Как изучают науку Каббала
Науку Каббала мы изучаем в том виде, в котором нам преподносят ее каббалисты, те, кто уже постигли общее мироздание. Они рассказывают нам о нем, начиная с той исходной точки, откуда все произошло, и от нее - сверху вниз до нашего мира.
Науку Каббала мы изучаем в том виде, в котором нам преподносят ее каббалисты, те, кто уже постигли общее мироздание. Они рассказывают нам о нем, начиная с той исходной точки, откуда все произошло, и от нее - сверху вниз до нашего мира.
Когда мы постигаем мироздание, как в свое время это сделали каббалисты, мы продвигаемся снизу вверх. Это два совершенно противоположных пути.
До тех пор, пока человек не постигнет полную картину, он не может вынести правильного суждения о каком-либо ее частном фрагменте. Поэтому сначала мы должны просто изучать устройство мироздания в том виде, в котором нам представляют его каббалисты. Так школьники изучают физику, задавая вопросы, чтобы лучше усвоить материал.
Когда человек полностью его изучит, и, главное, в себе произведет необходимые изменения, чтобы ощутить это мироздание, он сможет стать его активным элементом, то есть, начнет постигать его активно – раскрывать для себя в направлении снизу вверх.
Изучается же оно в развитии сверху вниз, и те, кто еще не имеет духовного постижения, должны принять это строение в качестве аксиомы. Необходимо поверить в данном вопросе каббалистам, другого выхода просто нет. Ведь речь идет об ином мире – о мире, постичь который сейчас невозможно, ввиду отсутствия подобия его свойствам. Так и в нашем мире мы все постигаем согласно подобию своих свойств. Только в мере подобия мы можем ощутить то, что, якобы, находится вокруг нас.
Так же происходит и в духовном – Высший мир тоже раскрывается нам в соответствии с принципом подобия свойств.
Ацмуто – непостигаемая суть Творца
Существует Высшая сила, которая называется Ацмуто, что в переводе означает – «сама по себе» или суть, сущность. Она непознаваема в принципе, потому что не имеет никакой связи с творением. Мы относимся к творению, а Ацмуто существует сама по себе. Говорить об этой Высшей силе мы можем только с позиций того, как она относится к нам.
Объяснения в Каббале всегда сопряжены с определенными трудностями, поскольку мы находимся в рамках пространства и времени, а в этих координатах постоянно происходят какие-то изменения: есть движение времени, движение внутри пространства, и выйти из этих рамок мы не можем.
Как бы мы не пытались оторвать себя от них, мы только видоизменяем их тем или иным образом, не более того. Поэтому мы все равно должны будем пользоваться понятиями раньше-позже, выше-ниже, быстрее-медленнее, ближе-дальше и т.д. Избежать этого не удастся, но постепенно мы разъясним для себя истинное духовное значение этих слов.
Итак, в Ацмуто появилась мысль: создать творение для того, чтобы его насладить. То есть, мы сразу же говорим, что нечто не существовало, а потом появилось. Нет другой возможности выразить причину и следствие – только в рамках времени. Можно сказать, что существует Высшая сила, и у нее есть какое-то отношение к будущим творениям. Однако следует учитывать, что будущее означает не категорию времени, а категорию причины и следствия. То есть, между Ацмуто и творениями разница не временная, а причинно-следственная.
Ацмуто – это категория, означающая суть, сущность, нечто «само по себе». Зарождение же мысли о будущем творении является уже внешним проявлением, и к Ацмуто отношения не имеет. Это имеет отношение только к будущему творению. Есть ли у Ацмуто какие-то другие внешние проявления, и могут ли существовать какие-то другие творения, создания, мысли – этого мы не знаем, и неизвестно, узнаем ли.
Замысел творения – насладить создания
Мы постигаем всю систему, начиная с Замысла творения: создать творения, для того чтобы дать им наслаждение. Этот Замысел и определяет существование самого творения. То есть, создать творение, для того чтобы насладить его, значит, создать нечто большее - кроме реализации самой мысли «создать творения». Творение должно выходить за рамки этой мысли.
Мысль создать творение для того, чтобы насладить, называется «Творец». Сама эта мысль! Производное от нее, – как бы, обратное этой мысли, ее отпечаток, негатив, – является творением, которое наслаждается этой мыслью.
В какой мере оно может наслаждаться ею? В мере своего подобия ей. Эта мысль – совершенство, она наивысшая. Потому и привести творение к совершенству, к наслаждению, значит, поднять его на уровень этой мысли, замысла творения. Подобие этой мысли означает для творения его исправление и возвышение, достижение наивысшего, наилучшего состояния.
Почему творение должно прийти к этому состоянию, а не находится в нем изначально, как сама эта мысль? Потому что творение (которое должно быть отличным от этой Высшей мысли) не может что-либо ощутить, иначе как из состояния, противоположного состоянию Творца. Оно должно находиться вне Творца, вне этой мысли, то есть, быть противоположным Ему, и постигать Его из этого состояния.
Таким образом, творение, то есть, производное от Замысла, представляет собой как бы отпечаток, негатив этого Замысла. И если Замысел творения – это замысел насладить, насытить, наполнить, то творение определяется, как «ощущение отсутствия наполнения, насыщения». Это желание в творении (наполниться, насытиться) мы и называем желанием получить наслаждение. Оно характеризует материал творения.
Однако для того чтобы привести этот материал творения к нужному виду: чтобы он ощутил себя отдельным от Замысла творения, от Высшей силы, почувствовал себя противоположным ей, желающим достичь ее, постичь и уподобиться ей – это первоначальное желание должно пройти определенные этапы развития.
Этапы огрубления желания
Всего существует пять этапов развития желания, каждый из которых в свою очередь делится еще на пять, а затем еще на пять. Таким образом, от наивысшего состояния, в котором творение создано этим Замыслом (Высшей силой), до наинизшего, где оно полностью оторвано от Творца и только начинает ощущать свою оторванность и противоположность, имеются 125 ступеней.
Их можно разбить на еще более мелкие подступени, но в этом нет особой необходимости. Основное деление происходит на 125 ступеней.
Для того чтобы изначальное, корневое желание, желание нулевой стадии, ощутило себя противоположным – желающим наполниться, насладиться – оно должно пройти пять стадий. Разница же между ступенями в том, что на каждой последующей ступени первоначальное желание постепенно огрубляется, увеличивается, ощущает себя все более удаленным от света, противоположным ему, потому что на него воздействует Замысел, изначальная мысль.
Желание - против Замысла: они нисходят вместе, действуют друг на друга таким образом, что желание постепенно под воздействием мысли, Замысла (так называемого Высшего света) начинает приобретать все более и более грубую оболочку.
Огрубление - есть наложение дополнительных свойств. На каждой из пяти ступеней первоначальное желание приобретает дополнительное свойство, отдаляющее его от Замысла творения. Можно сказать, что в первоначальном Замысле отличие творения от Него очень незначительное. Это всего лишь точка, как зародыш в чреве матери, о котором нельзя сказать, что он – это нечто отдельное. Он – интегральная часть организма матери. По мере своего развития, он достигает такого состояния, когда обязан отделиться от нее, иначе вред будет нанесен обоим.
Пять миров – пять сокрытий
Что же представляют собой эти пять ступеней, пять миров, отделяющих творение от Творца? Пять миров – это пять уровней скрытия Высшего света, позволяющих творению существовать независимо от давления Высшего света и проявить свою самостоятельность.
Можно ли сказать, что каждый мир – это новый духовный орган чувств? Нет. Все отличие между мирами – в глубине постижения Замысла творения. Однако глубина постижения одновременно влияет и на суть постижения, то есть, проявляется в качественном постижении, в том, насколько оно внутренне ощущается в творении.
Развиваясь, творение нисходит по ступеням, от мира Бесконечности, наивысшей точки, где создано первоначально, вниз по 125 ступеням. Это - процесс развития творения в его отрицательном варианте. Творение достигает самой низкой ступени, наиболее оторвано от Творца и находится в полном отсутствии постижения самого себя и всего творения.
Постижение происходит в обратном направлении – от этой низшей точки наверх, постепенно, по мере сближения с Творцом, Высшей силой.
Десять сфирот
Десять сфирот и пять ступеней, в сущности – одно и то же. Деление это довольно условное. Оно должно лишь продемонстрировать нам те свойства, которые использует Высшая мысль, Высшая сила, чтобы создать творение.
Для того чтобы создать творение подобным себе, Высшая сила проявляет себя в определенных качествах. Этих качеств восемь. Существует Кетер – сама Высшая сила, Замысел творения, который проходит через восемь проявлений – от Хохма до Есод. Затем, следует Малхут – желание постичь Замысел творения в виде этих восьми сфирот.
