Древние восточные церкви

Древние восточные церкви  Дохалкидонские Церкви

Название «Дохалкидонские» некоторые церкви получили потому, что они принимали решения только первых трех Вселенских Соборов. Четвёртый Халкидонский Собор 451 года осудил монофизитство (с греч. «одна природа») и сформулировал догмат о Богочеловеческой природе Иисуса Христа. Таким образом, во Христе одна Божественная Личность и две природы. Они соединились «неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно»

На ранних этапах христианства сформировалось 2 восточные богословские школы: Александрийская и Антиохийская. Антиохийская школа больше внимания уделяла человеческой природе Спасителя Иисуса Христа, а Александрийская – Его божественной природе. Антиохийцы, главным образом, руководствовались Евангелием от Матфея (там приводится родословная Спасителя). Александрийцы предпочитали использовать Евангелие от Иоанна. В целом, эти школы оставались в рамках восточного вероучения. Сами себя Дохалкидонские Церкви называют «миафизитами»: теми, кто исповедует не просто одну природу Иисуса Христа, а Его единую природу.

Ассирийская Церковь

Ассирийская Церковь является одной из древних восточных Церквей. Её упоминание относится ко времени правления императора Траяна (II век). Данная Церковь находилась в подчинении Антиохии, от которой была недалеко расположена. Антропомонофизитство – это идея Антиохийской школы. Если её развить дальше, то можно дойти до несторианства. Это еретическое учение гласит, что Дева Мария родила не Бога, а Человека-Христа. Таким образом, она не Богородица, а Христородица. Ассирийская Церковь стала единственной из древних восточных Церквей, которая приняла это учение. По этому поводу разгорается дискуссия: более либеральные теологи утверждают, что Ассирийская Церковь все же не подверглась несторианству, а богословы-консерваторы считают ассирийцев еретиками.

В 412 году данная Церковь получила автокефалию (независимость). С XI века начинается постепенный её закат. В XVI веке в несторианской школе произошел раскол, в результате которого появилось два направления: ильинского толка и линии Мар Шимона. В XIX в. церковь была присоединена к России (25 марта 1898 г.). Во время I мировой войны ассирийцы иммигрировали в разные страны из-за гонения со стороны турок. Тогда прекратила свое существование и русская миссия. Многие ассирийцы уехали в США, где сейчас располагается их дочерняя Церковь. Существуют и древние кафедры, которые были у них до гонений. В настоящее время приверженцев Ассирийской Церкви насчитывается более 160 тыс. во всем мире.

Особенности:

 • Иконопочитание не развито из-за распространенного вокруг ислама
 • Евангелие переведено на местный язык
 • Служение Литургии проводилось на ассирийском языке в среду, пятницу, воскресенье и по праздникам
 • Два вида литургии, не содержащие ереси: «литургия Нестория» и «литургия Федора Мопсуэтского»
 • Главное богослужение совершается на квасном хлебе, кусочек которого передается с предыдущего богослужения. По преданию, традиция идёт от Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя, которые окропили хлеб, соответственно, кровью Христа и водой, собранной с тела Христа во время крещения.

Армянская Апостольская Церковь

Эта Церковь прямо противоположна ассирийской позиции по христологическому вопросу. Армянская Церковь (как и Эфиопская, и Коптская) акцентирует внимание на божественной природе Иисуса Христа (теофизитство).
Началом Армянской Церкви считают 301 год, когда властитель Тридат был обращён в христианство Григорием Просветителем (глава Армянской Церкви). В 366 году Церковь получила независимость. Армянское государство раздиралось войнами, а Церковь поддерживала духовное единство. Армяне не участвовали в Халкидонском Соборе 451 года по причине того, что Византия не оказала поддержку в восстании против персов. Причиной неприятия постановлений Собора Армянской Церковью послужил неправильный их перевод, в результате которого было неверно истолковано учение о Христе.
В конце XX века между Армянской и Римско-Католической Церквами достигнуто евхаристическое общение.

Особенности Церкви:
 • Литургия совершается только по субботам, воскресеньям и праздничным дням
 • Рождество празднуют 6 января
 • Евхаристическое вино не разбавляется водой
 • Арарат – святыня (упоминается в Библии)
 • Церкви строятся в виде креста, с куполами конической формы.

Коптская Церковь

Коптская Церковь (территория современного Египта) сохраняет такую же богословскую традицию, как и Армянская Церковь. Акцент ставится на божественной природе Иисуса Христа, а это теомонофизитская тенденция. Древние восточные церкви
Согласно историческим данным, христианство стало религией для большинства коптов уже к 3 столетию. Египет – колыбель монашества. На богословие Коптской Церкви повлияла Александрийская школа. В 576 году у коптов появился первый собственный патриарх, после чего начался двойной ряд патриархов по Александрийской кафедре. С VIII века количество коптов значительно уменьшалось. Сначала гонения устраивали арабы, а к XVI веку – турки. Сложные отношения христиан и мусульман в Египте продолжаются до сих пор. Точная численность приверженцев Коптской Церкви неизвестна по причине того, что арабы-мусульмане пытаются занизить данные до 5 млн, в то время как копты завышают до 7 млн. Такое различие в сведениях объясняется чисто политическими причинами. Всего в  Египте проживает около 50 млн жителей.

Эфиопская Церковь

История Эфиопской Церкви тесно связана с Коптской, отсюда и её монофизитство. По официальным данным христианство появилось в Эфиопии в IV веке. Сведения о крещении народа находятся в книге Деяний апостолов Нового Завета. Около 480 года началась вторая волна христианизации, поскольку в провинции было все еще распространено язычество. В этой стране насчитывалось 9 миссионеров-монофизитов из Сирии. Они и привнесли элемент своего учения, акцентируя внимание на божественной природе Иисуса Христа. Стоит отметить, что эфиопы попали под власть коптов, придумавших 42 правило I Вселенского собора. Согласно этому правилу, эфиопам якобы нельзя было иметь своего епископа. В 1668 году на Эфиопском Соборе пытались решить проблему раскола церкви. Причиной явились христологические споры. Раскол продолжил существование среди монашествующих.

В 1846 году в Эфиопии появилась католическая кафедра. С тех пор насчитывается примерно 50 тыс. униатов. Автокефалию эта Восточная Церковь получила в 1951 году, когда был рукоположен впервые эфиопский, а не коптский, епископ. В 1959 году его же рукоположили в патриархи. Таким образом, Эфиопская Церковь обрела абсолютную независимость от Коптской. В настоящее время в Эфиопии тяжелый период истории Церкви. Около 80% духовенства и монашества вынуждены были стать мирянами. Властями были закрыты монастыри по причине отягощения экономики страны, хотя существовали они на добровольные пожертвования верующих.

Особенности Эфиопской Церкви:
 • Тим-кат – богослужебный священный танец, исполняемый босиком специальным церковнослужителем
 • Использование особых музыкальных инструментов на богослужениях: изогнутые полукругом металлические палочки
 • Многие католические священники переходят в православие из-за невозможности сохранить целибат
 • Эклектичная архитектура
 • «Книга Царей» как знак отличия власти у правителя (в европейских странах – держава и скипетр). В ней записана мифическая родословная (которую эфиопы ведут от Мемелика, якобы родившегося от царицы Савской и Соломона).

Сиро-Яковитская Церковь

Сиро-Яковиты – это ассирийцы, которые по стечению обстоятельств уклонились не в антропомонофизитство, а в теомонофизитство. Яковиты обязаны своим названием Иакову Бурдеану, аскету V века. Он стал духовным лидером этого направления Ассирийской Церкви. Впервые имя «яковиты» было употреблено в деяниях VII Вселенского Собора. Разделение между яковитами и ассирийцами-несторианами произошло в V веке в период Соборов в Ефесе (431 г.) и Халкидоне (451 г.). В одиночку и ассирийцы, и сиро-яковиты со временем начали угасать, тем более находясь в мусульманском окружении.

В конце VIII – начале IX вв. начались гонения мусульман на христиан. Сиро-яковиты не захотели объединяться с Александрией, Константинополем и очень ослабли. С XIV века Католическая Церковь пыталась присоединить сиро-яковитов. Постепенно их общины начали переходить под юрисдикцию Римской Церкви. К середине XVI столетия количество "ортодоксальных" сиро-яковитов, оставшихся верным монофизитству, сократилось до 50 тыс. семей (т.е. около 500 тыс. человек). Остальные присоединились к Католической Церкви. Численность яковитов продолжает падать до сих пор по той же причине.

Особенности:
 • Иконопочитание
 • Причащение только Телом Христовым (вероятное влияние католичества)
 • Крещение совершается троекратным обливанием, а не погружением
 • Причащение на дому не совершается
 • Таинство брака может совершаться на дому
 • Существует до 16 видов литургий, главная – литургия апостола Иакова
 • В храмах алтарь отделяется завесой, а не иконостасом
 • Можно отслужить заупокойную мессу по давно скончавшемуся человеку
 • Во время мессы используется аккордеон
 • Богослужебный язык – древнесирийский
 • Наряду со святыми единой Церкви, поклоняются и собственным святым
 • Кроме среды и пятницы, есть пост в четверг в неделю Мытаря и фарисея, называется постом пророка Ионы: среда, четверг и пятница.

