. Почему? Это одни из самых ранних и потвержденно датированных текстов. Что это значит? Понятно что каждая школа йоги утверждает что свое начало она ведет с незапамятных времен и сроки называются иногда фантастические. ученые достаточно скептически относятся к таким заявлениям и они принимают в рассмотрении только те тексты, в которых имеется четкое подтверждение датировки тем или иным методом. Какие это могут быть подтверждения. Наука нам дала метод радиоуглеродного анализа, и если у тебя есть кусочек древнего текста, то известными процедурами ты можешь определить, когда он был создан. Этот метод основан на том, что атомы углерода подвержены распаду, и по мере распада измеряя процент оставшихся можно определить возраст и датировку того или иного текста. Есть другой метод - косвенный. При наличии известного датированного текста в котором имеются ссылки на другие работы приблизительно такого же периода, или же присутствие тех или иных понятий определений или влияний различных школ. К примеру комментарий вьясы был явно написан под влиянием буддистов, проанализировав увидим множество образов типично буддийских. Еще очень много косвенных методов по определению датировки.
Йога сутры патанджали наиболее древний датированный текст. Наука их относит ко второму веку до нашей эры, второй век нашей эры, именно к этому промежутку фактически по тысячелетия относят возникновение йога сутр патанджали. Это один из авторитетнейших текстов один из интереснейших текстов. Этот текст представляет некий трактат состоящий из четырех глав, каждая глава имеет свою направленность, свою тему состоящую из определенного количества строк, сутр или же афоризмов. Что такое афоризм? Это достаточно сжатые выражения, которые определяют тот или иной аспект учения, очень сжатые ничего личного, иногда настолько сжатые что даже не понятно, что хотели сказать. Используются определенные формы языка, симантические обороты, сокращения . так вот в дальнейшем на эти афоризмы были написаны комментарии, комментариев было достаточно много комментарии разные их пишут до сего дня, более того каждая школа йоги которая опирается на этот текст считает своим долгом написать свой собственный комментарий и это нормально это хорошо. данный текст мы будем изучать по комментариям Вьясы, также одни из наиболее интересных и засуживающих внимание это комментарии свами вивекананды наиболее четко передают смысл. Вначале своей работы он оговаривается и говорит что, его комментарии это свободная трактовка йоги сутры патанджали. Свами пытался передать смысл не особо придерживаясь структур языка, которые в наше время уже не употребимы, Как не странно именно дух и суть учения он передал наиболее четко. И в дальнейшем мы будем изучать трактат Патанджали по комментариям Свами Вивекананды. Следущий подход заключается в вопросе терминов. К сожалению эта самая болезненная точка во всей йоги, да инее только йоги но и в любом философском течении и в любой религии. Большинство споров, большинство непониманий в этих диспутах они вызваны не истиной причиной разногласия, несоответствия, и т.д. а просто не пониманием терминов. Где одни и те же вещи называются разными терминами, или же наоборот, когда одинаковыми терминами называются совершенно разные вещи. Именно в этом момент и начинаются проблемы не понимания. Кто то начинает с гневом говорить почитайте, что они там пишут. Но надо определятся очень четко в понятиях и если понятия расставить на свои места, то большинство вопросов в сравнении тех или иных подходов йоги просто исчезают.
Йога сутра Патанджали де факта стали каноном ортодоксальной йоги, что я подразумеваю под ортодоксальной йогой, систем йоги очень много подходов в йоги черезвычайно много. Некоторые эти подходы прямо говоря противоположны друг другу. Если мы читаем методы того же патанжали или же других мастеров где предписывается жесткое ограничение в отношении еды, секса, сна.
Потом мы можем познакомиться с системой Тантра йоги, где это ровным счетом не играет никакого значения . Возникает некая путаница в головах как же это совместить несовместимое? Ответ достаточно простой в том что сколько людей то сколько подходов и если ты идешь по одной дороге то придерживайся ее до конца, если ты идешь по другой дороге придерживайся ее донца но не путай дороги. Вот в этом смысле противоречий реальных нет и все йоги ведут к одной цели. Но тем не менее дефактом стала что йога состоит из восьмеричной лестнице. Так называемая аштанга йога: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи.
Начиная говорить с тем или иным йогом, особенно старой закалки когда тантрические знания были еще не распространены они обязательно будут ссылаться на восьмеричную лестницу патанджали. Почему это так? Потому что эти тексты достаточно давно открыты, тексты танрты были закрытыми и они стали идти с расшифровкой, с ключами последнее 150-200лет. До этого эти тексты были только для избранных которые и если попадали в руки непосвященных то скорее шокировали, нежели чему то учили. С йога сутрами патанджали ситуация иная они давно известны и они за это время успели широко распространиться и попасть в том числе и на запад. Так как они наиболее рано были открыты поэтому они и стали стандартом. Но сам патанджали он не претдавал на то что он откроет какую-нибудь ветку йоги. Его трактат надо понимать как систематический обзор разных методов. В его время он познакомился с различными системами йоги которые практиковали разные мастера, он проанализировал каждый из этих подходов и вывел некую закономерность, обще присущие черты всем из этих йог, и акцент он сделал на работе с сознанием. Он взял такой момент как сознание его видоизменение и просмотрел, как с этой сущностью работают разные школы йоги. Собрал, систематизировал, написал свой труд, в нем он ссылался на те или иные методы, а не объяснял их. Вот почему трудно использовать йога сутру патанджали в практических целях. В этой сутре делается упор на работу с сознанием, а не на работу с телом не на работу с телом не на работу с различными методами. Там о них упоминается, упоминается хорошо но опять в контексте сознания. Некоторых методов он не упомянул, всех методов которые касались Тантра йоги у него нет. Общие принципы, безусловно есть, но какой-то конкретике вы у него не найдете. Более того не достаточно подробно он касался таких моментов как пранаяма. Они у него не раскрыты. Не раскрыты в виде подробностей, упражнений и подходов. Подход пранаямы, который вышел из тантрических учений сам по себе является мощнейшей техникой. Это необходимо помнить и когда мы начнем изучать йога сутра патанджали во первых сутры не притендуют на то что это окончательное учение, где описаны в мельчайших подробностях разные подходы, нет. В сутрах описаны основные ступени, в подготовке сознания к решающему броску в просветление. И последней момент который надо помнить, мы о нем уже упомянули это термины, такие слова как сознание, подсознательное модификации сознания, изменение сознания и другие. Они нуждаются в некоторой большей расшифровки чтобы не возникло путаницы, или же сам термин изменение сознания, если мы проанализируем этот термин с точки зрения тантрической йоги, где есть два основных момента где есть два основных компонента сознания и энергия то это бессмысленно. Сознание не может меняться, оно по определению есть, оно есть неизменное, оно воспринимает. Поэтому во время изучения йога сутр патанджали мы должны эти моменты очень четко для себя оговаривать. И понимать, что же имелось в виду под этим.
Теперь как мы это будем изучать. Сначала ты читаешь афоризм, затем комментарий вьясы, а потом свами вивекананды.но я специально хочу чтобы мы прошли по этому академическому варианту. ведь это издание академии наук еще СССР, чтобы знать как на эту же тему смотрят и в академических кругах, во всяком случае как эту тему рассматривают, и излагают. Ведь это не много не мало как достаточно серьезная работа академического плана. Изучать ее будет сложно в академических кругах не принято, сложные вещи объяснять просто во всяком случае у нас в стране. Чем сложнее ты излагаешь самую простейшую вещь, тем больший статус ты зарабатываешь в глазах не понимающих людей. Этим наша наука отличается от западной где наоборот, всеми силами стараются популяризировать любые знания. Знания должны работать, а не быть абстрактными. Такая манера встречающаяся в академических кругах, сначала меня шокировала. потом я понял, что это была своего рода, форма выживания. Не все знания можно было бы объяснять своим языком. Если бы сутры изложили бы понятным языком, их бы цензура не пропустила. Много интересных моментов. Но тем не менее у нас сложилась такая традиция зубодробильных текстов. Давай теперь коснемся первой главы и непосредственно первого афоризма. Перед началом первой главы общая традиция – выражение благодарности, дань уважение учителям. Которая выражается иногда в аллегорической форме. У каждого текста должно быть начало, собственно текст, и завершение. Должны быть какие-то четкие точки, что именно сейчас с этого момента начинается изложение, сейчас непосредственно излагается текст, сейчас все слова сказаны, все завершение. Это необходимо для завершенности восприятия прочитанного материала. И для того чтобы этого избежать, существует традиция начинать текст, (иногда это делается словом итак), непосредственно излагать его, и завершать его. Для того чтобы не было не допонимания. Это все относительного первого афоризма.
Это всеволишь приглашение к изучению.
2. Йога есть прекращение деятельности сознания.
Комментарий Вьясы:
Поскольку в сутре опущено слово всякой, йога сознания также называется йогой. Сознание ввиду своей предрасположенности к ясности, активности, или инерционности трехмодальное. Сатва как модальность сознания, которое по своей природе есть ясность, будучи смешено с двумя другими модальностями раджасом и тамасом привязывается к господству и чувственным объектам. Она же смешанная с Томасом стремиться к неправедности, незнанию неотрешенности и утрате сил. Она же самая сияющая в своей всецелой полноте когда сброшена пелена невежества и когда к ней примешан лишь раджас стремиться к праведности, знанию отрешенности и силе. И она же это сатва сознания когда исчезла малейшая загрязненность ее раджасом прибывает в собственной форме, т.е. в самой себе будучи лишь знанием, различения между сатвой и пурушей. Как энергии сознания тяготеет к дхъяне-созерцаанию, созерцанию называемому облако дхармы. Такое состояние сознания созерцатели полагают высшим различением. Энергия сознания не трансформируется и не поглощается объектами, объекты сами показывают себя ей, она чиста и беспредельна. Различающее постижение есть по своей сути сатва как модальность сознания, и следовательно противоположна ей этой энергии сознания. Потому сознание безразличное к нему освобождается так же и от этого постижения, в таком состояние сознание сопровождается лишь самскарами т.е. бессознательными формирующими факторами. Это и есть сосредоточение лишенное семян, в нем ничего не познается от того оно бессознательно таким образом это йога определенная как прекращение деятельности сознания двух видов, раз у сознания в таком состояние нет объекта какова же собственная природа пуруши, зрителя сущность которого постижение будхи, т.е. ментального опыта.
Итак второй афоризм по счету, почувствуй насколько тяжело не просто понять, а даже прочитать. Самая большая проблема в комментариях вьясы вообще понять о чем здесь говориться. Итак второй афоризм первой главы йога сутр патанджали гласит о прекращении модификаций сознания, есть такая фраза которую повторяют все, разве что немой йог её не повторяет. Это фраза – читта вритта неродха, что это такое, это определение йоги которое дал нам патанджали. У йоги может быть много определений что же является йогой. Говорят есть учение йоги, мы спрашиваем, хорошо что это за учение и нам говорят, вот сейчас мы дадим вам определение. Дают определение читта вритти неродха. Понятно, что это санскрит и чтобы разобрать значение этой фразы, нам надо знать санскрит переводить эту фразу мы можем по-разному. Но даже если хорошо подумать, человеку который хотя бы немного знает йогу, но может быть не совсем, знаток, но читта понятно это какой то атрибут нашего сознания, вритти иногда переводятся как мыслеформы, или как волны водовороты вихри, вритти-вихри даже созвучно, неродха-это прекращение, удаление, уничтожение. Здесь я всеравно буду ссылаться на нашу традицию йоги (тантрическая традиция) неполностью, ведь я мог изложить йогу патанджали чисто с точки зрения патанджали. Но я не хочу чтобы мы на это тратили время поэтому я буду ссылаться на нашу традицию, чтобы понять о чем говориться там. Итак мы помним что у нас есть разум№1, разум№2, Разум№3. разум представляется в виде воды в неком сосуде, если угодно будем считать, что это в голове есть поверхность воды. Это наш разум и по этому разуму, пробегают волны это мысли, в виде какой-то информации, энергии. Абсолютно любая мысль с этой точки зрения это как волна в читте пробигающая по поверхности этого озера разума. И подобно тому как на озере бывает много волн: большие, маленькие, какая-то рябь точно также и у нас в голове множество, множество мыслей. По другому на это можно взглянуть как модификация читты, модификация сознания. Но сознания не в нашем абсолютном смысле, а сознания
в виде разума. У нас есть разум наиболее чистое из наших тел, самая чистая часть, предельно ясна, предельно чиста, сделана из тончайшей материи, подчеркиваю материи. И эта часть нашего разума как светом пронизана нашим сознанием. И наше сознание просвечивает наш разум, и если этот разум видоизменяется, то и изменяется просвечиваемость нашего сознания в нем. Сознание как солнце, над поверхностью разума ,оно неизменно но когда оно поглощено в разуме, который сделан из тончайшей материи, находящийся в постоянном видоизменении. Создается впечатление что изменяется сознание. Подобно тому, как в ясный солнечный день на берегу озера или моря можно видеть как сквозь волны играют лучики света, ведь солнце не меняется оно как светило, так и продолжает светить, но из за того что волны колеблются, создается впечатление что лучики играют, переливаются, преломляются. Патанджали дал определение йоги:
Когда в озере разума исчезают все вритти, исчезают все волны и остается чистая гладь, в которой отражается солнце сознания, само по себе, вот такое определение йоги дал нам патанджали. Если перевести это определение на простой язык, получается следующая формулировка, в тот момент когда у нас прекращается процесс мысле-образования мы находимся в состоянии йоги. В нашей разуме всегда присутствуют мысли: большие и маленькие серьёзные и не серьёзные, в общем Мишанина , наше Я через сознание вовлекается в эти мысли. Помним что у нас есть наше я которое выше всего на свете, но оно проявляет себя либо как сознание, либо как энергия. В данном случае мы рассматриваем наше я проявляющие себя посредством сознания, которое неизменно. Атрибут сознания, в том что оно неизменно. Сознание вовлекается в некую среду подверженную изменениям, а среда эта и есть наш разум. Наше Я посредством сознания вовлекается в чистейший, тонкий разум, который изменяется благодаря чему возникает иллюзия, что сознание меняется. Под читтой понимается тонкая субстанция вместилище, мыслей, различного рода информации модификаций сознания. Дело в том, что если мы представим разум в виде чего-то прозрачного, жидкого, видоизменяющегося, то любая волна на поверхности – это мысль. Можно представить не в виде волны, а в виде завихрения. Вот таким образом определяется, что же такое мысль, поскольку очень трудно определить, что же такое мысль. Каждый из нас знает, что мысль либо есть, либо её нет. Человек говорит - мне пришла хорошая мысль, или говорит у меня нет никаких мыслей. Сама постановка фразы говорит, что ему знакомо интуитивно что это такое. Мысль это форма энергии. Из курса физика нам известно, что волна это когда переносится энергия но не переносится материя. Вот волна по океану идет, она может весь океан пройти и обрушить свою страшную силу на какой-нибудь остров, но при этом вода то не перемещается, точнее перемещается но только в очень узком пределе, передает энергию а сама возвращается назад. Прекращение образований мыслиформ, мыслеобразования, прекращения модификации сознания. Что такое модификация это изменение. Прекращение изменения сознания. Как только наступает прекращения мыслеобразования, тогда наступает состояние йоги. Вот так патанджали определил йогу, фактически это самый главный афоризм в его сутрах, все остальные афоризмы это суть показания метода как этого достичь. Практически весь текст посвящен расшифровки этого же самого.
Вопрос: Когда читта чистая когда нет модификаций, то сознание видит отражение самого себя в этой читте и осознает самого себя?
Безусловно, но это будет расшифровано чуть подальше, фактически весь текст посвящен расшифровки этого же самого. Второй афоризм йога сутр определяет йогу и поэтому если тебя спрашивают, что же такое йога? Ты смело можешь отвечать читта, вритти, неродха. Но ты ответишь терминами классической йоги, не терминами Тантра йоги. Но надо понимать, что в Тантра йоге достигается то же самое. Но там определяется это другими терминами и другими словами. Читта, вритти, неродха- прекращение модификаций сознания, устранение всех мыслей, прекращение видоизменения сознания. Устранение паразитических мыслей. Но только не бывает не паразитических мыслей. Мыслительный процесс , процесс образования мыслей их перераспределение, считается низшим. Это мы только гордимся, что в отличии от животных мы якобы умеем мыслить. Но мыслить умеют и животные и поедая коров свиней мы фактически поедаем мыслящих существ, что само по себе уже является варварством. Вопрос в другом, что особо кичится что у нас есть способность мыслеобразования, или прохождение этих волн водоворотов в субстанции нашего разума не стоит. Это не такое большое достижение. Это большое достижение по сравнению с животными, но промежуточное в эволюции человека.
Вопрос? Вьяса в своем комментарии привел в три качество энергии: сатва, раджас, тамас. Он определил разум прибывающим в трех этих состояниях. И когда он доходит от состояния тамаса (инерции) до состояния сатвы (ясности). Вот в этом состоянии сознание может отразиться в разуме. Что имеется в виду?
