"Юрий Левитанский — из тех поэтов, чьи стихи или хотя бы отдельные строчки встречались почти каждому, но при этом его нельзя назвать популярным. Очень уж он «отдельный», камерный. И найти адекватную театральную форму для стихов Левитанского — дело непростое.
Однако Елена Камбурова, для которой Левитанский — один из любимых поэтов, рискнула сделать в своем театре спектакль-посвящение. Режиссером пригласили Олега Кудряшова, тонко чувствующего и умеющего работать с таким материалом. А музыкальную партитуру выстроил Олег Синкин, выступающий здесь и как композитор, и как аранжировщик (в спектакле звучит еще музыка Йозефа Гайдна, Зденека Фибиха и Ларисы Критской).
Название спектакля напрямую связано со стихами, вошедшими в композицию: тут и «Сон о забытой роли», и «Сон об уходящем поезде», и «Сон о рояле». Но сон — это еще и атмосфера действия, ощущение от него: все происходящее словно грезится. А по завершении останутся только пустые стулья. И воспоминания.
Заходя в зал, чувствуешь, будто пришел в гости в немного странный, но очень уютный дом, где тебе рады, но всех секретов все равно не расскажут. На узенькой, вытянутой вдоль полоске пространства — три человека: дама и двое мужчин. А сверху, на изящном балкончике, — квартет девушек-певиц: белые платья, красивые голоса.
Он (Дмитрий Куличков), Она (Елена Камбурова) и Иронический человек (Евгений Павлов) — эта троица — ни разу не посмотрят друг на друга впрямую, ни разу не вступят в диалог. И при этом между ними выстроены прочные отношения. Кажется, они отзываются на перемену эмоций друг в друге всем своим существом. А эмоций тут много — от тепла и любви до ужаса, горечи и тоски.
У каждого из трех — абсолютно своя манера произнесения стихов. Легкая, быстрая, слова как бы танцуют — у Евгения Павлова. Серьезная, «широкими мазками» — у Дмитрия Куличкова. Надмирная, колдовская, заговаривающая — у самой Елены Камбуровой. И из этого сочетания складывается удивительно точная картина мира поэта Левитанского, чьи стихи, возможно, кто-то откроет для себя после спектакля".//Театральная афиша. Алиса Никольская, 24.11.2013
********************************************************************************
********************************************************************************
Выше, я публикую рецензию, чтобы читателю было понятно, о чем этот спектакль.
Так как моя задача – не информировать, а погружать в переживание.
Но вот, читатель дорогой, мой театральный дневник перед тобою.
Я не театровед, не критик, не газетный обозреватель, и потому, могу себе позволить странную рефлексию в потоке сознания, позволить говорить то, что думаю.
Вчера я впервые посмотрела этот спектакль и, наверное, посмотрю еще раз. И вот уже сутки я хожу в ПОТРЯСЕНИИ и не могу себя заставить кристаллизовать его на бумаге.
Просто душой я осталась там, в «Снах…», а рацио включать не хочется. Явление Духа вызывает восхищение и рассуждению не подлежит.
Поэтический спектакль – это архисложный жанр, слишком индивидуальный: играть Внутреннюю жизнь невероятно сложно.
Это очень необычный спектакль. Сказать, что он гениальный – мало, сказать, что он ритуальный (мистический) – будет точнее. В спектакле есть главное – Атмосфера, и она держит, как интонация, ваше внимание от начала и до конца. Это – особая, совершенно живая, возникающая в потоке, энергетика.
У спектакля уникальная режиссура, абсолютно убедительная и законченная в себе, не позволяющая актерам размазывать рисунок роли импровизацией. В трех, равноценных тональностях, «играются» стихи: как миры, картины жизни, коллизии судьбы, - очень самобытными актерами: драматическим и глубоким Дмитрием Куличковым («Он» - автор), пластичным, иронически резким и рельефным Евгением Павловым («Иронический человек» - а-ля декаданс), и трагиком по сути – Еленой Камбуровой («Она» – душа/муза поэта). Трагик легко перевоплощается в трагического клоуна по необходимости (это защитная мимикрия, потому что нести в себе без передышки напряжение духа невыносимо).
Стихотворный текст для актера только фактура, переживание одушевляет его, дополняя новыми красками.
Бывает, актерская работа перевешивает режиссерский замысел, здесь же – режиссура, как нить связи с волей Поэта, прочно держала весь спектакль.
Начало. Темнота горизонтали и вспыхивает мягкий свет, червонно-золотой (а в театре Камбуровой работают искусные художники по свету), и на границе Сна сидит Она, с блоковской незащищенной полуулыбкой, всё – время останавливается, мы попадаем в Иную реальность.
