В коммунистическом Манифесте Маркса и Энгельса есть удивительное место:
“Менее, чем за 100 лет своего господства буржуазия создала производительные силы большие, чем все предшествующие поколения вместе взятые” !!! Как же ей это удалось ?
“Менее, чем за 100 лет своего господства буржуазия создала производительные силы большие, чем все предшествующие поколения вместе взятые” !!! Как же ей это удалось ?
Что конкретно сделала буржуазия, чтобы тогда удвоить, а с тех пор и многократно удесятерить производительную мощь Человечества ? А вот что :
При рабстве и феодализме рабочая, т.е. созидательная, сила человека не была товаром: товаром был сам человек, которым, так же как и его способностями, распоряжался хозяин (при коммунизме - начальник).
Поэтому человек не был заинтересован в развитии “своих” в кавычках (ему не принадлежащих) способностей, т.е. в развитии своей созидательной силы.
Историческим завоеванием капитализма было освобождение человека, при котором человек сам стал хозяином своих способностей, своей созидательной силы.
Став хозяином своей созидательной силы (этого удивительного товара), человек сразу стал накапливать его и увеличивать его потребительную стоимость, чтобы дороже его продать, и сразу преуспел в этом, потому что работа на себя преображает человека, развивая его способности, часто даже такие, о которых он и не подозревал.
Работая на себя, на развитие своей созидательной силы, человек испытывает удивительное чувство освобождения, потому что ему все легче, все быстрее удается достигать цели, и результат труда становится все лучше.
Но это только тогда, когда сам человек является ХОЗЯИНОМ этого результата.
Потому что только тогда ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ направляет его УСИЛИЯ
к достижению наилучшего результата с наименьшими затратами.
Причем, эти УСИЛИЯ всегда ТВОРЧЕСКИЕ так как их результат, как правило, непредсказуем, потому что создает новое качество.
А качество – это ступень (или ступенька) развития, того самого РАЗВИТИЯ , которого невозможно добиться сверху. Даже применяя насилие.
Поэтому все идеологии насилия всегда ведут в тупик.
А их «окончательные решения» – всегда гекатомбы невинных и бессмысленных жертв.
И при этом – насилие всегда и сразу пресекает развитие.
Развитие прекращается, как только человек отчуждается от результата своего труда.
Развитие начинается, когда человек становится ХОЗЯИНОМ результата своего труда. то есть, СОБСТВЕННИКОМ
Но собственник – это не обязательно хозяин только «заводов, дворцов, пароходов».
Каждый человек является собственником своего времени, своих способностей, своих знаний, своего, накопленного творческими усилиями, мастерства, и, конечно, обязательно должен быть собственником результата своего труда.
Потому что, когда результат труда человека, в который вложены его способности, его развитая созидательная сила вместе с созданной ею выгодой, т.е. возможностью дальнейшего развития, присваивает (а это – всегда насилие) другой, ничего не дающий взамен, т.е. эксплуатирующий, порабощающий и, по-существу, пожирающий его человеческую творческую сущность, и,значит, его жизнь, -.
это является СОЦИАЛЬНЫМ КАННИБАЛИЗМОМ (социальным людоедством) и практикующее его государство фактически пожирает свое население, а, если удается, то и своих соседей.
Именно поэтому таких, обычно тоталитарных, государств опасаются их развитые демократические соседи.
Именно это стремление к СОЦИАЛЬНОМУ КАННИБАЛИЗМУ,
к порабощению, к наемному рабству свойственное нецивилизованному, дикому, бандитскому, грабительскому капитализму (о тоталитаризме мы уже даже не говорим), преодолевает в своем развитии открытое общество, высшей ценностью которого является всегда противостоящая насилию и, как воздух, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВОБОДА..
Поэтому именно в открытом обществе свободный труд на себя,
на развитие своей созидательной силы, вызывает такое быстрое
и всё ускоряющееся развитие производительных сил Человечества.
Ибо, как сказал великий философ Иммануил Кант:
"ЧЕЛОВЕК - НЕ СРЕДСТВО. ЧЕЛОВЕК - ЦЕЛЬ".
При рабстве и феодализме рабочая, т.е. созидательная, сила человека не была товаром: товаром был сам человек, которым, так же как и его способностями, распоряжался хозяин (при коммунизме - начальник).
Поэтому человек не был заинтересован в развитии “своих” в кавычках (ему не принадлежащих) способностей, т.е. в развитии своей созидательной силы.
Историческим завоеванием капитализма было освобождение человека, при котором человек сам стал хозяином своих способностей, своей созидательной силы.
Став хозяином своей созидательной силы (этого удивительного товара), человек сразу стал накапливать его и увеличивать его потребительную стоимость, чтобы дороже его продать, и сразу преуспел в этом, потому что работа на себя преображает человека, развивая его способности, часто даже такие, о которых он и не подозревал.
Работая на себя, на развитие своей созидательной силы, человек испытывает удивительное чувство освобождения, потому что ему все легче, все быстрее удается достигать цели, и результат труда становится все лучше.
Но это только тогда, когда сам человек является ХОЗЯИНОМ этого результата.
Потому что только тогда ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ направляет его УСИЛИЯ
к достижению наилучшего результата с наименьшими затратами.
