И снова о зороастризме

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вспомнить, что иранцы того времени поклонялись божествам природных явлений - ветра, пожара, засухи, наводнения, и пр., а также божествам небесных светил - Солнца, Луны, Венеры, Юпитера.
И снова о зороастризме
Эти божества назывались дайвами (дэвами). Им они приносили свои молитвы и кровавые жертвоприношения, без меры поглощая наркотические вещества и напитки. Так люди пытались умилостивить богов, привлечь их на свою сторону, заручиться их благосклонностью для выполнения тех или иных желаний. Фактически все усилия людей были направлены не на собственное развитие, а на стремление найти внешний источник силы, чтобы с его помощью влиять на телесный мир. Такая вредоносная магия нередко приводила к конфликтам и войнам.

Первое, что сделал Заратуштра - выступил против подобной зависимости, определив её как вредоносную и безнравственную. Он запретил поклонение дайвам, кровавые жертвоприношения и употребление хаомы. Отныне единственным богом считался Ахура-Мазда, Создатель всего сущего, определяющий пути развития и изменения Вселенной. Такому Богу не нужны были кровавые жертвы и одурманивающие средства, а также подношения и поклонения на изваяния и всякие изображения. Этому Богу угоден лишь благой и просветленный настрой души, её готовность трудиться над собственным развитием и совершенствованием.

Бог в учении Заратуштры выглядит как некая неописуемая Сила, порождающая определенный порядок, основанный на законах природы и бытия. Всё сосредоточено в этой Силе, и от неё все происходит. Эта Сила породила два духа Спента-Маинйу и Агра-Маинйу, два извечно противоборствующих начала. Агра-Маинйу выбрал путь зла, и именно он ответственен за зло, привнесенное в творения Создателя.

Заратустра учил, что источник зла находится в глубинах человеческой психики – это эго человека. Именно на обретение свободы, независимости от его руководящей роли должны быть направлены усилия каждого человека. Неслучайно, Заратуштра вновь и вновь возвращается к вопросу сознательного постоянного выбора между добром и злом. Каждый человек имеет право на выбор пути, по которому он будет следовать в жизни. Пророк, предупреждает, что человек, избравший путь добра, имеет все шансы из зависимого слуги и раба своего эго, превратиться в свободную личность и помощника Бога.

Согласно учению, на этом пути очень важно добиться состояния благих мыслей, благих слов и благих поступков. Мысли порождают слова, слова предшествуют делам, все они последовательно проистекают одно за другим и зависят от выбора человека. Выбор благого в любых проявлениях жизни, приводит к другому уровню существования - очень гармоничному, комфортному и не конфликтному состоянию. Как следствие, исчезают негативные эмоции: гнев, злоба, неприязнь, трусость, нерешительность, сомнение, отчаяние, тоска и прочие, так сильно разрушающие человека. Состояние благих мыслей, слов и дел приводят человека к миру в себе, счастью и согласию.

Человек в зороастризме первоначально рассматривался как проявление божественного триединства: тела, дыхания жизни и души. Позже были добавлены ещё два понятия: прообраз и дух-хранитель.

Тело (Тану) отождествляется со Вселенной, где кожа символизирует небо, плоть – землю, кости – горы, вены – реки, кровь – океан, волосы – растения, дыхание – ветер.

Такие проведенные параллели не случайны, они наглядно показывают, что человек является неотделимой частью природы, связанной и постоянно с ней взаимодействующей. Как во Вселенной, так и в человеке всё изначально уравновешенно. Любое изменение будь-то внутри или снаружи приведет к нарушению всей системы в целом. Зороастрийцы хорошо понимали эту связь, поэтому они до сих пор очень бережно относятся ко всем проявлениям Ахура-Мазды, будь-то земля, вода, растение, животное или человек. Самым тщательным образом они следят за чистотой окружающей среды и своего физического тела. Ряд очистительных ритуалов практикуется и ныне всеми зороастрийцами.

Дыхание Жизни (Уштана) – даётся человеку для поддержания жизни в теле. Оно даётся Ахура-Маздой и уподобляется ветру. Когда человек умирает, дыхание покидает тело. Это Дух Святой, связь с которым присутствует в каждом человеке. Но из-за чрезмерной озабоченности и суеты люди не ощущают этой связи. Человек, осознавший эту связь, становится праведником.

Душа (Урван) - означает "сила распознавания добра и зла", "сила, позволяющая сделать правильный выбор". Душа ответственна за свободный выбор, сделанный человеком в каждой мысли, слове и действии. Именно она после смерти устремляется к своему Создателю, чтобы после Суда направиться в уготованное ей место.

Душа, настроенная на благие помыслы, способствует развитию следующих качеств в человеке:

Мудрость - это развитый ум плюс жизненный опыт, позволяющий постигать всё, что происходит в пределах и вне пределов времени.

Мышление – это суждение о действительности и сопоставление всех последствий по принятию решения.

Разум – позволяет познавать, логически и творчески мыслить.

Интеллект – это способность приобретать и применять полученные знания.

Воля – это способность осуществлять цели и действия.

Совесть – это центр нравственной ответственности человека. Каждый человек строит свою жизнь в соответствии со своей совестью, по своему выбору. Чистая или нечистая совесть – это следствие сделанного выбора.

Сраоша – это сила внутри человека, знающая истину. Её называют внутренним голосом, откровением, гласом божьим.

Прообраз (Керпа) – оболочка, окружающая тело человека, чей источник связан с Бесконечным Светом Ахура- Мазды. Чем благостнее внутреннее состояние человека, тем ярче и мощнее керпа.

Дух–хранитель (Фраваши/Фравахар) – всегда остается благим и неоскверненным. Дух-хранитель человека существует от начала времени, и продолжает существовать после его смерти. Каждый человек обладает фраваши, который наблюдает за его жизнью, но никогда не вмешивается в процесс принятия человеком решений. Можно сказать, что Фраваши – это искра божественного света, дарованная каждому человеку, которая помогает развиваться и достигать совершенства.

Поскольку Ахура-Мазда вмещает в себя всё сущее: видимое и невидимое, постольку человеческий аспект в нем занимает совсем незначительную часть. В зороастризме говорится о семи качествах Ахура-Мазды, присущих человеку и воспринимаемых Заратуштрой в виде Бессмертных Святых (Амэша Спэнти). Через их познание можно прийти к Богу. Фактически целенаправленное развитие этих качеств, раскрывает скрытые резервы человека, превращает его в совершенно иную личность с возможностями Бога.

Спента Маинйу (Святой Дух)– энергия созидания. Всё сущее на земле сотворено благодаря этому качеству. Человек, развивший в себе творческое начало, способен творить не только вещи, но и целые миры.

Воху Мана (Благой Помысел)– энергия мысли или мышления. Это качество позволяет человеку учиться, познавать себя и окружающий мир, понимать, что есть благо. С мышлением связано наитие или интуиция – восприятие через бессознательное. Это качество помогает постигать явления в свете их истинности или ложности.

С помощью Воху Мана человек постигает тайну жизни и начинает понимать свое предназначение.

Аша Вахишта (Наилучшая Праведность) – энергия, определяющая божественные законы порядка, создания, развития и изменения мироздания. Развитие этой грани в человеке, позволяет понимать, что собой представляет высшая праведность, мудрость, истина и справедливость. А также воспринимать себя и весь окружающий мир как равнозначные проявления Ахура-Мазды.

Все стороны бытия неразрывно связаны с Аша Вахиштой. Несколько примеров из основных положений закона Аша:

свобода выбора для человека;
ответственность человека за сделанный выбор; - каждый человек получает то, что заслужил в результате сделанного выбора: «что посеешь, то и пожнешь»;

правовое равенство всех людей – как мужчин, так и женщин;

закон поощрения и воздаяния, вытекающий из общего закона действия и противодействия;

каждый человек, любая вещь должны занимать соответствующее место, это дает правильное понимание их значения.

необходимо сохранять место своего обитания чистым (беречь окружающую среду);

проявление самого лучшего в себе при решении любых вопросов;

конструктивные дела и поступки.
Людей, следующих путем Аша, называют Ашаваном, а тех, кто следует законам лжи – дрегвантом.

Хшатра Ваирйа (Желанное Господство, Власть) – энергия божественного величия и силы. Состояние, когда человек одержал вверх над плотскими желаниями и овладел полным контролем над своими поступками, называется Хшатра. К такому человеку приходит необычайная сила, дающая возможность творить самые немыслимые вещи.

Спента Армаити (Святое Благочестие, Покорность) – энергия божественной чистоты и веры. Через познание вселенской божественной любви и единения со всем сущим, приходит наивысше очищение, перерождение, в результате которого появляются такие качества как полное смирение, понимание и принятие всевышних замыслов.

Хаурватат (Целостность) – энергия совершенства. Достигнув подлинной целостности себя, личность полностью познает свои возможности.

Амэрэтат – бессмертие или награда за праведную жизнь. Человек, чей дух достиг наивысшей степени совершенства, становится единым целым с Ахура-Маздой и подобно ему обретает вечность.
×

По теме И снова о зороастризме

Космогония в Зороастризме

По зороастрийской концепции мироздания мир будет существовать примерно на...
Религия

И снова о Дарвине

Внешние процессы, описываемые Каббалой и теорией Дарвина совпадают, поскольку...
Религия

Израиль снова поссорился с Ватиканом

Папский престол, во главе которого находится глава римско-католической церкви...
Религия

Мир отбросит войны, только когда любовь снова придет в мир

Общество не признает любовь, потому что если человек действительно глубоко любит...
Религия

Как снова стать Собой и быть счастливым

Наша суть - это внутренний Свет души. Бессмертная творческая божественная искра...
Религия

Снова дождь из мертвых птиц

Очередной "дождь из мертвых птиц" обрушился на этот раз недалеко от городка...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Оставь природу ума, как она есть
Объяснение Ваджры согласно Буддхагупте