Одно во всем и все в одном
Обычно люди делят действительность на части и поэтому не могут увидеть взаимозависимость всех явлений. Увидеть одно во всем и все в одном означает преодолеть великий барьер, ограничивающий восприятие мира, который в буддизме именуют привязанностью к неправильному взгляду на себя.
Обычно люди делят действительность на части и поэтому не могут увидеть взаимозависимость всех явлений. Увидеть одно во всем и все в одном означает преодолеть великий барьер, ограничивающий восприятие мира, который в буддизме именуют привязанностью к неправильному взгляду на себя.
Привязанность к неправильному взгляду на себя означает веру в наличие неменяющихся сущностей, которые существуют сами по себе. Преодоление этого неправильного взгляда освобождает от всякого рода страхов, боли и тревог.
Нам необходимо преодолеть все препятствия, чтобы жить, ощущая себя частицей единого мира. Человек не является некой отдельной сущностью, путешествующей независимо во времени и пространстве, и отгороженной от остального мира толстой скорлупой. Такая жизнь была бы невозможна даже для сотни или сотни тысяч людей, отгороженных подобным образом. На нашу жизнь влияет множество факторов и мы, в свою очередь, оказываем воздействие на многие различные явления. Мы — это жизнь, а жизнь безгранична. Можно сказать, что мы живем, пока участвуем в жизни всего мира, пока сопереживаем страданиям и радостям других. Страдания других — это наши личные страдания, чужое счастье — это наше личное счастье.
Нам надо учиться смотреть на тех, кто рядом с нами, как на себя, поняв, что они — это мы. Мы должны увидеть процесс взаимопорождения и взаимозависимости всех явлений, как тех, что случаются сейчас, так и тех, что будут потом.
Истинный Тхиен заключается в тихом сидении в правильной позиции. Это не какое-то специальное состояние, это нормальное состояние: молчаливое, спокойное, без рвения и возбуждения. Тхиен означает успокоить ум и сконцентрировать ум и тело. В тихом сидении нет цели, нет стремления что-то получить, нет специального усилия или воображения. Это не знание, которое нужно постичь умом. Это только практика, практика, являющаяся истинными вратами в счастье, покой и свободу.
Бесконечная гонка
Современный человек поглощен постоянной гонкой за приобретение материальных ценностей, за положением в обществе. Эта гонка не прекращается ни днем, ни ночью, мозг такого человека работает с невероятной скоростью, но так не может продолжаться вечно. Очень скоро организм начинает уставать, появляется депрессия, навязчивые мысли. Мы совершенно перестаём чувствовать себя, нас увлекает постоянная борьба и страсти. К окружающим мы относимся только с позиции материальной выгоды, и этим самым вызываем точно такую же ответную реакцию. Нас постоянно что-то раздражает — от этого становится всё хуже и хуже. Мы не знаем, за что зацепиться, где найти покой в окружающем мире: везде враги, везде война. Дойдя до предела человек, начинает понимать: «что-то не так, не может быть постоянно плохо, надо искать выход».
В древности, когда ещё не изобрели, пенициллин, существовал интересный метод избавления от инфекций. В воспалённую рану запускали опарышей. Эти существа очень активно поедали пораженные ткани, тем самым избавляли человека от страдания. Здоровые ткани не входят в их рацион, они просто их не замечают. Точно также происходит с нашим сознанием. Если мы постоянно продуцируем больные, нездоровые, нечистые мысли, наш ум становится объектом для питания навязчивых идей и ещё больших страстей, постоянное копошение в голове сводит нас с ума…. Очень печально, человек создан для счастья, в каждом живом существе присутствует природа Будды чистая, непорочная, охватывающая всё, пребывающая со всем в мире.
Страсти произрастают из желаний
Желания произрастают из мыслей и впечатлений.
Когда и те и другие успокоены
Нет ни чувственных восприятий, ни прегрешений.
(Сутра 42 Цзюаней)
Внутреннее и внешнее
Величайшее заблуждение состоит в том, что мы пытаемся найти ответы на все интересующие нас вопросы во внешнем мире. Внешний мир — это постоянно изменяющаяся картина, не имеющая реальности, она рождена нашим желанием видеть все так, как хочется, и мы боремся за это. Многие даже готовы убивать за свои убеждения. Всё, что мы видим вокруг — это только наше представление об этом, на самом деле: «все созданные вещи подобны сновидениям, фантомам, пузырям и теням, они подобны капле росы и вспышке молнии, именно так и следует их воспринимать» (Ваджраччхедика сутра).
Истинное понимание существует только внутри самого человека, ответы на все вопросы — только в самом человеке. Свой истинный путь, своё истинное призвание мы можем отыскать только в самих себе. Бесстрашие перед будущим, отсутствие сожаления о прошедшем можно приобрести с помощью глубокого проникновения в себя. Иногда нас пугает настоящий момент, мы или живём прошлым или постоянно стремимся в будущее: и то и другое неверно. Прошлого уже нет, его не вернуть, будущее ещё не наступило. Настоящий момент пугает нас своей реальностью, строгостью и неуклонностью. Мы боимся признаться себе в своих страстях, грехах и слабостях. Мы бежим от самих себя, сшибая всё вокруг, мы бежим и бежим, пока не придём к полному истощению. Это инерция, это привычка, мы не верим в себя, не верим в любовь.
Подобно тому, как мать любит единственного ребенка.
И его защищает с риском для жизни.
Мы развиваем любовь без границы.
Ко всему живому в природе.
Пусть эта любовь наполнит собою весь мир.
И не встретит преграды.
Пусть уйдут навсегда из нашего сердца неприязнь и вражда.