Причем, эти УСИЛИЯ всегда ТВОРЧЕСКИЕ так как их результат, как правило, непредсказуем, потому что создает новое качество.
А качество – это ступень (или ступенька) развития, того самого РАЗВИТИЯ , которого невозможно добиться сверху. Даже применяя насилие.
Поэтому все идеологии насилия всегда ведут в тупик.
А их «окончательные решения» – всегда гекатомбы невинных и бессмысленных жертв.
И при этом – насилие всегда и сразу пресекает развитие.
Развитие прекращается, как только человек отчуждается от результата своего труда.
Развитие начинается, когда человек становится ХОЗЯИНОМ результата своего труда. то есть, СОБСТВЕННИКОМ
Но собственник – это не обязательно хозяин только «заводов, дворцов, пароходов».
Каждый человек является собственником своего времени, своих способностей, своих знаний, своего, накопленного творческими усилиями, мастерства, и, конечно, обязательно должен быть собственником результата своего труда.
Потому что, когда результат труда человека, в который вложены его способности, его развитая созидательная сила вместе с созданной ею выгодой, т.е. возможностью дальнейшего развития, присваивает (а это – всегда насилие) другой, ничего не дающий взамен, т.е. эксплуатирующий, порабощающий и, по-существу, пожирающий его человеческую творческую сущность, и,значит, его жизнь, -.
это является СОЦИАЛЬНЫМ КАННИБАЛИЗМОМ (социальным людоедством) и практикующее его государство фактически пожирает свое население, а, если удается, то и своих соседей.
Именно поэтому таких, обычно тоталитарных, государств опасаются их развитые демократические соседи.
Именно это стремление к СОЦИАЛЬНОМУ КАННИБАЛИЗМУ,
к порабощению, к наемному рабству свойственное нецивилизованному, дикому, бандитскому, грабительскому капитализму (о тоталитаризме мы уже даже не говорим), преодолевает в своем развитии открытое общество, высшей ценностью которого является всегда противостоящая насилию и, как воздух, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВОБОДА..
Поэтому именно в открытом обществе свободный труд на себя,
на развитие своей созидательной силы, вызывает такое быстрое
и всё ускоряющееся развитие производительных сил Человечества.
Ибо, как сказал великий философ Иммануил Кант:
"ЧЕЛОВЕК - НЕ СРЕДСТВО. ЧЕЛОВЕК - ЦЕЛЬ".
Обсуждения Удивительное место все того же Манифеста
Например, поведенческий стереотип родителя служит примером для ребенка и, буквально, впечатывается в самые недра его подсознания. Яркие, меткие, красиво и грамотно упакованные в слова и предложения идеи философа или писателя становятся всенародными девизами или притчами во языцех, отпечатываясь в недрах коллективного сознания.
И т.д.
Получается, что и родитель, и писатель, и многие другие, каждый из нас, занимаются этим самым "внедрением" идей в недра других умов (даже если сами и не подозревают об этом). Понятно, что дело не простое. Очень напоминающее глубоководное бурение скважин.)))))
Более того, бывает похоже, что часть авторов не отдаёт себе отчета за качество внедряемых мыслей,... впрочем, может я фантазирую, а они точно знают, что делают..?)
Я думаю, что в нашем бывшем Союзе у политиков того времени все-таки была попытка делать это пусть и грубовато, зато сознательно. И свои плюсы в этом тоже есть.
Вы пишете: «скажите: нельзя же не признать, что в Союзе была довольно удачной попытка внедрить идеи правильного воспитания во все "ячейки общества"? Возможно, но, по-моему, «ВНЕДРИТЬ идеи правильного воспитания во все "ячейки общества"» просто невозможно, во-первых, потому что насилие, как правило, живым отторгается, и во-вторых, потому что человек всегда воспитывается на примере. Покажите своим детям на своем примере, что можно жить и быть счастливым, не воруя, и они будут жить так же.
> Каждый человек является собственником своего времени, своих способностей, своих знаний, своего, накопленного творческими усилиями, мастерства, и, конечно, обязательно должен быть собственником результата своего труда.
Вот, понятие - "собственник своих знаний". Индивидуум "носит свою идеологию " в своих знаниях и в поведении. Он - тоже собственник своей идеологии. Как правило, её (идеологию) берут в первых микросоциумах - в семье и школе, где социальный каннибализм пока цветет махровым цветом. То есть, надо признать, что пока не часто в семье или в школе взрослые люди ставят сознательную цель воспитать в своем ребенке свободного человека с открытым умом и отношением к миру. Естественно, что в дальнейшем эти дети будут строить свои дела на привычных насильственных отношениях. И получается, что практикующий родитель, практикующий руководитель бизнес-структуры - все фактически "пожирают" своих детей-учеников-персонал своим отношением как к "средствам".
Откуда выходят политические лидеры? Все оттуда же. Вот нам и практикующее социальный каннибализм государство.
Единственный выход - каждому самостоятельно выходить из этой каннибалистической преемственности на свободу. Выходить индивидуально и еще брать на себя задачу создавать практикующую идеологию развития семью, свою бизнес-структуру. Массовый эффект такой практики, видимо, даст нам всем и такие же государства.
Но скажите: нельзя же не признать, что в Союзе была довольно удачной попытка внедрить идеи правильного воспитания во все "ячейки общества"?