Иногда меня спрашивают: подходит ли для западных людей буддизм - древнее восточное учение. Мой ответ таков: все религии по своей сути заняты коренными человеческими проблемами. Пока люди - с Востока или Запада, белые, черные, желтые или красные страдают от рождения, старости, болезни и смерти, - все они, исходя из этой точки зрения, равны.
Пока существует это коренное страдание, излишен вопрос, подходит эта религия или нет, ибо сама сердцевина ее имеет предметом именно это страдание.
И все же вопрос остается, если принимать во внимание различные духовные предпосылки индивидуумов. В то время как одни люди склонны к одной еде, другие считают, что для них лучше иная пища. Подобным образом одна религия помогает больше одним, в то время как другая приносит больше пользы другим. В этих условиях многообразие учений, которые мы встречаем в истории человечества, необходимо и полезно. И на Западе, без сомнения, существуют люди, которые находят ответ на свои проблемы в буддизме.
Если же говорить о сущности какой-либо религии, то вопрос "подходит" или "не подходит" неуместен, и нет необходимости в изменении основополагающего учения. Во внешних же вещах изменения возможны... В Индии, Тибете, Китае, Японии и где бы то ни было с религиозной точки зрения буддизм одинаков, в то время как культурное наследие в каждой стране различно. Так, буддизм вобрал в себя в Индии - индийскую, а в Тибете - тибетскую культуру. Следовательно, возможно включение буддизма и в культуру Запада.
Сущность буддийского учения неизменна... Внешние же аспекты - определенные ритуалы и церемонии - не обязательно подходят для нового окружения; эти вещи подлежат изменению. Как они будут меняться в другом окружении - не предсказуемо. Это происходит постепенно. Когда буддизм из Индии пришел в Тибет, никто не мог с уверенностью сказать: "Вот буддизм в новой стране, теперь мы должны практиковать его таким-то и таким-то способом". Такого решения не было. Постепенно, со временем, выработалась своеобразная традиция. Это возможно и в отношении развития буддизма на Западе. Постепенно может сформироваться буддизм, который будет связан с западной культурой. Как бы то ни было, это поколение, ваше поколение, начинает осуществлять эти идеи в новых странах и возлагает на себя большую ответственность познания сущности и приспособления ее к новому окружению.
Для этого необходим критический разум. Не следует впадать в одну из крайностей: нехорошо быть слишком консервативным, так же, как и быть слишком радикальным, ... надо идти средним путем. И вообще в любом отношении очень важно выбрать умеренную середину... Разум должен в совершенстве исследовать и познавать то, что в обычной жизни ценно и что бесполезно, даже если это, возможно, часть культурного наследия. В случае с тибетской культурой, например, некоторые возникшие в прошлом традиции в будущем могут быть бесполезными. Если при изменившихся обстоятельствах социальная система, и в особенности тип мышления, меняются, то могут оказаться излишними и некоторые аспекты какой-либо культуры. Это относится и к Западу: если какие-то аспекты старой культуры обветшали..., их нужно модифицировать, в то время как другие аспекты, которые еще имеют значение и полезны, должны быть сохранены. Вы должны пытаться соединить с буддизмом эту культуру.
Если вы действительно проявляете интерес к буддизму, то практика - это самое важное. Изучать буддизм, чтобы затем использовать его как оружие в критике других теорий и идеологий - неверно. Истинный смысл религии состоит в том, чтобы учиться контролировать самого себя, а не в том, чтобы критиковать других. Мы должны критически смотреть на самих себя: что я предпринимаю на самом деле против своего гнева? Что я делаю против того, что я все еще цепляюсь за вещи? Что предпринимаю против своей ненависти, гордости и ревности? За этими вещами мы должны тщательно следить в ежедневной жизни, используя знание буддийского учения. Ясно ли вам это?
Как буддисты мы практикуем наше собственное учение, в то же время мы должны уважать другие вероучения. Мы должны познавать и признавать их тысячелетний вклад в человеческое общество и поэтому должны стараться вместе служить человечеству. Кто стал буддистом лишь недавно, должен особенно обращать внимание на то, чтобы занять правильную позицию относительно других вероучений!
И в самом буддизме существуют разные школы, различные системы практик, и мы не должны считать одно учение лучше другого Сектантский склад ума и критика других учений или школ очень вредны, ядовиты, и их следует избегать.
Самое важное - каждодневная практика, ибо благодаря этому мы можем постичь истинную ценность религии. Учение существует не просто для накопления знаний, а для совершенствования нашего духа и его качеств. Для того чтобы достичь этого, религиозная практика должна быть существенной частью нашей жизни...
Я надеюсь, что вы занимаетесь практикой и именно с добрым сердцем и с намерением принести добро западному обществу. Это моя молитва и мое желание.
И все же вопрос остается, если принимать во внимание различные духовные предпосылки индивидуумов. В то время как одни люди склонны к одной еде, другие считают, что для них лучше иная пища. Подобным образом одна религия помогает больше одним, в то время как другая приносит больше пользы другим. В этих условиях многообразие учений, которые мы встречаем в истории человечества, необходимо и полезно. И на Западе, без сомнения, существуют люди, которые находят ответ на свои проблемы в буддизме.
Если же говорить о сущности какой-либо религии, то вопрос "подходит" или "не подходит" неуместен, и нет необходимости в изменении основополагающего учения. Во внешних же вещах изменения возможны... В Индии, Тибете, Китае, Японии и где бы то ни было с религиозной точки зрения буддизм одинаков, в то время как культурное наследие в каждой стране различно. Так, буддизм вобрал в себя в Индии - индийскую, а в Тибете - тибетскую культуру. Следовательно, возможно включение буддизма и в культуру Запада.
Сущность буддийского учения неизменна... Внешние же аспекты - определенные ритуалы и церемонии - не обязательно подходят для нового окружения; эти вещи подлежат изменению. Как они будут меняться в другом окружении - не предсказуемо. Это происходит постепенно. Когда буддизм из Индии пришел в Тибет, никто не мог с уверенностью сказать: "Вот буддизм в новой стране, теперь мы должны практиковать его таким-то и таким-то способом". Такого решения не было. Постепенно, со временем, выработалась своеобразная традиция. Это возможно и в отношении развития буддизма на Западе. Постепенно может сформироваться буддизм, который будет связан с западной культурой. Как бы то ни было, это поколение, ваше поколение, начинает осуществлять эти идеи в новых странах и возлагает на себя большую ответственность познания сущности и приспособления ее к новому окружению.
Для этого необходим критический разум. Не следует впадать в одну из крайностей: нехорошо быть слишком консервативным, так же, как и быть слишком радикальным, ... надо идти средним путем. И вообще в любом отношении очень важно выбрать умеренную середину... Разум должен в совершенстве исследовать и познавать то, что в обычной жизни ценно и что бесполезно, даже если это, возможно, часть культурного наследия. В случае с тибетской культурой, например, некоторые возникшие в прошлом традиции в будущем могут быть бесполезными. Если при изменившихся обстоятельствах социальная система, и в особенности тип мышления, меняются, то могут оказаться излишними и некоторые аспекты какой-либо культуры. Это относится и к Западу: если какие-то аспекты старой культуры обветшали..., их нужно модифицировать, в то время как другие аспекты, которые еще имеют значение и полезны, должны быть сохранены. Вы должны пытаться соединить с буддизмом эту культуру.
Если вы действительно проявляете интерес к буддизму, то практика - это самое важное. Изучать буддизм, чтобы затем использовать его как оружие в критике других теорий и идеологий - неверно. Истинный смысл религии состоит в том, чтобы учиться контролировать самого себя, а не в том, чтобы критиковать других. Мы должны критически смотреть на самих себя: что я предпринимаю на самом деле против своего гнева? Что я делаю против того, что я все еще цепляюсь за вещи? Что предпринимаю против своей ненависти, гордости и ревности? За этими вещами мы должны тщательно следить в ежедневной жизни, используя знание буддийского учения. Ясно ли вам это?
Как буддисты мы практикуем наше собственное учение, в то же время мы должны уважать другие вероучения. Мы должны познавать и признавать их тысячелетний вклад в человеческое общество и поэтому должны стараться вместе служить человечеству. Кто стал буддистом лишь недавно, должен особенно обращать внимание на то, чтобы занять правильную позицию относительно других вероучений!
И в самом буддизме существуют разные школы, различные системы практик, и мы не должны считать одно учение лучше другого Сектантский склад ума и критика других учений или школ очень вредны, ядовиты, и их следует избегать.
Самое важное - каждодневная практика, ибо благодаря этому мы можем постичь истинную ценность религии. Учение существует не просто для накопления знаний, а для совершенствования нашего духа и его качеств. Для того чтобы достичь этого, религиозная практика должна быть существенной частью нашей жизни...
Я надеюсь, что вы занимаетесь практикой и именно с добрым сердцем и с намерением принести добро западному обществу. Это моя молитва и мое желание.
Обсуждения Буддизм на Западе