Бороться с сами-же мыслеформами приходиться мыслеформами. И какая здесь закономерность: все бывает в трех видах три модуса, три качества одного и того же. Это сатва состояние ясности, это тамас состояние инертности, тупости, и это раджас состояние активности. Изначально разум находиться в состоянии тамаса он инертен и соответственно все вритти(мысли, вихри, мыслеформы) которые по нему проходят, они окрашены состоянием тамаса и человек в таком состоянии мало чем отличается от животного которое тоже умеет мыслить но не ясно. Т.е все мысли инертны, неподвижны. Затем в ходе эволюции и приобретения опыта, говоря языком Тантры(накоплением энергии) характер мыслеформ изменяется, они становятся окрашены тем что называется раджасом, разум предприимчивого человека, очень предприимчивого человека. Мыслеформы в состоянии раджаса активные, энергичные если до этого они были вялые, тяготели к инерционности то теперь они становятся энергичны. Человек становится предприимчивым, активным либо животное которое загнанно в угол смертельной опасностью, и за счет стресса высвобождается огромное количество энергии, и разум начинает работать очень активно, и хотя бы долю секунды разум находиться в состоянии раджаса и это помогает ему спастись. У человека в большей степени присутствует раджас, есть очень активные люди с очень активными мозгами и это очень хорошо. В дальнейшем активность начинает расти до такой степени, что наступает следующий этап модификации, изменения мыслеформ они приобретают
Окрас сатвы( ясности, света, понимания). И мы можем увидеть парадокс заключающийся в том, что сознание по своей сути изначально ясно, не загрязнено, оно не нуждается не в чем оно само по себе сущность. Сознание это не некая сущность которая должна опираться на что то другое, нет наоборот это на сознание все опирается. Существует такая точка зрения что сознание это побочный продукт каких то химических раекций в нашем мозгу. Мы сидим ив то же самое время в нашей голове происходит множество процессов благодаря которым появляется такое явление, которое материалисты склонны называть сознанием. Побочный эффект действия материи, материя производит действие, а побочный эффект это то что мы воспринимаем как сознание, я осознаю. И вот тут надо очень четко понимать что ситуация с точки зрения йоги прямо противоположная, что это не разум порождает сознание, а разум нуждается в сознании, чтобы функционировать.
Разум трансформирует сознание, есть сознание оно основа всего, на него все опирается, рядом с сознанием существует разум который сам по себе функционировать не может без сознания. Он берет лучи света от этого сознания, пропитывается ими(лучами сознания), и начинает видоизменяться и у человека чье это сознание создается впечатление, что изменяется его сознание. Изменяется не его сознание, изменяются лучики света которые в свою очередь пронизывают разум подверженный изменениям.
Как видоизменяется разум? Если это субстанция то по нему проходят возмущения, виде мыслей, и разум принимает соответствующий аспект начиная от тамаса устремляясь к раджасу и сатве. Если же разум в состоянии сатвы(ясности) то каждая мысль это уже познание всего сущего, ясное восприятие любого явления в его изначальном виде. Сознание само по себе неизменно и когда мы здесь, считаем что модификации сознания, мы должны понимать что это модификации не самого сознания, а модификации этих лучиков сознания поглощенных в разум. Почему возникла такая путаница? Потому что невозможно на европейский язык перевести значение слова сознание. Поэтому приходиться приходится все валить в одну кучу и абсолютное сознание и сознание проявляющиеся в разуме. Поэтому достаточно сложно понять смысл сутр не разделяя эти понятия. Есть ли такой плавный переход между сознанием и тем что дальше называется разум?
Или это вещи раздельные? Да есть такой переход но я буду отвечать не в терминах йога сутр, а в терминах тантрической йоги. Ведь фактически что есть разум? Это есть энергия. И сама субстанция разума есть энергия и видоизменение есть энергия. И поэтому плавный переход между ними. Это тоже самое что и переход между сознанием и энергией. С одной стороны можно прочертить такую черту что вот здесь заканчивается одно и начинается другое. Но с другой стороны это неуловимая вещь. Но что интересно в сутрах патанджали ведь именно свет сознания заставляет разум работать. Эту мысль я разъясню она очень глубокая. Представь себе, что ты создал биоробота похожего на человека с совершенно замечательным компьютером в виде мозгов. И у тебя будет полная иллюзия, что это живой человек, он будет та же разговаривать, произносить афоризмы потом их цитировать, но это не будет человек это будет очень сложно запрограмируемая машина. Почему? Да потому, что будет отсутствовать аспект творчества. В терминах йоги это будет отсутствовать сознание. Или еще более глубоко капнуть отсутствует душа или Я. Которое проявляется как сознание. Маленький пример: сейчас на западе появилась служба виртуального собеседника (для всех обладателей моб. телефонов), что ты можешь общаться с виртуальным собеседником, причем ты не знал с кем ты говоришь с реальным человеком или нет. И человек мог дни напралет разговаривать с этим собеседником думая что общается с живым оппонентом. Но на самом деле он разговаривал не с человеом, а с хорошо запрограммированной машиной. На каждый вопрос она находила ответ, умела переключать человека с темы на тему, умела поддержать нужную тему и закрыть не нужную. И возникало ощущение что на той стороне провода живое существо, наличие сознания. Но на конце того провода сознания не было, а был всеволишь алгоритм бездушная железяка, которая генерировала иллюзию сознания. Как же узнали о том что это не человек? Очень просто взяли два таких компьютера и заставили говорить друг с другом. Они говорили, говорили, говорили потом дошли до какой-то точки и все, и их разговор замкнулся по кругу, они не могли привнести нечего нового, потому что не было сознания. Вот точно так же и наш разум это очень тонкий механизм, механизм сам по себе не жизнеспособен без сознания. Сознание это тот магнит или генератор который заставляет проявляться весь этот мир. Удали сознание и эта система распадется. Она какое-то время будет существовать по инерции, а потом распадется.
3. Тогда зритель прибывает в собственной форме.
Комментарий вьясы:
В этом случае энергия сознания или пуруша прибывает в своей собственной форме как в состоянии абсолютной обособленности, однако при актуализированном сознании она не представляется таковой, хотя в действительности это так. Почему же тогда это происходит? В силу того что объекты показывают себя зрителям.
Вадим: второй афоризм был читта, вритти, неродха остановка мыслеобразования. И продолжение тогда зритель прибывает в своей форме.
Что это значит? Понимать это надо следующим образом: если наш разум это поверхность воды на которой плещутся мыслеформы, а над этим всем сияет солнце нашего сознания. Солнце нашего сознания пронизывает своими светящими лучами этот водоем, а волны которые по нему бегают создают иллюзию видоизменения сознания. И поэтому человек говорит: сейчас я нахожусь в одном состоянии сознания завтра в другом. В данное время много духовных искателей которые ищут нетрадиционные состояния сознания, измененные состояния сознания. С точки зрения йоги искать измененное состояния сознания нечего из себя ценного не представляет это бессмысленно.
Понимаешь в чем парадокс, в чем ловушка для всех психологов. Вопрос в другом, пока вот эти волны плещутся у тебя играют (трансформируются) лучи сознания и тебе кажется что твое сознание изменяется. Как только наступает прекращение образования мыслиформ, когда поверхность этого озера гладкая, свет падающий на эту поверхность отражается и сознание в этой гладкой поверхности разума начинает видеть само себя. И еще раз прочитай этот афоризм. Тогда зритель прибывает в собственной форме. Что это значит ? тогда зритель солнце сознания начинает видеть само себя в отражении разума в своей собственной форме. Вот это называется немного немало как просветление. Именно этот момент когда исчезли все мыслит из головы но мы находимся не в состоянии отупления а в состоянии предельной внимательности и мыслей в голове нет и как только это случается долю сикунды мы видим отражение самого себя в зеркале своего же собственного разума, и как только это происходит то сразу же и происходит просветление. В этот момент мы познаем самого себя, познай самого себя, мы познаем что есть наше Я. Ну а как следствии из этого сгорают все грехи, вопрос грехов определен достаточно подробно именно в сутрах патанджали. При прекращении мыслеформ мы видим самих себя и определяемся как зритель. Сознание зритель неизменный наблюдатель. Что такое сознание? Сознание это основополагающая сущность, не производная чего бы то ни было, а основополагающая сущность, краеугольный камень, на чем все построено, изначальный первоисточник. И в этот момент сознание видит самое себя в отражении собственного разума. А Разум нужен? Спрашивается, зачем тогда разум нужен вообще? Если приходиться бороться с мыслеформами, он нужен для того чтобы остановить поток мыслей. У животного тоже нет этого непрекрающегося потока мыслеформ, возьми инфузорию туфельку или червяка. У него есть разум но нет потока беспрерывно изменяющихся мыслей. И кто-то скажет что нет разницы между отсутствием мыслей в голове святого познавшего самого себя и червяка. Так вот разница принципиальна одному еще предстоит сперва обзавестись разумом, затем развить разум, начать изменять мысли в этом разуме, научиться прекращать изменение мыслей в разуме, убирать мысли оставлять разум пустым, и после этого он будет находиться в состоянии без мысли, формально как и червяк но между ними двумя пропасть. Если один уже выходит из этого мира то второй только, только заходит в границы познания этого мира.
Существует совершенно шокирующая не посвященных фраза «убей свой разум» более ужаса священного на лицах людей я не встречал. Когда идет объяснение практик йоги все идет хорошо, но когда дело доходит именно до этой фразы, люди теряют дар речи. Это сильная фраза безусловно сильная. Что под этим подразумевается? Под этим словом как раз и подразумевается прекрати паразитическое мышление, прекрати непонятную смесь в голове, тошнотворную убей это всё. И как только ты очистишь разум то в чистой поверхности увидишь самого себя.
4. В других случаях сходство с деятельностью сознания. Пуруша в актуализированном состоянии свойственна деятельность которая не отличается от деятельности сознания. Так в сутре сказано существует лишь одно проявление для обоих и это проявление есть знание. Сознание словно магнит действующий фактом своей близости, благодаря свойствам быть наблюдаемым оно становиться собственностью пуруши своего господина. Поэтому безначальная связь пуруши с сознанием и есть причина постижения им содержания деятельности сознания. Тем не менее, эта деятельность сознания, будучи многообразной должна быть прекращена.
Вадим: Пуруша это наше Я, которое проявляется либо в форме сознания либо в форме энергии в сутрах не рассматривается проявление пуруши как энергии, а рассматривается как проявления сознания. На этом построена эта йога. Существует наше Я одно из его качеств это сознание, и посредством сознания пуруша обладает знанием, посредством этого свойство пуруша ориентируется в этом мире, если сознание как лучиками света пронизывает некую часть объекта, то пуруша или Я соответственно знает что происходит с объектом который пронизан сознанием. Если сознание отразилось в зеркале ума без всяких мыслей, то оно увидело само себя или увидело Я (Пурушу) сознание восприняло пурушу. Так оно направленно во вне, но в тот момент когда зеркало разума абсолютно гладкое без единой мысли, сознание воспринимает само себя т.е. оно направленно во внутрь. А направленное вовнутрь сознание увидело самое себя, постигло свою суть. Термин (лозунг) «познай самого себя» поистине грандиозен. Есть Я, у Я есть свойство сознание это сознание лучами света начинает воспринимать все близ лежащие, т.е. его импульс направлен во вне, самое близ лежащие для него это разум, проходя через этот разум сознание постигает все то что постигает разум, органы чувств предаставляют разуму определенную инфомацию, а сознание пронизывает разум и постигает все то, что постигает разум, разум это такой буфер промежуточная часть. И тендеция понятна человеческое сознание вовлекается во вне, через органы чувств, через различные предметы и человек вовлекается в мир обуславливается он идет во вне.
Он погрязает все глубже и глубже в материальные причины своей несвободы. А вот в тот в момент когда разум очищен и когда нет никаких мыслей в нём вот только в этот момент сознание отразившись от этого разума направляется во внутрь и видит свое собственное Я. Во всех же других случаях когда разум негладкий, разум в котором еще есть мысли, получается игра сознания игра этих лучиков, оно начинает играть и вовлекаться все дальше и дальше и по своей ошибке пуруша или я видит игру сознания в разуме и отождествляет себя с разумом. Вот это самое страшная цепь несвободы когда пуруша Я отождествляет себя с разумом который видоизменяется. Вот по этой причине мы живем в этом мире, по этой причине мы ведем себя так или иначе именно по этой причине мы страдаем. Мы отождествили себя посредством сознания с разумом, разум видоизменяется соответственно не может быть покоя и нам потому что мы считаем себя вот этими видоизменениями. И в дальнейшем в сутрах все изменения разума будут класифицированны на несколько больших групп.
5. Пять видов деятельности сознания загрязненное и не загрязненное.
те что обусловлены аффектами и служат полем для накопления бессознательных следов кармы загрязненное, а имеющие своим объектом различающие постижение и противодействующее господству трех гунн не загрязненное они остаются не загрязненными даже попадая в поток загрязненного они же не загрязнены в проежутках загрязненного и наоборот загрязненное остается загрязненным в промежутках не загрязненного. Таким образом санскары принадлежащие к одному и тому же виду создаются соответствующими видами деятельности сознания, а сама деятельность самскарами. Итак колесо деятельности санскар вращается непрерывно. Будучи таковым по своей природе сознание после того как оно выполнело свою функцию прибывает в самотождествености или же идет к пралае т.е растворению в первопричине в конце космического цикла. Эти пять видов деятельности загрязнённые и не загрязненные перечисляются ниже.
Вадим: йога это когда сознание не видоизменяется, когда от гладкой поверхности разума сознание отражается и направляется на познание пуруши или своего Я, это йога высшая цель. До тех пор пока это не достигнуто сознание поглощено в плещущимся океане разума и все видоизменения разума патанджали разделил на пять основных групп или пять основных видов. По разуму могут проходить разного вида волны или разного вида колебания изменения сознание пронизывающие разум видоизменяется каждым из этих пяти видов колебаний. Патанджали утверждает, что есть пять основных видов волн, часть из них так называемые загрязненные по своим последствиям, а часть нет. Из всех видов видоизменения разума из всех бесчисленных его колебаний можно выделить пять основных видов и часть из них будет часть из них будет чистая часть из них будет грязная. Как определить что чистое, а что грязное? Загрязненные виды сознания заставляют одни модификации сознания приводят к анологичным но другим, другие к третим, третьи к еще каким то, а потом те к первым. Все это ходит по кругу и будет продолжаться вечно, это загрязненные виды сознания попадая в них ты остаешься все время в одной плоскости у тебя количество мыслеформ не уменьшается оно просто модифицируется из одного в другое. Но есть другие процессы видоизменения разума которые тебя медленно выводят из этого круговорота. Пример: сначала было множество паразитических мыслей, затем посредством сосредаточения они начинают сокращаться. Вот их было 25 миллионов, паразитических мыслей в которые было поглащено твое сознание, посредством медитации количество их сокращается с 25 миллионов до 20 миллионов и это уже серьезнейший прорыв прогресс.
Саша спрашивает т.е. ты тоже генерируешь какуето мысль которая заставляет уменьшиться количество мыслей с 25мил. до 20.мил. ?
Да совершенно верно можно сказать что ты их сжимаешь, уменьшаешь их сосредатачиваясь на чем то одном. Следующий афоризм будет посвящен именно этому, но мы должны еще раз вспомнить те моменты которые мы уже прошли. Первая глава она основополагающая, в ней определяется йога. Все дальнейшие главы и афоризмы объясняют как этого достигнуть.
Итак повторим еще раз что мы уже изучили,
1. У нас есть наше Я, в тексте оно называется пуруша
2. У нашего Я, есть свойство сознания, сознание по своей сути не затронуто, чисто, светящее, освещающее и дающие знание.
3. Ближайшее к сознанию наш разум, пронизанный его светом.
4. Разум это энергитическая субстанция которая наиболее близка к лучам нашего сознания. Сама субстанция разума очень чистая.
5. Сознание своими лучами пронизывает эту субстанцию как солнечные лучи воду в озере.
6. В разуме проявляются миллионы мыслей рассеивающих наше сознание.
7. Метод йоги определенный патанджали это заставить исчезнуть все мысли на поверхности озера.
8. В момент исчезновения волн(мыслеформ) лучи сознания отражаются от нашего разума как от зеркала и направляются на наше я на пурушу и в этот момент мы достигаем просветления. Мы освобождаемся мы выходим из этого мира.
9. Но до того пока все мысли не исчезли по поверхности разума пробегают миллионы мыслей (вритти, мыслеформ ) и патанджали разбил их на пять основных групп. Пять групп разбить на два вида на чистые и грязные. Чистые мысли с течением времени уменьшают количество мыслеформ. Грязные мысли поддерживают количество вритти.
1. Итак наставления йоги
Итак здесь в значении сначала симантического изложения предмета, что следует понимать как начало авторитетного учения дающего изложения йоги. Йога есть сосредоточение которое выступает свойством сознания на всех его ступенях. Ступени сознания: блуждающее, тупое, произвольно направленное (викшита), собранное в точку, оставленное. Из них сосредоточение при сознание произвольно направленном не относится к области собственно йоги ибо оно размывается рассеянностью. Но то сосредоточение которое при сознании собранном в точку высвечивает объект как он есть в реальности уничтожает аффекты ослабляет путы кармы и ставит целью прекращение развертывания сознания оно то и получает название йоги сознания. Это йога связанна с возделыванием изберательности, рефлексии, блаженства и самости. Эти четыре модуса мы объясним в дальнейшем. Однако при прекращении всякого функционирования сознания возникает бессознательное сосредоточение т.е. йога собственного сознательного желая дать ее определение Патанджали избрал следущую формулировку сутры.
