«...Единый Поток Силы... пронизывает Пустоту и сворачивает Пространство в вихри материи Мира, подчинен же Он только Воле, истоком которой является Намерение непроявленного Единого осознать самое себя и только лишь ради этого создать в себе проявленное - то, что может быть осознано и то, в чем воплощается осознание.»
А. Сидерский «Третье открытие силы»
До Начала
Разделение разума и материи, выделение сознания в отдельную категорию не связанную с энергией - это упрощение, позволявшее на определенной этапе развития науки эффективно исследовать мир. В вопросах основ Мира и космогонии эта научная идеализация полностью теряет свою применимость, и разум Вселенной, его материальные проявления и аспекты действия игнорировать уже невозможно.
Осмысление состояний предшествующих Началу, а также происхождение и эволюция Абсолюта, во многом лишены для нас всякого понимания, и если могут восприниматься, то в большинстве случаев лишь умозрительно. Только осознав суть процессов развития Мира и сознания в нем, и поднявшись на большую высоту личностной эволюции и знания, можно говорить о столь отдаленных материях.
Небытие, как состояние Единого предшествующее Бытию, не означает отсутствия существования, как можно думать вкладывая бытовое понимание в используемый термин или переносить житейский опыт существования человека и его разума на непроявленное состояние и тем более бытие Абсолюта. Для нас важно уяснение факта, что Единое существовало до начала всех времен и нашего Мира.
***
Окружающий Мир соткан из Материи в ее разнообразных энергетических и субстанциональных состояниях. Воспринимается она в виде энергии, поля и вещества, проявленных в нашей Вселенной. От мощи гравитации, формирующей галактики и невообразимой плотности вещества в недрах черных дыр, до невесомой тонкости состояния вакуума, как воспринимаемой нами ткани пространства.
Разумность Материи, проявление сознания в Мире и его эволюция не являются случайностью. Если бы не существовало такой возможности осуществления в потенции, сознание не появилось бы, также как и возникновение жизни как одной из форм воплощения сознания. Более того - сама потребность проявления сознания и его развития стала фактором, определяющим рождение и эволюцию Мира.
Разумность есть неотъемлемое, изначальное свойство Материи. Разумность характерна для Материи во всех ее состояниях, формах, объемах и проявлениях, хотя и в разной степени выраженности и развития. Разумность всей, предвечно существующей пра-Материи формирует первичное Сознание. Разумная пра-Материя с единым и всеохватывающим Сознанием, есть Абсолют, Единое.
Абсолют в самом себе, будучи единой сущностью, являет собой изначальную однородную Материю, где в отсутствие структуры все скомпенсировано и уравновешено, непрерывно и целостно. В самом первом приближении Единое представляет тончайшую разумную энергию, в высшем вибрационном состоянии. Бесструктурная энергия Мироздания воспринимается «видящими» как Великая Пустота.
В Абсолюте, в условии непрерывности и целостности, существующая мгновенность взаимодействия стягивает пространство Единого в точку. Вся энергия находится в состоянии Хаоса - нет ни формы, ни структуры, ни пространства. Нет ничего кроме целостной и однородной разумной пра-Материи. Бытие отсутствует - нет ни движения, ни события, ни времени. Единое находится в непроявленном состоянии покоя, в Небытие.
***
Основополагающим для любого сознания есть стремление к самоосознанию, которому безбытийное существование не позволяет осуществиться. Самоосознание возможно лишь в процессах изменения - в отсутствие бытия осознавать абсолютно нечего. Стремление к самоосознанию побуждает у Единого намерение сотворить нечто, обладающее бытием - мир, где он полноценно представлен и активен.
Это позволит не проявленному Единому, воплотившись в многочисленные проявленные, объектные формы Мира, пройти все возможные пути становления и развития своего Сознания, в виде отдельных индивидуализированных частей в мире Бытия. И осознать тем самым самое себя во всем единстве многообразия возможностей проявленного существования, создаваемого эволюцией Мироздания.
Принципы созидания
Глядя на окружающее весьма трудно воспринять мысль, что кроме энергии ничего не было и нет. Но все Сущее есть преобразованная энергия Единого. Все Мироздание сформировано трансформацией изначальной энергии таким образом, чтобы создалась структура, позволяющая существовать любым субстанциональным объектам, в ней возникли процессы изменения и динамики, и появилось время.
Формирование Мира из бесструктурной энергии возможно, только если принципы структурирования и преобразования энергии, и сама идея Мира возникнут, как действующие энергетические образования, объекты. Трансформируя уже с их помощью часть своей энергии, Единое создает Мир. Как следствие взаимодействия этих принципов, в возникшей структуре Мироздания появятся законы существования.
Создание структуры Мироздания начинается возникновением противоположного состояния Единого - по принципу дуальности Единый из «пассивного» Небытия переходит в «активное» Бытие. Абсолют все Сущее создает из себя, и с учетом единственности истока, рождение нового состояния Единого происходит преобразованием части изначальной энергии в другое, отличное от хаоса состояние.
При переходе в активное состояние, часть своей энергии Единое разделяет на противоположности - состояние абсолютной динамики или подвижности (Раджас, Ян или Ха), и на состояние абсолютной статичности или инертности (Тамас, Инь или Тха). Рождается дуализм полярных, противоположных состояний энергии, возникают новые принципы существования материи: движение и не-движение.
Тамас - состояние (гуна) абсолютной инертности энергии Единого. Появление принципа статичности, позволяет создавать субстанциональные формы материи, вплоть до плотной материи (вещества) объектной Вселенной, формируя все Сущее. С учетом характера действия и сознания, естественно присущего части материи Единого в этом состоянии, это формирующее и сохраняющее Начало можно назвать женским.
Раджас - состояние (гуна) абсолютной динамики энергии Единого. Возникновение принципа движения дает возможность осуществления процессов изменения материи и ее активности, и существования Бытия как такового. С учетом характера действия и сознания, естественно присущего части материи Единого в этом состоянии, это Начало созидания и разрушения можно назвать мужским.
Отдельное существование Раджаса или Тамаса невозможно, ибо это полярные состояния единой энергии Абсолюта и рождаются они одновременно разделением одного на противоположности. При появлении гун, Раджас и Тамас мгновенно порождают взаимодействие, стремящееся вернуть энергии прежнее целостное, уравновешенное состояние, скомпенсировав тем самым разделенность материи.
Это разделение - действие третьего, творящего Начала Единого. Постоянная разделенность материи, поддерживаемая творящим Началом порождает Саттву - состояние (гуну) дифференцированной на полярности энергии Единого. Саттва не механическая сумма Тамаса и Раджаса - это третий аспект энергии Абсолюта, поддерживающий разделение части энергии Единого на противоположности.
Саттва - разделенность одновременного существования Тамаса и Раджаса, неразрывно связанных в балансе взаимодействия, в гармонии динамического равновесия процесса непрерывного появления и исчезновения противоположностей. Удерживая существование полярностей в состоянии баланса, Саттва дает другое качество энергии - структурность, делая ее отличной от слагающих элементов.
Покой переходя в активность, разделяется на динамичность и статичность. Инертность поглощая активность, создает покой. Всегда преобразование Небытия в Бытие идет одновременно с обратной трансформацией Бытия в Небытие. Эта мгновенная динамика единства возникновения и поглощения есть активное состояние энергии Единого или проявленное, структурированное состояние Абсолюта.
Творящее Начало организует мощь динамики Раджаса с обездвиживающей инертностью Тамаса в гармонию Саттвы. Как принцип уравновешивания Саттва самодостаточна. И взаимодействие гун в ней становится основой структурирования энергии, порождения пространства, времени и Мира. С учетом действия и сознания, присущего этой части Единого, творящее Начало можно назвать демиургом.
При переходе в активное состояние, целостность энергии Единого, появлением Раджаса и Тамаса, преобразуется в раздельность, дифференцированность, позволяя этим структурировать энергию. А ее непрерывность действием Ахамкары преобразуется в состояние прерывистости, дискретности, порождая этим в ней кванты, позволяя формировать порционность, а в конечном итоге - отдельность.
Ахамкара - принцип отдельности, создает возможность обособления от Единого его энергий и их существования как отдельностей, позволяет этим создавать все структуры и объекты Мироздания. Ни один объект Мироздания не формируется без Ахамкары. С учетом действия и сознания этого аспекта Единого, это Начало отдельности можно назвать создателем объектности или индивидуальности.
Небытие, как состояние Единого - это покой, скомпенсированная уравновешенность целостности и непрерывность энергии, а Бытие - это проявление, динамическая уравновешенность разделенности и дискретность. Как сбалансированность дифференцированной и дискретной энергии, Саттва дает иное качество упорядоченности материи в отличие от бесструктурной целостности и непрерывности Хаоса.
Саттва, как дуальная система взаимодействующих полярностей материи, дает способ организации энергии, метод ее трансформации в структуру и возникновения процессов ее изменения. Возможны наверное и другие способы структурирования, но наш Мир построен на этом принципе. Небытие и Бытие, как дуальные противоположности состояния Абсолюта и определяют появление нашего Мира.
Поддерживаемая творящим Началом разделенность материи на гуны переводит энергию Единого в активное состояние - исток и основу всего проявленного Мира. Энергия Единого в состоянии Тамаса порождает все Сущее, а Раджас дает ему Бытие. Саттва создает арену Бытия и вместилище всему Сущему - Пространство и Время. Неупорядоченность обретает порядок. Хаос становится Космосом.
Пространство и время
Форма обретается структурой. Для выявления и существования объектного Мира, его материальной формы требуется арена действия - пространство, являющееся структурной основой воплощения для всего Сущего. Для бытия Мира требуется время, как мерило протяженности и характеристика темпов возникающих процессов динамики, что делает возможным существование осознания как такового.
В Едином, в условии непрерывности и целостности, мгновенность взаимодействия дает отсутствие протяженности. Внутреннее пространство Единого представляет собой Изначальную Точку, лишенную размеров. Лишь благодаря протяженности возникает длительность и соответственно может появиться пространство, а в нем возникнуть время. В Едином, в отсутствии пространства, отсутствует и время.
Созиданием нарушается целостность и непрерывность части Материи - она переходит в состояние разделенности и дискретности. В этом выявленном состоянии, взаимодействие уже не мгновенно и возникающая скорость взаимодействия гун обретает в итоге свой предел - скорость света. Этим у Саттвы возникает качество протяженности, а ее зона действия становится основой пространства.
Пространство, как установившаяся зона действия Саттвы с определенной материальностью, в основе своей рождается как поле взаимодействия противоположностей материи - Раджаса и Тамаса, имея характер дипольного распределения неоднородностей энергии. В этом случае пространство по своей структуре, как область взаимодействия энергии двух полярностей материи, замкнуто и безгранично.
Как поверхность шара, не имея границ замыкаясь в сферу создает объем, так и взаимодействие гун в Саттве замыкаясь, создает объем многомерному пространству Мира, метрика которого не плоская. В ограниченных объемах метрика трехмерного пространства Вселенной мало отличима от Евклидовой. Замкнутость также дает отсутствие дифференцированной энергии вне пространства и зоны Саттвы.
В результате возникает безграничность Мира. Отсутствие границ определяет невозможность выйти за пределы пространства Мира любому объекту из дуально-структурированной энергии. Этого вне, как и самой границы для объектов и структур Мира не существует - это подобно полю магнита, где можно двигаться только вдоль силовых линий, указываемых железными опилками, и только там где они есть.
Замкнутость области взаимодействия гун в Саттве, создает определенный объем пространству Мира. Тамас и Раджас создавая поле своего взаимодействия, расширяют этим область существования дифференцированной энергии. В итоге, безостановочное расширение зоны Саттвы, продолжающееся до сих пор, непрерывно увеличивает объем пространства, делая и нашу Вселенную расширяющейся.
Если Хаос, непроявленное «ничто» - состояние не структурированной энергии Абсолюта, то Саттва, выявленное пространство - есть структурированная энергия Единого. Как свойство непрерывного сохранения разделенности материи, пространство есть проявленная энергия Единого в ее активном состоянии. В этом аспекте пространство по определению физики, есть «темная» энергия Мироздания.
В восточной философии выявленную энергию Мироздания традиционно называют «Праной», «Ци» или просто «Силой». Изменения в распределении неоднородностей проявленной материи или что тоже - неравномерностей энергии в зоне действия Саттвы, создаваемые взаимодействием Раджаса и Тамаса, образуют потоки энергии. Вернее, связанные в своем взаимодействии потоки энергии.
Гуны отражают разные аспекты энергии, и разделенность материи своим взаимодействием создает потоки энергии гун противоположной направленности. Саттва возникает в виде потока Изначальной Силы, как равновесного существования двух противонаправленных потоков энергии - Силы Тамаса и Силы Раджаса. Поток энергии одной гуны, как ее проявление, отдельно существовать не может.
Можно говорить о пространственной разделенности потоков энергии гун в потоке Изначальной Силы. Потоки энергии Тамаса и Раджаса возникают с вращением вдоль оси своего взаимодействия, образуя правовинтовую систему и создавая этим противоположные направления вращения потоков энергии гун. А весь поток Изначальной Силы, как выявление Саттвы, обретает этим вихреобразную структуру.
Вихревой поток Изначальной Силы, разделением материи возникший в Изначальной Точке, постоянно увеличивает ее объем созиданием пространства. Отдельная часть потока Изначальной Силы, всегда имеет вид замкнутого многомерного кольца потока энергии. Замкнутый же многомерный поток энергии Саттвы, протяженностью и формой точно совпадает с пространством Мира, он и есть Пространство.
Среда пространства Мироздания представляет собой поток Изначальной Силы Ха-Тха, образованный взаимодействием вихревых потоков гун: Силы Инь и Силы Ян. Вихреобразный поток энергии Саттвы делает пространство изотропным. А устойчивость вихревой структуры потока энергии Пространства позволяет формировать квазистабильные плотные проявления - материальность и объекты Мира.
Саттва порождает пространство - выявление всей дифференцированной энергии Единого. Энергия пространства - вихревой поток дуально-структурированной энергии, действием Тамаса уплотняется, структурируясь в еще более плотную материю. В результате пространство становится истоком всей материальности объектной Вселенной, которая сохраняет свою первоначальную вихревую структуру.
Конечность скорости взаимодействия Саттвы рождает длительность для процессов динамики Бытия. Никакое изменение состояния или процесс в дуально-структурированной энергии (в пространстве, в Мире, во Вселенной) не происходит мгновенно, он обязательно длится. Время возникает вместе с пространством, но в отсутствие процессов в выявленной материальности, ее время может замирать.
Описывая длительность, время характеризует этим темпы процессов динамики. Течением времени порядок следования изменений структурируется и отражается во взаимосвязи прошлого с будущим в настоящем. Протяженность и длительность - свойства дифференцированной материи обусловленные характером и скоростью взаимодействия, а пространство и время - ее метрические характеристики.
Дискретность проявляется в прерывистости, порционности таких свойств материи как протяженность и длительность, обуславливая существование квантов длины и времени. Пространственно-временная дискретность всей Вселенной проявляется лишь в сингулярности, становясь в рамках макромира уже пространственно - временным континуумом, непрерывностью для процессов большого Мира.
Бытие - процесс обратный сотворению, задающий направленность динамики от Саттвы к Хаосу, от структурированности материального к дезинтеграции. Все процессы Бытия увеличивают рассеяние, хаотичность энергии - энтропия материальности Мира возрастает. Это задает однонаправленность (одномерность) времени Мира и его необратимость - возникает стрела времени и динамики Бытия.
Чем больший объем создает расширение пространства, тем более длящееся в нем возникает время. Длительность существования времени и Бытия определяется также начальной структурированностью и количеством проявленной энергии. Рассеяние энергии Бытием до максимальной дезинтеграции проявленного, исчерпывает этим время существования Вселенной как эволюционирующей структуры.
Время, неумолимость течения Бытия - проявление Раджаса, осуществления принципа динамики. Все Сущее - овеществленное действие Тамаса, реализация принципа формообразования. Пространство, глобальное вместилище всему - создание Саттвы. Субстанциональность, пространство и время, как состояние выявленной материи абсолютно взаимосвязаны, как и породившее их взаимодействия Раджаса и Тамаса в Саттве.
Материальность
Энергия Единого - основа всего Сущего. Начала - принципы состояния энергии - ткут всю материю Мироздания, их непрерывным действием творится Мир и Бытие. Саттва, выявляя всю энергию Мира, порождает пространство - исток всей материальности. Тамас возможностью создания и сохранения материальности, совместно с Ахамкарой фиксирует действия Раджаса в структуры объектных форм.
Разделение материи на гуны приводит к распаду единого взаимодействия в проявленном на четыре отдельные силы фундаментального взаимодействия, которыми осуществляется взаимодействие, а также структурирование материи Мира. Эти взаимодействия имеют конечную скорость, а различный характер и масштаб действия сил диктует порядок, вид и уровень структурирования проявленного.
Дискретность определяет появление первичных вихрей разделенности энергии в потоке Изначальной Силы. Этот поток квантов разделенности материи, микровихрей дифференцированной энергии и есть поток Саттвы. Этим дискретность придает выявленной энергии качество прерывистости, позволяя появиться ее порциям, порождая в конечном итоге вещественность материи и отдельность объектов.
Дискретность задает предел, когда «чистая энергия» материи переходит к вещественным формам, и устанавливает границу микро- и макромира. Зримо отражается в корпускулярно-волновом дуализме проявленного. В Саттве, часть энергии связывается на ее структурирование и дифференцированная энергия переходит в более низкое вибрационное состояние, но наивысшее для проявленной энергии.
Появление все более плотной материальности, вплоть до вещества определяется воздействием силы Тамаса. Сгущение первичных неоднородностей энергии, микровихрей материи пространства, или квантов потока Саттвы делает материальность плотнее, переводя ее в более низкое вибрационное состояние. Чем плотнее образуемая квантами энергии материальность Мира, тем ниже ее вибрации.
Продуцируемые действием Тамаса, все более плотные вихри материи - основа субстанциональности всех объектов Мира. Структурная организация материи всего Мира проявления в итоге вихреобразна - от микровихрей Саттвы вплоть до единого интегрального мегавихря всего Сущего. Вибрационность материи Мироздания позволяет осуществлять связь и взаимодействие всех структур Мироздания.
К осмыслению вибрационного ключа управления проявленной энергии Мира теорией струн пытается приблизится физика. Именно вибрационные поля взаимодействия Тамаса и Раджаса формируют из вихреобразного потока энергии пространства всю материальность, субстанциональность Мироздания. Это действие гун осуществляется стихиями и элементами - принципами создания плотной материи.
Стихия (первоэлемент) - принцип формирования и организации проявленной материи определенного состояния. Как энергетическая структура определяющая качество и свойства субстанции Мира, как идея структурирования и состояния выявленной материи, Стихия есть аспект энергии Единого. Элемент («грубая» часть стихии) - реализация принципа субстанциональности конкретного вида.
Гуны - аспекты энергии Единого, определяющие принципы создания и осуществления Бытия, и своим взаимодействием порождающие Мир. Стихии - аспекты энергии Единого, осуществляя действие гун, определяют все многообразие состояний выявленной материи. Элементы - выявление стихий в Мире, осуществление непосредственного существования материальности конкретного вида в пространстве.
Гуны и Стихии, с учетом присущего этим аспектам энергии Единого сознания, совместно с Ахамкарой есть основные Начала, формирующие Мир. Они определяют принципы построения и существования проявленного. Без их действия невозможно функционирование всей структуры Бытия. Начала, как аспекты разума Единого, надо отличать от непосредственного действия этих энергий в Мироздании.
Существует пять стихий: «Эфир», «Воздух», «Огонь», «Вода», «Земля». «Эфир» (Акаша) - сущность тонкой, полевой формы материи. «Воздух» - сущность газообразного состояния вещества, «Огонь» - есть сущность переходного между газообразным и объемно ограниченным состоянием вещества, «Вода» - сущность жидкого состояния, «Земля» - сущность твердого состояния вещества.
«Эфир» - главная стихия, создает возможность появления в Мире любых полей, как видоизменений первичных вихрей, квантов неоднородности (разделенности) выявленной материи. Акаша - сущность состояния среды пространственно-временного континуума макромира. Именно взаимодействие элемента «Эфира» с Саттвой дает основу материи пространства Мира, среды Космоса, вакуума.
Взаимодействие Акаши с гунами порождает остальные стихии. Саттва и Раджас с «Эфиром» порождают «Воздух», который в итоге становится первоосновой жизни. В стихии «Огня» наиболее полно воплощается Раджас. «Вода» порождается взаимодействием «Эфира» с Раджасом и Тамасом и содержит в себе зародыши всех объектов Мира. «Земля» - наиболее полное выявление Тамаса и первооснова вещественности.
Уплотнение Тамасом первичных вихрей проявленной материи преобразует их в другие качественные состояния материи. Действием стихий из этой энергии возникает все разнообразие поля и вещества в Мире. В итоге выявленный объектный Мир, как проявление структурированной энергии пяти стихий, сформирован силой Тамаса с воздействием других гун трансформацией в конечной счете «Эфира».
Взаимодействие стихий, управляемое гунами, при эволюционном развитии Мира формируют своими элементами материальный мир физических элементов Вселенной. Последовательно порождаются различные субстанциональные состояния проявленной материи: поле, плазма, газ, жидкость и твердое тело в их разнообразии. Этим создается весь спектр материальности проявленного Мира.
Тамас и Раджас, управляя действием стихий, определяют возникновение всех субстанциональных форм энергии. Не структурированная энергия Единого в состоянии хаоса не проявлена в Мире, не является его частью, и не существует в нем в виде объектов. Энергия Единого в активном состоянии обретая дуальную структуру, проявлена, являясь основой всего Мира, всех объектов и структур в нем.
Дискретность и разделенность придает протяженность, длительность и порционность проявленному, определяя вид, количество, характер и скорость основных взаимодействий и соответственно свойства материальности (поле и вещество) в Мире. Дискретность и разные масштабы действия сил позволяют создать не только объектный мир, но и масштабировать проявленное на микро-, макро-, и мегамир.
Вид Саттвы задает вполне определенную разделенность и дискретность энергии Единого, формируя этим предельно конкретный облик, структуру и материальность Мироздания. Это дает возможность осуществить тонкую настройку Вселенной так, чтобы создать такой вид объектного Мира, который наиболее эффективно отвечал бы намерению Единого осознать самое себя посредством Бытия.