Адаптируя, принимая на себя свойства высших сфирот, Малхут становится подобной им, но в своем эгоистическом материале. В итоге, она становится подобной Кетеру, достигает его свойств.
Десять сфирот делятся еще на десять и еще на десять. Одна из них – Зеир Анин (ЗА) - делится на шесть, а не на десять. Это подчеркивает, что она маленькая. На самом деле, не может быть деления на шесть – оно условное. В ней тоже десять частей. Только эти десять частей по своим качествам равноценны, тождественны шести. То есть, в ЗА сфирот Кетер, Хохма, Бина – такие же, как Хесед, Гвура, Тиферет.
Кроме десяти сфирот не существует ничего. Они включает в себя замысел, реализацию и конечный результат. Поэтому творение состоит из этих десяти сфирот. В них заключается все его существование, постижение, разрушение, исправление. Внутри этих десяти сфирот находятся все миры, и все, что происходит, также происходит внутри них, или пяти свойств: начальной точки буквы йуд и четырех букв имени Творца АВАЯ.
Все разворачивается внутри, когда творение ощущает себя, углубляется в самое себя, исследует себя относительно света: чувствует свое разбиение, отдаление, и затем, необходимость возвышения, уподобления Творцу, слияния с Ним. Это происходит внутри пяти коренных свойств АВАЯ – пяти стадий распространения прямого света.
Структура АВАЯ – неизменна. Об этом сказано: «Ани АВАЯ ло шинити» – «Я свое Имя, свои действия не меняю». Абсолютно все, что происходит, - совершается внутри человека. Поэтому говорится, что человек – это маленький мир, и все происходит внутри него, снаружи ничего нет. Кроме десяти сфирот или пяти стадий ничего не существует. Поэтому свой главный учебник по Каббале Бааль Сулам так и назвал – «Учение Десяти сфирот».
Рай и Ад
Рай и Ад – это просто различные состояния творения, ступени, которые оно проходит. Раем называется состояние Бины, полной тождественности Творцу. Адом называется состояние полной противоположности Творцу. Другими словами, Бина называется Раем, Малхут – Адом. То есть, если Малхут оценивает себя относительно Бины, то нахождение внутри своих эгоистических свойств ощущается ею в качестве Ада.
Восприятие в земных органах чувств и в духовных
Работая в материале творения, Высший свет доводит его до некоторого определенного состояния, и по закону диалектики, закону «отрицания отрицания» количество переходит в качество – в новое осознание с возникновением новой реакции.
Как правило, следующий этап всегда противоположен предыдущему, потому что развился на его отрицании. Поэтому между ними существует очень резкая, фазовая граница перехода, возникает инверсия. Наши органы чувств, то есть, Малхут, принимающая Высший свет через предыдущие стадии, строго градуируется по своему авиюту, по мере своего эгоизма. Она определяет, что именно может принимать, в какой части и какого качества будут эти восприятия. Исходит же все это из пяти стадий распространения прямого света.
Однако почему мы не захватываем в наших ощущениях весь спектр целиком? Наш мир – это всего лишь копия того, что имеется в Высшем мире. Человек, который поднимается в Высший мир и начинает ощущать его, воспринимает проявления Высшего мира тоже в пяти своих свойствах, но диапазон восприятия этих свойств, охват каждого авиюта, очень маленький. Сколько видит ребенок? Сколько слышит и что он понимает?
Когда в нем начинает возрастать эгоизм и рядом с ним, соответственно, развивается разум, его органы чувств начинают охватывать все больше и больше. Так же происходит и в духовном мире. Только в духовном мире существует преимущество – в итоге, человек захватывает абсолютно весь спектр той Высшей мысли, того Высшего света, который его создал.
Человек захватывает его весь, находясь даже в самом маленьком духовном состоянии, но восприятие в этом случае не столь отчетливое, словно в тумане. Работают все органы чувств, но каждый из них задействован лишь на какой-то процент своей мощности.
Таким образом, разница восприятия в пяти земных органах чувств и в духовных – только в мощности постижения. Нам кажется, что мы мало видим, мало слышим. Мы и на самом деле мало видим и слышим, но это потому, что наши духовные органы чувств не в состоянии вобрать в себя всю глубину Замысла.
