«Сегодня, 7 октября, Электротеатр «Станиславский» представляет новый спектакль «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой». Автор постановки — уникальный режиссер Хайнер Геббельс, для которого театр стал продолжением карьеры музыканта и композитора.
Редакция ТеатрALL задумалась, как его опыт может отозваться в российском театре, и в день премьеры решила предоставить слово театральному практику — художнику и режиссеру Вере Мартыновой. Вера рассказала о знакомстве со спектаклями Геббельса и о законах, по которым они существуют". См.: журнал "Театрал".
***
«Предметы на сцене крутятся, раскачиваются, искрят и взрываются, а Макс Блэк продолжает свои научные и философские изыскания, которые то повергают его в уныние, то, напротив, приводят в восторг. Цитируя Поля Валери, Георга Кристофа Лихтенберга, Людвига Витгенштейна и, собственно, Макса Блэка, актер Александр Пантелеев успевает приводить в движение многочисленные механизмы, оказывающиеся на этот вечер его единственной компанией. Другая, впрочем, ему и не нужна. Полностью погруженный в свои мысли, людей он вряд ли бы заметил. То ли дело о них рассуждать, прибегая к аналитической философии и математическим подсчетам. Немецкий композитор и режиссер Хайнер Гёббельс незримо дирижирует настоящим полифоническим ансамблем, рождающим, как такому и положено, смыслы весьма многозвучные».
-***************************************************************************************************************
© Наталья Анатольевна Шлемова
«СТРАСТИ ПО МАКСУ БЛЭКУ» (Дневниковые заметки)
Вот собственно и все, что я смогла найти в Интернете о немецком композиторе-режиссёре Хайнере Гёббельсе. Да еще в программе к спектаклю прочитала статью Корнелии Йентч «Макс Блэк, или фурия мышления – музыкальный театр как философская инстанция», Берлин, 2002. (К сожалению, у меня нет времени здесь ее перепечатать, но читатель, при желании, и сам может поискать данную статью в Интернете). Скажу только, что статья Корнелии Йентч читается интереснее, чем смотрится сам этот полуторачасовой спектакль. Возможно, статья ангажирована и проплачена, не знаю, утверждать не буду. Но собственно, почти вся арт-критика сегодня ангажирована и проплачена, как и реклама, – плати и завтра о тебе заговорит весь мир, даже если твоя личность яйца выведенного не стоит, но если у тебя есть деньги/корпоративные связи – из тебя раздуют мыльный пузырь. Ведь истина и не ночевала в современном мире.
Начну разговор с наболевшего, что меня и побуждает, в ущерб основным делам, писать здесь о данном спектакле: с того, что современное искусство – это товар в нашем мире, оно предельно, предательски десакрализованно и опрофанено – и психологией консьюмеринга (бездумной стихии потребления) и условиями урбанизма и технократии и агрессивным прагматизмом нашей кризисующей цивилизации. Одним словом, духом наживы, стяжания, и уж ни как ни духа святого. Единственная фраза/мысль, которая запомнилась мне из всего спектакля, который я посмотрела вчера, что вся система нашей жизни не оставляет нам возможности, да и желания, м ы с л и т ь. Об этой воле к безмыслию нас предупреждал еще Дмитрий Мережковский в начале прошлого века.
Кто такой Макс Блэк, именем которого назван спектакль-инсталляция?! Это выходец из Баку, американский философ, в 1937 году заложивший основы «нечеткой логики», ныне имеющей широкое применение во всем мире. «Научная ветвь нечеткой логики имеет дело с неопределенностью или расплывчатостью, а для математических вычислений в ней приходится оперировать не только точными данными и цифрами, но и такими понятиями как «достаточно», «приблизительно» или «очень». Однако в сумме они дают неожиданно точное описание крайне сложных процессов, перед которыми пасуют цифры и формулы», - читаем мы в статье К.Йентч.
Собственно изучением принципа неопределенности занималась задолго до Макса Блэка та же немецкая философия иррационализма, а еще ранее – Индийская философия. Просто Блэк сделал категорию «неопределенности» разделом современной логики, которой оперирует современное естествознание. Сегодня это азбучные прописные истины.
Само название постановки «Макс Блэк…» не сводится к биографическому повествованию. Театральная лаборатория работает с фрагментами дневниковых текстов Макса Блэка, Поля Валери, Людвига Виттгенштейна, Георга Кристофа Лихтенберга, давая им возможность взаимодействовать друг с другом. По принципу:
« - Что ты делаешь целыми днями?
- я изобретаю себя» (Поль Валери), – принцип, достойный звания Человека, если бы 90% обывателей, мещан духа, населяющих земной шар, занимались действительно этим, мы бы уже наверняка жили в Золотом веке.
... который раз (и м.б. уже в последний((…) я шла в Электротеатр «Станиславский» в ожидании интеллектуального действия, заставляющего задуматься, в идеале, сместить точку сборки – обновить свое сознание, в итоге – зевания, скучно, и не только мне, но и соседям по ряду, зрелым зрителям, моего возраста, а молодежь, преимущественно и заполняющая зал Электротеатра, была если и не в восторге, но удовлетворена, смеялась, и впопад и невпопад, демонстрируя свой инфантилизм, поверхностность и слабую образованность. Но если от Х.Гёббеля они впервые услышат про поэта и мыслителя Поля Валери и иже с ним, уже только за это я ему благодарна.:)
Вот только в чем заключается «уникальность» творческого метода Хайнера Гёббеля, я так и не поняла, и в лупу разглядеть не могу. Это, конечно же, наша холопская падкость на «культовых» фигур западного арт-пространства, попросту – мода. Нет новых идей у Хайнера, хотя музыку он пишет красивую, она звучала в спектакле. Так вот этим бы и успешно занимался. Но сегодня принято пробовать себя сразу во всех жанрах: в режиссеры идут и художники и музыканты и пр. А режиссер должен видеть произведение ц е л и к о м, именно ЦЕЛОСТНОСТИ я и не увидела, концептуального мышления – нет в "инсталляции" Гёббельса, «спектаклем» я это назвать даже с натяжкой не могу. Разрушать культурную традицию мы научились, а вот создавать Новое внутри этой Традиции, потому что из нее выхода, кроме, как в ничто – нет, не научились, мыслим слабо, культуры мышления нема – кризис сознания. Нет сегодня в Европе ни второго П.Валери, ни Л.Виттгенштейна…
Но и скорбь по отсутствию Мысли в современном мире слишком рациональная, холодно-рассудочная, культ сциентизма мешает.
В истоки человеческой психики заглянуть можно, - как-то, думается, хотели сделать Макс Блэк и Х.Гёббельс, - только опираясь на мифологический и архетипальный материал, логику Мифа, в котором сокрыты начала всех наших комплексов.
В одном прав главный герой: «Вселенная не сделала через меня шага вперед в эволюции»… - антропологический крах… вселенский пессимизм. Но ведь остается какой-то отжим, субстрат, после этого проворота эволюции в отношении земного человечества. Что называется, еще не вечер!
Итак, «Макс Блэк…» - это даже не пьеса, а нарезка, заготовка для пьесы, фрагментарный конспект из дневниковых заметок. Незавершенность, но не философская, а беспомощная, эклектическая, зияющая открытость пустоты, но не Шуньяты, банкротство «всемогущего разума» - рациоцентризма Нового времени, оборванность на полуслове, тупиковость или «бесплодье умственного тупика» – вот общее для всех западных режиссеров, показанных нам в этом году в Электротеатре «Станиславский».
Актерская работа – в общем-то хорошая, но энергии достаточной нет, легкий перформанс. На среднестатистического зрителя рассчитан этот непрофессиональный театр. Претензия на новую эстетику?! И это после-то глобальных метафизических, эстетических систем Плотина, Канта, Гегеля и Шеллинга, романтиков и символистов – эта попса?!
Личности актера, пронизывающей действие и пробирающей психику зрителя до костей, нет! Текста/драматургии и подтекста – нет! Личности режиссера не просматривается. И всё это - так сказать, страсти по Максу Блэку.
Из чего я делаю вывод, сталкиваясь с представителями западно-европейского искусства, у современного среднестатистического европейца закрыта Анахата чакра – энергетический центр Сердца. Значит, будет открываться в массовом масштабе через потрясения.
Европейцы должны осознать, российского интеллектуала на мякине провести нельзя. Детский сад – для детей.
12.10.2015.
Наталья Шлемова
© Copyright: Наталья Анатольевна Шлемова, 2015
Свидетельство о публикации №215101201594
***
«Предметы на сцене крутятся, раскачиваются, искрят и взрываются, а Макс Блэк продолжает свои научные и философские изыскания, которые то повергают его в уныние, то, напротив, приводят в восторг. Цитируя Поля Валери, Георга Кристофа Лихтенберга, Людвига Витгенштейна и, собственно, Макса Блэка, актер Александр Пантелеев успевает приводить в движение многочисленные механизмы, оказывающиеся на этот вечер его единственной компанией. Другая, впрочем, ему и не нужна. Полностью погруженный в свои мысли, людей он вряд ли бы заметил. То ли дело о них рассуждать, прибегая к аналитической философии и математическим подсчетам. Немецкий композитор и режиссер Хайнер Гёббельс незримо дирижирует настоящим полифоническим ансамблем, рождающим, как такому и положено, смыслы весьма многозвучные».
-***************************************************************************************************************
© Наталья Анатольевна Шлемова
«СТРАСТИ ПО МАКСУ БЛЭКУ» (Дневниковые заметки)
Вот собственно и все, что я смогла найти в Интернете о немецком композиторе-режиссёре Хайнере Гёббельсе. Да еще в программе к спектаклю прочитала статью Корнелии Йентч «Макс Блэк, или фурия мышления – музыкальный театр как философская инстанция», Берлин, 2002. (К сожалению, у меня нет времени здесь ее перепечатать, но читатель, при желании, и сам может поискать данную статью в Интернете). Скажу только, что статья Корнелии Йентч читается интереснее, чем смотрится сам этот полуторачасовой спектакль. Возможно, статья ангажирована и проплачена, не знаю, утверждать не буду. Но собственно, почти вся арт-критика сегодня ангажирована и проплачена, как и реклама, – плати и завтра о тебе заговорит весь мир, даже если твоя личность яйца выведенного не стоит, но если у тебя есть деньги/корпоративные связи – из тебя раздуют мыльный пузырь. Ведь истина и не ночевала в современном мире.
Начну разговор с наболевшего, что меня и побуждает, в ущерб основным делам, писать здесь о данном спектакле: с того, что современное искусство – это товар в нашем мире, оно предельно, предательски десакрализованно и опрофанено – и психологией консьюмеринга (бездумной стихии потребления) и условиями урбанизма и технократии и агрессивным прагматизмом нашей кризисующей цивилизации. Одним словом, духом наживы, стяжания, и уж ни как ни духа святого. Единственная фраза/мысль, которая запомнилась мне из всего спектакля, который я посмотрела вчера, что вся система нашей жизни не оставляет нам возможности, да и желания, м ы с л и т ь. Об этой воле к безмыслию нас предупреждал еще Дмитрий Мережковский в начале прошлого века.
Кто такой Макс Блэк, именем которого назван спектакль-инсталляция?! Это выходец из Баку, американский философ, в 1937 году заложивший основы «нечеткой логики», ныне имеющей широкое применение во всем мире. «Научная ветвь нечеткой логики имеет дело с неопределенностью или расплывчатостью, а для математических вычислений в ней приходится оперировать не только точными данными и цифрами, но и такими понятиями как «достаточно», «приблизительно» или «очень». Однако в сумме они дают неожиданно точное описание крайне сложных процессов, перед которыми пасуют цифры и формулы», - читаем мы в статье К.Йентч.
Собственно изучением принципа неопределенности занималась задолго до Макса Блэка та же немецкая философия иррационализма, а еще ранее – Индийская философия. Просто Блэк сделал категорию «неопределенности» разделом современной логики, которой оперирует современное естествознание. Сегодня это азбучные прописные истины.
Само название постановки «Макс Блэк…» не сводится к биографическому повествованию. Театральная лаборатория работает с фрагментами дневниковых текстов Макса Блэка, Поля Валери, Людвига Виттгенштейна, Георга Кристофа Лихтенберга, давая им возможность взаимодействовать друг с другом. По принципу:
« - Что ты делаешь целыми днями?
- я изобретаю себя» (Поль Валери), – принцип, достойный звания Человека, если бы 90% обывателей, мещан духа, населяющих земной шар, занимались действительно этим, мы бы уже наверняка жили в Золотом веке.
... который раз (и м.б. уже в последний((…) я шла в Электротеатр «Станиславский» в ожидании интеллектуального действия, заставляющего задуматься, в идеале, сместить точку сборки – обновить свое сознание, в итоге – зевания, скучно, и не только мне, но и соседям по ряду, зрелым зрителям, моего возраста, а молодежь, преимущественно и заполняющая зал Электротеатра, была если и не в восторге, но удовлетворена, смеялась, и впопад и невпопад, демонстрируя свой инфантилизм, поверхностность и слабую образованность. Но если от Х.Гёббеля они впервые услышат про поэта и мыслителя Поля Валери и иже с ним, уже только за это я ему благодарна.:)
Вот только в чем заключается «уникальность» творческого метода Хайнера Гёббеля, я так и не поняла, и в лупу разглядеть не могу. Это, конечно же, наша холопская падкость на «культовых» фигур западного арт-пространства, попросту – мода. Нет новых идей у Хайнера, хотя музыку он пишет красивую, она звучала в спектакле. Так вот этим бы и успешно занимался. Но сегодня принято пробовать себя сразу во всех жанрах: в режиссеры идут и художники и музыканты и пр. А режиссер должен видеть произведение ц е л и к о м, именно ЦЕЛОСТНОСТИ я и не увидела, концептуального мышления – нет в "инсталляции" Гёббельса, «спектаклем» я это назвать даже с натяжкой не могу. Разрушать культурную традицию мы научились, а вот создавать Новое внутри этой Традиции, потому что из нее выхода, кроме, как в ничто – нет, не научились, мыслим слабо, культуры мышления нема – кризис сознания. Нет сегодня в Европе ни второго П.Валери, ни Л.Виттгенштейна…
Но и скорбь по отсутствию Мысли в современном мире слишком рациональная, холодно-рассудочная, культ сциентизма мешает.
В истоки человеческой психики заглянуть можно, - как-то, думается, хотели сделать Макс Блэк и Х.Гёббельс, - только опираясь на мифологический и архетипальный материал, логику Мифа, в котором сокрыты начала всех наших комплексов.
В одном прав главный герой: «Вселенная не сделала через меня шага вперед в эволюции»… - антропологический крах… вселенский пессимизм. Но ведь остается какой-то отжим, субстрат, после этого проворота эволюции в отношении земного человечества. Что называется, еще не вечер!
Итак, «Макс Блэк…» - это даже не пьеса, а нарезка, заготовка для пьесы, фрагментарный конспект из дневниковых заметок. Незавершенность, но не философская, а беспомощная, эклектическая, зияющая открытость пустоты, но не Шуньяты, банкротство «всемогущего разума» - рациоцентризма Нового времени, оборванность на полуслове, тупиковость или «бесплодье умственного тупика» – вот общее для всех западных режиссеров, показанных нам в этом году в Электротеатре «Станиславский».
Актерская работа – в общем-то хорошая, но энергии достаточной нет, легкий перформанс. На среднестатистического зрителя рассчитан этот непрофессиональный театр. Претензия на новую эстетику?! И это после-то глобальных метафизических, эстетических систем Плотина, Канта, Гегеля и Шеллинга, романтиков и символистов – эта попса?!
Личности актера, пронизывающей действие и пробирающей психику зрителя до костей, нет! Текста/драматургии и подтекста – нет! Личности режиссера не просматривается. И всё это - так сказать, страсти по Максу Блэку.
Из чего я делаю вывод, сталкиваясь с представителями западно-европейского искусства, у современного среднестатистического европейца закрыта Анахата чакра – энергетический центр Сердца. Значит, будет открываться в массовом масштабе через потрясения.
Европейцы должны осознать, российского интеллектуала на мякине провести нельзя. Детский сад – для детей.
12.10.2015.
Наталья Шлемова
© Copyright: Наталья Анатольевна Шлемова, 2015
Свидетельство о публикации №215101201594
Обсуждения Страсти по Максу Блэку. Спектакль