О дальнейшем сближении Католической Церкви с Московкой

В беседе с иностранными журналистами архиепископ Волоколамский Иларион рассказал о проблемах и перспективах взаимоотношений Русской Православной Церкви с Римско-Католической Церковью

В ходе встречи 11 ноября 2009 года с представителями иностранных средств массовой информации архиепископ Иларион коснулся актуальных вопросов межхристианских отношений.
О дальнейшем сближении Католической Церкви с Московкой
В частности, он отметил, что в последние годы наметились значительные улучшения в отношениях с Римско-Католической Церковью: «Существует регулярный механизм взаимных консультаций, обмен визитами на высоком уровне… Можно сказать, что мы движемся к тому моменту, когда станет возможной подготовка встречи между Папой Римским и Патриархом Московским. Хотел бы подчеркнуть, что у нас нет конкретных планов, касающихся места или времени такой встречи, но есть с обеих сторон желание ее подготовить».

По словам Владыки Илариона, подготовка такой встречи должна заключаться в нахождении «общей платформы» по вопросам двухсторонних отношений, которые сегодня остаются спорными или разделяющими. «Как только она будет найдена и подготовлены соответствующие соглашения, которые могли бы подписать две Церкви, думаю, такая встреча станет возможной», – сказал он.

«Самой главной проблемой в наших взаимоотношениях остается проблема Западной Украины и действий греко-католических структур, из-за которых в начале 1990-х годов был нарушен хрупкий межконфессиональный баланс и создалась та тяжелая ситуация, которая до сих пор сохраняется», – сказал Владыка Иларион, напомнив, что в последние годы существования Советского Союза на Западной Украине начался массовый захват греко-католиками православных храмов, который сопровождался насилием, кровопролитием, взаимными обвинениями, и многие православные храмы были захвачены и до сих пор находятся в руках греко-католиков.

«Мы говорим не о том, что нужно этот процесс развернуть вспять, вернуть греко-католические храмы Русской Православной Церкви, а о том, что нужно наладить такой механизм взаимодействия, который помог бы снять межконфессиональное напряжение, – подчеркнул председатель ОВЦС. – И там, где у православных верующих отобраны храмы и они не имеют возможности совершать богослужения, должны приниматься меры к тому, чтобы православные верующие получали храмы для богослужений».

«Такой механизм вполне можно создать, он уже один раз был создан – в начале 90-х годов, но греко-католики из него в одностороннем порядке вышли, – сказал Владыка Иларион. – Поэтому мы ожидаем конструктивных шагов». Он также отметил, что этот вопрос обсуждался в ходе его встреч с Папой Римским Бенедиктом XVI и с главой Конгрегации Восточных Церквей кардиналом Сандри, который несет ответственность за взаимодействие с греко-католиками. «Я надеюсь, что наша неоднократно высказанная озабоченность встретит понимание, и мы найдем какой-то алгоритм совместных действий, который позволит внести долгожданный мир в этот регион», – подчеркнул председатель ОВЦС.

Отвечая на вопрос одного из журналистов о том, имеет ли наблюдающееся сближение с Римско-Католической Церковью отношение к личности Святейшего Патриарха Кирилла, архиепископ Волоколамский Иларион отметил, что положительные изменения во взаимоотношениях между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью начались после того, как Папой Римским стал Бенедикт XVI.

«Это очень сдержанный, традиционный человек, он не нацелен на экспансию Римско-Католической Церкви в традиционно православные регионы», – подчеркнул Владыка Иларион и рассказал, что Бенедикт XVI сразу после избрания на Папский престол встретился с председателем ОВЦС митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, и в ходе этой встречи был снят вопрос о посещении Папой России, поскольку такое посещение сейчас представляется невозможным. «Сформировался механизм более доверительных отношений, который позволяет надеяться на их дальнейшее улучшение», – добавил председатель ОВЦС.

«После того, как митрополит Кирилл стал Патриархом Кириллом, можно надеяться на дальнейшие шаги в этом направлении, поскольку он будет продолжать ту же линию взаимодействия с христианами иных конфессий, которую он проводил, будучи председателем ОВЦС, – сказал далее архиепископ Иларион. – Но надо понимать, что мы не ожидаем сближения с католиками в области богословия. Мы участвуем в богословском диалоге, но, как мне кажется, он будет непростым, долгим, там есть много сложностей и подводных камней».

Он подчеркнул, что весьма важно добиться взаимодействия с Римско-Католической Церковью в тех сферах деятельности, которые относятся к жизни и благосостоянию людей: «Перед традиционно настроенными христианами, а таковыми являются сегодня в первую очередь православные и католики, стоит задача защиты христианской нравственности, общего ответа тем вызовам, которые ставит перед нашими Церквами современная эпоха. Здесь очень большое пространство для взаимодействия».

В качестве примера Владыка Иларион привел ситуацию с принятием Европейским судом по правам человека решения о недопустимости присутствия Распятия в школах Италии. «Мы совершенно солидарны с Римско-Католической Церковью и с Правительством Италии, которое уже высказало свою озабоченность в связи с этим решением, – заявил архиепископ Иларион. – Мы считаем, что деятельность Европейского суда по правам человека не должна превращаться в фарс; мы не думаем, что такой крайне либеральный настрой, который выразился в этом решении, может быть доминирующим в Европе».

Председатель ОВЦС напомнил, что Европа имеет христианские корни, а Распятие является одним из универсальных символов, и выразил убеждение, что совершенно недопустимо в угоду либеральным или атеистическим стандартам лишать Европу и ее социальные институты тех символов, которые на протяжении веков служили именно консолидации людей. «Никогда Распятие не было символом насилия, оно всегда было символом примирения. И я думаю, что во всех таких областях мы можем очень тесно взаимодействовать с Католической Церковью – защищая традиционное христианство перед лицом воинствующего секуляризма и агрессивного либерализма», – подчеркнул Владыка Иларион.

Отвечая на вопрос одного из журналистов об актуальности проблемы прозелитизма в двухсторонних отношениях Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви, Владыка Иларион, в частности, сказал: «Тема прозелитизма должна быть исключена во взаимоотношениях между православными и католиками, потому что мы не должны переманивать верующих друг у друга, мы должны развивать механизмы совместного свидетельства о Христе, и понимать, что перед нами стоят одни и те же стратегические задачи».

«Поэтому мы должны наращивать позитивный потенциал и должны чаще встречаться, больше общаться, обсуждать те вопросы, которые являются общими и создавать такой механизм взаимодействия, который обеспечивал бы нам солидарность по всем основным социальным и нравственным вопросам», – продолжил архиепископ Иларион и отметил, что проблема прозелитизма сегодня не стоит так остро, как она стояла десять лет назад. «Сегодня существует со стороны Римско-Католической Церкви понимание того, что прозелитизм недопустим, и это понимание не только существует на официальном уровне, но и на уровне рядовых миссионеров, представителей католических монашеских орденов», – сказал Владыка Иларион, добавив, что для обсуждения отдельных случаев прозелитизма существует двухсторонняя комиссия. «Поэтому я бы сказал, что сегодня главным камнем преткновения в наших православно-католических отношениях остается именно тема унии», – подчеркнул архиепископ Иларион.

Архиепископ Иларион также рассказал журналистам о своей поездке в Рим и о состоявшейся в ходе этой поездки встрече с Папой Римским Бенедиктом XVI. «Мой визит в Рим был очень содержательным и та беседа, которая у нас была с Папой Римским Бенедиктом XVI, была достаточно продолжительной, она длилась около часа, – сказал Владыка. – Мы коснулись всего спектра проблем, которые существует во взаимоотношениях между нашими Церквами и тех общих задач, которые мы могли бы решать совместно».

Он также отметил, что подготовка к встрече между Папой Римским и Патриархом Московским – это процесс, в котором заинтересованы обе стороны. «Но мы заинтересованы не в том, чтобы такая встреча состоялась, а в том, чтобы такая встреча, если она состоится, ознаменовала бы прорыв и начало какого-то нового этапа в наших взаимоотношениях, – заявил архиепископ Иларион. – Мы именно к этому стараемся привести наш двухсторонний диалог. Думаю, что как только предпосылки такого прорыва создадутся, тогда отпадут и препятствия для встречи между Папой и Патриархом».
×

По теме О дальнейшем сближении Католической Церкви с Московкой

Читая письмо Нострадамуса каноникам Церкви

Часть 1. ПРЕАМБУЛА Читатель, впервые взявший в руки Библию, имеет все основания...
Религия

Доходы церкви. Калькуляция по Украински

Современный священник должен еще и содержать приход, а не рассчитывать на...
Религия

О постах, соблюдаемых в православной церкви

1. Великий сорокадневный пост Сорокадневный пост ведет начало от апостолов. В 69...
Религия

О Церковных записках в Православной церкви

Как совершается поминовение по запискам? Делать это священник начинает во время...
Религия

О молебнах. Как служиться молебен в православной церкви

Молебен - благодарственное или просительное богослужение, совершаемое в храме...
Религия

Освящение церкви святой Марии Магдалины

После завершения важных работ по отделке интерьера Гефсиманской церкви, 10 июня...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Оставь природу ума, как она есть
Объяснение Ваджры согласно Буддхагупте