После завершения важных работ по отделке интерьера Гефсиманской церкви, 10 июня 1888 года, отец Антонин делает важное предложение по увековечиванию памяти императрицы Марии Александровны: «1., Присвоить Русской церкви Св.
Марии Магдалины в Иерусалиме имя Обетной, Мариинской, Гефсиманской…6., Держать Высоким Владельцам места на нем их собственный флаг, который прикрывал бы собою в полной нерушимости и неприкосновенности Их собственность. 7., Образовать при Гефсиманской Церкви Музей – из предметов, имевших какую-нибудь близости и прикосновенность к блаженной памяти Государыне Марии Александровне, как то: икон, картин, Ее собственных портретов разных эпох, книг, настольных вещей и пр.
Устроить кругом Церкви Св. Марии Магдалины и по всему пространству нашей Гефсиманской территории сад, разведши в нем, по способности, и наши северные и тропические растения, по преимуществу же, столь благоприятствуемый климатом виноград наилучших сортов, плоды которого – в таком или ином виде – препровождались бы к Императорскому Двору – в благословение от Гроба Божией Матери.Дни 22 Мая и 27 Июля сделать на вечные времена днями памяти и заупокойной службы и милостынных выдач бедным и убогим Иерусалима без различия их народности и вероисповеданых особенностей, а 22 Июля – в храмовый праздник Церкви – почтить ее торжественным Патриаршим богослужением, - с раздачею, по примеру празднественных дней Св. Апостола Иакова, брата Господня, и Св. Константина и Елены, христианскому населению Иерусалима, после обедни, хлеба и вина.[1]»
О названиях и свойствах различных видов Иерусалимского камня, использовавшихся при строительстве Гефсиманской церкви мы узнаем из пояснительной записки Иерусалимского архитектора Георгия Франгия (буклет 1888 года):
«№1. Камень, известный под именем Мелеки, т.е. Царский. Белый известняк с сероватыми, а иногда с желтоватыми жилками. Камень этот однородного зерна, прекрасно выносит сечку для украшений, не подвергается влиянию климатических условий и предпочитается в Святой Земле для внешней отделки всех значительных сооружений. Он употреблен при сооружении: храм Воскресения Господня, Вифлеемской базилики, фасада французского госпиталя св. Людовика (1882 г.), фасада греческого монастыря св. Авраама (1884 г.) и нового патриаршего базара (1886 г.). Этим камнем облицованы все внешние стены церкви св. Марии Магдалины, за исключением нижней части от пола до земли.
№2. Миджи Абиад 1. Белый однородный крепкий известняк, он считается лучшим из крепких камней Святой Земли, но труднее первого подвергается сечке. Он весьма хорош для нижних частей сооружений и употреблен на всю внешнюю отделку Троицкого собора на Русских постройках, на подвальный этаж греческого монастыря св. Авраама (1883 г.) и на Вифлеемскую колокольню (1886 г.). Им облицованы внешние стены нижней части церкви св. Марии Магдалины от пола до земли, а также он пошел на ступени лестниц, перила и цоколь.
№3 Миджи Абиад 2, грубой обработки, употреблен для кладки внутренних стен и столбов долженствующих поддерживать большие тяжести в церкви св. Марии Магдалины.
№4. Какули. Мягкий известняк; весьма употребляемый при сооружениях в Святой Земле ввиду его красоты и легкости обделки. Несмотря на его ноздреватость, которая влияет на всасывание им сырости, он употреблен в значительных Иерусалимских сооружениях, как то: на русских постройках (консульский дом, больница, приюты) и на русские церковь и колокольню на Елеонской горе. В церкви Св. Марии Магдалины он пошел на облицовку внутренних стен, не поддерживающих значительную тяжесть.
№5. Плиты Ессини. Самый крепкий камень Святой Земли, который может полироваться. Цвет его различный от серого до желтого, с красноватыми жилками. Он употреблен на помост всей церкви.
№6. Плиты Миджи Абиад. Того же качества как камень №2, грубой отделки, он употреблен на помост цистерны»[2].
Из донесения Секретаря Православного Палестинского Общества (ППО) Михаила Петровича Степанова Председателю Общества Великому князю Сергию Александровичу от 6 августа 1888 года следует, что при постройке церкви св. Марии Магдалины со всем внутренним убранством было израсходовано 200.233 рубля 12 копеек[3], что значительно превысило первоначальную смету Г.Франгия, тем не менее, это было почти в 2 раза меньше сметы, представленной Иерусалимским архитектором К.Шиком.
Из отчета Секретаря ППО М.П. Степанова от 1888 года мы также узнаем список жертвователей на сооружение храма св. Марии Магдалины в Иерусалиме:
«Поступило в контору Его Императорского Высочества Государя Великого Князя Павла Александровича от Его Императорского Величества Государя Императора 135000 рублей, От Их Императорских Высочеств Великих Князей: Владимира Александровича 15000 рублей, Алексея Александровича 15000 рублей, Сергия Александровича 15000 рублей, Павла Александровича 15000 рублей и Великой Княгини Марии Александровны, Герцогини Эдинбургской 5000 рублей, от камердинера Хренова 129 рублей, от княгини Шаховской 100 рублей, от штабс-капитана Сергея Даниловича Николаева 100 рублей, от крестьянки Огарковой 4 рубля».
Таким образом, основной доминантой среди жертвователей мы видим членов Императорской семьи, которые все являлись Почетными членами Православного Палестинского Общества. Интересно, что будущая председательница Императорского Православного Палестинского Общества - Великая княгиня Елизавета Феодоровна пожертвовала для храма лично вышитый ковер к жертвеннику храма св. Марии Магдалины, 28 придворных дам пожертвовали ковер от средины церкви к Престолу, А.Н. Мальцева серебряный прибор для служения панихид, Гр.С.К. Перовская и Гр. А.А. Толстая пожертвовали воздухи, Д.Ф. Тютчева мозаичную икону, Е.А. Шнейдер – ковер для места, отведенного Высочайшим Особам, Гр.О.Б. Перовская, Гр. В.Б. Перовская, А.П. Озеров, М.П. Озеров, М.П. Степанов пожертвовали 12 икон двунадесятых праздников, А.А. Васильчиков – воздухи, неизвестная крестьянка – евангелие на престол, крестьянка Огаркова шелковый платок и кусок полотна[4].
Председатель Православного Палестинского Общества Великий князь Сергий Александрович в преддверии своего приезда в Палестину в октябре 1888 года представляет Обер-Прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву наградной лист на имя:
«1. Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина), которому «главным образом обязана Церковь Св. Марии Магдалины своим существованием. Идея сооружения церкви в память почившей Императрицы, выбор сего места, покупка его и постройка церкви всецело принадлежит о.Архимандриту»[5]…
2. Дмитрия Дмитриевича Смышляева – уполномоченного Православного Палестинского Общества в Иерусалиме, который «немало оказал содействия в деле постройки церкви Св. Марии Магдалины. Высоко ценя почтенную, достойную уважения, вполне честную, бескорыстную деятельность Смышляева в Иерусалиме, Палестинское Общество нашло необходимым возвести его в пошлом году в звание Почетного члена»[6]…
3. Якова Халеби, драгомана начальника Русской Духовной Миссии с 1863 года о котором Смышляев дает следующий отзыв: Яков Халеби искренне предан России и интересам Православного Палестинского Общества; он единственный человек, советами и содействием которого я пользуюсь без всякого опасения быть обманутым»[7].
4. Михаила Ивановича Осипова - уполномоченного Палестинского Общества в Одессе, ведь «все посылки для церкви, без исключения, принимались на железной дороге самим Осиповым и под его личным наблюдением перевозились и погружались на пароход… Все паломники, отправляющиеся из Одессы в Палестину, пользуются его услугами и любезным содействием, причем отзываются о нем не иначе, как с чувством благодарности и полного уважения»[8].
Торжественное освящение церкви св. Марии Магдалины в Гефсимании было приурочено ко времени путешествия в Святую Землю Великих князей Сергея и Павла Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны в период с 29 сентября по 6 октября 1888 года. Описание их путешествия было опубликовано в «Правительственном вестнике» в Санкт-Петербурге от 27 октября 1888 года: «Великие Князья и Великая Княгиня, кроме Константинополя, посетили, до Иерусалима, Смирну, развалины Ефеса, Бейрут, развалины Бальбека, Дамаск, Кайфу, Назарет, Кану Галилейскую и Фавор, и всюду Им был оказан не только официально-торжественный, но вполне восторженный прием… 30-го сентября, в 4 часа дня, Их Высочества направились в новопостроенный храм св. Марии Магдалины, близ Гефсимании.
В дверях храма Патриарх, одетый в мантию, епитрахиль и омофор, встретил Великих Князей и Великую Княгиню с крестом и св. водою, и ввел Их в церковь на приготовленное для Их Высочеств место на левом клиросе. По прочтении Блаженнейшим Никодимом коленопреклоненно молитв Патриарха Каллиста, Его Блаженство вошел в алтарь и, благословив и приготовив по чину св. мощи, положил их на аналое перед местною иконою Спасителя. Вслед затем началось всенощное бдение, которое служил один из иеромонахов нашей Духовной Миссии.
На следующий день, 1-го октября, Их Императорские Высочества изволили прибыть в церковь равноапостольной Марии Магдалины к 7½ часам утра. Великие князья и Их свита были в парадной форме. По пути следования Их Высочеств, от дома русского консульства до церкви, стояли турецкие солдаты; конный конвой следовал за экипажем Великих Князей и Великой Княгини, а у ворот церковной ограды стоял почетный караул с музыкой, которая при приближении Их Высочеств, заиграла русский гимн. По выходе их экипажа, у ворот, Их Высочества направились пешком к церкви, при звоне колоколов вновь построенной церкви и русской церкви Вознесения, построенной о. Архимандритом Антонином на вершине Елеонской горы; на площадке, против храма, были выстроены матросы, в числе 90 человек, с клипера «Забияка» и крейсера «Кострома», с офицерами на правом фланге. На той же площадке собрались приглашенные: губернатор Иерусалима, Реуф-паша, комендант Иерусалима, греческий консул, русское консульство и слишком 150-человек русских паломников. Великий Князь Сергий Александрович поздоровался с командою, обошел ее фронт, и затем Их Высочества поднялись по лестнице в церковь, в дверях которой были встречены Блаженнейшим Никодимом с двумя архиереями и нашей Духовною Миссией в облачении. Когда Их Высочества вступили в церковь, Патриарх поднял с аналоя св. мощи, после чего начался крестный ход кругом наружных стен храма. Великие Князья и Великая Княгиня, а за Ними и все присутствующие последовали за крестным ходом. Открывали и замыкали шествие по 10 матросов, а прочие матросы шли по сторонам духовенства шпалерами.
Перед входными вратами храма, которые закрыли тотчас по выходе из церкви крестного хода, Патриарх прочитал установленное Евангелие. После третьего обхода врата растворились, и духовенство, а за ним и Их Высочества вступили в храм. Началось освящение по чину, согласно православному уставу, причем молитвы патриарх читал по-славянски. Пока Его Блаженство приготовил ковчег со св. мощами, св. миро, антиминс и все остальные предметы, необходимые для освящения, Их Высочества находились в алтаре. При положении св. мощей в ковчег, Патриарх троекратно провозгласил вечную память Императрице Марии Александровне; хор пропел вечную память и все присутствующие опустились на колени Минута была торжественная и вы высшей степени трогательная.
По окончании освящения, началась божественная литургия, которую совершал Блаженнейший Никодим с прочим вышеназванным духовенством.
Перед отпускною молитвою Патриарх вышел из царских врат с крестом и обратился к Их Высочествам с следующими словами:
“Ваши Императорские Высочества.
Благословен Бог, исполнивший Ваше желание, побудившее Вас предпринять такое длинное путешествие. Сердечно приветствуем это предпринятое и уже совершенное Вами дело. Сей храм, Вами возведенный, близ храма Гроба Богоматери, в вечную память Благочестивейшей Матери Вашей, будет в то же время вечным памятником любви и благоговения к родившей всех Вас Матери Церкви. Благое сердце Его Императорского Величества Всероссийского Государя и усердие как Ваших Императорских Высочеств, так и прочих порфирородных Ваших Братьев, воздвигли бессмертный памятник на святых местах в лице этого храма, в котором отныне будут произносится горячие молитвы о Благочестивейшем Государе Императоре и Государыне Императриц, о Государе Наследнике Цесаревиче и о всем Царствующем Доме. Заупокойные молитвы будут произносится за приснопамятную Императрицу в сем храме, посвященном именной Ей св. Марии Магдалины. Благодарность чад к родителям всегда бывает видна из их дел, а Ваше дело есть дело благодарности ко в Бозе почившей Матери и, в то же время, есть памятник благочестия, благоугодный Богу, ибо Бог прославляется во святых Его и в Его Божественных обителях.
Устроить кругом Церкви Св. Марии Магдалины и по всему пространству нашей Гефсиманской территории сад, разведши в нем, по способности, и наши северные и тропические растения, по преимуществу же, столь благоприятствуемый климатом виноград наилучших сортов, плоды которого – в таком или ином виде – препровождались бы к Императорскому Двору – в благословение от Гроба Божией Матери.Дни 22 Мая и 27 Июля сделать на вечные времена днями памяти и заупокойной службы и милостынных выдач бедным и убогим Иерусалима без различия их народности и вероисповеданых особенностей, а 22 Июля – в храмовый праздник Церкви – почтить ее торжественным Патриаршим богослужением, - с раздачею, по примеру празднественных дней Св. Апостола Иакова, брата Господня, и Св. Константина и Елены, христианскому населению Иерусалима, после обедни, хлеба и вина.[1]»
О названиях и свойствах различных видов Иерусалимского камня, использовавшихся при строительстве Гефсиманской церкви мы узнаем из пояснительной записки Иерусалимского архитектора Георгия Франгия (буклет 1888 года):
«№1. Камень, известный под именем Мелеки, т.е. Царский. Белый известняк с сероватыми, а иногда с желтоватыми жилками. Камень этот однородного зерна, прекрасно выносит сечку для украшений, не подвергается влиянию климатических условий и предпочитается в Святой Земле для внешней отделки всех значительных сооружений. Он употреблен при сооружении: храм Воскресения Господня, Вифлеемской базилики, фасада французского госпиталя св. Людовика (1882 г.), фасада греческого монастыря св. Авраама (1884 г.) и нового патриаршего базара (1886 г.). Этим камнем облицованы все внешние стены церкви св. Марии Магдалины, за исключением нижней части от пола до земли.
№2. Миджи Абиад 1. Белый однородный крепкий известняк, он считается лучшим из крепких камней Святой Земли, но труднее первого подвергается сечке. Он весьма хорош для нижних частей сооружений и употреблен на всю внешнюю отделку Троицкого собора на Русских постройках, на подвальный этаж греческого монастыря св. Авраама (1883 г.) и на Вифлеемскую колокольню (1886 г.). Им облицованы внешние стены нижней части церкви св. Марии Магдалины от пола до земли, а также он пошел на ступени лестниц, перила и цоколь.
№3 Миджи Абиад 2, грубой обработки, употреблен для кладки внутренних стен и столбов долженствующих поддерживать большие тяжести в церкви св. Марии Магдалины.
№4. Какули. Мягкий известняк; весьма употребляемый при сооружениях в Святой Земле ввиду его красоты и легкости обделки. Несмотря на его ноздреватость, которая влияет на всасывание им сырости, он употреблен в значительных Иерусалимских сооружениях, как то: на русских постройках (консульский дом, больница, приюты) и на русские церковь и колокольню на Елеонской горе. В церкви Св. Марии Магдалины он пошел на облицовку внутренних стен, не поддерживающих значительную тяжесть.
№5. Плиты Ессини. Самый крепкий камень Святой Земли, который может полироваться. Цвет его различный от серого до желтого, с красноватыми жилками. Он употреблен на помост всей церкви.
№6. Плиты Миджи Абиад. Того же качества как камень №2, грубой отделки, он употреблен на помост цистерны»[2].
Из донесения Секретаря Православного Палестинского Общества (ППО) Михаила Петровича Степанова Председателю Общества Великому князю Сергию Александровичу от 6 августа 1888 года следует, что при постройке церкви св. Марии Магдалины со всем внутренним убранством было израсходовано 200.233 рубля 12 копеек[3], что значительно превысило первоначальную смету Г.Франгия, тем не менее, это было почти в 2 раза меньше сметы, представленной Иерусалимским архитектором К.Шиком.