(Сутра Любви)
Иллюзия окружающего мира
Весь окружающий нас мир, имеется в виду жизнь в больших городах, создан только для того, чтобы развить в нас стремление приобретать всё больше и больше вещей, которые совершенно не нужны. Всё кричит вокруг: «стань круче, стань сильней!» Общая истерия захватывает нас, мы начинаем верить в эту иллюзию, и теряем себя, теряем своё истинное личное восприятие окружающего нас мира. Потеряв себя, мы перестаём доверять своим чувствам, своему внутреннему голосу, мы не в состоянии отличить добро от зла, ненависть от любви, и в конечном итоге мы становимся частью придуманного мира. Мы принимаем этот мир за реальность и стараемся жить по его законам, стараясь не обращать внимания на свои духовные проблемы.
Практикуя Тхиен, человек совершенно незаметно для самого себя постепенно изменяет свой взгляд на всё происходящее вокруг. Весь мир остаётся точно таким, каким он был раньше, изменения происходят с самим практикующим. Со всех сторон человек остаётся прежним, нет необходимости менять работу или друзей, изменилось только отношение к миру и себе. Тхиен позволяет нам увидеть самого себя таким, каким мы есть на самом деле. К сожалению это не всегда приятно, но этот шаг необходимо сделать. Все сильные личности мира добились своих успехов только благодаря тому, что смогли прикоснуться к ресурсам своей внутренней природы. Только открыв и поняв себя, человек ощущает себя полностью свободным и только в этом случае он может добиваться своего. Именно своего, а не навязанного обществом или кем-то ещё.
Если не узришь собственной природы,
всю жизнь будешь опутан заблуждениями.
Если будешь занят внешними вещами,
никогда не сможешь найти Будду.
(Дхаммапада)
Ритм природы
Мир состоит из противоположностей, сама суть жизни, дыхание является чередованием противоположных состояний, вдох и выдох. Мы не можем отдать предпочтение только вдоху или только выдоху, это абсурд. Велосипед движется только потому, что происходит постоянное чередование опускания и подъёма педалей. Если застрять в каком-то одном положении, движение прекратится. Также не может существовать только день или только ночь, всё в мире пульсирует, все подвержено определённому ритму. Попробуйте представить, что будет, если ритм нарушен, скорей всего система с нарушенным ритмом не сможет функционировать. Совершенно понятно, что установление чёткого ритма придаёт устойчивость и бесперебойную работу любой системе. Ритмы вселенной незыблемы, 5000 лет назад день уходил, наступала ночь, за зимой приходила весна и т. д.
Великое заблуждение
С человеком всё обстоит по-другому. Мы наделены волей и способностью выбирать. Великое заблуждение — выбирать только то, что мы считаем хорошим и отвергать, то, что по нашему мнению является плохим. Мы несём ответственность за свой выбор и за свои поступки. Поступая, так или иначе в данный момент, мы непременно пожнём плоды своих поступков в будущем. Точно также как за днём следует ночь, за безудержной активностью наступит пассивность — это закон. Если не обратить внимание на это и пытаться быть более и более активным, пассивность наступит в виде болезни или депрессии. Более того, многие люди пытаются продлить период своей активности, прибегая к стимуляторам. Это выражается в большом количестве потребления кофе или энергетических напитков (о наркотиках даже не идет речь). Используя эти методы человек выкачивает из себя все ресурсы, ничего не оставляя на будущее. Такие люди не задумываются, что произойдёт с их здоровьем через 10-20 лет.
Звучит безысходно, но это действительно так, закон природы суров, его игнорировать глупо. Человек сам нарушает естественные ритмы природы, которым обязан подчинятся. Это происходит по различным причинам: отсутствие знания, перекос в сторону материальной жизни в ущерб духовности, непрерывная гонка за удовольствиями, лень и глупость.
Того, кто живет в созерцании удовольствий,
необузданного в своих чувствах,
неумеренного в еде, ленивого, нерешительного,
именно его сокрушает Мара,
как вихрь — бессильное дерево.
(Дхаммапада)
Творчество
Практика Тхиен, прежде всего, восстанавливает внутренний ритм человека. Спокойное ритмичное дыхание, как бальзам, лечит измученное сознание и тело. С каждой очередной практикой мы всё глубже погружаемся внутрь себя, на какое-то время внешний мир с его проблемами перестаёт существовать для нас. Мы полностью защищены и умиротворены. В практике мы отдыхаем больше, чем во сне. Возвращаясь в повседневную жизнь окрепшими, мы с новыми силами приступаем к своей деятельности. Это позволяет увидеть нашу жизнь по-новому, более отчётливо. Находясь во время практики в совершенно гармоничном состоянии, мы приобретаем способность лучше чувствовать гармонию в повседневной жизни. По этой причине любая деятельность превращается для нас в акт творчества. Это путь к успеху. Энергия творчества одна из самых сильных энергий. Ни один диктатор, ни в одном государстве, не смог задушить проявления творчества в народе.
Творчество — это творение, это божественная энергия в человеке. К сожалению, в современном обществе от человека не требуется проявления творческой энергии. Руководители рассматривают человека как некую единицу с неким потенциалом, которая может механически выполнять поставленную задачу. Человек заканчивает ВУЗ, он полон планов, энергии хочет всё это воплотить в жизнь, но, попав на предприятие, ему становится понятно, что его молодая творческая энергия никому не нужна, за него уже всё решили. Просто нужно делать то, что скажут. К тридцати годам человек начинает задыхаться от проблем, приобретает нехорошие привычки, теряет радость жизни, становится циничным. Такой сценарий известен каждому. Этого не должно случиться. Всего этого нужно избежать. Нужно самому жить свою жизнь. Многие даже не пытаются что-то изменить, они думают, что это данность, что так и должно быть. Это не так.
Практика Тхиен
Начинать практику Тхиен нужно постепенно и аккуратно. Инерция прошлого будет действовать на нас какое-то время. Мы должны трезво смотреть на положение вещей и понимать, что больших результатов за короткий промежуток времени не добиться. Нужно помнить об одном законе: если вы практиковали какое-то время и не увидели ощутимых результатов, вы всё равно практиковали. Нужно настойчиво, но без лишнего рвения проделывать это каждый день. В практике главное постоянство.
Избегайте легкомыслия, чуждайтесь страсти и наслаждения,
ибо лишь серьезный и вдумчивый достигнет великого счастья.
(Дхаммапада)
Диафрагма
У людей, не практикующих Тхиен, диафрагма поджата. Этим и обусловлено состояние нервозности и полного отсутствия покоя, в котором они постоянно находятся. Практикуя, мы постепенно приобретаем способность управлять своим состоянием, во многом это зависит от способности управлять своей диафрагмой. Очень спокойное и плавное дыхание во время практики сопровождается синхронной работой диафрагмы.
Начинающий сразу заметит, что это не так просто. На вдохе диафрагма опускается, и живот выпячивается, на выдохе диафрагма поджимается, и живот втягивается. Это должно происходить медленно, спокойно и неуклонно. Внимание не рассеяно, а собрано в области живота. С самого начала практика не должна быть долгой несколько подходов по 5-10 минут. Постепенно практикующий сам увеличит время контроля за дыханием. Ощутив первые успехи, появляется уверенность и ещё большее желание практиковать. Заниматься лучше всего утром, если это по каким-то причинам невозможно, практикуйте в любое время. Главное, сначала нужно подумать, что мы будем делать, для чего это нужно. Поможет, если прочесть перед практикой Сутру полной внимательности к дыханию.
Кхи-Хай
Многим людям очень не просто расслабиться, они даже не могут просто спокойно посидеть в позе для занятий Тхиен. Для такого случая есть особое упражнение позволяющее сосредоточить сознание занимающегося на точке Кхи-Хай (центр живота).
Сидя в позе для медитации, напрягаем мышцы живота и ритмично наносим не сильные удары двумя руками по напряжённым мышцам. Во время удара делаем выдох со звуком «Ха». Упражнение может продолжаться от 3 до 15 минут. Всё зависит от вашей способности поймать ритм и углубиться в суть процесса. После упражнения обычно все люди быстро могут успокоиться и установить ритмичное мягкое плавное дыхание.
При помощи практики Тхиен ученики добиваются феноменальной устойчивости психики. Ничто не может вывести продвинутых учеников из состояния полного покоя. Ни боль, ни страх высоты, ни страх поражения в бою. Все секреты Там Куи Кхи-конг скрываются в практике Тхиен.
Бамбуковое дыхание
Нужно понимать, людям только начинающим практиковать, первое время будет трудно установить тихое, глубокое, ровное, ритмичное дыхание. Для такого случая существует тип дыхания, который называется «бамбуковое дыхание». Начинать проще всего, используя этот тип дыхания.
Приняв устойчивую позу в положении Тхиен нужно так расположить вес тела, чтобы центр тяжести соответствовал точке Кхи-Хай. После этого стараемся расслабить всё тело, позвоночник, как «столбик золотых монет» — когда каждый позвонок спокойно покоится на предыдущем позвонке, нигде нет перекоса. Дыхание начинаем с выдоха. Выдох производим аккуратно, без рывков, сжимая мышцы живота на 8 счётов, далее вдох, аккуратно отпуская мышцы живота, на 4 счёта. Постепенно увеличиваем продолжительность выдоха и по возможности сокращаем длительность вдоха. 10-2; 12-3 и т.д. Выполняя такое дыхание, мы будем вынуждены удерживать внимание на точке Кхи-Хай. Через какое-то время у разных людей по-разному (от 1 недели до 3 месяцев и более) появится возможность дышать более ритмично и гармонично когда длительность выдоха ровна длительности вдоха. «Бамбуковое дыхание» способствует выведению ментальных шлаков и токсинов из тонких тел практикующего, что так необходимо в самом начале практики.
Боль в ногах
Ещё одно препятствие — это боль в ногах. Когда ученик постепенно увеличивает время сидения, появляется сильное онемение ног, иногда с болью. В таком случае нужно прервать занятия, размять ноги, постучать ими о пол и снова продолжать. Через некоторое время появиться привыкание к такому положению тела, и всё пройдёт. Кстати, такая поза очень полезна для сосудов и суставов ног. Людям с варикозным расширением вен нужно практиковать сидя на стуле.
Занимаясь Там Куи Кхи-конг проблемы с венами постепенно уходят и через какое то время можно продолжать практику Тхиен в классической позиции.
Зерцало ума так ясно и светло;
Уничтожен и гость, и хозяин.
Ясный свет не встречает препятствий;
Все образы четки и ясны.
(Мудрость каменного льва)
Внимание
Даже применяя все способы дыхания, позволяющие быть более внимательными к практике, занимающиеся замечают, что внимание постоянно рассеивается и сползает куда-то. Кто-то постоянно думает о работе, кто-то о бытовых проблемах, кто-то о чём-то другом. Так и должно быть, пока ученик не утвердился в практике. Нужно постараться не расстраиваться, спокойно переводить внимание на дыхание и точку Кхи-Хай. Срывы будут происходить постоянно, но если практиковать каждый день, не отчаиваясь, скоро можно будет заметить, что становится проще удерживать внимание. Таким образом, постоянство и усердие неминуемо приведёт к ощутимым результатам.
Положительное влияние практики
Практикующие и добившиеся некоторого успеха замечают, что практика оказывает положительное влияние на все аспекты жизни без исключения. Человек становится более проницательным в те моменты, когда он не мог контролировать себя, появляется возможность управлять собой. Это замечают даже окружающие и постепенно начинают прислушиваться к словам и доводам такого человека. Взаимоотношения в семье и на работе становятся более гармоничными. Человек более чётко начинает видеть, что ему нужно в жизни, исходя из этого он более точно строит свой жизненный путь.
Серьезный среди легкомысленных,
многободрствующий среди спящих,
мудрец выделяется, как скакун, опередивший клячу.
(Дхаммапада)
Ошибки, возникающие в процессе практики
Рассеянное внимание
Многие не могут сосредоточиться даже на одну минуту. В таком случае нужно чётко осознать весь положительный эффект, появляющийся в результате практики, подумать о том, что говорили древние: «тот, кто управляет собой, тот управляет всем миром»; взять себя в руки и практиковать.
Напряжение мышц живота
Во время сосредоточения слишком сильно сжимаем мышцы живота. Сжимать нужно, но напряжение должно быть лёгким податливым.
Напряжение мышц лица
Не удаётся расслабить мышцы лица и поэтому расслабиться. Зажим пройдёт со временем. Отсутствие зажима способствует скорейшему продвижению.
Наклон туловища
Занимаясь длительное время, происходит перекос либо вперед, либо в одну из сторон. Нужно чётко чувствовать свой центр тяжести и совмещать его с дыханием. Макушка, точка Бать-хой, смотрит вверх.
Отвлекающие мысли
Донимают посторонние мысли, хотя, кажется, что уже неплохо получается. Нужно понимать, что эти мысли приходят и уходят, не задерживаясь как облака. Бороться и будоражить их не нужно. Если вы дошли до такого уровня, это говорит о том, что, если вы проявите настойчивость, очень скоро облаков будет становиться всё меньше и меньше, пока они не исчезнут совсем, и вы будете находиться в совершенной гармонии, как младенец в утробе матери. Дыхание станет неуловимым, пропадут все концепции и построения ума.
Излишнее увлечение практикой
Некоторые ученики слишком сильно увлекаются практикой Тхиен, они становятся похожими на сумасшедших. Перестают работать, мало внимания уделяют семье, ведут себя как-то странно. Если человек становится монахом ради освобождения живых существ от страстей, тогда это понятно. Обычный человек (живущий в миру) должен плодотворно трудиться на благо своей семьи и государства. Практика Тхиен нужна только для развития гармоничной личности и не должна отрывать человека от его обязанностей перед семьёй и обществом.
Осмысливание Тхиен
Попытка понять Тхиен путём осмысления — очень распространённая ошибка. Представьте, что во время сильной жажды вы пытаетесь напиться путём осмысления этого процесса. Проще говоря, подходить к Тхиен с позиции осмысления — это по сути, возобновлять всё тоже копошение мыслей в голове.
Когда дело завершено, человек (должен) устраниться.
В этом закон небесного Дао.
(Дао Дэ Цзин)
Практика Тхиен во время ходьбы и бега
Хождение дома
Если практикующий научился устойчиво входить в состояние покоя во время сидячей медитации, необходимо продвигаться дальше и постепенно переносить состояние покоя и блаженства в повседневную жизнь. Наверно это звучит несколько неправдоподобно но, тем не менее, это совершенно реально. Техника переноса приобретённого состояния покоя в повседневную жизнь существует столько же, сколько существует Тхиен. С самого начала нужно научиться сохранять приобретённое состояние в ходьбе, затем в беге, затем в технике Там Куи Кхи-конг.
Для сохранения состояния во время ходьбы, нужно выбрать подходящую комнату, отключить телефон на время практики (оградить себя от случайных помех). Далее нужно какое-то время практиковать сидя, затем перейти на особый ритм дыхания. Вдох на два счёта, выдох на пять счётов, на последний счёт выдоха делаем не сильный звук «ха». Далее встаём и медленно ходим по кругу, удерживая ритм дыхания, совмещая его с шагами. На два шага вдох, на пять шагов выдох, на последний шаг «ха». Если вы чувствуете, что теряете нужное состояние покоя и сосредоточенности, необходимо сесть в позу для практики Тхиен и вернуть нужное состояние ума. Таким методом с определёнными усилиями каждый по настоящему добившийся успехов в сидячей медитации сумеет сохранять нужное состояние при ходьбе.
Хождение по улице
Следующий этап — хождение по улице. Для этого выбираем маршрут сначала не очень длинный и пытаемся во время ходьбы добиваться состояния покоя и сосредоточенности. Ритм дыхания два-пять, как и при ходьбе дома. После настойчивой тренировки, как правило, практически всем удаётся добиться результата. В хождении по улице возникает очень интересное состояние, вы как бы находитесь вместе со всеми прохожими, машинами, зданиями, но в то же время отстранены от всего этого. Ни в коем случае не нужно привязываться к этому состоянию, нужно просто держать ритм шагов и дыхания. Если начинать рассматривать побочные эффекты можно потерять всё в один миг, потом придётся начинать всё с начала. Никакие побочные эффекты не должны выбить вас из практики. Нужно заметить, что такие прогулки сильнейшее средство от многих болезней, особенно они полезны тем, кто часто простужается или имеет пониженный иммунитет.
Бег
Те, кто научился удерживать состояния покоя и не привязанности в ходьбе, по точно такому же принципу могут освоить бег. Совершенствуясь в беге, ученики добиваются феноменальных результатов. Когда установится нужный ритм и достигнуто нужное состояние покоя и непривязанности, появляется возможность бежать практически бесконечно с очень высокой скоростью. Таким способом со временем нужно обучиться бегать по бездорожью, среди поваленных деревьев, в горах, то есть в совершенно непроходимых местах. В древности умение передвигаться таким способом имело огромное значение. Передовые отряды за короткое время совершенно неожиданно могли появиться в месте, где их никто не ждёт и точно также раствориться в непроходимом лесу.
Совершая пешие прогулки или пробегая 2-3 километра каждый день, ученик продвигает себя к тому моменту, когда состояние покоя становится устойчивым и само собой переносится в повседневную жизнь. Достигая такого уровня развития, нас более не беспокоят поверхностные проявления событий, мы всегда смотрим в «корень».
В непорочной мысли,
в невсполошенной мысли,
отказавшейся от добра и зла,
в бодрствующей нет страха. (Дхаммапада)
Нам необходимо преодолеть все препятствия, чтобы жить, ощущая себя частицей единого мира. Человек не является некой отдельной сущностью, путешествующей независимо во времени и пространстве, и отгороженной от остального мира толстой скорлупой. Такая жизнь была бы невозможна даже для сотни или сотни тысяч людей, отгороженных подобным образом. На нашу жизнь влияет множество факторов и мы, в свою очередь, оказываем воздействие на многие различные явления. Мы — это жизнь, а жизнь безгранична. Можно сказать, что мы живем, пока участвуем в жизни всего мира, пока сопереживаем страданиям и радостям других. Страдания других — это наши личные страдания, чужое счастье — это наше личное счастье.
Нам надо учиться смотреть на тех, кто рядом с нами, как на себя, поняв, что они — это мы. Мы должны увидеть процесс взаимопорождения и взаимозависимости всех явлений, как тех, что случаются сейчас, так и тех, что будут потом.
Истинный Тхиен заключается в тихом сидении в правильной позиции. Это не какое-то специальное состояние, это нормальное состояние: молчаливое, спокойное, без рвения и возбуждения. Тхиен означает успокоить ум и сконцентрировать ум и тело. В тихом сидении нет цели, нет стремления что-то получить, нет специального усилия или воображения. Это не знание, которое нужно постичь умом. Это только практика, практика, являющаяся истинными вратами в счастье, покой и свободу.
Бесконечная гонка
Современный человек поглощен постоянной гонкой за приобретение материальных ценностей, за положением в обществе. Эта гонка не прекращается ни днем, ни ночью, мозг такого человека работает с невероятной скоростью, но так не может продолжаться вечно. Очень скоро организм начинает уставать, появляется депрессия, навязчивые мысли. Мы совершенно перестаём чувствовать себя, нас увлекает постоянная борьба и страсти. К окружающим мы относимся только с позиции материальной выгоды, и этим самым вызываем точно такую же ответную реакцию. Нас постоянно что-то раздражает — от этого становится всё хуже и хуже. Мы не знаем, за что зацепиться, где найти покой в окружающем мире: везде враги, везде война. Дойдя до предела человек, начинает понимать: «что-то не так, не может быть постоянно плохо, надо искать выход».
В древности, когда ещё не изобрели, пенициллин, существовал интересный метод избавления от инфекций. В воспалённую рану запускали опарышей. Эти существа очень активно поедали пораженные ткани, тем самым избавляли человека от страдания. Здоровые ткани не входят в их рацион, они просто их не замечают. Точно также происходит с нашим сознанием. Если мы постоянно продуцируем больные, нездоровые, нечистые мысли, наш ум становится объектом для питания навязчивых идей и ещё больших страстей, постоянное копошение в голове сводит нас с ума…. Очень печально, человек создан для счастья, в каждом живом существе присутствует природа Будды чистая, непорочная, охватывающая всё, пребывающая со всем в мире.
Страсти произрастают из желаний
Желания произрастают из мыслей и впечатлений.
Когда и те и другие успокоены
Нет ни чувственных восприятий, ни прегрешений.
(Сутра 42 Цзюаней)
Внутреннее и внешнее
Величайшее заблуждение состоит в том, что мы пытаемся найти ответы на все интересующие нас вопросы во внешнем мире. Внешний мир — это постоянно изменяющаяся картина, не имеющая реальности, она рождена нашим желанием видеть все так, как хочется, и мы боремся за это. Многие даже готовы убивать за свои убеждения. Всё, что мы видим вокруг — это только наше представление об этом, на самом деле: «все созданные вещи подобны сновидениям, фантомам, пузырям и теням, они подобны капле росы и вспышке молнии, именно так и следует их воспринимать» (Ваджраччхедика сутра).
Истинное понимание существует только внутри самого человека, ответы на все вопросы — только в самом человеке. Свой истинный путь, своё истинное призвание мы можем отыскать только в самих себе. Бесстрашие перед будущим, отсутствие сожаления о прошедшем можно приобрести с помощью глубокого проникновения в себя. Иногда нас пугает настоящий момент, мы или живём прошлым или постоянно стремимся в будущее: и то и другое неверно. Прошлого уже нет, его не вернуть, будущее ещё не наступило. Настоящий момент пугает нас своей реальностью, строгостью и неуклонностью. Мы боимся признаться себе в своих страстях, грехах и слабостях. Мы бежим от самих себя, сшибая всё вокруг, мы бежим и бежим, пока не придём к полному истощению. Это инерция, это привычка, мы не верим в себя, не верим в любовь.
Подобно тому, как мать любит единственного ребенка.
И его защищает с риском для жизни.
Мы развиваем любовь без границы.
Ко всему живому в природе.
Пусть эта любовь наполнит собою весь мир.
И не встретит преграды.
Пусть уйдут навсегда из нашего сердца неприязнь и вражда.
(Сутра Любви)
Иллюзия окружающего мира
Весь окружающий нас мир, имеется в виду жизнь в больших городах, создан только для того, чтобы развить в нас стремление приобретать всё больше и больше вещей, которые совершенно не нужны. Всё кричит вокруг: «стань круче, стань сильней!» Общая истерия захватывает нас, мы начинаем верить в эту иллюзию, и теряем себя, теряем своё истинное личное восприятие окружающего нас мира. Потеряв себя, мы перестаём доверять своим чувствам, своему внутреннему голосу, мы не в состоянии отличить добро от зла, ненависть от любви, и в конечном итоге мы становимся частью придуманного мира. Мы принимаем этот мир за реальность и стараемся жить по его законам, стараясь не обращать внимания на свои духовные проблемы.
Практикуя Тхиен, человек совершенно незаметно для самого себя постепенно изменяет свой взгляд на всё происходящее вокруг. Весь мир остаётся точно таким, каким он был раньше, изменения происходят с самим практикующим. Со всех сторон человек остаётся прежним, нет необходимости менять работу или друзей, изменилось только отношение к миру и себе. Тхиен позволяет нам увидеть самого себя таким, каким мы есть на самом деле. К сожалению это не всегда приятно, но этот шаг необходимо сделать. Все сильные личности мира добились своих успехов только благодаря тому, что смогли прикоснуться к ресурсам своей внутренней природы. Только открыв и поняв себя, человек ощущает себя полностью свободным и только в этом случае он может добиваться своего. Именно своего, а не навязанного обществом или кем-то ещё.
Если не узришь собственной природы,
всю жизнь будешь опутан заблуждениями.
Если будешь занят внешними вещами,
никогда не сможешь найти Будду.
(Дхаммапада)
Ритм природы
Мир состоит из противоположностей, сама суть жизни, дыхание является чередованием противоположных состояний, вдох и выдох. Мы не можем отдать предпочтение только вдоху или только выдоху, это абсурд. Велосипед движется только потому, что происходит постоянное чередование опускания и подъёма педалей. Если застрять в каком-то одном положении, движение прекратится. Также не может существовать только день или только ночь, всё в мире пульсирует, все подвержено определённому ритму. Попробуйте представить, что будет, если ритм нарушен, скорей всего система с нарушенным ритмом не сможет функционировать. Совершенно понятно, что установление чёткого ритма придаёт устойчивость и бесперебойную работу любой системе. Ритмы вселенной незыблемы, 5000 лет назад день уходил, наступала ночь, за зимой приходила весна и т. д.
Великое заблуждение
С человеком всё обстоит по-другому. Мы наделены волей и способностью выбирать. Великое заблуждение — выбирать только то, что мы считаем хорошим и отвергать, то, что по нашему мнению является плохим. Мы несём ответственность за свой выбор и за свои поступки. Поступая, так или иначе в данный момент, мы непременно пожнём плоды своих поступков в будущем. Точно также как за днём следует ночь, за безудержной активностью наступит пассивность — это закон. Если не обратить внимание на это и пытаться быть более и более активным, пассивность наступит в виде болезни или депрессии. Более того, многие люди пытаются продлить период своей активности, прибегая к стимуляторам. Это выражается в большом количестве потребления кофе или энергетических напитков (о наркотиках даже не идет речь). Используя эти методы человек выкачивает из себя все ресурсы, ничего не оставляя на будущее. Такие люди не задумываются, что произойдёт с их здоровьем через 10-20 лет.
Звучит безысходно, но это действительно так, закон природы суров, его игнорировать глупо. Человек сам нарушает естественные ритмы природы, которым обязан подчинятся. Это происходит по различным причинам: отсутствие знания, перекос в сторону материальной жизни в ущерб духовности, непрерывная гонка за удовольствиями, лень и глупость.
Того, кто живет в созерцании удовольствий,
необузданного в своих чувствах,
неумеренного в еде, ленивого, нерешительного,
именно его сокрушает Мара,
как вихрь — бессильное дерево.
(Дхаммапада)
Творчество
Практика Тхиен, прежде всего, восстанавливает внутренний ритм человека. Спокойное ритмичное дыхание, как бальзам, лечит измученное сознание и тело. С каждой очередной практикой мы всё глубже погружаемся внутрь себя, на какое-то время внешний мир с его проблемами перестаёт существовать для нас. Мы полностью защищены и умиротворены. В практике мы отдыхаем больше, чем во сне. Возвращаясь в повседневную жизнь окрепшими, мы с новыми силами приступаем к своей деятельности. Это позволяет увидеть нашу жизнь по-новому, более отчётливо. Находясь во время практики в совершенно гармоничном состоянии, мы приобретаем способность лучше чувствовать гармонию в повседневной жизни. По этой причине любая деятельность превращается для нас в акт творчества. Это путь к успеху. Энергия творчества одна из самых сильных энергий. Ни один диктатор, ни в одном государстве, не смог задушить проявления творчества в народе.
Творчество — это творение, это божественная энергия в человеке. К сожалению, в современном обществе от человека не требуется проявления творческой энергии. Руководители рассматривают человека как некую единицу с неким потенциалом, которая может механически выполнять поставленную задачу. Человек заканчивает ВУЗ, он полон планов, энергии хочет всё это воплотить в жизнь, но, попав на предприятие, ему становится понятно, что его молодая творческая энергия никому не нужна, за него уже всё решили. Просто нужно делать то, что скажут. К тридцати годам человек начинает задыхаться от проблем, приобретает нехорошие привычки, теряет радость жизни, становится циничным. Такой сценарий известен каждому. Этого не должно случиться. Всего этого нужно избежать. Нужно самому жить свою жизнь. Многие даже не пытаются что-то изменить, они думают, что это данность, что так и должно быть. Это не так.
Практика Тхиен
Начинать практику Тхиен нужно постепенно и аккуратно. Инерция прошлого будет действовать на нас какое-то время. Мы должны трезво смотреть на положение вещей и понимать, что больших результатов за короткий промежуток времени не добиться. Нужно помнить об одном законе: если вы практиковали какое-то время и не увидели ощутимых результатов, вы всё равно практиковали. Нужно настойчиво, но без лишнего рвения проделывать это каждый день. В практике главное постоянство.
Избегайте легкомыслия, чуждайтесь страсти и наслаждения,
ибо лишь серьезный и вдумчивый достигнет великого счастья.
(Дхаммапада)
Диафрагма
У людей, не практикующих Тхиен, диафрагма поджата. Этим и обусловлено состояние нервозности и полного отсутствия покоя, в котором они постоянно находятся. Практикуя, мы постепенно приобретаем способность управлять своим состоянием, во многом это зависит от способности управлять своей диафрагмой. Очень спокойное и плавное дыхание во время практики сопровождается синхронной работой диафрагмы.
Начинающий сразу заметит, что это не так просто. На вдохе диафрагма опускается, и живот выпячивается, на выдохе диафрагма поджимается, и живот втягивается. Это должно происходить медленно, спокойно и неуклонно. Внимание не рассеяно, а собрано в области живота. С самого начала практика не должна быть долгой несколько подходов по 5-10 минут. Постепенно практикующий сам увеличит время контроля за дыханием. Ощутив первые успехи, появляется уверенность и ещё большее желание практиковать. Заниматься лучше всего утром, если это по каким-то причинам невозможно, практикуйте в любое время. Главное, сначала нужно подумать, что мы будем делать, для чего это нужно. Поможет, если прочесть перед практикой Сутру полной внимательности к дыханию.
Кхи-Хай
Многим людям очень не просто расслабиться, они даже не могут просто спокойно посидеть в позе для занятий Тхиен. Для такого случая есть особое упражнение позволяющее сосредоточить сознание занимающегося на точке Кхи-Хай (центр живота).
Сидя в позе для медитации, напрягаем мышцы живота и ритмично наносим не сильные удары двумя руками по напряжённым мышцам. Во время удара делаем выдох со звуком «Ха». Упражнение может продолжаться от 3 до 15 минут. Всё зависит от вашей способности поймать ритм и углубиться в суть процесса. После упражнения обычно все люди быстро могут успокоиться и установить ритмичное мягкое плавное дыхание.
При помощи практики Тхиен ученики добиваются феноменальной устойчивости психики. Ничто не может вывести продвинутых учеников из состояния полного покоя. Ни боль, ни страх высоты, ни страх поражения в бою. Все секреты Там Куи Кхи-конг скрываются в практике Тхиен.
Бамбуковое дыхание
Нужно понимать, людям только начинающим практиковать, первое время будет трудно установить тихое, глубокое, ровное, ритмичное дыхание. Для такого случая существует тип дыхания, который называется «бамбуковое дыхание». Начинать проще всего, используя этот тип дыхания.
Приняв устойчивую позу в положении Тхиен нужно так расположить вес тела, чтобы центр тяжести соответствовал точке Кхи-Хай. После этого стараемся расслабить всё тело, позвоночник, как «столбик золотых монет» — когда каждый позвонок спокойно покоится на предыдущем позвонке, нигде нет перекоса. Дыхание начинаем с выдоха. Выдох производим аккуратно, без рывков, сжимая мышцы живота на 8 счётов, далее вдох, аккуратно отпуская мышцы живота, на 4 счёта. Постепенно увеличиваем продолжительность выдоха и по возможности сокращаем длительность вдоха. 10-2; 12-3 и т.д. Выполняя такое дыхание, мы будем вынуждены удерживать внимание на точке Кхи-Хай. Через какое-то время у разных людей по-разному (от 1 недели до 3 месяцев и более) появится возможность дышать более ритмично и гармонично когда длительность выдоха ровна длительности вдоха. «Бамбуковое дыхание» способствует выведению ментальных шлаков и токсинов из тонких тел практикующего, что так необходимо в самом начале практики.
Боль в ногах
Ещё одно препятствие — это боль в ногах. Когда ученик постепенно увеличивает время сидения, появляется сильное онемение ног, иногда с болью. В таком случае нужно прервать занятия, размять ноги, постучать ими о пол и снова продолжать. Через некоторое время появиться привыкание к такому положению тела, и всё пройдёт. Кстати, такая поза очень полезна для сосудов и суставов ног. Людям с варикозным расширением вен нужно практиковать сидя на стуле.
Занимаясь Там Куи Кхи-конг проблемы с венами постепенно уходят и через какое то время можно продолжать практику Тхиен в классической позиции.
Зерцало ума так ясно и светло;
Уничтожен и гость, и хозяин.
Ясный свет не встречает препятствий;
Все образы четки и ясны.
(Мудрость каменного льва)
Внимание
Даже применяя все способы дыхания, позволяющие быть более внимательными к практике, занимающиеся замечают, что внимание постоянно рассеивается и сползает куда-то. Кто-то постоянно думает о работе, кто-то о бытовых проблемах, кто-то о чём-то другом. Так и должно быть, пока ученик не утвердился в практике. Нужно постараться не расстраиваться, спокойно переводить внимание на дыхание и точку Кхи-Хай. Срывы будут происходить постоянно, но если практиковать каждый день, не отчаиваясь, скоро можно будет заметить, что становится проще удерживать внимание. Таким образом, постоянство и усердие неминуемо приведёт к ощутимым результатам.
Положительное влияние практики
Практикующие и добившиеся некоторого успеха замечают, что практика оказывает положительное влияние на все аспекты жизни без исключения. Человек становится более проницательным в те моменты, когда он не мог контролировать себя, появляется возможность управлять собой. Это замечают даже окружающие и постепенно начинают прислушиваться к словам и доводам такого человека. Взаимоотношения в семье и на работе становятся более гармоничными. Человек более чётко начинает видеть, что ему нужно в жизни, исходя из этого он более точно строит свой жизненный путь.
Серьезный среди легкомысленных,
многободрствующий среди спящих,
мудрец выделяется, как скакун, опередивший клячу.
(Дхаммапада)
Ошибки, возникающие в процессе практики
Рассеянное внимание
Многие не могут сосредоточиться даже на одну минуту. В таком случае нужно чётко осознать весь положительный эффект, появляющийся в результате практики, подумать о том, что говорили древние: «тот, кто управляет собой, тот управляет всем миром»; взять себя в руки и практиковать.
Напряжение мышц живота
Во время сосредоточения слишком сильно сжимаем мышцы живота. Сжимать нужно, но напряжение должно быть лёгким податливым.
Напряжение мышц лица
Не удаётся расслабить мышцы лица и поэтому расслабиться. Зажим пройдёт со временем. Отсутствие зажима способствует скорейшему продвижению.
Наклон туловища
Занимаясь длительное время, происходит перекос либо вперед, либо в одну из сторон. Нужно чётко чувствовать свой центр тяжести и совмещать его с дыханием. Макушка, точка Бать-хой, смотрит вверх.
Отвлекающие мысли
Донимают посторонние мысли, хотя, кажется, что уже неплохо получается. Нужно понимать, что эти мысли приходят и уходят, не задерживаясь как облака. Бороться и будоражить их не нужно. Если вы дошли до такого уровня, это говорит о том, что, если вы проявите настойчивость, очень скоро облаков будет становиться всё меньше и меньше, пока они не исчезнут совсем, и вы будете находиться в совершенной гармонии, как младенец в утробе матери. Дыхание станет неуловимым, пропадут все концепции и построения ума.
Излишнее увлечение практикой
Некоторые ученики слишком сильно увлекаются практикой Тхиен, они становятся похожими на сумасшедших. Перестают работать, мало внимания уделяют семье, ведут себя как-то странно. Если человек становится монахом ради освобождения живых существ от страстей, тогда это понятно. Обычный человек (живущий в миру) должен плодотворно трудиться на благо своей семьи и государства. Практика Тхиен нужна только для развития гармоничной личности и не должна отрывать человека от его обязанностей перед семьёй и обществом.
Осмысливание Тхиен
Попытка понять Тхиен путём осмысления — очень распространённая ошибка. Представьте, что во время сильной жажды вы пытаетесь напиться путём осмысления этого процесса. Проще говоря, подходить к Тхиен с позиции осмысления — это по сути, возобновлять всё тоже копошение мыслей в голове.
Когда дело завершено, человек (должен) устраниться.
В этом закон небесного Дао.
(Дао Дэ Цзин)
Практика Тхиен во время ходьбы и бега
Хождение дома
Если практикующий научился устойчиво входить в состояние покоя во время сидячей медитации, необходимо продвигаться дальше и постепенно переносить состояние покоя и блаженства в повседневную жизнь. Наверно это звучит несколько неправдоподобно но, тем не менее, это совершенно реально. Техника переноса приобретённого состояния покоя в повседневную жизнь существует столько же, сколько существует Тхиен. С самого начала нужно научиться сохранять приобретённое состояние в ходьбе, затем в беге, затем в технике Там Куи Кхи-конг.
Для сохранения состояния во время ходьбы, нужно выбрать подходящую комнату, отключить телефон на время практики (оградить себя от случайных помех). Далее нужно какое-то время практиковать сидя, затем перейти на особый ритм дыхания. Вдох на два счёта, выдох на пять счётов, на последний счёт выдоха делаем не сильный звук «ха». Далее встаём и медленно ходим по кругу, удерживая ритм дыхания, совмещая его с шагами. На два шага вдох, на пять шагов выдох, на последний шаг «ха». Если вы чувствуете, что теряете нужное состояние покоя и сосредоточенности, необходимо сесть в позу для практики Тхиен и вернуть нужное состояние ума. Таким методом с определёнными усилиями каждый по настоящему добившийся успехов в сидячей медитации сумеет сохранять нужное состояние при ходьбе.
Хождение по улице
Следующий этап — хождение по улице. Для этого выбираем маршрут сначала не очень длинный и пытаемся во время ходьбы добиваться состояния покоя и сосредоточенности. Ритм дыхания два-пять, как и при ходьбе дома. После настойчивой тренировки, как правило, практически всем удаётся добиться результата. В хождении по улице возникает очень интересное состояние, вы как бы находитесь вместе со всеми прохожими, машинами, зданиями, но в то же время отстранены от всего этого. Ни в коем случае не нужно привязываться к этому состоянию, нужно просто держать ритм шагов и дыхания. Если начинать рассматривать побочные эффекты можно потерять всё в один миг, потом придётся начинать всё с начала. Никакие побочные эффекты не должны выбить вас из практики. Нужно заметить, что такие прогулки сильнейшее средство от многих болезней, особенно они полезны тем, кто часто простужается или имеет пониженный иммунитет.
Бег
Те, кто научился удерживать состояния покоя и не привязанности в ходьбе, по точно такому же принципу могут освоить бег. Совершенствуясь в беге, ученики добиваются феноменальных результатов. Когда установится нужный ритм и достигнуто нужное состояние покоя и непривязанности, появляется возможность бежать практически бесконечно с очень высокой скоростью. Таким способом со временем нужно обучиться бегать по бездорожью, среди поваленных деревьев, в горах, то есть в совершенно непроходимых местах. В древности умение передвигаться таким способом имело огромное значение. Передовые отряды за короткое время совершенно неожиданно могли появиться в месте, где их никто не ждёт и точно также раствориться в непроходимом лесу.
Совершая пешие прогулки или пробегая 2-3 километра каждый день, ученик продвигает себя к тому моменту, когда состояние покоя становится устойчивым и само собой переносится в повседневную жизнь. Достигая такого уровня развития, нас более не беспокоят поверхностные проявления событий, мы всегда смотрим в «корень».
В непорочной мысли,
в невсполошенной мысли,
отказавшейся от добра и зла,
в бодрствующей нет страха. (Дхаммапада)
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № R108-8149.
Обсуждения Тхиен Дзен