Каждая религия ставит некоторую цель. Так многие направления в индуизме стремятся к обретению мокши – освобождению от страданий, или слиянию с Абсолютом. Однако вайшнавизм четко связывает цель с познанием различных аспектов Бога. Согласно «Бхагавата-пуране» («Шримад-Бхагаватам»), существуют три аспекта Его постижения:
- Брахман – безличный аспект Абсолютной Истины.
- Локализованная Параматма – Бог в сердце каждого живого существа.
- Бхагаван – Верховная Личность Бога, высший объект поклонения.
Первый аспект дает лишь приблизительное понимание – как гора, находящаяся далеко, часто сливается с небом, и порой не видно четкой границы между ними.
Второй более подробно описывает Бога – мы как бы подошли к горе и отчетливо видим ее.
Третий описывает Его подробно – мы как бы поднимаемся по горе и видим все в мельчайших деталях: растительность, птиц, животных, живущих на ней.
Именно тот, кто постиг Брахман – первый, самый отдаленный аспект Господа, – получает освобождение. Однако вайшнавские писания предупреждают об опасности достижения этой цели.
Во-первых, слияние с безличным сиянием Господа не соответствует природе живых существ, которые не могут существовать без деятельности; поэтому достигшие этого положения через некоторое время вновь падают в материальный мир и получают в нем тела, чуждые духовной душе.
Во-вторых, блаженство, которого можно достичь, осознав безличный Брахман, слишком мало и не идет ни в какое сравнение с тем, которое испытывает преданный, созерцая Личность Бога. Именно поэтому цель вайшнавизма – вечная жизнь в блаженстве (ананде) служения Верховной Личности Бога в духовном мире, находящемся за пределами материального мироздания.
Истоки вайшнавизма
В Ведах подробно описывается высшее положение Господа Вишну и подчиненное – многих других полубогов. Вишну имеет полностью духовную природу и в Своих различных аспектах создает, поддерживает и разрушает материальную Вселенную.
Полубоги же являются живыми существами – душами, имеющими физические тела и потому находящимися под властью материальной природы; из-за их предыдущей благочестивой кармы им доверено управление отдельными энергиями и элементами. Так, в «Айтарея-брахмане» (1.1) утверждается, что Агни является самым низшим и младшим из богов, а Вишну – самым величайшим и старейшим.
В «Шатапатха-брахмане» (14.1.1) аналогично говорится о верховенстве Вишну и содержатся обращения к нему как к Яджнапати (тому, для чьего удовлетворения совершаются все ягьи – жертвоприношения).
Даже когда ягьи совершаются для отдельных полубогов, чтобы получить определенные блага (знания, богатство, хороших детей, урожай), в конечном счете они предназначаются именно для удовлетворения Вишну, и только Он награждает человека соответствующими результатам.
В ярко выраженной форме вайшнавизмом проявлен в «Махабхарате». Частью «Махабхараты» является «Бхагавад-гита», которая по своему значению приравнивается к Упанишадам и является одним из главных священных текстов древнеиндийской литературы, признаваемым практическим всеми традиционными религиозно-философскими школами Индии. Во всем этом произведении, особенно в текстах 15.18 и 18.55, Кришна предстает как Верховная Личность Бога, познать которую можно только посредством преданного служения (бхакти):
Наиболее развернуто вайшнавизм представлен в Пуранах – в «Вишну-пуране», «Падма-пуране» и особенно в «Бхагавата-пуране». «Бхагавата-пурана» наряду с «Махабхаратой» и «Рамаяной» до сих пор является одним из наиболее популярных традиционных текстов. В этом произведении содержатся истории о Кришне и тех, кто Ему поклоняется, а также о том, как люди достигали духовного совершенства, следуя путем бхакти.
Духовные школы вайшнавизма
В вайшнавизме существуют четыре основных сампрадаи – цепи духовных учителей, по которым передается ведическое знание. Каждая из сампрадай имеет свою собственную философскую систему, в которой по-разному рассматриваются взаимоотношения между Верховной Личностью Бога и индивидуальной душой (дживой).
Основные сампрадаи и их основоположники:
- Рудра-сампрадая («чистый монизм») – Валлабха.
- Кумара-сампрадая («монизм-дуализм») – Нимбарка.
- Шри-сампрадая («особый монизм») – Рамануджа.
- Брахма-сампрадая («дуализм») – Мадхва.
Наиболее известна Брахма-сампрадая, потому что именно в ней появился Чайтанья Махапрабху – самое милостивое воплощение Кришны, раздающее любовь к Богу всем людям без ограничений, которого часто называют Гаура, или Гауранга (золотой).
Господь Чайтанья не только довел философскую систему вайшнавизма до совершенства, положив в основу непостижимое одновременное единство и различие Бога и живых существ, но и дал всему миру ключ к спасению – практику воспевания мантры Харе Кришна (санкиртану) как единственный способ духовного возвышения, позволяющий душе в наш век вернуться в свою изначальную вечную обитель – духовный мир. Самым известным описанием жизни и учения Господа Чайтаньи Махапрабху является «Чайтанья-чаритамрита» Кришнадасы Кавираджи.
Гаудия-вайшнавизм
Гаудия-вайшнавизм составляет отдельную ветвь Брахма-сампрадаи. Он называется Брахма-мадхва-гаудия-сампрадаей и имеет собственные комментарии на три базовые текста веданты: Упанишады, «Веданта-сутру» и «Бхагавад-гиту».
Систематическое изложение Гаудия-вайшнавизма было начато в XVI веке ближайшими учениками Чайтаньи Махапрабху Рупой Госвами, Санатаной Госвами и Дживой Госвами. Завершил этот процесс философского оформления сампрадаи Баладева Видьябхушана, составивший в начале XVIII века обстоятельный комментарий к «Веданта-сутре», который принес Гаудия-вайшнавизму признание как самостоятельной школы.
Гаудия-вайшнавизм отличается от других сампрадай тем, что в его основе лежит самое значительное произведение Вед – «Бхагавата-пурана».
Век человека короток, Веды же велики по объему.
Автор Вед Вьясадева составил комментарий сначала на Веды – «Веданта-сутру», а затем откомментировал и ее; так появилась «Бхагавата-пурана», «сливки» ведической мудрости, в которой сконцентрировано все знание.
Гаудия-вайшнавизм в современном мире
На рубеже XIX-XX веков было начато представление Гаудия-вайшнавизма на Западе великим учителем сампрадаи Бхактивинодой Тхакуром, которое затем продолжилось его сыном – Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром.
Бхактиведанта Свами Прабхупада, ученик Бхактисиддханты Сарасвати, начал широкое распространение Гаудия-вайшнавизма в западных странах с 1960-х годов. В 1966 году он основал Международное общество сознания Кришны (ИСККОН) – религиозную организацию, представляющую традицию Гаудия-вайшнавизма и получающее все большее признание со стороны всех современных людей, ищущих ответы на жизненно важные вопросы.
Источник: www.krishna.ru
Обсуждения Вайшнавизм и его особенности