Варанаси - индийский город, который с древних времен укрывает в себе тысячи паломников со всех стран и со всех краев Индии. Город стоит на берегах Ганги, в нем множество памятников древности, статуй, дворцов, каждый из которых по сути своей настоящий шедевр.
Мне лично кажется, что Варанаси не только самый старый город Индии, но и город наиболее духовный. Именно поэтому я поехал именно сюда. Такое количество паломников и верующих, какое каждый день вмещают в себя эти улицы, еще поискать. В Варанаси множество символов веры, в том числе храмов. Самый большой, древний и наиболее известный из них - Vishwanath Mandir. Так его название звучит на английском. Это место также называется Vishweshwara или Vishwanath. Здесь каждый год миллионы хинду совершают пуджу, чтобы получить благословение своего бога и обрести духовное утешение. Vishweshwara для Индии имеет совершенно уникальное значение в смысле эзотерическом. Надо заметить, что храмов подобного масштаба два, один носит имя New Vishwanath, а другой - Old или Gold Vishwanath. Это разные храмы, и их не надо путать. Если Нью Вишванатх открыт для любого туриста, то в Золотой Вишванатх белого просто не пустят.
Новый Вишванатх постоянно осаждают верующие, потому что по преданию достаточно одного визита к святому храму Vishwanath Mandir, чтобы карма стала лучше, а духовная жизнь - чище. Этот храм много раз восстанавливали после разрушения, у него богатая история. Он пережил и нашествие афганцев, и войны с турками. Его несколько раз разрушали почти до основания. То, что видят наши современники, приходя в храм на пуджу, это последняя реконструкция храма 1780 года. Обратите внимание, что купола этого храма покрыты Настоящим Золотом, которое в 1939 году пожертвовал махарадж Punjab Kesari Ranjeet Singh. Третий купол прекрасного храма был залит золотом уже при поддержке Министерства Культуры и Религиозных Дел Индии.
Новый Вишванатх за это время посетили не только обычные люди, но и признанные святые Индии, такие как Adi Shankaracharya, Goswami Tulsidas, Guru Nanak, Свами Ramakrishna Paramhans, Свами Vivekananda и Maharshi Dayanand Saraswati. Для каждого правоверного индуса это место – священно исполнено особой силы.
Названия этих двух храмов одинаковы, но у каждого из них своя уникальная история. Новый Вишванатх находится на территории University Hindu, или как его еще называют - Бенаресский университет, это почти храмовый комплекс, поражающий своими размерами. У него есть определенные правила для посещения, определенные дни приема, и этот храм доступен для посещения даже белыми туристами. Тут есть и прекрасный сад, древние красивые деревья, много зелени. Тут же ходят брамины в тогах, на газонах отдыхают местные студенты, а преподаватели ведут беседы в тени. Здесь очень много скульптур, многим из которых очень много лет. Храм очень большой по размерам, отделан с большой любовью и усердием. Здесь идеально чисто, и на входе надо снимать обувь. Вход в храм не допускается в кожаной одежде, с посторонними предметами, запрещена фото и видео съемка внутри храма. Внутри храма множество "мурти" статуэток и изображений божеств. Они выполнены из глины, металла как и в храме Кал Бхайрав. На мемориальных досках внутри храма высечены древние письмена и заповеди сутр. Что характерно, внутри храма одной сампрадайи можно увидеть изображения разных божеств. Храм может быть посвящен Шиве, но внутри все равно можно встретить изображения и Вишну, и Брамы, и Ханумана, или Кали. Это характерно для Индии, божества здесь хотя и дифференцированы, но тем не менее, взаимосвязаны. Их объединяет совместная летопись их деяний, их родословная с древних времен. Нет Брамы без Вишну и Шивы без Брамы, и здесь, в храмах, это очень хорошо заметно. Огромные стены храма связаны множеством переходов, лестниц, здесь постоянно много людей, студенты коротают время перемен между занятиями, бродят туристы. Людей тянет сюда всегда, потому что на улице жарко, а в храме всегда царит приятная прохлада. Я даже видел несколько раз, как в тени храма люди просто ложатся на пол и дремлют. Те, кому некуда спешить, здесь всегда могут просто отдохнуть, и в этом нет ничего необычного.
Что касается Старого Вишванатха, то это уже совершенно другая история. В этом храме было зафиксировано несколько попыток терактов, он более закрыт и менее известен для туристов. Мне запретили фотографировать в нем, и было чудом, что я вообще смог туда пройти. Одна из главнейший реликвий Старого Вишванатха - священный лингам, один из двенадцати святых лингамов, разбросанных по Индии. Здесь всегда много людей, и это паломники. Лингам в Индии почитают как абсолютное проявление Шивы. Выглядит это как мраморный цилиндр, закругленный сверху, установленный на ровную площадку, которая называется "йони". Во время процесса восславления бога паломник достает принесенный с собой сок, молоко или воду из Ганги, льет сверху на лингам, вода стекает по нему в этот импровизированный бассейн по желобку, и внизу собирается в ладони, где считается уже священной. Эту воду пьют, умываются и совершают причастие. Сама эта процедура называется "абхишека". Паломник наносит освященную во время процедуры воду на лицо, голову и шею, получая тем самым благословение. Сама процедура жертвоприношения заключается в том, что "бхакти" - преданный бога, предлагает богу овощи, фрукты, цветы, и воду. В Старом Вишванатхе наблюдать саму процедуру "абхишеке" наиболее интересно, потому что это храм не для всех. Мне, чтобы попасть в него, пришлось полчаса разговаривать с крупным полицейским чином, разговаривать на хинду, на английском, убеждая его, что я не террорист и вполне адекватен. После этого полицейский заставил меня заполнить длинную анкету, отписаться в журнале посещений, где до меня две недели назад пропустили по спецпропуску какого-то американского профессора, и я вошел. Полицейский, сопровождая меня, провел меня через охрану на входе, пробормотав что-то типа: "Ты даже не представляешь, как тебе повезло", - на ломаном английском. После того, как я вышел из храма, знакомый торговец цветами на улице сначала не поверил моему рассказу, а потом его отношение ко мне резко поменялось. Теперь он меня приветствовал "Намастэ, бабА" (ударение на последний слог), что в переводе на русский означает: "Приветствую, уважаемый человек". [бабА - санскрит, перевод - отец, уважаемый человек]
Новый Вишванатх постоянно осаждают верующие, потому что по преданию достаточно одного визита к святому храму Vishwanath Mandir, чтобы карма стала лучше, а духовная жизнь - чище. Этот храм много раз восстанавливали после разрушения, у него богатая история. Он пережил и нашествие афганцев, и войны с турками. Его несколько раз разрушали почти до основания. То, что видят наши современники, приходя в храм на пуджу, это последняя реконструкция храма 1780 года. Обратите внимание, что купола этого храма покрыты Настоящим Золотом, которое в 1939 году пожертвовал махарадж Punjab Kesari Ranjeet Singh. Третий купол прекрасного храма был залит золотом уже при поддержке Министерства Культуры и Религиозных Дел Индии.
Новый Вишванатх за это время посетили не только обычные люди, но и признанные святые Индии, такие как Adi Shankaracharya, Goswami Tulsidas, Guru Nanak, Свами Ramakrishna Paramhans, Свами Vivekananda и Maharshi Dayanand Saraswati. Для каждого правоверного индуса это место – священно исполнено особой силы.
Названия этих двух храмов одинаковы, но у каждого из них своя уникальная история. Новый Вишванатх находится на территории University Hindu, или как его еще называют - Бенаресский университет, это почти храмовый комплекс, поражающий своими размерами. У него есть определенные правила для посещения, определенные дни приема, и этот храм доступен для посещения даже белыми туристами. Тут есть и прекрасный сад, древние красивые деревья, много зелени. Тут же ходят брамины в тогах, на газонах отдыхают местные студенты, а преподаватели ведут беседы в тени. Здесь очень много скульптур, многим из которых очень много лет. Храм очень большой по размерам, отделан с большой любовью и усердием. Здесь идеально чисто, и на входе надо снимать обувь. Вход в храм не допускается в кожаной одежде, с посторонними предметами, запрещена фото и видео съемка внутри храма. Внутри храма множество "мурти" статуэток и изображений божеств. Они выполнены из глины, металла как и в храме Кал Бхайрав. На мемориальных досках внутри храма высечены древние письмена и заповеди сутр. Что характерно, внутри храма одной сампрадайи можно увидеть изображения разных божеств. Храм может быть посвящен Шиве, но внутри все равно можно встретить изображения и Вишну, и Брамы, и Ханумана, или Кали. Это характерно для Индии, божества здесь хотя и дифференцированы, но тем не менее, взаимосвязаны. Их объединяет совместная летопись их деяний, их родословная с древних времен. Нет Брамы без Вишну и Шивы без Брамы, и здесь, в храмах, это очень хорошо заметно. Огромные стены храма связаны множеством переходов, лестниц, здесь постоянно много людей, студенты коротают время перемен между занятиями, бродят туристы. Людей тянет сюда всегда, потому что на улице жарко, а в храме всегда царит приятная прохлада. Я даже видел несколько раз, как в тени храма люди просто ложатся на пол и дремлют. Те, кому некуда спешить, здесь всегда могут просто отдохнуть, и в этом нет ничего необычного.
Что касается Старого Вишванатха, то это уже совершенно другая история. В этом храме было зафиксировано несколько попыток терактов, он более закрыт и менее известен для туристов. Мне запретили фотографировать в нем, и было чудом, что я вообще смог туда пройти. Одна из главнейший реликвий Старого Вишванатха - священный лингам, один из двенадцати святых лингамов, разбросанных по Индии. Здесь всегда много людей, и это паломники. Лингам в Индии почитают как абсолютное проявление Шивы. Выглядит это как мраморный цилиндр, закругленный сверху, установленный на ровную площадку, которая называется "йони". Во время процесса восславления бога паломник достает принесенный с собой сок, молоко или воду из Ганги, льет сверху на лингам, вода стекает по нему в этот импровизированный бассейн по желобку, и внизу собирается в ладони, где считается уже священной. Эту воду пьют, умываются и совершают причастие. Сама эта процедура называется "абхишека". Паломник наносит освященную во время процедуры воду на лицо, голову и шею, получая тем самым благословение. Сама процедура жертвоприношения заключается в том, что "бхакти" - преданный бога, предлагает богу овощи, фрукты, цветы, и воду. В Старом Вишванатхе наблюдать саму процедуру "абхишеке" наиболее интересно, потому что это храм не для всех. Мне, чтобы попасть в него, пришлось полчаса разговаривать с крупным полицейским чином, разговаривать на хинду, на английском, убеждая его, что я не террорист и вполне адекватен. После этого полицейский заставил меня заполнить длинную анкету, отписаться в журнале посещений, где до меня две недели назад пропустили по спецпропуску какого-то американского профессора, и я вошел. Полицейский, сопровождая меня, провел меня через охрану на входе, пробормотав что-то типа: "Ты даже не представляешь, как тебе повезло", - на ломаном английском. После того, как я вышел из храма, знакомый торговец цветами на улице сначала не поверил моему рассказу, а потом его отношение ко мне резко поменялось. Теперь он меня приветствовал "Намастэ, бабА" (ударение на последний слог), что в переводе на русский означает: "Приветствую, уважаемый человек". [бабА - санскрит, перевод - отец, уважаемый человек]
Обсуждения О храмовых обрядах Индии