Тема трудоустройства выпускников ВУЗов становится все актуальнее и острее. Чиновники Минобразования, директора кадровых агентств и прочие должностные лица признают, что студентам в настоящее время все сложнее устроиться на работу сразу после получения диплома.
Корреспонденты Newcation решили провести собственное расследование и под видом студентов различных ВУЗов посетили сто компаний в попытке устроиться на работу. Результаты исследования шокировали даже тех, кто был готов к невысоким показателям студенческого трудоустройства.
В каждом пятом отделе кадров нашим соискателям вежливо объяснили, что в выпускниках не нуждаются, потому что у компании нет времени и ресурсов на их обучение и на вопрос, как же быть выпускникам ВУЗов, кадровики только пожимают плечами.
Но более всего наши корреспонденты были шокированы тем, что на дверях многих потенциальных работодателей висят объявления с просьбой не беспокоить выпускников определенных ВУЗов! То есть у работодателей уже сложился свой "черный" список образовательных учреждений, студенты которых совершенно точно не отвечают их требованиям.
Теория, теория…
В наших ВУЗах шутят - вы не переживайте, все равно придете на работу и вам там скажут: Забудьте все, чему вас учили в университете. Потому что там была теория, а сейчас будет практика. Но чем оборачиваются такие шутки для студентов?
По данным наших опросов даже выпускники технических специальностей признают, что 40-50% того, что им давали в ВУЗе, им не пригодилось и вряд ли когда-то пригодится. При этом они поясняют, что именно технические знания они используют на 100%, потому что эти специальные формулы незыблемы и вечны и вряд ли будут меняться в обозримом будущем. Но вся остальная информация так и осталась для них ненужной.
Даже молодые специалисты, успешно устроившиеся на работу, в один голос твердят, что в самом начале их карьеры им было очень тяжело. Многое приходилось осваивать самостоятельно, зачастую спасали только курсы повышения квалификации с упором на практическое применение уже известных формул или советы более опытных специалистов.
Помедленнее, пжалста… Я записуаю…
Это мы говорили о фундаментальных знаниях, которые не меняются десятками и сотнями лет. А что же тогда делается в быстро развивающихся сферах? Например, в рекламе, программировании?
Десять лет назад реклама по телевизору и радио была еще свежей идеей, потом появились баннеры в Интернете, а сейчас и те уже перестают быть эффективными. Сознание людей меняется все быстрее, запросы становятся иными, а наших "специалистов" так и учат древним приемам, которые уже не работают.
Среди опрошенных маркетологов и специалистов по связям с общественностью так же лидирует мнение, что то, что они реально применяют в работе, они узнали где угодно, но только не в университете. Хотя мы проводили опрос выпускников очень престижных ВУЗов страны.
Все больше потенциальных работодателей отмечают, что поскольку система традиционного образования - структура консервативная, как и любая государственная система, ей сложно быстро реагировать на изменение потребностей бизнес-практики. Поэтому ориентация работодателя все больше идет на людей, способных учиться. Специалист должен всегда быть в курсе новых технологий и тенденций в своей отрасли.
Зачем я это делаю?
Нынешние студенты все чаще стали спрашивать себя, на что они тратят свое время и к чему их это приведет. Например, зачем они сидят на лекции и переписывают себе в тетрадь записи профессора и почему нельзя пойти и отксерокопировать это, а не тратить свое время впустую.
Почему? Ведь по сути форма лекции - штука средневековая, когда на всю школу была одна книга, у учителя. И чтобы как-то снабдить учеников теорией, он вынужден был читать эту свою книгу под запись.
А сейчас что? Зачем эти лекции? Почему нельзя пойти и отксерокопировать их или раскидать студентам по электронной почте для прочтения, а потом заняться практикой вместе с учителем? Непонятно. И непонятно не только нам, но и профессорам тоже. Но они это делают, потому что такая вот у нас форма образования. И в итоге студент получает 9936 часов "знаний", и из них только 4630 (!) практика. Все остальное - бессмысленные диктанты, переписывания из одной тетради в другую. И все это растянуто на 5 лет жизни.
Жизненно необходимо
Теперь давайте посмотрим на жизнь человека с бытовой точки зрения. Какие навыки необходимы в повседневной жизни? Навык общения. И не просто, а продуктивного общения.
Навык отстаивания своих интересов. Навык самопрезентации.
Современным студентам сложно устраиваться на работу. Причина не только в недостаточном погружении в практику, но и в крайней оторванности системы образования от реальных потребностей человека в целом. Любое собеседование - это искусство самопрезентации, которое требует определенного уровня уверенности человека в себе (это крайне редко бывает врожденным качеством), знание психологии, умение одеваться и держать себя и так далее.
Все эти важные моменты формирования личности остаются не затронутыми.
Итог
В итоге получается, что студенты и молодые специалисты - люди, находящиеся в постоянном противоречии. С одной стороны, головы их систематически забиваются бесконечным потоком устаревшей, а часто и вовсе ненужной теории, а с другой, все это необходимо как-то совмещать с практикой! Более того, по этим устаревшим или совсем оторванным от реальности данным молодой человек должен составить правдивую (!) картину мира.
Совершенно естественно, что молодые люди, воспитанные в таких условиях, представляют себе законы реального мира очень и очень условно.
Получается, что самые активные годы своей жизни человек тратит на состыковку всех этих бесконечных теорий с практикой да еще и на поиски работы, потому что большинство работодателей, как мы выяснили, предпочитают уже опытных специалистов.
По итогам обследований населения по проблемам занятости в мае 2009 года молодежь до 25 лет составляет среди безработных 28,7%, а самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (33,8%), а также 20-24 года (16,0%).
Средний же возраст безработных составил 35,0 года, в том числе безработных мужчин - 35,1 года - и безработных женщин - 34,8 года.
Вот какой парадокс! Самая активная часть трудоспособного населения страны остается не у дел. А к сорока годам, когда методом проб и ошибок человек приходит к более-менее сбалансированному взгляду на мир, пик его активности остается далеко позади и начинается спад эмоциональных и физических сил.
И все это происходит на фоне бесконечных реформ системы образования, только усугубляющих положение, и формального объявления текущего календарного года годом молодежи. А когда будут предприняты реальные шаги для улучшения ситуации в стране?
В каждом пятом отделе кадров нашим соискателям вежливо объяснили, что в выпускниках не нуждаются, потому что у компании нет времени и ресурсов на их обучение и на вопрос, как же быть выпускникам ВУЗов, кадровики только пожимают плечами.
Но более всего наши корреспонденты были шокированы тем, что на дверях многих потенциальных работодателей висят объявления с просьбой не беспокоить выпускников определенных ВУЗов! То есть у работодателей уже сложился свой "черный" список образовательных учреждений, студенты которых совершенно точно не отвечают их требованиям.
Теория, теория…
В наших ВУЗах шутят - вы не переживайте, все равно придете на работу и вам там скажут: Забудьте все, чему вас учили в университете. Потому что там была теория, а сейчас будет практика. Но чем оборачиваются такие шутки для студентов?
По данным наших опросов даже выпускники технических специальностей признают, что 40-50% того, что им давали в ВУЗе, им не пригодилось и вряд ли когда-то пригодится. При этом они поясняют, что именно технические знания они используют на 100%, потому что эти специальные формулы незыблемы и вечны и вряд ли будут меняться в обозримом будущем. Но вся остальная информация так и осталась для них ненужной.
Даже молодые специалисты, успешно устроившиеся на работу, в один голос твердят, что в самом начале их карьеры им было очень тяжело. Многое приходилось осваивать самостоятельно, зачастую спасали только курсы повышения квалификации с упором на практическое применение уже известных формул или советы более опытных специалистов.
Помедленнее, пжалста… Я записуаю…
Это мы говорили о фундаментальных знаниях, которые не меняются десятками и сотнями лет. А что же тогда делается в быстро развивающихся сферах? Например, в рекламе, программировании?
Десять лет назад реклама по телевизору и радио была еще свежей идеей, потом появились баннеры в Интернете, а сейчас и те уже перестают быть эффективными. Сознание людей меняется все быстрее, запросы становятся иными, а наших "специалистов" так и учат древним приемам, которые уже не работают.
Среди опрошенных маркетологов и специалистов по связям с общественностью так же лидирует мнение, что то, что они реально применяют в работе, они узнали где угодно, но только не в университете. Хотя мы проводили опрос выпускников очень престижных ВУЗов страны.
Все больше потенциальных работодателей отмечают, что поскольку система традиционного образования - структура консервативная, как и любая государственная система, ей сложно быстро реагировать на изменение потребностей бизнес-практики. Поэтому ориентация работодателя все больше идет на людей, способных учиться. Специалист должен всегда быть в курсе новых технологий и тенденций в своей отрасли.
Зачем я это делаю?
Нынешние студенты все чаще стали спрашивать себя, на что они тратят свое время и к чему их это приведет. Например, зачем они сидят на лекции и переписывают себе в тетрадь записи профессора и почему нельзя пойти и отксерокопировать это, а не тратить свое время впустую.
Почему? Ведь по сути форма лекции - штука средневековая, когда на всю школу была одна книга, у учителя. И чтобы как-то снабдить учеников теорией, он вынужден был читать эту свою книгу под запись.
А сейчас что? Зачем эти лекции? Почему нельзя пойти и отксерокопировать их или раскидать студентам по электронной почте для прочтения, а потом заняться практикой вместе с учителем? Непонятно. И непонятно не только нам, но и профессорам тоже. Но они это делают, потому что такая вот у нас форма образования. И в итоге студент получает 9936 часов "знаний", и из них только 4630 (!) практика. Все остальное - бессмысленные диктанты, переписывания из одной тетради в другую. И все это растянуто на 5 лет жизни.
Жизненно необходимо
Теперь давайте посмотрим на жизнь человека с бытовой точки зрения. Какие навыки необходимы в повседневной жизни? Навык общения. И не просто, а продуктивного общения.
Навык отстаивания своих интересов. Навык самопрезентации.
Современным студентам сложно устраиваться на работу. Причина не только в недостаточном погружении в практику, но и в крайней оторванности системы образования от реальных потребностей человека в целом. Любое собеседование - это искусство самопрезентации, которое требует определенного уровня уверенности человека в себе (это крайне редко бывает врожденным качеством), знание психологии, умение одеваться и держать себя и так далее.
Все эти важные моменты формирования личности остаются не затронутыми.
Итог
В итоге получается, что студенты и молодые специалисты - люди, находящиеся в постоянном противоречии. С одной стороны, головы их систематически забиваются бесконечным потоком устаревшей, а часто и вовсе ненужной теории, а с другой, все это необходимо как-то совмещать с практикой! Более того, по этим устаревшим или совсем оторванным от реальности данным молодой человек должен составить правдивую (!) картину мира.
Совершенно естественно, что молодые люди, воспитанные в таких условиях, представляют себе законы реального мира очень и очень условно.
Получается, что самые активные годы своей жизни человек тратит на состыковку всех этих бесконечных теорий с практикой да еще и на поиски работы, потому что большинство работодателей, как мы выяснили, предпочитают уже опытных специалистов.
По итогам обследований населения по проблемам занятости в мае 2009 года молодежь до 25 лет составляет среди безработных 28,7%, а самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (33,8%), а также 20-24 года (16,0%).
Средний же возраст безработных составил 35,0 года, в том числе безработных мужчин - 35,1 года - и безработных женщин - 34,8 года.
Вот какой парадокс! Самая активная часть трудоспособного населения страны остается не у дел. А к сорока годам, когда методом проб и ошибок человек приходит к более-менее сбалансированному взгляду на мир, пик его активности остается далеко позади и начинается спад эмоциональных и физических сил.
И все это происходит на фоне бесконечных реформ системы образования, только усугубляющих положение, и формального объявления текущего календарного года годом молодежи. А когда будут предприняты реальные шаги для улучшения ситуации в стране?
Обсуждения Традиционное образование перестало удовлетворять потребности