По зороастрийской концепции мироздания мир будет существовать примерно на протяжении 9 тыс. лет. Вся его история условно делится на три периода, в каждом — по 3 тыс. лет. Первый период Бундахишн («Сотворение основы») состоит из двух актов творения: духовного и материального. Первый этап - предсуществование вещей и идей, когда Ахура-Мазда создаёт идеальный мир абстрактных понятий. На этой стадии небесного творения уже существовали прообразы всего, что позднее было создано на земле. Это состояние мира называется менок, т. е. «невидимый» или «духовный». Второй этап называется гетиг («материальный»), т.е. мир в это время стал реальным, ощутимым. Ахура-Мазда создаёт небо, звёзды, Луну и Солнце. За сферой Солнца находится обиталище самого Ахура-Мазды.
Вторая эра - «Смешение» (Гумезишн) началась с нападения на мир Злого Духа (Ангра–Маинйу). Согласно зороастрийскому мифу, Ангра-Маинйу яростно ворвался в мир через нижнюю сферу каменного неба и погубил его совершенство. Он вынырнул из воды, сделав большую её часть соленой, и ринулся к земле, и там, куда он проник, образовались пустыни. Затем Злой Дух иссушил растение, убил единотворного быка* и первого человека Гайомарда, от которого родились первые мужчина и женщина, давшие начало роду человеческому. Он принес порчу и смерть в совершенный и неизменный мир, созданный Ахура-Маздой. С этого времени мир стал состоять из добра и зла. От столкновения двух противоборствующих начал весь мир пришел в движение. Чтобы нейтрализовать негативные действия, Ахура-Мазда к каждой планете приставил благих духов.
Третий период называется “Разделение” (Визаришн). В это время в мир должны прийти три Спасителя (Саошьянта): Ухшйат-Эрэта («Растящий истину (праведность)»), Ухшйат-Нэма («Растящий почитание»), Астват-Эрэта («Воплощающий истину (праведность)»). С приходом последнего спасителя наступит Страшный Суд. В этот период решится судьба мира и людей. Мертвые воскреснут, обретя новые нетленные тела. Зло будет отделено от добра и окончательно побеждено, после чего мир будет очищен «потоком расплавленного металла», а всё что останется после этого, обретет вечную жизнь.
Несмотря на свое чудесное зачатие, каждый Спаситель мира будет человеком, сыном людей, и каждому Саошьянту будет сопутствовать божественная благодать (Хварэна). "Когда выйдет из озера Кансаойа Астват-Эрэта, посланник Ахура-Мазды... тогда он изгонит ложь-друг из мира истины-аша". Все верующие стремились к этому славному событию, и надежда на его осуществление придавала им силы и поддерживала их в трудные времена.
___________________
*Во многих зороастрийских храмах и поныне содержатся белые быки, как символ творения и первородных сил.
Вторая эра - «Смешение» (Гумезишн) началась с нападения на мир Злого Духа (Ангра–Маинйу). Согласно зороастрийскому мифу, Ангра-Маинйу яростно ворвался в мир через нижнюю сферу каменного неба и погубил его совершенство. Он вынырнул из воды, сделав большую её часть соленой, и ринулся к земле, и там, куда он проник, образовались пустыни. Затем Злой Дух иссушил растение, убил единотворного быка* и первого человека Гайомарда, от которого родились первые мужчина и женщина, давшие начало роду человеческому. Он принес порчу и смерть в совершенный и неизменный мир, созданный Ахура-Маздой. С этого времени мир стал состоять из добра и зла. От столкновения двух противоборствующих начал весь мир пришел в движение. Чтобы нейтрализовать негативные действия, Ахура-Мазда к каждой планете приставил благих духов.
Третий период называется “Разделение” (Визаришн). В это время в мир должны прийти три Спасителя (Саошьянта): Ухшйат-Эрэта («Растящий истину (праведность)»), Ухшйат-Нэма («Растящий почитание»), Астват-Эрэта («Воплощающий истину (праведность)»). С приходом последнего спасителя наступит Страшный Суд. В этот период решится судьба мира и людей. Мертвые воскреснут, обретя новые нетленные тела. Зло будет отделено от добра и окончательно побеждено, после чего мир будет очищен «потоком расплавленного металла», а всё что останется после этого, обретет вечную жизнь.
Сотворение мира
Согласно авейстийской мифологии, все Спасители будут сыновьями Зороастра, рожденными от богоизбранных девственниц, после их купания в священном озере, в котором Зороастр чудесным образом оставил свое семя. Не стоит буквально понимать эти строки, т.к. Спасители, которые придут в этот мир будут, конечно же, духовными наследниками Зороастра, а не его сыновьями в физическом смысле. "Моя праведность будет воплощена" (Ясна 43,16)Несмотря на свое чудесное зачатие, каждый Спаситель мира будет человеком, сыном людей, и каждому Саошьянту будет сопутствовать божественная благодать (Хварэна). "Когда выйдет из озера Кансаойа Астват-Эрэта, посланник Ахура-Мазды... тогда он изгонит ложь-друг из мира истины-аша". Все верующие стремились к этому славному событию, и надежда на его осуществление придавала им силы и поддерживала их в трудные времена.
___________________
*Во многих зороастрийских храмах и поныне содержатся белые быки, как символ творения и первородных сил.
Обсуждения Космогония в Зороастризме