2.Йога есть прекращение деятельности сознания.
Комментарий к1. итак йога сутра патанджали повторюсь что если изучать йогу классическим методом, т.е. общаться с учеными, расспрашивать тех или иных специалистов востоковедов о системе йоги то рано или поздно человека отошлют к трактату патанджали. Почему? Это одни из самых ранних и потвержденно датированных текстов. Что это значит? Понятно что каждая школа йоги утверждает что свое начало она ведет с незапамятных времен и сроки называются иногда фантастические. ученые достаточно скептически относятся к таким заявлениям и они принимают в рассмотрении только те тексты, в которых имеется четкое подтверждение датировки тем или иным методом. Какие это могут быть подтверждения. Наука нам дала метод радиоуглеродного анализа, и если у тебя есть кусочек древнего текста, то известными процедурами ты можешь определить, когда он был создан. Этот метод основан на том, что атомы углерода подвержены распаду, и по мере распада измеряя процент оставшихся можно определить возраст и датировку того или иного текста. Есть другой метод - косвенный. При наличии известного датированного текста в котором имеются ссылки на другие работы приблизительно такого же периода, или же присутствие тех или иных понятий определений или влияний различных школ. К примеру комментарий вьясы был явно написан под влиянием буддистов, проанализировав увидим множество образов типично буддийских. Еще очень много косвенных методов по определению датировки.
Йога сутры патанджали наиболее древний датированный текст. Наука их относит ко второму веку до нашей эры, второй век нашей эры, именно к этому промежутку фактически по тысячелетия относят возникновение йога сутр патанджали. Это один из авторитетнейших текстов один из интереснейших текстов. Этот текст представляет некий трактат состоящий из четырех глав, каждая глава имеет свою направленность, свою тему состоящую из определенного количества строк, сутр или же афоризмов. Что такое афоризм? Это достаточно сжатые выражения, которые определяют тот или иной аспект учения, очень сжатые ничего личного, иногда настолько сжатые что даже не понятно, что хотели сказать. Используются определенные формы языка, симантические обороты, сокращения . так вот в дальнейшем на эти афоризмы были написаны комментарии, комментариев было достаточно много комментарии разные их пишут до сего дня, более того каждая школа йоги которая опирается на этот текст считает своим долгом написать свой собственный комментарий и это нормально это хорошо. данный текст мы будем изучать по комментариям Вьясы, также одни из наиболее интересных и засуживающих внимание это комментарии свами вивекананды наиболее четко передают смысл. Вначале своей работы он оговаривается и говорит что, его комментарии это свободная трактовка йоги сутры патанджали. Свами пытался передать смысл не особо придерживаясь структур языка, которые в наше время уже не употребимы, Как не странно именно дух и суть учения он передал наиболее четко. И в дальнейшем мы будем изучать трактат Патанджали по комментариям Свами Вивекананды. Следущий подход заключается в вопросе терминов. К сожалению эта самая болезненная точка во всей йоги, да инее только йоги но и в любом философском течении и в любой религии. Большинство споров, большинство непониманий в этих диспутах они вызваны не истиной причиной разногласия, несоответствия, и т.д. а просто не пониманием терминов. Где одни и те же вещи называются разными терминами, или же наоборот, когда одинаковыми терминами называются совершенно разные вещи. Именно в этом момент и начинаются проблемы не понимания. Кто то начинает с гневом говорить почитайте, что они там пишут. Но надо определятся очень четко в понятиях и если понятия расставить на свои места, то большинство вопросов в сравнении тех или иных подходов йоги просто исчезают.
Йога сутра Патанджали де факта стали каноном ортодоксальной йоги, что я подразумеваю под ортодоксальной йогой, систем йоги очень много подходов в йоги черезвычайно много. Некоторые эти подходы прямо говоря противоположны друг другу. Если мы читаем методы того же патанжали или же других мастеров где предписывается жесткое ограничение в отношении еды, секса, сна.
Потом мы можем познакомиться с системой Тантра йоги, где это ровным счетом не играет никакого значения . Возникает некая путаница в головах как же это совместить несовместимое? Ответ достаточно простой в том что сколько людей то сколько подходов и если ты идешь по одной дороге то придерживайся ее до конца, если ты идешь по другой дороге придерживайся ее донца но не путай дороги. Вот в этом смысле противоречий реальных нет и все йоги ведут к одной цели. Но тем не менее дефактом стала что йога состоит из восьмеричной лестнице. Так называемая аштанга йога: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи.
Начиная говорить с тем или иным йогом, особенно старой закалки когда тантрические знания были еще не распространены они обязательно будут ссылаться на восьмеричную лестницу патанджали. Почему это так? Потому что эти тексты достаточно давно открыты, тексты танрты были закрытыми и они стали идти с расшифровкой, с ключами последнее 150-200лет. До этого эти тексты были только для избранных которые и если попадали в руки непосвященных то скорее шокировали, нежели чему то учили. С йога сутрами патанджали ситуация иная они давно известны и они за это время успели широко распространиться и попасть в том числе и на запад. Так как они наиболее рано были открыты поэтому они и стали стандартом. Но сам патанджали он не претдавал на то что он откроет какую-нибудь ветку йоги. Его трактат надо понимать как систематический обзор разных методов. В его время он познакомился с различными системами йоги которые практиковали разные мастера, он проанализировал каждый из этих подходов и вывел некую закономерность, обще присущие черты всем из этих йог, и акцент он сделал на работе с сознанием. Он взял такой момент как сознание его видоизменение и просмотрел, как с этой сущностью работают разные школы йоги. Собрал, систематизировал, написал свой труд, в нем он ссылался на те или иные методы, а не объяснял их. Вот почему трудно использовать йога сутру патанджали в практических целях. В этой сутре делается упор на работу с сознанием, а не на работу с телом не на работу с телом не на работу с различными методами. Там о них упоминается, упоминается хорошо но опять в контексте сознания. Некоторых методов он не упомянул, всех методов которые касались Тантра йоги у него нет. Общие принципы, безусловно есть, но какой-то конкретике вы у него не найдете. Более того не достаточно подробно он касался таких моментов как пранаяма. Они у него не раскрыты. Не раскрыты в виде подробностей, упражнений и подходов. Подход пранаямы, который вышел из тантрических учений сам по себе является мощнейшей техникой. Это необходимо помнить и когда мы начнем изучать йога сутра патанджали во первых сутры не притендуют на то что это окончательное учение, где описаны в мельчайших подробностях разные подходы, нет. В сутрах описаны основные ступени, в подготовке сознания к решающему броску в просветление. И последней момент который надо помнить, мы о нем уже упомянули это термины, такие слова как сознание, подсознательное модификации сознания, изменение сознания и другие. Они нуждаются в некоторой большей расшифровки чтобы не возникло путаницы, или же сам термин изменение сознания, если мы проанализируем этот термин с точки зрения тантрической йоги, где есть два основных момента где есть два основных компонента сознания и энергия то это бессмысленно. Сознание не может меняться, оно по определению есть, оно есть неизменное, оно воспринимает. Поэтому во время изучения йога сутр патанджали мы должны эти моменты очень четко для себя оговаривать. И понимать, что же имелось в виду под этим.
Теперь как мы это будем изучать. Сначала ты читаешь афоризм, затем комментарий вьясы, а потом свами вивекананды.но я специально хочу чтобы мы прошли по этому академическому варианту. ведь это издание академии наук еще СССР, чтобы знать как на эту же тему смотрят и в академических кругах, во всяком случае как эту тему рассматривают, и излагают. Ведь это не много не мало как достаточно серьезная работа академического плана. Изучать ее будет сложно в академических кругах не принято, сложные вещи объяснять просто во всяком случае у нас в стране. Чем сложнее ты излагаешь самую простейшую вещь, тем больший статус ты зарабатываешь в глазах не понимающих людей. Этим наша наука отличается от западной где наоборот, всеми силами стараются популяризировать любые знания. Знания должны работать, а не быть абстрактными. Такая манера встречающаяся в академических кругах, сначала меня шокировала. потом я понял, что это была своего рода, форма выживания. Не все знания можно было бы объяснять своим языком. Если бы сутры изложили бы понятным языком, их бы цензура не пропустила. Много интересных моментов. Но тем не менее у нас сложилась такая традиция зубодробильных текстов. Давай теперь коснемся первой главы и непосредственно первого афоризма. Перед началом первой главы общая традиция – выражение благодарности, дань уважение учителям. Которая выражается иногда в аллегорической форме. У каждого текста должно быть начало, собственно текст, и завершение. Должны быть какие-то четкие точки, что именно сейчас с этого момента начинается изложение, сейчас непосредственно излагается текст, сейчас все слова сказаны, все завершение. Это необходимо для завершенности восприятия прочитанного материала. И для того чтобы этого избежать, существует традиция начинать текст, (иногда это делается словом итак), непосредственно излагать его, и завершать его. Для того чтобы не было не допонимания. Это все относительного первого афоризма.
Это всеволишь приглашение к изучению.
2. Йога есть прекращение деятельности сознания.
Комментарий Вьясы:
Поскольку в сутре опущено слово всякой, йога сознания также называется йогой. Сознание ввиду своей предрасположенности к ясности, активности, или инерционности трехмодальное. Сатва как модальность сознания, которое по своей природе есть ясность, будучи смешено с двумя другими модальностями раджасом и тамасом привязывается к господству и чувственным объектам. Она же смешанная с Томасом стремиться к неправедности, незнанию неотрешенности и утрате сил. Она же самая сияющая в своей всецелой полноте когда сброшена пелена невежества и когда к ней примешан лишь раджас стремиться к праведности, знанию отрешенности и силе. И она же это сатва сознания когда исчезла малейшая загрязненность ее раджасом прибывает в собственной форме, т.е. в самой себе будучи лишь знанием, различения между сатвой и пурушей. Как энергии сознания тяготеет к дхъяне-созерцаанию, созерцанию называемому облако дхармы. Такое состояние сознания созерцатели полагают высшим различением. Энергия сознания не трансформируется и не поглощается объектами, объекты сами показывают себя ей, она чиста и беспредельна. Различающее постижение есть по своей сути сатва как модальность сознания, и следовательно противоположна ей этой энергии сознания. Потому сознание безразличное к нему освобождается так же и от этого постижения, в таком состояние сознание сопровождается лишь самскарами т.е. бессознательными формирующими факторами. Это и есть сосредоточение лишенное семян, в нем ничего не познается от того оно бессознательно таким образом это йога определенная как прекращение деятельности сознания двух видов, раз у сознания в таком состояние нет объекта какова же собственная природа пуруши, зрителя сущность которого постижение будхи, т.е. ментального опыта.
Итак второй афоризм по счету, почувствуй насколько тяжело не просто понять, а даже прочитать. Самая большая проблема в комментариях вьясы вообще понять о чем здесь говориться. Итак второй афоризм первой главы йога сутр патанджали гласит о прекращении модификаций сознания, есть такая фраза которую повторяют все, разве что немой йог её не повторяет. Это фраза – читта вритта неродха, что это такое, это определение йоги которое дал нам патанджали. У йоги может быть много определений что же является йогой. Говорят есть учение йоги, мы спрашиваем, хорошо что это за учение и нам говорят, вот сейчас мы дадим вам определение. Дают определение читта вритти неродха. Понятно, что это санскрит и чтобы разобрать значение этой фразы, нам надо знать санскрит переводить эту фразу мы можем по-разному. Но даже если хорошо подумать, человеку который хотя бы немного знает йогу, но может быть не совсем, знаток, но читта понятно это какой то атрибут нашего сознания, вритти иногда переводятся как мыслеформы, или как волны водовороты вихри, вритти-вихри даже созвучно, неродха-это прекращение, удаление, уничтожение. Здесь я всеравно буду ссылаться на нашу традицию йоги (тантрическая традиция) неполностью, ведь я мог изложить йогу патанджали чисто с точки зрения патанджали. Но я не хочу чтобы мы на это тратили время поэтому я буду ссылаться на нашу традицию, чтобы понять о чем говориться там. Итак мы помним что у нас есть разум№1, разум№2, Разум№3. разум представляется в виде воды в неком сосуде, если угодно будем считать, что это в голове есть поверхность воды. Это наш разум и по этому разуму, пробегают волны это мысли, в виде какой-то информации, энергии. Абсолютно любая мысль с этой точки зрения это как волна в читте пробигающая по поверхности этого озера разума. И подобно тому как на озере бывает много волн: большие, маленькие, какая-то рябь точно также и у нас в голове множество, множество мыслей. По другому на это можно взглянуть как модификация читты, модификация сознания. Но сознания не в нашем абсолютном смысле, а сознания
в виде разума. У нас есть разум наиболее чистое из наших тел, самая чистая часть, предельно ясна, предельно чиста, сделана из тончайшей материи, подчеркиваю материи. И эта часть нашего разума как светом пронизана нашим сознанием. И наше сознание просвечивает наш разум, и если этот разум видоизменяется, то и изменяется просвечиваемость нашего сознания в нем. Сознание как солнце, над поверхностью разума ,оно неизменно но когда оно поглощено в разуме, который сделан из тончайшей материи, находящийся в постоянном видоизменении. Создается впечатление что изменяется сознание. Подобно тому, как в ясный солнечный день на берегу озера или моря можно видеть как сквозь волны играют лучики света, ведь солнце не меняется оно как светило, так и продолжает светить, но из за того что волны колеблются, создается впечатление что лучики играют, переливаются, преломляются. Патанджали дал определение йоги:
Когда в озере разума исчезают все вритти, исчезают все волны и остается чистая гладь, в которой отражается солнце сознания, само по себе, вот такое определение йоги дал нам патанджали. Если перевести это определение на простой язык, получается следующая формулировка, в тот момент когда у нас прекращается процесс мысле-образования мы находимся в состоянии йоги. В нашей разуме всегда присутствуют мысли: большие и маленькие серьёзные и не серьёзные, в общем Мишанина , наше Я через сознание вовлекается в эти мысли. Помним что у нас есть наше я которое выше всего на свете, но оно проявляет себя либо как сознание, либо как энергия. В данном случае мы рассматриваем наше я проявляющие себя посредством сознания, которое неизменно. Атрибут сознания, в том что оно неизменно. Сознание вовлекается в некую среду подверженную изменениям, а среда эта и есть наш разум. Наше Я посредством сознания вовлекается в чистейший, тонкий разум, который изменяется благодаря чему возникает иллюзия, что сознание меняется. Под читтой понимается тонкая субстанция вместилище, мыслей, различного рода информации модификаций сознания. Дело в том, что если мы представим разум в виде чего-то прозрачного, жидкого, видоизменяющегося, то любая волна на поверхности – это мысль. Можно представить не в виде волны, а в виде завихрения. Вот таким образом определяется, что же такое мысль, поскольку очень трудно определить, что же такое мысль. Каждый из нас знает, что мысль либо есть, либо её нет. Человек говорит - мне пришла хорошая мысль, или говорит у меня нет никаких мыслей. Сама постановка фразы говорит, что ему знакомо интуитивно что это такое. Мысль это форма энергии. Из курса физика нам известно, что волна это когда переносится энергия но не переносится материя. Вот волна по океану идет, она может весь океан пройти и обрушить свою страшную силу на какой-нибудь остров, но при этом вода то не перемещается, точнее перемещается но только в очень узком пределе, передает энергию а сама возвращается назад. Прекращение образований мыслиформ, мыслеобразования, прекращения модификации сознания. Что такое модификация это изменение. Прекращение изменения сознания. Как только наступает прекращения мыслеобразования, тогда наступает состояние йоги. Вот так патанджали определил йогу, фактически это самый главный афоризм в его сутрах, все остальные афоризмы это суть показания метода как этого достичь. Практически весь текст посвящен расшифровки этого же самого.
Вопрос: Когда читта чистая когда нет модификаций, то сознание видит отражение самого себя в этой читте и осознает самого себя?
Безусловно, но это будет расшифровано чуть подальше, фактически весь текст посвящен расшифровки этого же самого. Второй афоризм йога сутр определяет йогу и поэтому если тебя спрашивают, что же такое йога? Ты смело можешь отвечать читта, вритти, неродха. Но ты ответишь терминами классической йоги, не терминами Тантра йоги. Но надо понимать, что в Тантра йоге достигается то же самое. Но там определяется это другими терминами и другими словами. Читта, вритти, неродха- прекращение модификаций сознания, устранение всех мыслей, прекращение видоизменения сознания. Устранение паразитических мыслей. Но только не бывает не паразитических мыслей. Мыслительный процесс , процесс образования мыслей их перераспределение, считается низшим. Это мы только гордимся, что в отличии от животных мы якобы умеем мыслить. Но мыслить умеют и животные и поедая коров свиней мы фактически поедаем мыслящих существ, что само по себе уже является варварством. Вопрос в другом, что особо кичится что у нас есть способность мыслеобразования, или прохождение этих волн водоворотов в субстанции нашего разума не стоит. Это не такое большое достижение. Это большое достижение по сравнению с животными, но промежуточное в эволюции человека.
