Американские нейрофизиологи в ходе новых экспериментов сумели получить ответ на вопрос, чем творческое мышление отличается от мышления нетворческого (т.е. систематического). Иными словами, теперь ученые с помощью приборов научились фиксировать момент прихода вдохновения.
В работе, проведенной под руководством Джона Кунайоса (John Kounios), профессора психологии из Университета Дрексела (Drexel University, г. Филадельфия, штат Пенсильвания), и Марка Джанг-Бимана (Mark Jung-Beeman) из Северо-Западного университета (Northwestern University, штат Иллинойс), сравнивалась мозговая активность людей, обладавших креативным и некреативным стилем мышления. Исследование, опубликованное в журнале Neuropsychologia (статья называется "The origins of insight in resting-state brain activity"), демонстрирует наличие принципиально разной структуры мозговой активности (не только в процессе решения задач, но и в состоянии покоя) у людей, которые способны на внезапные творческие озарения, и тех, кто обычно справляется с проблемой путем ее систематического анализа.
Сначала все участники эксперимента в течение семи минут занимались ничегонеделаньем (предавались релаксации), и в это время записывались их электроэнцефалограммы (ЭЭГ), регистрирующие мозговую активность в состоянии покоя. В это время перед испытуемыми не ставили никаких задач, и им разрешали думать о чем угодно. Затем всех их просили расшифровать ряд анаграмм - то есть распознать слова, порядок букв в которых намеренно перепутан (например, "MPXAELE" - это на самом деле "EXAMPLE" - т.е. 'пример' по-английски). Расшифровать анаграмму можно двумя разными способами - систематически перебирая различные буквенные комбинации (в поисках чего-то осмысленного) или же попытавшись "угадать" решение, при внезапном "озарении" увидев в бессмысленном наборе букв искомое слово. После каждого успешного решения участники эксперимента указывали, каким именно образом они пришли к своему ответу.
После этого испытуемые были разделены на две группы - тех, кто сообщал о решении задач в основном за счет внезапного озарения, и тех, кто приходил к решению путем систематического анализа. Сравнивалась мозговая активность этих групп во время отдыха (тогда, когда отдыхающие не только не знали, что они должны будут решать какие-то задачки, но даже и не подозревали еще о сути исследования). Выяснилось, что картины мозговой активности двух этих групп имели очень серьезные отличия.
Одно из таких отличий состояло в том, что сторонники "творческих методов" решения задач демонстрировали повышенную активность в нескольких областях правого полушария мозга. Предыдущие исследования уже позволили предположить, что правое полушарие отвечает за творческий подход к решению проблем, встающих перед индивидуумом: оно занято установлением ассоциативных связей между различными разрозненными элементами, что как раз и считается важнейшим компонентом творческого мышления. Нынешнее же исследование показало, что преимущественная активность правого полушария сохраняется даже в период отдыха - то есть тенденция решать задачи творческим методом (поиском отдаленных разрозненных связей) - это неотъемлемое свойство конкретного индивидуума.
"Склонность к тому или иному способу решения задачи - с помощью творческого или методического подхода - возникает не в тот момент, когда человек уже столкнулся с проблемой. Избрание той или иной стратегии определяется предшествующим состоянием человеческого сознания", - поясняет Кунайос.
Второе важное заключение, которое сделали экспериментаторы, состоит в том, что "творцы" и "методисты" демонстрируют разную активность в областях мозга, занятых обработкой визуальной информации. Рисунок альфа- и бета-ритмов у творческих натур соответствовал рассеянному, а не сосредоточенному восприятию визуальной информации. Эта особенность может позволить людям с творческим типом мышления обнаруживать те самые отдаленные связи, которые недоступны индивидуумам с сугубо систематическим типом мышления.
Так, у творческих натур случайно подслушанное слово из чужого разговора или какая-нибудь забавная вывеска может запустить в сознании длинную ассоциативную цепочку, которая в конце концов приведет к неожиданному решению. И, напротив, сосредоточенность на решении конкретной проблемы у людей, действующих методично, позволяет им отсеять все лишнее и в конце концов применить уже известную стратегию решения задачи - точно так же, как пирог можно испечь, если обладаешь подходящим проверенным рецептом.
Помимо принципиально новых сведений о невральном основании творческого потенциала, данное исследование обещает также открыть секрет развития творческих способностей и сулит появление строго научной методики оценки творческого потенциала каждого человека. Впрочем, пока еще никто не доказал, что желание заранее угадать ответ, а не вывести его в результате однозначных логических умозаключений непременно отличает личность творческую от нетворческой...
Сначала все участники эксперимента в течение семи минут занимались ничегонеделаньем (предавались релаксации), и в это время записывались их электроэнцефалограммы (ЭЭГ), регистрирующие мозговую активность в состоянии покоя. В это время перед испытуемыми не ставили никаких задач, и им разрешали думать о чем угодно. Затем всех их просили расшифровать ряд анаграмм - то есть распознать слова, порядок букв в которых намеренно перепутан (например, "MPXAELE" - это на самом деле "EXAMPLE" - т.е. 'пример' по-английски). Расшифровать анаграмму можно двумя разными способами - систематически перебирая различные буквенные комбинации (в поисках чего-то осмысленного) или же попытавшись "угадать" решение, при внезапном "озарении" увидев в бессмысленном наборе букв искомое слово. После каждого успешного решения участники эксперимента указывали, каким именно образом они пришли к своему ответу.
После этого испытуемые были разделены на две группы - тех, кто сообщал о решении задач в основном за счет внезапного озарения, и тех, кто приходил к решению путем систематического анализа. Сравнивалась мозговая активность этих групп во время отдыха (тогда, когда отдыхающие не только не знали, что они должны будут решать какие-то задачки, но даже и не подозревали еще о сути исследования). Выяснилось, что картины мозговой активности двух этих групп имели очень серьезные отличия.
Одно из таких отличий состояло в том, что сторонники "творческих методов" решения задач демонстрировали повышенную активность в нескольких областях правого полушария мозга. Предыдущие исследования уже позволили предположить, что правое полушарие отвечает за творческий подход к решению проблем, встающих перед индивидуумом: оно занято установлением ассоциативных связей между различными разрозненными элементами, что как раз и считается важнейшим компонентом творческого мышления. Нынешнее же исследование показало, что преимущественная активность правого полушария сохраняется даже в период отдыха - то есть тенденция решать задачи творческим методом (поиском отдаленных разрозненных связей) - это неотъемлемое свойство конкретного индивидуума.
"Склонность к тому или иному способу решения задачи - с помощью творческого или методического подхода - возникает не в тот момент, когда человек уже столкнулся с проблемой. Избрание той или иной стратегии определяется предшествующим состоянием человеческого сознания", - поясняет Кунайос.
Второе важное заключение, которое сделали экспериментаторы, состоит в том, что "творцы" и "методисты" демонстрируют разную активность в областях мозга, занятых обработкой визуальной информации. Рисунок альфа- и бета-ритмов у творческих натур соответствовал рассеянному, а не сосредоточенному восприятию визуальной информации. Эта особенность может позволить людям с творческим типом мышления обнаруживать те самые отдаленные связи, которые недоступны индивидуумам с сугубо систематическим типом мышления.
Так, у творческих натур случайно подслушанное слово из чужого разговора или какая-нибудь забавная вывеска может запустить в сознании длинную ассоциативную цепочку, которая в конце концов приведет к неожиданному решению. И, напротив, сосредоточенность на решении конкретной проблемы у людей, действующих методично, позволяет им отсеять все лишнее и в конце концов применить уже известную стратегию решения задачи - точно так же, как пирог можно испечь, если обладаешь подходящим проверенным рецептом.
Помимо принципиально новых сведений о невральном основании творческого потенциала, данное исследование обещает также открыть секрет развития творческих способностей и сулит появление строго научной методики оценки творческого потенциала каждого человека. Впрочем, пока еще никто не доказал, что желание заранее угадать ответ, а не вывести его в результате однозначных логических умозаключений непременно отличает личность творческую от нетворческой...
Обсуждения Творчески мыслить