У древних народов Месопотамии существует сакральный религиозный текст “Энума Элиш”*. По мнению исследователей, поэма датируется второй половиной II тыс. до н. э.** и в ней описано Творение Мира. В этом источнике раскрыта структура Иерархии Охранителей Закона Неба и Земли. Там же говорится и о сотворение Человека…
Предлагая этот адаптированный текст в некотором сокращении, обратим внимание на моменты, которые будут наиболее интересны и полезны в рассмотрении выбранной темы:
Апсу первородный, всесотворитель,
Праматерь Тиамат, что все породила.
Воды свои воедино мешали...
..........................
Ничто не названо, судьбой не отмечено,
Тогда в недрах зародились боги...
..........................
Тревожат Тиамат, снуют, суетятся,
Чрево Тиамат они колеблют...
..........................
/Авт. Апсу беспокоили шумы и беспорядки в чреве Тиамат. Он был настроен погубить всё зарождённое в Ней и прекратить суету. Но небольшая часть зарождённых усыпила Апсу и придала его смерти… В честь этого покои свои Эйа назвал “Апсу”… И зарождены были младшие боги…/
____________________________
* King Leonard W. Seven Tablets of Creation, Luzac’s Semitic Text and Translation Series. London, 1902. / Семь таблиц творения: или Вавилонская и Ассирийская легенды о создании мира и человечества.
** По мнению Гвендолины Лейк (Gwendolyn E Leick. Cardiff Metropolitan University. UK) вавилоно-аккадский эпос о сотворении мира предположительно создан в эпоху II династии Исина, т.е. ок. 1156 — 1026 до н. э. (Leick G. Anunna(ki) // A dictionary of Ancient Near Eastern mythology. — New York: Taylor & Francis, 2003).
_____________________________
В светлом Апсу зарожден был Мардук.
Эйа, родитель, там его создал,
Дамкина, мать его, породила.
...........................
………………..
Сыночек-солнце! Солнышко божье!”
Нимб его — десяти богов сиянье!
Пятьдесят сияний его окружает!
...........................
…………………
[Боги] Зло задумали своим чревом,
Тиамат, праматери, так они молвят:
“Как Апсу любимого твоего убивали,
Не пришла ты на помощь, сидела молча.
...........................
………………...
Сразись, отомсти за Апсу и Мумму!
Порази врагов, преврати их в тени!”
Услыхала Тиамат — ей любы речи.
“Благо — совет ваш, ураган поднимем!
Уничтожим богов в разгаре битвы!
Сраженье устроим, богам отплатим!”
.............................
………………….
/ Авт. Мардука призывают вступиться за Младших Богов.
Он же требует признать его Верховным или Всевышним... /
“Если я мстителем за вас стану,
Чтоб Тиамат осилить и спасти ваши жизни, —
Соберите Совет, возвысьте мой жребий…
/Авт. Обе стороны готовы к битве... После победы над Тиамат, Мардук истребляет всё её воинство (антропоморфных и зооморфных тварей), берёт в плен Кингу (второго Её супруга и предводителя Её воинства) и отнимает у него Таблицы Судеб. Немного отойдя от битвы, всемогущий бог разрубает пополам тело поверженной Тиамат. Одну половину он поднял вверх и сделал Небом, а другую — Землёю. На небе он создал Эшарру — подобие земного жилища Апсу — и поселил там Анну*, Энлиля и Эа. Затем Мардук сотворил звезды на небе, дал сияние Луне и Солнцу, определил день и ночь…/.
Он устроил стоянки богам великим.
Звезды-планеты, подобья богов, он сделал.
Он год разделил — начертил рисунок:
Двенадцать месяцев звездных расставил он по три.
.................................
…………………….
/Авт. Собрав совет богов, Мардук решает принести в жертву коварного Кингу, и все соглашаются на это. Кингу убивают, выпускают из него кровь, из которой Эа создает людей и возлагает на них бремя служения богам…/.
“Это Кингу устроил сраженье,
Взбаламутил Тиамат, затеял битву!”
Связали его, притащили к Эйе.
Объявили вину его, кровь излили.
Людей сотворил он на этой крови,
Дал им бремя божье, богам же — отдых.
.................................
…………………….
/Авт. Далее следует создание божественной стражи и построение следующей ступени в “Иерархии”, для соблюдения и охраны Закона Всевышнего.../
Всех Ануннаков, дольних и горних,
К Анну* приставил — охранять решенья.
Триста на небе он выставил стражей.
Земле такую же долю назначил.
Шестьсот поселил их на земле и небе.
...............................
……………………
Собрались на Совет великие боги,
Укрепили, упрочили Мардука долю —
..............................
…………………..
………………….
Над Богами небес и земли власть ему дали.
.............................
………………….
Подобье того, что на небе он создал, на земле да сделано будет...
.................................
…………………….
Он, кто закрепил стоянки всем Игигам и Ануннакам!
…………………….
____________________________
* Ану (шум. Ан) — в шумеро-аккадской мифологии — верховный бог неба, возглавлявший сонм богов. Наряду с Энлилем и Энки (отцом Мардука) входил в число старейших и самых могущественных богов месопотамского пантеона. Его титул — “отец богов”.
____________________________
/ Авт. Считается, что Игиги имеют статус выше, чем Ануннаки…/.
.................................
…………………….
Людей, что он создал, дал им жизни,
Дал им бремя божье, а богам свободу —
Создать и разрушить, казнить и простить —
Воистину, то в его лишь власти,
Со страхом почтительным на него да взирают!
…………………………..
…………………………..
Он, кто радует сердца Ануннаков, успокаивает Игигов!
……………………………
……………………………
…………………………… и т.д.
Доктор Уолис Бадж (Wallis Budge. London, British Museum) предлагает свой взгляд на сотворение Мира из перевода и интерпретации текста поэмы взятого из иного источника обозначенного как “Dragon-Myth”, где говориться, что Тиамат была Драконом:
5. Кто был дракон [...]? / Who was the dragon…
6. Tiamat* был дракон [...]! / Tiamat was the dragon…
Тиамат предположительно изображалась в виде Дракона или гидры с семью головами**. В символическом контексте, из этого следует, что Дракон это не какое-либо Зло или противник всего хорошего, а нечто обозначающее “Вечную Воду” или “Порождающее Море”, изначальную “Бездну”, “необъятные воды***, т.е. первозданный океан и первоматерию”.
В “Вавилонской истории” от Беросса /аккад. “Бел-уцур”/ (ок. 350/340 — 280/270 до н. э.), жреца бога Бэла в Вавилоне, в первом томе сочинения, указывается, что ранее (Авт. - вне Времён) властвовала “Оморка” (Авт. - “Оморка” / халд. "Талаттх" (Тиамат), на греческий язык переводится как “Море”, а в числовом выражении – “Луна”.
____________________________
* Форма имени тут используется Tаmtu , т.е. “море”.
** Тиамат. Мифы народов мира. Под ред. С. А. Токарева.
*** В китайской мифологии и культуре Дракон символ доброго начала и, в целом, прочно ассоциирующийся со стихией воды. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э.
____________________________
В греческой гематрии, буквы слова “Оморка” имеют то же самое числовое значение, что и буквы слова “Селена”, с принадлежавшими ей чудными антропоморфными и зооморфными созданиями (потенциальными Стихийными и Природными Силами) и было это во Мраке и Воде (Авт. - до появления Света)..
Бэл (Авт. Мардук) разделил / разорвал Тиамат посередине / пополам, сделав из одной части землю (Авт. “Материю”, “Твердь”…), а из другой Небо (Авт. “Пространство”), в тот момент внутренние и подчинённые Тиамат твари исчезли (Авт. - “трансформировались”, т.е. состоялась иная Природа…).
Бел (Авт. Мардук), разделив Мрак посередине (Авт. – породил Свет), отделил землю и небо друг от друга, и устроил Космос. Животные же, не переносившие силу света, погибли.
Бел, видя, что земля пустынна и плодородна, приказал одному из богов, чтобы тот отрубил ему голову, и, смешав землю с хлынувшей кровью, создал людей и зверей, способных выносить воздух.
Как можно заметить из текста “Энума Элиш”, в Тиамат содержатся все зачатки Иерархии. Далее, при, выражении Иерархии и её дальнейшем выстраивании, происходит переход от богов “старших” к богам “младшим”, а при организации Вселенной, процессов материализации и выстраивании структур пространства, наступает этап производства или сотворения Человека, помощника богам или Силам Высшим. Существующий Закон от Анну и его соблюдение в новых условиях организованной материальной среды требует совершенствования иерархической структуры. Из уже имеющихся духовных сущностей создаётся “гвардия” (итал. guardia — охрана, защита). В её ряды призываются Ануннаки*, триста из которых осуществляют свои функции на Небе, а иные триста в пределах Земли. Стражи послушны своим прародителям и “трепещут” перед ними, но нигде не говорится, что какие-то из них лучше, а какие-то хуже. Нет в хранителях Закона на Небе и в просторах небесных преимущества перед хранителями того же Закона на Земле и в недрах её. Все, призванные следить за исполнением Закона и упреждать его нарушения, равные между собой. И нет между ними вражды и соперничества…
_________________________________
* Афанасьева В. К.. Ануннаки // Мифы народов мира : Энциклопедия в двух томах / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.,1991.
_________________________________
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № R108-11626.