В мире существует немало музеев, связанных с историей пыток, колдовством и разного рода суевериями.
Нашествие чертей
В Угличе ныне функционирует музей суеверий и колдовства. Деревянный дом, дубовые ворота и череп быка у входа посетителей музея сразу погружают в мир мистики и тайны.
Нашествие чертей
В Угличе ныне функционирует музей суеверий и колдовства. Деревянный дом, дубовые ворота и череп быка у входа посетителей музея сразу погружают в мир мистики и тайны.
В двух комнатах располагается около 3 тысяч экспонатов. Глиняные горшки, утюги, прялки - оказывается, не просто бытовые предметы, но и магические. С их помощью можно гадать, призывать духов и общаться с умершими.
В центре экспозиции - самый известный популярный домашний дух - домовой или доможил. Для Бабы-Яги со всем ее антуражем отведена целая комната. Дремучая старуха с вороном на плече занимается гаданием на камнях и кусочках дерева. У посетителей музея существует примета - если бросить монетку Бабе-Яге на блюдо, то любое желание обязательно исполнится.
Чтобы предохраниться от злых духов, существовали различные обереги. Искусство изготовления одних сегодня забыто, а другие вошли в нашу жизнь, растеряв по дороге весь мистический смысл. Поэтому в музее много вроде бы обыкновенных вещей, наделенных особыми свойствами.
Например, железные гвозди заколачивали в рамы и притолоки для защиты от непрошеных гостей. Угольки брали с собой 'на удачу'. Обломок кости, найденной на кладбище, прикладывали к щеке, если болел зуб. Куриное яйцо, которое тоже есть в экспозиции, носили за пазухой роженицы, верившие, что дитя в этом случае будет здоровым. Осиновое полено бросали в могилу колдуна, чтобы он случайно не воскрес.
После знакомства с экспонатами музея немедленно появляется страстное желание купить себе оберег. Колобок для похудания, амулет от ГАИшников и колокольчик от злой тещи - магические предметы идут на 'ура'.
В другом российском городе - Нижнем Новгороде - в музее Добролюбова с недавних пор открыта экспозиция, в которой представлены черти со всего света, воплощенные в дереве, стекле, фарфоре, металле, керамике.
В основе экспозиции - частная коллекция нижегородского врача Натальи Васильевой, начавшей собирать фигурки чертят еще 30 лет назад.
"Улыбающийся Мефистофель, грустный черт, черти-свистульки - гласят надписи под фигурками. Самые кровожадный и злой экспонат, как сообщают музейные работники, маска африканского языческого духа."
Коллекцию составляют фигурки чертей, привезенные из разных стран - Африки, Латинской Америки, из республик СНГ, в частности, много - из Прибалтики. И это неудивительно, ведь в литовском Каунасе еще с советских времен действует музей, который специализируется исключительно на чертях!
В каунасском музее собрано более двух тысяч мрачных экспонатов со всех концов света. Здесь укоренилась давняя традиция: каждый посетитель может принести с собой чертенка и оставить его в экспозиции. В сущности, так и собралась эта уникальная коллекция, поскольку при открытии музея в 1966 году в нем насчитывалось всего 260 экспонатов. Необычная коллекция собиралась втайне в доме известного литовского художника Антанаса Смидзинавичуса. В ходе хрущевской оттепели коллекция обрела официальный статус и была перемещена в специально построенное здание.
Сегодня Музей чертей занимает в этом здании три этажа. На первом этаже размещена выставка художественных полотен Антанаса Смидзинавичуса с соответствующей 'дьявольской' тематикой, на втором представлена резьба по дереву, воссоздающая демонические образы, главным образом, из фольклора славянских стран. На третьем этаже размещены экспонаты из бывших советских республик.
Призраки Музея усопших душ
В Риме с давних пор существует Музей усопших душ, расположенный в ризнице церкви Chiesa del Sacra Cuore. В экспозиции собраны доказательства потусторонней жизни и присутствия душ умерших на земле.
Первый экспонат появился тут еще в 1912 году с лёгкой руки настоятеля церкви. Сейчас же коллекция содержит несколько сотен доказательств существования привидений. Например, ночной колпак с отпечатками закопчённых пальцев. Как гласит легенда, эти следы оставил призрак некоей Луизы ле Сенешель. Майской ночью 1873 года призрак явился к спящему супругу, весьма ощутимо ущипнул его несколько раз за нос и даже сдёрнул с благоверного ночной колпак. Ле Сенешель, известный ловелас, воспринял это как месть ревнивой супруги.
