Воспитание свободой позволяет ребенку накапливать опыт и знания, но, в то же время, оставаться самим собой. Его развитие происходит естественным образом. Благодаря чему ребенок гораздо успешнее осваивается в окружающем мире и может сам, без помощи взрослых, найти свое место в нем.
Идеи свободного воспитания оформились в виде теории только в начале XX века, но базировались они на традициях педагогики эпохи Ренессанса. Идеи Жан Жака Руссо, французского мыслителя и философа, были взяты за основу представителями гуманизма и филантропизма.
Жан Жак Руссо обозначил возрастные периоды, в соответствии с которыми должно осуществляться свободное воспитание:
От 0 до 2-х лет. Должно превалировать физическое воспитание. Регулярные занятия плаванием и ежедневная зарядка стимулирует правильное развитие организма, оказывают положительное влияние на здоровье ребенка.
От 2-х до 12 лет. Следует сосредоточиться на распознавании ощущений и чувств, накапливании основ, необходимых для логического мышления.
От 12 до 15 лет. Активное развитие умственной сферы. Благодаря опыту, осуществляется накапливание знаний.
От 15 лет до совершеннолетия. Нравственное развитие, названное Руссо периодом «бурь и страстей».
Большое значение имеют такие профессиональные умения и способности педагога как:
Особенности теории воспитания свободой
В начале прошлого века было переосмыслено само понятие о воспитании, так как его начали связывать с необходимостью развития индивидуальных способностей детей. Однако еще в 1859 году, в России, Л.Н. Толстой, сразу же после Руссо, обратил внимание на принципы воспитания свободой и организовал школу для крестьянских детей. Писатель отрицал многие методики воспитания и считал, что своим влиянием взрослые искажают природу ребенка. Все мероприятия и комплекс получаемых знаний, согласно его мнению, должны инициироваться желаниями детей.Жан Жак Руссо обозначил возрастные периоды, в соответствии с которыми должно осуществляться свободное воспитание:
От 0 до 2-х лет. Должно превалировать физическое воспитание. Регулярные занятия плаванием и ежедневная зарядка стимулирует правильное развитие организма, оказывают положительное влияние на здоровье ребенка.
От 2-х до 12 лет. Следует сосредоточиться на распознавании ощущений и чувств, накапливании основ, необходимых для логического мышления.
От 12 до 15 лет. Активное развитие умственной сферы. Благодаря опыту, осуществляется накапливание знаний.
От 15 лет до совершеннолетия. Нравственное развитие, названное Руссо периодом «бурь и страстей».
Педагоги, поддерживающие идеи свободного воспитания, как в европейских странах, так и в США, были согласны с Руссо, считавшим, что воспитатели должны руководить детьми, но они не должны этого замечать.Ненасильственное общение воспитуемого и педагога, концепция которого сформулирована современными учеными, также предполагает, в своей основе, гуманное отношение, являющееся частью общественной культуры. Дети должны уметь слушать и проявлять сочувствие в определенных ситуациях, быть правдивыми и откровенными.
Большое значение имеют такие профессиональные умения и способности педагога как:
- искренность высказываемых чувств, его открытость;
- подача информации с учетом индивидуальных особенностей воспитанников;
- предоставление ученикам выбора содержания и методов своей деятельности;
- правильная организация занятий, располагающая к овладению творческими навыками.
Преподаватель должен быть всегда готов помочь ученикам пересилить возникшие страхи и сомнения в собственной полноценности.
Воспитание свободой: необходимые рекомендации
Свободное воспитание учащихся выбирают образовательные организации во многих странах мира. Особенно это характерно для частных школ. Однако в Японии, например, присутствуют гендерные различия, да и требования к мальчикам, безусловно, жестче. Несмотря на то, что в раннем возрасте взрослые им ничего не запрещают, дети вырастают довольно дисциплинированными. Родители, выбравшие свободную систему воспитания, стараются не допускать безразличного отношения к детям. Ведь они ответственны за обучающий процесс и их дальнейшую жизнь. Они сохраняют рациональный, логически оправданный баланс между контролем, авторитарностью и кажущимся безучастием.
Ребенок не должен быть главным в доме. При воспитании свободой нужно не забывать о том, что родители также имеют право на чувства и потребности. И иногда могут нуждаться в заботе. Следует соблюдать границы, привить ребенку понятие о необходимости дисциплины, личной гигиены, преимуществах здорового образа жизни.
Ребенок не должен быть главным в доме. При воспитании свободой нужно не забывать о том, что родители также имеют право на чувства и потребности. И иногда могут нуждаться в заботе. Следует соблюдать границы, привить ребенку понятие о необходимости дисциплины, личной гигиены, преимуществах здорового образа жизни.
Источник: https://mind-control.ru
Обсуждения Воспитание ребенка свободой
Тогда вместо занятий они предпочитают каникулы.
А после "свободы" оказываются совершенно неприспособленными к отнюдь не свободной реальной жизни.