О Таинстве Покаяния

4.1. О совершении таинства исповеди перед простолюдином или иноком, не облеченным в священный сан, мы имеем ясное указание из Священного Писания: “Исповедуйте убо друг другу согрешения вашя, и молитеся друг за друга, яко да исцелеете: много бо может молитва праведнаго поспешествуема” (Иак.
О Таинстве Покаяния
5, 16). Св. Апостол Павел, имея в виду прощение Коринфского кровосмесника, очевидно говорит о праве отпустить сей грех местной христианской общине, если это согласно воле Божией: “Емуже аще что даруете, и аз: ибо аз аще что даровах, емуже даровах, вас ради, о лице Исус Христове” (2 Кор. 2, 10).

4.2. Этому находится подтверждение в учении и практике Св. Церкви. В Номоканоне говорится: “Аще убо кто есть священник не искусен же, а другий не священник, искус же имея духовнаго деяния, сему паче священника праведно есть помышления приимати, и правильно исправляти” (лист 730). Блаж. Феофилакт Болгарский, в толковании на Мф. 18, 18: “Елика аще свяжете на земли, будут связана и на небеси”, пишет: “Если, говорит, ты, обиженный, будешь иметь как мытаря и язычника того, кто поступил с тобой несправедливо, то таковым он будет и на небе. Если же ты разрешишь его, т. е. простишь, то он будет прощен и на небе. Ибо не только то, что разрешают священники, бывает разрешаемо, но и то, что мы, когда с нами поступают несправедливо, связываем или разрешаем, бывает связываемо или разрешаемо и на небе”. Преп. Феодор Студит свидетельствует: “Но так как он (архиерей) видит, что господствует ересь и обстоятельства со всех сторон стеснительны, то представил всем желающим врачевать приключившиеся болезни, как может каждый; и хорошо сделал он, достопочтеннейший, так что и совершаемое есть закон, и душа, за которую умер Христос, не осталась без врачевания. Посему епитимии, употребляемые в настоящее время, суть врачевства... Не соблазн производят эти действия, а служат доказательством истинной любви” (послание 162). “Не противно правилам, – говорит тот же преп. Феодор, – и простому монаху назначать епитимии” (послание 215 к Мефодию монаху).

4.3. В житиях святых повествуется о совершении исповеди лицами, не имеющими священнического сана. Так св. Антоний Великий многих приходящих к нему поучал и принимал помышления и преп. Павлу Препростому подал иноческий образ; св. Пахомий Великий, собрав много монастырей, также принимал помышления братий и отвергшегося Христа обложил епитимиею и исправил; св. Иоанникий Великий принимал исповедающихся и одного еретика-иконоборца, приняв на покаяние, соделал истинным христианином; св. мученик Христофор, приняв двух блудниц кающихся, подал им прощение; старец-простец связал ученика своего “апостольскою властию” (Пролог, 15 окт.).

4.4. В Древней Церкви первохристианских времен таинство исповеди не имело тех форм, которые появились в церковной практике позднее. Покаяние тогда происходило публично в храме и весь народ Божий разрешал или связывал согрешившего. Впрочем, публичное покаяние или покаяние перед предстоятелем совершалось только в тяжких, смертных грехах, за прочие же грехи христианин испрашивал прощения у Бога в частной молитве, что, безусловно, также вменяется в истинное покаяние. Ибо таинство покаяния, в отличие от других таинств, не сопряжено с видимым обрядом, но является делом сугубо нравственным.

Так именно понималось покаяние в писаниях Св. Отцов и Учителей Церкви I-III веков. Вообще, согласно святоотеческому учению, истинное покаяние вменяется только тем, кои действительно оставляют тот грех, в котором исповедовались, ибо покаяние есть, прежде всего, изменение ума.

О том, что при отсутствии духовника приносить покаяние следует одному Богу и сие вменяется в истинное покаяние, говорится в Кормчей книге: “Вопрос: Аще во гресех состаревся человек, завещает в молитве своей завет между собою и Богом, глаголя, яко прости мя Владыко, яже согреших доселе, и прочее не содею древних моих грех, ни обращуся к ним, но исповемся имени Твоему. Аще сий завет сотворив к Богу человек, в малех днех умрет, что требе есть помышляти? Ответ: Приято бысть покаяние его от Бога” (Преп. Анастасия Синаита, лист 629).

4.5. Для совершения сакраментального покаяния (тайной исповеди перед священнослужителем) требуется свидетель исповеди, который свидетельствует об истинности ее совершения. Он есть посредник между Богом и кающимся грешником, который имеет власть разрешать и связывать, впрочем, так, чтобы быть согласным с волей Божией, а не по собственному произволу. Это есть главнейшее основание таинства сакраментальной исповеди, совершителем которой является Сам Господь Исус Христос.

4.6. Таинство исповеди никак не связано с таинством евхаристии (причастия), и может совершаться как вместе, так и раздельно с ним. В отсутствие духовника или любого иного свидетеля исповеди из верных христиан, каждый христианин, не имеющий препятствий ко святому причащению, т. е. не отлученный от общения и не находящийся под епитимией, не совершающий особо тяжких, смертных грехов, требующих врачевания в таинстве исповеди перед отцом духовным, – может приобщаться Тела и Крови Христовых, употребляя чин “скитского”, или точнее – “келейного” покаяния, который состоит в подробном исповедании в частной молитве перед Богом возможных согрешений. “Скитское покаяние”, таким образом, вменяется в истинное покаяние и не требует дополнительного очищения покаянием перед духовником.

Впрочем, каждому следует руководствоваться более голосом совести, нежели установленному закону, ибо одно правило для всех касательно исповеди в данном случае установить невозможно, так как каждому требуется такое духовное врачевание, которое сообразно состоянию его души.

4.7. Совершение таинства покаяния безсвященническим чином не есть право, применяющееся только в особых обстоятельствах, но постоянная церковная практика, употреблявшаяся в Св. Церкви всегда и повсюду, т. к. в основе ее поставлен нравственный авторитет исповедующего – мiрянина или монаха – способного к духовному руководству верующими. Институт старчества прекрасно иллюстирирует такой опыт.

4.8. Поскольку главнейший момент таинства покаяния заключается в исповедании грехов перед Богом и отречении от них в присутствии свидетеля, который от имени Божия прощает кающегося, – то т. н. “разрешительная молитва”, начинающаяся словами: “Господь и Бог наш Исус Христос...”, и наложение священнической епитрахили на исповедника с крестным знамением, не есть непременное условие действительности совершения таинства покаяния и в церковной практике ныне не употребляется. В действительности эта “разрешительная молитва” – явление сравнительно позднее, появившееся с 1671 г., когда при переиздании Требника к чину исповедания была прибавлена формула католического происхождения (Rituale sacramentorum) из Евхологиона Петра Могилы, которая и известна как “разрешательная молитва”.

4.9. Во времена коммунистических гонений на Церковь в практику вошла также заочная исповедь, когда кающийся отправлял ее в письменном виде архиерею или священнику, а тот, по получении ее, вычитывал приличные чинопоследованию таинства молитвословия. Такой образ совершения исповеди нисколько не противоречит существу и смыслу сего таинства.
×

По теме О Таинстве Покаяния

О таинстве миропомазания

3.1. Если в крещении совершается перерождение новопросвещенного в жизнь духовную...
Религия

Таинство покаяния

Установление таинства Покаяния Крещение омывает грехи, но не упраздняет их в...
Религия

На тему покаяния

Основная пастырская проблема среди наших соотечественников – не столько неверие...
Религия

Таинство среднего возраста

Акцент нашей бурной и стремительной жизни сориентирован большей частью на...
Психология

Покаяние народа Русского

Мы - русские. И наша Родина - Россия. Но у нее - есть история. Давняя. И в...
Журнал

Таинства дыхания

Поговорим о том, без чего обычный человек не сможет прожить и трех минут, если...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Дзадзен. Кодо Саваки Роси о дзадзене
О природе ума