Джон Бартковски (John Bartkowski), социолог из университета Миссисипи (Mississippi State University), и его коллеги опубликовали в журнале Social Science Research результаты исследования, которые свидетельствуют о том, что дети религиозных родителей ведут себя лучше и более уравновешенны.
Это первое исследование, посвящённое влиянию религии на развитие детей, и оно также показывает, что постоянные конфликты в семье на религиозной почве приводят к прямо противоположному эффекту.
Исследователи опросили более 16 тысяч учителей и родителей учеников начальной школы (большинство из них первоклассники), чтобы узнать, как взрослые оценивают самоконтроль детей и их общение со сверстниками, как часто у детей проявляется плохое настроение и поведение.
Затем они выяснили, как часто родители водят детей в церковь, говорят с ними о религии, спорят о вере и Боге между собой, и сопоставили эти данные с предыдущими.
Оказалось, что дети, чьи родители посещают церковь (особенно если и отец, и мать делают это часто), оцениваются и самими родителями, и учителями как более спокойные и уравновешенные, более общительные и стремящиеся к обучению.
При этом если дома на религиозной почве постоянно возникают споры, то вероисповедание начинает восприниматься как источник постоянного напряжения, и существует большая вероятность появления у таких детей различных проблем.
Почему религия полезна для детей? Бартковски считает, что на то есть ряд причин.
В религиозных конгрегациях принято всячески поддерживать родителей и помогать им, что, несомненно, приводит к улучшению родительских навыков. А это, в свою очередь, отражается на "качестве" воспитания.
Кроме того, слова, неоднократно сказанные другими взрослыми (но о том же, о чём говорят отец и мать), усиливают "доходчивость" этих слов до ребенка.
Далее: в религиозной среде существует такая система ценностей и норм, которая изначально учит детей быть самоотверженными, уважать семью и мнение старших, что косвенно влияет на их обучение.
Наконец, институт церкви наполняет воспитание неким священным значением.
По крайней мере, для наиболее верующих родителей "попадание их детей в рай значительно важнее, чем попадание в Гарвард", — говорит Брэдфорд Уилкокс (Bradford Wilcox), социолог из университета Вирджинии (University of Virginia), не участвовавший в исследовании.
Бартковски подчёркивает, что проведённое исследование не было направлено на изучение влияния на детей различных религиозных направлений (протестантства, католицизма, иудаизма).
Кроме того, вполне возможно, что существует и обратная связь: родители детей, которые ведут себя хорошо, чувствуют себя комфортно в церковной среде.
Читайте также о том, как социолог сосчитала верящих в Бога учёных, о пользе религиозной медитации и о тех, кого пугает смерть.
Исследователи опросили более 16 тысяч учителей и родителей учеников начальной школы (большинство из них первоклассники), чтобы узнать, как взрослые оценивают самоконтроль детей и их общение со сверстниками, как часто у детей проявляется плохое настроение и поведение.
Затем они выяснили, как часто родители водят детей в церковь, говорят с ними о религии, спорят о вере и Боге между собой, и сопоставили эти данные с предыдущими.
Оказалось, что дети, чьи родители посещают церковь (особенно если и отец, и мать делают это часто), оцениваются и самими родителями, и учителями как более спокойные и уравновешенные, более общительные и стремящиеся к обучению.
При этом если дома на религиозной почве постоянно возникают споры, то вероисповедание начинает восприниматься как источник постоянного напряжения, и существует большая вероятность появления у таких детей различных проблем.
Почему религия полезна для детей? Бартковски считает, что на то есть ряд причин.
В религиозных конгрегациях принято всячески поддерживать родителей и помогать им, что, несомненно, приводит к улучшению родительских навыков. А это, в свою очередь, отражается на "качестве" воспитания.
Кроме того, слова, неоднократно сказанные другими взрослыми (но о том же, о чём говорят отец и мать), усиливают "доходчивость" этих слов до ребенка.
Далее: в религиозной среде существует такая система ценностей и норм, которая изначально учит детей быть самоотверженными, уважать семью и мнение старших, что косвенно влияет на их обучение.
Наконец, институт церкви наполняет воспитание неким священным значением.
По крайней мере, для наиболее верующих родителей "попадание их детей в рай значительно важнее, чем попадание в Гарвард", — говорит Брэдфорд Уилкокс (Bradford Wilcox), социолог из университета Вирджинии (University of Virginia), не участвовавший в исследовании.
Бартковски подчёркивает, что проведённое исследование не было направлено на изучение влияния на детей различных религиозных направлений (протестантства, католицизма, иудаизма).
Кроме того, вполне возможно, что существует и обратная связь: родители детей, которые ведут себя хорошо, чувствуют себя комфортно в церковной среде.
Читайте также о том, как социолог сосчитала верящих в Бога учёных, о пользе религиозной медитации и о тех, кого пугает смерть.
Обсуждения Религия для детей