Из отчета Секретаря ППО М.П. Степанова от 1888 года мы также узнаем список жертвователей на сооружение храма св. Марии Магдалины в Иерусалиме:
«Поступило в контору Его Императорского Высочества Государя Великого Князя Павла Александровича от Его Императорского Величества Государя Императора 135000 рублей, От Их Императорских Высочеств Великих Князей: Владимира Александровича 15000 рублей, Алексея Александровича 15000 рублей, Сергия Александровича 15000 рублей, Павла Александровича 15000 рублей и Великой Княгини Марии Александровны, Герцогини Эдинбургской 5000 рублей, от камердинера Хренова 129 рублей, от княгини Шаховской 100 рублей, от штабс-капитана Сергея Даниловича Николаева 100 рублей, от крестьянки Огарковой 4 рубля».
Таким образом, основной доминантой среди жертвователей мы видим членов Императорской семьи, которые все являлись Почетными членами Православного Палестинского Общества. Интересно, что будущая председательница Императорского Православного Палестинского Общества - Великая княгиня Елизавета Феодоровна пожертвовала для храма лично вышитый ковер к жертвеннику храма св. Марии Магдалины, 28 придворных дам пожертвовали ковер от средины церкви к Престолу, А.Н. Мальцева серебряный прибор для служения панихид, Гр.С.К. Перовская и Гр. А.А. Толстая пожертвовали воздухи, Д.Ф. Тютчева мозаичную икону, Е.А. Шнейдер – ковер для места, отведенного Высочайшим Особам, Гр.О.Б. Перовская, Гр. В.Б. Перовская, А.П. Озеров, М.П. Озеров, М.П. Степанов пожертвовали 12 икон двунадесятых праздников, А.А. Васильчиков – воздухи, неизвестная крестьянка – евангелие на престол, крестьянка Огаркова шелковый платок и кусок полотна[4].
Председатель Православного Палестинского Общества Великий князь Сергий Александрович в преддверии своего приезда в Палестину в октябре 1888 года представляет Обер-Прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву наградной лист на имя:
«1. Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина), которому «главным образом обязана Церковь Св. Марии Магдалины своим существованием. Идея сооружения церкви в память почившей Императрицы, выбор сего места, покупка его и постройка церкви всецело принадлежит о.Архимандриту»[5]…
2. Дмитрия Дмитриевича Смышляева – уполномоченного Православного Палестинского Общества в Иерусалиме, который «немало оказал содействия в деле постройки церкви Св. Марии Магдалины. Высоко ценя почтенную, достойную уважения, вполне честную, бескорыстную деятельность Смышляева в Иерусалиме, Палестинское Общество нашло необходимым возвести его в пошлом году в звание Почетного члена»[6]…
3. Якова Халеби, драгомана начальника Русской Духовной Миссии с 1863 года о котором Смышляев дает следующий отзыв: Яков Халеби искренне предан России и интересам Православного Палестинского Общества; он единственный человек, советами и содействием которого я пользуюсь без всякого опасения быть обманутым»[7].
4. Михаила Ивановича Осипова - уполномоченного Палестинского Общества в Одессе, ведь «все посылки для церкви, без исключения, принимались на железной дороге самим Осиповым и под его личным наблюдением перевозились и погружались на пароход… Все паломники, отправляющиеся из Одессы в Палестину, пользуются его услугами и любезным содействием, причем отзываются о нем не иначе, как с чувством благодарности и полного уважения»[8].
Торжественное освящение церкви св. Марии Магдалины в Гефсимании было приурочено ко времени путешествия в Святую Землю Великих князей Сергея и Павла Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны в период с 29 сентября по 6 октября 1888 года. Описание их путешествия было опубликовано в «Правительственном вестнике» в Санкт-Петербурге от 27 октября 1888 года: «Великие Князья и Великая Княгиня, кроме Константинополя, посетили, до Иерусалима, Смирну, развалины Ефеса, Бейрут, развалины Бальбека, Дамаск, Кайфу, Назарет, Кану Галилейскую и Фавор, и всюду Им был оказан не только официально-торжественный, но вполне восторженный прием… 30-го сентября, в 4 часа дня, Их Высочества направились в новопостроенный храм св. Марии Магдалины, близ Гефсимании.
