Остатки древних каменных стен, возраст которых превышает 3 тыс. 700 лет, обнаружены археологами в древнем городе Давида, на иерусалимской территории, в Израиле.По мнению израильских археологов Рони Оейха и Эли Шукрона, это первая в Иерусалиме находка такого огромного сооружения, построенного до начала правления Ирода.
«Это – самая мощная стена из тех, что когда-либо были обнаружены в городе Давида, её высота достигает 8 м. Стены окружают хорошо укреплённый проход от крепости, стоявшей на вершине холма, к башне, где находился источник воды», — говорится в сообщении израильского Минкульта.
Работа по раскопкам стен производилась при финансовой поддержке фонда города Давида (Ir David Foundation). По словам руководителей раскопок, профессора Ронни Оейха из Университета Хайфы, и представителя ИМД Эли Шукрона, это первая в Иерусалиме находка такого огромного сооружения, построенного до начала правления Ирода: «Это – самая мощная стена из тех, что когда-либо были обнаружены в городе Давида, её высота достигает 8 м. Стены окружают хорошо укреплённый проход от крепости, стоявшей на вершине холма, к башне, где находился источник воды». Этот проход был сооружен для того, чтобы защитить жителей крепости во время чрезвычайных ситуаций и обеспечить им доступ к источнику воды, который находился на самом уязвимом участке.
В тот период Иерусалим и окружающие его территории являлись независимым самоуправляемым политическим образованием по типу Шхема и Иерихона, располагавшихся к северу и югу от него. В своё время в ханаанском Хевроне (Тел-Румейда), Шхема (Тел-Балата) и Гезере также были обнаружены стены, напоминающие те, что недавно были найдены в Иерусалиме.
«Новая находка в городе Давида показала, что наши знания об оборонительных сооружениях Иерусалима с восточной стороны города, а также о его древней системе водоснабжения, существовавшей в середине бронзового века, далеко не полны. Несмотря на то, что на холме было проведено множество раскопок, шанс на то, что где-то в недрах холма всё ещё сокрыты огромные хорошо сохранившиеся архитектурные элементы, достаточно велик».
И поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Давидовым…
Книга Царств II, 5.9.
С самого начала научных исследований Святой Земли в середине XIX в. Город Давида является объектом интенсивных археологических исследований, продолжающихся по сей день, что легко объяснить. Несмотря на то, что сегодня Город Давида (ивр. Шилоах, араб. Силуан) находится вне крепостных стен, возведённых в XVI в. турецким султаном Сулейманом Великолепным, именно он является древнейшей частью Иерусалима, хананейским Иевусом, который, согласно Библии, царь Давид превратил в свою столицу. На небольшом холме площадью всего около 40 тыс. кв. м., расположенном к югу от Храмовой горы, работало больше экспедиций, чем на любом другом археологическом памятнике Ближнего Востока. Тем не менее, изучена только малая его часть. Помимо всего прочего, раскопки затруднены горным ландшафтом и чрезвычайно мощным наслоением культурных слоёв (глубина которых в некоторых местах превышает 12 метров!).
Первым объектом, привлекшим внимание первопроходцев библейской археологии, стал полукилометровый тоннель, тянущийся от источника к бассейну, находившемуся в южной части города. Самое раннее научное упоминание о нём принадлежит «отцу библейской географии» и одному из первых исследователей Палестины, американцу Эдварду Робинсону (1841). В 1886 г. тоннель исследовал Конрад Шик — немецкий архитектор и выдающийся исследователь Иерусалима. В 1909-1911 гг. попытку расчистки тоннеля предприняла экспедиция Монтегю Паркера, проводившая раскопки и в других частях Города Давида.
Графическая реконструкция Иерусалима Соломона. (Ben-Dov, 2002). Картинка кликабельна
В 1867 г., английский офицер и археолог — любитель Чарлз Уоррен, обнаружил в уже обследованном ранее тоннеле короткое ответвление, заканчивающееся узкой шахтой, уходившей вертикально вверх. Заинтригованный Уоррен поднялся на 13 м по шахте и с удивлением обнаружил, что она вывела его к другому, неизвестному ранее горизонтальному тоннелю, поднимающемуся в город.
После этого замечательного открытия многие учёные с воодушевлением заговорили о том, что «шахта Уоррена», возможно, есть не что иное как циннор, упоминающийся в Библии (Царств II, 5.8) в связи с захватом Иевуса Давидом. Археологическая реальность, оказалась, тем не менее, намного более прозаичной. Недавние исследования Рони Райха и Эли Шукруна (Институт археологии Хайфского университета и Управление древностей Израиля) убедительно показали, что «шахта Уоррена», вместе с укреплениями Гионского источника, была частью единой системы водоснабжения хананейского Иерусалима во II тыс. до н.э.
Возможно, самая замечательная находка в водном туннеле под Городом Давида была сделана не европейскими исследователями, а двумя местными мальчишками. В 1880 г. они нашли в южной части тоннеля самую длинную древнееврейскую надпись эпохи древнего Иудейского царства. Эта надпись, известная как «Силоамская», позволила установить, что водопровод был проложен царём Езекией при подготовке к осаде Иерусалима ассирийцами в 701 г. до н.э. Любопытен и сам текст этой надписи, делающей нас живыми очевидцами встречи двух отрядов рабочих, произошедшей 2 700 лет назад:
[…] туннель. И это было так: туннель, когда […] кирка, друг навстречу другу. И когда три локтя (оставалось) про[бить, и возопи]л глас каждого, воз[зв]ал к другому, ибо сделалась пробоина в (толще) камня справа и […]. И в день (пробития) туннеля ударили каменоломы друг навстречу другу, кирка навстречу [к]ирке, и пошли воды из источника к водоему в двухста[х и] тысяче локтей. И с[т]о локтей возвышалось над головами каменолом[ов]. (пер. Р. Хазарзар)
Если раскопки смогли хоть немного пролить свет на древнейшую историю хананейского Иерусалима в первой половине II тысячелетия до н.э., то археологических данных касательно иевуситского города XI в. до н.э. удручающе мало. Находки, относящиеся к этому времени, большей частью незначительны и, к сожалению, не проливают свет на статус и размеры Иерусалима до его завоевания Давидом.
Тем не менее, одна находка заслуживает подробного рассмотрения, ибо её значение для изучения древней истории Иерусалима трудно переоценить. Экспедиция британских археологов Роберта А.С. Макалистера и Джона Г. Дункана, работавшая в 1920-х годах, обнаружила в северной части восточного склона Города Давида ступенчатое строение, которое они назвали «Иевуситской рампой» (Jebusite Ramp). По их мнению, это строение было частью иевуситских укреплений. Другой британский археолог, Кейтлин Кеньон, прославившаяся своими раскопками в Иерихоне и работавшая в городе Давида в 1960-х гг., возобновила работы по расчистке этого здания и выяснила, что оно представляет собой массивное строение из ступенчатых террас. На этом основании Кеньон предположила, что речь идёт о библейской Милло, упоминающейся в контексте завоевания Давида (Царств II, 5.9) и являвшейся, по-видимому, башней или какой-либо другой частью иевуситских укреплений.
В 1970-1980-х г. Город Давида стал местом широкомасштабных планомерных раскопок, проводившихся Институтом археологии Иерусалимского университета под руководством Игаля Шило. Помимо расчистки «тоннеля Езекии», экспедиция Шило установила, что «ступенчатое здание» как бы огибает вершину холма. Шило предположил, что оно служило платформой иевуситского дворца.
Изучение керамики, обнаруженной при расчистке здания и непосредственно под ним, показало, что «ступенчатое здание» можно датировать ранним железным веком (XI-XII вв. до н.э.). Вместе с тем, некоторые учёные (например Эйлат Мазар) считают, что «ступенчатое здание» могло быть построено и в X в. до н.э. (то есть уже во время царствования Давида). Дабы понять всю важность нюансов датировки, необходимо сделать краткий экскурс в некоторые тенденции библейской археологии последних лет.
Город Давида с отмеченными участками раскопок. (Hurvitz, 1999) Картинка кликабельна
В 1990-х годах школа исследователей во главе с профессором Тель-авивского университета Исраэлем Финкельштейном выступила с инициативой пересмотра представлений, связанных с так называемым «объединённым царством Давида и Соломона». Предлагая новую, более позднюю датировку многих приписываемых ранее Давиду и Соломону памятников (так называемая «низкая хронология»), Финкельштейн утверждает, что никакого Объединённого царства, описанной в Библии обширной и мощной державы Давида и Соломона, никогда не существовало. Оно была выдумано позже, по заказу царей независимой Иудеи, стремившихся после разрушения Северного Израильского царства обосновать свои притязания на власть и первенство их столицы — Иерусалима.
Отсутствие же в Иерусалиме монументальной архитектуры X в. до н.э. и вообще значительных археологических находок данного периода свидетельствуют, по-мнению Финкельштейна и его сторонников, о том, что Давид и Соломон были местными князьками, влияние которых не выходило за границы их племенных владений, а Иерусалим являлся «небольшой горной деревушкой». Эта ревизия, пусть и отвергнутая большинством исследователей, тем не менее оказала огромное влияние на всю библейскую археологию раннего железного века, заставив решительно всех считаться с новым критическим подходом к источникам и археологическому материалу.
Таким образом, становится ясным, почему результаты работ новой археологической экспедиции Эйлат Мазар, внучки одного из крупнейших израильских археологов — Биньямина Мазара, в 2005 г. получили столь широкий резонанс в научных кругах. Раскопки проходили при поддержке нескольких организаций (в их числе Институт археологии Иерусалимского университета и Управление древностей Израиля, а также Центр Шалема) в нескольких метрах к северо-западу от «ступенчатого здания», полностью раскопанного Игалем Шило. Этот небольшой участок (общая площадь раскопок Э. Мазар примерно 30 х 10 м.) уже становился в прошлом объектом исследований, однако во многих местах культурный слой остался нетронутым и таил много интересных находок.
Прежде всего, археологи обнаружили комнату с мозаичным полом, датирующуюся концом византийского — началом исламского периода (VII в. н.э.), которая, по-видимому, является частью многокомнатного дома с перистилем, исследованного в 1920-х гг. Макалистером и Дунканом и названого ими «Домом Евсевия» (House of Eusebius).
Непосредственно под ней были обнаружены постройки иродианского (конец I в. до н.э — 70 г.н.э.) и хасмонейского (II-I в. до н.э) периодов. От них сохранились, в основном, различные водные резервуары (в том числе и микваот — бассейны для ритуальных омовений) и небольшая комната с арочным перекрытием, вероятно, являющаяся подвальным помещением одного из домов иродианского Иерусалима, разрушенного римлянами в 70 г.н.э.
Однако настоящая сенсация ждала археологов глубже. Под иродианскими и хасмонейскими слоями Мазар обнаружила остатки большого каменного строения. Они уже открыты по всей площади раскопа и есть все основания полагать, что это всего лишь небольшая часть монументального здания, погребённого под толщей многовековых наслоений. Стены здания сохранились до высоты 2,5 м, а ширина их варьируется от 2 до 2,6 м.
В ходе раскопок также выяснилось, что это здание было возведено за пределами хананейского города над слоем, не имевшим архитектурных остатков, но содержавшим в себе большое количество керамики XI-XII в. до н.э. Также были обнаружены позднейшие пристройки, в которых была найдена керамика IX-X в. до н.э. На этом основании Мазар предложила датировать данное здание приблизительно X в. до н.э. — эпохой Объединённого царства.
«Монументальное каменное здание». Общий вид (Mazar, 2007). Картинка кликабельна
Монументальность здания и его стратегическое расположение на вершине холма позволили Мазар высказать сенсационное предположение о том, что ей удалось обнаружить дворец, построенный финикийским царём Хирамом для Давида. Более того, «ступенчатое здание», по-мнению израильского археолога, является ни чем иным, как основанием и платформой, на которой был выстроен дворец. Видимо, изначально дворец находился за пределами старой крепостной стены, и только в царствование Соломона, после возведения нового дворца в Офеле и Храма на горе Мория, он был окружён новой стеной.
Результаты раскопок Мазар вызвали ажиотаж как в научном мире, так в среде людей, далёких от археологии. Миллионы верующих иудеев и христиан во всём мире с интересом читали появившиеся в мировой прессе сообщения. Еще бы! Впервые в Иерусалиме обнаружен упоминающийся в Библии дворец самого царя Давида! После находки в 1993 г. знаменитой «Стелы из Дана», где упоминается царь «из дома Давида», это могло бы считаться подтверждением библейского рассказа, веским аргументом против скептических взглядов Финкельштейна и его сторонников. Существование монументального дворца в Иерусалиме в X в. до н. э. полностью опровергает гипотезу о том, что город был захудалой деревенькой, а его правители — племенными вождями местного масштаба.
Однако раздались и отрезвляющие критические голоса. Ведь, в здании не было сделано каких-либо значительных находок, позволяющих неопровержимо связать его постройку с царём Давидом. Единственной примечательной находкой в здании является небольшая булла с древнееврейской надписью «Иегухал, сын Селемии». Этот человек упоминается в Библии как приближённый царя Седекии (586-597 гг. до н.э) (Иерем. 37.3; 38.1). Находка этой буллы в стене здания свидетельствует о том, что «дворец» существовал довольно длительный период и был разрушен только во время взятия Иерусалима вавилонянами в 586 г. до н. э.
Мазар упрекали в опрометчивости, предвзятости и стремлении трактовать результаты раскопок в тенденциозном ключе. Возможно, и в самом деле пока еще рано с полной уверенностью утверждать, что «монументальное каменное здание» действительно является дворцом царя Давида, построенным Хирамом Тирским, но в качестве рабочей гипотезы такая интерпретация, безусловно, имеет право на существование.
Исследования в Городе Давида продолжаются. Экспедиция Эйлат Мазар надеется возобновить расчистку «большого каменного здания». Продолжают раскопки в Силоамском бассейне и Рони Райх с Эли Шукруном. В сентябре 2007 г. они обнаружили подземный дренажный тоннель, ведущий от Храмовой горы к Городу Давида и датируемый I в.н.э. Возможно, это тот самый тоннель, в котором, по свидетельству Иосифа Флавия, жители города искали спасения от мечей римских солдат в дни Иудейской войны.
В 2007 г. начались раскопки в Городе Давида под руководством Дорона Бен-Ами из Управления древностей Израиля и Института археологии Иерусалимского университета в нескольких десятках метров к северо-западу от площади Эйлат Мазар. Несмотря на то, что пока завершён только первый сезон раскопок, археологам уже удалось добиться значительных результатов и сделать замечательные открытия. Под ранними исламскими и византийскими слоями, экспедиция обнаружила остатки монументального здания иродианского периода.
По свидетельству Иосифа Флавия (Иуд. В. 5,6; 6,6) в этом месте располагался дворец Адиабенской царицы Елены — правительницы небольшого государства Адиабена (современный иракский Курдистан) подчинённого парфянскому «Царю Царей», примерно в 30 году н.э вместе со свои сыном Изатом приняла иудаизм (Иуд. Др. 20.2).
Елена, оказавшая много благодеяний иудейскому народу, была похоронена в Иерусалиме в так называемой «Гробнице царей», которая расположена в северо-восточной части современного Иерусалима. Именем Адиабенской царицы, так же названа одна из центральных улиц города на которых расположены пабы и прочие увеселительные заведения.
Стены «Дворца Елены», построенные из массивных каменных блоков, сохранились до высоты пяти метров. Он был разрушен римскими легионерами во время взятия Иерусалима в 70 г. н. э. Раскопки показали, что верхние этажи обрушились на арочные перекрытия подсобных помещений. Археологи обратили также внимание, на любопытные отверстия намеренно проделанные в данных помещениях. Возможно они являются красноречивыми свидетелями драмы разыгравшейся здесь 2 000 лет назад. Вероятно, преследуемые римлянами обитатели пытались спастись через них из горящего дворца.
Тем не менее, пока открыта лишь небольшая часть комплекса, остальные помещения которого ещё скрыты под тысячелетними наслоениями Города Давида.
Остается надеяться, что будущие сезоны принесут нам много интересных находок и позволят пролить свет на древние страницы истории сердца Иерусалима.
Источники:
Bahat, D., (1990), The Illustrated Atlas of Jerusalem, Jerusalem.
Barkai, G., (2006), «City of David — A Glossary of Terms» in Meiron, E., (ed.), City of David, Studies of Ancient Jerusalem, The Seventh Annual Conference, Jerusalem.
Ben-Dov, M., (2002), Historical Atlas of Jerusalem, New York.
