Учитель и ученик - Рабаш и Лайтман

1. Обучение и фактор времени
Отчего «на земле весь род людской» в его становлении человечеством предпочитает обучаться страданиями. Массы, люди, послушно следуют принципу - «Что не сделает разум (усвоение опыта и имеющихся знаний), то сделает время».
Учитель и ученик - Рабаш и Лайтман
Почему нам легче идти в рамках обще-массового управления, видимого как случайность и слепая природа, чем избрать осознанное развитие и со-участие с Творящей силой.

Принято считать, что время лечит, в смысле предаёт забвению. Так ли это хорошо - предать, забыть дело, ради которого мы вызваны из забвения. В Торе, упорядоченной записи светов (решимот), сказано «выбери жизнь». На языке иврит- время ( зман) имеет много значений-- это и скорость изменений души человека и приглашение (зимун -азмана) завершить исправление

В науке каббала описаны способы, позволяющее ускорить время развития души. Как сказано- Исраэль мекадшим эт зманим

В каждом из нас скрыта сила- потенция жизни-душа- в одеянии из праха - себялюбия. Надо скорее научиться как использовать эту силу по назначению, пока представлено время (зман) и возможность ( издамнут).

Не стоит стоять и ждать пока под гусеницами машины времени перемелются поколения и придут к Цели (в одном человеке или в целом человечестве- цепочке душ, растянутых во времени и месте).

По выражению Бааль Сулама , душа перетирается между двумя временами -семь лет сытости и семь лет голода. Сегодня смены состояний происходят быстрее, ибо приходит время, когда рушится мир, в смысле исчезает скрытие света Истины.

Разрушение скрытия( аалама)- следствие Шалома и наоборот. Если чувствуешь крушение старого мира, в смысле мира, нарисованного прежними интересами и желаниями, это уже начало строения нового мира, уровня души.

РаБаШ на вопрос - Будет ли хурбан олам, ответил- Да-- ихарев аэлем -разрушится преграда себялюбия, та что скрывала (ээлима) высшую мудрость -свет жизни

Но к этому желательно подготовиться - яркий свет знания нуждается в бескорыстности желания его получить, что определяется светом имуна

Когда желание и свет, его творящий, совпадают в единстве мотива, то это игра- биение жизни, со-творчество.

Однако, свет духовный не всегда ласковое дуновение. В свете возможности увидеть себя - всю причинно следственную цепочку, которую создало упрямое в косности Я - в свете этого может быть и больно. Недаром говорится- «В будущем- и мудрец и глупец жалуются»- мудрец плачет- как трудна была работа (когда было скрыта значимость духовного), а глупец плачет --как близка была возможность стать живым. РаБаШ даёт пример- Летучая мышь, для которой тьма это состояние жизни, погибает при ярком свете.

Надо успеть стать способным насладиться раскрытием Творящей силы, и не быть спаленным ею ( огнем горечи и боли об упущенном). А можно переиграть…Да, но зачем каждый раз начинать с минус бесконечности, когда есть способы и средства не повторять ошибок не возвращаться к старому

Поведение с осознанной установкой, направленное к цели Творения позволяет сократить время обучения и проявляется в деятельности (маасе), речи (дибур) и мысли (махшава). Есть путь короткий, но длинный- (эволюционное развитие ),и есть путь длинный, но короткий (на основе опыта мудрецов).Человек может тратить из отпущенного ему запаса силы жизни , помня, что надо вернуть и тот, кто избирает осознанное развитие, выигрывает Любовь. (раби Акива).

Ощущение душой Бесконечности определяется мерой проделанной ею работы в преодолении себялюбия, выбором между, истинной и ложью. Истина и ложь, относительно к конечной цели, которую человеку предлагается осознать и ради нее работать.

Есть действительность как данность, и есть существование действительности, зависящая от наших действий. Управление действительностью, её существование, идёт согласно последнему уровню знания (мохин), которое достигли души людей По тому как человек обучается бескорыстию, управление из скрытого становится явным - добром и на благо. Например, если ребенок быстро обучается ( во всех аспектах личности), он более и более становится способным чувствовать добро управления им со стороны родителей. Если же он остаётся упрямым и глупым, то будет чувствовать лицо суровых решений (дин).

Опыт мудрецов показывает, каким образом взаимосвязаны вид существования действительности, в которой находится общество, со способностью людей к усвоению и претворению в действии законов, которые творят саму действительность. Их опыт, изложенный в книгах каббалы, необходимо использовать, пока есть еще время учиться, чтобы не начать снова и снова.

У каббалиста, обострено чувство времени, он способен видеть связи прошлого и зарождающего будущего в настоящем. И он ощущает большую ответственность

как личную, так и коллективную
2. Проследим, каким образом всё подготовлено для нашего выбора со стороны Высшего Управления.

Известно, что душа каббалиста Ари Кадоша раскрылась в Бааль Суламе.

БаальСулам передал своему ученику- РаБаШу секреты внутренней работы каббалиста. РаБаШ сумел найти способ передачи, чтобы полученное им стало достоянием всех.

В 70-х годах РаБаШ принял ученика М. Лайтмана, из того последнего типа душ, которым предстоит самая тяжелая работа по исправлению, поэтому и нуждающихся в свете Торы, каббалы. Еще несколько десятков новых учеников принял затем РБШ.

Это не было случайным, а делалось РаБаШем с тем, чтобы ускорить возможность передачи скрытого, касающегося самих побуждений, того, что ранее передавалось изустно. А ждать более, очевидно, уже не было времени. Это видно из того, что РаБаШ пошёл в открытую, т.е. решил открыть всё. Духовный запрос, в ком бы он ни проявился, позволяет каббалисту завершить свою работу и передать опыт духовной работы.

Устная передача знаний основана на том, что ученик должен создать готовность воспринять, тогда учитель находит форму передачи подходящую его виду души-духовной потребности. Чтобы принять духовную информацию нужны действие-настройка (кивнун)- и намерение ( кивун), мысле-представление желаемого.

Бааль Сулам подчеркивал, что невозможно передать словами сами духовные состояния, но можно, опираясь на потребности поколения и не исказив мудрости, добавить в развитие науки постижения. Для этого, в частности, необходимо обновления языка-средства связующего народ.( народ- язык,ам-ляшон).

«Мы нуждаемся в коротком и ясном объяснении- речи, деле ( дварим кцарим и брурим )для этого развитого поколения» -слова Бааль Сулама.

Ведь, так или иначе, все постигаемое --яшан ношан. И всё достижения человечества- лишь подражания природе. Речь ведь не идет о подражании природе на уровне био-технологического прогресса, а о категориях самой души. Поэтому знаковая, условно семантическая, система передачи знаний каббалы должна развиваться в зависимости от изменяющейся способности воспринимать обобщенно абстрактное, а не оставаться приспособленной лишь скрывать смыслы.**

Великий каббалист РаБаШ, с его уровнем постижения, позволившим ему воспринять и передать учение Бааль Сулама, прекрасно владел языкам каббалы, единым языком Бааль Сулама, и он сумел сочетать их с языком духовной работы.

Разговорным языком РаБаШа был идиш. Когда появился М.Лайтман и РаБаШ разрешил ему привести несколько десятков новых учеников, РаБаШ освоил разговорный иврит. РаБаШа хотел передать опыт поиска души, того что касается намерений духовной работы, людям, которые были целиком оторваны от корней, но проявили желание вернуться к ним. И именно ими РаБаШ воспользовался, чтобы раскрыть тайны, лабораторию сердца. Если РаБаШ не побоялся начать это, значит пришло время.

Разговорный иврит РаБаШа не был богатым, красочным, литературным, современным. Ведь сравнения, метафоры, юмор ему приходилось переводить с идиш. Статьи РаБаШа, обладая кажущейся простотой, очень объёмны по содержанию, их интерпретация многоуровневая, целиком зависящая от намерения «пользователя».

Ученику М.Лайтману, РаБаШ передавал дополнительные пояснения устно, словами, падающими на сердце ученика, которое было поначалу чистой доской. РаБаШ так и говорил--пока ты не имеешь своего мнения, я могу раскрыть тебе всё. Естественно, что речь не идёт об искусственном поднятии уровня ученика, и не о передаче постижений, светов. Учитель своей внутренней работой, собственными действиями добавляет возможные условия для роста учеников.

М.Лайтман, посвятил всё свое время учебе и учителю, а учитель принял запрос ученика. Более 10 часов было отведено на учебу, и остальное- то, что называется служить делом --совместные поездки в Тверию, ежедневные ходьба по берегу моря, будничные дела, и т.д.

Кроме того что обучение продолжалось и в поездках , РаБаШ ежедневно оставлял время для индивидуальных занятий с М.Л. Я помню как РаБаШ говорил, приходя с прогулки---Ну, давай еще немного времени посвятим ле кдуша- поучимся. А ведь РаБаШ был на ногах (т.е. учил и учился) уже с двух ночи. Когда М.Л. казался усталым (т.е. не прочь был бы уже пойти поспать), Ребе говорил «Ты бы ушел вообще отсюда, но знаешь что некуда».

Чем определялась эта более, чем сыновняя связь Большого Учителя и начинающего ученика. Для чего великий каббалист, рав Барух Шалом тратил на этого нестандартного ученика дополнительное время и проявлял так много терпения .

В семидесятых годах, молодой, беспокойный, ищущий, полный вопросов, М.Лайтман, не давал покоя учителю, он не довольствовался малым, был истинным представителем поколения, о котором говорил Бааль Сулам. - «Люди последнего поколения, их души не смогут удовлетвориться малой толикой знаний, а будут стремиться к самым высшим ступеням познания». Они поймут, что знание законов духовной природы даёт человеку силы сменить знак направленности желаний и выйти из ограниченности себялюбия.

Как научиться различать истину от лжи, отделять главное от несущественного (относительно души), следить за тем чтобы не было сдвига мотива на цель, чтобы средства достижения цели не стали самоцелью -это передавал РаБаШ, побуждал знать необходимое.

Известно выражение Бааль Сулама, что там, где надо верить, люди хотят знать, а там, где обязаны знать, предпочитают верить.

РаБаШу пришлось снять последние оболочки со слов, обозначающих духовные действия и назвать всё своим именем, чтобы покончить с буквальным пониманием текстов каббалы, в том числе Торы. М.Лайтман не оставался в покое и допытывался до внутреннего смысла каждого слова, таким образом возникала необходимость во всё более открытых текстах со стороны учителя.

РаБаШ приветствовал вопросы, считая их движением души. Каждый запрос души получает ответ, удовлетворение, согласно своему уровню. Хотя внешне вопросы могут быть сходными, но задают их каждый раз новые люди. Ведь вчерашний человек исчез, а сегодняшний может услышать новое, увидеть другие грани.

Можно было слышать из эзрат нашим, как М.Лайтман настойчиво просил пояснить, не детали мудрости каббалы, а как это учение конкретно применить к душе человека, к тому, что касается его лично. Почему скрыто высшее управление- «Я бы не так все сделал! Я бы сделал по-другому!». Или ещё- «Что такое? Творец дал лекарство, но не объяснил, как его принимать!». «Как можно выбрать из двух вещей, кажущихся тебе одинаковыми?»

РаБаШ очень терпеливо, снова и снова объяснял, что да, именно из двух равнозначных для твоего разума и сердца, необходимо сделать выбор. Как, каким образом, очевидно, это было сказано в других условиях, не в Бейт-Кнесете.

Вот, например, у меня записан ответ РаБаШа на вопрос М. Лайтмана: « Имеет ли значение вся работа, если все равно все запрограммировано, и каждый, независимо от работы возвращается в Эйн Соф. «Если все предрешено, то мы работаем без оплаты и без наказания? И это все лишь чувства – оплата-наказание? Выше знания – работаем без оплаты …» Ответ: «Если уже ты вышел в этот мир, то работай. Познай себя, выясни в себе, что в тебе зло и добро(относительно твоей души). И отдели одно от другого, проси, чтобы исчезло зло, что в тебе, чтобы было добро».

РаБаШ рассказывал о поездках в Тверию, там он занимался с группой твериан. Я полагаю, что много, относящегося к индивидуальной работе души, было передано Учителем ученику, который сопровождал его многие годы.

Я не уверена, что М. Лайтман тогда в поездках что-то записывал, но, судя по всему, сумел вобрать многое в «лухот лев», в сердце своем. Однако, всё что было на индивидуальных уроках с Учителем М.Л. записывал на полях книг и на кассетах..

Духовная работа строится на основе действий «здесь и сейчас». В какой мере Учитель позволил своему ученику увидеть пример как надо действовать, с тем, чтобы непрерывно соединять в себе частное и общее Управление.

Разумеется, РаБаШ приблизил и сделал учеником такого нестандартного, по всем меркам нелегкого человека, каким был тогда -М.Л., для того, не для того чтобы тот его возил на машине. (об этом даже смешно думать). РаБаШ был полон сил до последних дней, он терпеть не мог, чтобы его обслуживали, не выносил быть зависимым от других, хотя многие готовы были выполнить и выполняли любое из его поручений. Напротив, если РаБаШ позволил быть рядом с собой, возить его, как бы помогать в чем-то – это было ради тех, кому он это позволил.

Наверное, и самому ученику порой казалось, что он обслуживает РаБаШа, а на деле можно было видеть как РаБаШ служит Творцу, а приближает ученика, принимая его служение тем способам который открыт пониманию людей со стороны. Сказано, что не принято прийти к правителю просто так, а надо как бы обратиться с какой либо просьбой. Так же и здесь: старший даёт нечто, но как бы в виде оплаты за услуги младшего. По выражению РаБаШа Творец даёт нам возможность что то делать, чтобы мы думали, что за это нам положена оплата.

Еще раз спросим: зачем, для чего это было сделано, и кто тут, так сказать, был курбан, а кто был макрив. Известно, что именно цадик, он и курбан он же и макрив. Жертвуя своей свободой и временем РаБаШ, должен был ещё все время держать себя на том уровне, при котором бы ученик не стал просто фанатичным роботом, чтобы сохранилась возможность выбора. Понятно, что и ученику, сегодня раву Лайтману, непривычно иногда до 18 часов находиться на уроках, в поездках, праздничных трапезах, включая все праздники и субботы.. Не думаю, что тогда ему это казалось, что это рука Высшего Управления, что это избранность. Быть может, не дают довести до уровня осознания значимость пребывания рядом с истинно большим человеком, исполняющим внутреннюю огромную работу … Наше «Я», стремящееся к самосохранению не видит целого, лишь по прошествии времени и после страданий, можно оценить все.

Надо сказать, что Михаэль Лайтман, не был даже в начальные годы обучения шамашем в обычном смысле этого слова. У РаБаШа, как предводителя хасидей Ашлаг, был преданный, с чистым сердцем, молодой хасид, исполняющий функции шамаша.

Почему, несмотря на многие неудобства, РаБаШ всё же выделял М.Л, ради каких целей. Конечно, у этого ученика были и преимущества по сравнению с другими, которые вытекали как раз из недостатков. Для всех хасидим, были известны тексты на Торы, Гмары, Талмуда Эсер а-Сфирот, они уже слышали , читали, учили десятки лет. Кроме знания иврита, их разговорным языком был идиш. РаБаШ очень богато и образно мог сними изъясняться. М.Лайтман даже иврит знал на поверхностном уровне. Именно поэтому он пытался не только перевести слово, но главное осмыслить. Поэтому каждое слово приходилось РаБаШу объяснять во всё новых и новых аспектах смыслового содержания. Эту потребность надо было удовлетворить -ведь за М.Л. пришли еще десятки учеников нового типа ,а за ними должны будут последовать массы. Им, прибывшим из Франции, Америки, кибуцов Исраиля , не подступиться сразу к первоисточникам . А время пришло…

Я уже говорила в самом начале, что было бы, если бы не было….

Если бы не было Торы, если бы не было передано объяснение её кодов, если бы не было Зоара, поясняющего Тору, если бы не был записан Зоар, то что было передано р.Акивой ученику Рашби и записанного р. Аба. Если бы 400 лет назад не появились пояснения Зоара Ари Кадошем, если бы не было дано Бааль Суламу создать перуш Сулам на Зоар, если бы у Б.С. не было преданного ученика, смогшего взять всё, что мог передать ему учитель.Вот если бы всего этого не было- то с нас и спросу не было бы.

Но нам не дают забыть для чего всё это было проделано-- на всех языках мира приносит Интернет весть- что есть способ избежать жесткого вида управления, сотни книг тысячи лекции, развернутая сеть обучения

РаБаШ видел в Михаэле Лайтмане организаторские способности, потребность деятельности и разрешил этим воспользоваться. Он разрешил раву Лайтману давать уроки в самых удаленных уголках страны, для начинающих, так сказать, просто интересующихся. Из них потом до сорока человек были настолько покорены передачей учения Бааль Сулама, РаБаШа, что оставив все, стали верными учениками РаБаШа, с их помощью РаБаШ отрабатывал технику создания группы, и их потребности тоже добавили ему необходимости адаптировать и углубить, и развить возможность передачи науки каббалы. Разрешил перевести , издать и распространить сделанный перевод основ каббалы на русский язык.

При всех возможных условиях М Лайтман просил учителя объяснить ему что-либо из изучаемого. Помню, Ребе пел в дороге, а М.Л. спрашивает «Что такое, «Открыл тэфах, скрыл два»? Я этого не понимаю».. РаБаШ прекратил петь и начал объяснение в доступной форме, разносторонне и на примерах.

РаБаШ был последним из исполинов завершивших индивидуальный путь и способный передать другим его вехи. Всё, что раби Акива раскрыл, было именно для последнего поколения, выявить это в действии приходится низшим душам .Тут без последних секретов не обойтись--секретов как осилить глупость и упрямство эгоизма.

Еще раз хочу подчеркнуть что ни Бааль Сулам, ни Бешт и ни один из предыдущих мудрецов, не были напрямую в контакте с людьми, вовсе оторванными от йудаизма. РБШ - верный работник и - не побоялся пойти на это.Поскольку выявился запрос, надо было действовать. Все действия РаБаШа – ради Творца.

РаБаШ показал ученику, как посвятить всего себя делу, способствующему раскрытию замысла Творения. Научил его не бояться ни сплетен, ни собственных страхов, не страшится идти вперед. Не достаточно просто стремления, нужны действия. ради Творца. Любовь выражается в действии. Придать значимость Цели соблюдать и ради этого действовать.

По деятельности и результатам деятельности ученика РБШа, рава Лайтмана, видим ,что он соединяет три аспекта работы- распространение провидческих идей Бааль Сулама , создание разными способами возможности в массовом порядке распространить науку каббалы и, главное ,от чего зависит успех целого, это усиление в самих изучающих, потребности к внутренней духовной работе, ключи от которой передал РаБаШ .

Рав Лайтман позволяет себе соединить все это, одновременно зажигать людей нашего поколения: и стремлением к индивидуальному завершению своей души и к стремлению к знаниям, и через передачу идеи бесконечности, фантастического, но ожидаемого будущего.

Я думаю, что рав Лайтман, после исчезновения Рабаша, очень страдал, что не смог, будучи рядом с учителем, удержать духовный запал-интенсивность духовной потребности. И своей деятельностью по распространению источников, по их адаптации к современности поколению, по созданию группы с её полем усиленной духовной потребности, он как бы он хочет восполнить нечто ожидаемое от него.

Я еще хочу добавить, что если бы рав Лайтман копировал, компилировал, передавал теми же словами что РаБаШ и Бааль Сулама, не думаю, что это называлось бы развитием и продолжением пути. Материалы в первоисточниках переданы, доступны, каждый может прочесть первоисточник. То, что получил ученик между строк, в контексте, от личного общения, стремится рав Лайтман, передать в своих книгах, в интерпретации, в использовании современной терминологии. Начинающему интересоваться каббалой сегодня нужно подать материал в современной оболочке, и одновременно правильно раскрыть внутреннее содержание, не изменив сути, которую вложили мудрецы в каждое слово.

Рав Лайтман ищет пути, как развить языковую, интонационную, эмоциональную передачу, как расширить способность понимания текстов первоисточников с тем, чтобы человек смог найти правильный подход в работе с ними

Бааль Сулам говорил, что будет время, когда все можно будет сделать доступными все источники науки каббалы, что именно это и будет охраной. И не понадобиться отбирать ученика для обучения, ибо путь Истины будут искать лишь те, придут те, кому знание будет необходимо как воздух. Работа с первоисточниками действует как щелочь, но необходима помощь для их понимания, чтобы приготовить наши глаза, уши, сердце, обрезать сердце для полной чувствительности к восприятию мудрости истины.

Рав Лайтман сделал многое с тем, чтобы труды РаБаШа стали более открытыми для понимания учениками.

Статьи РаБаШа , в основном это комментарии на книгу Зоар, описывают детали внутренней работы каббалиста, с самых начальных этапов. Несмотря на кажущуюся простоту языка, без определенных разъяснений, трудно понять даже первый понятийный слой того, что хотел передать РаБаШ. Хотя статьи максимально приспособлены для начинающего духовную работу, для многих они ещё попросту средство -сгула, как Теилим, которые мы, не понимая, читаем. А ведь Теилим – это описание войн с себялюбием и очищение сердца

Я полагаю, что за годы учебы, М. Лайтман накопил много ответов Учителя на свои просьбы разъяснить те или иные места статей. В переводах и трактовке статей РаБаШа рав Лайтман использует более современный язык для пояснения тех или иных понятий, добавляет к ним определенную окраску.

Рав Лайтман передаёт полученное им от учителя в простой и эмоционально окрашенной форме, пробуждая в массах интерес к внутреннему смыслу каббалы, а тем из людей, кому нужна будет наука о душе как воздух, создаются с помощью группы Бней Барух все условия для углубленного освоения каббалы и работы с первоисточниками

Б.С. говорил о книгах и их воздействии - создание среды - свива--поля причин высшего порядка- укрепление ведущей ценности.

Бааль Сулам составил десятки томов Перуш Сулам- на относительно малую по количеству страниц книгу «Зоар. Множество книг, издающихся группой Бней Барух-- это в сущности законспектированные и оформленные уроки каббалиста, в соответствие с запросами всё новых и новых учеников. Находится подход к каждому человеку, чтобы поднять его интерес к каббале, пробудить желание понять первоисточники.

Но, один в поле не воин. Даже достигнув личного исправления - можно лишь возвратится на исходную точку- необходима модель групповых взаимодействий развивающихся новых видов чувств. Созданная учеником РБШа группа Бней Барух - это связь всех , кто хочет стать человеком. Человек- (яхид)- достигающий чувства, что Творящая сила едина в замысле, управлении , цели. Чтобы достичь этого, всё должно быть на принципах преодоления каждым природы себялюбия. Хотя многое ещё в процессе становления и поиска, но главное, что есть общая цель и правильные средства.

Время действовать, но всегда помнить что «путь истины -тонкая линия…»

Подобно РаБаШу , М.Лайтман судит людей других по их действию на благо общего замысла, наивысшего мотива. А чистоту намерений -это каждый в себе должен проверять. Сказано, что когда раскроется мудрость, будет видно кто работник Цели, а кто работник своему себялюбию….Главное, каждому это будет видно в себе самом.

Хотя «тьма перед рассветом гуще», именно это- накопление лжи и бессмысленности- ускорит подготовку сердца, почувствовать биение души (коль шхина дофек . Великие каббалисты и продолжающие идти их путем подчеркивают необходимость действия, чтобы каббала раскрыла современному человеку истины древние как свет, чтобы каждый и все вместе потянулись к будущему, а не только страшились окончательного мрака.
×

По теме Учитель и ученик - Рабаш и Лайтман

Взаимоотношения учитель ученик

ВОПРОС: Здравствуйте! Скажите, как быть без учителя, если знаешь, что практика...
Религия

Учитель и ученик

Буддизм, пришедший в Россию из Индии, к сожалению, глубоко схоластичен. Русские...
Религия

Каббалист Михаэль Лайтман: Миру нужен настоящий коммунизм

Зародившееся в древнем Израиле течение каббала уверенно, поступательно проникает...
Религия

Ученик Дзен

У Юнь-чжу, китайского мастера дзэна школы Сото, было много учеников. Один монах...
Религия

Ученик перед стеной

«Стена» выступает метафорой тупика на духовном пути, однако если воспринять эту...
Религия

Ученик и его путь к посвящению

Солнечный свет едва просачивается к ученику сквозь пелену тумана, в который...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Весомые аргументы в пользу оптимизма
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека