Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вспомнить, что иранцы того времени поклонялись божествам природных явлений - ветра, пожара, засухи, наводнения, и пр., а также божествам небесных светил - Солнца, Луны, Венеры, Юпитера.
Эти божества назывались дайвами (дэвами). Им они приносили свои молитвы и кровавые жертвоприношения, без меры поглощая наркотические вещества и напитки. Так люди пытались умилостивить богов, привлечь их на свою сторону, заручиться их благосклонностью для выполнения тех или иных желаний. Фактически все усилия людей были направлены не на собственное развитие, а на стремление найти внешний источник силы, чтобы с его помощью влиять на телесный мир. Такая вредоносная магия нередко приводила к конфликтам и войнам.
Первое, что сделал Заратуштра - выступил против подобной зависимости, определив её как вредоносную и безнравственную. Он запретил поклонение дайвам, кровавые жертвоприношения и употребление хаомы. Отныне единственным богом считался Ахура-Мазда, Создатель всего сущего, определяющий пути развития и изменения Вселенной. Такому Богу не нужны были кровавые жертвы и одурманивающие средства, а также подношения и поклонения на изваяния и всякие изображения. Этому Богу угоден лишь благой и просветленный настрой души, её готовность трудиться над собственным развитием и совершенствованием.
Бог в учении Заратуштры выглядит как некая неописуемая Сила, порождающая определенный порядок, основанный на законах природы и бытия. Всё сосредоточено в этой Силе, и от неё все происходит. Эта Сила породила два духа Спента-Маинйу и Агра-Маинйу, два извечно противоборствующих начала. Агра-Маинйу выбрал путь зла, и именно он ответственен за зло, привнесенное в творения Создателя.
Заратустра учил, что источник зла находится в глубинах человеческой психики – это эго человека. Именно на обретение свободы, независимости от его руководящей роли должны быть направлены усилия каждого человека. Неслучайно, Заратуштра вновь и вновь возвращается к вопросу сознательного постоянного выбора между добром и злом. Каждый человек имеет право на выбор пути, по которому он будет следовать в жизни. Пророк, предупреждает, что человек, избравший путь добра, имеет все шансы из зависимого слуги и раба своего эго, превратиться в свободную личность и помощника Бога.
Согласно учению, на этом пути очень важно добиться состояния благих мыслей, благих слов и благих поступков. Мысли порождают слова, слова предшествуют делам, все они последовательно проистекают одно за другим и зависят от выбора человека. Выбор благого в любых проявлениях жизни, приводит к другому уровню существования - очень гармоничному, комфортному и не конфликтному состоянию. Как следствие, исчезают негативные эмоции: гнев, злоба, неприязнь, трусость, нерешительность, сомнение, отчаяние, тоска и прочие, так сильно разрушающие человека. Состояние благих мыслей, слов и дел приводят человека к миру в себе, счастью и согласию.
Человек в зороастризме первоначально рассматривался как проявление божественного триединства: тела, дыхания жизни и души. Позже были добавлены ещё два понятия: прообраз и дух-хранитель.
Тело (Тану) отождествляется со Вселенной, где кожа символизирует небо, плоть – землю, кости – горы, вены – реки, кровь – океан, волосы – растения, дыхание – ветер.
Такие проведенные параллели не случайны, они наглядно показывают, что человек является неотделимой частью природы, связанной и постоянно с ней взаимодействующей. Как во Вселенной, так и в человеке всё изначально уравновешенно. Любое изменение будь-то внутри или снаружи приведет к нарушению всей системы в целом. Зороастрийцы хорошо понимали эту связь, поэтому они до сих пор очень бережно относятся ко всем проявлениям Ахура-Мазды, будь-то земля, вода, растение, животное или человек. Самым тщательным образом они следят за чистотой окружающей среды и своего физического тела. Ряд очистительных ритуалов практикуется и ныне всеми зороастрийцами.
Дыхание Жизни (Уштана) – даётся человеку для поддержания жизни в теле. Оно даётся Ахура-Маздой и уподобляется ветру. Когда человек умирает, дыхание покидает тело. Это Дух Святой, связь с которым присутствует в каждом человеке. Но из-за чрезмерной озабоченности и суеты люди не ощущают этой связи. Человек, осознавший эту связь, становится праведником.
Душа (Урван) - означает "сила распознавания добра и зла", "сила, позволяющая сделать правильный выбор". Душа ответственна за свободный выбор, сделанный человеком в каждой мысли, слове и действии. Именно она после смерти устремляется к своему Создателю, чтобы после Суда направиться в уготованное ей место.
Душа, настроенная на благие помыслы, способствует развитию следующих качеств в человеке:
Мудрость - это развитый ум плюс жизненный опыт, позволяющий постигать всё, что происходит в пределах и вне пределов времени.
Мышление – это суждение о действительности и сопоставление всех последствий по принятию решения.
Разум – позволяет познавать, логически и творчески мыслить.
Интеллект – это способность приобретать и применять полученные знания.
Воля – это способность осуществлять цели и действия.
Совесть – это центр нравственной ответственности человека. Каждый человек строит свою жизнь в соответствии со своей совестью, по своему выбору. Чистая или нечистая совесть – это следствие сделанного выбора.
Сраоша – это сила внутри человека, знающая истину. Её называют внутренним голосом, откровением, гласом божьим.
Прообраз (Керпа) – оболочка, окружающая тело человека, чей источник связан с Бесконечным Светом Ахура- Мазды. Чем благостнее внутреннее состояние человека, тем ярче и мощнее керпа.
Дух–хранитель (Фраваши/Фравахар) – всегда остается благим и неоскверненным. Дух-хранитель человека существует от начала времени, и продолжает существовать после его смерти. Каждый человек обладает фраваши, который наблюдает за его жизнью, но никогда не вмешивается в процесс принятия человеком решений. Можно сказать, что Фраваши – это искра божественного света, дарованная каждому человеку, которая помогает развиваться и достигать совершенства.
Поскольку Ахура-Мазда вмещает в себя всё сущее: видимое и невидимое, постольку человеческий аспект в нем занимает совсем незначительную часть. В зороастризме говорится о семи качествах Ахура-Мазды, присущих человеку и воспринимаемых Заратуштрой в виде Бессмертных Святых (Амэша Спэнти). Через их познание можно прийти к Богу. Фактически целенаправленное развитие этих качеств, раскрывает скрытые резервы человека, превращает его в совершенно иную личность с возможностями Бога.
Спента Маинйу (Святой Дух)– энергия созидания. Всё сущее на земле сотворено благодаря этому качеству. Человек, развивший в себе творческое начало, способен творить не только вещи, но и целые миры.
Воху Мана (Благой Помысел)– энергия мысли или мышления. Это качество позволяет человеку учиться, познавать себя и окружающий мир, понимать, что есть благо. С мышлением связано наитие или интуиция – восприятие через бессознательное. Это качество помогает постигать явления в свете их истинности или ложности.
С помощью Воху Мана человек постигает тайну жизни и начинает понимать свое предназначение.
Аша Вахишта (Наилучшая Праведность) – энергия, определяющая божественные законы порядка, создания, развития и изменения мироздания. Развитие этой грани в человеке, позволяет понимать, что собой представляет высшая праведность, мудрость, истина и справедливость. А также воспринимать себя и весь окружающий мир как равнозначные проявления Ахура-Мазды.
Все стороны бытия неразрывно связаны с Аша Вахиштой. Несколько примеров из основных положений закона Аша:
свобода выбора для человека;
ответственность человека за сделанный выбор; - каждый человек получает то, что заслужил в результате сделанного выбора: «что посеешь, то и пожнешь»;
правовое равенство всех людей – как мужчин, так и женщин;
закон поощрения и воздаяния, вытекающий из общего закона действия и противодействия;
каждый человек, любая вещь должны занимать соответствующее место, это дает правильное понимание их значения.
необходимо сохранять место своего обитания чистым (беречь окружающую среду);
проявление самого лучшего в себе при решении любых вопросов;
конструктивные дела и поступки.
Людей, следующих путем Аша, называют Ашаваном, а тех, кто следует законам лжи – дрегвантом.
Хшатра Ваирйа (Желанное Господство, Власть) – энергия божественного величия и силы. Состояние, когда человек одержал вверх над плотскими желаниями и овладел полным контролем над своими поступками, называется Хшатра. К такому человеку приходит необычайная сила, дающая возможность творить самые немыслимые вещи.
Спента Армаити (Святое Благочестие, Покорность) – энергия божественной чистоты и веры. Через познание вселенской божественной любви и единения со всем сущим, приходит наивысше очищение, перерождение, в результате которого появляются такие качества как полное смирение, понимание и принятие всевышних замыслов.
Хаурватат (Целостность) – энергия совершенства. Достигнув подлинной целостности себя, личность полностью познает свои возможности.
Амэрэтат – бессмертие или награда за праведную жизнь. Человек, чей дух достиг наивысшей степени совершенства, становится единым целым с Ахура-Маздой и подобно ему обретает вечность.
Первое, что сделал Заратуштра - выступил против подобной зависимости, определив её как вредоносную и безнравственную. Он запретил поклонение дайвам, кровавые жертвоприношения и употребление хаомы. Отныне единственным богом считался Ахура-Мазда, Создатель всего сущего, определяющий пути развития и изменения Вселенной. Такому Богу не нужны были кровавые жертвы и одурманивающие средства, а также подношения и поклонения на изваяния и всякие изображения. Этому Богу угоден лишь благой и просветленный настрой души, её готовность трудиться над собственным развитием и совершенствованием.
Бог в учении Заратуштры выглядит как некая неописуемая Сила, порождающая определенный порядок, основанный на законах природы и бытия. Всё сосредоточено в этой Силе, и от неё все происходит. Эта Сила породила два духа Спента-Маинйу и Агра-Маинйу, два извечно противоборствующих начала. Агра-Маинйу выбрал путь зла, и именно он ответственен за зло, привнесенное в творения Создателя.
Заратустра учил, что источник зла находится в глубинах человеческой психики – это эго человека. Именно на обретение свободы, независимости от его руководящей роли должны быть направлены усилия каждого человека. Неслучайно, Заратуштра вновь и вновь возвращается к вопросу сознательного постоянного выбора между добром и злом. Каждый человек имеет право на выбор пути, по которому он будет следовать в жизни. Пророк, предупреждает, что человек, избравший путь добра, имеет все шансы из зависимого слуги и раба своего эго, превратиться в свободную личность и помощника Бога.
Согласно учению, на этом пути очень важно добиться состояния благих мыслей, благих слов и благих поступков. Мысли порождают слова, слова предшествуют делам, все они последовательно проистекают одно за другим и зависят от выбора человека. Выбор благого в любых проявлениях жизни, приводит к другому уровню существования - очень гармоничному, комфортному и не конфликтному состоянию. Как следствие, исчезают негативные эмоции: гнев, злоба, неприязнь, трусость, нерешительность, сомнение, отчаяние, тоска и прочие, так сильно разрушающие человека. Состояние благих мыслей, слов и дел приводят человека к миру в себе, счастью и согласию.
Человек в зороастризме первоначально рассматривался как проявление божественного триединства: тела, дыхания жизни и души. Позже были добавлены ещё два понятия: прообраз и дух-хранитель.
Тело (Тану) отождествляется со Вселенной, где кожа символизирует небо, плоть – землю, кости – горы, вены – реки, кровь – океан, волосы – растения, дыхание – ветер.
Такие проведенные параллели не случайны, они наглядно показывают, что человек является неотделимой частью природы, связанной и постоянно с ней взаимодействующей. Как во Вселенной, так и в человеке всё изначально уравновешенно. Любое изменение будь-то внутри или снаружи приведет к нарушению всей системы в целом. Зороастрийцы хорошо понимали эту связь, поэтому они до сих пор очень бережно относятся ко всем проявлениям Ахура-Мазды, будь-то земля, вода, растение, животное или человек. Самым тщательным образом они следят за чистотой окружающей среды и своего физического тела. Ряд очистительных ритуалов практикуется и ныне всеми зороастрийцами.
Дыхание Жизни (Уштана) – даётся человеку для поддержания жизни в теле. Оно даётся Ахура-Маздой и уподобляется ветру. Когда человек умирает, дыхание покидает тело. Это Дух Святой, связь с которым присутствует в каждом человеке. Но из-за чрезмерной озабоченности и суеты люди не ощущают этой связи. Человек, осознавший эту связь, становится праведником.
Душа (Урван) - означает "сила распознавания добра и зла", "сила, позволяющая сделать правильный выбор". Душа ответственна за свободный выбор, сделанный человеком в каждой мысли, слове и действии. Именно она после смерти устремляется к своему Создателю, чтобы после Суда направиться в уготованное ей место.
Душа, настроенная на благие помыслы, способствует развитию следующих качеств в человеке:
Мудрость - это развитый ум плюс жизненный опыт, позволяющий постигать всё, что происходит в пределах и вне пределов времени.
Мышление – это суждение о действительности и сопоставление всех последствий по принятию решения.
Разум – позволяет познавать, логически и творчески мыслить.
Интеллект – это способность приобретать и применять полученные знания.
Воля – это способность осуществлять цели и действия.
Совесть – это центр нравственной ответственности человека. Каждый человек строит свою жизнь в соответствии со своей совестью, по своему выбору. Чистая или нечистая совесть – это следствие сделанного выбора.
Сраоша – это сила внутри человека, знающая истину. Её называют внутренним голосом, откровением, гласом божьим.
Прообраз (Керпа) – оболочка, окружающая тело человека, чей источник связан с Бесконечным Светом Ахура- Мазды. Чем благостнее внутреннее состояние человека, тем ярче и мощнее керпа.
Дух–хранитель (Фраваши/Фравахар) – всегда остается благим и неоскверненным. Дух-хранитель человека существует от начала времени, и продолжает существовать после его смерти. Каждый человек обладает фраваши, который наблюдает за его жизнью, но никогда не вмешивается в процесс принятия человеком решений. Можно сказать, что Фраваши – это искра божественного света, дарованная каждому человеку, которая помогает развиваться и достигать совершенства.
Поскольку Ахура-Мазда вмещает в себя всё сущее: видимое и невидимое, постольку человеческий аспект в нем занимает совсем незначительную часть. В зороастризме говорится о семи качествах Ахура-Мазды, присущих человеку и воспринимаемых Заратуштрой в виде Бессмертных Святых (Амэша Спэнти). Через их познание можно прийти к Богу. Фактически целенаправленное развитие этих качеств, раскрывает скрытые резервы человека, превращает его в совершенно иную личность с возможностями Бога.
Спента Маинйу (Святой Дух)– энергия созидания. Всё сущее на земле сотворено благодаря этому качеству. Человек, развивший в себе творческое начало, способен творить не только вещи, но и целые миры.
Воху Мана (Благой Помысел)– энергия мысли или мышления. Это качество позволяет человеку учиться, познавать себя и окружающий мир, понимать, что есть благо. С мышлением связано наитие или интуиция – восприятие через бессознательное. Это качество помогает постигать явления в свете их истинности или ложности.
С помощью Воху Мана человек постигает тайну жизни и начинает понимать свое предназначение.
Аша Вахишта (Наилучшая Праведность) – энергия, определяющая божественные законы порядка, создания, развития и изменения мироздания. Развитие этой грани в человеке, позволяет понимать, что собой представляет высшая праведность, мудрость, истина и справедливость. А также воспринимать себя и весь окружающий мир как равнозначные проявления Ахура-Мазды.
Все стороны бытия неразрывно связаны с Аша Вахиштой. Несколько примеров из основных положений закона Аша:
свобода выбора для человека;
ответственность человека за сделанный выбор; - каждый человек получает то, что заслужил в результате сделанного выбора: «что посеешь, то и пожнешь»;
правовое равенство всех людей – как мужчин, так и женщин;
закон поощрения и воздаяния, вытекающий из общего закона действия и противодействия;
каждый человек, любая вещь должны занимать соответствующее место, это дает правильное понимание их значения.
необходимо сохранять место своего обитания чистым (беречь окружающую среду);
проявление самого лучшего в себе при решении любых вопросов;
конструктивные дела и поступки.
Людей, следующих путем Аша, называют Ашаваном, а тех, кто следует законам лжи – дрегвантом.
Хшатра Ваирйа (Желанное Господство, Власть) – энергия божественного величия и силы. Состояние, когда человек одержал вверх над плотскими желаниями и овладел полным контролем над своими поступками, называется Хшатра. К такому человеку приходит необычайная сила, дающая возможность творить самые немыслимые вещи.
Спента Армаити (Святое Благочестие, Покорность) – энергия божественной чистоты и веры. Через познание вселенской божественной любви и единения со всем сущим, приходит наивысше очищение, перерождение, в результате которого появляются такие качества как полное смирение, понимание и принятие всевышних замыслов.
Хаурватат (Целостность) – энергия совершенства. Достигнув подлинной целостности себя, личность полностью познает свои возможности.
Амэрэтат – бессмертие или награда за праведную жизнь. Человек, чей дух достиг наивысшей степени совершенства, становится единым целым с Ахура-Маздой и подобно ему обретает вечность.
Обсуждения И снова о зороастризме