Hurvitz, G., (1999), The City of David, Jerusalem.
Mazar, E., (2002), The Complete Guide to the Temple Mount Excavations, Jerusalem.
Mazar, E., (2007), Excavations on the City of David 2005, Preliminary Report, (Hebrew), Jerusalem.
Работа по раскопкам стен производилась при финансовой поддержке фонда города Давида (Ir David Foundation). По словам руководителей раскопок, профессора Ронни Оейха из Университета Хайфы, и представителя ИМД Эли Шукрона, это первая в Иерусалиме находка такого огромного сооружения, построенного до начала правления Ирода: «Это – самая мощная стена из тех, что когда-либо были обнаружены в городе Давида, её высота достигает 8 м. Стены окружают хорошо укреплённый проход от крепости, стоявшей на вершине холма, к башне, где находился источник воды». Этот проход был сооружен для того, чтобы защитить жителей крепости во время чрезвычайных ситуаций и обеспечить им доступ к источнику воды, который находился на самом уязвимом участке.
В тот период Иерусалим и окружающие его территории являлись независимым самоуправляемым политическим образованием по типу Шхема и Иерихона, располагавшихся к северу и югу от него. В своё время в ханаанском Хевроне (Тел-Румейда), Шхема (Тел-Балата) и Гезере также были обнаружены стены, напоминающие те, что недавно были найдены в Иерусалиме.
«Новая находка в городе Давида показала, что наши знания об оборонительных сооружениях Иерусалима с восточной стороны города, а также о его древней системе водоснабжения, существовавшей в середине бронзового века, далеко не полны. Несмотря на то, что на холме было проведено множество раскопок, шанс на то, что где-то в недрах холма всё ещё сокрыты огромные хорошо сохранившиеся архитектурные элементы, достаточно велик».
И поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Давидовым…
Книга Царств II, 5.9.
С самого начала научных исследований Святой Земли в середине XIX в. Город Давида является объектом интенсивных археологических исследований, продолжающихся по сей день, что легко объяснить. Несмотря на то, что сегодня Город Давида (ивр. Шилоах, араб. Силуан) находится вне крепостных стен, возведённых в XVI в. турецким султаном Сулейманом Великолепным, именно он является древнейшей частью Иерусалима, хананейским Иевусом, который, согласно Библии, царь Давид превратил в свою столицу. На небольшом холме площадью всего около 40 тыс. кв. м., расположенном к югу от Храмовой горы, работало больше экспедиций, чем на любом другом археологическом памятнике Ближнего Востока. Тем не менее, изучена только малая его часть. Помимо всего прочего, раскопки затруднены горным ландшафтом и чрезвычайно мощным наслоением культурных слоёв (глубина которых в некоторых местах превышает 12 метров!).
Первым объектом, привлекшим внимание первопроходцев библейской археологии, стал полукилометровый тоннель, тянущийся от источника к бассейну, находившемуся в южной части города. Самое раннее научное упоминание о нём принадлежит «отцу библейской географии» и одному из первых исследователей Палестины, американцу Эдварду Робинсону (1841). В 1886 г. тоннель исследовал Конрад Шик — немецкий архитектор и выдающийся исследователь Иерусалима. В 1909-1911 гг. попытку расчистки тоннеля предприняла экспедиция Монтегю Паркера, проводившая раскопки и в других частях Города Давида.
Графическая реконструкция Иерусалима Соломона. (Ben-Dov, 2002). Картинка кликабельна
В 1867 г., английский офицер и археолог — любитель Чарлз Уоррен, обнаружил в уже обследованном ранее тоннеле короткое ответвление, заканчивающееся узкой шахтой, уходившей вертикально вверх. Заинтригованный Уоррен поднялся на 13 м по шахте и с удивлением обнаружил, что она вывела его к другому, неизвестному ранее горизонтальному тоннелю, поднимающемуся в город.
После этого замечательного открытия многие учёные с воодушевлением заговорили о том, что «шахта Уоррена», возможно, есть не что иное как циннор, упоминающийся в Библии (Царств II, 5.8) в связи с захватом Иевуса Давидом. Археологическая реальность, оказалась, тем не менее, намного более прозаичной. Недавние исследования Рони Райха и Эли Шукруна (Институт археологии Хайфского университета и Управление древностей Израиля) убедительно показали, что «шахта Уоррена», вместе с укреплениями Гионского источника, была частью единой системы водоснабжения хананейского Иерусалима во II тыс. до н.э.