Фотографировать в музее можно, но, что самое удивительное и непостижимое, - таинственные экспонаты на пленке не запечатлеваются! Видимо, привидения не любят оставлять следы в реальном мире.
На Мальте находится Музей пыток. Здесь любопытствующие могут окунуться в неповторимую атмосферу инквизиторских пыток ведьм.
Горбун-смотритель, чей внешний вид только накаляет атмосферу, проводит туристов мимо манекена человека с вытаращенными от боли глазами, в глотку которого заливает кипящее масло злобный инквизитор, а затем мимо двух сетчатых мешков, в одном из которых сидит человек, а в другом уже белеют кости. По соседству с ними экзекутор вырывает своей жертве язык.
"Испанские сапоги, гильотины, дыба, щипчики для выдирания ногтей, виселицы, тиски для сдавливания черепа и прочие штучки - исключительно оригинальные средневековые, никаких подделок! Лишь восковые манекены, до ужаса похожие на настоящих людей из плоти и крови, современного производства."
Музей с еще более жуткими экспонатами, повествующими обо всех самых мрачных сторонах истории страны, существует в Лондоне. Над большинством экспонатов поработали инженеры, заставив их двигаться и издавать звуки. Их всхлипы и стоны действительно кажутся настолько правдоподобными, что моментами, даже несмотря на присутствие вокруг множества живых людей, посетителю становится не по себе.
"Вот прокаженные склонили к земле свои скорбные лики изгоев
"Вот директор школы для мальчиков, который убивал непослушных учеников, а трупы прятал у себя в шкафу... Рядом любитель анатомии выкапывает на кладбище тело недавно умершего. Дело в том, что в XIX веке некоторые врачи пытались таким образом изучать человеческий организм и даже предпринимали попытки оживлять трупы при помощи добытых на кладбище органов."
"В следующем зале можно в подробностях ознакомиться с похождениями Джека Потрошителя, которому посвящена целая секция музея. Здесь же посетитель узнает, что, оказывается, гильотину изобрели вовсе не французы. Йоркширские умельцы придумали ее еще в тринадцатом веке, и отличалась она от своей французской товарки только тем, что у нее лезвие топора имело классическую форму и крепилось к каменному блоку, в то время как на изобретении доктора Гильотена применялось лезвие диагональной формы."
Тайна Седлецкого монастыря
Но, возможно, самая страшная по восприятию музейная экспозиция в мире находится в чешской Часовне Всех Святых, которая, практически полностью, выполнена из: человеческих костей!
Седлецкий монастырь, рассказывают сегодня туристам гиды, издавна славился своим древним кладбищем, поскольку одному из его настоятелей аббату Индржиху во время паломничества в Святую Землю пришла в голову благочестивая мысль привезти с собой в Чехию мешок палестинской земли и рассыпать ее на этом самом кладбище.
Перспектива упокоиться в священной земле местных жителей необычайно привлекла. Постепенно в Седлец стали свозить мертвецов не только со всей Богемии, но даже из Германии. Исторические документы утверждают, что тяжело больные люди (особенно во время эпидемий чумы) еще живыми добирались до монастыря, чтобы успеть занять на кладбище место.
Из-за этого ажиотажа кладбище пришлось за несколько веков неоднократно перекапывать, причем выкопанные костяки аккуратно складировали в монастырском склепе. К началу XVIII столетия складировать кости стало уже некуда. И сорок тысяч скелетов разобрали на косточки, продезинфицировали, отбелили в хлорной извести, а затем владеющий землей князь Шварценберг поручил известному резчику по дереву Франтишку Ринту из всего этого своеобразного материала выполнить декор Часовни Всех Святых.
Мастер Ринт справился. Орнамент на сводах он сделал из лопаток, позвонков и ключиц. Гигантская люстра - сама по себе полный анатомический атлас - висит до сих пор на своеобразных цепях из челюстей. Вместо кудрявых пухлощеких херувимчиков - черепа, сплетенные в бесконечные гирлянды. Дарохранительница и потир, стоящие в нишах по обе стороны от престола, изготовлены из множества мелких косточек.
На стене - тоже из костей - выложенный по всем правилам геральдики герб сеньоров из рода Шварценбергов. Посередине часовни - несколько погребальных этажерок-обелисков, единственные некостяные объекты, но и на них аккуратно расставлены черепа с лучевыми костями.