Обстановка весьма аскетична: белые стулья, стул-санки, стул-форточка, кресло-качалка, шинель, шаль, желтые абажуры на балконе, апельсин, кленовые листья, веточка черемухи…и что-то еще.
С балкона – второй ярус над сценой – льется пение тонких женских голосов, подобное звукам скрипки или свирели, зыбкость пространства…волны…звуков и света…волны душ голосов. Поэт, говоря с нами, говорит лишь с собственной Душой.
Действие бежит как река, на непрерываемом быстром ритме. Поэтическое отношение к жизни – стремительно. Поэт спешит, он здесь ненадолго, его ждет Космос, там – его Дом. Поэт метафорой несется вверх. В тех мирах, о которых он видит Сны, ему вольготно, он может быть самим собой.
А здесь… а здесь: «Я не участвую в войне/она участвует во мне». Дети воюют, дети играют. Поэт видит предельно серьезные сны о рояле, об уходящем поезде (перечтите эти стихи!) - знаковые, символические. Он пересекает пространство преходящего, конечного существования и попадает в Бытие. Юрий Давидович на протяжении всего творчества разрабатывает проблему своего ухода… значит, земная карма его души завершена, он подводит итог, с раннего возраста, зрелая душа опыт данного поля времени-пространства цивилизации собрала, она переходит… в иные звездные системы. И по большому счету, всё равно, услышали ли тебя на Земле или нет, главное, с чем ты придешь в Космос.
Те, кто соединяют дух с материей, подтягивая материю к духу, как правило, долго не живут. Поэты в нашем мире в инволюции, их же собственная эволюция параллельно плотным мирам протекает. Жизнь земная – сон для поэта. Он (поэт) реален, реализован в Логосе, в мыслеоснове – как первооснове мира. Мысль воздействует сильнее звука, но ее движение и создает звучание тонкой материи.
Спектакль предельно органичен в трех составляющих своих: слове, звуке, свете. Вообще, чувствовалась какая-то последняя предельность во всем – поэтическая предельность, обнаженность мира, завершенность его в слове. Душа Поэта, а через него и Душа мира, обретала свою плоть в слове.
Поэзия не всегда спасает мир, но она спасает душу от деградации.
Интонации, движения и танцы/пританцовывания актеров, хоровые элементы (квартет) становятся ритуалом. Спектакль – сон - ритуал - окно - канал. В спектакле, осознанно или бессознательно, но заложена реальная технология соединения с миром Души, с Тонким планом. Это и кульминационная сцена «Cон о рояле», это и декорации в 3D сделанные на экране, лицо Поэта. Это и чтение стихов Ею с балкона, когда голос становится таким невесомым, глубинно-прозрачным, видящим… и отрешенным.
Нет, здесь никто не наслаждается искусством, обошлось без искуса чистого эстетизма, здесь все «участвуют в войне», держа оборону Духа от разъедающей пошлости социальной жизни. (А Камбурова – прирожденный Воин духа, она без боев не может, непротивление злу насилием, но искусством.)
Поэтический театр – это особый, утонченный художественный феномен, и время его, как время Души, сейчас наступает.
Честно говоря, меня удивляет, что на сайте театра вывешена всего одна маленькая рецензия на этот сложный, странный и загадочный спектакль, спектакль – потрясение, хотя идет он в Москве, а не Потемкинской деревне. И спектакль этот действительно ЯВЛЕНИЕ (так что критика и публика совсем мыслить разучились?..)
Одиночество поэзии в этом призрачном мире.
Весь театральный процесс в театре Камбуровой мне напоминает «Паломничество в страну Востока» Гессе.
В Камбуровой умер воспитатель, педагог, проповедник, правитель-мироустроитель, вернее, не умер, а нашел воплощение на сцене.
И сколь духовно изысканна, аристократична режиссура мудрого Олега Кудряшова. (О нем мало говорят, но он из магикан.) Он сумел выбрать (наверное, в соавторстве с Еленой Антоновной, которая дружила с Левитанским) ключевые стихи и циклы из лирического мира поэта, те зерна, которые воссоздают древо его поэзии, что вечно зеленеет. Но вот что интересно, стихи композиционно подобраны и прочитаны/разыграны так, что становятся тончайшим процессом своего продолжения и развития. Будто сам поэт (возможно, так оно и есть), вкладывает в них новые интонации, раздвигая и углубляя их смыслы. Стихи живут, растут «как звезды и как розы…». Очевидно, надо выйти из тела, чтобы с Тонкого плана уже надиктовывать текст в тексте, иеровдохновенно, богодухновенно.
"Сны поэта Левитанского" - спектакль - шедевр, нет, не бренд, бренды - для толпы. И я еще буду и буду к нему возвращаться, как к тайне.
