Десятки веков на протяжении всей истории человечества существовало рабство. В Америке оно сохранялось до конца девятнадцатого века, в России крепостничество было упразднено немногим раньше. Огромные массы людей томились в рабстве, изнывая от своей несвободы.
Мы видим, что даже животные в неволе страдают, и это свидетельствует о том, что природа не согласна с порабощением любого творения. И не случайно человечество сотни лет вело войны, пока не достигло некоторой степени свободы личности.
Свободу можно отнести к закону природы, пронизывающему все стороны жизни. Но вот в чем вопрос: способны ли мы действовать по свободному желанию? Если проанализировать наши действия, мы обнаружим, что все они являются вынужденными и были совершены по принуждению. Ведь внутренняя природа человека и внешние обстоятельства вынуждает его действовать по заложенному в нем алгоритму поведения.
Природа ввергает нас в состояние абсолютной беспомощности и неопределенности. Мы разочаровываемся в своей способности менять что-то, как внутри себя, так и в жизни вообще. Тем самым природа предлагает нам остановить безудержную погоню и уделить время главному вопросу: на что мы, действительно, способны влиять?
В статье "Свобода воли" величайший каббалист прошлого века Й. Ашлаг дает подробные указания и советы, как найти свободу. Первым этапом является осознание того, что мы абсолютно во всем являемся полнейшими марионетками в руках сил природы. Мы находимся в плену эгоистической природы и вырваться из-под ее контроля не так-то просто. Единственным средством для обретения свободы, как это не покажется странным, является создание вокруг себя особой среды, определенной группы людей.
Последние исследования, проведенные социологами П. Блау, У. Скоттом и М. Шоу, показали, что именно коллективные действия являются наиболее успешными, так как именно социальное взаимодействие обеспечивало механизм исправления ошибок. Было отмечено, что в группах с хорошими взаимоотношениями люди лучше защищены от внешних воздействий и работают успешнее, имеют лучшее здоровье, чем изолированные индивиды.
Группа защищает человека, поддерживает и обучает. Именно группа может повлиять на его поведение, вопреки первоначальному, природному эгоизму. Естественно, что в таком обществе вырабатываются свои приоритеты. И если человек соглашается их принять, то обретает определенный "вес" в глазах группы. И тогда у него происходит переоценка ценностей, переоценка желаний.
В работе "Путь человека" Мартин Бубер рассказывает интересную притчу. Жил некогда человек, который был очень глуп. Когда он вставал по утрам, ему было так трудно найти свою одежду, что по вечерам он записывал, что и куда положил. Однажды утром он взял в руки записку, прочел: "шапка" - вот она - и надел ее на голову. "Брюки" - вот они лежат, он влез в них, и так до тех пор, пока полностью не оделся. "Все это прекрасно, но где же теперь я сам? - спросил он в сильнейшем испуге. - Где же, в конце концов, я?" И он начал искать, все искал и искал, но поиски были тщетны - он никак не мог найти самого себя.
Эта притча иллюстрирует тот факт, что поведение человека определяется заложенными в нем внутренними факторами и суммой внешних воздействий. В этом смысле человек является своего рода исполнительным механизмом. И чтобы найти самого себя, человеку нужно выйти из-под этого диктата автоматического режима существования. А для обретения свободы воли, как пишет Й. Ашлаг, человеку необходимо "подставить" себя под влияние избранной им окружающей среды.
Путь, ведущий к "обретению себя", как оказалось, проходит через наше окружение. Поэтому наша реализация свободы воли проявляется в выборе подходящего общества.
Человек сам выбирает себе такое окружение, которое обеспечит ему оптимальные условия для развития, поскольку воспринимает ценности друзей и старается им соответствовать. И вся наша задача заключается лишь в том, чтобы понять, какими мы хотим стать завтра.
Свободу можно отнести к закону природы, пронизывающему все стороны жизни. Но вот в чем вопрос: способны ли мы действовать по свободному желанию? Если проанализировать наши действия, мы обнаружим, что все они являются вынужденными и были совершены по принуждению. Ведь внутренняя природа человека и внешние обстоятельства вынуждает его действовать по заложенному в нем алгоритму поведения.
Природа ввергает нас в состояние абсолютной беспомощности и неопределенности. Мы разочаровываемся в своей способности менять что-то, как внутри себя, так и в жизни вообще. Тем самым природа предлагает нам остановить безудержную погоню и уделить время главному вопросу: на что мы, действительно, способны влиять?
В статье "Свобода воли" величайший каббалист прошлого века Й. Ашлаг дает подробные указания и советы, как найти свободу. Первым этапом является осознание того, что мы абсолютно во всем являемся полнейшими марионетками в руках сил природы. Мы находимся в плену эгоистической природы и вырваться из-под ее контроля не так-то просто. Единственным средством для обретения свободы, как это не покажется странным, является создание вокруг себя особой среды, определенной группы людей.
Последние исследования, проведенные социологами П. Блау, У. Скоттом и М. Шоу, показали, что именно коллективные действия являются наиболее успешными, так как именно социальное взаимодействие обеспечивало механизм исправления ошибок. Было отмечено, что в группах с хорошими взаимоотношениями люди лучше защищены от внешних воздействий и работают успешнее, имеют лучшее здоровье, чем изолированные индивиды.
Группа защищает человека, поддерживает и обучает. Именно группа может повлиять на его поведение, вопреки первоначальному, природному эгоизму. Естественно, что в таком обществе вырабатываются свои приоритеты. И если человек соглашается их принять, то обретает определенный "вес" в глазах группы. И тогда у него происходит переоценка ценностей, переоценка желаний.
В работе "Путь человека" Мартин Бубер рассказывает интересную притчу. Жил некогда человек, который был очень глуп. Когда он вставал по утрам, ему было так трудно найти свою одежду, что по вечерам он записывал, что и куда положил. Однажды утром он взял в руки записку, прочел: "шапка" - вот она - и надел ее на голову. "Брюки" - вот они лежат, он влез в них, и так до тех пор, пока полностью не оделся. "Все это прекрасно, но где же теперь я сам? - спросил он в сильнейшем испуге. - Где же, в конце концов, я?" И он начал искать, все искал и искал, но поиски были тщетны - он никак не мог найти самого себя.
Эта притча иллюстрирует тот факт, что поведение человека определяется заложенными в нем внутренними факторами и суммой внешних воздействий. В этом смысле человек является своего рода исполнительным механизмом. И чтобы найти самого себя, человеку нужно выйти из-под этого диктата автоматического режима существования. А для обретения свободы воли, как пишет Й. Ашлаг, человеку необходимо "подставить" себя под влияние избранной им окружающей среды.
Путь, ведущий к "обретению себя", как оказалось, проходит через наше окружение. Поэтому наша реализация свободы воли проявляется в выборе подходящего общества.
Человек сам выбирает себе такое окружение, которое обеспечит ему оптимальные условия для развития, поскольку воспринимает ценности друзей и старается им соответствовать. И вся наша задача заключается лишь в том, чтобы понять, какими мы хотим стать завтра.
Обсуждения Отдайте нам нашу свободу