Что такое смерть, известно каждому из нас в той или иной степени. Но понимание смерти в Индии носит принципиально иное значение, чем например, в России или Европе. Так уж получилось, что европейское отношение к смерти - это всегда отвращение, страх, иногда панический, нежелание потерять то, что накоплено и собрано за долгую, нелегкую жизнь.
Умирающий европеец никогда не сможет забрать на тот свет свой банковский счет или семью, свой опыт, долгую и трудную карьеру. Он практически всегда чувствует дискомфорт и ощущение того, что он что-то потерял или проиграл. Очень многие в этот момент ощущают абсурдность своего жизненного пути, будто они играли в какую-то непонятную игру, написанную по чужим правилам, и вот - пришел конец. Принципиально другое отношение к смерти как таковой в Индии. Это не горе, это не боязнь, это счастье и такое же явление, как дождь или ветер. Это неизбежность, подчиненная определенным законам. Это просто смена состояния существования. Торговец на рынке, умирая, может предполагать, что его следующее воплощение будет намного более комфортным или приятным. Для него это просто перемена формы.
Каждый правоверный индус уверен, что смерть - это всего лишь переход существования души с одного слоя реальности на другой план бытия. Незыблемо и жирной линией через жизнь каждого индуса проходит понятие кармы и правил поведения при жизни. Здесь мы снова встречаем колесо сансары, многосложную структуру, которая изначально подразумевает место для каждого в соответствии с его поведением. Закрывая глаза на смертном одре, просвещенный индус надеется на то, что его новая жизнь будет лучше.
А в идеале - ее не будет вообще. Возможно, что для него уже уготован или зал славы выбранного им бога, или новая каста, или новое уважение людей. Но это - если он жил по всем правилам. Четкая расписанность правил жизни и счастья заставило выработать у индусов своеобразное отношение и к смерти, философское, вместе с тем прагматичное и четкое.
Здесь конечно нельзя не затронуть различия в разных направлениях индуизма как такового, в его традициях есть свои разночтения, в зависимости от школы, от конфессии и от толкования священных писаний. Но основных традиции три. Как их называют, "сампрадайя". Знаменитая троица индуистских богов знакома практически любому из нас с детства, это Шива, Вишну и Брама. Эти три луча расходятся в стороны, давая богатую почву для разночтений и разногласий, но нас в данном случае интересует только лишь отношение к смерти. Здесь все просто. Есть преданный выбранного бога, к примеру одного из трех названных. После смерти, прожив праведную жизнь, он либо приобщается к своему божеству, сливаясь с ним в эзотерическом храме почитания, либо продолжает свой круг воплощений, помещенный в новое тело. Здесь множество толкований в оформлении обрядов и методов восславления, но суть одна. Даже если взять знаменитых на весь мир кришнаитов, без которых не обходится уже ни один город в России, то по сути они все вышли из школы вишнуизма.
Некоторые гуру, изучавшие веды, сделали предположение, что Кришна суть верховное воплощение бога Вишну. Из этого появилась целая религия. У кришнаитов после смерти преданного ждет зал славы Кришны с совершенно четкой иерархией, которая каждому из них известна при жизни. То же самое можно сказать и про представителей других школ, про брахманистов или шиваитов. Хотя у сторонников Шивы, например есть одно из ответвлений, кашмирский шиваизм, где говорится, что душа и есть сам бог, и после смерти душа просто познает свою сущность. Но главное в этом всем одно - для индусов смерть не есть потеря, несчастье или горе. Это просто переход в другое состояние, качество.
К смерти готовятся, ее ждут. И вариантов по сути два. Либо ты продолжаешь круговорот воплощений, либо ты просто познаешь своего бога и растворяешься в нем. Это состояние описано и в буддизме, как нирвана, и как высочайшее просветление во многих религиях Индии. В этом суть. Для среднестатистического европейца смерть это трагедия, конец всего. Для индуса же это просто один из этапов бытия, к которому надо быть готовым. Не ищите на погребальных кострах слезы и причитания - их там нет. Это просто процесс перехода души в новое состояние.
Разумеется, если случается несчастье, вроде пожара, авиакатастрофы или наводнения, то индусы будут как и все, спасать свою жизнь и имущество. В этом случае и индус, и русский, и американец будут вести себя одинаково. Но каждый из них будет действовать по различным причинам. И единственное, почему индус не будет сидеть сложа руки, пока падает самолет - он должен быть убежден, что его смерть наступила вовремя, что дхарма выполнена, что на нем нет никакой ответственности. Только если все перечисленное правда, он закроет глаза и примет смерть. В противном случае он будет спасаться, как и любой из нас.
Каждый правоверный индус уверен, что смерть - это всего лишь переход существования души с одного слоя реальности на другой план бытия. Незыблемо и жирной линией через жизнь каждого индуса проходит понятие кармы и правил поведения при жизни. Здесь мы снова встречаем колесо сансары, многосложную структуру, которая изначально подразумевает место для каждого в соответствии с его поведением. Закрывая глаза на смертном одре, просвещенный индус надеется на то, что его новая жизнь будет лучше.
А в идеале - ее не будет вообще. Возможно, что для него уже уготован или зал славы выбранного им бога, или новая каста, или новое уважение людей. Но это - если он жил по всем правилам. Четкая расписанность правил жизни и счастья заставило выработать у индусов своеобразное отношение и к смерти, философское, вместе с тем прагматичное и четкое.
Здесь конечно нельзя не затронуть различия в разных направлениях индуизма как такового, в его традициях есть свои разночтения, в зависимости от школы, от конфессии и от толкования священных писаний. Но основных традиции три. Как их называют, "сампрадайя". Знаменитая троица индуистских богов знакома практически любому из нас с детства, это Шива, Вишну и Брама. Эти три луча расходятся в стороны, давая богатую почву для разночтений и разногласий, но нас в данном случае интересует только лишь отношение к смерти. Здесь все просто. Есть преданный выбранного бога, к примеру одного из трех названных. После смерти, прожив праведную жизнь, он либо приобщается к своему божеству, сливаясь с ним в эзотерическом храме почитания, либо продолжает свой круг воплощений, помещенный в новое тело. Здесь множество толкований в оформлении обрядов и методов восславления, но суть одна. Даже если взять знаменитых на весь мир кришнаитов, без которых не обходится уже ни один город в России, то по сути они все вышли из школы вишнуизма.
Некоторые гуру, изучавшие веды, сделали предположение, что Кришна суть верховное воплощение бога Вишну. Из этого появилась целая религия. У кришнаитов после смерти преданного ждет зал славы Кришны с совершенно четкой иерархией, которая каждому из них известна при жизни. То же самое можно сказать и про представителей других школ, про брахманистов или шиваитов. Хотя у сторонников Шивы, например есть одно из ответвлений, кашмирский шиваизм, где говорится, что душа и есть сам бог, и после смерти душа просто познает свою сущность. Но главное в этом всем одно - для индусов смерть не есть потеря, несчастье или горе. Это просто переход в другое состояние, качество.
К смерти готовятся, ее ждут. И вариантов по сути два. Либо ты продолжаешь круговорот воплощений, либо ты просто познаешь своего бога и растворяешься в нем. Это состояние описано и в буддизме, как нирвана, и как высочайшее просветление во многих религиях Индии. В этом суть. Для среднестатистического европейца смерть это трагедия, конец всего. Для индуса же это просто один из этапов бытия, к которому надо быть готовым. Не ищите на погребальных кострах слезы и причитания - их там нет. Это просто процесс перехода души в новое состояние.
Разумеется, если случается несчастье, вроде пожара, авиакатастрофы или наводнения, то индусы будут как и все, спасать свою жизнь и имущество. В этом случае и индус, и русский, и американец будут вести себя одинаково. Но каждый из них будет действовать по различным причинам. И единственное, почему индус не будет сидеть сложа руки, пока падает самолет - он должен быть убежден, что его смерть наступила вовремя, что дхарма выполнена, что на нем нет никакой ответственности. Только если все перечисленное правда, он закроет глаза и примет смерть. В противном случае он будет спасаться, как и любой из нас.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № R108-7768.
Обсуждения О понимании смерти и смысле смерти в Индии
Сапрадай вообще-то 4 и это одна религия - вайшнавизм. Четвертая сампрадая - 4 Кумаров. Господь Вишну передал науку о Боге по этим 4 ветвям. Шиваизм к этим сампарадям отношения не имеет никакого. И там его столько видов. Сампрадаи нужны, чтобы передавать науку о Боге по парампаре без искажений.
Вишну является воплощением Кришны. Кришна - это изначальная форма Бога. Это подробно изложено в священных писаниях.
Я сама - вайшнав. Давайте я Вам расскажу про "зал славы". Есть райские планеты, есть срединные и адские, которые расположены в материальном мире. Есть духовный мир и там тоже много планет. То, кем и где Вы будете определяется не только всей Вашей жизнью, но и тем, о чем Вы будете думать в момент смерти. Поэтому не факт, что я вообще в теле человека воплощусь. Духовный мир, это заслужить надо. Почему люди туда не попадают? Да они не хотят. Материальной скверны столько, что их устраивает этот мир.
Я рекомендую Вам прочесть книгу "Легкое путешествие на другие планеты", "Реинкарнация" Хакимова (Чайтанья Чандра Чаран). А еще посмотрите фильм "Искусство умирать".
И на будущее, лучше пользоваться авторитетными источниками. Народ чего только не придумает ради славы. Один даже написал книгу, в которой доказывает, что события Махабхараты происходили на территории Питера. Умора. Чего тогда Курукшетр в Индии делает? Что делать с Дваракой, которую все таки нашли? В Питер перевозить?
Вы красиво пишете. Так здорово. Надеюсь в следующий раз будет еще более достоверно.
Я желаю Вам счастья.