Традиционное образование перестало удовлетворять потребности

Тема трудоустройства выпускников ВУЗов становится все актуальнее и острее. Чиновники Минобразования, директора кадровых агентств и прочие должностные лица признают, что студентам в настоящее время все сложнее устроиться на работу сразу после получения диплома.
Традиционное образование перестало удовлетворять потребности
Корреспонденты Newcation решили провести собственное расследование и под видом студентов различных ВУЗов посетили сто компаний в попытке устроиться на работу. Результаты исследования шокировали даже тех, кто был готов к невысоким показателям студенческого трудоустройства.

В каждом пятом отделе кадров нашим соискателям вежливо объяснили, что в выпускниках не нуждаются, потому что у компании нет времени и ресурсов на их обучение и на вопрос, как же быть выпускникам ВУЗов, кадровики только пожимают плечами.

Но более всего наши корреспонденты были шокированы тем, что на дверях многих потенциальных работодателей висят объявления с просьбой не беспокоить выпускников определенных ВУЗов! То есть у работодателей уже сложился свой "черный" список образовательных учреждений, студенты которых совершенно точно не отвечают их требованиям.

Теория, теория…

В наших ВУЗах шутят - вы не переживайте, все равно придете на работу и вам там скажут: Забудьте все, чему вас учили в университете. Потому что там была теория, а сейчас будет практика. Но чем оборачиваются такие шутки для студентов?

По данным наших опросов даже выпускники технических специальностей признают, что 40-50% того, что им давали в ВУЗе, им не пригодилось и вряд ли когда-то пригодится. При этом они поясняют, что именно технические знания они используют на 100%, потому что эти специальные формулы незыблемы и вечны и вряд ли будут меняться в обозримом будущем. Но вся остальная информация так и осталась для них ненужной.

Даже молодые специалисты, успешно устроившиеся на работу, в один голос твердят, что в самом начале их карьеры им было очень тяжело. Многое приходилось осваивать самостоятельно, зачастую спасали только курсы повышения квалификации с упором на практическое применение уже известных формул или советы более опытных специалистов.

Помедленнее, пжалста… Я записуаю…

Это мы говорили о фундаментальных знаниях, которые не меняются десятками и сотнями лет. А что же тогда делается в быстро развивающихся сферах? Например, в рекламе, программировании?

Десять лет назад реклама по телевизору и радио была еще свежей идеей, потом появились баннеры в Интернете, а сейчас и те уже перестают быть эффективными. Сознание людей меняется все быстрее, запросы становятся иными, а наших "специалистов" так и учат древним приемам, которые уже не работают.

Среди опрошенных маркетологов и специалистов по связям с общественностью так же лидирует мнение, что то, что они реально применяют в работе, они узнали где угодно, но только не в университете. Хотя мы проводили опрос выпускников очень престижных ВУЗов страны.

Все больше потенциальных работодателей отмечают, что поскольку система традиционного образования - структура консервативная, как и любая государственная система, ей сложно быстро реагировать на изменение потребностей бизнес-практики. Поэтому ориентация работодателя все больше идет на людей, способных учиться. Специалист должен всегда быть в курсе новых технологий и тенденций в своей отрасли.

Зачем я это делаю?

Нынешние студенты все чаще стали спрашивать себя, на что они тратят свое время и к чему их это приведет. Например, зачем они сидят на лекции и переписывают себе в тетрадь записи профессора и почему нельзя пойти и отксерокопировать это, а не тратить свое время впустую.

Почему? Ведь по сути форма лекции - штука средневековая, когда на всю школу была одна книга, у учителя. И чтобы как-то снабдить учеников теорией, он вынужден был читать эту свою книгу под запись.

А сейчас что? Зачем эти лекции? Почему нельзя пойти и отксерокопировать их или раскидать студентам по электронной почте для прочтения, а потом заняться практикой вместе с учителем? Непонятно. И непонятно не только нам, но и профессорам тоже. Но они это делают, потому что такая вот у нас форма образования. И в итоге студент получает 9936 часов "знаний", и из них только 4630 (!) практика. Все остальное - бессмысленные диктанты, переписывания из одной тетради в другую. И все это растянуто на 5 лет жизни.

Жизненно необходимо

Теперь давайте посмотрим на жизнь человека с бытовой точки зрения. Какие навыки необходимы в повседневной жизни? Навык общения. И не просто, а продуктивного общения.

Навык отстаивания своих интересов. Навык самопрезентации.

Современным студентам сложно устраиваться на работу. Причина не только в недостаточном погружении в практику, но и в крайней оторванности системы образования от реальных потребностей человека в целом. Любое собеседование - это искусство самопрезентации, которое требует определенного уровня уверенности человека в себе (это крайне редко бывает врожденным качеством), знание психологии, умение одеваться и держать себя и так далее.

Все эти важные моменты формирования личности остаются не затронутыми.

Итог

В итоге получается, что студенты и молодые специалисты - люди, находящиеся в постоянном противоречии. С одной стороны, головы их систематически забиваются бесконечным потоком устаревшей, а часто и вовсе ненужной теории, а с другой, все это необходимо как-то совмещать с практикой! Более того, по этим устаревшим или совсем оторванным от реальности данным молодой человек должен составить правдивую (!) картину мира.

Совершенно естественно, что молодые люди, воспитанные в таких условиях, представляют себе законы реального мира очень и очень условно.

Получается, что самые активные годы своей жизни человек тратит на состыковку всех этих бесконечных теорий с практикой да еще и на поиски работы, потому что большинство работодателей, как мы выяснили, предпочитают уже опытных специалистов.

По итогам обследований населения по проблемам занятости в мае 2009 года молодежь до 25 лет составляет среди безработных 28,7%, а самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (33,8%), а также 20-24 года (16,0%).

Средний же возраст безработных составил 35,0 года, в том числе безработных мужчин - 35,1 года - и безработных женщин - 34,8 года.

Вот какой парадокс! Самая активная часть трудоспособного населения страны остается не у дел. А к сорока годам, когда методом проб и ошибок человек приходит к более-менее сбалансированному взгляду на мир, пик его активности остается далеко позади и начинается спад эмоциональных и физических сил.

И все это происходит на фоне бесконечных реформ системы образования, только усугубляющих положение, и формального объявления текущего календарного года годом молодежи. А когда будут предприняты реальные шаги для улучшения ситуации в стране?
×

По теме Традиционное образование перестало удовлетворять потребности

Потребности человека. К. Маркс

«Люди привыкли, — пишет Энгельс, — объяснять свои действия из своего мышления...
Журнал

Традиционное искусство

«Если у художника чистые мысли, он может создать хорошее произведение, которое...
Журнал

Образование, культура, здоровье

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить...
Журнал

Православное образование

Нужно ли православное образование светской школе? Все «за» и «против» обсуждают...
Журнал

Образование злокачественной опухоли

Онкологи из медицинского института Говарда Хью (Howard Hughes Medical Institute...
Журнал

Плохое образование

Университет Мичигана опубликовал результаты исследования, которое показало, что...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы