Критика, вообще говоря, никогда не бывает приятной (даже тогда, когда вы ее ждете с нетерпением), похвала всегда лучше. Но если вы всегда будете получать комплименты – это значит, что вы на самом верху и стремиться уже некуда.
Поскольку это исключительный случай, а вам необходимо зарабатывать на жизнь (и чем больше – тем лучше), то всегда надо быть готовым к тому, что ваша точка зрения будет подвергаться сомнению. Эти сомнения могут быть высказаны как в части выбора ткани для костюма или платья, так и в части определения финансовой политики вашей фирмы на ближайшие 20 лет.
Итак, вам выдали порцию критики и вы должны «здраво» на это ответить. И тут, на мой взгляд, выявляются несколько аспектов:
А) выбор реакции на критику,
Б) оценка справедливости критики,
В) определение последствий критики,
Г) определение дальнейшей линии поведения по отношению к критикующему,
Д) оценка последствий реакции на критику.
А) Выбор реакции на критику
Иногда кажется, что человек не может сделать выбор: его так сильно задело критическое замечание, что он взрывается моментально. Да, в этом что-то есть, но… Сдержанность в любом случае лучше взрыва. Человек, который это знает, может натренировать в себе способность не отвечать немедленно (способов много, есть масса литературы по этим делам).
Б) Оценка справедливости критики
Это сложнее. Часто критикующий обладает большим объемом знаний и большей информацией, чем критикуемый. Именно поэтому спокойное восприятие замечаний – залог самосовершенствования. Многие (и даже очень) считают, что их высказывание – это истина в последней инстанции. Если вы из этого множества – остыньте, попробуйте сделать подход с точки зрения критикующего – и может быть, вы с ним согласитесь и даже(!) скажете ему спасибо.
В) Определение последствий критики
Эта часть анализа наиболее существенна для вас. Если замечания в ваш адрес направлены на устранение ваших просчетов, недоработок – вам хотят помочь.
Если на вас льют потоки грязи, не стесняясь в выражениях – вас хотят утопить, и из этого вы должны выработать
Г) Отношение к критикующему
Не пытайтесь отыграться немедленно, приложите к делу свои умственные способности, найдите способ так ответить вашему недоброжелателю, чтобы это было красиво и адекватно (еще лучше – более чем адекватно!).
Д) Оценка последствий реакции на критику
Вариант а) – вы отвечаете немедленно, резко, с криком и т.д. – репутация скандалиста вам обеспечена, причем намертво! Отзывы о вас самым фантастическим путем будут передаваться на любое новое место работы! С вами никто не захочет связываться (или от вас постараются поскорее избавиться)!
Вариант б) – вы даете своему критику достойный ответ: спокойно, вежливо, не оценивая его умственные способности, не упоминая его родственников ближних и дальних, принимая положительное и вежливо, но твердо отвергая наветы. Вы – приятный сотрудник, с которым можно контактировать, вы всегда готовы выслушать и дать достойный собеседника ответ в нужное время и в нужном месте.
Вариант г) – вы вежливы, вы находчивы в ответах на критику, но это никого не впечатляет. Ищите другую работу, вас здесь не ценят и никогда ценить не будут!
И независимо ни от чего: стремитесь к профессиональному мастерству, именно это позволяет не взрываться и сохранять спокойствие в любой ситуации!
P.S. Есть еще один момент, который позволяет вести себя спокойно: уверенность в том, что вы не останетесь без работы. Тогда вы можете хлопнуть на прощание дверью! Я лично не испытывал в жизни ничего более приятного, чем когда я мог сказать своему хозяину: «Я не хочу у тебя работать, ищи мне замену!»
P.P.S. Написанное выше, естественно, относится к работе по найму и не претендует на отражение всех ситуаций, но если вы попытаетесь перенести это из сферы служебных отношений на все остальное…
Я буду польщен, если все это поможет выработке той линии жизни, которая сделает вас успешными людьми!
Желаю успехов!
Итак, вам выдали порцию критики и вы должны «здраво» на это ответить. И тут, на мой взгляд, выявляются несколько аспектов:
А) выбор реакции на критику,
Б) оценка справедливости критики,
В) определение последствий критики,
Г) определение дальнейшей линии поведения по отношению к критикующему,
Д) оценка последствий реакции на критику.
А) Выбор реакции на критику
Иногда кажется, что человек не может сделать выбор: его так сильно задело критическое замечание, что он взрывается моментально. Да, в этом что-то есть, но… Сдержанность в любом случае лучше взрыва. Человек, который это знает, может натренировать в себе способность не отвечать немедленно (способов много, есть масса литературы по этим делам).
Б) Оценка справедливости критики
Это сложнее. Часто критикующий обладает большим объемом знаний и большей информацией, чем критикуемый. Именно поэтому спокойное восприятие замечаний – залог самосовершенствования. Многие (и даже очень) считают, что их высказывание – это истина в последней инстанции. Если вы из этого множества – остыньте, попробуйте сделать подход с точки зрения критикующего – и может быть, вы с ним согласитесь и даже(!) скажете ему спасибо.
В) Определение последствий критики
Эта часть анализа наиболее существенна для вас. Если замечания в ваш адрес направлены на устранение ваших просчетов, недоработок – вам хотят помочь.
Если на вас льют потоки грязи, не стесняясь в выражениях – вас хотят утопить, и из этого вы должны выработать
Г) Отношение к критикующему
Не пытайтесь отыграться немедленно, приложите к делу свои умственные способности, найдите способ так ответить вашему недоброжелателю, чтобы это было красиво и адекватно (еще лучше – более чем адекватно!).
Д) Оценка последствий реакции на критику
Вариант а) – вы отвечаете немедленно, резко, с криком и т.д. – репутация скандалиста вам обеспечена, причем намертво! Отзывы о вас самым фантастическим путем будут передаваться на любое новое место работы! С вами никто не захочет связываться (или от вас постараются поскорее избавиться)!
Вариант б) – вы даете своему критику достойный ответ: спокойно, вежливо, не оценивая его умственные способности, не упоминая его родственников ближних и дальних, принимая положительное и вежливо, но твердо отвергая наветы. Вы – приятный сотрудник, с которым можно контактировать, вы всегда готовы выслушать и дать достойный собеседника ответ в нужное время и в нужном месте.
Вариант г) – вы вежливы, вы находчивы в ответах на критику, но это никого не впечатляет. Ищите другую работу, вас здесь не ценят и никогда ценить не будут!
И независимо ни от чего: стремитесь к профессиональному мастерству, именно это позволяет не взрываться и сохранять спокойствие в любой ситуации!
P.S. Есть еще один момент, который позволяет вести себя спокойно: уверенность в том, что вы не останетесь без работы. Тогда вы можете хлопнуть на прощание дверью! Я лично не испытывал в жизни ничего более приятного, чем когда я мог сказать своему хозяину: «Я не хочу у тебя работать, ищи мне замену!»
P.P.S. Написанное выше, естественно, относится к работе по найму и не претендует на отражение всех ситуаций, но если вы попытаетесь перенести это из сферы служебных отношений на все остальное…
Я буду польщен, если все это поможет выработке той линии жизни, которая сделает вас успешными людьми!
Желаю успехов!
Обсуждения Отношение к критике