Вопрос? Вьяса в своем комментарии привел в три качество энергии: сатва, раджас, тамас. Он определил разум прибывающим в трех этих состояниях. И когда он доходит от состояния тамаса (инерции) до состояния сатвы (ясности). Вот в этом состоянии сознание может отразиться в разуме. Что имеется в виду?
Бороться с сами-же мыслеформами приходиться мыслеформами. И какая здесь закономерность: все бывает в трех видах три модуса, три качества одного и того же. Это сатва состояние ясности, это тамас состояние инертности, тупости, и это раджас состояние активности. Изначально разум находиться в состоянии тамаса он инертен и соответственно все вритти(мысли, вихри, мыслеформы) которые по нему проходят, они окрашены состоянием тамаса и человек в таком состоянии мало чем отличается от животного которое тоже умеет мыслить но не ясно. Т.е все мысли инертны, неподвижны. Затем в ходе эволюции и приобретения опыта, говоря языком Тантры(накоплением энергии) характер мыслеформ изменяется, они становятся окрашены тем что называется раджасом, разум предприимчивого человека, очень предприимчивого человека. Мыслеформы в состоянии раджаса активные, энергичные если до этого они были вялые, тяготели к инерционности то теперь они становятся энергичны. Человек становится предприимчивым, активным либо животное которое загнанно в угол смертельной опасностью, и за счет стресса высвобождается огромное количество энергии, и разум начинает работать очень активно, и хотя бы долю секунды разум находиться в состоянии раджаса и это помогает ему спастись. У человека в большей степени присутствует раджас, есть очень активные люди с очень активными мозгами и это очень хорошо. В дальнейшем активность начинает расти до такой степени, что наступает следующий этап модификации, изменения мыслеформ они приобретают
Окрас сатвы( ясности, света, понимания). И мы можем увидеть парадокс заключающийся в том, что сознание по своей сути изначально ясно, не загрязнено, оно не нуждается не в чем оно само по себе сущность. Сознание это не некая сущность которая должна опираться на что то другое, нет наоборот это на сознание все опирается. Существует такая точка зрения что сознание это побочный продукт каких то химических раекций в нашем мозгу. Мы сидим ив то же самое время в нашей голове происходит множество процессов благодаря которым появляется такое явление, которое материалисты склонны называть сознанием. Побочный эффект действия материи, материя производит действие, а побочный эффект это то что мы воспринимаем как сознание, я осознаю. И вот тут надо очень четко понимать что ситуация с точки зрения йоги прямо противоположная, что это не разум порождает сознание, а разум нуждается в сознании, чтобы функционировать.
Разум трансформирует сознание, есть сознание оно основа всего, на него все опирается, рядом с сознанием существует разум который сам по себе функционировать не может без сознания. Он берет лучи света от этого сознания, пропитывается ими(лучами сознания), и начинает видоизменяться и у человека чье это сознание создается впечатление, что изменяется его сознание. Изменяется не его сознание, изменяются лучики света которые в свою очередь пронизывают разум подверженный изменениям.
Как видоизменяется разум? Если это субстанция то по нему проходят возмущения, виде мыслей, и разум принимает соответствующий аспект начиная от тамаса устремляясь к раджасу и сатве. Если же разум в состоянии сатвы(ясности) то каждая мысль это уже познание всего сущего, ясное восприятие любого явления в его изначальном виде. Сознание само по себе неизменно и когда мы здесь, считаем что модификации сознания, мы должны понимать что это модификации не самого сознания, а модификации этих лучиков сознания поглощенных в разум. Почему возникла такая путаница? Потому что невозможно на европейский язык перевести значение слова сознание. Поэтому приходиться приходится все валить в одну кучу и абсолютное сознание и сознание проявляющиеся в разуме. Поэтому достаточно сложно понять смысл сутр не разделяя эти понятия. Есть ли такой плавный переход между сознанием и тем что дальше называется разум?
Или это вещи раздельные? Да есть такой переход но я буду отвечать не в терминах йога сутр, а в терминах тантрической йоги. Ведь фактически что есть разум? Это есть энергия. И сама субстанция разума есть энергия и видоизменение есть энергия. И поэтому плавный переход между ними. Это тоже самое что и переход между сознанием и энергией. С одной стороны можно прочертить такую черту что вот здесь заканчивается одно и начинается другое. Но с другой стороны это неуловимая вещь. Но что интересно в сутрах патанджали ведь именно свет сознания заставляет разум работать. Эту мысль я разъясню она очень глубокая. Представь себе, что ты создал биоробота похожего на человека с совершенно замечательным компьютером в виде мозгов. И у тебя будет полная иллюзия, что это живой человек, он будет та же разговаривать, произносить афоризмы потом их цитировать, но это не будет человек это будет очень сложно запрограмируемая машина. Почему? Да потому, что будет отсутствовать аспект творчества. В терминах йоги это будет отсутствовать сознание. Или еще более глубоко капнуть отсутствует душа или Я. Которое проявляется как сознание. Маленький пример: сейчас на западе появилась служба виртуального собеседника (для всех обладателей моб. телефонов), что ты можешь общаться с виртуальным собеседником, причем ты не знал с кем ты говоришь с реальным человеком или нет. И человек мог дни напралет разговаривать с этим собеседником думая что общается с живым оппонентом. Но на самом деле он разговаривал не с человеом, а с хорошо запрограммированной машиной. На каждый вопрос она находила ответ, умела переключать человека с темы на тему, умела поддержать нужную тему и закрыть не нужную. И возникало ощущение что на той стороне провода живое существо, наличие сознания. Но на конце того провода сознания не было, а был всеволишь алгоритм бездушная железяка, которая генерировала иллюзию сознания. Как же узнали о том что это не человек? Очень просто взяли два таких компьютера и заставили говорить друг с другом. Они говорили, говорили, говорили потом дошли до какой-то точки и все, и их разговор замкнулся по кругу, они не могли привнести нечего нового, потому что не было сознания. Вот точно так же и наш разум это очень тонкий механизм, механизм сам по себе не жизнеспособен без сознания. Сознание это тот магнит или генератор который заставляет проявляться весь этот мир. Удали сознание и эта система распадется. Она какое-то время будет существовать по инерции, а потом распадется.
3. Тогда зритель прибывает в собственной форме.
Комментарий вьясы:
В этом случае энергия сознания или пуруша прибывает в своей собственной форме как в состоянии абсолютной обособленности, однако при актуализированном сознании она не представляется таковой, хотя в действительности это так. Почему же тогда это происходит? В силу того что объекты показывают себя зрителям.
Вадим: второй афоризм был читта, вритти, неродха остановка мыслеобразования. И продолжение тогда зритель прибывает в своей форме.
Что это значит? Понимать это надо следующим образом: если наш разум это поверхность воды на которой плещутся мыслеформы, а над этим всем сияет солнце нашего сознания. Солнце нашего сознания пронизывает своими светящими лучами этот водоем, а волны которые по нему бегают создают иллюзию видоизменения сознания. И поэтому человек говорит: сейчас я нахожусь в одном состоянии сознания завтра в другом. В данное время много духовных искателей которые ищут нетрадиционные состояния сознания, измененные состояния сознания. С точки зрения йоги искать измененное состояния сознания нечего из себя ценного не представляет это бессмысленно.
Понимаешь в чем парадокс, в чем ловушка для всех психологов. Вопрос в другом, пока вот эти волны плещутся у тебя играют (трансформируются) лучи сознания и тебе кажется что твое сознание изменяется. Как только наступает прекращение образования мыслиформ, когда поверхность этого озера гладкая, свет падающий на эту поверхность отражается и сознание в этой гладкой поверхности разума начинает видеть само себя. И еще раз прочитай этот афоризм. Тогда зритель прибывает в собственной форме. Что это значит ? тогда зритель солнце сознания начинает видеть само себя в отражении разума в своей собственной форме. Вот это называется немного немало как просветление. Именно этот момент когда исчезли все мыслит из головы но мы находимся не в состоянии отупления а в состоянии предельной внимательности и мыслей в голове нет и как только это случается долю сикунды мы видим отражение самого себя в зеркале своего же собственного разума, и как только это происходит то сразу же и происходит просветление. В этот момент мы познаем самого себя, познай самого себя, мы познаем что есть наше Я. Ну а как следствии из этого сгорают все грехи, вопрос грехов определен достаточно подробно именно в сутрах патанджали. При прекращении мыслеформ мы видим самих себя и определяемся как зритель. Сознание зритель неизменный наблюдатель. Что такое сознание? Сознание это основополагающая сущность, не производная чего бы то ни было, а основополагающая сущность, краеугольный камень, на чем все построено, изначальный первоисточник. И в этот момент сознание видит самое себя в отражении собственного разума. А Разум нужен? Спрашивается, зачем тогда разум нужен вообще? Если приходиться бороться с мыслеформами, он нужен для того чтобы остановить поток мыслей. У животного тоже нет этого непрекрающегося потока мыслеформ, возьми инфузорию туфельку или червяка. У него есть разум но нет потока беспрерывно изменяющихся мыслей. И кто-то скажет что нет разницы между отсутствием мыслей в голове святого познавшего самого себя и червяка. Так вот разница принципиальна одному еще предстоит сперва обзавестись разумом, затем развить разум, начать изменять мысли в этом разуме, научиться прекращать изменение мыслей в разуме, убирать мысли оставлять разум пустым, и после этого он будет находиться в состоянии без мысли, формально как и червяк но между ними двумя пропасть. Если один уже выходит из этого мира то второй только, только заходит в границы познания этого мира.
Существует совершенно шокирующая не посвященных фраза «убей свой разум» более ужаса священного на лицах людей я не встречал. Когда идет объяснение практик йоги все идет хорошо, но когда дело доходит именно до этой фразы, люди теряют дар речи. Это сильная фраза безусловно сильная. Что под этим подразумевается? Под этим словом как раз и подразумевается прекрати паразитическое мышление, прекрати непонятную смесь в голове, тошнотворную убей это всё. И как только ты очистишь разум то в чистой поверхности увидишь самого себя.
4. В других случаях сходство с деятельностью сознания. Пуруша в актуализированном состоянии свойственна деятельность которая не отличается от деятельности сознания. Так в сутре сказано существует лишь одно проявление для обоих и это проявление есть знание. Сознание словно магнит действующий фактом своей близости, благодаря свойствам быть наблюдаемым оно становиться собственностью пуруши своего господина. Поэтому безначальная связь пуруши с сознанием и есть причина постижения им содержания деятельности сознания. Тем не менее, эта деятельность сознания, будучи многообразной должна быть прекращена.
Вадим: Пуруша это наше Я, которое проявляется либо в форме сознания либо в форме энергии в сутрах не рассматривается проявление пуруши как энергии, а рассматривается как проявления сознания. На этом построена эта йога. Существует наше Я одно из его качеств это сознание, и посредством сознания пуруша обладает знанием, посредством этого свойство пуруша ориентируется в этом мире, если сознание как лучиками света пронизывает некую часть объекта, то пуруша или Я соответственно знает что происходит с объектом который пронизан сознанием. Если сознание отразилось в зеркале ума без всяких мыслей, то оно увидело само себя или увидело Я (Пурушу) сознание восприняло пурушу. Так оно направленно во вне, но в тот момент когда зеркало разума абсолютно гладкое без единой мысли, сознание воспринимает само себя т.е. оно направленно во внутрь. А направленное вовнутрь сознание увидело самое себя, постигло свою суть. Термин (лозунг) «познай самого себя» поистине грандиозен. Есть Я, у Я есть свойство сознание это сознание лучами света начинает воспринимать все близ лежащие, т.е. его импульс направлен во вне, самое близ лежащие для него это разум, проходя через этот разум сознание постигает все то что постигает разум, органы чувств предаставляют разуму определенную инфомацию, а сознание пронизывает разум и постигает все то, что постигает разум, разум это такой буфер промежуточная часть. И тендеция понятна человеческое сознание вовлекается во вне, через органы чувств, через различные предметы и человек вовлекается в мир обуславливается он идет во вне.
Он погрязает все глубже и глубже в материальные причины своей несвободы. А вот в тот в момент когда разум очищен и когда нет никаких мыслей в нём вот только в этот момент сознание отразившись от этого разума направляется во внутрь и видит свое собственное Я. Во всех же других случаях когда разум негладкий, разум в котором еще есть мысли, получается игра сознания игра этих лучиков, оно начинает играть и вовлекаться все дальше и дальше и по своей ошибке пуруша или я видит игру сознания в разуме и отождествляет себя с разумом. Вот это самое страшная цепь несвободы когда пуруша Я отождествляет себя с разумом который видоизменяется. Вот по этой причине мы живем в этом мире, по этой причине мы ведем себя так или иначе именно по этой причине мы страдаем. Мы отождествили себя посредством сознания с разумом, разум видоизменяется соответственно не может быть покоя и нам потому что мы считаем себя вот этими видоизменениями. И в дальнейшем в сутрах все изменения разума будут класифицированны на несколько больших групп.
5. Пять видов деятельности сознания загрязненное и не загрязненное.
те что обусловлены аффектами и служат полем для накопления бессознательных следов кармы загрязненное, а имеющие своим объектом различающие постижение и противодействующее господству трех гунн не загрязненное они остаются не загрязненными даже попадая в поток загрязненного они же не загрязнены в проежутках загрязненного и наоборот загрязненное остается загрязненным в промежутках не загрязненного. Таким образом санскары принадлежащие к одному и тому же виду создаются соответствующими видами деятельности сознания, а сама деятельность самскарами. Итак колесо деятельности санскар вращается непрерывно. Будучи таковым по своей природе сознание после того как оно выполнело свою функцию прибывает в самотождествености или же идет к пралае т.е растворению в первопричине в конце космического цикла. Эти пять видов деятельности загрязнённые и не загрязненные перечисляются ниже.
Вадим: йога это когда сознание не видоизменяется, когда от гладкой поверхности разума сознание отражается и направляется на познание пуруши или своего Я, это йога высшая цель. До тех пор пока это не достигнуто сознание поглощено в плещущимся океане разума и все видоизменения разума патанджали разделил на пять основных групп или пять основных видов. По разуму могут проходить разного вида волны или разного вида колебания изменения сознание пронизывающие разум видоизменяется каждым из этих пяти видов колебаний. Патанджали утверждает, что есть пять основных видов волн, часть из них так называемые загрязненные по своим последствиям, а часть нет. Из всех видов видоизменения разума из всех бесчисленных его колебаний можно выделить пять основных видов и часть из них будет часть из них будет чистая часть из них будет грязная. Как определить что чистое, а что грязное? Загрязненные виды сознания заставляют одни модификации сознания приводят к анологичным но другим, другие к третим, третьи к еще каким то, а потом те к первым. Все это ходит по кругу и будет продолжаться вечно, это загрязненные виды сознания попадая в них ты остаешься все время в одной плоскости у тебя количество мыслеформ не уменьшается оно просто модифицируется из одного в другое. Но есть другие процессы видоизменения разума которые тебя медленно выводят из этого круговорота. Пример: сначала было множество паразитических мыслей, затем посредством сосредаточения они начинают сокращаться. Вот их было 25 миллионов, паразитических мыслей в которые было поглащено твое сознание, посредством медитации количество их сокращается с 25 миллионов до 20 миллионов и это уже серьезнейший прорыв прогресс.
Саша спрашивает т.е. ты тоже генерируешь какуето мысль которая заставляет уменьшиться количество мыслей с 25мил. до 20.мил. ?
Да совершенно верно можно сказать что ты их сжимаешь, уменьшаешь их сосредатачиваясь на чем то одном. Следующий афоризм будет посвящен именно этому, но мы должны еще раз вспомнить те моменты которые мы уже прошли. Первая глава она основополагающая, в ней определяется йога. Все дальнейшие главы и афоризмы объясняют как этого достигнуть.
Итак повторим еще раз что мы уже изучили,
1. У нас есть наше Я, в тексте оно называется пуруша
2. У нашего Я, есть свойство сознания, сознание по своей сути не затронуто, чисто, светящее, освещающее и дающие знание.
3. Ближайшее к сознанию наш разум, пронизанный его светом.
4. Разум это энергитическая субстанция которая наиболее близка к лучам нашего сознания. Сама субстанция разума очень чистая.
5. Сознание своими лучами пронизывает эту субстанцию как солнечные лучи воду в озере.
6. В разуме проявляются миллионы мыслей рассеивающих наше сознание.
7. Метод йоги определенный патанджали это заставить исчезнуть все мысли на поверхности озера.
8. В момент исчезновения волн(мыслеформ) лучи сознания отражаются от нашего разума как от зеркала и направляются на наше я на пурушу и в этот момент мы достигаем просветления. Мы освобождаемся мы выходим из этого мира.
9. Но до того пока все мысли не исчезли по поверхности разума пробегают миллионы мыслей (вритти, мыслеформ ) и патанджали разбил их на пять основных групп. Пять групп разбить на два вида на чистые и грязные. Чистые мысли с течением времени уменьшают количество мыслеформ. Грязные мысли поддерживают количество вритти.
Обсуждения Йогу сутры Патанджали Индуизм