Эзотеризм философии религии Г.Гегеля

Г.В.Ф.Гегель, исходя из анализа его Философии религии – последовательный антитеист. Весь так сказать «религиозный» характер философии Гегеля, в том числе его философии религии, направлен на очищение и защиту Учения Иисуса*, но против Церкви.
Эзотеризм философии религии Г.Гегеля
(На наш взгляд, прослеживается полная корреляция апокрифа от Гегеля: «Жизнь Иисуса» и философской Легенды Л.Н.Толстого, так же, как и Г.Гегель, Посвящённого, «Разрушение Ада и восстановление его», вскрывающей истинную сущность института Церкви в Новое время.) Монистический характер его диалектической системы имеет ярко выраженный пифагорейско-платонический генезис, в чём он сам признавался, ссылаясь на Платона как на своего предшественника [1, с.19].

Его систему можно в известном смысле охарактеризовать как синтез греческой философии и христианского субъективизма (Кронер).

Абсолют, по Гегелю, должен мыслиться не только как субстанция (Спиноза), но и как субъект (Фихте, Шеллинг). Гегелевскую систему можно считать пределом философии Нового времени.

По Гегелю, философия имеет тот же предмет, что и религия, - абсолют. Абсолют – Бог – есть всё во всём, но лишь в чистом мышлении он выступает в своей адекватной форме. «Абсолютное знание», то есть философия, нашедшая своё завершение в системе Гегеля, является поэтому «самосознанием Бога» в человеке; но сущность Бога – т.к. он является духом – есть не что иное, как именно такое самосознание, мышление мышления, по Гегелю.

Система Гегеля состоит из трёх частей: логики (онтологии), рассматривающей бытие Бога до сотворения мира; натурфилософии, имеющей содержанием отчуждение Бога в материальном мире, и философии духа, изображающей возвращение Бога из своего творения к самому себе (к мышлению самого себя) в человеческом духе. В конце снова оказывается логика – на этот раз, однако, совершаемая Богом в человеке, но не отличающаяся тем не менее по содержанию от первой.

Развитие совершается благодаря тому, что чисто внутреннее содержание божественного мышления облекается в совершенно неадекватную ему форму материальной природы и, таким образом, создаёт непримиримое противоречие. Принцип диалектического развития – это движение, являющееся результатом противоречия. Уже в природе имеет место постепенное «погружение - в - себя» внешнего, но подлинное «возвращение» духа из его «инобытия» (т.е. природы) совершается только в человеке. Человек, существующий сначала только в сфере природно-душевного (антропология), на ступени «являющегося сознания» (феноменология) отрывается от своего непосредственного наличного бытия и становится в противоположность к нему, пока он как духовная сущность (субъективный дух) не познает свою собственную духовную субстанцию как идентичную со своим осознанным (мыслящим и волящим) содержанием. Такую же эволюцию совершают образования «объективного духа», т.е. формы, созданные человеческим обществом (право, мораль, нравственность). Здесь, так же как и везде, третья ступень является синтезом обеих первых правил, относящихся друг к другу как антитезы. В конкретной нравственности (семье, обществе и государстве) решающим моментом является единство правового содержания и морального убеждения. Это единство достигает в государстве своей высшей формы, ибо Бог есть единство субъективности и объективности (субъекта и субстанции).

Над образованиями объективного духа стоят три формы «абсолютного духа», т.е. созерцание, представление и знание абсолютного тождества субстанции и субъекта. В искусстве это единство только «созерцается», идеальное (идейное) просвечивает сквозь материю, в религии это единство «представляется» в лице потусторонней личности, которая есть одновременно Бог (т.е. мышление мышления) и человек (т.е. чувственное наличное бытие): только в абсолютном знании это единство познаётся как полное тождество субъективного (божественного) духа, только здесь достигается цель – возвышение конечной сущности к бесконечному. Это единение с божественным Разумом – Логосом есть мистическая цель гегелевской философии.

Общая мировая история рассматривается Гегелем как процесс развёртывания мирового духа в акте самопознания и вместе с тем как «прогресс в сознании свободы». Свобода, однако, состоит в том, что человек познаёт своё тождество в сущности с абсолютом и отождествляет себя с образованиями объективного духа и его волением (государством и правом), созданными в конечном счёте тем же абсолютом [7, с.90-91].

Бог Гегеля – это Разум (собственно как и для Аристотеля).

Мы остановимся на ранних работах Г.Гегеля: «Жизнь Иисуса», написанной им в 25 лет, и «Дух христианства и его судьба» (28-30 лет), - в которых наиболее ярко мыслитель проявил себя как одарённый мистик, которому для осознания мистических прозрений молодости понадобилось чуть более 30-ти лет жизни, чтобы логически осмыслить их (примерно такой же опыт прошел арабский врач и философ Авиценна, в 18 лет испытавший инсайт и всю оставшуюся жизнь потративший на его рационализацию, также, пытавшийся соединить философию Аристотеля с неоплатонизмом). Дух эзотерической, масонской, философии имплицитно пронизывает собой весь корпус работ Гегеля о религии.

Ж. Д`Ондт (J.D`Hondt. Die geheimen Quellen… S.56) обратил внимание на близость Гегеля к иллюминатам – тайной масонской организации. Не исключена возможность, что Гегель сам был масоном. Для руководителя иллюминатов А.Вейсгаупта «подлинное учение Христа совпадает с учением разума» [Цит.по: А.В.Гулыга. Вступительная статья: 2, с.9].

Классические Масоны в первую очередь, просветители, последовательные антитеисты, утверждавшие главный принцип построения общества нового (идеального) типа – принцип справедливости (разработанный в теории идеального государства ещё Платоном), свободы, равенства. И во главе Иерархии такого идеального равноправного свободного общества или Общины Мира стоит не антропоморфный личностный Бог христианской религии, а Разум, или Логос, Огненный Принцип жизни [см.:3].

"...граждане Царства Божия становятся частными лицами, противопоставляющими себя враждебному государству, исключающими себя из него" [4, с.134], - таковыми являются эзотерические братства всех времён и народов, в том числе и масоны.

На каждой из трех граней алтаря масонского храма начертаны слова: Свобода-Равенство-Братство.

Свобода в Боге. Равенство всех перед Истиной. Братство всех в духе Истины Единой. Но кто это в реальности оправдывает, подтверждая всей своею жизнью?!

На мой взгляд, Масон - это прежде всего тот, кто готов встать на крест за Истину.

Это только одна власть - власть Жертвы, и никакой другой.

«Чистый, не знающий пределов разум, есть само Божество», - с данного знания-убеждения, открывшегося ему в начале духовного пути, начинает «Жизнь Иисуса» молодой философ-диалектик Гегель, также, на наш взгляд, бесспорно, имеющий отношение к эзотерическому масонству.

Разум Гегеля есть Логос, а Логос, в его диалектической системе, – есть понятие. «Понятие» же Гегеля тождественно эйдосу Платона. Также разум у Гегеля – «высшее соединение сознания и самосознания», которое и является содержанием идеального, которое есть самое Жизнь.

Триадический принцип создания системы Гегель, осознанно или нет, но заимствует у Пифагора, Безупречного, или Трижды Величайшего**, в своей основе и вся философия Платона – есть развитый пифагореизм (о чём вовсе не следует забывать истории европейской западной философии). Пифагор учил, что всё в природе разделено на 3 части и что никто не может стать воистину мудрым, пока он не будет представлять каждую проблему в виде треугольной диаграммы. Он говорил: «Узрите треугольник, и проблема на две трети решена… . Все вещи состоят из трёх» [5,с.226]. В соответствии с этой точкой зрения, Пифагор разделил Вселенную на 3 части, которые он назвал Высочайший Мир (у Гегеля - это абсолютный дух), Высший Мир (абсолютная идея у Гегеля) и Низший мир (природа, по Гегелю). Отсюда, диалектика Гегеля есть понимание бытия идеального. Идеальное же бытие для Гегеля – «святой дух Общины» (соборность мышления, мировоззренческое братство) - типично масонский эзотерический постулат. По Гегелю, «бытие есть синтез субъекта и объекта, в котором субъект и объект теряют свою противоположность» [4,с.84], однако, синтез этот возможен только в трансцендентном – и это тоже исключительно масонский философский принцип: вся жизнь здесь есть подготовка к смерти, равно как и монизм, и бессмертие души – основные постулаты религиозной идеологии масонства, пронизывающие собой всю философию религии Гегеля.

«Вера есть познание духа посредством духа, и лишь равные по духу могут познать и понять друг друга» [4, с.103].

Смыслом же земной жизни человека является, по Гегелю, реализация промысла Божьего, заключающегося в служении разуму и добродетели [6,с. 66]. Ибо Воля Бога, утверждает Гегель, открыта людям в законе Его разума [6,с. 39]. Что есть «разум» в системе Гегеля: это «Я», т.е. сущность или дух человека. «Я» - это разум (или логос души человека. – Н.Ш.), чьи законы ни от чего более не зависят, чей критерий суда не подвластен никаким авторитетам земным или небесным» [6, с.40]. (Типично масонское, эзотерическое, свободомыслие!)

Таким образом, разум тождествен сущности: «Вначале был Логос, и Логос был у Бога, и Логос был Бог» (Иоанн,1;1).

«Чистый, не знающий пределов разум, есть само Божество» [6,с.29], - утверждение Гегеля, открывающее собой «Жизнь Иисуса» и высказываемое на правах бесспорной аксиомы, имеет отдалённые предпосылки в ортодоксальной христианской традиции. Так, уже в прологе Евангелия от Иоанна греческий термин «логос» («слово», «высказывание», «смысл», «мировой смысл», «мировой разум») применён к Богу, воплотившемуся в Христе. Утверждение, что Бог не просто обладает разумом, но сам есть разум, что его разум тождествен его сущности, встречается у схоластов, в том числе у Фомы Аквинского (Summa contra gentiles I, 45). Однако гегелевское отождествление Бога с чистым и беспредельным разумом выходит далеко за пределы подобных представлений и оказывается возможным только в русле идеологии Просвещения – с господствующей масонской религиозной философией и идеологией в Европе 17-18вв. Оно имплицирует, в частности, отказ от представления о чуде как противоразумное, ибо Бог, который есть разум, не действует вопреки себе. Такого Бога может адекватным образом постичь не позитивная религия с её культом и догмами, но «религия в пределах одного только разума» (заглавие работы И.Канта, без которого философия Гегеля не могла бы состояться! изданной двумя годами раньше написания «Жизни Иисуса»). Проповедником религии такого рода Гегель и делает Иисуса в своем масонском апокрифе «Жизнь Иисуса». «Жизнь Иисуса» - вольная интерпретация 25-ти летним Гегелем Евангелий, точнее, синтез его мистических прозрений.

Гегель взрывает евангельский текст изнутри, потому что его концепция исключает присутствие в учении Иисуса мессианских мотивов [6,с.41] . Гегель перерабатывает евангельское повествование, ибо, по его мнению, Иисус не был и не считал себя Мессией; для Гегеля он – Пророк, этический Учитель [6, с.46-47]. Не о том ли же самом будет утверждать величайший эзотерический философ 19-го века, Метафизик Е.П. Блаватская, в своем труде «Евангельский эзотеризм»?! как и Гегель, являвшаяся классическим эзотерическим Масоном (с большой буквы), с восточными корнями...

«Судьба Иисуса заключалась в том, чтобы страдать от судьбы своего народа….» [6, с.134-135], ибо Иисус противопоставил себя всему духу и укладу жизни иудеев. Встал противу ВСЕХ, утверждая культ Истины Единой. Главная идейная фабула произведения мыслителя заключалась в конфликте-антагонизме старого и нового сознания: книжников-фарисеев и Иисуса. В споре между мнениями и авторитетами, в коллизии между стереотипами массового сознания иудеев и истиной «утвердившегося в своих правах разума»[6, c, 53], одним словом, между буквой-догмой и живым творческим ДУХОМ Учения.

«Время жатвы – вечность, воздающая за добро и зло. Однако добродетель и порок так тесно переплетены, что нельзя искоренить порок, не нанося ущерба добродетели» [6, с.43], - Гегель целился в свой, 18-ый век, а попал в наше время.

Гегель выдвигает все логические основания того, что учение Иисуса есть учение РАЗУМА, но не учение слепой или механически-условной веры, в её ортодоксально-номенклатурно-церковном варианте. « если они опять поставят на место его (духа, или разума. – Н.Ш.) предписанную буквой закона веру, которая вновь лишит разум его права находить в себе самом закон, свободно верить в него и подчиняться ему» [6,с.53], то Иерусалим неизбежно рухнет и погребёт их (фарисеев-книжников) под своими обломками. Таким образом, Гегель лишает государство теократических оснований.

Гегель недвусмысленно приписывает своему герою, Иисусу, масонские черты: «Своим же ученикам Иисус сказал: «Люди эти заблуждаются, если они приписывают мне честолюбивые помыслы прослыть Мессией, которого они ждут, если полагают, что я жду их служения себе или чувствую себя польщённым, когда они предлагают увеличить число сопровождающих меня. Если они повинуются священному закону разума своего, то мы братья, члены одной общины» [6, с.63-64], - эти слова свободно измышлены Гегелем – Посвящённым, "придающим Иисусу черты просвещённого, гуманного и терпимого деятеля масонских лож конца 18 века"(С.С.Аверинцев, Ал.В.Михайлов при участии А.В.Гулыги/Примечания. Ранние работы Г.Гегеля: "Жизнь Иисуса", указ.издание, стр.395[см.:6]). «Нет, уважение к себе, веру в святой закон вашего разума и внимание к внутреннему суду вашей совести, к мере, которая является и мерой для Божества, - вот что я стремлюсь пробудить в вас» [6, с.64], - продолжает Иисус Гегеля в своем классически масонском тезисе. «Целью моей жизни, - говорит Иисус, - никогда не было господство над людьми, но служение человечеству и готовность пожертвовать ради него даже жизнью» [6,с.60].

Орден Ессеев, наиболее видная из ранних сирийских сект, был орденом благочестивых мужчин и женщин, живших аскетически и т.д. "Этот орден был прямым предшественником или прародителем современного Масонства. Символы Ессеев включают различные орудия труда, и Ессеи были секретно заняты в возведении духовного и философского Храма как места обитания живого Бога. ...Иосиф и Мария, родители Иисуса, были членами Ордена Ессеев. Иисус получил воспитание и образование у Ессеев и позднее был инициирован в их наиболее глубокие Мистерии" [5,с.690-706], - о чём сообщает нам американский философ 20 века и историк эзотерических учений мира, Мэнли П.Холл, в научно-философской Энциклопедии символической философии, глава «Мистическое христианство». Таким образом, масонская интерпретация Гегелем образа Иисуса в трактате «Жизнь Иисуса» получает еще одно авторитетное обоснование.

Здесь уместно напомнить, что распяли, предав позорной казни как разбойника, Учителя Иисуса три силы: иудейские Первосвященники - книжники и фарисеи, т.е. буквоеды, римские власти и разъярённая толпа.

Таким образом, Иисус Гегеля является отрицателем «позитивной религии» как таковой. «Разум», завоёванный просветительским богословием 18 века, отрицает у Гегеля всякое богословие. Личность, «я» сама судит себя. «Я» и есть разум (не Бог). «Человеку, - сказал Авраам, - дан закон в его разуме» [6,с.58].

Абсолютизируя конфликт между Иисусом и иудейским миром, Гегель раскрывает сущность Христианской религии и Церкви – в принципиально неразрешимом взаимоотрицании Бога и жизни. «И вы не раз захотите увидеть Царство Божие на земле, и не раз скажут вам, что тут или там существует счастливое братство людей, живущих по законам добродетели, которое можно уподобить Царству Божию. Не гоняйтесь за этими иллюзиями; не надейтесь увидеть Царство Божие во внешнем, пусть самом блистательном объединении людей, - ни в виде государства, ни в виде общества, подчинённого твердо установленным законам. » [6, c.58].

«Основное свойство, необходимое человеку для того, чтобы войти в царство добра, - способность жертвовать» [6, с.56]. Соединение с бессмертным "Я" происходит посредством жертвы - "личность ваша должна умереть прежде, чем в вас заговорит душа" – посвятительный тезис всех универсальных эзотерических доктрин.

В «Жизни Иисуса» планка самой философии поднята предельно высоко, в ней философия равна духовному подвигу, равна религии, если не учению Христа. «Так же всякий человек, стремящийся посвятить себя исправлению людей, должен сначала убедиться в том, что он обладает достаточной духовной силой и способен отказаться от всего, что ему дорого» [6,с.56].

По Гегелю, «Бог есть сущее в форме логоса» [4,с.117].

«Бог не может быть предметом обучения» [4,с.127], но – Посвящения, или откровения самопознающего разума как «высшего соединения сознания и самосознания».

«Бог Гегеля, если разобраться по существу, - это саморазвивающийся мир, в котором главное место отведено деятельности человека, превращающей реальное в идеальное, а идеальное в реальное», - резюмирует философию религии Гегеля А.В.Гулыга, с точкой зрения которого мы можем согласиться [2,с.25].

Евангельский эзотеризм Г.Гегеля есть апология и логика бессмертного Духа, к которому Иисус Путь нашёл, заключив союз с Высшим «Я», есть мистерия христианизирования.

Подлинная религия для Гегеля – это религиозная философия.

Эзотерическая Философия по преимуществу Философия символическая, герметическая: многомерная, нелинейная, - и не подлежит буквалистскому прочтению. Г.Гегель, как и Гераклит, основоположник европейской диалектики, остаётся «тёмным» - герметическим философом. Открытие его еще впереди.

По праву можно назвать «Жизнь Иисуса» молодого Гегеля эзотерическим «евангелием от Гегеля».

6.06.10. Москва.

ПРИМЕЧАНИЯ

* Учитель Иисус "христианство" не создавал, его создали последователи Иисуса. Учитель же Иисус дал Учение Христа. То есть мы не ставим знака равенства между Учением Иисуса Христа и христианством.

** "Трижды Величайший" - означает Третье Великое Посвящение: Преображения (ассимиляции личностью Энергий Души. Стоять в Душе, называется). Оно было и у Пифагора, и у Платона, и у Е.П. Блаватской, и у Иисуса(на горе Фавор), потом Иисус получил одно за другим 4-5-6-ое Посвящения на Кресте. 4-ое Посвящение - Распятия, аннигиляции формы, когда душа, как посредник, уже ненужна между личностью и Монадой.

5-ое Посвящение - Воскрешения: в Духе(Монаде), или Атмане.

6-ое Посвящение Вознесения - освобождения от данной планетарной схемы, т.е. состояние Нирманакайя, как и у Г.Будды. С правом не воплощаться больше на данной Планете, которым, однако, Он не воспользовался, продолжая Служить человечеству, сообразно высшему Закону одухотворенного Космоса - Закону Жертвы.

1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. – Т.1. – М.: «Мысль», 1974. - 450с.

2. См. об этом: Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2т. Т.1./ Пер. с нем. Левина М.И.// Предисловие Гулыги А.В. - М.: «Мысль», 1976. - 420с.

3. На эту же тему см. нашу статью об истории и сущности масонства: на данной странице - 47с.

4. Гегель Г.В.Ф. Дух христианства и его судьба. //Философия религии: В 2 т. Т.1. - М.: РОССПЭН, 2007.- 415с. - (Серия "Книга света".).

5. М.Холл. Жизнь и философия Пифагора// Мэнли П.Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии./Пер.с англ. д.филос.н. Целищева В.В. – Новосибирск: «Наука» РАН, 1997. – 794с.

6. Гегель Г.В.Ф. Жизнь Иисуса.// Философия религии: В 2 т. Т.1. - М.: РОССПЭН, 2007.- 415с. - (Серия "Книга света".).

7. См.: Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 576с.

Опубликовано: Н.А.Шлемова. Эзотерические источники философии религии у раннего Гегеля. С.134-142.//Философия Г.В.Ф.Гегеля и современность: коллективная монография/Ред.коллегия: проф.Б.Н.Бессонов, И.А.Бирич(отв.ред.),Е.Ф.Солопов, Г.Д.Чесноков. - Вып.6. - М.: МГПУ, 2011. - 196с. - (Серия: "Философия: люди и идеи".)
×

По теме Эзотеризм философии религии Г.Гегеля

Философия Гегеля

Истина бытия - это сущность. Бытие непосредственно. Так как знание хочет познать...
Журнал

Диалектика Гегеля

Высшей ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в...
Журнал

О главном критерии научности. Кентавристика как пиар Гегеля

На мой взгляд, главный критерий научности - это если она приносит благо (в...
Журнал

Об ущербности спекулятивной логики Гегеля

Гегель считал неполной формальную логику Аристотеля, поэтому что он считал ее...
Журнал

Обыденные примеры работы логики Гегеля и металогики Бога

Рассмотрим работу агрессивной логики Гегеля (тезис-антитезис-синтез) и...
Журнал

Причина противоречий в логике развития Георга Гегеля

Логика развития Георга Гегеля не случайно оказалась построена на антилогическом...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы