Давайте сыграем в ассоциации. Я назову какое-нибудь слово, а Вы - первое, что придет на ум в этой связи. Готовы? Тогда начнем. Ну, что-нибудь нейтральное. КОЛЕСО. Ваш ход. Есть? Спасибо.
Давайте посмотрим. Поскольку это моя любимая игра, у меня накопился богатый архив ответов.
Давайте посмотрим. Поскольку это моя любимая игра, у меня накопился богатый архив ответов.
Так… колесо…, колесо… пожалуйста. Спасательный круг, автомобиль, шестеренка, колесо фортуны, мельница, бублик, дорога, велосипед, воздух, ноль, руль, круговорот воды в природе, как белка в колесе, переселение душ, обручальное кольцо, дырка, хобот, цивилизация, водопад… и так далее, но поставим точку. И это только первый шаг. Каково же будет различие после, скажем, десятого?
А что задумали Вы? Напишите мне… впрочем, ясно одно: независимо от того, нашелся ли Ваш ответ в списке, он всего лишь один из множества вариантов. И так - Вы можете проверить сами - любое слово, включая союзы и междометия. И вот так мы разговариваем друг с другом. Так, поскольку наше мышление ассоциативно, мы думаем. Реагируем. Принимаем решения. Живем.
А ведь, как написал в сочинении на вольную тему юный герой старого фильма, счастье - это когда тебя понимают. Точнее, эта замечательная фраза и была всем сочинением. И действительно, что к этому добавить? А теперь, спустя несколько десятилетий, в новом веке и в новом, глобальном мире, выясняется, что не только счастье, но и материальное благополучие, экология, да и само существование на этой земле зависят он того, насколько мы поймем друг друга.
Это не поэтическая гипербола. Крупнейшие ученые и политики, то есть люди, далекие от чувствительности и романтизма, уже назвали кризис, наплывающий на нас как айсберг на Титаник, кризисом доверия. Оказывается, речь идет не только о том, будет ли у нас с кем приятно поговорить после обеда, а о том, будет ли сам обед. Нас предупреждают, что без элементарного взаимопонимания уже завтра невозможно будет ни произвести, ни сбыть и ни приобрести самых насущных вещей.
Ну, хорошо. То есть плохо. То есть достаточно реально и страшно. Допустим, мы с Вами люди, которым достаточно увидеть возбудителей холеры под микроскопом для того чтобы не пить зараженную ими воду. Допустим, мы предпочитаем профилактику болезни ее запоздалому лечению. Так что же делать? Как нам доверять друг другу, когда мы не понимаем друг друга? Как нам понимать друг друга, сидя каждый в одиночной камере своего сознания, своих интересов, своей личной стратегии выживания?
Возьмемся за руки, друзья? Любовь к ближнему? Господи, да разве мы не пытались? И разве самые светлые наши мечты и стремления не заканчивались взаимным уничтожением, ксенофобией и крушением идеалов? А с другой стороны, сам факт, что мы снова и снова не в состоянии обойти эту гору и упираемся в ее подножие, не говорит ли о том, что рано или поздно нам все-таки придется найти способ понять друг друга?
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
Эти прекрасные строки я услышала впервые в том же упомянутом мною фильме, "Доживем до понедельника". Тогда я была очень молода, слово "сочувствие" воспринимала скорей как жалость, и связь между первой и второй половинами стиха, как и общий его смысл, ускользали от меня.
Сегодня же, оглядываясь назад, я вижу, скольких горьких ошибок и ненужных страданий можно было бы избежать, владея этой благодатью, этим даром со-чувствия. Чувствуя другого человека, других людей как мы чувствуем самих себя. Но… значит, надо и думать о других столь же неотвязно как мы думаем о себе? Да ведь это противоестественно! Или… нет?
Давайте вспомним самые счастливые мгновения нашей жизни. Не были ли они сопряжены с полным забвением себя? С готовностью дарить, без условий, подозрений, без страха и упрека? Разве это не было столь же естественно и необходимо как дышать? И, если бы было возможно, кто бы отказался жить так всегда?
Каббала утверждает, что это возможно. И не только возможно - а необходимо и неизбежно. Правда, этому нужно учиться. Этого нужно очень захотеть. Захотеть гораздо больше и гораздо большего, чем просто дожить до понедельника.
А что задумали Вы? Напишите мне… впрочем, ясно одно: независимо от того, нашелся ли Ваш ответ в списке, он всего лишь один из множества вариантов. И так - Вы можете проверить сами - любое слово, включая союзы и междометия. И вот так мы разговариваем друг с другом. Так, поскольку наше мышление ассоциативно, мы думаем. Реагируем. Принимаем решения. Живем.
А ведь, как написал в сочинении на вольную тему юный герой старого фильма, счастье - это когда тебя понимают. Точнее, эта замечательная фраза и была всем сочинением. И действительно, что к этому добавить? А теперь, спустя несколько десятилетий, в новом веке и в новом, глобальном мире, выясняется, что не только счастье, но и материальное благополучие, экология, да и само существование на этой земле зависят он того, насколько мы поймем друг друга.
Это не поэтическая гипербола. Крупнейшие ученые и политики, то есть люди, далекие от чувствительности и романтизма, уже назвали кризис, наплывающий на нас как айсберг на Титаник, кризисом доверия. Оказывается, речь идет не только о том, будет ли у нас с кем приятно поговорить после обеда, а о том, будет ли сам обед. Нас предупреждают, что без элементарного взаимопонимания уже завтра невозможно будет ни произвести, ни сбыть и ни приобрести самых насущных вещей.
Ну, хорошо. То есть плохо. То есть достаточно реально и страшно. Допустим, мы с Вами люди, которым достаточно увидеть возбудителей холеры под микроскопом для того чтобы не пить зараженную ими воду. Допустим, мы предпочитаем профилактику болезни ее запоздалому лечению. Так что же делать? Как нам доверять друг другу, когда мы не понимаем друг друга? Как нам понимать друг друга, сидя каждый в одиночной камере своего сознания, своих интересов, своей личной стратегии выживания?
Возьмемся за руки, друзья? Любовь к ближнему? Господи, да разве мы не пытались? И разве самые светлые наши мечты и стремления не заканчивались взаимным уничтожением, ксенофобией и крушением идеалов? А с другой стороны, сам факт, что мы снова и снова не в состоянии обойти эту гору и упираемся в ее подножие, не говорит ли о том, что рано или поздно нам все-таки придется найти способ понять друг друга?
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
Эти прекрасные строки я услышала впервые в том же упомянутом мною фильме, "Доживем до понедельника". Тогда я была очень молода, слово "сочувствие" воспринимала скорей как жалость, и связь между первой и второй половинами стиха, как и общий его смысл, ускользали от меня.
Сегодня же, оглядываясь назад, я вижу, скольких горьких ошибок и ненужных страданий можно было бы избежать, владея этой благодатью, этим даром со-чувствия. Чувствуя другого человека, других людей как мы чувствуем самих себя. Но… значит, надо и думать о других столь же неотвязно как мы думаем о себе? Да ведь это противоестественно! Или… нет?
Давайте вспомним самые счастливые мгновения нашей жизни. Не были ли они сопряжены с полным забвением себя? С готовностью дарить, без условий, подозрений, без страха и упрека? Разве это не было столь же естественно и необходимо как дышать? И, если бы было возможно, кто бы отказался жить так всегда?
Каббала утверждает, что это возможно. И не только возможно - а необходимо и неизбежно. Правда, этому нужно учиться. Этого нужно очень захотеть. Захотеть гораздо больше и гораздо большего, чем просто дожить до понедельника.
Обсуждения Нам не дано предугадать…