Еще одна великая мантра из набора шактистских мантр – мантра, посвященная богине Дурге в лице её жутковатого проявления, богини Чамунды. В эту мантру, как и во многие другие, входит слог “Ом”.
OM aiM hriM kliM chAmundA yAi vicce
либо
Om Aim Hreem Kleem Chamundaye Viche
Om Aim Hreem Kleem Chamundaye Viche
Эта мантра считается одной из наиболее сильных мантр, дарующих практикуглубокую духовную силу. Этой мантре приписывается свойство уничтожать иллюзии в жизни, быту и сознании читающего её. Это “биджа”-мантра. “Биджа” с санскрита переводится как “семя”. Мантра называется “биджа”, потому что первые три слога мантры являются звуко-буквами, которые не имеют конкретного перевода на русский язык. Их называют священными зёрнами, или “семенами”, инициирующими внутри медитирующего на мантру определенные виды энергии. Словно семя дерева или травы, падающее на землю, прорастает и становится растением, так и эти звуки порождают в душе практика интересные эффекты и открытия. Мантра также содержит обращение к тёмному яростному проявлению Дурги, божеству Чамунде.
Читая эту мантру три дня подряд по десять кругов на чётках(1080 раз) некоторые хинду утверждают, что обретают таким способом освобождение от иллюзий и просветление. Кроме этого, бытует мнение, что данная мантра способная вызвать в человеке “шактипат”. Что такое шактипат? Это аналог русской православной “благодати”, которая снисходит на верующего. Некое индивидуальное просветление и новые, незабываемые ощущения на жизненном пути. Действительно, особое трансовое состояние читающего эту мантру человека способно вызвать в сознании некоторые интересные ощущения. Человек может, к примеру, принять решение, которое не решался долгое время. Или сделать выбор, который казался ему сложным. Все это у индусов и многое другое, укладывается в слово “шактипат”. Оговорюсь, что указанное количество начитывания мантры (1080 раз раз) догаматично только для совершенно конкретных представителей религиозных учений. Это не просто чтение мантры, это почитание божества, в данном случае – Чамунды. Человек же, желающий просто попробовать и проверить на себе действие этой мантры должен прислушиваться к своим ощущениям. Эта мантра может вам не подойти, или даже нанести вред, если вы изначально не изучив этот предмет, броситесь читать её по тысяче раз с лишним. О том, как правильно читать мантры, совмещая это с медитацией, я уже писал, рассказывая о Гаятри-мантре. Правила, касающиеся чтения гаятри-мантры, в равной степени относятся и к Дурга-мантре. Читать необходимо, правильно произнося все звуки, вслушиваясь в их вибрации внутри и правильным образом дыша. Кроме этого, вы не должны приступать к чтению Дурга-мантры, если вы настроены побыстрее отчитать её и приступить к другим, более важным делам. В этом случае нечего ждать от такой медитации, как я уже неоднократно говорил на страницах своего блога tarananda.ru.
Это очень серьезная и очень сильная мантра, относящаяся к классу редких и малоизвестных. Если у вас нет учителя, который в состоянии вас проконсультировать и объяснить все тонкости обращения с этой мантрой, то вам придется действовать на свой страх и риск. Мантры, относящиеся к классу шактистских, биджа-мантр, это мантры сильные и очень своеобразные. Если вы встретите в какой-то еще мантре “биджу” – то есть описанные выше звуко-буквы, то это шактистские мантры, то есть обращенные к божеству в его женской ипостаси.
Эту мантру в Индии широко применяют шакты и тантрических шиваитов. В этой мантре вы встречаете обращение к одному из самых злобных и страшных проявлений Дурги – божеству Чамунде. Почему Чамунда? Это одна из ипостасей Парвати, супруги бога Шивы. Согласно одной из легенд, когда-то существовали два демона, с которыми никто не мог совладать. Одного демона звали Чанда, а другого демона – Мунда. Во время битвы из лба богини Дурги вылезла страшная чёрная женщина, образ которой был страшен. Она победила в бою этих двух демонов. Так что справедливо будет говорить о том, что Чамунда – это проявление Дурги, которая проявила себя определенным образом для того, чтобы победить демонов. Следовательно, к богине Дурге обращаются как к Чамунде, как к одной из страшнейших и беспощадных ипостасей Дурги. На всех мурти Чамунда изображается чёрной, многорукой и уродливой женщиной, часто – старухой. Чамунда – тантрический персонаж, и ей в свое время строили храмы в Индии. Не случайно поклонение Чамунде вплотную связано с тантрическими практиками. Непосвященному человеку может быть опасно заигрывать с такими вещами и сущностями, не зная, к чему это может привести.
Следует помнить о том, что Чамунда не суть человеческое существо, а некое божество, воплощение Парвати в сущности и предназначенное для определенной цели. Почему Чамунда изображается уродливой, старой и страшной? Можно предположить, что Дурга таким образом защищалась от вожделений атакующих её демонов. Полная внешняя непривлекательность мурти Чамунды таким образом прямо указывает на то, что Парвати может быть не только источником любви, но и источником ненависти и боли. Для того, чтобы победить своих врагов, проявления Парвати – жены Шивы, применяют те же средства, что и враги божества. Они становятся полной противоположностью вражеской энергии, объединяя её, отражая зеркально и в результате, побеждая. У Чамунды, Дурги и Кали суть одна женская сущность Парвати, жены бога Шивы. Разница лишь в том, что для каждой конкретной ситуации и цели Парвати динамически проявляет себя по-разному. Она может быть любовью, а может быть и болью. Она может защищать или наказывать. Все это мифологические моменты достаточно интересны, и про это следует помнить практикующему мантры шактистского порядка. Когда у богов возникают проблемы – на помощь как правило приходит женское динамическое начало. Шива в это время занят тем, что сидит и медитирует. В этом его предназначение и сущность, и он посылает Парвати в её проявлениях, чтобы решить свои проблемы. С одной стороны он и есть эта женщина, он неотделим от неё. Шакти не только жена бога Шивы, но и его персональная энергия, как говорят индусы – “кундалини”.
Обсуждения Дурга-мантра в тантрических учениях Индии