Вайшнавизм - это теистическое философско-религиозное учение, главная черта которого – почитание Вишну как Верховной Личности Бога. Термин «вайшнавизм» образован от слова вайшнавы (санскрит «принадлежащие Вишну», «относящиеся к Вишну»).
Это одно из самых распространенных направлений в индуизме, занимающее около 70%.
В вайшнавизме существует два направления, в одном из которых изначальной Верховной Личностью Бога считается Господь Вишну, в другом (бенгальский вайшнавизм) – Господь Кришна.
Основоположником бенгальского вайшнавизма был величайший индийский религиозный проповедник и реформатор Шри Чайтанья Махапрабху (1486-1533), который провозглашал равенство всех людей перед Богом и считал, что универсальным духовным путем для всех людей, независимо от их вероисповедания, происхождения и национальности, является путь непрерывного любовного преданного служения Богу (бхакти-йога).
Благодаря такому универсализму, а также простоте практики бхакти-йоги, вайшнавизм получил широкое распространение по всему миру.
В отличие от других религиозных течений, вайшнавизм делает акцент на практике преданного служения, показывая его преимущество и привлекательность по сравнению с освобождением (мокшей).
В основе данного учения лежат Итихасы (Махабхарата и Рамаяна) и Пураны (Брахма-, Бхагавата-, Вишну-, Падма- и другие). Учение «Бхагават-Гиты» является частью Махабхараты, написанной мудрецом Вьясой около 5000 лет назад.
В вайшнавизме существует понятие сампрадаи. Это ветви, направления, по которым Господь Кришна (Господь Вишну) передал знание о Боге, о духовном и материальном мире и законам материального мира. Далее эти знания передавались по цепи ученической преемственности (парампаре), которая уделяла особое внимание тому, чтобы слова Бога передавались без искажений, и Его послание дошло до людей в своем первоначальном виде.
Всего существует четыре сампрадаи:
1. Шри-сампрадая. Знание было передано Богине Лакшми. Основателем парампары является духовный учитель Рамануджачарья.
2. Брахма-сампрадая. Знание было передано Господу Брахме. Основателем парампары является Мадхавачарья. Позднее получила своё дальнейшее развитие в философии ачинтья-бхеда-абхеда «непостижимое единство и различие», которую впервые изложил основоположник гаудия-вайшнавизма Чайтанья Махапрабху.
3. Рудра-сампрадая. Знание было передано Господу Шиве. Основатель парампары - Валлабхачарья
4. Кумара-сампрадая. Знание было передано четырем Кумарам. Основатель парампары – Нимбаркачарья.
Гаудиа-вайшнавизм является более распространенным, особенно на Западе, благодаря А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупаде, который возродил и вдохнул новую жизнь в учение Шри Чайтанья Махапрабху. С 1965 года он начал свою проповедь в Америке и теперь данное направление вайшнавизма известно всему миру. В 1966 году в было зарегистрировано Международное Общество Сознания Кришна (ИСККОН). В 1971 году данной практикой стали заниматься в России. Сейчас это общество действует более чем в 100 странах.
В вайшнавизме существует два направления, в одном из которых изначальной Верховной Личностью Бога считается Господь Вишну, в другом (бенгальский вайшнавизм) – Господь Кришна.
Основоположником бенгальского вайшнавизма был величайший индийский религиозный проповедник и реформатор Шри Чайтанья Махапрабху (1486-1533), который провозглашал равенство всех людей перед Богом и считал, что универсальным духовным путем для всех людей, независимо от их вероисповедания, происхождения и национальности, является путь непрерывного любовного преданного служения Богу (бхакти-йога).
Благодаря такому универсализму, а также простоте практики бхакти-йоги, вайшнавизм получил широкое распространение по всему миру.
В отличие от других религиозных течений, вайшнавизм делает акцент на практике преданного служения, показывая его преимущество и привлекательность по сравнению с освобождением (мокшей).
В основе данного учения лежат Итихасы (Махабхарата и Рамаяна) и Пураны (Брахма-, Бхагавата-, Вишну-, Падма- и другие). Учение «Бхагават-Гиты» является частью Махабхараты, написанной мудрецом Вьясой около 5000 лет назад.
В вайшнавизме существует понятие сампрадаи. Это ветви, направления, по которым Господь Кришна (Господь Вишну) передал знание о Боге, о духовном и материальном мире и законам материального мира. Далее эти знания передавались по цепи ученической преемственности (парампаре), которая уделяла особое внимание тому, чтобы слова Бога передавались без искажений, и Его послание дошло до людей в своем первоначальном виде.
Всего существует четыре сампрадаи:
1. Шри-сампрадая. Знание было передано Богине Лакшми. Основателем парампары является духовный учитель Рамануджачарья.
2. Брахма-сампрадая. Знание было передано Господу Брахме. Основателем парампары является Мадхавачарья. Позднее получила своё дальнейшее развитие в философии ачинтья-бхеда-абхеда «непостижимое единство и различие», которую впервые изложил основоположник гаудия-вайшнавизма Чайтанья Махапрабху.
3. Рудра-сампрадая. Знание было передано Господу Шиве. Основатель парампары - Валлабхачарья
4. Кумара-сампрадая. Знание было передано четырем Кумарам. Основатель парампары – Нимбаркачарья.
Гаудиа-вайшнавизм является более распространенным, особенно на Западе, благодаря А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупаде, который возродил и вдохнул новую жизнь в учение Шри Чайтанья Махапрабху. С 1965 года он начал свою проповедь в Америке и теперь данное направление вайшнавизма известно всему миру. В 1966 году в было зарегистрировано Международное Общество Сознания Кришна (ИСККОН). В 1971 году данной практикой стали заниматься в России. Сейчас это общество действует более чем в 100 странах.
Обсуждения Вайшнавизм