Основная идея произведения "Иисус и Пётр":
По мере взросления, свободолюбивому Пётру сразу доручено воспитывать детей Христовых (молодую поросль) в духе истины и свободы. Пётр не справляется с этим заданием, так как ЭТОТ МИР - вещи, интересы, имущество, обстоятельства, писания, страсти - продолжает и далее оставаться ближе и понятнее его сердцу, чем невидимое, принадлежащее миру идей, Небесное Царствие и ... сам Иисус Христос (за пределами плотского о Иисусе Христе представления).
Далее мы видим Петра, замещающего на земле Бога, в качестве духовного и политического монарха-пастыря, правящего над всеми "овцами" в мире. Результаты правления Петра в этом испыте ещё более удручающие. Причём настолько, что Иисусу Христу пришлось даже вопросить Петра, испытывает ли он хоть какое к нему - к высшей-то Истине - дружеское чувство?
Убедившись же, что Пётр не потерял ещё к нему интереса, Иисус обязывает его на этот раз ухаживать за всеми людьми, которые в силу его правления сделались непригодными Небесному Царствию.
Этот этап пробуждает в Петре тяжелейшее чувство личной вины перед загубленными душами, побуждающее его, в самом конце уже его ветхого существования, ПОЙТИ НА СУД САМОМУ, ПОНИМАЯ, ЧТО НЕ ДОСТОЕН ПРОЩЕНИЯ.
Имено с этого этапа и начинается для Петра путь истинного просвещения. Очень тяжкий, как для телесной души путь, обращающий (постепенно) её от мирского, суетного, к лучезарному и вечному во скрытой Вселенной принципу. Путь, прославляющий и утверждающий ценность высоконравственной, основанной не на корысти и лжи, жизни, но жизни, берущей начало от самого истока Высшего Логоса.
ИИСУС И ПЁТР
Странно, что рассказ четвёртого евангелиста, 21:15-19 и далее, условно называемый "Иисус и Пётр", до сих пор не востребован людьми во всей полноте его смысла. На то, что такой здесь имеется, указывают обильно употреблённые в нём синонимы (как нигде более в Новом Завете!), заметно различающиеся по значению, которые взачастую отсутствуют в переводах. Даже в подстрочниках! Текст одного из которых (Российского Библейского общества, 2001 г.) приводится ниже:
15 Когда итак (они)пообедали говорит Симону Петру Иисус, Симон [сын]Иоанна, любишь (agapas) меня больше этих (pleon touto'n)? говорит ему, Да (nai) господи, ты знаешь (oidas) что люблю (filo') тебя. говорит ему, Паси (Boske) ягнят (ta arnia) моих. 16 говорит ему опять [во] второй [раз] (palin deuteron), Симон [сын]Иоанна, любишь (agapas) меня? говорит ему, Да (nai) господи, ты знаешь (oidas) что люблю (filo') тебя. говорит ему, Будь пастухом (Poimaine) овец (ta probata) моих. 17 говорит ему [в] третий [раз] (to triton), Симон [сын]Иоанна, любишь (fileis) меня? был опечален Пётр что (он)сказал ему [в] третий [раз], Любишь (Fileis) меня? и говорит ему, Господи, всё ты знаешь (oidas), ты знаешь (gino'skeis) что люблю (filo') тебя. говорит ему [Иисус], Паси (Boske) овец (ta probata) моих. 18 аминь аминь говорю тебе, когда (ты)был более молодой, (ты)опоясывал тебя самого и (ты)ходил куда (ты)желал ' когда же состаришься, вытянешь руки твои, и другой (allos) тебя опояшет и поведёт куда не желаешь. 19 это же (он)сказал указывающий какой смертью прославит бога. и это сказавший говорит ему, Следуй [за] мной.
Не нужно быть большим знатоком языка, чтобы выделить в данном тексте три пары различающихся по смыслу синонимов: 1) agapas - filo' (fileis); 2) boske - poimaine; 3) oidas - gino'skeis. Первая пара представляет собой глаголы agapao' (любить-ПРЕДПОЧИТАТЬ*) и fileo' (любить-ДРУЖИТЬ**); вторая - глаголы bosko' (пасти-КОРМИТЬ) и poimano' (пасти-ПРАВИТЬ); третья - глаголы oida (ЗНАТЬ; выражает внутреннее субьективное знание) и gi(g)no'sko' (ПОЗНАВАТЬ; выражает познание объективного внешнего).
Для первой и третьей пары синонимов в русском языке нет однокорневых аналогов. Но что помешало переводчикам вернее передать значение второй пары, первый элемент которой в контексте рассказа больше соответствует русскому глаголу КОРМИТЬ? Ведь существительные от него, boske', f., и bosis, f., - это корм, пища; тогда как от глагола poimano' образуются poimne', f., стадо(толпа) и poime'n, m., пастырь(вождь), без какого либо намёка на корм.
* Ценить, ставить что либо выше чего;
** Целовать, приветствовать; также дружить и увлекаться чем либо.
(e') - "эта"; (o') - "омега"; ' - колон (от конца фразы отделён пробелом).
Итак мы видим, что первый ответ Петра на вопрос Иисуса "Предпочитаешь меня больше(более) этих?" - "Да, Господи, ты знаешь, что я испытываю к тебе дружеское чувство", как для ушей обывателя - невыверенный. Поэтому переводчик попросту вынужден, в силу утвердительного "ДА" в ответе Петра , принимать значения глаголов agapao' и fileo' одинаковыми. Иначе, следует признать за Петром или осознанное лукавство (отвечать не по существу заданного вопроса), или непонимание им того, о чём Иисус, собственно, спрашивает его: кого (что) более предпочитает любить Пётр: его ли - Иисуса Христа - вечные Истину, Путь и Жизнь, или конкретику бренного, погрязшего во грехах, мира?
Версию о лукавстве Петра нам следует отбросить сразу, так как она не соответствует всему контексту рассказа. Как и ту, что Пётр якобы не различает нюансы греческих глаголов agapao' и fileo'*, тоже. Просто Пётр высказывает мысль, что он не предпочитает истину вещам: "Да, Господи, ты знаешь, что отношусь к тебе во любви по-дружески... Но вещи мира всё же мне и понятнее, и ценнее... Да и дружба моя к тебе - больше низменная, помятуя о том, как ты сам наставлял нас, "что не имеет никто большей любви, как если душу свою положит за друзей своих "(Ин 15:13). Я же за глазами всех тех, которые меня знают, оказался неспособным не то чтобы умереть за тебя, но даже слова сказать! Думая более о мирском, перед чернью,трижды к ряду!!! отрёкся от тебя, - Человека, несущего миру Гармонию и процветание.
Именно к этому значению сводится ответ Петра.
* Приверженцы исторической линии повествования замечают, что в арамейском языке, "на котором говорили Иисус и Пётр", для слова "любить" нет синонимов соответствующих языку эллинов. А значит и сами мысли(во прецеденте глагола "любить"), выраженные в рассказе имеющимися в нём синонимами, принадлежат не его героям, и даже не самому писателю, но... его ученикам, дописавшим 21 главу уже после его смерти. Хотя само это событие, о котором повествует евангелист , они признают за подлинное! Т.е. заодно признают и то, что не всё во святых текстах богодухновенно...
Вы, конечно же, вправе спросить меня, почему это я заговорил, касаемо Ин 21:15, о мире, вещах, и прочем, если в том же русском синодальном переводе Иисус вопрошает Петра: "Любишь ли ты Меня больше, нежели они [т.е. другие апостолы]"? Отвечаю. - Да, вопрос Иисуса можно перевести и так! Только при этом "от начала предназначенный бороться с дьяволом" сам будет выступать в роли искусителя человеческих душ. Более того, имеет ли хорошо воспитанный человек моральное право оценивать свою любовь к Истине (к Господу ли) как более значимую и высокую, нежели других? (Особенно после совершённого им же самим предательства...) И разве Любовь измеряется мерою?
И вообще, почему он не ответил вопрошающему тем же самым, что и в вопросе к нему, глаголом?
Или может вопрос Иисуса к Петру в значении " Любишь меня больше (чем) ближних своих?" звучит куда более эстетично и гуманнее? (Не выдвигает при этом на первый план прегрешенья людские? Эгоизм, из которых - не самое сильное...) Ведь этот вопрос в мужском роде можно воспринять и так!
ДЕЛО В ТОМ, что имеющиеся в вопросе Иисуса слова pleon touto'n (больше... более этих) можно воспринять как в мужском роде мн. числа - т.е. в отношении людей, так и в среднем мн. числа. Здесь уже в отношении вещей и прочей конкретики грешного мира (дела, обстоятельства, события, интересы, науки, писания, и т. д., и т. п..) Т. е. читателю предоставляется самому определиться, на что же указывал рукою Иисус.
Так же существенно, что вопрос о предпочтении, выраженный глаголом "agapas" (подчёркнутый словами "pleon touto'n"), вполне осознано не подтверждается Петром дважды. А значит и частица nai (ДА) в его ответе логически сочетается не столько с самим вопросом Иисуса (иначе мы не сможем отделаться от мысли, что Пётр лукавит), сколько с личным ему ответом. И мы поэтому можем воспринять её в значении заверения " ПРАВО Господи, ты знаешь, что испытываю к тебе только дружеское чувство. Не больше!"
Просто Пётр не созрел ещё духом своим для большего-то в общении с Истиной.
Видящий искренность Петра в его ответе о самом себе, что не достоен такого пристального внимания Сына Божьего к его, Петра, жалкой персоне (как, впрочем, и то, что продолжает желать далее приобщиться к высшему Царствию), Иисус поручает ему воспитание своих агнцев (ta arnia, ягняток) - т. е., возрастающее в мудрости, молодое поколение, задающееся без конца вопросами и мучающее ими старших: "Что это? Где? Откуда? Зачем? Почему? КОГДА?" И т.д. и т.п. Попробуй-ка всех накорми! Да так, чтобы оставались все сытыми и довольными. Да так, чтобы не только обрели хороший, к тем же наукам, аппетит , но и развили и сохранили на все годы пристрастие к ним. И к истине тоже. Станут ли опосля, возмужав, эти "ягнята" дотошными во чём-то гурманами, или сохранят и в дальнейшем во жизни своей ко всем наукам всеядность да любопытство? - Не важно! Главное чтобы сам воспитатель (а по совместительству - и педагог) не оказался тормозом на пути их развития. А то ещё чего хуже - не заморил, как самый гадостный деспот, истинных детей Христовых голодом, заставляя их жрать не пригодную их чистому сердцу пищу. А за другими какими не досмотрев, позволил им разтучнеть совсем не на Божием поле... Да и не просто так говорится ведь в мире, что за малыми всеми поспевая много, гляди и сам многое чего постигнешь в делах безграничной Истины...
В общем, время прошло, и немалое. Приходит опять Иисус к Петру, во второй уже раз. Посмотрел на безутешные результаты его труда... Ничего не сказал, только спросил: "Симон [сын]Иоанна, предпочитаешь (agapas)] меня... миру?" Ох и не весело совсем Петру нашему! Отвечает ему: "Право, Господи... Люблю, как друга... Но мирское, оно и впрямь милее сердцу моему... Но, Господи! Избивая и угнетая самых преданных тебе - как сейчас понимаю, что неотсталых - ягняток твоих, перевоспитывая их, я искрене думал, что приношу тем самым им, и всему человечеству, только пользу. Ведь многие из них совсем не приспособлены были выживать в этом мире, где царствует расчётливая ложь, корысть и обман! ... Не то, чтобы даже жить хорошо, не испытывая ни в чём недостатка и лишений. (Тем паче, управлять чтобы миром...) Откуда же мне было знать, что впихиваемый мною насильно им "этот мой корм" окажется для них столь губительным!?"
"Эх, Петро, Петро! Знаю ведь, что не врёшь мне! Что и впрямь не держишь меня за врага своего и желаешь пребывать со всем этим миром в Небеснием Царстве. Ну не пошёл тебе этот урок - так чтобы впрок. Что ж, может следующее задание тебя образумит? - Будь царём над моими овцами*, МОИМ (как для них) ЗАМЕСТИТЕЛЕМ В МИРЕ.
* старшие, с формированным уже мышлением, поколения.
Сказано - сделано! Пришлось Петру, в веках уже, нести тяжёлую ношу духовного, да над всею-то землёю, монарха. И такая власть оказалась в руках его, что подчинил себе вскоре всю, завоёванную до селе римлянами, экумену. И даже более! Ибо распространилась власть его, трудами тех или иных, подчинённых ему апостолов да епископов, за пределы Священной Империи на самые отдалённые земли язычнические, князья которых за честь принимать стали поклоны отбивать ему в ... белые ноженьки, вымаливая тем самым (и не безуспешно) себе и каким другим, особо продвинутым членам племени их, место во "царстве небесном".
Ну и каков результат его векового правления? Перестали ли "овечки ли, бараны, христовы" поднимать друг на друга (во имя-то установления божией святости, мира да справедливости) мечи? Или, быть может, все как один, истинные ягнята Христовы стали доживать в трудах своих - научных ли, творческих (да во свободе, не ограниченной чтобы потребностью низменных сил) - до глубокой старости, в почёте и уважении? И т.д. и т.п.
Как бы не так!
Быстро время течёт - год за день. Вот и година настала уж опять для отчёта. Грустно Петру, да так, что места себе не находит - результаты ведь правления его (да от имени-то Христа, просвещающего всякий разум) все налицо. Печальные, жуткие результаты, не смягчаемые ни чуть расписными храминами. Говорит ему в третий раз Иисус уже оскорбевший: "Симон [сын]Иоанна! Уж не враг ли тебе я?! Испытываешь ли ещё ко мне , после всех этих, сотворимых тобою на земле, наигнуснейших преступлений, ну хоть какое-то светлое чувство?!!
Задрожал Петр весь пуще прежнего: "Господи! Ты всё знаешь... Ты же сам видишь, что люблю тебя я, и не меньше... Как друга, люблю... Просто мир мне милее, и не восприимчив я, наверное, поэтому к твоему Свету... Вот и сейчас, не явись ты ко мне в образе телесном, заговорив со мною обычными словами, - я вообще бы ни за что не догадался о твоём в мире присутствии." Говорит ему Иисус: "Да, я и знаю, и вижу воочию, что не врёшь мне. Иначе стал бы вообще с тобой когда говорить, тварь ты такая, безмозглая!? Не гоже тебе далее миром править в повёрнутом-то спиною ко мне положении. Да ещё и править от моего имени. Но будешь отныне присматривать за всеми обездоленными твоею системою моими, сделавшимися pone'ros, овечками - слабые что стали разумом, недоразвиты сердцем да ослепленные, под твоим побывавши началом! Дабы не потеряли они хоть ту иллюзорную утеху, что понапроповедовали им ты и твои клерикалы (от моего-то имени!) за все эти годы. Ибо тяжело и негоже стариться и умирать в одиночестве человеку, наставленному плотью для плоти, оставаясь на деле не пригодным для Высшего Царствия.
Истино, истино говорю тебе, Пётр: когда ты был помоложе, то препоясывался сам и ходил, куда желал. Когда же состаришься, то вытянешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведёт куда не желаешь!"
Что означают заключительные слова Иисуса к Петру - во многом загадка! Многие говорят, что так Иисус напророчил мученическую смерть Петра... Во своё прославление. Всё это - чушь! ВЕДЬ СКАЗАНО ЖЕ САМИМ ХРИСТОМ, ЧТО ПЁТР НЕ ЖЕЛАЕТ СЕБЕ ТАКОЙ СМЕРТИ.
Как впрочем странным выглядит в дальнейших стихах Евангелия и то, что так называемый "любимый ученик Иисуса" должен умереть .. по пришествию в мир Христа. Тогда как по учению самих же христиан (наставленных Петром-то "во истине") подняться (даже с могил!) и прийти на Суд Божий должны все человеки - святые они иль безгрешные.
А этот, смотрите - наисвятейший! Но - бац! И... умер. В самый, я бы даже так сказал, что - "нездыхаемый" для всего человечества, наиважнецкий всебытия моментик.
А ведь ответ на эту каверзную задачку довольно прост. Ведь Христос - это Свет, просвещающий всякого, тянущегося к нему человека! По условию же задачки, Пётр следует за Иисусом и не замечает идущего за ним любимчика, как только повернувшись ко Свету спиною. Естественно допустить, что он видит (теперь уже впереди себя) свою... тень. Т.е. - проэкцию на земле его тёмной, погрязшей во материи (со всеми присущими ей грехами) души. Вот эту-то, тёмную, погрязшую в смерти душу человека и предпочитает любить (agapao') в мире Иисус Христос, так как именно для неё он и реализован, собственно, как Спаситель.
Эта же душа не умирает - она просто, "по пришествии Христа"*, перестаёт оставаться тёмной, тяжёлой и отсталой спутницей, тянущей назад (к животнему бытию) всего человека, который по исцелению** своему уже никогда не отворачивается от Господа, но проявивши Христа в сердце своём, радуется истинному Изливающему Жизнь всем мирам Источнику Света.
Забегая наперёд, отмечу, что в рассказе этого же евангелиста, где Пётр, ПОСЕЩАЯ ГРОБНИЦУ, "бегает на перегонки" с любимчиком Иисуса, - любимчик этот обозначен не глаголом agapao', как в прочих случаях, но fileo'! То есть речь идёт о другой стороне души Петра, которая "не следует тенью за телом"***, но бегит всегда к свету впереди него, ибо проявляет сильную любознательность к тем или иным вещам в мире, и может поэтому самостоятельно познавать истину (а значит в чём-то и самого Иисуса Христа, как видим то в характерах и судьбах многих выдающихся учёных-материалистов)... И остаётся всегда вечно юнной да любопытной.
* По мысли самого евангелиста, ст. 22-23, Христос не приходит повторно в мир, ибо уже пребывает в нём... Речь идёт о Христе, Который воскресает (освобождается от плоти) лично для каждой, потребующей и обнаруживающей его реальное Бытие, души, без какой-либо привязки к календарной дате. Но массовый исход человечества от соматизма, в связи с приоткрывающимся уже во Времени програмным окном, может произойти в самый ближайший век (взависимости от проявления воли самих людей).
** Восстановление целостности. Союз человеческого духа, его души, и некой в его сердце "капельки-искорки", данной ему от начала самим лучезарным Логосом, призывающей человека к восхождению.
*** В случае обращённости человека от Света к мирскому, его тёмная и тяжёлая душа идёт (в так называемое "светлое будущее") впереди человека, будучи обращённой от Мнэмейон, увлекая за собой всего человека. Ученик же, которого любит (fileo') Иисус, показан бегущим в направлении Мнэмейон, и увлекающим за собою соматика ... ( См. "Ребёнок" Проза.ру - национальный сервер современной прозы )
P. S. Но ведь телесное, друг, надо представлять себе плотным, тяжёлым, землеобразным, видимым. Ясно, что душа, смешанная с телесным, тяжелеет, и эта тяжесть снова тянет её в видимый {физический!} мир. В страхе перед безвидным {потусторонним!}, перед тем, что называют Аидом {Царство невидимого}, она бродит среди надгробий и могил - там иной раз и замечают похожие на тени призраки душ. Это призраки как раз таких душ, которые расстались с телом нечистыми; они причастны зримому и потому открываются глазу.
- Да, Сократ, похоже на то. (Платон, "Федон") [Ср. 2Кор 4:18]
ИИСУС И ПЁТР (Продолжение)
В первой части рассказа "Иисус и Пётр" (Ин 21:15-19) мы в плотную подошли к самому сложному месту - к 18-му и 19-му стихам:
18 аминь аминь говорю тебе, когда (ты)был более молодой, (ты)опоясывал тебя самого и (ты)ходил куда (ты)желал; когда же состаришься, вытянешь руки твои, и другой тебя опояшет и поведёт (oisei*) куда не желаешь. 19 это же (он)сказал указывающий какой смертью прославит бога. и это сказавший говорит ему, Следуй [за]мной.
* От fero' нести, уносить, нестись (стремиться), переносить(терпеть)...
На первый взгляд, содержание этих стихов простое и прямо относится к известному пророчеству Иисуса о мученической смерти Петра на кресте. На это якобы указывает упоминание в них не только о самой смерти Петра, но и о вытягивании им своих рук на patibulum-е креста. При этом выглядит странным, что состарившийся бывший* вождь всех христиан, извещённый заранее, попросту не желает мученнической смертью прославить Бога! Более того, обычно на кресте распинаемый, перед тем как протянуть руки, уже пребывает в раздетом состоянии. А к этому, мало того, что принесут крест прямо к постели, так ведь и оденут его... сразу же после того, как раскинет на нём руки. Причём, судя по последовавшему далее оПОЯСыванию, одряхлевшего старичка оденут по полной - ПОХОДНОЙ - программе. И тут же куда-то... понесут. (Здесь, кстати, просматривается аллюзия на стихи Матфея 16:21-25, но явно с отсутствием добровольного мотива.)
* После третьего назначения (17 ст.) - смотритель над всеми обездоленными и нищенствующими людьми Христового стада.
Не вызывает сомнения, что наш автор знает и эту историю о распятии Петра в Риме вниз головою. Но в своей аллюзии на неё он выкладывает совершенно иную информацию. Возьмём, например, ВЫТЯГИВАНИЕ РУК Петра - ekteneis tas cheiras sou (вытянешь руки твои). О чём говорят эти слова? Из 16-и случаев применения в Новом Завете глагола ek-teino' (вытягивать, растягивать; протягивать, о руках), 14 раз он применён по отношению только к одной руке и в разных значениях: дабы причинить кому вред, Лк 22:53; дабы указать на кого -либо, Мф 12:49... И т. д., и т. п. (Один раз даже в отношении вытягивания якорей, Деяния 27:30.) И только в нашем случае глаголом этим задействуются сразу две руки персонажа. Обычно человек (кроме примера с крестом...) протягивает одновременно две руки в следующих обтоятельствах: а) если он берётся за что-то, да понадёжнее; б) когда он кого-либо о чём-либо важном сильно умоляет; в) когда сам позволяет кому связать свои руки в запястьях; г) ну и, наконец, когда человека одевают другие лица... (Для пункта "гэ" предпочтительнее руки подымать! Другие случаи просто не соответствуют теме исследуемого нами рассказа.)
Понятно, что самое сильно в контексте стихов 18 и 19 резонирует вариант "бэ", о умолении; с возможностью естественного (как для воззрения мирян) перехода в вариант "вэ", о связывании рук - и то если речь в рассказе идёт о ДВУХ РАЗНЫХ ОСОБЯХ*. Ведь Пётр, по условиям задачки, не желает самостоятельно идти туда, куда понесёт его этот таинственный тип, характеризируемый автором лишь одним прилагательным - ДРУГОЙ, которое при ближайшем рассмотрении может оказаться попросту... аспектом совести самого же Петра. Т. е., выражаясь по-старинке, ДРУГИМ, созревшим в нём** лишь к исходу его жизни, более совестливым человеком. Что резко меняет суть нравственной стороны (и не только нравственной) нашего героя! К тому же, равными по силе могут оказаться и оба варианта прочтения рассказа. Дело за выбором самого читателя - каков Пётр (а значит и мир) ближе и дороже вашему сердцу. Ведь само раздорожие мысли при охвате линий простого с виду, но сложного по сути (разноуровневого к тому же) Сюжета, когда при смене угла и глубины зрения заметно меняется картинка рассказа - это обычный приём мудрецов, охватывающих, по-возможности, разные стороны единной тематики минимумом необходимых слов, употребляемых ими с математической точностью выпряденных логикой нитей, из которых ими и ткётся узорчатое полотно аллегорий, взачастую замаскированных под легко запоминающуюся обыденность. Такие себе ТКАЧИ словесных, разноуровневых голограмм!
* О втором варианте рассказа смотрите в письме к Катьке Андрейцевой.
** Созревшим пока ещё только к действию, направленным против своей же, погрязшей в мирской суете, души... учитывая все сопутствующие обстоятельства. И ещё! Читайте рассказ в отношении Петра, с позиции его же мировозрения! Дабы полнее испытать, прочувстовать его состояние.
Идти самому на Суд к Наисправедливейшему, понимая что напрямую виновен в самых гнусных, произошедших на земле, деяниях!? И это при том, что желал, совершая дела во дорученной ему Экумене, достичь куда более добрых для всех результатов. И совсем не такой КРОВАВОЙ ценой, как произошло в реальности.
Вот почему Пётр, находясь уже у самой черты мнэмейона, будет просить Всевышнего, ПРОТЯНУВ К НЕМУ РУКИ, о пощаде своей грязной души, вымаливая для неё ещё один шанс к очищению... Сознавая, что сам-то на месте Бога свою душу ни за что не простил бы.
Какая душа, окажись в ситуации нашего героя, возжелает себе страшной гибели, да ещё и расстянутой на долгие годы мучений и ожидания? * И тем не менее Пётр восстанет против себя ВЕТХОГО, одолеваемый собственной совестью. Оденет себя слабеющими руками, неподчиняющимися уже его естественному желанию избежать тяжкой, неминуемой гибели. Препояшется**, и пойдёт, уносимый совестью, в последний свой, самый мучительный путь! Который на этот раз ...уже точно приведёт его к СВЕТУ и к БОГУ!***
* О которых, гибели и мучениях, сам же Петр наставлял (да ещё и от имени всемилосердного Бога!) всех людей...
** Библейское выражение "препоясать чресла" означает готовность к путешествию или к активной деятельности.
*** Об этом его пути - что на самом деле из себя представляет - смотри в письме к Катьке Андрейцевой... В следующей жизни (пройдя предварительно тяжелейшее испытание на пригодность) он станет, неугодным всем на земле лжецам, НАСТОЯЩИМ ФИЛОСОФОМ, которого будут поначалу не замечать, потом унижать, и, наконец, убивать... Освящая всю эту гнусность, совершаемую в отношении него, его же самого ветхим именем!
Другой же вариант прочтения стихов 18 и 19 (тот, что о двух особях), он слабее резонирует с предыдущим (ст. 15-17) да оконечным (ст.20-24) рассказами Евангелия. Сие означает, что Евангелие это (как минимум, начиная с 13-й главы, когда на сцене впервые появляется "любимый ученик Иисуса") написано неизвестным автором с помощью - и здесь тоже творческий замысел - ОБРАЗА уже ИЗМЕНИВШЕГОСЯ ПЕТРА (ст.24 и 25).
P.S. "Любимый ученик Иисуса", буквально - "ученик, которого любил (impf) Иисус".
По мере взросления, свободолюбивому Пётру сразу доручено воспитывать детей Христовых (молодую поросль) в духе истины и свободы. Пётр не справляется с этим заданием, так как ЭТОТ МИР - вещи, интересы, имущество, обстоятельства, писания, страсти - продолжает и далее оставаться ближе и понятнее его сердцу, чем невидимое, принадлежащее миру идей, Небесное Царствие и ... сам Иисус Христос (за пределами плотского о Иисусе Христе представления).
Далее мы видим Петра, замещающего на земле Бога, в качестве духовного и политического монарха-пастыря, правящего над всеми "овцами" в мире. Результаты правления Петра в этом испыте ещё более удручающие. Причём настолько, что Иисусу Христу пришлось даже вопросить Петра, испытывает ли он хоть какое к нему - к высшей-то Истине - дружеское чувство?
Убедившись же, что Пётр не потерял ещё к нему интереса, Иисус обязывает его на этот раз ухаживать за всеми людьми, которые в силу его правления сделались непригодными Небесному Царствию.
Этот этап пробуждает в Петре тяжелейшее чувство личной вины перед загубленными душами, побуждающее его, в самом конце уже его ветхого существования, ПОЙТИ НА СУД САМОМУ, ПОНИМАЯ, ЧТО НЕ ДОСТОЕН ПРОЩЕНИЯ.
Имено с этого этапа и начинается для Петра путь истинного просвещения. Очень тяжкий, как для телесной души путь, обращающий (постепенно) её от мирского, суетного, к лучезарному и вечному во скрытой Вселенной принципу. Путь, прославляющий и утверждающий ценность высоконравственной, основанной не на корысти и лжи, жизни, но жизни, берущей начало от самого истока Высшего Логоса.
ИИСУС И ПЁТР
Странно, что рассказ четвёртого евангелиста, 21:15-19 и далее, условно называемый "Иисус и Пётр", до сих пор не востребован людьми во всей полноте его смысла. На то, что такой здесь имеется, указывают обильно употреблённые в нём синонимы (как нигде более в Новом Завете!), заметно различающиеся по значению, которые взачастую отсутствуют в переводах. Даже в подстрочниках! Текст одного из которых (Российского Библейского общества, 2001 г.) приводится ниже:
15 Когда итак (они)пообедали говорит Симону Петру Иисус, Симон [сын]Иоанна, любишь (agapas) меня больше этих (pleon touto'n)? говорит ему, Да (nai) господи, ты знаешь (oidas) что люблю (filo') тебя. говорит ему, Паси (Boske) ягнят (ta arnia) моих. 16 говорит ему опять [во] второй [раз] (palin deuteron), Симон [сын]Иоанна, любишь (agapas) меня? говорит ему, Да (nai) господи, ты знаешь (oidas) что люблю (filo') тебя. говорит ему, Будь пастухом (Poimaine) овец (ta probata) моих. 17 говорит ему [в] третий [раз] (to triton), Симон [сын]Иоанна, любишь (fileis) меня? был опечален Пётр что (он)сказал ему [в] третий [раз], Любишь (Fileis) меня? и говорит ему, Господи, всё ты знаешь (oidas), ты знаешь (gino'skeis) что люблю (filo') тебя. говорит ему [Иисус], Паси (Boske) овец (ta probata) моих. 18 аминь аминь говорю тебе, когда (ты)был более молодой, (ты)опоясывал тебя самого и (ты)ходил куда (ты)желал ' когда же состаришься, вытянешь руки твои, и другой (allos) тебя опояшет и поведёт куда не желаешь. 19 это же (он)сказал указывающий какой смертью прославит бога. и это сказавший говорит ему, Следуй [за] мной.
Не нужно быть большим знатоком языка, чтобы выделить в данном тексте три пары различающихся по смыслу синонимов: 1) agapas - filo' (fileis); 2) boske - poimaine; 3) oidas - gino'skeis. Первая пара представляет собой глаголы agapao' (любить-ПРЕДПОЧИТАТЬ*) и fileo' (любить-ДРУЖИТЬ**); вторая - глаголы bosko' (пасти-КОРМИТЬ) и poimano' (пасти-ПРАВИТЬ); третья - глаголы oida (ЗНАТЬ; выражает внутреннее субьективное знание) и gi(g)no'sko' (ПОЗНАВАТЬ; выражает познание объективного внешнего).
Для первой и третьей пары синонимов в русском языке нет однокорневых аналогов. Но что помешало переводчикам вернее передать значение второй пары, первый элемент которой в контексте рассказа больше соответствует русскому глаголу КОРМИТЬ? Ведь существительные от него, boske', f., и bosis, f., - это корм, пища; тогда как от глагола poimano' образуются poimne', f., стадо(толпа) и poime'n, m., пастырь(вождь), без какого либо намёка на корм.
* Ценить, ставить что либо выше чего;
** Целовать, приветствовать; также дружить и увлекаться чем либо.
(e') - "эта"; (o') - "омега"; ' - колон (от конца фразы отделён пробелом).
Итак мы видим, что первый ответ Петра на вопрос Иисуса "Предпочитаешь меня больше(более) этих?" - "Да, Господи, ты знаешь, что я испытываю к тебе дружеское чувство", как для ушей обывателя - невыверенный. Поэтому переводчик попросту вынужден, в силу утвердительного "ДА" в ответе Петра , принимать значения глаголов agapao' и fileo' одинаковыми. Иначе, следует признать за Петром или осознанное лукавство (отвечать не по существу заданного вопроса), или непонимание им того, о чём Иисус, собственно, спрашивает его: кого (что) более предпочитает любить Пётр: его ли - Иисуса Христа - вечные Истину, Путь и Жизнь, или конкретику бренного, погрязшего во грехах, мира?
Версию о лукавстве Петра нам следует отбросить сразу, так как она не соответствует всему контексту рассказа. Как и ту, что Пётр якобы не различает нюансы греческих глаголов agapao' и fileo'*, тоже. Просто Пётр высказывает мысль, что он не предпочитает истину вещам: "Да, Господи, ты знаешь, что отношусь к тебе во любви по-дружески... Но вещи мира всё же мне и понятнее, и ценнее... Да и дружба моя к тебе - больше низменная, помятуя о том, как ты сам наставлял нас, "что не имеет никто большей любви, как если душу свою положит за друзей своих "(Ин 15:13). Я же за глазами всех тех, которые меня знают, оказался неспособным не то чтобы умереть за тебя, но даже слова сказать! Думая более о мирском, перед чернью,трижды к ряду!!! отрёкся от тебя, - Человека, несущего миру Гармонию и процветание.
Именно к этому значению сводится ответ Петра.
* Приверженцы исторической линии повествования замечают, что в арамейском языке, "на котором говорили Иисус и Пётр", для слова "любить" нет синонимов соответствующих языку эллинов. А значит и сами мысли(во прецеденте глагола "любить"), выраженные в рассказе имеющимися в нём синонимами, принадлежат не его героям, и даже не самому писателю, но... его ученикам, дописавшим 21 главу уже после его смерти. Хотя само это событие, о котором повествует евангелист , они признают за подлинное! Т.е. заодно признают и то, что не всё во святых текстах богодухновенно...
Вы, конечно же, вправе спросить меня, почему это я заговорил, касаемо Ин 21:15, о мире, вещах, и прочем, если в том же русском синодальном переводе Иисус вопрошает Петра: "Любишь ли ты Меня больше, нежели они [т.е. другие апостолы]"? Отвечаю. - Да, вопрос Иисуса можно перевести и так! Только при этом "от начала предназначенный бороться с дьяволом" сам будет выступать в роли искусителя человеческих душ. Более того, имеет ли хорошо воспитанный человек моральное право оценивать свою любовь к Истине (к Господу ли) как более значимую и высокую, нежели других? (Особенно после совершённого им же самим предательства...) И разве Любовь измеряется мерою?
И вообще, почему он не ответил вопрошающему тем же самым, что и в вопросе к нему, глаголом?
Или может вопрос Иисуса к Петру в значении " Любишь меня больше (чем) ближних своих?" звучит куда более эстетично и гуманнее? (Не выдвигает при этом на первый план прегрешенья людские? Эгоизм, из которых - не самое сильное...) Ведь этот вопрос в мужском роде можно воспринять и так!
ДЕЛО В ТОМ, что имеющиеся в вопросе Иисуса слова pleon touto'n (больше... более этих) можно воспринять как в мужском роде мн. числа - т.е. в отношении людей, так и в среднем мн. числа. Здесь уже в отношении вещей и прочей конкретики грешного мира (дела, обстоятельства, события, интересы, науки, писания, и т. д., и т. п..) Т. е. читателю предоставляется самому определиться, на что же указывал рукою Иисус.
Так же существенно, что вопрос о предпочтении, выраженный глаголом "agapas" (подчёркнутый словами "pleon touto'n"), вполне осознано не подтверждается Петром дважды. А значит и частица nai (ДА) в его ответе логически сочетается не столько с самим вопросом Иисуса (иначе мы не сможем отделаться от мысли, что Пётр лукавит), сколько с личным ему ответом. И мы поэтому можем воспринять её в значении заверения " ПРАВО Господи, ты знаешь, что испытываю к тебе только дружеское чувство. Не больше!"
Просто Пётр не созрел ещё духом своим для большего-то в общении с Истиной.
Видящий искренность Петра в его ответе о самом себе, что не достоен такого пристального внимания Сына Божьего к его, Петра, жалкой персоне (как, впрочем, и то, что продолжает желать далее приобщиться к высшему Царствию), Иисус поручает ему воспитание своих агнцев (ta arnia, ягняток) - т. е., возрастающее в мудрости, молодое поколение, задающееся без конца вопросами и мучающее ими старших: "Что это? Где? Откуда? Зачем? Почему? КОГДА?" И т.д. и т.п. Попробуй-ка всех накорми! Да так, чтобы оставались все сытыми и довольными. Да так, чтобы не только обрели хороший, к тем же наукам, аппетит , но и развили и сохранили на все годы пристрастие к ним. И к истине тоже. Станут ли опосля, возмужав, эти "ягнята" дотошными во чём-то гурманами, или сохранят и в дальнейшем во жизни своей ко всем наукам всеядность да любопытство? - Не важно! Главное чтобы сам воспитатель (а по совместительству - и педагог) не оказался тормозом на пути их развития. А то ещё чего хуже - не заморил, как самый гадостный деспот, истинных детей Христовых голодом, заставляя их жрать не пригодную их чистому сердцу пищу. А за другими какими не досмотрев, позволил им разтучнеть совсем не на Божием поле... Да и не просто так говорится ведь в мире, что за малыми всеми поспевая много, гляди и сам многое чего постигнешь в делах безграничной Истины...
В общем, время прошло, и немалое. Приходит опять Иисус к Петру, во второй уже раз. Посмотрел на безутешные результаты его труда... Ничего не сказал, только спросил: "Симон [сын]Иоанна, предпочитаешь (agapas)] меня... миру?" Ох и не весело совсем Петру нашему! Отвечает ему: "Право, Господи... Люблю, как друга... Но мирское, оно и впрямь милее сердцу моему... Но, Господи! Избивая и угнетая самых преданных тебе - как сейчас понимаю, что неотсталых - ягняток твоих, перевоспитывая их, я искрене думал, что приношу тем самым им, и всему человечеству, только пользу. Ведь многие из них совсем не приспособлены были выживать в этом мире, где царствует расчётливая ложь, корысть и обман! ... Не то, чтобы даже жить хорошо, не испытывая ни в чём недостатка и лишений. (Тем паче, управлять чтобы миром...) Откуда же мне было знать, что впихиваемый мною насильно им "этот мой корм" окажется для них столь губительным!?"
"Эх, Петро, Петро! Знаю ведь, что не врёшь мне! Что и впрямь не держишь меня за врага своего и желаешь пребывать со всем этим миром в Небеснием Царстве. Ну не пошёл тебе этот урок - так чтобы впрок. Что ж, может следующее задание тебя образумит? - Будь царём над моими овцами*, МОИМ (как для них) ЗАМЕСТИТЕЛЕМ В МИРЕ.
* старшие, с формированным уже мышлением, поколения.
Сказано - сделано! Пришлось Петру, в веках уже, нести тяжёлую ношу духовного, да над всею-то землёю, монарха. И такая власть оказалась в руках его, что подчинил себе вскоре всю, завоёванную до селе римлянами, экумену. И даже более! Ибо распространилась власть его, трудами тех или иных, подчинённых ему апостолов да епископов, за пределы Священной Империи на самые отдалённые земли язычнические, князья которых за честь принимать стали поклоны отбивать ему в ... белые ноженьки, вымаливая тем самым (и не безуспешно) себе и каким другим, особо продвинутым членам племени их, место во "царстве небесном".
Ну и каков результат его векового правления? Перестали ли "овечки ли, бараны, христовы" поднимать друг на друга (во имя-то установления божией святости, мира да справедливости) мечи? Или, быть может, все как один, истинные ягнята Христовы стали доживать в трудах своих - научных ли, творческих (да во свободе, не ограниченной чтобы потребностью низменных сил) - до глубокой старости, в почёте и уважении? И т.д. и т.п.
Как бы не так!
Быстро время течёт - год за день. Вот и година настала уж опять для отчёта. Грустно Петру, да так, что места себе не находит - результаты ведь правления его (да от имени-то Христа, просвещающего всякий разум) все налицо. Печальные, жуткие результаты, не смягчаемые ни чуть расписными храминами. Говорит ему в третий раз Иисус уже оскорбевший: "Симон [сын]Иоанна! Уж не враг ли тебе я?! Испытываешь ли ещё ко мне , после всех этих, сотворимых тобою на земле, наигнуснейших преступлений, ну хоть какое-то светлое чувство?!!
Задрожал Петр весь пуще прежнего: "Господи! Ты всё знаешь... Ты же сам видишь, что люблю тебя я, и не меньше... Как друга, люблю... Просто мир мне милее, и не восприимчив я, наверное, поэтому к твоему Свету... Вот и сейчас, не явись ты ко мне в образе телесном, заговорив со мною обычными словами, - я вообще бы ни за что не догадался о твоём в мире присутствии." Говорит ему Иисус: "Да, я и знаю, и вижу воочию, что не врёшь мне. Иначе стал бы вообще с тобой когда говорить, тварь ты такая, безмозглая!? Не гоже тебе далее миром править в повёрнутом-то спиною ко мне положении. Да ещё и править от моего имени. Но будешь отныне присматривать за всеми обездоленными твоею системою моими, сделавшимися pone'ros, овечками - слабые что стали разумом, недоразвиты сердцем да ослепленные, под твоим побывавши началом! Дабы не потеряли они хоть ту иллюзорную утеху, что понапроповедовали им ты и твои клерикалы (от моего-то имени!) за все эти годы. Ибо тяжело и негоже стариться и умирать в одиночестве человеку, наставленному плотью для плоти, оставаясь на деле не пригодным для Высшего Царствия.
Истино, истино говорю тебе, Пётр: когда ты был помоложе, то препоясывался сам и ходил, куда желал. Когда же состаришься, то вытянешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведёт куда не желаешь!"
Что означают заключительные слова Иисуса к Петру - во многом загадка! Многие говорят, что так Иисус напророчил мученическую смерть Петра... Во своё прославление. Всё это - чушь! ВЕДЬ СКАЗАНО ЖЕ САМИМ ХРИСТОМ, ЧТО ПЁТР НЕ ЖЕЛАЕТ СЕБЕ ТАКОЙ СМЕРТИ.
Как впрочем странным выглядит в дальнейших стихах Евангелия и то, что так называемый "любимый ученик Иисуса" должен умереть .. по пришествию в мир Христа. Тогда как по учению самих же христиан (наставленных Петром-то "во истине") подняться (даже с могил!) и прийти на Суд Божий должны все человеки - святые они иль безгрешные.
А этот, смотрите - наисвятейший! Но - бац! И... умер. В самый, я бы даже так сказал, что - "нездыхаемый" для всего человечества, наиважнецкий всебытия моментик.
А ведь ответ на эту каверзную задачку довольно прост. Ведь Христос - это Свет, просвещающий всякого, тянущегося к нему человека! По условию же задачки, Пётр следует за Иисусом и не замечает идущего за ним любимчика, как только повернувшись ко Свету спиною. Естественно допустить, что он видит (теперь уже впереди себя) свою... тень. Т.е. - проэкцию на земле его тёмной, погрязшей во материи (со всеми присущими ей грехами) души. Вот эту-то, тёмную, погрязшую в смерти душу человека и предпочитает любить (agapao') в мире Иисус Христос, так как именно для неё он и реализован, собственно, как Спаситель.
Эта же душа не умирает - она просто, "по пришествии Христа"*, перестаёт оставаться тёмной, тяжёлой и отсталой спутницей, тянущей назад (к животнему бытию) всего человека, который по исцелению** своему уже никогда не отворачивается от Господа, но проявивши Христа в сердце своём, радуется истинному Изливающему Жизнь всем мирам Источнику Света.
Забегая наперёд, отмечу, что в рассказе этого же евангелиста, где Пётр, ПОСЕЩАЯ ГРОБНИЦУ, "бегает на перегонки" с любимчиком Иисуса, - любимчик этот обозначен не глаголом agapao', как в прочих случаях, но fileo'! То есть речь идёт о другой стороне души Петра, которая "не следует тенью за телом"***, но бегит всегда к свету впереди него, ибо проявляет сильную любознательность к тем или иным вещам в мире, и может поэтому самостоятельно познавать истину (а значит в чём-то и самого Иисуса Христа, как видим то в характерах и судьбах многих выдающихся учёных-материалистов)... И остаётся всегда вечно юнной да любопытной.
* По мысли самого евангелиста, ст. 22-23, Христос не приходит повторно в мир, ибо уже пребывает в нём... Речь идёт о Христе, Который воскресает (освобождается от плоти) лично для каждой, потребующей и обнаруживающей его реальное Бытие, души, без какой-либо привязки к календарной дате. Но массовый исход человечества от соматизма, в связи с приоткрывающимся уже во Времени програмным окном, может произойти в самый ближайший век (взависимости от проявления воли самих людей).
** Восстановление целостности. Союз человеческого духа, его души, и некой в его сердце "капельки-искорки", данной ему от начала самим лучезарным Логосом, призывающей человека к восхождению.
*** В случае обращённости человека от Света к мирскому, его тёмная и тяжёлая душа идёт (в так называемое "светлое будущее") впереди человека, будучи обращённой от Мнэмейон, увлекая за собой всего человека. Ученик же, которого любит (fileo') Иисус, показан бегущим в направлении Мнэмейон, и увлекающим за собою соматика ... ( См. "Ребёнок" Проза.ру - национальный сервер современной прозы )
P. S. Но ведь телесное, друг, надо представлять себе плотным, тяжёлым, землеобразным, видимым. Ясно, что душа, смешанная с телесным, тяжелеет, и эта тяжесть снова тянет её в видимый {физический!} мир. В страхе перед безвидным {потусторонним!}, перед тем, что называют Аидом {Царство невидимого}, она бродит среди надгробий и могил - там иной раз и замечают похожие на тени призраки душ. Это призраки как раз таких душ, которые расстались с телом нечистыми; они причастны зримому и потому открываются глазу.
- Да, Сократ, похоже на то. (Платон, "Федон") [Ср. 2Кор 4:18]
ИИСУС И ПЁТР (Продолжение)
В первой части рассказа "Иисус и Пётр" (Ин 21:15-19) мы в плотную подошли к самому сложному месту - к 18-му и 19-му стихам:
18 аминь аминь говорю тебе, когда (ты)был более молодой, (ты)опоясывал тебя самого и (ты)ходил куда (ты)желал; когда же состаришься, вытянешь руки твои, и другой тебя опояшет и поведёт (oisei*) куда не желаешь. 19 это же (он)сказал указывающий какой смертью прославит бога. и это сказавший говорит ему, Следуй [за]мной.
