Акцент нашей бурной и стремительной жизни сориентирован большей частью на молодежь, людей возраста 18 - 30 лет, т.н.«золотого возраста». И возраст этот действительно «золотой»: именно в этом возрасте люди активно планируют и воплощают в жизнь свой жизненный сценарий: строят карьеру, реализуют себя в отношениях любви и дружбы, создают семью, заводят детей.
Молодые люди находятся в периоде рассвета своих психофизиологических функций. Скорее всего, поэтому большой процент вакансий содержит ограничение возраста до 30-35 лет. Однако в каждом возрасте имеются свои преимущества, главное их увидеть и оценить. Что же кроется в этом таинственном «среднем возрасте»? По данным специалистов, у людей, которые достигли возраста средней взрослости (40 - 60 лет), заметно относительное снижение характеристик психофизиологических функций. Однако это не влияет на работоспособность и позволяет сохранить творческую активность. Поскольку, особенности интеллектуального развития и показатели интеллектуальных возможностей во многом зависят от особенностей самой личности, от его жизненных установок, планов и жизненных ценностей. Главная особенность этого возраста - достижение мудрости (владение широкими фактическими и процедурными знаниями, умение оценивать события и информацию в более широком контексте и способности справляться с неопределенностью) (Helson, 1997).
Средний возраст может быть периодом расцвета семейной жизни, карьеры, творческих способностей, однако люди все чаще стали задумываться о том, что они смертны и их время прошло. Труд становится важным источником человеческих чувств. Почти все эмоции связаны с ходом трудовой деятельности, ее успехами или неудачами. Стресс играет важную роль в развитии многих болезней. Этот возраст также связан с тем, что люди теряют свою вторую половинку, в результате смерти, развода, или решение жить отдельно, в их жизни проходят такие неприятные события как досрочный выход на пенсию или болезни. В этом возрасте люди часто подвержены депрессии и чувству одиночества.
Многие люди, вступая в период среднего возраста, могут несколько снизить свою физическую активность, благодаря развитому у них чувстве самоэффективности, по меньшей мере, в некоторых важных областях их жизни (Clark-Plaskie, Lachman, 1999).
Основными мотивациями в среднем возрасте выступают: реализация своего творческого потенциала; необходимость передать знания следующему поколению; забота о близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в старости. Учитывая все эти факторы происходит корректировка системы ценностей в трех связанных между собой областях: личностной, семейной и профессиональной. Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер (преждевременный выход на пенсию, сокращение на работе, потеря ребенка или супруга, вынужденный переезд на новое место жизни) могут вызвать мотивационный кризис.
Критической точкой мотивационного кризиса является потеря человеком центрального жизненного мотива - смысла жизни и образования вакуума, преодолеть такой кризис помогает восполненная потребность в самоуважении и самореализации. Поведенческие особенности обусловлены тем, что в возрасте средней взрослости ведущим видом деятельности является труд. К этому возрасту большинство людей накапливают достаточно большой опыт в выбранной профессиональной деятельности, который позволяет компенсировать возрастные изменения в организме. Отношения с супругом стабилизируются, на первый план выходят проблемы помощи с одной стороны детям, которые вступают во взрослую жизнь с другой забота о родителях. Большую часть свободного времени люди тратят на дополнительные заработки и обеспечения быта, так самореализацию в отдыхе могут позволить себе не все. В целом поколение 40-летних становится авторитетом как для тех, кто моложе, так и для тех, кто старше. Родители ими уже не руководят, дети в них еще не сомневаются. Уверенность в своих силах позволяет принимать ответственные решения с такой легкостью, которая раньше была им недоступна. Вот почему категорию 40 - 60-летних называют поколением руководителей.
Разумеется, далеко не все люди среднего возраста заняты принятием ответственных решений. Многие чувствуют, что они не в состоянии распорядиться собственной жизнью и тем более управлять другими. По-видимому, многие люди после 40 лет начинают утрачивать свою жизненную энергию. Френкель-Брунсвик (Frenkel-Brunswik, 1963), например, не считала людей среднего возраста «поколением руководителей». Она представляла этот период жизни фазой снижения жизненной активности (примерно 48 лет), обычно сопровождавшейся как психологическими, так и биологическими кризисами. Левинсон и коллеги (Levinson, 1978,1996) также полагают, что «переход середины жизни — это время умеренного или даже тяжелого кризиса» и для мужчин, и для женщин.
Таким образом, средний возраст это возраст символического перехода количества в качество и качество это сугубо индивидуально, так как зависит как от особенностей самой личности, так и от жизненных установок, планов, жизненных ценностей, и, соответственно, от опыта и усилий предыдущего «золотого» периода жизни, а так же его продуктивности. Так, что впадая в депрессию, недооценивая преимущества среднего возраста равносильно сказанному в поговорке, что «с водой выбрасывать ребёнка».
В статье использованы материалы:
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Психолог Гуляева (Карлова) Анна Борисовна
Средний возраст может быть периодом расцвета семейной жизни, карьеры, творческих способностей, однако люди все чаще стали задумываться о том, что они смертны и их время прошло. Труд становится важным источником человеческих чувств. Почти все эмоции связаны с ходом трудовой деятельности, ее успехами или неудачами. Стресс играет важную роль в развитии многих болезней. Этот возраст также связан с тем, что люди теряют свою вторую половинку, в результате смерти, развода, или решение жить отдельно, в их жизни проходят такие неприятные события как досрочный выход на пенсию или болезни. В этом возрасте люди часто подвержены депрессии и чувству одиночества.
Многие люди, вступая в период среднего возраста, могут несколько снизить свою физическую активность, благодаря развитому у них чувстве самоэффективности, по меньшей мере, в некоторых важных областях их жизни (Clark-Plaskie, Lachman, 1999).
Основными мотивациями в среднем возрасте выступают: реализация своего творческого потенциала; необходимость передать знания следующему поколению; забота о близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в старости. Учитывая все эти факторы происходит корректировка системы ценностей в трех связанных между собой областях: личностной, семейной и профессиональной. Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер (преждевременный выход на пенсию, сокращение на работе, потеря ребенка или супруга, вынужденный переезд на новое место жизни) могут вызвать мотивационный кризис.
Критической точкой мотивационного кризиса является потеря человеком центрального жизненного мотива - смысла жизни и образования вакуума, преодолеть такой кризис помогает восполненная потребность в самоуважении и самореализации. Поведенческие особенности обусловлены тем, что в возрасте средней взрослости ведущим видом деятельности является труд. К этому возрасту большинство людей накапливают достаточно большой опыт в выбранной профессиональной деятельности, который позволяет компенсировать возрастные изменения в организме. Отношения с супругом стабилизируются, на первый план выходят проблемы помощи с одной стороны детям, которые вступают во взрослую жизнь с другой забота о родителях. Большую часть свободного времени люди тратят на дополнительные заработки и обеспечения быта, так самореализацию в отдыхе могут позволить себе не все. В целом поколение 40-летних становится авторитетом как для тех, кто моложе, так и для тех, кто старше. Родители ими уже не руководят, дети в них еще не сомневаются. Уверенность в своих силах позволяет принимать ответственные решения с такой легкостью, которая раньше была им недоступна. Вот почему категорию 40 - 60-летних называют поколением руководителей.
Разумеется, далеко не все люди среднего возраста заняты принятием ответственных решений. Многие чувствуют, что они не в состоянии распорядиться собственной жизнью и тем более управлять другими. По-видимому, многие люди после 40 лет начинают утрачивать свою жизненную энергию. Френкель-Брунсвик (Frenkel-Brunswik, 1963), например, не считала людей среднего возраста «поколением руководителей». Она представляла этот период жизни фазой снижения жизненной активности (примерно 48 лет), обычно сопровождавшейся как психологическими, так и биологическими кризисами. Левинсон и коллеги (Levinson, 1978,1996) также полагают, что «переход середины жизни — это время умеренного или даже тяжелого кризиса» и для мужчин, и для женщин.
Таким образом, средний возраст это возраст символического перехода количества в качество и качество это сугубо индивидуально, так как зависит как от особенностей самой личности, так и от жизненных установок, планов, жизненных ценностей, и, соответственно, от опыта и усилий предыдущего «золотого» периода жизни, а так же его продуктивности. Так, что впадая в депрессию, недооценивая преимущества среднего возраста равносильно сказанному в поговорке, что «с водой выбрасывать ребёнка».
В статье использованы материалы:
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Психолог Гуляева (Карлова) Анна Борисовна
Обсуждения Таинство среднего возраста