Про индийский танец

При упоминании об индийском классическом танце перед глазами сразу же предстает фигура танцовщицы в красивом костюме, дающей сольное представление, будь это бхаратнатьям, катхак или орисси. В Индии существует давняя глубоко укоренившаяся и уникальная традиция исполнения классического танца соло.
Про индийский танец
То, что упоминается в "Натья шастре" Бхарата (труде о танце) как украшение или орнаментация к драме или театру, с течением веков развилось и обрело свое отдельное лицо и статус и стало самостоятельным видом искусства. Причина этому кроется в самом характере этого искусства.

Индийский классический танец сочетает в своем абстрактном виде (нритта, или чистый танец, как его называют) сюжет рассказа или тему, передаваемую в повествовательной форме через абхинаю (мимику и выражения лица) и грациозность. Танцовщица-солистка использует свое тело как инструмент для передачи и создания атмосферы и эффекта без какого-либо реквизита.

Что отличает индийский классический танец от других танцев мира, так это та важная роль, которую играет каждая черта лица танцора, весь его облик. Как только танцовщица встает в позу и её движущиеся руки делают соответствующий жест (мудру), её лицо и глаза отражают внутренние чувства и эмоции характера, образ которого она создает, какими бы тонкими они ни были (бхава).

Это искусство коммуникации танцора через бхаву и абхинаю и то эстетическое наслаждение, которое получают от него зрители, подробно анализируется в теории "раса", плоде индийского гения. Анализ человеческого ума, весь спектр эмоций, на которые он способен, и детальные дискуссии о манифестации и развитии расы в "Натья шастре" и других последующих текстах оставляют нас полностью завороженными.

Временное отождествление танцора с передаваемым им характером вместе с его действиями и выражениями лица производят эффективное впечатление на зрителя. Он тоже на время оказывается вовлеченным в это действо. Эта обоюдная вовлеченность приводит к появлению расы, что в буквальном переводе означает "сок". Здесь же раса - это сама сущность эстетического наслаждения.

Талантливая танцовщица способна творить такую магию на сцене в каждом своем выступлении. Согласно Ананде Кумарасвами, выдающемуся авторитету в области индийского искусства и эстетики, в индийской театральной игре или танце ничто не является делом случая. Поскольку в них важны не актер, а акции, то аматерам на сцене места нет.

Мы сейчас живем в таком мире, где блицкриг информационной технологии привел к быстрому взаимодействию и свободному потоку идей между группами и общинами. Запад с его экономическим превосходством и передовой технологией оказал на нас во многом большое влияние. Это влияние в области культуры было поистине ошеломляющим. Современный танец с его новыми приемами исполнения и сценическим оформлением увлекает молодежь, особенно образованную. Соответственно заметен и эффект этого на наших танцоров и хореографов. Они берутся за новые смелые темы, экспериментируют с более абстрактными формами танца, применяя новую сценическую технику, внедряя групповые композиции.

Тем не менее, это влияние не одностороннее. Наш танец тоже был замечен западными хореографами и преподавателями, которые переняли наши приемы, движения тела, жесты, идеи и т.д.

Многие из них проявляют большой интерес к теории расы и изучают возможности адаптации абхинаи и бхавы в своих постановках. Наблюдаются также и усилия в организации совместных постановок.

В такой изменившейся ситуации исполнительница-солистка находит себя в сложном положении. Многие пытаются браться за новые темы, ранее считавшиеся не подходящими для сцены. Некоторые добились в этом успеха. Но, в конечном счете, индийский классический танец с его интенсивной привлекательностью и присущей ему глубиной даст возможность танцору продолжать завораживать зрителей, поскольку человеческие эмоции остаются неизменными на протяжении тысячелетий.

Если Радха Кришны ждала Его в лесу, то сегодняшняя нанка (героиня), может быть, ожидает своего героя на автобусной остановке или в кофейне. Все те эмоции, которые она испытывает во время ожидания, - прилив любви, сомнения, предчувствия, разочарование, нетерпение, гнев - остаются теми же самыми и буду такими же и в будущем.

Поскольку ум человека, его глаза способны концентрироваться на одном предмете в один отрезок времени, то у сольного исполнителя здесь есть преимущество. В групповом выступлении танцоры двигаются по сцене, образуя круги, выполняя различные комбинации. Но в таких абстрактных танцах нет точки фокуса. В танцевальной драме каждый танцор исполняет свою роль, создавая персонажи спектакля. И зрители поочередно следят за движениями и игрой каждого исполнителя.

В сольном танце танцовщица является рассказчиком и коммуникатором и находится в центре внимания зрителей, следящих за выражением её лица. Она мгновенно налаживает связь с ними и завладевает их сердцами.
×

По теме Про индийский танец

Холи. Индийский праздник

Холи знаменует наступление лета. В ночь перед ним на перекрестках улиц зажигают...
Журнал

Дивали. Индийский праздник

Это праздник огней, проходящий в октябре или ноябре. Здесь надо иметь в виду...
Журнал

Индийский праздник слонов и зонтов

С наступлением лета сотни тысяч людей собираются на юге Индии, в штате Керала...
Журнал

Грибок индийский

ГРИБОК индийский - это детище индийских богов, индийской медицины. Грибок был...
Журнал

Индийский свадебный макияж

В Индии макияж невесты во многом зависит от вкуса ее сестер, родственниц...
Журнал

Грибы-зооглеи: Индийский гриб - Морской рис

Целебные свойства риса Учеными было установлено, что напиток, который изготовлен...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы