Мудра, которую мы вкратце опишем ниже – агочари-мудра – это превосходная разновидность тратаки. Кроме того, эта мудра составляет важную и неотъемлемую часть Крийя‑йоги, и потому в ней следует практиковаться и совершенствоваться, прежде чем приступать к некоторым техникам Крийя‑йоги.
Поначалу агочари-мудра покажется довольно странной и трудной, поскольку в ней требуется фиксировать взгляд на кончике носа. Глазам приходится занимать положение, которое для них в обычной ситуации непривычно.
Но по мере практики глазные мышцы будут приспосабливаться к новой роли, укрепляя глаза и, в свою очередь, улучшая зрение. Если выполнять агочари-мудру с осознанием в течение некоторого времени, она может вызывать высшие состояния сосредоточенности и спокойствия ума.
Слово «агочари» буквально значит «неизвестное», поэтому данную мудру можно называть «неизвестной мудрой». Однако в данном контексте агочари происходит от слова «агочарам», что на санскрите означает нечто, находящееся за пределами чувственного познания. Иными словами, эта мудра позволяет выходить за пределы обычного осознания.
Еще одно название этой мудры – насикагра-дришти. Слово «насикагра» означает «кончик носа», а «дришти» – «пристально смотреть». Поэтому в буквальном переводе это альтернативное название служит точным описанием техники, а именно – «пристальное смотрение на кончик носа».
Стоит отметить, что эта мудра – одна из старейших зафиксированных практик Йоги. Ее изображение найдено в древних развалинах Мохенджо-Даро, где много тысяч лет тому назад, еще до написания Вед, существовала развитая цивилизация. Великий археолог сэрДжон Маршалл, который много занимался исследованием этого древнего поселения, говорит следующее:
«Статуя изображает кого‑то, по‑видимому в позе йога… веки полузакрыты и глаза смотрят вниз по направлению к кончику носа».
Таким образом, древний скульптор и люди того времени, должно быть, испытывали определённое почтение к этой практике, поскольку воплотили её в камне для потомков.
Упоминания в текстах
Агочари-мудра упоминается в нескольких древних йогических текстах. Она кажется такой простой и безобидной, что ее легко можно посчитать незначительной. Но в действительности, если ее выполнять упорно и в течение длительного времени, она может вызывать состояния глубокой интроспекции и, в свою очередь, медитацию. В возвышенной и вдохновенной Бхагавад-гите пристальное смотрение на кончик носа упоминается в следующей шлоке (стихе):
«Держа тело, голову и шею прямо и неподвижно, ученик должен пристально смотреть на кончик носа, не отводя взгляда». Бхагавад-гита, (гл. 6‑13)
Эта шлока входит в главу, описывающую метод, который следует использовать для того, чтобы очистить и успокоить ум, сделав его сосредоточенным.
В Бхагавад-гите говорится, что посредством упорной практики и непрерывного поддержания ума в состоянии равновесия и сосредоточения можно достичь медитации и высшего интуитивного знания.
Техника выполнения
Сядьте в любую удобную медитативную позу. Прежде всего, закройте глаза и расслабьте все тело. Затем откройте глаза и сфокусируйте их на кончике носа.
Не напрягайте глаза, но постарайтесь, чтобы оба глаза смотрели на кончик носа. Если оба глаза действительно направлены на кончик носа, вы должны видеть двойной контур носа. Эти 2 контура превращаются в один четкий контур там, где они сливаются друг с другом. Оба контура пересекаются в кончике носа, образуя V‑образную точку. Вам следует направить взгляд в эту точку.
Если вы не видите эту V‑образную форму, значит не оба ваши глаза направлены на кончик носа. В этом случае воспользуйтесь описанным ниже методом сведения глаз.
Вначале вам следует убедиться, что вы можете удерживать свое внимание на кончике носа в течение нескольких секунд. Продолжение практики вызывает легкое неудобство. Обязательно измените положение глаз на несколько секунд, а затем снова сведите их. Так вы будете постепенно увеличивать время, в течение которого смотрите на кончик носа, по мере того, как ваши глаза будут все больше привыкать к этому положению.
Ни при каких обстоятельствах не следует перенапрягать глаза. В течение нескольких недель следует совершенствоваться в этой практике.
Когда вы сможете без малейших затруднений пристально рассматривать кончик носа в течение минуты или около того, начинайте осознавать свое дыхание, а также кончик носа. Почувствуйте, как дыхание движется через нос внутрь и наружу. В то же время вы услышите слабый звук, сопровождающий движение воздуха через носовые проходы; осознавайте и этот звук.
Постарайтесь полностью сосредоточиться на практике, исключив все другие мысли. Сохраняйте осознание кончика носа, движение дыхания и сопровождающего его звука. Продолжайте действовать таким образом, пока позволяет время.
Метод сведения глаз
Самым большим препятствием в начале освоения агочари-мудры, обычно бывает неспособность свести оба глаза, чтобы смотреть на кончик носа.
Существует метод преодоления этой проблемы: поместить перед глазами палец на расстоянии около 45 см. Зафиксируйте оба глаза на пальце; на таком расстоянии это легко. Затем медленно двигайте палец ближе и ближе к носу, все время фиксируя оба глаза на пальце. Продолжайте медленно приближать палец, пока он не коснется кончика носа. Глаза по‑прежнему должны быть сфокусированы на пальце. Затем просто переключите внимание на кончик носа и уберите палец. Вы обнаружите, что оба глаза сведены и смотрят на кончик носа.
При необходимости попросите друга посмотреть, так ли обстоит дело. Со временем этот метод становится лишним, и вы обнаруживаете, что способны фиксировать глаза на кончике носа по своей воле.
Осознание и продолжительность
Хотя глаза остаются открытыми, эта практика представляет собой метод интроспекции. Если вы выполняете ее правильно, ваше осознание должно быть сосредоточено только на кончике носа, потоке дыхания и сопровождающем его звуке. При таких обстоятельствах открытые глаза не осознают внешнего мира. Глаза сосредоточены и ум, в свою очередь, тоже сосредоточивается.
Этой практикой можно заниматься как угодно долго; чем дольше, тем лучше. Постарайтесь выполнять ее в течение, как минимум, 5 минут.
Время для занятий
Эта техника не требует подготовки, и потому ее можно выполнять в любое время дня. При желании ей можно заниматься даже сидя в автобусе или трамвае. Идеальное время для этой практики – раннее утро или поздний вечер, в особенности, перед тем, как лечь в постель, поскольку она вызывает успокоение ума и служит хорошей подготовкой к глубокому, освежающему сну.
Благотворное действие
Агочари-мудра обладает, по существу, теми же полезными свойствами, что и тратака. Если ваш ум пребывает в состоянии смятения и хаоса, или если вы рассержены, то воспользуйтесь этим методом.
Он особенно подходит для этих целей, поскольку его можно практиковать в любое время дня, когда у вас больше вероятность столкнуться с ситуациями, вызывающими стрессы и нервные срывы. Большинство других методов требуют предварительной подготовки и специального места для занятий.
Источник: Свами Сатьянанда Сарасвати
Обсуждения Агочари-мудра. Техника выполнения и польза
Фото Агочари Мудры взято со статьи на сайте Ментального Парка...