Одним из источников бурятского эпоса служат сказания связанные с названием горы Алханай находящейся в Дульдургинском районе Забайкальского края. Как правило у святых мест по мимо религиозного мифа есть светская легенда, здесь присутствует и научная составляющая. К религии мы относимся равнодушно, хотя наши геологи и участвовали в движении по организации национального парка "Алханай", выдирая территорию из алчных лап золотодобытчиков. А мой товарищ редактировал карту Алханая. Отдадим предпочтение светской легенде.
«Основным среди исторических свидетельств Алханая является легенда о Бальчжин-хатум. Это реальное историческое лицо, рассказ о котором содержится в летописи хоринских бурят. Хоринские буряты исторически кочевали в основном на восточном побережии Байкала, на о. Ольхон, Хилке, Ингоде. В 1800 году по указу царя часть родов хоринских бурят перешла кочевать в долину рек Ага и Борзя, создав территориальную группу Агинских бурят.
Согласно летописи, хоринская княжна Бальчжин была отдана замуж за одного монгольского феодала Баобай-хана, и в качестве приданого с ней в его подданство поступили 11 хоринских родов. После того, как мачеха Бальчжин вступила с последним в любовную связь, она возненавидела свою невестку. Эта ненависть отразилась на подданных. В 1595 году в месте с мужем и верными людьми Бальчжин бежала на свою родину в Забайкалье.
По другой версии Бальчжин бежала без мужа, который ее и догонял со своими воинами, когда она была настигнута преследователями и убита. Часть хоринцев успела скрыться от преследователей, а другая была возвращена в Монголию. Этой легенде созвучна работа ученого Г.М.Василевич, которая убеждена, что эвенки (тунгусы) рода Бекрей входили в состав нганасанского народа. В середине XVII века конная часть Бекрейского рода ушла на охрану русско – манчьжурской границы.
Оставшиеся приняли участие в формировании одиннадцатого рода хоринских бурят – Гучидского и лишь небольшая часть, так же подпавшая под ассимиляцию бурятами сохранила свое национальное самосознание. Ныне потомки этих эвенков проживают в селе «Джилинда».
Агинский вариант этой легенды называет гору Алханай местом убийства Бальчжин. После бегства княжны за ней была организована погоня, которая настигла беглецов на подступах к самой высокой горе Могойтуйского хребта. По легенде, Бальчджин отрезала одну грудь и бросила ее под ноги преследователям, в результате образовалось озеро с молочно – белой водой – Бальзино. Но погоня настигла княжну уже на вершине горы, и там ее убили.
С тех пор предсмертным криком Бальджин – «алханы» (убивают) – именуется гора. Кроме того, озеро Бальзино (от Бальчжин), находящееся у подножия г. Алханай, считается местом погребения тела убитой княжны. А источник, текущий с горы Алханай в долину, является слезами и кровью убитой бурятской княжны. Эта легенда фактически говорит о начале собственной истории Агинских бурят, а гора Алханай – религиозный символ обще племенного единства. Таких легенд несколько.
С принцессой Бальджин связано и другое «убиенное» место, находящееся в пределах поселения и одноименной реки Бальджа берущей свое начало недалеко от истока реки Чикой, с Кумыльского гольца. Виктор Федорович Балабанов в своей книге «В дебрях названий» дает описание нескольких мест с подобным названием: «От бурят-монгольского, балчик – грязь. Речка в бассейне Онона. Бальджикан, Бальджиканский караул. Селение названное по речке, на берегу которой было расположено.
А.А.Черкасов писал, что у жителей этого селения существовала сказка о том, что их место стало «убиенным», грязным, с тех пор, как здесь «прошел» Христос. «Когда Христос путешествовал по земле, то дошел до их мест, но тут его испугал лесной рябчик своим крутым и шумным «спорхом». Христос плюнул и повелел, чтобы тут, кроме леса и травы, ничего более не произрастало. На «плевке» же Христоса, по незнанию человека, построился Бальджиканский караул, и вот почему жители этого места так бедствуют до настоящего дня».
Сказка об «убиенном» месте, очевидно, возникла потому, что аборигены края рассказывали русским об «убиенной Бальджиниме-хатун», в честь которой якобы и названа речка Бальджа. В легенде рассказывается, что когда Бальджиниму-хатун, убегавшую с людьми одиннадцати хоринских родов, стала настигать погоня, она бросилась в озеро и утонула. Озеро это называется Бальзино площадью водной поверхности 2,6 кв. км. (Дульдургинский район).
По-видимому, более достоверным объяснением названий Бальджи и Бальджикана будет «грязная местность». Может быть, отсюда и русское «убиенное» - как местность, где ничего из культурных растений не произрастает, где растительность вообще бедна и представлена в основном заросли кустарника по берегам речек.
Грязи – термин, обозначающий сырые, загрязненные места, которые образуются в результате излияния минеральных источников. Грязи применялись для лечения в народной медицине Забайкалья. Обычно такие места посещают звери, где их подстерегают охотники и как правило убивают. Но мы эту версию сейчас не рассматриваем.
Существует другая легенда, которая по всей вероятности старше вышеприведенной. Суть ее в том, что в давние времена на этом месте жило человекоподобное чудовище огромного роста, которое пожирало людей, оказавшихся в этой местности. У этого чудовища имелось ожерелье дарующее волшебное свойство здоровья и бессмертия его обладателю. Появился молодой батыр (богатырь), который решил выкрасть ожерелье для спасения своих умирающих родителей.
Он сумел обмануть чудовище, подсыпав снотворное в его еду. Когда людоед уснул, богатырь выкопал рядом с ним огромную яму. После пробуждения чудовище упало в яму, и богатырь забросал его камнями. С того времени место, где обитало чудовище называется Алханай от «алхана» (чудовище). А место это стало ожерельем, дарующим здоровье и бессмертие».
У буддистов своя версия об Алханае, с которой можно поспорить, но это не суть важно, когда культовый комплекс Алханы (Алханая) является местом поклонения забайкальских бурят. Этот горный массив, расположенный в Дульдургинском районе Агинского Бурятского автономного национального округа, является отрогами Даурского хребта. На севере каменистыми грядами, покрытыми густыми лесами Алхана соединяется с горным массивом Сохондо Алаг Хан – древнее название горы, от которого получил имя весь комплекс.
Существует много разных легенд и преданий о том, как появилось название этой горы. Одна из них рассказывает о могучем богатыре Алаг Хане. В древние времена, однажды, нагрянула черная беда на людей и скот – хара зуд. Все живое стало вымирать. В борьбу с этой злой силой вступил могучий Алаг Хан, могучего телосложения богатырь, статный, с пронзительным взором, в прекрасных дорогих одеждах.
У буддистов своя версия об Алханае, с которой можно поспорить, но это не суть важно, когда культовый комплекс Алханы (Алханая) является местом поклонения забайкальских бурят. Этот горный массив, расположенный в Дульдургинском районе Агинского Бурятского автономного национального округа, является отрогами Даурского хребта. На севере каменистыми грядами, покрытыми густыми лесами Алхана соединяется с горным массивом Сохондо Алаг Хан – древнее название горы, от которого получил имя весь комплекс.
Существует много разных легенд и преданий о том, как появилось название этой горы. Одна из них рассказывает о могучем богатыре Алаг Хане. В древние времена, однажды, нагрянула черная беда на людей и скот – хара зуд. Все живое стало вымирать. В борьбу с этой злой силой вступил могучий Алаг Хан, могучего телосложения богатырь, статный, с пронзительным взором, в прекрасных дорогих одеждах.
Неописуемой мощи и красоты была его белая лошадь. Из ее могучих ноздрей искрился огонь, из-под острых копыт летели камни, высекая искры. У Алаг Хана была волшебная плеть. Достаточно было хлестнуть ею – черная сила увядала, отступала от людей. Алаг Хан на белом коне проскакал через реки, горы, из улуса в улус, и беда ушла. Народ снова зажил в благоденствии и счастье.
Но недолго пришлось радоваться людям. Пришла огненная беда – халуун зуд. Стало это зло сметать все живое на своем пути. Сначала в огненном жару начали умирать дети и старики, потом мужчины и женщины. Задумался Алаг Хан, его волшебному бичу не под силу было бороться с ним. Решил Алаг Хан встать горой на пути красно-огненного зла. Превратился он в каменную скалу и оградил людей от страшной гибели. С тех пор и существует горная гряда, в которой главной вершиной является священная гора Алхана – или Алаг Хан…
В рукописном тексте «Легенда о горе Алхане, преумножающей добродетель, - обители Шри Чакрасамвары» анонимный автор излагает историю принятия буддизма в Алхане и его окрестностях. Текст записан старомонгольской графикой, однако содержит лексические и фонетические бурятизмы. Основное внимание в повествовании уделено деятельности гелонга Шагдара, довольно знаменитого йогина, который был также известен как Намнанай лама…
Но недолго пришлось радоваться людям. Пришла огненная беда – халуун зуд. Стало это зло сметать все живое на своем пути. Сначала в огненном жару начали умирать дети и старики, потом мужчины и женщины. Задумался Алаг Хан, его волшебному бичу не под силу было бороться с ним. Решил Алаг Хан встать горой на пути красно-огненного зла. Превратился он в каменную скалу и оградил людей от страшной гибели. С тех пор и существует горная гряда, в которой главной вершиной является священная гора Алхана – или Алаг Хан…
В рукописном тексте «Легенда о горе Алхане, преумножающей добродетель, - обители Шри Чакрасамвары» анонимный автор излагает историю принятия буддизма в Алхане и его окрестностях. Текст записан старомонгольской графикой, однако содержит лексические и фонетические бурятизмы. Основное внимание в повествовании уделено деятельности гелонга Шагдара, довольно знаменитого йогина, который был также известен как Намнанай лама…
Так по буддийским же источникам буддизм пришел в Забайкалье в 1859 году, когда молодой лама из Цугольского дацана Шагдар Намнанай прибыл в Алхану для духовной практики. Это было время когда у подножия Алханы собирались более 30 шаманов и совершали шаманские ритуалы. «В таких условиях Намнанай лама начал свою практику. Местные жители построили ему избушку. По устным преданиям Намнанай лама вынудил шаманов покинуть Алхану и поселиться в долине.
Он прославился как великий йогин. Покорил сабдаков и привел их к Учению. На вершине Алханы установил Обоо и проводил обряд почитания. В это же время он совместно с учеными ламами провели большие ритуалы буддийских подношений, практик и распространили Учение Будды на Алханае. Что сталось с шаманами, которых "выселили" с Алханая не говорится, но мы знаем, что монотеизм всегда побеждает язычество.
По официальным источникам история Агинского дацана началась, когда в 1811 году приехал в Агу хоринский главный тайша Галсан Мардаев с товарищами. По этому случаю, побуждая к усердию в деле основания в Аге каменного здания, он, вместе с зайсаном титулярным советником Унагановым и прочими сайтами, устроил совещание. Привязывая к древку хадак и сказав, что это должно стать местом построения дацана, он воткнул его в землю. Вследствие этого, на этом же месте, в этом же году начали класть фундамент дацана.
В 1816 году было закончено строительство Агинского дацана; первым ширээтэ ламой избран Ригдэл Пагбаев. Дацану было дано название «Дэчэн Лхундуп Линг». В начале по архивным документам в нем было лам: «1 комплектный и 41 податных лам». Впоследствии, Агинский дацан становится одним из крупнейших известных монастырей Забайкакалья…
В 1881 году великий бурятский йогин Шагдар Намнай установил на вершине Алханы – Обоо и ежегодно совершал обряд почитания хозяев местности «Алханын Обоо тахилга» в буддийских традициях. В связи со сложностью подъема для верующих, обоо было установлено в более удобном месте. Главная вершина Алханы остается одним из важных мест в культовом поклонении. Ежегодно паломники восходят на вершину и совершают обряд почитания, гороо с начитыванием молитв.
Есть еще одна легенда вызывающая недоумение, но тем не менее заполучить Байкал в свое "сакральное ведение" хотят не только буддисты …Палден Лхамо – Повелительница времени имеет добуддийские древнеиндийские корни, и их культ был распространен еще до нашей эры. …В Бурятии же распространялся культ Гневной Защитницы, которая так же карает за несоблюдение данных обещаний…
Палден Лхамо и остров Ольхон. По легенде, богиня Лхамо вышла замуж за Шинье, короля области Дудпо, который к моменту свадьбы узурпировал королевскую власть на Цейлоне. Богиня поклялась либо смягчить дикий нрав своего мужа и расположить его к буддийской вере, либо совершить похвальную попытку истребить королевский род, как враждебный ее религии, путем убийства детей, которые должны были родиться от брака. К несчастью, было выше ее сил успешно действовать, и она решила убить своего сына, наиболее любимого отцом, потому что он, по мысли отца, должен был положить конец существованию буддизма на Цейлоне.
Есть еще одна легенда вызывающая недоумение, но тем не менее заполучить Байкал в свое "сакральное ведение" хотят не только буддисты …Палден Лхамо – Повелительница времени имеет добуддийские древнеиндийские корни, и их культ был распространен еще до нашей эры. …В Бурятии же распространялся культ Гневной Защитницы, которая так же карает за несоблюдение данных обещаний…
Палден Лхамо и остров Ольхон. По легенде, богиня Лхамо вышла замуж за Шинье, короля области Дудпо, который к моменту свадьбы узурпировал королевскую власть на Цейлоне. Богиня поклялась либо смягчить дикий нрав своего мужа и расположить его к буддийской вере, либо совершить похвальную попытку истребить королевский род, как враждебный ее религии, путем убийства детей, которые должны были родиться от брака. К несчастью, было выше ее сил успешно действовать, и она решила убить своего сына, наиболее любимого отцом, потому что он, по мысли отца, должен был положить конец существованию буддизма на Цейлоне.
Во время отсутствия короля богиня выполнила свое намерение: она содрала кожу с сына заживо, выпила кровь из его черепа и пожрала его мясо. После этого она покинула дворец и отправилась на север, употребив кожу сына в качестве седла.. Богиня продолжала путешествие по северу, проехала Индию, Тибет, Монголию, часть Китая и наконец обосновалась на горе Ойхан, в области Олгон, предположительно находящейся в Восточной Сибири. Говорят, что эта гора была окружена широкими необитаемыми пустынями и океаном.
По какой-то неизвестной причине считают, что это остров Ольхон на Байкале…
Вышеописанная версия связанная с индийским пантеоном, вызывает сомнение, что когда-либо местными бурятами были использованы подобные материалы.
Николай Кузаков как бы не согласившись с вышеуказанное версией, одной из своих книг упоминает о «белой богине», которой раньше молились хоринцы.
По какой-то неизвестной причине считают, что это остров Ольхон на Байкале…
Вышеописанная версия связанная с индийским пантеоном, вызывает сомнение, что когда-либо местными бурятами были использованы подобные материалы.
Николай Кузаков как бы не согласившись с вышеуказанное версией, одной из своих книг упоминает о «белой богине», которой раньше молились хоринцы.
Таким образом не считая серьезными притязания индийских йогов на присутствие в Забайкалье, за исключением современных отдельных сект, можно с уверенностью говорить о том, что буддизм пришел в Забайкалье около двухсот лет назад. Около трехсот лет назад здесь начало распространяться христианство, а до этого самой массовой религией здесь был шаманизм.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-49738.
Обсуждения Алханай - святое место Забайкалья