Возможно, самая замечательная находка в водном туннеле под Городом Давида была сделана не европейскими исследователями, а двумя местными мальчишками. В 1880 г. они нашли в южной части тоннеля самую длинную древнееврейскую надпись эпохи древнего Иудейского царства. Эта надпись, известная как «Силоамская», позволила установить, что водопровод был проложен царём Езекией при подготовке к осаде Иерусалима ассирийцами в 701 г. до н.э. Любопытен и сам текст этой надписи, делающей нас живыми очевидцами встречи двух отрядов рабочих, произошедшей 2 700 лет назад:
[…] туннель. И это было так: туннель, когда […] кирка, друг навстречу другу. И когда три локтя (оставалось) про[бить, и возопи]л глас каждого, воз[зв]ал к другому, ибо сделалась пробоина в (толще) камня справа и […]. И в день (пробития) туннеля ударили каменоломы друг навстречу другу, кирка навстречу [к]ирке, и пошли воды из источника к водоему в двухста[х и] тысяче локтей. И с[т]о локтей возвышалось над головами каменолом[ов]. (пер. Р. Хазарзар)
Если раскопки смогли хоть немного пролить свет на древнейшую историю хананейского Иерусалима в первой половине II тысячелетия до н.э., то археологических данных касательно иевуситского города XI в. до н.э. удручающе мало. Находки, относящиеся к этому времени, большей частью незначительны и, к сожалению, не проливают свет на статус и размеры Иерусалима до его завоевания Давидом.
Тем не менее, одна находка заслуживает подробного рассмотрения, ибо её значение для изучения древней истории Иерусалима трудно переоценить. Экспедиция британских археологов Роберта А.С. Макалистера и Джона Г. Дункана, работавшая в 1920-х годах, обнаружила в северной части восточного склона Города Давида ступенчатое строение, которое они назвали «Иевуситской рампой» (Jebusite Ramp). По их мнению, это строение было частью иевуситских укреплений. Другой британский археолог, Кейтлин Кеньон, прославившаяся своими раскопками в Иерихоне и работавшая в городе Давида в 1960-х гг., возобновила работы по расчистке этого здания и выяснила, что оно представляет собой массивное строение из ступенчатых террас. На этом основании Кеньон предположила, что речь идёт о библейской Милло, упоминающейся в контексте завоевания Давида (Царств II, 5.9) и являвшейся, по-видимому, башней или какой-либо другой частью иевуситских укреплений.
В 1970-1980-х г. Город Давида стал местом широкомасштабных планомерных раскопок, проводившихся Институтом археологии Иерусалимского университета под руководством Игаля Шило. Помимо расчистки «тоннеля Езекии», экспедиция Шило установила, что «ступенчатое здание» как бы огибает вершину холма. Шило предположил, что оно служило платформой иевуситского дворца.
Изучение керамики, обнаруженной при расчистке здания и непосредственно под ним, показало, что «ступенчатое здание» можно датировать ранним железным веком (XI-XII вв. до н.э.). Вместе с тем, некоторые учёные (например Эйлат Мазар) считают, что «ступенчатое здание» могло быть построено и в X в. до н.э. (то есть уже во время царствования Давида). Дабы понять всю важность нюансов датировки, необходимо сделать краткий экскурс в некоторые тенденции библейской археологии последних лет.
Город Давида с отмеченными участками раскопок. (Hurvitz, 1999) Картинка кликабельна
В 1990-х годах школа исследователей во главе с профессором Тель-авивского университета Исраэлем Финкельштейном выступила с инициативой пересмотра представлений, связанных с так называемым «объединённым царством Давида и Соломона». Предлагая новую, более позднюю датировку многих приписываемых ранее Давиду и Соломону памятников (так называемая «низкая хронология»), Финкельштейн утверждает, что никакого Объединённого царства, описанной в Библии обширной и мощной державы Давида и Соломона, никогда не существовало. Оно была выдумано позже, по заказу царей независимой Иудеи, стремившихся после разрушения Северного Израильского царства обосновать свои притязания на власть и первенство их столицы — Иерусалима.
Отсутствие же в Иерусалиме монументальной архитектуры X в. до н.э. и вообще значительных археологических находок данного периода свидетельствуют, по-мнению Финкельштейна и его сторонников, о том, что Давид и Соломон были местными князьками, влияние которых не выходило за границы их племенных владений, а Иерусалим являлся «небольшой горной деревушкой». Эта ревизия, пусть и отвергнутая большинством исследователей, тем не менее оказала огромное влияние на всю библейскую археологию раннего железного века, заставив решительно всех считаться с новым критическим подходом к источникам и археологическому материалу.
Таким образом, становится ясным, почему результаты работ новой археологической экспедиции Эйлат Мазар, внучки одного из крупнейших израильских археологов — Биньямина Мазара, в 2005 г. получили столь широкий резонанс в научных кругах. Раскопки проходили при поддержке нескольких организаций (в их числе Институт археологии Иерусалимского университета и Управление древностей Израиля, а также Центр Шалема) в нескольких метрах к северо-западу от «ступенчатого здания», полностью раскопанного Игалем Шило. Этот небольшой участок (общая площадь раскопок Э. Мазар примерно 30 х 10 м.) уже становился в прошлом объектом исследований, однако во многих местах культурный слой остался нетронутым и таил много интересных находок.
Прежде всего, археологи обнаружили комнату с мозаичным полом, датирующуюся концом византийского — началом исламского периода (VII в. н.э.), которая, по-видимому, является частью многокомнатного дома с перистилем, исследованного в 1920-х гг. Макалистером и Дунканом и названого ими «Домом Евсевия» (House of Eusebius).
Непосредственно под ней были обнаружены постройки иродианского (конец I в. до н.э — 70 г.н.э.) и хасмонейского (II-I в. до н.э) периодов. От них сохранились, в основном, различные водные резервуары (в том числе и микваот — бассейны для ритуальных омовений) и небольшая комната с арочным перекрытием, вероятно, являющаяся подвальным помещением одного из домов иродианского Иерусалима, разрушенного римлянами в 70 г.н.э.
Однако настоящая сенсация ждала археологов глубже. Под иродианскими и хасмонейскими слоями Мазар обнаружила остатки большого каменного строения. Они уже открыты по всей площади раскопа и есть все основания полагать, что это всего лишь небольшая часть монументального здания, погребённого под толщей многовековых наслоений. Стены здания сохранились до высоты 2,5 м, а ширина их варьируется от 2 до 2,6 м.
В ходе раскопок также выяснилось, что это здание было возведено за пределами хананейского города над слоем, не имевшим архитектурных остатков, но содержавшим в себе большое количество керамики XI-XII в. до н.э. Также были обнаружены позднейшие пристройки, в которых была найдена керамика IX-X в. до н.э. На этом основании Мазар предложила датировать данное здание приблизительно X в. до н.э. — эпохой Объединённого царства.
«Монументальное каменное здание». Общий вид (Mazar, 2007). Картинка кликабельна
Монументальность здания и его стратегическое расположение на вершине холма позволили Мазар высказать сенсационное предположение о том, что ей удалось обнаружить дворец, построенный финикийским царём Хирамом для Давида. Более того, «ступенчатое здание», по-мнению израильского археолога, является ни чем иным, как основанием и платформой, на которой был выстроен дворец. Видимо, изначально дворец находился за пределами старой крепостной стены, и только в царствование Соломона, после возведения нового дворца в Офеле и Храма на горе Мория, он был окружён новой стеной.
Результаты раскопок Мазар вызвали ажиотаж как в научном мире, так в среде людей, далёких от археологии. Миллионы верующих иудеев и христиан во всём мире с интересом читали появившиеся в мировой прессе сообщения. Еще бы! Впервые в Иерусалиме обнаружен упоминающийся в Библии дворец самого царя Давида! После находки в 1993 г. знаменитой «Стелы из Дана», где упоминается царь «из дома Давида», это могло бы считаться подтверждением библейского рассказа, веским аргументом против скептических взглядов Финкельштейна и его сторонников. Существование монументального дворца в Иерусалиме в X в. до н. э. полностью опровергает гипотезу о том, что город был захудалой деревенькой, а его правители — племенными вождями местного масштаба.
Однако раздались и отрезвляющие критические голоса. Ведь, в здании не было сделано каких-либо значительных находок, позволяющих неопровержимо связать его постройку с царём Давидом. Единственной примечательной находкой в здании является небольшая булла с древнееврейской надписью «Иегухал, сын Селемии». Этот человек упоминается в Библии как приближённый царя Седекии (586-597 гг. до н.э) (Иерем. 37.3; 38.1). Находка этой буллы в стене здания свидетельствует о том, что «дворец» существовал довольно длительный период и был разрушен только во время взятия Иерусалима вавилонянами в 586 г. до н. э.
Мазар упрекали в опрометчивости, предвзятости и стремлении трактовать результаты раскопок в тенденциозном ключе. Возможно, и в самом деле пока еще рано с полной уверенностью утверждать, что «монументальное каменное здание» действительно является дворцом царя Давида, построенным Хирамом Тирским, но в качестве рабочей гипотезы такая интерпретация, безусловно, имеет право на существование.
Исследования в Городе Давида продолжаются. Экспедиция Эйлат Мазар надеется возобновить расчистку «большого каменного здания». Продолжают раскопки в Силоамском бассейне и Рони Райх с Эли Шукруном. В сентябре 2007 г. они обнаружили подземный дренажный тоннель, ведущий от Храмовой горы к Городу Давида и датируемый I в.н.э. Возможно, это тот самый тоннель, в котором, по свидетельству Иосифа Флавия, жители города искали спасения от мечей римских солдат в дни Иудейской войны.
В 2007 г. начались раскопки в Городе Давида под руководством Дорона Бен-Ами из Управления древностей Израиля и Института археологии Иерусалимского университета в нескольких десятках метров к северо-западу от площади Эйлат Мазар. Несмотря на то, что пока завершён только первый сезон раскопок, археологам уже удалось добиться значительных результатов и сделать замечательные открытия. Под ранними исламскими и византийскими слоями, экспедиция обнаружила остатки монументального здания иродианского периода.
По свидетельству Иосифа Флавия (Иуд. В. 5,6; 6,6) в этом месте располагался дворец Адиабенской царицы Елены — правительницы небольшого государства Адиабена (современный иракский Курдистан) подчинённого парфянскому «Царю Царей», примерно в 30 году н.э вместе со свои сыном Изатом приняла иудаизм (Иуд. Др. 20.2).
Елена, оказавшая много благодеяний иудейскому народу, была похоронена в Иерусалиме в так называемой «Гробнице царей», которая расположена в северо-восточной части современного Иерусалима. Именем Адиабенской царицы, так же названа одна из центральных улиц города на которых расположены пабы и прочие увеселительные заведения.
Стены «Дворца Елены», построенные из массивных каменных блоков, сохранились до высоты пяти метров. Он был разрушен римскими легионерами во время взятия Иерусалима в 70 г. н. э. Раскопки показали, что верхние этажи обрушились на арочные перекрытия подсобных помещений. Археологи обратили также внимание, на любопытные отверстия намеренно проделанные в данных помещениях. Возможно они являются красноречивыми свидетелями драмы разыгравшейся здесь 2 000 лет назад. Вероятно, преследуемые римлянами обитатели пытались спастись через них из горящего дворца.
Тем не менее, пока открыта лишь небольшая часть комплекса, остальные помещения которого ещё скрыты под тысячелетними наслоениями Города Давида.
Остается надеяться, что будущие сезоны принесут нам много интересных находок и позволят пролить свет на древние страницы истории сердца Иерусалима.
Источники:
Bahat, D., (1990), The Illustrated Atlas of Jerusalem, Jerusalem.
Barkai, G., (2006), «City of David — A Glossary of Terms» in Meiron, E., (ed.), City of David, Studies of Ancient Jerusalem, The Seventh Annual Conference, Jerusalem.
Ben-Dov, M., (2002), Historical Atlas of Jerusalem, New York.
Hurvitz, G., (1999), The City of David, Jerusalem.
Mazar, E., (2002), The Complete Guide to the Temple Mount Excavations, Jerusalem.
Mazar, E., (2007), Excavations on the City of David 2005, Preliminary Report, (Hebrew), Jerusalem.
Обсуждения Находки в Городе Давида. В городе Давида обнаружены древние