P.S. Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой востребован не людьми, а Богом, а потому он и будет всегда, трансформируясь, существовать и бытийствовать и в этом и в Том мире, ибо работа в нем идет в соавторстве с Высшими силами.
(См.: Официальный сайт поэта Ю.Д.Левитанского....)
© Copyright: Наталья Анатольевна Шлемова, 2014
Свидетельство о публикации №214061301786
Название спектакля напрямую связано со стихами, вошедшими в композицию: тут и «Сон о забытой роли», и «Сон об уходящем поезде», и «Сон о рояле». Но сон — это еще и атмосфера действия, ощущение от него: все происходящее словно грезится. А по завершении останутся только пустые стулья. И воспоминания.
Заходя в зал, чувствуешь, будто пришел в гости в немного странный, но очень уютный дом, где тебе рады, но всех секретов все равно не расскажут. На узенькой, вытянутой вдоль полоске пространства — три человека: дама и двое мужчин. А сверху, на изящном балкончике, — квартет девушек-певиц: белые платья, красивые голоса.
Он (Дмитрий Куличков), Она (Елена Камбурова) и Иронический человек (Евгений Павлов) — эта троица — ни разу не посмотрят друг на друга впрямую, ни разу не вступят в диалог. И при этом между ними выстроены прочные отношения. Кажется, они отзываются на перемену эмоций друг в друге всем своим существом. А эмоций тут много — от тепла и любви до ужаса, горечи и тоски.
У каждого из трех — абсолютно своя манера произнесения стихов. Легкая, быстрая, слова как бы танцуют — у Евгения Павлова. Серьезная, «широкими мазками» — у Дмитрия Куличкова. Надмирная, колдовская, заговаривающая — у самой Елены Камбуровой. И из этого сочетания складывается удивительно точная картина мира поэта Левитанского, чьи стихи, возможно, кто-то откроет для себя после спектакля".//Театральная афиша. Алиса Никольская, 24.11.2013
********************************************************************************
********************************************************************************
Выше, я публикую рецензию, чтобы читателю было понятно, о чем этот спектакль.
Так как моя задача – не информировать, а погружать в переживание.
Но вот, читатель дорогой, мой театральный дневник перед тобою.
Я не театровед, не критик, не газетный обозреватель, и потому, могу себе позволить странную рефлексию в потоке сознания, позволить говорить то, что думаю.
Вчера я впервые посмотрела этот спектакль и, наверное, посмотрю еще раз. И вот уже сутки я хожу в ПОТРЯСЕНИИ и не могу себя заставить кристаллизовать его на бумаге.
Просто душой я осталась там, в «Снах…», а рацио включать не хочется. Явление Духа вызывает восхищение и рассуждению не подлежит.
Поэтический спектакль – это архисложный жанр, слишком индивидуальный: играть Внутреннюю жизнь невероятно сложно.
Это очень необычный спектакль. Сказать, что он гениальный – мало, сказать, что он ритуальный (мистический) – будет точнее. В спектакле есть главное – Атмосфера, и она держит, как интонация, ваше внимание от начала и до конца. Это – особая, совершенно живая, возникающая в потоке, энергетика.
У спектакля уникальная режиссура, абсолютно убедительная и законченная в себе, не позволяющая актерам размазывать рисунок роли импровизацией. В трех, равноценных тональностях, «играются» стихи: как миры, картины жизни, коллизии судьбы, - очень самобытными актерами: драматическим и глубоким Дмитрием Куличковым («Он» - автор), пластичным, иронически резким и рельефным Евгением Павловым («Иронический человек» - а-ля декаданс), и трагиком по сути – Еленой Камбуровой («Она» – душа/муза поэта). Трагик легко перевоплощается в трагического клоуна по необходимости (это защитная мимикрия, потому что нести в себе без передышки напряжение духа невыносимо).
Стихотворный текст для актера только фактура, переживание одушевляет его, дополняя новыми красками.
Бывает, актерская работа перевешивает режиссерский замысел, здесь же – режиссура, как нить связи с волей Поэта, прочно держала весь спектакль.
Начало. Темнота горизонтали и вспыхивает мягкий свет, червонно-золотой (а в театре Камбуровой работают искусные художники по свету), и на границе Сна сидит Она, с блоковской незащищенной полуулыбкой, всё – время останавливается, мы попадаем в Иную реальность.
Обстановка весьма аскетична: белые стулья, стул-санки, стул-форточка, кресло-качалка, шинель, шаль, желтые абажуры на балконе, апельсин, кленовые листья, веточка черемухи…и что-то еще.
С балкона – второй ярус над сценой – льется пение тонких женских голосов, подобное звукам скрипки или свирели, зыбкость пространства…волны…звуков и света…волны душ голосов. Поэт, говоря с нами, говорит лишь с собственной Душой.
Действие бежит как река, на непрерываемом быстром ритме. Поэтическое отношение к жизни – стремительно. Поэт спешит, он здесь ненадолго, его ждет Космос, там – его Дом. Поэт метафорой несется вверх. В тех мирах, о которых он видит Сны, ему вольготно, он может быть самим собой.
А здесь… а здесь: «Я не участвую в войне/она участвует во мне». Дети воюют, дети играют. Поэт видит предельно серьезные сны о рояле, об уходящем поезде (перечтите эти стихи!) - знаковые, символические. Он пересекает пространство преходящего, конечного существования и попадает в Бытие. Юрий Давидович на протяжении всего творчества разрабатывает проблему своего ухода… значит, земная карма его души завершена, он подводит итог, с раннего возраста, зрелая душа опыт данного поля времени-пространства цивилизации собрала, она переходит… в иные звездные системы. И по большому счету, всё равно, услышали ли тебя на Земле или нет, главное, с чем ты придешь в Космос.
Те, кто соединяют дух с материей, подтягивая материю к духу, как правило, долго не живут. Поэты в нашем мире в инволюции, их же собственная эволюция параллельно плотным мирам протекает. Жизнь земная – сон для поэта. Он (поэт) реален, реализован в Логосе, в мыслеоснове – как первооснове мира. Мысль воздействует сильнее звука, но ее движение и создает звучание тонкой материи.
Спектакль предельно органичен в трех составляющих своих: слове, звуке, свете. Вообще, чувствовалась какая-то последняя предельность во всем – поэтическая предельность, обнаженность мира, завершенность его в слове. Душа Поэта, а через него и Душа мира, обретала свою плоть в слове.
Поэзия не всегда спасает мир, но она спасает душу от деградации.
Интонации, движения и танцы/пританцовывания актеров, хоровые элементы (квартет) становятся ритуалом. Спектакль – сон - ритуал - окно - канал. В спектакле, осознанно или бессознательно, но заложена реальная технология соединения с миром Души, с Тонким планом. Это и кульминационная сцена «Cон о рояле», это и декорации в 3D сделанные на экране, лицо Поэта. Это и чтение стихов Ею с балкона, когда голос становится таким невесомым, глубинно-прозрачным, видящим… и отрешенным.
Нет, здесь никто не наслаждается искусством, обошлось без искуса чистого эстетизма, здесь все «участвуют в войне», держа оборону Духа от разъедающей пошлости социальной жизни. (А Камбурова – прирожденный Воин духа, она без боев не может, непротивление злу насилием, но искусством.)
Поэтический театр – это особый, утонченный художественный феномен, и время его, как время Души, сейчас наступает.
Честно говоря, меня удивляет, что на сайте театра вывешена всего одна маленькая рецензия на этот сложный, странный и загадочный спектакль, спектакль – потрясение, хотя идет он в Москве, а не Потемкинской деревне. И спектакль этот действительно ЯВЛЕНИЕ (так что критика и публика совсем мыслить разучились?..)
Одиночество поэзии в этом призрачном мире.
Весь театральный процесс в театре Камбуровой мне напоминает «Паломничество в страну Востока» Гессе.
В Камбуровой умер воспитатель, педагог, проповедник, правитель-мироустроитель, вернее, не умер, а нашел воплощение на сцене.
И сколь духовно изысканна, аристократична режиссура мудрого Олега Кудряшова. (О нем мало говорят, но он из магикан.) Он сумел выбрать (наверное, в соавторстве с Еленой Антоновной, которая дружила с Левитанским) ключевые стихи и циклы из лирического мира поэта, те зерна, которые воссоздают древо его поэзии, что вечно зеленеет. Но вот что интересно, стихи композиционно подобраны и прочитаны/разыграны так, что становятся тончайшим процессом своего продолжения и развития. Будто сам поэт (возможно, так оно и есть), вкладывает в них новые интонации, раздвигая и углубляя их смыслы. Стихи живут, растут «как звезды и как розы…». Очевидно, надо выйти из тела, чтобы с Тонкого плана уже надиктовывать текст в тексте, иеровдохновенно, богодухновенно.
"Сны поэта Левитанского" - спектакль - шедевр, нет, не бренд, бренды - для толпы. И я еще буду и буду к нему возвращаться, как к тайне.
P.S. Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой востребован не людьми, а Богом, а потому он и будет всегда, трансформируясь, существовать и бытийствовать и в этом и в Том мире, ибо работа в нем идет в соавторстве с Высшими силами.
(См.: Официальный сайт поэта Ю.Д.Левитанского....)
© Copyright: Наталья Анатольевна Шлемова, 2014
Свидетельство о публикации №214061301786
Обсуждения Сны поэта Левитанского. Спектакль