Вайшешика - от санскритского Вишеша, что означает - особенность. Является системой древнеиндийской философии, первое упоминание которой изложено в Вайшешика сутре. Изложение было дано Канадой (3 в до н.э). Значительное развитие Вашешика получила в труде Прашастапады жившего в 4 веке н.э, Падартха-дхарма-синграха. В системе сильны материалистические тенденции, которая устанавливает семь категорий для всего существующего:
Вайшешика
Субстанцию
Качество
Действие
Общность
Особенность
Присущность
Небытие
Первые три категории имеют реальное существование, следующие три, есть логические категории и проявляются как продукты деятельности ума. Основную роль в познании играет категория - Особенность. Как раз в ней и отражается все многообразие Субстанций. По Вайшешике, мир состоит из субстанций , обладающих как качеством, так и действием. Само же учение указывает на девять субстанций:
Земля
Вода
Свет
Воздух
Эфир
Время
Пространство
Душа
Ум
Атомы первых четырех субстанций образуют все материальные объекты. Атомы вечны, не делимы, не видимы, не имеют протяжения, но их комбинации образуют все протяжение тела. Соединением атомов в определенные порядки управляет Мировая душа. В следствии постоянного движения атомов, мир, существующий во времени, пространстве и эфире, периодически создается и разрушается. Атомы в свою очередь разделяются по качеству на четыре вида, в зависимости от происхождения. Они же вызывают четыре вида ощущений:
Осязание
Вкус
Зрение
Обоняние
Гносеология данного учения близка к теории познания Ньяйя и указывает на четыре рода истинного и четыре рода ложного познания. Истину дают Восприятие, Вывод, Память, а так же Интуиция.
Вайшешика
Субстанцию
Качество
Действие
Общность
Особенность
Присущность
Небытие
Первые три категории имеют реальное существование, следующие три, есть логические категории и проявляются как продукты деятельности ума. Основную роль в познании играет категория - Особенность. Как раз в ней и отражается все многообразие Субстанций. По Вайшешике, мир состоит из субстанций , обладающих как качеством, так и действием. Само же учение указывает на девять субстанций:
Земля
Вода
Свет
Воздух
Эфир
Время
Пространство
Душа
Ум
Атомы первых четырех субстанций образуют все материальные объекты. Атомы вечны, не делимы, не видимы, не имеют протяжения, но их комбинации образуют все протяжение тела. Соединением атомов в определенные порядки управляет Мировая душа. В следствии постоянного движения атомов, мир, существующий во времени, пространстве и эфире, периодически создается и разрушается. Атомы в свою очередь разделяются по качеству на четыре вида, в зависимости от происхождения. Они же вызывают четыре вида ощущений:
Осязание
Вкус
Зрение
Обоняние
Гносеология данного учения близка к теории познания Ньяйя и указывает на четыре рода истинного и четыре рода ложного познания. Истину дают Восприятие, Вывод, Память, а так же Интуиция.
Обсуждения Философские течения