На данный момент в Индии насчитывается около полутора тысяч каст. Это совершенно разные социальные типы людей, различное воспитание и жизненные обстоятельства. Но классическое деление на данный момент выделяет четыре главных касты.
Первая и самая главная - брамины, или как их называют в школьных учебниках "браман". В нее входят священнослужители, интеллигенция, учителя высокого уровня, жрецы храмов. Чуть пониже рангом идет каста кшатриев. Это воины, руководители. То, что в России называют "начальник". В современной Индии в эту касту входят руководители крупных фирм, подразделений и дочерних предприятий, чиновники, военные разных рангов. В частности, считается очень почетным в Индии служить в военно-морском флоте. Следующая каста носит имя "вайшья".
Это очень широкая прослойка торговцев во многих поколениях, бизнесмены, дешевые политики, банкиры, иногда ремесленники. Грубо говоря, это те кто рожден для того, чтобы заниматься спекуляцией и получать прибыль от оборота денег. Эта каста тоже очень почетна сама по себе и пользуется всеобщим уважением. Быть вайшья в Индии - это значит, иметь хороший доход, хорошую еду и красивую жену. Последняя из классических четырех каст Индии по хинди звучит "шудра" . Сюда относятся рабочие разных видов, водители автобусов, работяги, служащие железной дороги. Грубо говоря - муравьи, составляющие рабочую силу.
Но здесь не следует забывать о том, что существует множество подкаст, которые в общую картину не вливаются. К примеру "садду" - вполне реально признанная каста со своими законами. Каста святых, то что в Росии называют "блаженный". Человек, посвятивший себя целиком богу, забывший о текущих обычных делах, отрекшийся от забот мира. В полицейских участках Индии можно вполне реально получить паспорт "садду" и ходить с ним по стране, ничего не боясь. Это люди вне всяческих категорий, которых запрещено трогать или привлекать к суду без веской причины, это свой мир со своими законами. Часто бывает так, что хинду, разыскиваемый полицией за убийство к примеру или ограбление, и понимающий, что вот-вот его схватят, просто сжигает свои документы, загорает на солнце, покупает себе оранжевую одежду, надевает дорожную сумку и бредет по Индии, распевая мантры. Теперь он становится неприкасаем. Это уже не просто человек, это посредник между богами и людьми, посвятивший себя целиком только служению богам. Получив новый документ в полиции через некоторое время, новоиспеченный садду таким образом полностью очищает свою карму за преступления и избавляется от преследования властей. При этом не следует думать, что это каста беглых преступников.
Есть примеры, когда президенты корпораций или подразделений банков бросали все по причине каких-то внутренних переживаний, оставляли семью и становились садду, просто пытаясь найти гармонию с самими собой и миром. В таких случаях люди оставляют все свое имущество детям или жене, принимают посвящение у одного из саньясинов и на вполне законных основаниях становятся странствующими паломниками бога. С этого момента этот человек имеет только одежду и небольшой бидончик из нержавейки. Так как по принципам веры садду запрещено иметь при себе большие суммы денег или предметы роскоши, то живут они только тем, что им предложат сочувствующие хинду. Возможно, кто-то даст ему попить, а кто-то даст немного еды. То, что в России называют "подаяние". Но в отличие от русских у хинду не возникнет и тени мысли о том, что к ним пришел попрошайка и бездельник, если к ним в дом стучит садду и просит немного еды - это почетный гость. Его накормят, поговорят с ним как с равным, и проводят с благословением. При этом семья, принявшая садду может быть довольно бедной сама по себе, это не имеет значения. И садду имеет право заходить в самые разные дома, от самых уважаемых людей до например, семьи, где мать официально является проституткой в квартале "красных фонарей". Положение садду таково, что его любят и принимают все.
В свою очередь каста садду тоже имеет множество ответвлений, к примеру школу "агори". Это наиболее экстремальный вид служения богу, при котором садду сутками напролет медитирует на местах сожжения мертвых и имеет самый минимум вещей, одежды и предметов. Агори боятся больше всего, потому что они ближе всего к смерти, они едят и пьют из чаш, сделанных из человеческих черепов, украшают себя символами смерти и некоторым агори даже разрешено употреблять в пищу сжигаемые на кострах тела мертвых. То, что в данном случае для хинду является запретным и окутано множеством суеверий, для агори превращается просто в быт и место обитания. Когда-то агори были очень могущественной школой садду, в частности, их уважали все четыре классические касты Индии и получить совет от агори означало получить совет самого бога. Но сейчас времена меняются, и агори становится все меньше, так как образ жизни этих людей настолько экстремален, что часто пугает даже ко всему привычную молодежь Индии, не говоря уже о европейцах.
Это очень широкая прослойка торговцев во многих поколениях, бизнесмены, дешевые политики, банкиры, иногда ремесленники. Грубо говоря, это те кто рожден для того, чтобы заниматься спекуляцией и получать прибыль от оборота денег. Эта каста тоже очень почетна сама по себе и пользуется всеобщим уважением. Быть вайшья в Индии - это значит, иметь хороший доход, хорошую еду и красивую жену. Последняя из классических четырех каст Индии по хинди звучит "шудра" . Сюда относятся рабочие разных видов, водители автобусов, работяги, служащие железной дороги. Грубо говоря - муравьи, составляющие рабочую силу.
Но здесь не следует забывать о том, что существует множество подкаст, которые в общую картину не вливаются. К примеру "садду" - вполне реально признанная каста со своими законами. Каста святых, то что в Росии называют "блаженный". Человек, посвятивший себя целиком богу, забывший о текущих обычных делах, отрекшийся от забот мира. В полицейских участках Индии можно вполне реально получить паспорт "садду" и ходить с ним по стране, ничего не боясь. Это люди вне всяческих категорий, которых запрещено трогать или привлекать к суду без веской причины, это свой мир со своими законами. Часто бывает так, что хинду, разыскиваемый полицией за убийство к примеру или ограбление, и понимающий, что вот-вот его схватят, просто сжигает свои документы, загорает на солнце, покупает себе оранжевую одежду, надевает дорожную сумку и бредет по Индии, распевая мантры. Теперь он становится неприкасаем. Это уже не просто человек, это посредник между богами и людьми, посвятивший себя целиком только служению богам. Получив новый документ в полиции через некоторое время, новоиспеченный садду таким образом полностью очищает свою карму за преступления и избавляется от преследования властей. При этом не следует думать, что это каста беглых преступников.
Есть примеры, когда президенты корпораций или подразделений банков бросали все по причине каких-то внутренних переживаний, оставляли семью и становились садду, просто пытаясь найти гармонию с самими собой и миром. В таких случаях люди оставляют все свое имущество детям или жене, принимают посвящение у одного из саньясинов и на вполне законных основаниях становятся странствующими паломниками бога. С этого момента этот человек имеет только одежду и небольшой бидончик из нержавейки. Так как по принципам веры садду запрещено иметь при себе большие суммы денег или предметы роскоши, то живут они только тем, что им предложат сочувствующие хинду. Возможно, кто-то даст ему попить, а кто-то даст немного еды. То, что в России называют "подаяние". Но в отличие от русских у хинду не возникнет и тени мысли о том, что к ним пришел попрошайка и бездельник, если к ним в дом стучит садду и просит немного еды - это почетный гость. Его накормят, поговорят с ним как с равным, и проводят с благословением. При этом семья, принявшая садду может быть довольно бедной сама по себе, это не имеет значения. И садду имеет право заходить в самые разные дома, от самых уважаемых людей до например, семьи, где мать официально является проституткой в квартале "красных фонарей". Положение садду таково, что его любят и принимают все.
В свою очередь каста садду тоже имеет множество ответвлений, к примеру школу "агори". Это наиболее экстремальный вид служения богу, при котором садду сутками напролет медитирует на местах сожжения мертвых и имеет самый минимум вещей, одежды и предметов. Агори боятся больше всего, потому что они ближе всего к смерти, они едят и пьют из чаш, сделанных из человеческих черепов, украшают себя символами смерти и некоторым агори даже разрешено употреблять в пищу сжигаемые на кострах тела мертвых. То, что в данном случае для хинду является запретным и окутано множеством суеверий, для агори превращается просто в быт и место обитания. Когда-то агори были очень могущественной школой садду, в частности, их уважали все четыре классические касты Индии и получить совет от агори означало получить совет самого бога. Но сейчас времена меняются, и агори становится все меньше, так как образ жизни этих людей настолько экстремален, что часто пугает даже ко всему привычную молодежь Индии, не говоря уже о европейцах.
Обсуждения О кастах Индии