Сны поэта Левитанского. Спектакль

"Юрий Левитанский — из тех поэтов, чьи стихи или хотя бы отдельные строчки встречались почти каждому, но при этом его нельзя назвать популярным. Очень уж он «отдельный», камерный. И найти адекватную театральную форму для стихов Левитанского — дело непростое.
Сны поэта Левитанского. Спектакль
Однако Елена Камбурова, для которой Левитанский — один из любимых поэтов, рискнула сделать в своем театре спектакль-посвящение. Режиссером пригласили Олега Кудряшова, тонко чувствующего и умеющего работать с таким материалом. А музыкальную партитуру выстроил Олег Синкин, выступающий здесь и как композитор, и как аранжировщик (в спектакле звучит еще музыка Йозефа Гайдна, Зденека Фибиха и Ларисы Критской).

Название спектакля напрямую связано со стихами, вошедшими в композицию: тут и «Сон о забытой роли», и «Сон об уходящем поезде», и «Сон о рояле». Но сон — это еще и атмосфера действия, ощущение от него: все происходящее словно грезится. А по завершении останутся только пустые стулья. И воспоминания.

Заходя в зал, чувствуешь, будто пришел в гости в немного странный, но очень уютный дом, где тебе рады, но всех секретов все равно не расскажут. На узенькой, вытянутой вдоль полоске пространства — три человека: дама и двое мужчин. А сверху, на изящном балкончике, — квартет девушек-певиц: белые платья, красивые голоса.

Он (Дмитрий Куличков), Она (Елена Камбурова) и Иронический человек (Евгений Павлов) — эта троица — ни разу не посмотрят друг на друга впрямую, ни разу не вступят в диалог. И при этом между ними выстроены прочные отношения. Кажется, они отзываются на перемену эмоций друг в друге всем своим существом. А эмоций тут много — от тепла и любви до ужаса, горечи и тоски.

У каждого из трех — абсолютно своя манера произнесения стихов. Легкая, быстрая, слова как бы танцуют — у Евгения Павлова. Серьезная, «широкими мазками» — у Дмитрия Куличкова. Надмирная, колдовская, заговаривающая — у самой Елены Камбуровой. И из этого сочетания складывается удивительно точная картина мира поэта Левитанского, чьи стихи, возможно, кто-то откроет для себя после спектакля".//Театральная афиша. Алиса Никольская, 24.11.2013


********************************************************************************

********************************************************************************

Выше, я публикую рецензию, чтобы читателю было понятно, о чем этот спектакль.

Так как моя задача – не информировать, а погружать в переживание.

Но вот, читатель дорогой, мой театральный дневник перед тобою.

Я не театровед, не критик, не газетный обозреватель, и потому, могу себе позволить странную рефлексию в потоке сознания, позволить говорить то, что думаю.

Вчера я впервые посмотрела этот спектакль и, наверное, посмотрю еще раз. И вот уже сутки я хожу в ПОТРЯСЕНИИ и не могу себя заставить кристаллизовать его на бумаге.

Просто душой я осталась там, в «Снах…», а рацио включать не хочется. Явление Духа вызывает восхищение и рассуждению не подлежит.

Поэтический спектакль – это архисложный жанр, слишком индивидуальный: играть Внутреннюю жизнь невероятно сложно.

Это очень необычный спектакль. Сказать, что он гениальный – мало, сказать, что он ритуальный (мистический) – будет точнее. В спектакле есть главное – Атмосфера, и она держит, как интонация, ваше внимание от начала и до конца. Это – особая, совершенно живая, возникающая в потоке, энергетика.

У спектакля уникальная режиссура, абсолютно убедительная и законченная в себе, не позволяющая актерам размазывать рисунок роли импровизацией. В трех, равноценных тональностях, «играются» стихи: как миры, картины жизни, коллизии судьбы, - очень самобытными актерами: драматическим и глубоким Дмитрием Куличковым («Он» - автор), пластичным, иронически резким и рельефным Евгением Павловым («Иронический человек» - а-ля декаданс), и трагиком по сути – Еленой Камбуровой («Она» – душа/муза поэта). Трагик легко перевоплощается в трагического клоуна по необходимости (это защитная мимикрия, потому что нести в себе без передышки напряжение духа невыносимо).

Стихотворный текст для актера только фактура, переживание одушевляет его, дополняя новыми красками.

Бывает, актерская работа перевешивает режиссерский замысел, здесь же – режиссура, как нить связи с волей Поэта, прочно держала весь спектакль.

Начало. Темнота горизонтали и вспыхивает мягкий свет, червонно-золотой (а в театре Камбуровой работают искусные художники по свету), и на границе Сна сидит Она, с блоковской незащищенной полуулыбкой, всё – время останавливается, мы попадаем в Иную реальность.

Обстановка весьма аскетична: белые стулья, стул-санки, стул-форточка, кресло-качалка, шинель, шаль, желтые абажуры на балконе, апельсин, кленовые листья, веточка черемухи…и что-то еще.

С балкона – второй ярус над сценой – льется пение тонких женских голосов, подобное звукам скрипки или свирели, зыбкость пространства…волны…звуков и света…волны душ голосов. Поэт, говоря с нами, говорит лишь с собственной Душой.

Действие бежит как река, на непрерываемом быстром ритме. Поэтическое отношение к жизни – стремительно. Поэт спешит, он здесь ненадолго, его ждет Космос, там – его Дом. Поэт метафорой несется вверх. В тех мирах, о которых он видит Сны, ему вольготно, он может быть самим собой.

А здесь… а здесь: «Я не участвую в войне/она участвует во мне». Дети воюют, дети играют. Поэт видит предельно серьезные сны о рояле, об уходящем поезде (перечтите эти стихи!) - знаковые, символические. Он пересекает пространство преходящего, конечного существования и попадает в Бытие. Юрий Давидович на протяжении всего творчества разрабатывает проблему своего ухода… значит, земная карма его души завершена, он подводит итог, с раннего возраста, зрелая душа опыт данного поля времени-пространства цивилизации собрала, она переходит… в иные звездные системы. И по большому счету, всё равно, услышали ли тебя на Земле или нет, главное, с чем ты придешь в Космос.

Те, кто соединяют дух с материей, подтягивая материю к духу, как правило, долго не живут. Поэты в нашем мире в инволюции, их же собственная эволюция параллельно плотным мирам протекает. Жизнь земная – сон для поэта. Он (поэт) реален, реализован в Логосе, в мыслеоснове – как первооснове мира. Мысль воздействует сильнее звука, но ее движение и создает звучание тонкой материи.

Спектакль предельно органичен в трех составляющих своих: слове, звуке, свете. Вообще, чувствовалась какая-то последняя предельность во всем – поэтическая предельность, обнаженность мира, завершенность его в слове. Душа Поэта, а через него и Душа мира, обретала свою плоть в слове.

Поэзия не всегда спасает мир, но она спасает душу от деградации.

Интонации, движения и танцы/пританцовывания актеров, хоровые элементы (квартет) становятся ритуалом. Спектакль – сон - ритуал - окно - канал. В спектакле, осознанно или бессознательно, но заложена реальная технология соединения с миром Души, с Тонким планом. Это и кульминационная сцена «Cон о рояле», это и декорации в 3D сделанные на экране, лицо Поэта. Это и чтение стихов Ею с балкона, когда голос становится таким невесомым, глубинно-прозрачным, видящим… и отрешенным.

Нет, здесь никто не наслаждается искусством, обошлось без искуса чистого эстетизма, здесь все «участвуют в войне», держа оборону Духа от разъедающей пошлости социальной жизни. (А Камбурова – прирожденный Воин духа, она без боев не может, непротивление злу насилием, но искусством.)

Поэтический театр – это особый, утонченный художественный феномен, и время его, как время Души, сейчас наступает.

Честно говоря, меня удивляет, что на сайте театра вывешена всего одна маленькая рецензия на этот сложный, странный и загадочный спектакль, спектакль – потрясение, хотя идет он в Москве, а не Потемкинской деревне. И спектакль этот действительно ЯВЛЕНИЕ (так что критика и публика совсем мыслить разучились?..)

Одиночество поэзии в этом призрачном мире.

Весь театральный процесс в театре Камбуровой мне напоминает «Паломничество в страну Востока» Гессе.

В Камбуровой умер воспитатель, педагог, проповедник, правитель-мироустроитель, вернее, не умер, а нашел воплощение на сцене.

И сколь духовно изысканна, аристократична режиссура мудрого Олега Кудряшова. (О нем мало говорят, но он из магикан.) Он сумел выбрать (наверное, в соавторстве с Еленой Антоновной, которая дружила с Левитанским) ключевые стихи и циклы из лирического мира поэта, те зерна, которые воссоздают древо его поэзии, что вечно зеленеет. Но вот что интересно, стихи композиционно подобраны и прочитаны/разыграны так, что становятся тончайшим процессом своего продолжения и развития. Будто сам поэт (возможно, так оно и есть), вкладывает в них новые интонации, раздвигая и углубляя их смыслы. Стихи живут, растут «как звезды и как розы…». Очевидно, надо выйти из тела, чтобы с Тонкого плана уже надиктовывать текст в тексте, иеровдохновенно, богодухновенно.

"Сны поэта Левитанского" - спектакль - шедевр, нет, не бренд, бренды - для толпы. И я еще буду и буду к нему возвращаться, как к тайне.

P.S. Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой востребован не людьми, а Богом, а потому он и будет всегда, трансформируясь, существовать и бытийствовать и в этом и в Том мире, ибо работа в нем идет в соавторстве с Высшими силами.

(См.: Официальный сайт поэта Ю.Д.Левитанского....)

© Copyright: Наталья Анатольевна Шлемова, 2014
Свидетельство о публикации №214061301786
×

По теме Сны поэта Левитанского. Спектакль

Спектакль 1900

"Ты жив по-настоящему до тех пор, пока у тебя есть в запасе хорошая история и...
Журнал

Носферату. Спектакль

25 февраля, Театр им. Моссовета ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. П.И. ЧАЙКОВСКОГО, ПЕРМЬ...
Журнал

Страсти по Максу Блэку. Спектакль

«Сегодня, 7 октября, Электротеатр «Станиславский» представляет новый спектакль...
Журнал

Вселенский спектакль, Декорации, Актёры и Режиссёр

…как осеннее дерево…, печально и отрешенно…, под гнетом неумолимого хода времени...
Журнал

Вещие сны

Если спросить любого человека: что такое сон, то он сначала удивится вопросу, но...
Журнал

Сны и реальность

Не так давно учеными-психологами был доказан тот факт, что младенцы от одного до...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Полезные сладости, которые не повредят зроровью
За активным умом есть неизменный фон осознания