Однако, как мастер Ринт ни старался, все сорок тысяч скелетов пустить в дело не удалось, и нереализованный 'материал' просто сложили в шесть гигантских пирамид, вид которых впечатляет сам по себе.
Кстати, Часовня Всех Святых знаменита не только своими костями. Существует поверье, что если бросить в алтарь монету и загадать желание, то желание сбудется, а бросивший найдет клад.
В центре экспозиции - самый известный популярный домашний дух - домовой или доможил. Для Бабы-Яги со всем ее антуражем отведена целая комната. Дремучая старуха с вороном на плече занимается гаданием на камнях и кусочках дерева. У посетителей музея существует примета - если бросить монетку Бабе-Яге на блюдо, то любое желание обязательно исполнится.
Чтобы предохраниться от злых духов, существовали различные обереги. Искусство изготовления одних сегодня забыто, а другие вошли в нашу жизнь, растеряв по дороге весь мистический смысл. Поэтому в музее много вроде бы обыкновенных вещей, наделенных особыми свойствами.
Например, железные гвозди заколачивали в рамы и притолоки для защиты от непрошеных гостей. Угольки брали с собой 'на удачу'. Обломок кости, найденной на кладбище, прикладывали к щеке, если болел зуб. Куриное яйцо, которое тоже есть в экспозиции, носили за пазухой роженицы, верившие, что дитя в этом случае будет здоровым. Осиновое полено бросали в могилу колдуна, чтобы он случайно не воскрес.
После знакомства с экспонатами музея немедленно появляется страстное желание купить себе оберег. Колобок для похудания, амулет от ГАИшников и колокольчик от злой тещи - магические предметы идут на 'ура'.
В другом российском городе - Нижнем Новгороде - в музее Добролюбова с недавних пор открыта экспозиция, в которой представлены черти со всего света, воплощенные в дереве, стекле, фарфоре, металле, керамике.
В основе экспозиции - частная коллекция нижегородского врача Натальи Васильевой, начавшей собирать фигурки чертят еще 30 лет назад.
"Улыбающийся Мефистофель, грустный черт, черти-свистульки - гласят надписи под фигурками. Самые кровожадный и злой экспонат, как сообщают музейные работники, маска африканского языческого духа."
Коллекцию составляют фигурки чертей, привезенные из разных стран - Африки, Латинской Америки, из республик СНГ, в частности, много - из Прибалтики. И это неудивительно, ведь в литовском Каунасе еще с советских времен действует музей, который специализируется исключительно на чертях!
В каунасском музее собрано более двух тысяч мрачных экспонатов со всех концов света. Здесь укоренилась давняя традиция: каждый посетитель может принести с собой чертенка и оставить его в экспозиции. В сущности, так и собралась эта уникальная коллекция, поскольку при открытии музея в 1966 году в нем насчитывалось всего 260 экспонатов. Необычная коллекция собиралась втайне в доме известного литовского художника Антанаса Смидзинавичуса. В ходе хрущевской оттепели коллекция обрела официальный статус и была перемещена в специально построенное здание.
Сегодня Музей чертей занимает в этом здании три этажа. На первом этаже размещена выставка художественных полотен Антанаса Смидзинавичуса с соответствующей 'дьявольской' тематикой, на втором представлена резьба по дереву, воссоздающая демонические образы, главным образом, из фольклора славянских стран. На третьем этаже размещены экспонаты из бывших советских республик.
Призраки Музея усопших душ
В Риме с давних пор существует Музей усопших душ, расположенный в ризнице церкви Chiesa del Sacra Cuore. В экспозиции собраны доказательства потусторонней жизни и присутствия душ умерших на земле.
Первый экспонат появился тут еще в 1912 году с лёгкой руки настоятеля церкви. Сейчас же коллекция содержит несколько сотен доказательств существования привидений. Например, ночной колпак с отпечатками закопчённых пальцев. Как гласит легенда, эти следы оставил призрак некоей Луизы ле Сенешель. Майской ночью 1873 года призрак явился к спящему супругу, весьма ощутимо ущипнул его несколько раз за нос и даже сдёрнул с благоверного ночной колпак. Ле Сенешель, известный ловелас, воспринял это как месть ревнивой супруги.
Фотографировать в музее можно, но, что самое удивительное и непостижимое, - таинственные экспонаты на пленке не запечатлеваются! Видимо, привидения не любят оставлять следы в реальном мире.
На Мальте находится Музей пыток. Здесь любопытствующие могут окунуться в неповторимую атмосферу инквизиторских пыток ведьм.
Горбун-смотритель, чей внешний вид только накаляет атмосферу, проводит туристов мимо манекена человека с вытаращенными от боли глазами, в глотку которого заливает кипящее масло злобный инквизитор, а затем мимо двух сетчатых мешков, в одном из которых сидит человек, а в другом уже белеют кости. По соседству с ними экзекутор вырывает своей жертве язык.
"Испанские сапоги, гильотины, дыба, щипчики для выдирания ногтей, виселицы, тиски для сдавливания черепа и прочие штучки - исключительно оригинальные средневековые, никаких подделок! Лишь восковые манекены, до ужаса похожие на настоящих людей из плоти и крови, современного производства."
Музей с еще более жуткими экспонатами, повествующими обо всех самых мрачных сторонах истории страны, существует в Лондоне. Над большинством экспонатов поработали инженеры, заставив их двигаться и издавать звуки. Их всхлипы и стоны действительно кажутся настолько правдоподобными, что моментами, даже несмотря на присутствие вокруг множества живых людей, посетителю становится не по себе.
"Вот прокаженные склонили к земле свои скорбные лики изгоев
"Вот директор школы для мальчиков, который убивал непослушных учеников, а трупы прятал у себя в шкафу... Рядом любитель анатомии выкапывает на кладбище тело недавно умершего. Дело в том, что в XIX веке некоторые врачи пытались таким образом изучать человеческий организм и даже предпринимали попытки оживлять трупы при помощи добытых на кладбище органов."
"В следующем зале можно в подробностях ознакомиться с похождениями Джека Потрошителя, которому посвящена целая секция музея. Здесь же посетитель узнает, что, оказывается, гильотину изобрели вовсе не французы. Йоркширские умельцы придумали ее еще в тринадцатом веке, и отличалась она от своей французской товарки только тем, что у нее лезвие топора имело классическую форму и крепилось к каменному блоку, в то время как на изобретении доктора Гильотена применялось лезвие диагональной формы."
Тайна Седлецкого монастыря
Но, возможно, самая страшная по восприятию музейная экспозиция в мире находится в чешской Часовне Всех Святых, которая, практически полностью, выполнена из: человеческих костей!
Седлецкий монастырь, рассказывают сегодня туристам гиды, издавна славился своим древним кладбищем, поскольку одному из его настоятелей аббату Индржиху во время паломничества в Святую Землю пришла в голову благочестивая мысль привезти с собой в Чехию мешок палестинской земли и рассыпать ее на этом самом кладбище.
Перспектива упокоиться в священной земле местных жителей необычайно привлекла. Постепенно в Седлец стали свозить мертвецов не только со всей Богемии, но даже из Германии. Исторические документы утверждают, что тяжело больные люди (особенно во время эпидемий чумы) еще живыми добирались до монастыря, чтобы успеть занять на кладбище место.
Из-за этого ажиотажа кладбище пришлось за несколько веков неоднократно перекапывать, причем выкопанные костяки аккуратно складировали в монастырском склепе. К началу XVIII столетия складировать кости стало уже некуда. И сорок тысяч скелетов разобрали на косточки, продезинфицировали, отбелили в хлорной извести, а затем владеющий землей князь Шварценберг поручил известному резчику по дереву Франтишку Ринту из всего этого своеобразного материала выполнить декор Часовни Всех Святых.
Мастер Ринт справился. Орнамент на сводах он сделал из лопаток, позвонков и ключиц. Гигантская люстра - сама по себе полный анатомический атлас - висит до сих пор на своеобразных цепях из челюстей. Вместо кудрявых пухлощеких херувимчиков - черепа, сплетенные в бесконечные гирлянды. Дарохранительница и потир, стоящие в нишах по обе стороны от престола, изготовлены из множества мелких косточек.
На стене - тоже из костей - выложенный по всем правилам геральдики герб сеньоров из рода Шварценбергов. Посередине часовни - несколько погребальных этажерок-обелисков, единственные некостяные объекты, но и на них аккуратно расставлены черепа с лучевыми костями.
Однако, как мастер Ринт ни старался, все сорок тысяч скелетов пустить в дело не удалось, и нереализованный 'материал' просто сложили в шесть гигантских пирамид, вид которых впечатляет сам по себе.
Кстати, Часовня Всех Святых знаменита не только своими костями. Существует поверье, что если бросить в алтарь монету и загадать желание, то желание сбудется, а бросивший найдет клад.
Обсуждения Музеи мира