В дверях храма Патриарх, одетый в мантию, епитрахиль и омофор, встретил Великих Князей и Великую Княгиню с крестом и св. водою, и ввел Их в церковь на приготовленное для Их Высочеств место на левом клиросе. По прочтении Блаженнейшим Никодимом коленопреклоненно молитв Патриарха Каллиста, Его Блаженство вошел в алтарь и, благословив и приготовив по чину св. мощи, положил их на аналое перед местною иконою Спасителя. Вслед затем началось всенощное бдение, которое служил один из иеромонахов нашей Духовной Миссии.
На следующий день, 1-го октября, Их Императорские Высочества изволили прибыть в церковь равноапостольной Марии Магдалины к 7½ часам утра. Великие князья и Их свита были в парадной форме. По пути следования Их Высочеств, от дома русского консульства до церкви, стояли турецкие солдаты; конный конвой следовал за экипажем Великих Князей и Великой Княгини, а у ворот церковной ограды стоял почетный караул с музыкой, которая при приближении Их Высочеств, заиграла русский гимн. По выходе их экипажа, у ворот, Их Высочества направились пешком к церкви, при звоне колоколов вновь построенной церкви и русской церкви Вознесения, построенной о. Архимандритом Антонином на вершине Елеонской горы; на площадке, против храма, были выстроены матросы, в числе 90 человек, с клипера «Забияка» и крейсера «Кострома», с офицерами на правом фланге. На той же площадке собрались приглашенные: губернатор Иерусалима, Реуф-паша, комендант Иерусалима, греческий консул, русское консульство и слишком 150-человек русских паломников. Великий Князь Сергий Александрович поздоровался с командою, обошел ее фронт, и затем Их Высочества поднялись по лестнице в церковь, в дверях которой были встречены Блаженнейшим Никодимом с двумя архиереями и нашей Духовною Миссией в облачении. Когда Их Высочества вступили в церковь, Патриарх поднял с аналоя св. мощи, после чего начался крестный ход кругом наружных стен храма. Великие Князья и Великая Княгиня, а за Ними и все присутствующие последовали за крестным ходом. Открывали и замыкали шествие по 10 матросов, а прочие матросы шли по сторонам духовенства шпалерами.
Перед входными вратами храма, которые закрыли тотчас по выходе из церкви крестного хода, Патриарх прочитал установленное Евангелие. После третьего обхода врата растворились, и духовенство, а за ним и Их Высочества вступили в храм. Началось освящение по чину, согласно православному уставу, причем молитвы патриарх читал по-славянски. Пока Его Блаженство приготовил ковчег со св. мощами, св. миро, антиминс и все остальные предметы, необходимые для освящения, Их Высочества находились в алтаре. При положении св. мощей в ковчег, Патриарх троекратно провозгласил вечную память Императрице Марии Александровне; хор пропел вечную память и все присутствующие опустились на колени Минута была торжественная и вы высшей степени трогательная.
По окончании освящения, началась божественная литургия, которую совершал Блаженнейший Никодим с прочим вышеназванным духовенством.
Перед отпускною молитвою Патриарх вышел из царских врат с крестом и обратился к Их Высочествам с следующими словами:
“Ваши Императорские Высочества.
Благословен Бог, исполнивший Ваше желание, побудившее Вас предпринять такое длинное путешествие. Сердечно приветствуем это предпринятое и уже совершенное Вами дело. Сей храм, Вами возведенный, близ храма Гроба Богоматери, в вечную память Благочестивейшей Матери Вашей, будет в то же время вечным памятником любви и благоговения к родившей всех Вас Матери Церкви. Благое сердце Его Императорского Величества Всероссийского Государя и усердие как Ваших Императорских Высочеств, так и прочих порфирородных Ваших Братьев, воздвигли бессмертный памятник на святых местах в лице этого храма, в котором отныне будут произносится горячие молитвы о Благочестивейшем Государе Императоре и Государыне Императриц, о Государе Наследнике Цесаревиче и о всем Царствующем Доме. Заупокойные молитвы будут произносится за приснопамятную Императрицу в сем храме, посвященном именной Ей св. Марии Магдалины. Благодарность чад к родителям всегда бывает видна из их дел, а Ваше дело есть дело благодарности ко в Бозе почившей Матери и, в то же время, есть памятник благочестия, благоугодный Богу, ибо Бог прославляется во святых Его и в Его Божественных обителях.
Обсуждения Освящение церкви святой Марии Магдалины