* От fero' нести, уносить, нестись (стремиться), переносить(терпеть)...
На первый взгляд, содержание этих стихов простое и прямо относится к известному пророчеству Иисуса о мученической смерти Петра на кресте. На это якобы указывает упоминание в них не только о самой смерти Петра, но и о вытягивании им своих рук на patibulum-е креста. При этом выглядит странным, что состарившийся бывший* вождь всех христиан, извещённый заранее, попросту не желает мученнической смертью прославить Бога! Более того, обычно на кресте распинаемый, перед тем как протянуть руки, уже пребывает в раздетом состоянии. А к этому, мало того, что принесут крест прямо к постели, так ведь и оденут его... сразу же после того, как раскинет на нём руки. Причём, судя по последовавшему далее оПОЯСыванию, одряхлевшего старичка оденут по полной - ПОХОДНОЙ - программе. И тут же куда-то... понесут. (Здесь, кстати, просматривается аллюзия на стихи Матфея 16:21-25, но явно с отсутствием добровольного мотива.)
* После третьего назначения (17 ст.) - смотритель над всеми обездоленными и нищенствующими людьми Христового стада.
Не вызывает сомнения, что наш автор знает и эту историю о распятии Петра в Риме вниз головою. Но в своей аллюзии на неё он выкладывает совершенно иную информацию. Возьмём, например, ВЫТЯГИВАНИЕ РУК Петра - ekteneis tas cheiras sou (вытянешь руки твои). О чём говорят эти слова? Из 16-и случаев применения в Новом Завете глагола ek-teino' (вытягивать, растягивать; протягивать, о руках), 14 раз он применён по отношению только к одной руке и в разных значениях: дабы причинить кому вред, Лк 22:53; дабы указать на кого -либо, Мф 12:49... И т. д., и т. п. (Один раз даже в отношении вытягивания якорей, Деяния 27:30.) И только в нашем случае глаголом этим задействуются сразу две руки персонажа. Обычно человек (кроме примера с крестом...) протягивает одновременно две руки в следующих обтоятельствах: а) если он берётся за что-то, да понадёжнее; б) когда он кого-либо о чём-либо важном сильно умоляет; в) когда сам позволяет кому связать свои руки в запястьях; г) ну и, наконец, когда человека одевают другие лица... (Для пункта "гэ" предпочтительнее руки подымать! Другие случаи просто не соответствуют теме исследуемого нами рассказа.)
Понятно, что самое сильно в контексте стихов 18 и 19 резонирует вариант "бэ", о умолении; с возможностью естественного (как для воззрения мирян) перехода в вариант "вэ", о связывании рук - и то если речь в рассказе идёт о ДВУХ РАЗНЫХ ОСОБЯХ*. Ведь Пётр, по условиям задачки, не желает самостоятельно идти туда, куда понесёт его этот таинственный тип, характеризируемый автором лишь одним прилагательным - ДРУГОЙ, которое при ближайшем рассмотрении может оказаться попросту... аспектом совести самого же Петра. Т. е., выражаясь по-старинке, ДРУГИМ, созревшим в нём** лишь к исходу его жизни, более совестливым человеком. Что резко меняет суть нравственной стороны (и не только нравственной) нашего героя! К тому же, равными по силе могут оказаться и оба варианта прочтения рассказа. Дело за выбором самого читателя - каков Пётр (а значит и мир) ближе и дороже вашему сердцу. Ведь само раздорожие мысли при охвате линий простого с виду, но сложного по сути (разноуровневого к тому же) Сюжета, когда при смене угла и глубины зрения заметно меняется картинка рассказа - это обычный приём мудрецов, охватывающих, по-возможности, разные стороны единной тематики минимумом необходимых слов, употребляемых ими с математической точностью выпряденных логикой нитей, из которых ими и ткётся узорчатое полотно аллегорий, взачастую замаскированных под легко запоминающуюся обыденность. Такие себе ТКАЧИ словесных, разноуровневых голограмм!
* О втором варианте рассказа смотрите в письме к Катьке Андрейцевой.
** Созревшим пока ещё только к действию, направленным против своей же, погрязшей в мирской суете, души... учитывая все сопутствующие обстоятельства. И ещё! Читайте рассказ в отношении Петра, с позиции его же мировозрения! Дабы полнее испытать, прочувстовать его состояние.
Идти самому на Суд к Наисправедливейшему, понимая что напрямую виновен в самых гнусных, произошедших на земле, деяниях!? И это при том, что желал, совершая дела во дорученной ему Экумене, достичь куда более добрых для всех результатов. И совсем не такой КРОВАВОЙ ценой, как произошло в реальности.
Вот почему Пётр, находясь уже у самой черты мнэмейона, будет просить Всевышнего, ПРОТЯНУВ К НЕМУ РУКИ, о пощаде своей грязной души, вымаливая для неё ещё один шанс к очищению... Сознавая, что сам-то на месте Бога свою душу ни за что не простил бы.
Какая душа, окажись в ситуации нашего героя, возжелает себе страшной гибели, да ещё и расстянутой на долгие годы мучений и ожидания? * И тем не менее Пётр восстанет против себя ВЕТХОГО, одолеваемый собственной совестью. Оденет себя слабеющими руками, неподчиняющимися уже его естественному желанию избежать тяжкой, неминуемой гибели. Препояшется**, и пойдёт, уносимый совестью, в последний свой, самый мучительный путь! Который на этот раз ...уже точно приведёт его к СВЕТУ и к БОГУ!***
* О которых, гибели и мучениях, сам же Петр наставлял (да ещё и от имени всемилосердного Бога!) всех людей...
** Библейское выражение "препоясать чресла" означает готовность к путешествию или к активной деятельности.
*** Об этом его пути - что на самом деле из себя представляет - смотри в письме к Катьке Андрейцевой... В следующей жизни (пройдя предварительно тяжелейшее испытание на пригодность) он станет, неугодным всем на земле лжецам, НАСТОЯЩИМ ФИЛОСОФОМ, которого будут поначалу не замечать, потом унижать, и, наконец, убивать... Освящая всю эту гнусность, совершаемую в отношении него, его же самого ветхим именем!
Другой же вариант прочтения стихов 18 и 19 (тот, что о двух особях), он слабее резонирует с предыдущим (ст. 15-17) да оконечным (ст.20-24) рассказами Евангелия. Сие означает, что Евангелие это (как минимум, начиная с 13-й главы, когда на сцене впервые появляется "любимый ученик Иисуса") написано неизвестным автором с помощью - и здесь тоже творческий замысел - ОБРАЗА уже ИЗМЕНИВШЕГОСЯ ПЕТРА (ст.24 и 25).
P.S. "Любимый ученик Иисуса", буквально - "ученик, которого любил (impf) Иисус".
Обсуждения Иисус и Пётр