Нас окружает свет, который мы ощущаем в мере своего подобия ему. Однако у нас подобие этому свету – инверсное, а в духовном мире подобие ему прямое. Все наши ощущения – это копия Высшего света, которая отражается в нас таким образом: инверсно - в нашем мире или в прямом подобии – в духовном. В любом случае мы ощущаем некое фрагментарное воздействие света.
Чем же могут нам помочь приборы, которые мы создаем в нашем мире? Поскольку наш мир неживой относительно духовного, то в нем с помощью различных приборов мы можем развить в себе большее противопоставление Высшему свету.
Эти приборы расширяют диапазон нашего восприятия. То есть, они расширяют диапазон наших пяти органов чувств, которые практически являются такими же механическими приборами. Ведь те приборы, которые мы создаем, и те, которые есть у нас внутри, работают по аналогичному принципу.
С помощью своих эгоистических желаний, зная, что наши органы чувств работают механически, мы просто увеличиваем их восприимчивость. Эти приборы, имея повышенную внешнюю чувствительность относительно Высшего света, адаптируют приходящие сигналы к более низкой чувствительности наших органов чувств. Так, радиоприемник, обладая большой чувствительностью, улавливает определенные частоты и преобразует их в частоту, создающую колебания в динамике, чувствительность которого в отношении радиоволн мала, а мы уже слышим звук из динамика.
Мы существуем в огромном поле всевозможных волн, форму которых можно наблюдать на осциллографе, слышать из динамика. Поэтому нельзя сказать, что мы их не улавливаем. Мы просто не можем усилить их, адаптировать себя к ним. Хотя, вполне возможно, что изначально человек был способен улавливать весь спектр волн. Быть может, в процессе эгоистического развития произошло понижение разрешающей способности наших органов чувств. Так же, как человек автоматически использует всего два процента мозга, так он работает и на меньшую восприимчивость окружающей среды. Ему это необходимо для защиты собственного организма, собственного эгоизма.
С другой стороны, когда человек развивается альтруистически, он не восстанавливает прежние ощущения. Он развивает в себе ощущения, построенные на совершенно другом принципе. В случае с радиоприемником мы используем лишь внешний источник подобия. При эгоистическом развитии воспринимающим устройством выступает наше эго. Когда мы занимаемся Каббалой, приемником является не ухо или эго, а душа, и она улавливает совершенно другие диапазоны – в подобии внешнему свету. В первом же случае мы, выстраивая эту схему, практически, улавливаем себя.
До тех пор, пока человек не постигнет полную картину, он не может вынести правильного суждения о каком-либо ее частном фрагменте. Поэтому сначала мы должны просто изучать устройство мироздания в том виде, в котором нам представляют его каббалисты. Так школьники изучают физику, задавая вопросы, чтобы лучше усвоить материал.
Когда человек полностью его изучит, и, главное, в себе произведет необходимые изменения, чтобы ощутить это мироздание, он сможет стать его активным элементом, то есть, начнет постигать его активно – раскрывать для себя в направлении снизу вверх.
Изучается же оно в развитии сверху вниз, и те, кто еще не имеет духовного постижения, должны принять это строение в качестве аксиомы. Необходимо поверить в данном вопросе каббалистам, другого выхода просто нет. Ведь речь идет об ином мире – о мире, постичь который сейчас невозможно, ввиду отсутствия подобия его свойствам. Так и в нашем мире мы все постигаем согласно подобию своих свойств. Только в мере подобия мы можем ощутить то, что, якобы, находится вокруг нас.
Так же происходит и в духовном – Высший мир тоже раскрывается нам в соответствии с принципом подобия свойств.
Ацмуто – непостигаемая суть Творца
Существует Высшая сила, которая называется Ацмуто, что в переводе означает – «сама по себе» или суть, сущность. Она непознаваема в принципе, потому что не имеет никакой связи с творением. Мы относимся к творению, а Ацмуто существует сама по себе. Говорить об этой Высшей силе мы можем только с позиций того, как она относится к нам.
Объяснения в Каббале всегда сопряжены с определенными трудностями, поскольку мы находимся в рамках пространства и времени, а в этих координатах постоянно происходят какие-то изменения: есть движение времени, движение внутри пространства, и выйти из этих рамок мы не можем.
Как бы мы не пытались оторвать себя от них, мы только видоизменяем их тем или иным образом, не более того. Поэтому мы все равно должны будем пользоваться понятиями раньше-позже, выше-ниже, быстрее-медленнее, ближе-дальше и т.д. Избежать этого не удастся, но постепенно мы разъясним для себя истинное духовное значение этих слов.
Итак, в Ацмуто появилась мысль: создать творение для того, чтобы его насладить. То есть, мы сразу же говорим, что нечто не существовало, а потом появилось. Нет другой возможности выразить причину и следствие – только в рамках времени. Можно сказать, что существует Высшая сила, и у нее есть какое-то отношение к будущим творениям. Однако следует учитывать, что будущее означает не категорию времени, а категорию причины и следствия. То есть, между Ацмуто и творениями разница не временная, а причинно-следственная.
Ацмуто – это категория, означающая суть, сущность, нечто «само по себе». Зарождение же мысли о будущем творении является уже внешним проявлением, и к Ацмуто отношения не имеет. Это имеет отношение только к будущему творению. Есть ли у Ацмуто какие-то другие внешние проявления, и могут ли существовать какие-то другие творения, создания, мысли – этого мы не знаем, и неизвестно, узнаем ли.
Замысел творения – насладить создания
Мы постигаем всю систему, начиная с Замысла творения: создать творения, для того чтобы дать им наслаждение. Этот Замысел и определяет существование самого творения. То есть, создать творение, для того чтобы насладить его, значит, создать нечто большее - кроме реализации самой мысли «создать творения». Творение должно выходить за рамки этой мысли.
Мысль создать творение для того, чтобы насладить, называется «Творец». Сама эта мысль! Производное от нее, – как бы, обратное этой мысли, ее отпечаток, негатив, – является творением, которое наслаждается этой мыслью.
В какой мере оно может наслаждаться ею? В мере своего подобия ей. Эта мысль – совершенство, она наивысшая. Потому и привести творение к совершенству, к наслаждению, значит, поднять его на уровень этой мысли, замысла творения. Подобие этой мысли означает для творения его исправление и возвышение, достижение наивысшего, наилучшего состояния.
Почему творение должно прийти к этому состоянию, а не находится в нем изначально, как сама эта мысль? Потому что творение (которое должно быть отличным от этой Высшей мысли) не может что-либо ощутить, иначе как из состояния, противоположного состоянию Творца. Оно должно находиться вне Творца, вне этой мысли, то есть, быть противоположным Ему, и постигать Его из этого состояния.
Таким образом, творение, то есть, производное от Замысла, представляет собой как бы отпечаток, негатив этого Замысла. И если Замысел творения – это замысел насладить, насытить, наполнить, то творение определяется, как «ощущение отсутствия наполнения, насыщения». Это желание в творении (наполниться, насытиться) мы и называем желанием получить наслаждение. Оно характеризует материал творения.
Однако для того чтобы привести этот материал творения к нужному виду: чтобы он ощутил себя отдельным от Замысла творения, от Высшей силы, почувствовал себя противоположным ей, желающим достичь ее, постичь и уподобиться ей – это первоначальное желание должно пройти определенные этапы развития.
Этапы огрубления желания
Всего существует пять этапов развития желания, каждый из которых в свою очередь делится еще на пять, а затем еще на пять. Таким образом, от наивысшего состояния, в котором творение создано этим Замыслом (Высшей силой), до наинизшего, где оно полностью оторвано от Творца и только начинает ощущать свою оторванность и противоположность, имеются 125 ступеней.
Их можно разбить на еще более мелкие подступени, но в этом нет особой необходимости. Основное деление происходит на 125 ступеней.
Для того чтобы изначальное, корневое желание, желание нулевой стадии, ощутило себя противоположным – желающим наполниться, насладиться – оно должно пройти пять стадий. Разница же между ступенями в том, что на каждой последующей ступени первоначальное желание постепенно огрубляется, увеличивается, ощущает себя все более удаленным от света, противоположным ему, потому что на него воздействует Замысел, изначальная мысль.
Желание - против Замысла: они нисходят вместе, действуют друг на друга таким образом, что желание постепенно под воздействием мысли, Замысла (так называемого Высшего света) начинает приобретать все более и более грубую оболочку.
Огрубление - есть наложение дополнительных свойств. На каждой из пяти ступеней первоначальное желание приобретает дополнительное свойство, отдаляющее его от Замысла творения. Можно сказать, что в первоначальном Замысле отличие творения от Него очень незначительное. Это всего лишь точка, как зародыш в чреве матери, о котором нельзя сказать, что он – это нечто отдельное. Он – интегральная часть организма матери. По мере своего развития, он достигает такого состояния, когда обязан отделиться от нее, иначе вред будет нанесен обоим.
Пять миров – пять сокрытий
Что же представляют собой эти пять ступеней, пять миров, отделяющих творение от Творца? Пять миров – это пять уровней скрытия Высшего света, позволяющих творению существовать независимо от давления Высшего света и проявить свою самостоятельность.
Можно ли сказать, что каждый мир – это новый духовный орган чувств? Нет. Все отличие между мирами – в глубине постижения Замысла творения. Однако глубина постижения одновременно влияет и на суть постижения, то есть, проявляется в качественном постижении, в том, насколько оно внутренне ощущается в творении.
Развиваясь, творение нисходит по ступеням, от мира Бесконечности, наивысшей точки, где создано первоначально, вниз по 125 ступеням. Это - процесс развития творения в его отрицательном варианте. Творение достигает самой низкой ступени, наиболее оторвано от Творца и находится в полном отсутствии постижения самого себя и всего творения.
Постижение происходит в обратном направлении – от этой низшей точки наверх, постепенно, по мере сближения с Творцом, Высшей силой.
Десять сфирот
Десять сфирот и пять ступеней, в сущности – одно и то же. Деление это довольно условное. Оно должно лишь продемонстрировать нам те свойства, которые использует Высшая мысль, Высшая сила, чтобы создать творение.
Для того чтобы создать творение подобным себе, Высшая сила проявляет себя в определенных качествах. Этих качеств восемь. Существует Кетер – сама Высшая сила, Замысел творения, который проходит через восемь проявлений – от Хохма до Есод. Затем, следует Малхут – желание постичь Замысел творения в виде этих восьми сфирот.
Адаптируя, принимая на себя свойства высших сфирот, Малхут становится подобной им, но в своем эгоистическом материале. В итоге, она становится подобной Кетеру, достигает его свойств.
Десять сфирот делятся еще на десять и еще на десять. Одна из них – Зеир Анин (ЗА) - делится на шесть, а не на десять. Это подчеркивает, что она маленькая. На самом деле, не может быть деления на шесть – оно условное. В ней тоже десять частей. Только эти десять частей по своим качествам равноценны, тождественны шести. То есть, в ЗА сфирот Кетер, Хохма, Бина – такие же, как Хесед, Гвура, Тиферет.
Кроме десяти сфирот не существует ничего. Они включает в себя замысел, реализацию и конечный результат. Поэтому творение состоит из этих десяти сфирот. В них заключается все его существование, постижение, разрушение, исправление. Внутри этих десяти сфирот находятся все миры, и все, что происходит, также происходит внутри них, или пяти свойств: начальной точки буквы йуд и четырех букв имени Творца АВАЯ.
Все разворачивается внутри, когда творение ощущает себя, углубляется в самое себя, исследует себя относительно света: чувствует свое разбиение, отдаление, и затем, необходимость возвышения, уподобления Творцу, слияния с Ним. Это происходит внутри пяти коренных свойств АВАЯ – пяти стадий распространения прямого света.
Структура АВАЯ – неизменна. Об этом сказано: «Ани АВАЯ ло шинити» – «Я свое Имя, свои действия не меняю». Абсолютно все, что происходит, - совершается внутри человека. Поэтому говорится, что человек – это маленький мир, и все происходит внутри него, снаружи ничего нет. Кроме десяти сфирот или пяти стадий ничего не существует. Поэтому свой главный учебник по Каббале Бааль Сулам так и назвал – «Учение Десяти сфирот».
Рай и Ад
Рай и Ад – это просто различные состояния творения, ступени, которые оно проходит. Раем называется состояние Бины, полной тождественности Творцу. Адом называется состояние полной противоположности Творцу. Другими словами, Бина называется Раем, Малхут – Адом. То есть, если Малхут оценивает себя относительно Бины, то нахождение внутри своих эгоистических свойств ощущается ею в качестве Ада.
Восприятие в земных органах чувств и в духовных
Работая в материале творения, Высший свет доводит его до некоторого определенного состояния, и по закону диалектики, закону «отрицания отрицания» количество переходит в качество – в новое осознание с возникновением новой реакции.
Как правило, следующий этап всегда противоположен предыдущему, потому что развился на его отрицании. Поэтому между ними существует очень резкая, фазовая граница перехода, возникает инверсия. Наши органы чувств, то есть, Малхут, принимающая Высший свет через предыдущие стадии, строго градуируется по своему авиюту, по мере своего эгоизма. Она определяет, что именно может принимать, в какой части и какого качества будут эти восприятия. Исходит же все это из пяти стадий распространения прямого света.
Однако почему мы не захватываем в наших ощущениях весь спектр целиком? Наш мир – это всего лишь копия того, что имеется в Высшем мире. Человек, который поднимается в Высший мир и начинает ощущать его, воспринимает проявления Высшего мира тоже в пяти своих свойствах, но диапазон восприятия этих свойств, охват каждого авиюта, очень маленький. Сколько видит ребенок? Сколько слышит и что он понимает?
Когда в нем начинает возрастать эгоизм и рядом с ним, соответственно, развивается разум, его органы чувств начинают охватывать все больше и больше. Так же происходит и в духовном мире. Только в духовном мире существует преимущество – в итоге, человек захватывает абсолютно весь спектр той Высшей мысли, того Высшего света, который его создал.
Человек захватывает его весь, находясь даже в самом маленьком духовном состоянии, но восприятие в этом случае не столь отчетливое, словно в тумане. Работают все органы чувств, но каждый из них задействован лишь на какой-то процент своей мощности.
Таким образом, разница восприятия в пяти земных органах чувств и в духовных – только в мощности постижения. Нам кажется, что мы мало видим, мало слышим. Мы и на самом деле мало видим и слышим, но это потому, что наши духовные органы чувств не в состоянии вобрать в себя всю глубину Замысла.
Нас окружает свет, который мы ощущаем в мере своего подобия ему. Однако у нас подобие этому свету – инверсное, а в духовном мире подобие ему прямое. Все наши ощущения – это копия Высшего света, которая отражается в нас таким образом: инверсно - в нашем мире или в прямом подобии – в духовном. В любом случае мы ощущаем некое фрагментарное воздействие света.
Чем же могут нам помочь приборы, которые мы создаем в нашем мире? Поскольку наш мир неживой относительно духовного, то в нем с помощью различных приборов мы можем развить в себе большее противопоставление Высшему свету.
Эти приборы расширяют диапазон нашего восприятия. То есть, они расширяют диапазон наших пяти органов чувств, которые практически являются такими же механическими приборами. Ведь те приборы, которые мы создаем, и те, которые есть у нас внутри, работают по аналогичному принципу.
С помощью своих эгоистических желаний, зная, что наши органы чувств работают механически, мы просто увеличиваем их восприимчивость. Эти приборы, имея повышенную внешнюю чувствительность относительно Высшего света, адаптируют приходящие сигналы к более низкой чувствительности наших органов чувств. Так, радиоприемник, обладая большой чувствительностью, улавливает определенные частоты и преобразует их в частоту, создающую колебания в динамике, чувствительность которого в отношении радиоволн мала, а мы уже слышим звук из динамика.
Мы существуем в огромном поле всевозможных волн, форму которых можно наблюдать на осциллографе, слышать из динамика. Поэтому нельзя сказать, что мы их не улавливаем. Мы просто не можем усилить их, адаптировать себя к ним. Хотя, вполне возможно, что изначально человек был способен улавливать весь спектр волн. Быть может, в процессе эгоистического развития произошло понижение разрешающей способности наших органов чувств. Так же, как человек автоматически использует всего два процента мозга, так он работает и на меньшую восприимчивость окружающей среды. Ему это необходимо для защиты собственного организма, собственного эгоизма.
С другой стороны, когда человек развивается альтруистически, он не восстанавливает прежние ощущения. Он развивает в себе ощущения, построенные на совершенно другом принципе. В случае с радиоприемником мы используем лишь внешний источник подобия. При эгоистическом развитии воспринимающим устройством выступает наше эго. Когда мы занимаемся Каббалой, приемником является не ухо или эго, а душа, и она улавливает совершенно другие диапазоны – в подобии внешнему свету. В первом же случае мы, выстраивая эту схему, практически, улавливаем себя.
Обсуждения Каббала - Наука 21 века. Постижение Духовного мира