А. Сидерский «Третье открытие силы»
До Начала
Разделение разума и материи, выделение сознания в отдельную категорию не связанную с энергией - это упрощение, позволявшее на определенной этапе развития науки эффективно исследовать мир. В вопросах основ Мира и космогонии эта научная идеализация полностью теряет свою применимость, и разум Вселенной, его материальные проявления и аспекты действия игнорировать уже невозможно.
Осмысление состояний предшествующих Началу, а также происхождение и эволюция Абсолюта, во многом лишены для нас всякого понимания, и если могут восприниматься, то в большинстве случаев лишь умозрительно. Только осознав суть процессов развития Мира и сознания в нем, и поднявшись на большую высоту личностной эволюции и знания, можно говорить о столь отдаленных материях.
Небытие, как состояние Единого предшествующее Бытию, не означает отсутствия существования, как можно думать вкладывая бытовое понимание в используемый термин или переносить житейский опыт существования человека и его разума на непроявленное состояние и тем более бытие Абсолюта. Для нас важно уяснение факта, что Единое существовало до начала всех времен и нашего Мира.
***
Окружающий Мир соткан из Материи в ее разнообразных энергетических и субстанциональных состояниях. Воспринимается она в виде энергии, поля и вещества, проявленных в нашей Вселенной. От мощи гравитации, формирующей галактики и невообразимой плотности вещества в недрах черных дыр, до невесомой тонкости состояния вакуума, как воспринимаемой нами ткани пространства.
Разумность Материи, проявление сознания в Мире и его эволюция не являются случайностью. Если бы не существовало такой возможности осуществления в потенции, сознание не появилось бы, также как и возникновение жизни как одной из форм воплощения сознания. Более того - сама потребность проявления сознания и его развития стала фактором, определяющим рождение и эволюцию Мира.
Разумность есть неотъемлемое, изначальное свойство Материи. Разумность характерна для Материи во всех ее состояниях, формах, объемах и проявлениях, хотя и в разной степени выраженности и развития. Разумность всей, предвечно существующей пра-Материи формирует первичное Сознание. Разумная пра-Материя с единым и всеохватывающим Сознанием, есть Абсолют, Единое.
Абсолют в самом себе, будучи единой сущностью, являет собой изначальную однородную Материю, где в отсутствие структуры все скомпенсировано и уравновешено, непрерывно и целостно. В самом первом приближении Единое представляет тончайшую разумную энергию, в высшем вибрационном состоянии. Бесструктурная энергия Мироздания воспринимается «видящими» как Великая Пустота.
В Абсолюте, в условии непрерывности и целостности, существующая мгновенность взаимодействия стягивает пространство Единого в точку. Вся энергия находится в состоянии Хаоса - нет ни формы, ни структуры, ни пространства. Нет ничего кроме целостной и однородной разумной пра-Материи. Бытие отсутствует - нет ни движения, ни события, ни времени. Единое находится в непроявленном состоянии покоя, в Небытие.
***
Основополагающим для любого сознания есть стремление к самоосознанию, которому безбытийное существование не позволяет осуществиться. Самоосознание возможно лишь в процессах изменения - в отсутствие бытия осознавать абсолютно нечего. Стремление к самоосознанию побуждает у Единого намерение сотворить нечто, обладающее бытием - мир, где он полноценно представлен и активен.
Это позволит не проявленному Единому, воплотившись в многочисленные проявленные, объектные формы Мира, пройти все возможные пути становления и развития своего Сознания, в виде отдельных индивидуализированных частей в мире Бытия. И осознать тем самым самое себя во всем единстве многообразия возможностей проявленного существования, создаваемого эволюцией Мироздания.
Принципы созидания
Глядя на окружающее весьма трудно воспринять мысль, что кроме энергии ничего не было и нет. Но все Сущее есть преобразованная энергия Единого. Все Мироздание сформировано трансформацией изначальной энергии таким образом, чтобы создалась структура, позволяющая существовать любым субстанциональным объектам, в ней возникли процессы изменения и динамики, и появилось время.
Формирование Мира из бесструктурной энергии возможно, только если принципы структурирования и преобразования энергии, и сама идея Мира возникнут, как действующие энергетические образования, объекты. Трансформируя уже с их помощью часть своей энергии, Единое создает Мир. Как следствие взаимодействия этих принципов, в возникшей структуре Мироздания появятся законы существования.
Создание структуры Мироздания начинается возникновением противоположного состояния Единого - по принципу дуальности Единый из «пассивного» Небытия переходит в «активное» Бытие. Абсолют все Сущее создает из себя, и с учетом единственности истока, рождение нового состояния Единого происходит преобразованием части изначальной энергии в другое, отличное от хаоса состояние.
При переходе в активное состояние, часть своей энергии Единое разделяет на противоположности - состояние абсолютной динамики или подвижности (Раджас, Ян или Ха), и на состояние абсолютной статичности или инертности (Тамас, Инь или Тха). Рождается дуализм полярных, противоположных состояний энергии, возникают новые принципы существования материи: движение и не-движение.
Тамас - состояние (гуна) абсолютной инертности энергии Единого. Появление принципа статичности, позволяет создавать субстанциональные формы материи, вплоть до плотной материи (вещества) объектной Вселенной, формируя все Сущее. С учетом характера действия и сознания, естественно присущего части материи Единого в этом состоянии, это формирующее и сохраняющее Начало можно назвать женским.
Раджас - состояние (гуна) абсолютной динамики энергии Единого. Возникновение принципа движения дает возможность осуществления процессов изменения материи и ее активности, и существования Бытия как такового. С учетом характера действия и сознания, естественно присущего части материи Единого в этом состоянии, это Начало созидания и разрушения можно назвать мужским.
Отдельное существование Раджаса или Тамаса невозможно, ибо это полярные состояния единой энергии Абсолюта и рождаются они одновременно разделением одного на противоположности. При появлении гун, Раджас и Тамас мгновенно порождают взаимодействие, стремящееся вернуть энергии прежнее целостное, уравновешенное состояние, скомпенсировав тем самым разделенность материи.
Это разделение - действие третьего, творящего Начала Единого. Постоянная разделенность материи, поддерживаемая творящим Началом порождает Саттву - состояние (гуну) дифференцированной на полярности энергии Единого. Саттва не механическая сумма Тамаса и Раджаса - это третий аспект энергии Абсолюта, поддерживающий разделение части энергии Единого на противоположности.
Саттва - разделенность одновременного существования Тамаса и Раджаса, неразрывно связанных в балансе взаимодействия, в гармонии динамического равновесия процесса непрерывного появления и исчезновения противоположностей. Удерживая существование полярностей в состоянии баланса, Саттва дает другое качество энергии - структурность, делая ее отличной от слагающих элементов.
Покой переходя в активность, разделяется на динамичность и статичность. Инертность поглощая активность, создает покой. Всегда преобразование Небытия в Бытие идет одновременно с обратной трансформацией Бытия в Небытие. Эта мгновенная динамика единства возникновения и поглощения есть активное состояние энергии Единого или проявленное, структурированное состояние Абсолюта.
Творящее Начало организует мощь динамики Раджаса с обездвиживающей инертностью Тамаса в гармонию Саттвы. Как принцип уравновешивания Саттва самодостаточна. И взаимодействие гун в ней становится основой структурирования энергии, порождения пространства, времени и Мира. С учетом действия и сознания, присущего этой части Единого, творящее Начало можно назвать демиургом.
При переходе в активное состояние, целостность энергии Единого, появлением Раджаса и Тамаса, преобразуется в раздельность, дифференцированность, позволяя этим структурировать энергию. А ее непрерывность действием Ахамкары преобразуется в состояние прерывистости, дискретности, порождая этим в ней кванты, позволяя формировать порционность, а в конечном итоге - отдельность.
Ахамкара - принцип отдельности, создает возможность обособления от Единого его энергий и их существования как отдельностей, позволяет этим создавать все структуры и объекты Мироздания. Ни один объект Мироздания не формируется без Ахамкары. С учетом действия и сознания этого аспекта Единого, это Начало отдельности можно назвать создателем объектности или индивидуальности.
Небытие, как состояние Единого - это покой, скомпенсированная уравновешенность целостности и непрерывность энергии, а Бытие - это проявление, динамическая уравновешенность разделенности и дискретность. Как сбалансированность дифференцированной и дискретной энергии, Саттва дает иное качество упорядоченности материи в отличие от бесструктурной целостности и непрерывности Хаоса.
Саттва, как дуальная система взаимодействующих полярностей материи, дает способ организации энергии, метод ее трансформации в структуру и возникновения процессов ее изменения. Возможны наверное и другие способы структурирования, но наш Мир построен на этом принципе. Небытие и Бытие, как дуальные противоположности состояния Абсолюта и определяют появление нашего Мира.
Поддерживаемая творящим Началом разделенность материи на гуны переводит энергию Единого в активное состояние - исток и основу всего проявленного Мира. Энергия Единого в состоянии Тамаса порождает все Сущее, а Раджас дает ему Бытие. Саттва создает арену Бытия и вместилище всему Сущему - Пространство и Время. Неупорядоченность обретает порядок. Хаос становится Космосом.
Пространство и время
Форма обретается структурой. Для выявления и существования объектного Мира, его материальной формы требуется арена действия - пространство, являющееся структурной основой воплощения для всего Сущего. Для бытия Мира требуется время, как мерило протяженности и характеристика темпов возникающих процессов динамики, что делает возможным существование осознания как такового.
В Едином, в условии непрерывности и целостности, мгновенность взаимодействия дает отсутствие протяженности. Внутреннее пространство Единого представляет собой Изначальную Точку, лишенную размеров. Лишь благодаря протяженности возникает длительность и соответственно может появиться пространство, а в нем возникнуть время. В Едином, в отсутствии пространства, отсутствует и время.
Созиданием нарушается целостность и непрерывность части Материи - она переходит в состояние разделенности и дискретности. В этом выявленном состоянии, взаимодействие уже не мгновенно и возникающая скорость взаимодействия гун обретает в итоге свой предел - скорость света. Этим у Саттвы возникает качество протяженности, а ее зона действия становится основой пространства.
Пространство, как установившаяся зона действия Саттвы с определенной материальностью, в основе своей рождается как поле взаимодействия противоположностей материи - Раджаса и Тамаса, имея характер дипольного распределения неоднородностей энергии. В этом случае пространство по своей структуре, как область взаимодействия энергии двух полярностей материи, замкнуто и безгранично.
Как поверхность шара, не имея границ замыкаясь в сферу создает объем, так и взаимодействие гун в Саттве замыкаясь, создает объем многомерному пространству Мира, метрика которого не плоская. В ограниченных объемах метрика трехмерного пространства Вселенной мало отличима от Евклидовой. Замкнутость также дает отсутствие дифференцированной энергии вне пространства и зоны Саттвы.
В результате возникает безграничность Мира. Отсутствие границ определяет невозможность выйти за пределы пространства Мира любому объекту из дуально-структурированной энергии. Этого вне, как и самой границы для объектов и структур Мира не существует - это подобно полю магнита, где можно двигаться только вдоль силовых линий, указываемых железными опилками, и только там где они есть.
Замкнутость области взаимодействия гун в Саттве, создает определенный объем пространству Мира. Тамас и Раджас создавая поле своего взаимодействия, расширяют этим область существования дифференцированной энергии. В итоге, безостановочное расширение зоны Саттвы, продолжающееся до сих пор, непрерывно увеличивает объем пространства, делая и нашу Вселенную расширяющейся.
Если Хаос, непроявленное «ничто» - состояние не структурированной энергии Абсолюта, то Саттва, выявленное пространство - есть структурированная энергия Единого. Как свойство непрерывного сохранения разделенности материи, пространство есть проявленная энергия Единого в ее активном состоянии. В этом аспекте пространство по определению физики, есть «темная» энергия Мироздания.
В восточной философии выявленную энергию Мироздания традиционно называют «Праной», «Ци» или просто «Силой». Изменения в распределении неоднородностей проявленной материи или что тоже - неравномерностей энергии в зоне действия Саттвы, создаваемые взаимодействием Раджаса и Тамаса, образуют потоки энергии. Вернее, связанные в своем взаимодействии потоки энергии.
Гуны отражают разные аспекты энергии, и разделенность материи своим взаимодействием создает потоки энергии гун противоположной направленности. Саттва возникает в виде потока Изначальной Силы, как равновесного существования двух противонаправленных потоков энергии - Силы Тамаса и Силы Раджаса. Поток энергии одной гуны, как ее проявление, отдельно существовать не может.
Можно говорить о пространственной разделенности потоков энергии гун в потоке Изначальной Силы. Потоки энергии Тамаса и Раджаса возникают с вращением вдоль оси своего взаимодействия, образуя правовинтовую систему и создавая этим противоположные направления вращения потоков энергии гун. А весь поток Изначальной Силы, как выявление Саттвы, обретает этим вихреобразную структуру.
Вихревой поток Изначальной Силы, разделением материи возникший в Изначальной Точке, постоянно увеличивает ее объем созиданием пространства. Отдельная часть потока Изначальной Силы, всегда имеет вид замкнутого многомерного кольца потока энергии. Замкнутый же многомерный поток энергии Саттвы, протяженностью и формой точно совпадает с пространством Мира, он и есть Пространство.
Среда пространства Мироздания представляет собой поток Изначальной Силы Ха-Тха, образованный взаимодействием вихревых потоков гун: Силы Инь и Силы Ян. Вихреобразный поток энергии Саттвы делает пространство изотропным. А устойчивость вихревой структуры потока энергии Пространства позволяет формировать квазистабильные плотные проявления - материальность и объекты Мира.
Саттва порождает пространство - выявление всей дифференцированной энергии Единого. Энергия пространства - вихревой поток дуально-структурированной энергии, действием Тамаса уплотняется, структурируясь в еще более плотную материю. В результате пространство становится истоком всей материальности объектной Вселенной, которая сохраняет свою первоначальную вихревую структуру.
Конечность скорости взаимодействия Саттвы рождает длительность для процессов динамики Бытия. Никакое изменение состояния или процесс в дуально-структурированной энергии (в пространстве, в Мире, во Вселенной) не происходит мгновенно, он обязательно длится. Время возникает вместе с пространством, но в отсутствие процессов в выявленной материальности, ее время может замирать.
Описывая длительность, время характеризует этим темпы процессов динамики. Течением времени порядок следования изменений структурируется и отражается во взаимосвязи прошлого с будущим в настоящем. Протяженность и длительность - свойства дифференцированной материи обусловленные характером и скоростью взаимодействия, а пространство и время - ее метрические характеристики.
Дискретность проявляется в прерывистости, порционности таких свойств материи как протяженность и длительность, обуславливая существование квантов длины и времени. Пространственно-временная дискретность всей Вселенной проявляется лишь в сингулярности, становясь в рамках макромира уже пространственно - временным континуумом, непрерывностью для процессов большого Мира.
Бытие - процесс обратный сотворению, задающий направленность динамики от Саттвы к Хаосу, от структурированности материального к дезинтеграции. Все процессы Бытия увеличивают рассеяние, хаотичность энергии - энтропия материальности Мира возрастает. Это задает однонаправленность (одномерность) времени Мира и его необратимость - возникает стрела времени и динамики Бытия.
Чем больший объем создает расширение пространства, тем более длящееся в нем возникает время. Длительность существования времени и Бытия определяется также начальной структурированностью и количеством проявленной энергии. Рассеяние энергии Бытием до максимальной дезинтеграции проявленного, исчерпывает этим время существования Вселенной как эволюционирующей структуры.
Время, неумолимость течения Бытия - проявление Раджаса, осуществления принципа динамики. Все Сущее - овеществленное действие Тамаса, реализация принципа формообразования. Пространство, глобальное вместилище всему - создание Саттвы. Субстанциональность, пространство и время, как состояние выявленной материи абсолютно взаимосвязаны, как и породившее их взаимодействия Раджаса и Тамаса в Саттве.
Материальность
Энергия Единого - основа всего Сущего. Начала - принципы состояния энергии - ткут всю материю Мироздания, их непрерывным действием творится Мир и Бытие. Саттва, выявляя всю энергию Мира, порождает пространство - исток всей материальности. Тамас возможностью создания и сохранения материальности, совместно с Ахамкарой фиксирует действия Раджаса в структуры объектных форм.
Разделение материи на гуны приводит к распаду единого взаимодействия в проявленном на четыре отдельные силы фундаментального взаимодействия, которыми осуществляется взаимодействие, а также структурирование материи Мира. Эти взаимодействия имеют конечную скорость, а различный характер и масштаб действия сил диктует порядок, вид и уровень структурирования проявленного.
Дискретность определяет появление первичных вихрей разделенности энергии в потоке Изначальной Силы. Этот поток квантов разделенности материи, микровихрей дифференцированной энергии и есть поток Саттвы. Этим дискретность придает выявленной энергии качество прерывистости, позволяя появиться ее порциям, порождая в конечном итоге вещественность материи и отдельность объектов.
Дискретность задает предел, когда «чистая энергия» материи переходит к вещественным формам, и устанавливает границу микро- и макромира. Зримо отражается в корпускулярно-волновом дуализме проявленного. В Саттве, часть энергии связывается на ее структурирование и дифференцированная энергия переходит в более низкое вибрационное состояние, но наивысшее для проявленной энергии.
Появление все более плотной материальности, вплоть до вещества определяется воздействием силы Тамаса. Сгущение первичных неоднородностей энергии, микровихрей материи пространства, или квантов потока Саттвы делает материальность плотнее, переводя ее в более низкое вибрационное состояние. Чем плотнее образуемая квантами энергии материальность Мира, тем ниже ее вибрации.
Продуцируемые действием Тамаса, все более плотные вихри материи - основа субстанциональности всех объектов Мира. Структурная организация материи всего Мира проявления в итоге вихреобразна - от микровихрей Саттвы вплоть до единого интегрального мегавихря всего Сущего. Вибрационность материи Мироздания позволяет осуществлять связь и взаимодействие всех структур Мироздания.
К осмыслению вибрационного ключа управления проявленной энергии Мира теорией струн пытается приблизится физика. Именно вибрационные поля взаимодействия Тамаса и Раджаса формируют из вихреобразного потока энергии пространства всю материальность, субстанциональность Мироздания. Это действие гун осуществляется стихиями и элементами - принципами создания плотной материи.
Стихия (первоэлемент) - принцип формирования и организации проявленной материи определенного состояния. Как энергетическая структура определяющая качество и свойства субстанции Мира, как идея структурирования и состояния выявленной материи, Стихия есть аспект энергии Единого. Элемент («грубая» часть стихии) - реализация принципа субстанциональности конкретного вида.
Гуны - аспекты энергии Единого, определяющие принципы создания и осуществления Бытия, и своим взаимодействием порождающие Мир. Стихии - аспекты энергии Единого, осуществляя действие гун, определяют все многообразие состояний выявленной материи. Элементы - выявление стихий в Мире, осуществление непосредственного существования материальности конкретного вида в пространстве.
Гуны и Стихии, с учетом присущего этим аспектам энергии Единого сознания, совместно с Ахамкарой есть основные Начала, формирующие Мир. Они определяют принципы построения и существования проявленного. Без их действия невозможно функционирование всей структуры Бытия. Начала, как аспекты разума Единого, надо отличать от непосредственного действия этих энергий в Мироздании.
Существует пять стихий: «Эфир», «Воздух», «Огонь», «Вода», «Земля». «Эфир» (Акаша) - сущность тонкой, полевой формы материи. «Воздух» - сущность газообразного состояния вещества, «Огонь» - есть сущность переходного между газообразным и объемно ограниченным состоянием вещества, «Вода» - сущность жидкого состояния, «Земля» - сущность твердого состояния вещества.
«Эфир» - главная стихия, создает возможность появления в Мире любых полей, как видоизменений первичных вихрей, квантов неоднородности (разделенности) выявленной материи. Акаша - сущность состояния среды пространственно-временного континуума макромира. Именно взаимодействие элемента «Эфира» с Саттвой дает основу материи пространства Мира, среды Космоса, вакуума.
Взаимодействие Акаши с гунами порождает остальные стихии. Саттва и Раджас с «Эфиром» порождают «Воздух», который в итоге становится первоосновой жизни. В стихии «Огня» наиболее полно воплощается Раджас. «Вода» порождается взаимодействием «Эфира» с Раджасом и Тамасом и содержит в себе зародыши всех объектов Мира. «Земля» - наиболее полное выявление Тамаса и первооснова вещественности.
Уплотнение Тамасом первичных вихрей проявленной материи преобразует их в другие качественные состояния материи. Действием стихий из этой энергии возникает все разнообразие поля и вещества в Мире. В итоге выявленный объектный Мир, как проявление структурированной энергии пяти стихий, сформирован силой Тамаса с воздействием других гун трансформацией в конечной счете «Эфира».
Взаимодействие стихий, управляемое гунами, при эволюционном развитии Мира формируют своими элементами материальный мир физических элементов Вселенной. Последовательно порождаются различные субстанциональные состояния проявленной материи: поле, плазма, газ, жидкость и твердое тело в их разнообразии. Этим создается весь спектр материальности проявленного Мира.
Тамас и Раджас, управляя действием стихий, определяют возникновение всех субстанциональных форм энергии. Не структурированная энергия Единого в состоянии хаоса не проявлена в Мире, не является его частью, и не существует в нем в виде объектов. Энергия Единого в активном состоянии обретая дуальную структуру, проявлена, являясь основой всего Мира, всех объектов и структур в нем.
Дискретность и разделенность придает протяженность, длительность и порционность проявленному, определяя вид, количество, характер и скорость основных взаимодействий и соответственно свойства материальности (поле и вещество) в Мире. Дискретность и разные масштабы действия сил позволяют создать не только объектный мир, но и масштабировать проявленное на микро-, макро-, и мегамир.
Вид Саттвы задает вполне определенную разделенность и дискретность энергии Единого, формируя этим предельно конкретный облик, структуру и материальность Мироздания. Это дает возможность осуществить тонкую настройку Вселенной так, чтобы создать такой вид объектного Мира, который наиболее эффективно отвечал бы намерению Единого осознать самое себя посредством Бытия.
Обсуждения Космогония - 2