Момент Вавилона

Каббалисты говорят, что каббала как наука зародилась в древнем Вавилоне. Утверждение смелое - сколько времени прошло, а они до сих пор помнят. Тем более они же утверждают, что каббала занимается не историей, а изучением основы существующих явлений, законов их появления и развития. Тогда причем тут Вавилон?
Момент Вавилона
Однако давайте по порядку. Прежде всего, вспомним одно из основных положений каббалы, гласящее, что материал, из которого состоит все сущее, - это желание. Точнее, говоря терминами каббалы, "желание получить". Само по себе это желание не хорошее и не плохое. Материал. А материал некорректно было бы отнести ни к категории добра, ни к категории зла.

Но тогда почему, когда мы ощущаем себя эгоистами, это так для нас неприятно? Бывает, мы даже называем собственный эгоизм источником зла и иногда даже страдаем от него. А ведь эгоизм - это и есть то, что каббала называет желанием получить. И все же это не совсем так.

Первичный материал мироздания невозможно назвать злом, так как он существует в идеальном согласии с феноменом, его породившим, - абсолютным альтруизмом. Имеется в виду, что любая из систем в природе (а природу иногда и называют "система систем") - это цельность и единство суммы элементов, ее составляющих. То есть система существует только благодаря, так сказать, "альтруизму" ее элементов. Представьте себе систему, в которой каждый элемент начнет "жить ради себя", и вы без труда сможете определить, куда все катится.

Таким образом, не само желание получить есть зло, а, скажем так, специфический вид его использования. Хотеть чего-то можно или просто так (даже не осознавая, что именно), а можно использовать свое желание ради принесения добра или зла другим. И именно в этой точке начинается расхождение между нами, родом людским, и всей остальной природой.

Ни один из живых или неживых элементов природы действовать на разрушение системы, в которой существует, просто не в состоянии. Для этого ведь "соображать" надо. А они, лишенные подобных "соображений", полностью подчинены требованиям природы, которая безапелляционно выражает эти требования при помощи своих законов.

Волки, например, не особо вдаваясь в подробности, поддерживают популяцию зайцев, зайцы, при всей своей наивности, - популяцию волков. Потому, что делают это не они сами - "ими" это делает закон. И только у человека есть способность "соображать", то есть использовать свои желания так или иначе.

Есть в нашем языке выражение "близость к природе". В каббале это понятие обозначает ощущение основного закона природы и соответствующее поведение - полная самоотдача ради ее единства и цельности.

Все мы (лично или понаслышке) знакомы с людьми, "нутром" чувствующими природу нашего мира. И знаем: стоит такому человеку захотеть чего-то сверх необходимого для жизни в единстве с природой - эти желания погубят в нем живые ощущения. Почему это происходит?

Каббала утверждает, что в отличие от животного у человека, кроме желания, есть еще один движущий фактор - намерение. И то, что человек захотел "чего-то сверх необходимого", означает, что в толще его материала - в желаниях - зародился и вступил в действие этот новый фактор. Удовлетворение таких желаний все больше укрепляет в нем эгоистическое намерение, которое направляет теперь все его способности и возможности не вовне, а внутрь - не на поддержание системы, а на себя, родного. Это и отличает эгоизм от общего природного материала, желания.

Сия метаморфоза произошла в свое время и со всей человеческой общностью. Вначале, до "момента вавилона", близость к природе, как "живое", непосредственное ощущение ее сил и законов, была общим состоянием человечества. Но зародилось и стало постепенно главным "двигателем прогресса" эгоистическое намерение.

Проявляется в нас его развитие не ровно, а скачками. Мы можем судить об этом даже "снаружи", глядя на негладкую нашу историю - смену формаций в обществе, революции в науке и технике. Так вот, первый явно ощутимый скачок эгоистического намерения и называется в каббале "вавилон". Вся дальнейшая наша история в определенном смысле, результат того, что произошло тогда, потому что это был, можно сказать, "день рождения эгоизма".

А что означает произошедшее тогда "смешение языков", ведь говорится, что до этого был у всех один язык? В постоянно происходящем диалоге "человек - мир" каббала, если говорить в общем, различает два языка - язык отдачи и язык получения. Первый - это язык природного материала, желания, второй - язык намерения. Поэтому "смешение языков" - это когда к природному языку желаний человека примешалось эгоистическое намерение.

Понимание природы давало людям понимание друг друга (природы - не в смысле лужаек и прогноза погоды, конечно, а в смысле действующих в ней сил). Когда же новое направление интересов - на себя - лишило их понимания природы, они перестали понимать и друг друга.

Но были тогда и такие (их было совсем немного), кто увидел в общей картине происходящего два полюса: источник всего, абсолютный альтруизм, который они назвали Творцом, и порожденное им желание. Они осознали, что процесс развития этого желания не стихиен, а имеет свою цель: появившийся в природе человека новый компонент, эгоистическое намерение, проведя человечество долгим путем страданий, заставит все-таки его понять причину зла и сделать выбор в пользу намерения нового, альтруистического.

Живя с таким намерением, человек получит возможность подняться на высший уровень ощущения сил природы и их источника, Творца. А если будет просто следовать изменившейся природе человека, это рано или поздно приведет всю цивилизацию к взаимной вражде, вражде с природой, и в результате - к гибели.

Люди эти и были первыми каббалистами. Осознав цель развития, они смогли создать методику выработки альтруистического намерения.

А теперь вопрос к знатокам: правы ли были эти люди? И пока знатоки заняты обсуждением, мы с вами наблюдаем результат: мы, дети "вавилона", не знающие, за кем они идут (за родной мамой или за крысоловом), самим процессом развития поставлены сегодня перед дилеммой. Просто взять и вернуться к первичному "наивному" языку, языку единства, уже не получится. Поэтому нам остается: или же овладеть новым намерением (то есть на основе всего, что мы узнали и испытали, делать все, что мы делаем, - только ради цельности и единства мира), или продолжать следовать привычному эгоистическому намерению и - погибнуть.
×

По теме Момент Вавилона

Наследие Вавилона

Вопрос. Можно ли надеяться на лучшее будущее, если горький привкус кризиса не...
Религия

Возвращение Древнего Вавилона

Вопрос: В чем разница между такими состояниями как "семь сытых лет" и "семь...
Религия

Космогония Древнего Вавилона. Начала Иерархии

У древних народов Месопотамии существует сакральный религиозный текст “Энума...
Религия

Настоящий момент - это возможный путь вперёд

Сегодня я хочу сделать акцент на таком моменте, который за текущими вопросами...
Религия

Здесь и сейчас. Настоящий момент жизни

Когда вы живете в настоящем моменте, то находитесь в курсе всех событий, что вы...
Религия

Я - здесь...Я - сейчас...Момент истины...

Когда ты спишь и видишь сновидения, всё вокруг не такое, каким кажется. Мы так...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Полезные сладости, которые не повредят зроровью
За активным умом есть неизменный фон осознания