Тайны исламского изобразительного искусства, создавшего неповторимые по своей красоте ажурные, витиеватые и завораживающие сплетения линий, наполненные неповторимой игрой цвета, света и теней и по сей день продолжают будоражить умы и вызывать восхищение у современных исследователей и ценителей высокого искусства.
Авторы статьи, доцент Гарвардского Университета П.Лу и профессор Принстонского Университета П.Штайнхард, утверждают, что «замысловатый декоративный узор из цветных камней, встречающийся в средневековой архитектуре всего исламского мира, демонстрирует элементы современной десятиугольной квазикристаллической геометрии, которая была открыта только в 1970-х гг. британским математиком и астрономом Роджером Пенроуз». Если это действительно так, то, по мнению американских ученых, средневековое воплощение этой геометрической теории в исламской архитектуре предшествовало западному открытию, по крайней мере, на 500 лет!
В 2005 году П.Лу посетил город Бухару, где, изучая мозаические рисунки на древних строениях города, обратил внимание на сложный орнамент в форме десятиугольника на одном из медресе, построенном в 16 веке, что в конечном итоге подтолкнуло его к мысли о проведении исследования связи между исламской архитектурой и высшей математикой.
Исследователи обратили внимание, что на стенах многих средневековых исламских сооружений имеются изображения в форме геометрической звезды и многоугольника. Это дало возможность сделать им вывод о том, что к 1200 г. произошел важный прорыв в исламской математике и дизайне.
Но если обратить свой взор к истории, то мы можем в очередной раз с чувством огромного уважения к нашим предкам вспомнить о том, что еще задолго до обозначенного западными исследователями срока, на древней и священной земле Маверанахра, жили и творили великие представители Восточного Ренессанса, такие как математик Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми, Абу Наср Фараби, Абу Райхон Беруни, астроном и географ Ахмад Фергани, одним из первых доказавший, что Земля имеет форму шара, ученые-богословы Имам Бухари и Имам Термези, врач Абу Али Ибн Сино, выдающийся государственный деятель и ученый Мирзо Улугбек, поэт и мыслитель Алишер Навои, внесшие огромный вклад в общий процесс развития человеческой цивилизации и свято чтимые во всем мусульманском мире.
При этом важно отметить, что каждая наука в отдельности находилась в самых непосредственных взаимоотношениях, органично переплетаясь и дополняя друг друга, создавая дополнительный мощный импульс общему процессу развития науки, культуры и искусства. И поэтому, вполне естественно, что деятели науки и культуры Востока того времени успешно совмещали свои исследования одновременно в таких науках как алгебра, математика, физика, химия, астрономия, и в тоже время, создавали изумительные по своей красоте и неповторимости стихотворные и литературные произведения, а художники и архитекторы с успехом использовали достижения ученых при создании своих уникальных произведений, относящихся к исламской культуре.
Здесь, уместно выделить роль и значение в развитии общечеловеческой цивилизации, которая принадлежит Хорезмской Академии Маъмуна, известной с древних времен под названием «Дорул-хикма», которая как отметил Президент
И.А.Каримов в своей приветственной речи на торжественной церемонии, посвященной ее 1000-летию «стоит в одном ряду с такими известными научными центрами, как Академия Платона в древних Афинах, Александрийская библиотека в Египте, Багдадская академия, общепризнанная на Востоке под названием «Байтул-хикма». Она как немеркнущее явление Восточного мусульманского Ренессанса составляет яркую страницу нашей истории».
Хорезмская Академия Маъмуна объединяла более сотни выдающихся ученых и мыслителей и была настоящим научно-исследовательским центром в современном понимании этого слова.
Основу этого храма науки составляли именно уроженцы нашей земли, среди которых – математик и астроном Абу Наср ибн Ирак, автор более 150 научных трудов по математике и астрономии, геодезии и химии, фармакологии и ботанике, географии и этнографии, истории и философии Абу Райхон Беруни и Абу Али ибн Сино, автор знаменитого «Канона врачебной науки», на протяжении более 500 лет служивший основным учебником в университетах Европы, а сам он признанный на Востоке «Шайхур-раисом», то есть «предводителем ученых», Махмуд Худжанди, Ахмад ибн Хамид Найсабури и многие другие.
В частности, в эпоху великого культурного и научного подъема в исламском мире родился, выдающийся ученый Востока, выходец из древнего Хорезма - Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми (786-850гг.). В 830 году Аль-Хорезми составил первый известный серьезный трактат по алгебре, заложив, таким образом, основы математической традиции в мире, существовавшей на протяжении столетий. Научный труд "Хисаб аль-джабр уа-ль-мукабаля" ("Краткая книга восполнения и противостояния") был наиболее известной и значительной из всех работ Аль-Хорезми. Переводчики часто сокращали название данной работы до одного слова ал-жабр. Когда западные ученые начали применять этот термин в отношении математики, они перевели это на латинский язык как алгебра.
Аль-Хорезми принадлежит также трактат об индо-арабских цифрах. Арабский текст был утерян. Его латинский перевод Algoritmi de numero Indorum и английский аналог "Аль-Хорезми об индусском искусстве вычисления" дали происхождение математическому термину "алгоризми или алгоритм" (от имени Аль-Хорезми в названии книги). Таким образом, были заложены основы математической традиции в мире, существовавшей на протяжении столетий.
С бесценными трудами наших великих предков, начиная со средних веков, впервые начали широко знакомиться и в Европе. Тем самым был открыт духовно-культурный диалог между двумя человеческими цивилизациями.
Недавнее объявление Международной исламской организацией по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO), являющейся одной из структур Организации Исламская конференция, города Ташкента одной из столиц мира исламской культуры в 2007 году, является несомненным признанием вклада Узбекистана в общий процесс развития и сохранения в течение многих веков уникальной исламской культуры и цивилизации, научно-духовного наследия, его изучения и распространения среди мировой общественности.
Особых слов заслуживают уникальные по своей красоте, пластичности линий памятники зодчества Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента, Шахрисябза с обильным орнаментальным декором, украшенным цветным мозаичным орнаментом, поражающим изяществом форм и пропорций, богатством и тонкостью каменной резьбы, которая благодаря искусству мусульманских мастеров приобретала ажурность и легкость, напоминая волшебное кружево. В этих таинственных геометрически точно выверенных архитектурных строениях и идеально выведенных и выверенных в них линиях и рисунках угадывается, несомненная связь точных наук и искусства эпохи Восточного Ренессанса.
В 2005 году П.Лу посетил город Бухару, где, изучая мозаические рисунки на древних строениях города, обратил внимание на сложный орнамент в форме десятиугольника на одном из медресе, построенном в 16 веке, что в конечном итоге подтолкнуло его к мысли о проведении исследования связи между исламской архитектурой и высшей математикой.
Исследователи обратили внимание, что на стенах многих средневековых исламских сооружений имеются изображения в форме геометрической звезды и многоугольника. Это дало возможность сделать им вывод о том, что к 1200 г. произошел важный прорыв в исламской математике и дизайне.
Но если обратить свой взор к истории, то мы можем в очередной раз с чувством огромного уважения к нашим предкам вспомнить о том, что еще задолго до обозначенного западными исследователями срока, на древней и священной земле Маверанахра, жили и творили великие представители Восточного Ренессанса, такие как математик Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми, Абу Наср Фараби, Абу Райхон Беруни, астроном и географ Ахмад Фергани, одним из первых доказавший, что Земля имеет форму шара, ученые-богословы Имам Бухари и Имам Термези, врач Абу Али Ибн Сино, выдающийся государственный деятель и ученый Мирзо Улугбек, поэт и мыслитель Алишер Навои, внесшие огромный вклад в общий процесс развития человеческой цивилизации и свято чтимые во всем мусульманском мире.
При этом важно отметить, что каждая наука в отдельности находилась в самых непосредственных взаимоотношениях, органично переплетаясь и дополняя друг друга, создавая дополнительный мощный импульс общему процессу развития науки, культуры и искусства. И поэтому, вполне естественно, что деятели науки и культуры Востока того времени успешно совмещали свои исследования одновременно в таких науках как алгебра, математика, физика, химия, астрономия, и в тоже время, создавали изумительные по своей красоте и неповторимости стихотворные и литературные произведения, а художники и архитекторы с успехом использовали достижения ученых при создании своих уникальных произведений, относящихся к исламской культуре.
Здесь, уместно выделить роль и значение в развитии общечеловеческой цивилизации, которая принадлежит Хорезмской Академии Маъмуна, известной с древних времен под названием «Дорул-хикма», которая как отметил Президент
И.А.Каримов в своей приветственной речи на торжественной церемонии, посвященной ее 1000-летию «стоит в одном ряду с такими известными научными центрами, как Академия Платона в древних Афинах, Александрийская библиотека в Египте, Багдадская академия, общепризнанная на Востоке под названием «Байтул-хикма». Она как немеркнущее явление Восточного мусульманского Ренессанса составляет яркую страницу нашей истории».
Хорезмская Академия Маъмуна объединяла более сотни выдающихся ученых и мыслителей и была настоящим научно-исследовательским центром в современном понимании этого слова.
Основу этого храма науки составляли именно уроженцы нашей земли, среди которых – математик и астроном Абу Наср ибн Ирак, автор более 150 научных трудов по математике и астрономии, геодезии и химии, фармакологии и ботанике, географии и этнографии, истории и философии Абу Райхон Беруни и Абу Али ибн Сино, автор знаменитого «Канона врачебной науки», на протяжении более 500 лет служивший основным учебником в университетах Европы, а сам он признанный на Востоке «Шайхур-раисом», то есть «предводителем ученых», Махмуд Худжанди, Ахмад ибн Хамид Найсабури и многие другие.
В частности, в эпоху великого культурного и научного подъема в исламском мире родился, выдающийся ученый Востока, выходец из древнего Хорезма - Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми (786-850гг.). В 830 году Аль-Хорезми составил первый известный серьезный трактат по алгебре, заложив, таким образом, основы математической традиции в мире, существовавшей на протяжении столетий. Научный труд "Хисаб аль-джабр уа-ль-мукабаля" ("Краткая книга восполнения и противостояния") был наиболее известной и значительной из всех работ Аль-Хорезми. Переводчики часто сокращали название данной работы до одного слова ал-жабр. Когда западные ученые начали применять этот термин в отношении математики, они перевели это на латинский язык как алгебра.
Аль-Хорезми принадлежит также трактат об индо-арабских цифрах. Арабский текст был утерян. Его латинский перевод Algoritmi de numero Indorum и английский аналог "Аль-Хорезми об индусском искусстве вычисления" дали происхождение математическому термину "алгоризми или алгоритм" (от имени Аль-Хорезми в названии книги). Таким образом, были заложены основы математической традиции в мире, существовавшей на протяжении столетий.
С бесценными трудами наших великих предков, начиная со средних веков, впервые начали широко знакомиться и в Европе. Тем самым был открыт духовно-культурный диалог между двумя человеческими цивилизациями.
Недавнее объявление Международной исламской организацией по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO), являющейся одной из структур Организации Исламская конференция, города Ташкента одной из столиц мира исламской культуры в 2007 году, является несомненным признанием вклада Узбекистана в общий процесс развития и сохранения в течение многих веков уникальной исламской культуры и цивилизации, научно-духовного наследия, его изучения и распространения среди мировой общественности.
Особых слов заслуживают уникальные по своей красоте, пластичности линий памятники зодчества Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента, Шахрисябза с обильным орнаментальным декором, украшенным цветным мозаичным орнаментом, поражающим изяществом форм и пропорций, богатством и тонкостью каменной резьбы, которая благодаря искусству мусульманских мастеров приобретала ажурность и легкость, напоминая волшебное кружево. В этих таинственных геометрически точно выверенных архитектурных строениях и идеально выведенных и выверенных в них линиях и рисунках угадывается, несомненная связь точных наук и искусства эпохи Восточного Ренессанса.
Обсуждения Научное открытие