Древние пути Забайкалья

Путь – направление, по которому идет человек стремящийся попасть в какое-то конкретное известное ему место. След на земле одинокого путника, исчезает практически сразу после того, как пройдет этот путник. Несколько человек идущих в одном направлении оставляют тропу, которую можно отыскать в траве или кустарнике.
Древние пути Забайкалья
Постоянно использующаяся тропа, по которой идет много народа превращается в дорогу.

Волок, - это название происходит от слова «волочить» (тащить), и означает перевал в верховьях рек различных бассейнов, по которому все путешествующие люди в древности преодолевали горы. Через волок тащили суда с товарами сухим путем – «волоком», перетаскивая суда из верховья одной реки в верховье другой реки и обозначение «перевал» буквально означает переваливание через горы.

Какими путями-дорогами пользовались для передвижения древние жители Забайкалья можно легко догадаться по тем обстоятельствам, что в некоторые населенные пункты до сего времени нет дорог и туда можно попасть только по рекам. Летом водным путем поднимались люди по воде в верховья реки, возвращаясь оттуда «сплавом», а зимой на санях по «зимнику», по люду той же скованной морозом реки.

Так по рекам, перевалам и волокам шли первооткрыватели Сибири в XVI – XVII вв. и Сибирский тракт оказал большое влияние на развитие территорий Сибири. С рубки зимовья в1638 году енисейским казаком Максимом Перфильевым с отрядом в 36 человек началось в Забайкалье строительство поселений. Через три года из Енисейска пришел сюда Курбат Иванов часть отряда, которого поставила зимовье в Западном Забайкалье.

В июне 1652 года с очередной экспедицией в Забайкалье отправился из Енисейска Петр Бекетов. В Забайкалье Бекетов должен был идти «...на Иргень озеро и на великую реку Шилку», чтобы «поставить два острога в самых крепких и угожих местах» для «ясачного збору и вновь земли приводу» в подданство России. А 24 сентября (3 октября) 1653 г. казаки пришли на озеро Иргень, на восточном берегу, которого был заложен острог.

Этот острог был сожжен местными тунгусами, но к осени 1657 г. восстановлен отрядом казаков А.Ф. Пашкова. Одновременно с Иргенским острогом в долине р. Ингоды П.И. Бекетов со своими казаками срубил зимовье, амбар для хранения государевой казны и перевозимых запасов, и три казачьи избы. Так был организован наиболее известный в Забайкалье Ингодинский («Иргенский») волок, а поселение (плотбище) считают началом истории города Читы.

Примером этого можно считать историю села «Засопошного», возникшего (по материалам археологической экспедиции И.И. Кириллова и Е.В. Ковычева) в конце XVII века в трех верстах к юго-западу от устья р. Читы. Первоначально, здесь также производилось строительство плотов, а впоследствии возникла небольшая деревня, состоявшая из нескольких домов с огородами и «заезжей избой» с кузнечно-ремесленной мастерской.

На чертеже Амурского бассейна 1690 года, который вошел в атлас С. У. Ремезова, впервые встречаем топоним Плотбище. Причем поселение под этим названием обозначено на реке Ингоде. На основе этого же «Свидетельства» С.У.Ремезов включил Амурский бассейн и в «Чертеж всех сибирских градов и земель», составленный в 1698 году. На этом «Чертеже» Плотбище также показано на левом берегу реки Ингоды.

В 1693 году через Забайкалье проехал царский посланник Избранд Идес. 15 мая он прибыл в Плотбище, о котором пишет: «Местечко Плотбище на реке Цете лежит». Написание реки «Цета», краеведы посчитали ошибкой переводчика, так же, как и Нерца вместо Нерча. Описание путешествия Избранда Идеса до составления «Чертежа всех сибирских градов и земель» не было известно С.У.Ремезову, так как оно впервые было опубликовано на немецком языке в 1704 году.

До опубликования же этого описания, в 1701 году, С.У.Ремезов составил и включил в атлас «Чертеж земли Нерчинского города». На этом чертеже – на левом берегу реки Читы в ее приустьевой части – обозначено поселение под названием «Слобода Читинская». В 1719 – 1720 гг. в «Сказках», то есть описаниях поселений, впервые появляется название Читинский острог.

Кажущееся недоразумение, в обозначении названия поселения Плотбище, обозначенное С.У. Ремезовым на реке Ингоде, в то время как Избрандт Идес отмечает место поселения на реке Цете, может быть разрешено тем обстоятельством, что оба исследователя правы. И обозначают на своих картах, место поселения Плотбище правильно, в соответствии с тем, что они видели своими собственными глазами.

Произошло это недоразумение потому, что существовало два самостоятельных волока. Первый с выходом на реку Ингоду (Иргенский), которым воспользовался Нерчинский воевода Афанасий Пашков, поднимавшийся по реке Хилку, об этом волоке упоминает протопоп Аввакум в своих путевых письмах. Второй волок с выходом на реку Чита (в районе пос. Подволок), служил казакам и промышленникам, идущим со стороны поселений северного направления.

В данном случае сведения Избрандта Идеса являются более достоверными, нежели предположение современного исследователя об ошибке в написании названия реки Цета, потому что Идес мог руководствоваться описанием более объемного варианта системы Читинского переволока по рекам Чита и Конде на Витим с выходом на Ципу и далее на Амалат, Беловодье и дальше.

В данном случае Избрандт Идес отмечает обратный путь, идущий из Нерчинска по Нерце (Нерче), Шилке и Ингоде, в реку Цету (Читу) и далее через перевал, тогда как воевода Пашков поднимался по Хилку и спускался по Ингоде через плотбище, с Иргенского волока. Конкретными выделенными обозначениями символами «Це» Избрандт Идес, в данном случае, отмечает те реки, на которых находятся поселения, по которым необходимо плыть: Нерца, Цета, Ципа.

На старых картах и описаниях есть и такие ориентиры как сдвоенные названия: по Хилке на Шилку (Хилка – Шилка); Чика – Чита…, а далее Чина, Ципикан и д.р. Наличие волока в верховьях реки Читы отмечает в своих записках декабрист М.А.Бестужев: «Небольшой переволок от верховьев Читы до верховьев Хилка. Второй путь по бывшему волоку ориентированному на реку Ингоду через Яблоновый хребет указывает в своих записках жена декабриста Анненкова.

В устье реки Читы начинается регулярное строительство плотов, на которых русские землепроходцы добирались до Нерчинского острога, основанного в 1653 г., Дельте р. Читы при этом принадлежала ведущая роль. Здесь сходились основные дороги, ведшие в Восточное Забайкалье и на Амур. Поэтому вскоре здесь было построено специальное плотбище-судоверфь и поселок с временным жильем и амбаром.

Дороги, сходившиеся у Читинского переволока, с древности имели названия – «Даба». В юго-западном направлении на территории Монголии находится хребет Барун-Бархийн-Даба, через который имеются два перевала: Байдлагийн – Даба и Дулан – ханы – Даба. Западную границу Забайкальского края ограничивают хребты Цаган Дабан и Цаган Хуртэй. На западной границе Сохондинского заповедника на карте имеется обозначение горы Дабан-Горхон, а в пределах хребта Цаган Хуртэй расположена гора Богомольная и гора Дабата.

В разных интерпретациях слова Даба и Дабан связаны с дорогой, например: Даба- корабль. Дабан – невысокие холмы в Астраханской области. Дабан называются многие вершины Саянских гор в Восточной Сибири; например Хамар-Дабан, Нуку-Дабан и др. Дабан (эвенк. Даван) – горный перевал. Дабан – «Река, текущая с перевала». Таким образом, пара слов Даба и Дабан служат обоснованиями географических названий связанных с путями в определенных направлениях, где «Даба» дорога, а «Дабан» ориентир.

Например, Хамар-Дабан может обозначать направление караванного пути, где сегодняшнее звучание имени перевала «Хамар» может означать древнее созвучие «Кэмэл» - верблюд и показывать место перехода горного массива для идущих караванов. Одним из таких забытых путей древности был караванный путь, проходящий вдоль современной границы России с Китаем и Монголией в юго-западном направлении.

До XIII века здесь располагалось царство Бохай (Бохайго), охватывавшего юг Приморья, юго-восток Маньчжурии и северо-восток Кореи. Здесь же жили Чжурчжэни— тунгусские племена, населявшие территорию Маньчжурии, Центрального и Северо-Восточного Китая, Северной Кореи и Приморского края. До 1125 г. здесь же располагался каганат (империя) Кида́ней — кочевых племен монгольской группы, протянувшаяся от Японского моря до Восточного Туркестана.