Сирийская Ортодоксальная (Малабарская) Церковь Индии

Являясь самостоятельной, Церковь закрепила за собой наименование "Сирийская" для того, чтобы отличаться от других Церквей на малабарском побережье Индии (там действуют и униаты, и католики, и протестанты). По преданию, эту местность крестил апостол Фома, прибывший сюда морскими путями. В V – VI вв. монофизиты сбежали в Индию от Византии, распространив здесь своё учение. Во время Европейской экспансии Сирийская Ортодоксальная Церковь была окатоличена, но при сохранении её индийских обрядов. Появились сиро-униаты – это небольшая группа сирийских христиан.
В XVII веке малабарские христиане решили создать собственную независимую иерархию и решили обратиться за помощью к Яковитской Церкви. Так, в продолжение нескольких столетий Малабарская Церковь зависела от сиро-яковитов и, соответственно, малабарские христиане исповедовали монофизитство. В 1958 году Сирийская Ортодоксальная Церковь Индии получила автономию, которую признала Сиро-Яковитская Церковь. Титул главы малабарских христиан – "Каталикос". Церковь насчитывает около 400 тыс. человек, более 10 епископов. Малабарские христиане очень активны в миссионерском плане: в соседних штатах воздвигаются церкви и ведётся миссионерская деятельность.
Древние восточные церкви
Особенности:
 • Нет развитой иконописи и особого иконопочитания
 • Богослужение проходит до рассвета из-за жары
 • На богослужениях используются колокольчики
 • Во время проповеди верующие садятся на циновки на полу (скамьи они, как правило, не имеют)
 • Умерших малабарских христиан поминают не только на 9-й и 40-й дни, но также на 16-й и 20-й (16-й день может являться неким влиянием индуизма)
 • Отсутствие молебнов и панихид.

Униаты
Стоит отметить, что в древних Восточных Церквах есть униатские общины. На этой территории активно занимались миссионерством католики, в то время как самостоятельному развитию древних Восточных Церквей не позволяло мусульманское окружение. К униатам относятся марониты и мелхиты.
Маронитская Церковь первоначально была сторонницей Халкидона. Однако позже приняла монофелитство (от греч. единоволие). Лидером был признан монах Марон (V – VI века). Отсюда и название. Маронитская Церковь была малочисленной и слабой. Приверженцы этого направления христианства жили на «окатоличенных» крестовыми походами землях. Постепенно Маронитская Церковь всё больше сближалась с Католической. К XVIII веку марониты стали униатами, перейдя в Римскую юрисдикцию и сохранив обряд.

Особенности Маронитской Церкви:
 • Язык богослужения – арамейский (сирийский) язык
 • Евангелие на арамейском и арабском
 • Глава маронитов находится в Ливане и одновременно является кардиналом Римской курии
 • Общины маронитов в эмиграции располагаются в США, Европе, Иордании, Йемене, Иране, Океании.

Стоит отметить, что в последние десятилетия в Ливане наблюдаются политические сложности по отношению к положению маронитов в обществе.
Мелхиты, или "мелькиты" – это православные униаты. Вышли из сирийских христиан, которые сохранили верность Константинопольской Церкви и Константинопольскому императору-царю. "Царь" по-еврейски "мелк", отсюда и название "мелхиты", т.е. "царские христиане". Они являются православными ассирийцами, а не монофизитами. Церковь во главе с патриархом располагается в Сирии и Ливане. На Ближнем Востоке их насчитывается 250 тыс.

Сиро-халдеи являются униатским объединением ассирийских христиан. В 1996 году был проведен диалог о единстве на высшем уровне между представителями Ассирийской Церкви и Сиро-халдеями. Причиной стали общие национальные и религиозные корни. Приверженцы антропомонофизитства.
Источник: http://relig.info

По теме Древние восточные церкви

Восточные символы. Так ли с ними всё однозначно

Восточные символы - это то, что нам массово очень нравится. Мы быстро и надолго...
Религия

Находки в Городе Давида. В городе Давида обнаружены древние

Остатки древних каменных стен, возраст которых превышает 3 тыс. 700 лет...
Религия

Древние и современные традиции крещения

Самым важным обрядом в жизни христианина является обряд крещения. Именно этот...
Религия

Кому поклонялись древние египтяне

В Египте почиталось множество богов. Многие из них были очень древними и...
Религия

Читая письмо Нострадамуса каноникам Церкви

Часть 1. ПРЕАМБУЛА Читатель, впервые взявший в руки Библию, имеет все основания...
Религия

О дальнейшем сближении Католической Церкви с Московкой

В беседе с иностранными журналистами архиепископ Волоколамский Иларион рассказал...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Весомые аргументы в пользу оптимизма
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека