Дохалкидонские Церкви
Название «Дохалкидонские» некоторые церкви получили потому, что они принимали решения только первых трех Вселенских Соборов. Четвёртый Халкидонский Собор 451 года осудил монофизитство (с греч. «одна природа») и сформулировал догмат о Богочеловеческой природе Иисуса Христа. Таким образом, во Христе одна Божественная Личность и две природы. Они соединились «неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно»
На ранних этапах христианства сформировалось 2 восточные богословские школы: Александрийская и Антиохийская. Антиохийская школа больше внимания уделяла человеческой природе Спасителя Иисуса Христа, а Александрийская – Его божественной природе. Антиохийцы, главным образом, руководствовались Евангелием от Матфея (там приводится родословная Спасителя). Александрийцы предпочитали использовать Евангелие от Иоанна. В целом, эти школы оставались в рамках восточного вероучения. Сами себя Дохалкидонские Церкви называют «миафизитами»: теми, кто исповедует не просто одну природу Иисуса Христа, а Его единую природу.
Ассирийская Церковь
Ассирийская Церковь является одной из древних восточных Церквей. Её упоминание относится ко времени правления императора Траяна (II век). Данная Церковь находилась в подчинении Антиохии, от которой была недалеко расположена. Антропомонофизитство – это идея Антиохийской школы. Если её развить дальше, то можно дойти до несторианства. Это еретическое учение гласит, что Дева Мария родила не Бога, а Человека-Христа. Таким образом, она не Богородица, а Христородица. Ассирийская Церковь стала единственной из древних восточных Церквей, которая приняла это учение. По этому поводу разгорается дискуссия: более либеральные теологи утверждают, что Ассирийская Церковь все же не подверглась несторианству, а богословы-консерваторы считают ассирийцев еретиками.
В 412 году данная Церковь получила автокефалию (независимость). С XI века начинается постепенный её закат. В XVI веке в несторианской школе произошел раскол, в результате которого появилось два направления: ильинского толка и линии Мар Шимона. В XIX в. церковь была присоединена к России (25 марта 1898 г.). Во время I мировой войны ассирийцы иммигрировали в разные страны из-за гонения со стороны турок. Тогда прекратила свое существование и русская миссия. Многие ассирийцы уехали в США, где сейчас располагается их дочерняя Церковь. Существуют и древние кафедры, которые были у них до гонений. В настоящее время приверженцев Ассирийской Церкви насчитывается более 160 тыс. во всем мире.
Особенности:
• Иконопочитание не развито из-за распространенного вокруг ислама
• Евангелие переведено на местный язык
• Служение Литургии проводилось на ассирийском языке в среду, пятницу, воскресенье и по праздникам
• Два вида литургии, не содержащие ереси: «литургия Нестория» и «литургия Федора Мопсуэтского»
• Главное богослужение совершается на квасном хлебе, кусочек которого передается с предыдущего богослужения. По преданию, традиция идёт от Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя, которые окропили хлеб, соответственно, кровью Христа и водой, собранной с тела Христа во время крещения.
Армянская Апостольская Церковь
Эта Церковь прямо противоположна ассирийской позиции по христологическому вопросу. Армянская Церковь (как и Эфиопская, и Коптская) акцентирует внимание на божественной природе Иисуса Христа (теофизитство).
Началом Армянской Церкви считают 301 год, когда властитель Тридат был обращён в христианство Григорием Просветителем (глава Армянской Церкви). В 366 году Церковь получила независимость. Армянское государство раздиралось войнами, а Церковь поддерживала духовное единство. Армяне не участвовали в Халкидонском Соборе 451 года по причине того, что Византия не оказала поддержку в восстании против персов. Причиной неприятия постановлений Собора Армянской Церковью послужил неправильный их перевод, в результате которого было неверно истолковано учение о Христе.
В конце XX века между Армянской и Римско-Католической Церквами достигнуто евхаристическое общение.
Особенности Церкви:
• Литургия совершается только по субботам, воскресеньям и праздничным дням
• Рождество празднуют 6 января
• Евхаристическое вино не разбавляется водой
• Арарат – святыня (упоминается в Библии)
• Церкви строятся в виде креста, с куполами конической формы.
Коптская Церковь
Коптская Церковь (территория современного Египта) сохраняет такую же богословскую традицию, как и Армянская Церковь. Акцент ставится на божественной природе Иисуса Христа, а это теомонофизитская тенденция.
Согласно историческим данным, христианство стало религией для большинства коптов уже к 3 столетию. Египет – колыбель монашества. На богословие Коптской Церкви повлияла Александрийская школа. В 576 году у коптов появился первый собственный патриарх, после чего начался двойной ряд патриархов по Александрийской кафедре. С VIII века количество коптов значительно уменьшалось. Сначала гонения устраивали арабы, а к XVI веку – турки. Сложные отношения христиан и мусульман в Египте продолжаются до сих пор. Точная численность приверженцев Коптской Церкви неизвестна по причине того, что арабы-мусульмане пытаются занизить данные до 5 млн, в то время как копты завышают до 7 млн. Такое различие в сведениях объясняется чисто политическими причинами. Всего в Египте проживает около 50 млн жителей.
Эфиопская Церковь
История Эфиопской Церкви тесно связана с Коптской, отсюда и её монофизитство. По официальным данным христианство появилось в Эфиопии в IV веке. Сведения о крещении народа находятся в книге Деяний апостолов Нового Завета. Около 480 года началась вторая волна христианизации, поскольку в провинции было все еще распространено язычество. В этой стране насчитывалось 9 миссионеров-монофизитов из Сирии. Они и привнесли элемент своего учения, акцентируя внимание на божественной природе Иисуса Христа. Стоит отметить, что эфиопы попали под власть коптов, придумавших 42 правило I Вселенского собора. Согласно этому правилу, эфиопам якобы нельзя было иметь своего епископа. В 1668 году на Эфиопском Соборе пытались решить проблему раскола церкви. Причиной явились христологические споры. Раскол продолжил существование среди монашествующих.
В 1846 году в Эфиопии появилась католическая кафедра. С тех пор насчитывается примерно 50 тыс. униатов. Автокефалию эта Восточная Церковь получила в 1951 году, когда был рукоположен впервые эфиопский, а не коптский, епископ. В 1959 году его же рукоположили в патриархи. Таким образом, Эфиопская Церковь обрела абсолютную независимость от Коптской. В настоящее время в Эфиопии тяжелый период истории Церкви. Около 80% духовенства и монашества вынуждены были стать мирянами. Властями были закрыты монастыри по причине отягощения экономики страны, хотя существовали они на добровольные пожертвования верующих.
Особенности Эфиопской Церкви:
• Тим-кат – богослужебный священный танец, исполняемый босиком специальным церковнослужителем
• Использование особых музыкальных инструментов на богослужениях: изогнутые полукругом металлические палочки
• Многие католические священники переходят в православие из-за невозможности сохранить целибат
• Эклектичная архитектура
• «Книга Царей» как знак отличия власти у правителя (в европейских странах – держава и скипетр). В ней записана мифическая родословная (которую эфиопы ведут от Мемелика, якобы родившегося от царицы Савской и Соломона).
Сиро-Яковитская Церковь
Сиро-Яковиты – это ассирийцы, которые по стечению обстоятельств уклонились не в антропомонофизитство, а в теомонофизитство. Яковиты обязаны своим названием Иакову Бурдеану, аскету V века. Он стал духовным лидером этого направления Ассирийской Церкви. Впервые имя «яковиты» было употреблено в деяниях VII Вселенского Собора. Разделение между яковитами и ассирийцами-несторианами произошло в V веке в период Соборов в Ефесе (431 г.) и Халкидоне (451 г.). В одиночку и ассирийцы, и сиро-яковиты со временем начали угасать, тем более находясь в мусульманском окружении.
В конце VIII – начале IX вв. начались гонения мусульман на христиан. Сиро-яковиты не захотели объединяться с Александрией, Константинополем и очень ослабли. С XIV века Католическая Церковь пыталась присоединить сиро-яковитов. Постепенно их общины начали переходить под юрисдикцию Римской Церкви. К середине XVI столетия количество "ортодоксальных" сиро-яковитов, оставшихся верным монофизитству, сократилось до 50 тыс. семей (т.е. около 500 тыс. человек). Остальные присоединились к Католической Церкви. Численность яковитов продолжает падать до сих пор по той же причине.
Особенности:
• Иконопочитание
• Причащение только Телом Христовым (вероятное влияние католичества)
• Крещение совершается троекратным обливанием, а не погружением
• Причащение на дому не совершается
• Таинство брака может совершаться на дому
• Существует до 16 видов литургий, главная – литургия апостола Иакова
• В храмах алтарь отделяется завесой, а не иконостасом
• Можно отслужить заупокойную мессу по давно скончавшемуся человеку
• Во время мессы используется аккордеон
• Богослужебный язык – древнесирийский
• Наряду со святыми единой Церкви, поклоняются и собственным святым
• Кроме среды и пятницы, есть пост в четверг в неделю Мытаря и фарисея, называется постом пророка Ионы: среда, четверг и пятница.
Сирийская Ортодоксальная (Малабарская) Церковь Индии
Являясь самостоятельной, Церковь закрепила за собой наименование "Сирийская" для того, чтобы отличаться от других Церквей на малабарском побережье Индии (там действуют и униаты, и католики, и протестанты). По преданию, эту местность крестил апостол Фома, прибывший сюда морскими путями. В V – VI вв. монофизиты сбежали в Индию от Византии, распространив здесь своё учение. Во время Европейской экспансии Сирийская Ортодоксальная Церковь была окатоличена, но при сохранении её индийских обрядов. Появились сиро-униаты – это небольшая группа сирийских христиан.
В XVII веке малабарские христиане решили создать собственную независимую иерархию и решили обратиться за помощью к Яковитской Церкви. Так, в продолжение нескольких столетий Малабарская Церковь зависела от сиро-яковитов и, соответственно, малабарские христиане исповедовали монофизитство. В 1958 году Сирийская Ортодоксальная Церковь Индии получила автономию, которую признала Сиро-Яковитская Церковь. Титул главы малабарских христиан – "Каталикос". Церковь насчитывает около 400 тыс. человек, более 10 епископов. Малабарские христиане очень активны в миссионерском плане: в соседних штатах воздвигаются церкви и ведётся миссионерская деятельность.
Особенности:
• Нет развитой иконописи и особого иконопочитания
• Богослужение проходит до рассвета из-за жары
• На богослужениях используются колокольчики
• Во время проповеди верующие садятся на циновки на полу (скамьи они, как правило, не имеют)
• Умерших малабарских христиан поминают не только на 9-й и 40-й дни, но также на 16-й и 20-й (16-й день может являться неким влиянием индуизма)
• Отсутствие молебнов и панихид.
Униаты
Стоит отметить, что в древних Восточных Церквах есть униатские общины. На этой территории активно занимались миссионерством католики, в то время как самостоятельному развитию древних Восточных Церквей не позволяло мусульманское окружение. К униатам относятся марониты и мелхиты.
Маронитская Церковь первоначально была сторонницей Халкидона. Однако позже приняла монофелитство (от греч. единоволие). Лидером был признан монах Марон (V – VI века). Отсюда и название. Маронитская Церковь была малочисленной и слабой. Приверженцы этого направления христианства жили на «окатоличенных» крестовыми походами землях. Постепенно Маронитская Церковь всё больше сближалась с Католической. К XVIII веку марониты стали униатами, перейдя в Римскую юрисдикцию и сохранив обряд.
Особенности Маронитской Церкви:
• Язык богослужения – арамейский (сирийский) язык
• Евангелие на арамейском и арабском
• Глава маронитов находится в Ливане и одновременно является кардиналом Римской курии
• Общины маронитов в эмиграции располагаются в США, Европе, Иордании, Йемене, Иране, Океании.
Стоит отметить, что в последние десятилетия в Ливане наблюдаются политические сложности по отношению к положению маронитов в обществе.
Мелхиты, или "мелькиты" – это православные униаты. Вышли из сирийских христиан, которые сохранили верность Константинопольской Церкви и Константинопольскому императору-царю. "Царь" по-еврейски "мелк", отсюда и название "мелхиты", т.е. "царские христиане". Они являются православными ассирийцами, а не монофизитами. Церковь во главе с патриархом располагается в Сирии и Ливане. На Ближнем Востоке их насчитывается 250 тыс.
Сиро-халдеи являются униатским объединением ассирийских христиан. В 1996 году был проведен диалог о единстве на высшем уровне между представителями Ассирийской Церкви и Сиро-халдеями. Причиной стали общие национальные и религиозные корни. Приверженцы антропомонофизитства.
Источник: http://relig.info