По территории Забайкальского края древний караванный путь пролегал выше Читинского и Иргенского волоков в районе Арейского плато, на котором впоследствии было создано озеро Арей. Как и все Забайкальские волоки, караванный путь выходит на реку Ингода́ (бур. Ангида) левой составляющей реки Шилки (бассейн Амура). С постройкой Иргенского острога о древнем Арейском волоке забыли.

Длина Ингоды 708 км, площадь бассейна 37,2 тыс. км². Берёт начало в хребте Хэнтэй. В верховьях течёт в узком ущелье, в среднем течении — по широкой котловине между хребтом Яблоновым и Черского, ниже впадения реки Чита прорезает хребет Черского и ряд невысоких горных хребтов, где долина её сужается. Сливаясь с рекой Ононом, Ингода образует реку Шилку.

Монгольская экспансия и война, шедшая более 20 лет - 1210-1234.положила конец существованию чжурчжэньской империи. Исчезла с земли империя Киданей, и потеряли самостоятельность другие племена и народы, населявшие территорию Сибири. Старинный торговый маршрут от границ Кореи и Китая в европейскую часть России через Сибирь был утрачен, а новый заканчивался развилкой на Нерчинск и Кяхту.

Путь начинался в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов. Наиболее значимые пункты сухопутного пути: Урга (ныне Улан-Батор), Дархан, Маймачен (ныне Алтан-Булак), Троицкосавск (ныне Кяхта), Новоселенгинск, Гусиноозерск, Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Кабанск, Мысовая (ныне Бабушкин), Слюдянка, Иркутск, Нижнеудинск, Илимск, Енисейск, Канск.

Водно-сухопутный маршрут шел так же по реке Янцзы до Шанхая, далее — через Хуанши, Цзюйцзян, Чичжоу, Жэньцзян, Порт-Артур (ныне Люйшунь), Тянь-цзин, Вафандянь, Гайчжоу, Дашицяо, Хайчэн, Ляоян, Мукден (ныне Шэньян), Телин, Сыпин, Чанчунь, Харбин, Чжаодун, Дацин, Лунцзян, Хайлар, Манчжурия, Нерчинск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись.

Из Иркутска вдоль реки Лена, через Якутск шла наиболее крупная ветвь пути на Аляску. В районе Байкала действовали сухопутные пути через хребет Хамар-Дабан, а также водные пути через Байкал и по Селенге. Существовали и альтернативные пути доставки чая из Китая. Некоторое количество товара поступало по древнему маршруту Великого шёлкового пути — через Среднюю Азию. Позже часть чая стали переправлять в Россию морским путём через Суэцкий канал и Одессу.

Отсутствие дорог из европейской части России в Восточную Сибирь долгое время заставляло пользоваться речными путями. 12 (22) ноября 1689 вышел царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, однако на протяжении 40 лет это решение оставалось на бумаге. В начале XIX века путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шёл через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее как ранее.

В конце XIX века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения железнодорожной Транссибирской магистрали, которое завершилось в 1903 году. Указом правительства в начале XIX века Забайкалье переживало третий этап заселения.
×

По теме Древние пути Забайкалья

Пещеры Забайкалья

Комплекс пещер Хээтэй расположен на юго-востоке Забайкальского края. Найденные...
Журнал

Алханай - святое место Забайкалья

Одним из источников бурятского эпоса служат сказания связанные с названием горы...
Журнал

Энергетика Забайкалья

Для представления о этапах развития энергетики в Забайкалье, обратимся к...
Журнал

Бисмарк и Пути звезд (Часть 6: Тайна Пути звезд)

Эпицентром – точнее прародиной – этого духовного сверхначала мистики многих...
Журнал

Древние летописи реки Нил

Первый шаг сот -1 - Солнечное осознание тела Ученые говорят, что существует...
Журнал

Новый Год. Древние традиции

В Древнем Египте Новый Год праздновался во время разлива реки Нил (примерно в...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Отравляющая сила оскорблений. Где найти противоядие?
Полезные сладости, которые не повредят зроровью